УЧЕНЫЕ АКАДЕМИИ -ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ
А. Я. Черныш, В. И. Голоскоков, С. В. Барамзин, Ю. Е. Гупанова
СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
В работе представлены результаты сотрудничества ученых Российской таможенной академии и специалистов Приволжского таможенного управления по адаптации и внедрению в деятельность таможенных органов РФ требований международных стандартов ИСО серии 9000. Проанализированы основные требования стандартов качества, составляющие методологическую основу системы управления качеством деятельности таможенных органов. Основное внимание уделено ведомственной аттестации как ключевому элементу внутренней оценки деятельности таможенных органов.
Ключевые слова: качество; система менеджмента качества; стандарты ИСО серии 9000; управление качеством; ведомственная аттестация; управление несоответствиями.
Руководство государства и ФТС России принимает различные меры по повышению качества работы всей таможенной системы, и прежде всего качества управления ее основными процессами.
Исследования, проведенные учеными Российской таможенной академии, свидетельствуют о невозможности повышения качества работы таможенных органов без реализации принципов международных стандартов качества ИСО серии 9000. В этом, по их мнению, заключается особая значимость той работы, которая особенно активно проводилась в 2009-2010 гг.
По оценке руководителя ФТС России А. Ю. Бельянинова, реформирование ведомства в целом проходит результативно: «... на практике Приволжского таможенного управления внедрение (стандартов ИСО серии 9000) прошло успешно, и уже можно оценивать действующую систему в наших условиях, с нашими возможностями. Необходимо в максимально сжатые сроки распространить этот опыт в других регионах, внедрить его в деятельность Федеральной таможенной службы. И, поскольку мы теперь действуем в рамках Таможенного союза, нужно передать опыт нашим коллегам, ознакомить их с нашими наработками в этой области» [1].
На проведенной на территории Приволжского таможенного управления 2 декабря 2010 г. коллегии ФТС России, по сути, были подведены итоги этой работы. Серьезное внимание уделялось оценке сущности и содержания системы менеджмента качества (далее - СМК), необходимости и целесообразности внедрения
стандартов качества в деятельность таможенных органов. Было принято стратегическое решение коллегии, которое доведено до всех структур ФТС России соответствующим приказом [2]. Оно положило начало внедрению требований международных стандартов ИСО серии 9000 в деятельность таможенных органов страны.
Этим решением коллегии на Российскую таможенную академию возложено научное сопровождение внедрения в таможенных органах Приволжского таможенного управления требований международных стандартов ИСО серии 9000. Был разработан и согласован план совместной работы Российской таможенной академии и Приволжского таможенного управления на 2011 г., который предусматривал следующие направления:
1. Расширение практики применения системы управления качеством в Приволжском таможенном управлении, учитывающее 15 основных позиций, связанных с освоением требований стандартов ИСО серии 9000.
2. Научное сопровождение внедрения в таможенных органах этого управления требований стандартов ИСО серии 9000 с участием сотрудников Российской таможенной академии, в том числе выполнение базовой научно-исследовательской работы на тему «Разработка рекомендаций по созданию и освоению в ФТС России механизма ведомственной аттестации систем управления таможенными органами на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008».
3. Апробация результатов этой работы в таможенных органах Приволжского таможенного управления в 2012 г.
В рамках указанных направлений Российской таможенной академией совместно с Приволжским таможенным управлением получены следующие результаты:
1. Разработаны и размещены на портале ФТС России проекты документов, связанные с освоением в таможенных органах стандартов ИСО серии 9000, включающие Концепцию широкомасштабного освоения в таможенных органах требований международных стандартов ИСО серии 9000.
2. Подготовлена и издана программа дополнительного профессионального образования «Стандарт ФТС России. Системы управления качеством в таможенных органах». По данной программе проведено два выпуска в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Российской таможенной академии. Анонимное анкетирование выпускников подтвердило необходимость дальнейшей реализации программы.
3. Совместно с Приволжским таможенным управлением разработаны «Методические рекомендации по внедрению требований международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» в таможенных органах».
В настоящее время в Приволжском таможенном управлении ведется работа по представлению документов системы управления качеством таможенного контроля для сертификации. Получение сертификата на систему качества процесса таможенного контроля является определенной гарантией ее международного признания.
