УДК 338.49
doi: 10.18101/2304-4446-2018-4-33-40
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА «РОССИЯ — МОНГОЛИЯ — КИТАЙ»
© Булатова Надежда Николаевна
доктор экономических наук, профессор,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: [email protected]
© Алексеев Алексей Васильевич
кандидат технических наук, доцент,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Россия, 670013, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: [email protected]
© Тихонова Полина Викторовна
аспирант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
Россия, 670013, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы международного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России, Монголии и Китая в рамках программы формирования экономического коридора «Россия — Монголия — Китай». Особое внимание уделено историческому аспекту создания данного коридора. Выделены основные направления развития экономического пояса Шелкового пути. В рамках составленной дорожной карты экономического коридора представлены направления развития транспортной инфраструктуры. Международное сотрудничество в этой области даст возможность формирования единого евроазиатского транспортного пространства, где главным инвестиционным проектом представляется создание транспортно-логистической компании. Сделан вывод о том, что участие регионов России в данной программе создает широкие перспективы образования очаговых транспортно-промышленных поясов, основным элементом которых является интегральная инфраструктурная макросистема, объединяющая транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку воды, нефти, газа, обеспечив при этом формирование нового технологического и социо-уклада.
Ключевые слова: экономический коридор; международное сотрудничество; транспортная инфраструктура; трансконтинентальные коридоры; единое транспортное пространство; транспортно-логистическая компания.
Исторический аспект создания китайско-монгольско-российского экономического коридора начинается с 2012 г. В тот период Россия сосредоточилась на развитии Дальнего Востока, что стало одной из основных стратегических задач, стоящих перед страной. В марте 2014 г. президиум Российской академии наук утвердил концепцию «Трансъевразийский пояс RAZVITIE» (ТЕПР) с акцентом на строительство объектов нефтегазовой генерации и переработки, развитие наукограда
Новосибирска и Транссибирской железнодорожной магистрали, нефтегазового трубопроводного транспорта. Вдоль этого пояса развития должна быть образована серия высокотехнологичных кластеров и сформирован пояс развития транспорта, энергетики, телекоммуникации — от Атлантики через Европу и Сибирь до Тихого океана. В феврале 2014 г. в Сочи председатель Китайской Народной Республики господин Си Цзиньпин официально пригласил Россию принять участие в строительстве экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и выступил с инициативой состыковки Трансъевразийской железнодорожной магистрали с ЭПШП.
В мае 2013 г. Великий государственный хурал Монголии утвердил основной курс развития народного хозяйства и общества на 2014 г., в котором предусмотрено пять направлений развития транспортной инфраструктуры. Это модернизация железных дорог, строительство автотрасс, нефтегазового трубопроводного транспорта и высоковольтной линии электропередачи. Эта программа получила название «Степной путь». Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж предложил Си Цзиньпину и Владимиру Путину состыковать Степной путь с Транссибом и ЭПШП. Повышая уровень китайско-монгольских отношений до всеобъемлющего стратегического партнерства, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай придерживается активной позиции в отношении монгольской инициативы в рамках сотрудничества по созданию ЭПШП. Владимир Путин также обещал содействие Монголии в модернизации железнодорожных магистралей, повышении их скоростных и пропускных возможностей.
Монголия стремится стать транзитной страной для транспортировки российского газа в Китай. В сентябре 2014 г. правительство этой страны приняло решение начать строительство «Степного пути».
В сентябре 2014 г. в Душанбе состоялся первый трехсторонний саммит глав Китая, Монголии и России. В ходе этой встречи председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что стратегии развития трех стран соприкасаются друг с другом, отметив, что российская и монгольская стороны поддерживают идею о том, что китайская инициатива ЭПШП, российская концепция «Трансъевразийский пояс RAZVITIЕ» и монгольский «Степной путь» должны состыковаться и образовать китайско-монгольско-российский экономический коридор, создавая тем самым общее евразийское экономическое пространство.
