Научная статья на тему 'Направления инновационного развития промышленности муниципального образования'

Направления инновационного развития промышленности муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамсутдинова М.Р.

Переход экономики Российской Федерации на инновационный путь развития требует от муниципальных образований особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося научного и интеллектуального потенциала. В статье подчеркивается необходимость совершенствования системы управления промышленной политикой муниципалитета, а также использования высоких технологий для выпуска конкурентоспособной продукции в условиях истощения природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления инновационного развития промышленности муниципального образования»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.02

направления инновационного

развития промышленности муниципального образования

М.р. ШАМСУТдиноВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента E-mail: sham-marina@yandex.ru институт экономики, управления и права, г. Казань (Бугульминский филиал)

Переход экономики Российской Федерации на инновационный путь развития требует от муниципальных образований особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося научного и интеллектуального потенциала. В статье подчеркивается необходимость совершенствования системы управления промышленной политикой муниципалитета, а также использования высоких технологий для выпуска конкурентоспособной продукции в условиях истощения природных ресурсов.

Ключевые слова: промышленная политика, инвестиции, инновации, инвестиции в инновации.

Сегодня в России добывающий и обрабатывающий секторы в основном лишены технологических взаимосвязей и почти не составляют единого целого. В экономике сохраняется состояние роста без развития. Фиксируемый статистикой рост отличается исключительно сырьевым характером. У страны не появляются ни внутренние, ни внешние факторы крупномасштабной технологической модернизации, равно как не происходит оживления базового и фундаментального источника прогресса - производства новейших наукоемких средств производства.

Промышленная политика включает комплекс мероприятий, нацеленных на решение долгосрочных

структурных задач хозяйственного развития муниципального образования [1].

Важнейшим направлением развития муниципального образования является создание альтернативных производств нефтедобывающему производству, формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов (или их филиалов), благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования экономического роста.

Практическая адаптация муниципальной экономики к новым рыночным условиям и перспектива активной интеграции в систему межрегиональных хозяйственных связей заставляет рассматривать дальнейшее развитие территории с точки зрения инновационности, усиления управляемости, конкурентоспособности.

Учитывая направленность промышленной политики на повышение уровня жизни населения в результате роста эффективности общественного производства, необходимо формирование действенной инвестиционной и инновационной составляющей промышленной политики [3].

Инвестиционные ресурсы занимают приоритетные позиции ведущего источника развития промышленной политики и обеспечения темпов эко-

номического развития страны в целом. Инвестиции - это денежные средства, банковские вклады, акции, облигации и другие ценные бумаги, оборудование, технологии, любое другое движимое и недвижимое имущество или имущественные права, авторские права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения иного положительного эффекта (социального, экологического и т.д.) [6].

Инновационная составляющая промышленной политики подразумевает внедрение высоких технологий в производство и расширение выпуска инновационной продукции, которая будет обладать лучшими потребительскими свойствами и сможет успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках с зарубежными аналогами.

Как считает Е. Оглоблин [4], ключевыми приоритетными направлениями инновационной деятельности являются:

1) разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов стимулирования защиты интеллектуальной собственности, введение ее в хозяйственный оборот;

2) создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

3) развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая системы информационного обеспечения, сертификации, продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;

4) поддержка малого инновационного предпринимательства;

5) совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

6) реализация новейших технологий и приоритетных направлений развития, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.

Осуществление данных мероприятий существенно повысит инновационную активность промышленного производства,

будет способствовать усилению конкурентоспособности выпускаемой продукции, укреплению позиции российских промышленных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке [5].

Инновационная активность предприятий может быть измерена по удельному весу общего объема инновационной продукции (новой, модернизированной и модифицированной), а также удельному весу только новой продукции во всей продукции предприятия.

В Бугульминском муниципальном районе ограничена активность крупных промышленных предприятий в научно-инновационной сфере. В стратегиях развития Бугульминских предприятий инновационная компонента не является определяющей.

Анализ состояния инновационной деятельности Бугульминского муниципального района осуществлялся по итогам деятельности предприятий в 2008-2010 гг.

В процессе анализа инновационной активности предприятий и организаций Бугульминского муниципального района за этот период для обследования было отобрано 12 крупных промышленных и 25 средних и малых предприятий. Из них инновационной деятельностью в настоящее время занимаются только 7 предприятий: ООО «ТНГ-Групп», ОАО «Бугульминский механический завод», ОАО «Бугульминский мясокомбинат», Институт «ТатНИПИнефть» ОАО «Татнефть», ОАО «ВНИИнефть», ООО НПО «НТЭС» (табл. 1).