Таким образом, в 2010-2011 гг. ученые Российской таможенной академии и специалисты Приволжского таможенного управления активно занимались разработкой концептуальных положений освоения стандартов ИСО серии 9000 в деятельности таможенных органов; также был подготовлен ряд методических документов, необходимых для прохождения сертификации системы менеджмента качества процесса таможенного контроля.
Следует отметить, что подобные процессы затронули и другие государственные органы РФ. Так, в Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России) в последнее время стали уделять повышенное внимание качеству государственного управления, действенным механизмам создания современной качественной системы государственного управления, работающей в интересах потребителей (граждан), а также базовым требованиям стандартов ИСО серии 9000, адаптированным к деятельности госорганов. В последние годы ФАС России внесла изменения в структурирование своей службы, разработала свод показателей службы в целом и каждого подразделения, сформировала систему оценок своей работы, ввела рейтингование отдельных управлений, проводит ежегодный мониторинг мнений потребителей. В итоге с конца прошлого года служба начала готовиться к прохождению сертификации на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001 [3].
Признавая в целом важность сертификации как внешней независимой оценки деятельности госорганов, необходимо отметить, что особое значение имеет и внутренняя оценка деятельности, выстраиваемая на основе разработанных для каждого ведомства собственных критериев. Так, в качестве механизма такой оценки в таможенных органах предлагается ведомственная аттестация систем управления таможенными органами.
Концепция широкомасштабного освоения в таможенных органах требований международных стандартов ИСО серии 9000, рассмотренная на коллегии ФТС России 2 декабря 2010 г., стала методологической основой формирования системы ведомственной аттестации, присущей специфическим (ведомственным) процессам, например, процессу таможенного контроля. Внедрение положений этой Концепции в таможенных органах РФ позволит реализовать единые подходы к оценке качества всего многообразия таможенных процедур и в рамках Таможенного союза.
Цель данной Концепции состоит в определении путей и способов внедрения в практику управления таможенными органами системы управления качеством для повышения эффективности таможенного администрирования [4].
Успешная реализация ее положений требует проведения комплекса первоочередных мероприятий, включающего:
1) введение ведомственной аттестации системы управления качеством;
2) совершенствование системы управления качеством всех процессов таможенной деятельности на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000;
3) дальнейшую разработку показателей качества процессов таможенной деятельности и интегрирование их в систему контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов;
4) организацию изучения персоналом таможенных органов требований международных стандартов ИСО серии 9000;
5) совершенствование функционирования всех составляющих системы управления таможенным органом.
В интересах создания условий для обеспечения необходимого уровня качества результатов труда в международных стандартах ИСО серии 9000 предусмотрены как принцип документирование всех производственных процессов, а также их постоянное улучшение. Это позволит установить требования к качеству
промежуточных и конечных результатов деятельности, обеспечить их соответствие современным требованиям и создать правовую основу для предъявления требований к исполнителям в случае низкого качества труда.
Одним из приоритетных направлений реализации Концепции освоения в таможенных органах стандартов ИСО серии 9000 является введение механизма ведомственной аттестации, направленной на формирование заинтересованности руководящего состава таможенной службы и персонала таможенных органов в систематическом улучшении таможенных процессов и результатов деятельности [5].
Исследователи Российской таможенной академии считают, что в данном случае целесообразно, прежде всего, обратить внимание на создание условий в таможенных органах РФ для экспериментальной реализации ведомственной аттестации систем управления таможенными органами.
В Российской таможенной академии разработан также проект Положения о ведомственной аттестации систем управления таможенными органами на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000, который определяет:
- назначение и задачи ведомственной аттестации систем управления таможенными органами на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- методику количественной оценки соответствия фактического состояния системы управления требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- порядок ведомственной аттестации систем управления таможенными органами;
- требования к квалификации специалистов, осуществляющих ведомственную аттестацию систем управления таможенными органами;
- методы использования результатов ведомственной аттестации систем управления.