Создание этого коридора сопрягается со стратегиями развития трех государств. С одной стороны, он содействует восстановлению северо-востока Китая, а с другой — созданию инфраструктуры в Монголии, включающей строительство автомобильных и железных дорог, нефте- и газопровода, линий электропередач, а также мощностей, связанных с добычей минеральных ресурсов и перерабатывающей промышленностью. В то же время осуществление этого проекта создаст благоприятные условия для развития исторически первого азиатско-европейского сухопутного моста — Транссиба, который вместе с нефтепроводом «Восток» и газопроводом «Сила Сибири» составляет Трансъевразийский пояс RAZVITIE, что положительно скажется на развитии и открытии миру Восточной Сибири и Дальнего Востока России [7].
Состыковка ЭПШП с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в сфере жесткой инфраструктуры подразумевает интеграцию транспортных, энергетиче-
ских и информационных сетей и ведет к созданию азиатско-европейской транс-портно-логистической системы беспрепятственного перемещения товаров, людей и информационных потоков.
Необходимо отметить и совместное китайско-российское строительство Северного морского пути, что представляет собой не только более удобную альтернативу существующей азиатско-европейской морской транспортной логистике, но и способствует дальнейшей эксплуатации и использованию природных ресурсов и социально-экономическому развитию российской Арктики в целом.
Кроме того, данный экономический коридор работает на региональное экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии с подключением Японии и Южной Кореи.
К основным направлениям развития экономического пояса Шелкового пути следует отнести следующие:
1. Экономический пояс Шелкового пути из Синьцзяна, проходя Казахстан и Россию, Белоруссию и Польшу, дойдет до Балтийского моря и Западной Европы, или, проходя Казахстан (или Киргизию, Узбекистан, Туркменистан), Каспийское море, Кавказ, Черное море, Украину, Румынию, сформирует новый азиатско-ев-ропейский континентальный мост. Этот мост преобразует Центральную Азию в своего рода поток товаров, людей, информации, капиталов, технологий, проходящий через все государства-члены ЕАЭС. Он соединит Азиатско-Тихоокеанское экономическое кольцо как современный локомотив мировой экономики с Европейским союзом, что приведет к всеобъемлющему социально-экономическому развитию «золотой середины» — Евразии, позволив региону выйти из ситуации зависимости национальных экономик от экспорта сырья и энергоресурсов и разрешит стратегическую задачу индустриализации, реиндустриализации и всесторонней модернизации.
2. Экономический пояс Шелкового пути, выходя из китайского Синьцзяна и проходя Казахстан (или Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию через Средиземное море — до Европы, или через Иран зайдет в Персидский залив), сформирует экономический коридор между Китаем, Центральной и Западной Азией. По этому коридору, с одной стороны, могут транспортироваться энергетические ресурсы Центральной и Западной Азии на Азиатско-Тихоокеанское экономическое кольцо наиболее быстрого экономического развития. С другой стороны, здесь же будут осуществляться инвестиции, передаваться передовые технологии и высококачественные производственные мощности Азиатско-Тихоокеанского экономического кольца в Центральную и Западную Азию, что должно привести к промышленному развитию и инновациям, диверсификации экономики и модернизации в этом регионе.
3. Экономический пояс Шелкового пути, выходя из китайского Синьцзяна и проходя Пакистан, получает название «Китайско-пакистанский экономический коридор». Он может развернуться на север (Иран), что станет важным дополнением к экономическому коридору между Китаем, Центральной и Западной Азией. Он также открывает перспективу на Юг (Индийский океан) не только для СевероЗападного региона Китая, но и для стран-членов Евразийского экономического союза. В этом регионе будет формироваться зона экономического сотрудничества и
стратегической безопасности, начиная от Кашгара (Синьцзян) и заканчивая портом Гвадар в Пакистане, протяженностью 3000 км, который соединяет три крупных экономических региона — Восточную, Центральную и Южную Азию с Западной Азией.