В результате обследования были определены типы инноваций, осуществляемые инновационно активными предприятиями и организациями Бугульминского района. К инновационно активным организациям, по

Таблица 1

Инновационно активные предприятия и организации Бугульминского муниципального района в 2008-2010 гг.

Наименование предприятия Вид инновационной деятельности, применяемой на предприятии

Бугульминский механический завод Внедрение новой техники, внедрение прогрессивных технологических процессов, НИОКР*

Бугульминский мясокомбинат Перевод системы охлаждения с аммиака на безопасный хладагент фреон, приобретение нового оборудования

ТНГ-Групп НИОКР

ОАО «ВНИИнефть» Научные исследования и разработки в области освоения месторождений природных нефтебитумов

Институт «ТатНИПИнефть» ОАО «Татнефть» НИОКР

ООО НПО «НТЭС» Разработка и усовершенствование метрологических приборов учета жидкостей (нефти)

* НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Таблица 2

Инновационная активность промышленных предприятий Бугульминского муниципального района в 2008-2010 гг., %

Наименование предприятия 2008 2009 2010 Абсолютное отклонение

2008-2009 2009-2010

БМЗ 16,00 21,00 23,00 5,00 2,00

Мясокомбинат 3,60 4,00 4,30 0,40 0,30

НПО «НТЭС» 9,00 11,00 13,00 2,00 2,00

Примечание: БМЗ - Бугульминский механический завод.

определению Росстата, относятся организации, которые в течение последних трех лет имели завершенные инновации. На обследованных предприятиях в период 2008-2010 гг. имели место две технологические инновации (Бугульминский мясокомбинат и Бугуль-минский механический завод) и одна процессорная инновация (ООО НПО «НТЭС»). Такие организации, как ТНГ-Групп, ОАО «ВНИИнефть», Институт «Тат-НИПИнефть» и ОАО «Татнефть», занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками.

Инновационная активность промышленных предприятий Бугульминского муниципального района, осуществляющих инновационную деятельность, представлена в табл. 2.

Как видно из табл. 2, наиболее инновационно активным промышленным предприятием Бугульмин-ского муниципального района является Бугульмин-ский механический завод. Уровень инновационной активности этого предприятия в 2008 г. составил 16%, а в 2010 г. вырос до 23%. Наименее активным предприятием является Бугульминский мясокомбинат, так как уровень его инновационной активности в 2008 г. составил 3,6%, а в 2010 г. не превысил 4,3%.

Наибольший удельный вес в общем числе предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, занимают предприятия с численностью от 400 до 6 299 чел. (всего пять предприятий). Численность ООО «НПО НТЭС» составляет в среднем 150 чел. (табл. 3).

Исходя их данных, представленных в табл. 3, можно сделать вывод, что инновационной деятельностью занимаются только наиболее крупные предприятия Бугульминского

муниципального района. ООО «НПО НТЭС» относится к числу средних предприятий. Это свидетельствует об отсутствии инновационной деятельности в числе малых и средних предприятий города и района.

Отсутствие инновационной деятельности в числе инновационно пассивных предприятий района связано с недостатком собственных денежных средств, недостатком финансовой поддержки со стороны государства и высокой стоимостью нововведений. Остальные факторы являются незначительными для организаций, при этом необходимо отметить, что большинство этих факторов относится к внутренней среде организаций. Это такие факторы, как невосприимчивость организации к нововведениям, недостаток квалифицированного персонала, низкий инновационный потенциал [2].

Таким образом, анализ инновационной активности предприятий, организаций района на современном этапе показывает, что финансовая и налоговая поддержка фундаментальной науки малы и не в состоянии активизировать научно-техническую деятельность в большинстве отраслей экономики района. Кроме того, сказывается отсутствие конкурентной среды. Таким образом, влияние инновационного потенциала предприятий и организаций на социально-экономическое развитие региона остается слабым.

Динамика объема инвестиций в инновационную деятельность промышленных предприятий Бугуль-минского муниципального района показана в табл. 4.

Как видно, объем инвестиций в инновационную деятельность в период 2008-2010 гг. в основном увеличивался. Исключение составляют лишь ВНИИнефть

Таблица 3

Анализ численности персонала инновационно активных предприятий и организаций Бугульминского района за 2008-2010 гг., чел.