В качестве задач ведомственной аттестации систем управления таможенными органами выделяются:
- оценка степени освоения таможенными органами требований стандартов ИСО серии 9000;
- распространение идеологии качества результатов деятельности на все таможенные органы ФТС России;
- определение состава несоответствий и проведение корректирующих действий для обеспечения соответствия системы управления требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- оценка результативности системы управления с точки зрения достижения целей деятельности таможенного органа;
- использование результатов ведомственной аттестации для проведения различных конкурсов и поощрения руководящего состава и персонала таможенных органов.
Однако, чтобы приступить к его экспериментальной реализации, необходимо «привязать» проект ведомственной аттестации к реальным условиям. Это предусмотрено разработанной в Российской таможенной академии «Методикой освоения проекта Положения о ведомственной аттестации систем управления таможенными органами», которая предполагает:
- уточнение предложенных в проекте Положения критериев оценки соответствия системы управления таможней требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- определение функциональной структуры и порядка взаимодействия подразделений, задействованных в оценке соответствия системы управления требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- установление порядка подбора сотрудников (внутренних аудиторов), вовлекаемых в эту работу, и методов их подготовки и консультирования с целью обеспечения идентичности оценки соответствия системы управления требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- разработку механизма подведения итогов оценки соответствия системы управления таможней требованиям стандартов ИСО серии 9000 и порядка ранжирования таможен по критерию соответствия систем управления требованиям этих стандартов;
- определение места и метода учета результатов ведомственной аттестации в действующей системе оценки деятельности таможен;
- проведение в 2012 г. экспериментальной оценки систем управления таможен Приволжского таможенного управления на соответствие их требованиям стандартов ИСО серии 9000.
При этом необходимо решить два важных организационных вопроса: 1) кто должен заниматься совершенствованием системы управления таможенного органа и представлять ее для ведомственной аттестации; 2) кто должен непосредственно осуществлять ведомственную аттестацию.
В отношении первого вопроса следует отметить, что стандарт ИСО предусматривает наличие в организации представителя руководства, отвечающего за состояние системы управления и осуществляющего взаимодействие с органами по сертификации. Для реализации его функций должен быть разработан ключевой документ системы управления - «Руководство по качеству» [6].
Что касается ответа на второй вопрос, то здесь необходима дальнейшая серьезная проработка. Вместе с тем на стадии экспериментальной проверки эту работу могут выполнять представители Приволжского таможенного управления при участии ученых Российской таможенной академии. Для этого нужно прежде всего определить функциональную структуру и порядок взаимодействия подразделений, задействованных в оценке соответствия системы управления требованиям стандартов ИСО серии 9000.
Исследования также показали, что для реализации идеи ведомственной аттестации необходимо создание специализированного подразделения в ФТС России. Причем на этапе экспериментального применения ведомственной аттестации целесообразно апробировать метод учета результатов ведомственной аттестации в действующей системе оценки деятельности таможен и присвоить показателю соответствия определенный уровень весомости в общей номенклатуре учитываемых показателей.
Выполненные исследования показывают, что результаты ведомственной аттестации систем управления таможенными органами могут использоваться ФТС России в следующих целях:
- для проведения ежегодных ведомственных и региональных конкурсов таможенных органов на лучшую систему управления;
- для поощрения руководящего состава таможенных органов и их коллективов за систематическое повышение результативности системы управления;
- как дополнительное условие для представления руководящего состава таможенных органов к очередным специальным званиям;
- как самооценка степени приближения системы управления таможенным органом к требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- для выявления потенциальных возможностей и резервов систем управления таможенными органами и их систематического совершенствования.
Освоение требований стандартов ИСО серии 9000 в таможенных органах и введение ведомственной аттестации систем управления на соответствие их требованиям стандартов ИСО серии 9000, а также освоение механизма реагирования на несоответствия связаны с систематическим улучшением процессов деятельности таможенных органов. При этом каждое большое или малое улучшение связано с корректировкой (изменением) технологических схем и таможенных процедур.
Основные требования к содержанию таможенных процедур и технологических схем таможенного контроля объектов внешней торговли устанавливаются на законодательном уровне и на уровне приказов и распоряжений руководства ФТС России. Внесение в них изменений и дополнений, улучшающих качество таможенной деятельности, не может быть осуществлено в оперативном порядке. Процедуры согласования текстов изменений и дополнений очень сложны и продолжительны по времени.