4. Экономический пояс Шелкового пути, выходя из Юго-Западного региона Китая и проходя Мьянму, Бангладеш и Индию, сформирует важнейший коридор экономического сотрудничества, который не только тесно связывает Южную Азию с Центральной и Западной Азией, но и более экономически интегрирует Южную Азию во главе с Индией с регионом Юго-Восточной Азии. Этот коридор приведет к совместному развитию экономик Центральной, Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, в результате чего на основе взаимной выгоды и взаимного дополнения между разными странами сформируется рациональное международное разделение труда, что, в свою очередь, окажет содействие корректировке экономической структуры и повышению экономической мощи и качества жизни.
5. Экономический пояс Шелкового пути, выходя из Юго-Западного региона Китая и проходя Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Таиланд, Малайзию через Индокитайский полуостров, дойдет до Сингапура, образует транснациональный коридор между Китаем и странами АСЕАН, вдоль которого поток товаров, капиталов и информации, сопряженный с автомобильными, железными дорогами и другими видами транспорта, будет содействовать формированию региональной экономики совместного развития.
5. Важно отметить, что транспортные коридоры — российский Северный морской путь, «Север — Юг»: Россия — Каспийское море — Иран — Индия — Шри-Ланка — Сингапур, ТРАСЕКА: Европа — Кавказ — Азия, даже американский «Новый шелковый путь»: Центральная Азия — Афганистан — Пакистан — Индия и др., также являются объектами экономического пояса Шелкового пути [5].
К первым результатам строительства экономических коридоров можно отнести тот факт, что всего после двух лет, которые прошли со времени призыва председателя КНР Си Цзиньпина к созданию экономического пояса Шелкового пути, многие европейские и азиатские страны активно приступили к осуществлению стратегической состыковки с ЭПШП. Строительство экономических коридоров воплощается в целом ряде конкретных проектов, которые уже начали осуществляться.
В июле 2015 г. главы Китая, России и Монголии встретились в Уфе и утвердили дорожную карту трехстороннего сотрудничества. Заслуживают внимания те инвестиционные проекты, которые направлены на строительство международных транспортных коридоров, пограничной инфраструктуры, трансграничных транспортных организаций, формирование долгосрочного механизма связи обеспечения взаимодействия этих трех стран. Данные проекты будут способствовать развитию как национальных транспортных комплексов, так и развитию транзита между Россией, Азией и Европой как безбарьерного потока пассажиров, товаров и транспортных средств. Тем самым обеспечивается повышение потенциала железнодорожного и автомобильного транспорта, содействие модернизации существующей железной дороги и новых железнодорожных и автодорожных проектов, формирование трансграничных транспортных правил обеспечения технических и
тарифных условий для сходимости международных условий перевозок, содействие развитию международного обмена информацией в области железнодорожных грузовых транспортных данных [6].
В рамках составленной дорожной карты особый интерес вызывает сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры по следующим направлениям:
1. Комплексная модернизация и развитие центрального железнодорожного коридора (Улан-Удэ — Наушки — Сухэ-Батор — Улан-Батор — Замын-Удэ — Эр-лянь — Уланчаб — Чжанцзякоу — Пекин — Тяньцзинь).
2. Проект северного железнодорожного коридора (Курагино — Кызыл — Ца-ган толгой — Арц сурь — Овот — Эрдэнэт — Салхит — Замын-Удэ — Эрлянь — Уланчаб — Чжанцзякоу — Пекин — Тяньцзинь).
3. Проект западного железнодорожного коридора (Курагино — Кызыл — Ца-ган толгой — Арц сурь — Кобдо — Такешкен — район Хами — Чанцзи-Хуэйский автономный округ — Урумчи).
4. Проект восточного железнодорожного коридора (Борзя — Соловьевск — Эрэнцав — Чойбалсан — Хут — Бичигт — Шилин-Гол (Чжуэньгадабуци) — Чифэн — Чаоян — Цзиньчжоу/Паньцзинь).
5. Проект расширения «Туманганского транспортного коридора» («Приморье-2») (Чойбалсан — Сумбэр — Аршань — Улан-Хото — Чанчунь — Яньцзи — Хунь-чунь — Зарубино).