В то же время меры по устранению причин несоответствий таможенных процессов, осуществляемых в таможенных органах, установленным законодательным и директивным нормам и правилам в большинстве случаев носят локальный процедурный или технологический характер, они не меняют установленные свыше требования, а создают дополнительные условия для их соблюдения. Реализоваться непосредственно в таможенных органах на законном основании эти меры могут через такой вид технологического документа, как рабочая инструкция.
Рабочие инструкции разрабатываются с целью подробного описания технологического (процедурного, рабочего) процесса, выполняемого подразделением или конкретным работником.
Такая инструкция, как правило, содержит следующие разделы: вводную часть; описание технологического или рабочего процесса для конкретного работника; процедуры контроля качества процессов и результатов; критерии качества результата труда.
Введение в состав процедурной таможенной документации рабочих инструкций, разрабатываемых в таможенных органах и утверждаемых руководителями таможенных органов, может существенно повысить оперативность процессов улучшения таможенной деятельности. Тем самым повышается уровень самостоятельности руководителей таможенных органов в вопросах принятия инициативных решений в области обеспечения качества процессов и результатов.
Развитие инициативы руководителей таможенных органов в части повышения качества и улучшения таможенных процедур позволит:
- достаточно оперативно находить и применять новые технологические решения, не нарушающие установленные требования, а обеспечивающие их соблюдение;
- стимулировать и развивать творческую инициативу персонала в поиске и внедрении инновационных решений.
Внедрение стандартов ИСО серии 9000 и ведомственная аттестация систем управления являются теми факторами, которые дают возможность повысить твор-
ческий потенциал коллектива таможенной службы и направить его усилия на систематическое улучшение процессов таможенной деятельности и ее результатов.
Применение ведомственной аттестации должно показать руководящему составу таможенных органов существенные преимущества этого направления деятельности, заключающиеся в следующем:
1. Ежегодное применение механизма ведомственной аттестации предоставляет высшему руководству таможенной службы инструмент оперативной оценки состояния систем управления таможенных органов с позиции соответствия их требованиям стандартов ИСО серии 9000. Это позволяет руководителям ранжировать таможни по этому критерию, проводить различные конкурсы, оценивать способности их руководящего состава и т. п. При этом отпадает необходимость создания и сертификации систем менеджмента качества в таможенных органах, так как требования стандартов ИСО серии 9000 осваиваются в целом в системе управления таможенного органа.
2. Персонал таможенной службы получает мотивацию для проявления инициативы в области повышения качества таможенных процессов и результатов.
Эти положения становятся важнейшими составляющими характеристики системы управления организацией, которая ставит своей задачей инновационное развитие деятельности.
Таким образом, стандарты ИСО серии 9000 по своей сути являются методологической основой системы управления качеством деятельности таможенных органов. Совокупность методических подходов, методов и методик, использованных при формировании системы управления качеством деятельности таможенных органов, представляет собой методологию. Сущность методического подхода в данном случае заключается в том, что универсальные принципы, заложенные в стандартах ИСО серии 9000, реализуются в существующих условиях деятельности таможенных органов при воздействии присущих процессу управления факторов.
Дальнейшая адаптация стандартов ИСО серии 9000 к деятельности таможенных органов позволит внедрить ведомственную аттестацию в систему управления таможенными органами, а также разработать действенный механизм реагирования на несоответствия, на базе которого будет постоянно совершенствоваться система управления.
Использованные источники
1. Модестов Н. Главное - Родину любить: интервью с руководителем ФТС России А. Ю. Бе-льяниновым // Таможня. 2011. № 20 (283).
2. Приказ ФТС России от 27.12.2010 № 2588 «О решении коллегии ФТС России от 2 декабря 2010 года».
3. Кукол Е. Чиновников разложат по рейтингу и от этого будет зависеть их зарплата: интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы А. Цариковским // Российская газета. 2011. 7 октября.
4. Черныш А. Я., Барамзин С. В., Симахин О. Г. Концепция освоения в таможенных органах международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 4. С. 5-10.
5. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. М.: РИО РТА, 2009. 142 с.
6. Международные стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».