6. Проект расширения железнодорожного транспортного коридора «Приморье-1» (Чойбалсан — Сумбэр — Аршань — Маньчжурия — Цицикар — Харбин — Му-даньцзян — Суйфэньнхэ — Владивосток — Находка).
7. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Пекин через территорию Монголии.
8. Открытие трехсторонней логистической компании.
9. Интенсивное использование в транзитных перевозках маршрута АН-3 сети азиатских автодорог (Улан-Удэ — Кяхта/Алтанбулаг — Дархан — Улан-Батор — Сайншанд — Замын-Удэ/Эрлянь — Внешний Пекин — Тяньцзинь), строительство скоростной автомобильной дороги в этом направлении.
10. Строительство и интенсивное использование в транзитных перевозках маршрута АН-4 сети азиатских автодорог (Новосибирск — Барнаул — Горно- Ал-тайск — Ташанта/Улан байшинт — Ховд — Ярантай/Такешкен — Урумчи — Каши — Хонкираф).
11. Проект восточного автодорожного коридора по маршруту (Борзя — Соло-вьевск — Эрэнцав — Чойбалсан — Барун Урт — Бичигт — Чжуэньгадабуци — Си — Уджимчмин-Ци — Чифэн/Силин-Хото — Чаоян/Чэндэ — Паньцзинь/Цзиньчжоу/Тяньцзинь).
12. Реализация проекта международных автомобильных перевозок по азиатским автомобильным дорогам (ЭСКАТО).
13. Создание телекоммуникационной инфраструктуры, создание площадок обеспечения безопасности и управления технологическими процессами транзитных транспортных коридоров по направлению: Улан-Удэ — Кяхта/Алтанбулаг —
Дархан — Улан-Батор — Сайншанд — Замын-Удэ/Эрлянь — Уланчаб — Пекин — Тяньцзин [3].
Перечисленные пункты дорожной карты свидетельствуют о том, что развитие транспортной инфраструктуры — это та ключевая сфера, обусловливающая углубление экономической интеграции, создавая единое евроазиатское транспортное пространство (ЕАТП), обеспечивающее:
- беспрепятственное перемещение пассажиров, багажа, грузов и транспортных средств;
- техническую и технологическую совместимость транспортных процессов;
- гармонизацию законодательства;
- единые правила конкуренции транспортных операторов [4].
Главным транспортным проектом в рамках (ЕАТ П) станет создание транс-портно-логистической компании (ТЛК), которая должна стать глобальным транспортным интермодальным логистическим оператором между тремя странами. ТЛК позволит одновременно решать несколько стратегических задач: создание мощной транспортной платформы для реализации масштабных проектов на территории стран экономического коридора через стратегическое объединение ведущих железнодорожных контейнерных операторов, логистической инфраструктуры, грузовых терминалов и предложение комплексной транспортно-логистиче-ской услуги по принципу «одного окна»; образование конкурентной цены за транспортные услуги; развитие железнодорожных контейнерных перевозок как одного из наиболее доходных и перспективных сегментов рынка [4]. ТЛК будет построена по принципу сетевой компании и ориентирована на предоставление современных сервисов для крупных клиентов — товаропроизводителей и грузоотправителей.
Транспортный проект создания нового структурного объекта в виде ТЛК чрезвычайно важен для российской региональной экономики, что обеспечивает высокую конкурентоспособность путей международных товарных потоков, проходящих через российскую территорию. С российской стороны это Забайкальский край, Бурятия, Тыва, Хакасия, а также Иркутская, Новосибирская, Кемеровская области и Алтайский край. Именно Сибирь и российский Дальний Восток являются опорными регионами для трехстороннего сотрудничества. При этом для этих регионов открываются широкие перспективы образования очаговых транспортно-промышленных поясов, основным элементом которых является интегральная инфраструктурная макросистема, объединяющая транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку воды, нефти, газа, обеспечив при этом формирование нового технологического и социоуклада. Создание предложенных транспортных коридоров также позволит существенно повысить их социально-экономическое положение, будут созданы новые рабочие места, будут созданы возможности для развития малого и среднего бизнеса, улучшена инфраструктура. Участие России в реализации данного мегапроекта закрепит за Сибирью и Дальним Востоком статус территории опережающего развития. В этих условиях Россия, выходя на этап продвижения собственной стратегии участия в данной программе, должна не только изучить инвестиционный климат, политическую, правовую и законодательную
среду, но и оценить все риски с целью извлечения преимуществ международной торгово-экономической интеграции в трехстороннем формате [3].
В заключение отметим, что реализация программ трехстороннего взаимодействия может стать мощным драйвером успешного экономического роста не только для регионов России, Китая и Монголии, по которым пути сотрудничества будут проходить, но и заложить надежный фундамент совместного процветания трех государств, связанных между собой давними историческими узами и общими стратегическими интересами.
Литература
1. Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://Pandia.ru (дата обращения: 15.08.2017).
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г., № 172-ФЗ.
3. Булатова Н. Н. Перспективы развития региональной экономики в условиях формирования экономического коридора «Россия — Монголия — Китай» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 1. С. 90-99.
4. Подберезкина О. А. Транспортные коридоры в российских интеграционных проектах // Вестник МГИМО. 2017. № 2(53).
5. Россия, Китай и Монголия создадут экономический коридор [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/06/23/.html (дата обращения: 15.08.2017).
6. Самойленко В. Россия — Китай — Монголия: перспективы трехстороннего сотрудничества // Международная жизнь. 2016. Июнь. С. 12-23.
7. Специальный репортаж: Экономический коридор Китай — Монголия — Россия содействует взаимосвязанности в Евразии [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Nadejda/Downloads/эконом.коридор/ (дата обращения: 15.08.2017).
8. Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года: аналитический доклад / А. А. Кокошин [Электронный ресурс]. URL: http://econom.nsc.ru/ieie/Izdan/trudi/korjubaev/doklad.pdf (дата обращения: 15.08.2017).
9. Транспортные проекты Китая в Центральной Азии [Электронный ресурс]. URL: www.webeconomy.ru/index.php?cat=mcat&mcat=153&newsid=2795&p=5&page=cat&type= news (дата обращения: 15.08.2017).
10. Формирование модели организации приграничного сотрудничества в рамках международных транспортных коридоров: монография / Н. Н. Булатова, В. М. Алексеев, В. В. Алексеева. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. 347 с.
TOWARDS DEVELOPMENT OF RUSSIA-MONGOLIA-CHINA ECONOMIC CORRIDOR
Nadezhda N. Bulatova Dr. Sci. (Econ.), Prof.,
East-Siberian State University of Technology and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude 670013, Russia E-mail: [email protected]
Aleksey V. Alekseev
Cand. Sci. (Engineering), A/Prof.,
East-Siberian State University of Technology and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude 670013, Russia E-mail: [email protected]
Polina V. Tikhonova Research Assistant,
East-Siberian State University of Technology and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude 670013, Russia E-mail: [email protected]
The article discusses the issues of international trade, economic and investment cooperation between Russia, Mongolia and China within the framework of the program of "Russia-Mongolia-China" economic corridor. Particular attention is paid to the historical aspect of creating this corridor. We have singled out the main trends of Silk Road Economic Belt development. The directions in construction of transport infrastructure are presented within the framework of the compiled road map of the economic corridor. International cooperation in this area will make it possible to form a single Eurasian transport space, where creation of the transport and logistics company is considered as a main investment project. It is concluded that participation of Russian regions in this program gives broad prospects for formation of local transport and industrial zones. The main element of such zones is an integrated infrastructure macrosystem that combines transport, energy production, telecommunications, water, oil and gas transportation, herewith it ensures the formation of a new technological and social way of life. Keywords: economic corridor; international cooperation; transport infrastructure; transcontinental corridors; single transport space; transport and logistics.