Наименование 2008 2009 2010 Абсолютное отклонение

предприятия 2008-2009 2009-2010

ООО «ТНГ-Групп» 6 324 6 125 6 299 -199 174

Бугульминский 2 325 2 356 2 401 31 45

механический завод

Институт «ТатНИПИнефть», ОАО «Татнефть» 1 051 1 043 1 023 -8 -20

ООО Мясокомбинат 404 410 413 6 3

«Бугульминский»

ООО НПО «НТЭС» 150 153 159 3 6

Итого... 10 254 10 087 10 295 -167 208

Таблица 4

Объем инвестиций в инновационную деятельность предприятий Бугульминского муниципального района за 2008-2010 гг., тыс. руб.

Наименование предприятия Количество средств, направленных на инновационную деятельность

2008 2009 2010 Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %

2009-2008 2010-2009 2009-2008 2010-2009

ООО «ТНГ-Групп» 27 400 28 700 182 982 1 300 154 282 4,74 537,6

Бугульминский механический завод 64 300 157 800 209 200 93 500 51 400 145,4 32,6

ТатНИПИнефть 18 500 20 000 26 400 1 500 6 400 8,1 32

ВНИИнефть 21 900 21 000 25 000 -900 4 000 -4,1 19

ООО «НПО НТЭС» 48 000 45 600 47 300 -2 400 1 700 -5 3,7

ООО Мясокомбинат «Бугульминский» 127,6 149,3 1 601,1 21,7 1 451,8 17,0 972,4

Итого... 180 227,6 273 249,3 492 483,1 93 021,7 219 233,8 51,6 1 597,3

и ООО «НПО НТЭС» - в 2009 г. объем инвестиций в этих организациях снизился на 900 тыс. руб. и 2 400 тыс. руб. соответственно. Наибольший прирост инвестиций наблюдается у ООО «ТНГ-Групп»: в 2010 г. прирост объема инвестиций в инновационную деятельность здесь составил 154 282 тыс. руб., что соответствует 537,6%. Это связано с тем, что в 2009 г. ООО «ТНГ-Групп» выиграло открытый публичный конкурс по реализации постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития коопераций российских высших учебных заведений и организаций, реализующие комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» и получило субсидию от Министерства образования и науки РФ на проведение НИОКР в размере 90 млн руб.

Положительная динамика объема инвестиций в инновационную деятельность наблюдается у Бугульминского механического завода. В 2009 г. объем его инвестиций увеличился на 93 500 тыс. руб. по сравнению с 2008 г., а в 2010 г. увеличился на 51 400 тыс. руб. относительно 2009 г.

Удельный вес инвестиций в инновационную деятельность каждого предприятия и организации в общем объеме инвестированных в инновационную деятельность средств показан в табл. 5.

Как видно, наибольший удельный вес в структуре инвестиций в инновационную деятельность принадлежит Бугульминскому механическому заводу. Его доля инвестиций в общем объеме составила в 2008 г. - 35,67%, в 2009 г. - 57,75%, а в 2010 г. - 42,47%. Наименьший удельный вес в структуре инвестиций у мясокомбината «Бугульминский». Его доля инвестиций в инновационную деятельность

от общего объема составила в 2008 г. - 0,11%, в 2009 г. - 0,05%, в 2010 г. - 0,21%.

Как показывает анализ основных компонентов промышленной политики, таких как инвестиционная и инновационная деятельность, основная часть инновационной деятельности предприятий и организаций Бугульминского муниципального района осуществляется за счет целевых инвестиций. Государственное инвестирование в 2008-2009 гг. отсутствовало. За счет собственных средств осуществляют свою инновационную деятельность такие организации, как ВНИИнефть, ТатНИПИнефть и ТНГ-Групп. Такие промышленные предприятия, как БМЗ, Мясокомбинат «Бугульминс-

Таблица 5

Структура инвестиций в инновационную

деятельность предприятий и организаций Бугульминского муниципального района в 2008-2010 гг.

Удельный вес инвестиций в ин-

Наименование новационную деятельность, %

предприятия 2008 2009 2010 В среднем за весь период

ООО «ТНГ-Групп» 15,19 10,5 37,15 25,27

Бугульминский 35,67 57,75 42,47 45,59

механический завод

ТатНИПИне фть 10,25 7,31 5,36 6,86

ВНИИнефть 12,15 7,68 5,07 7,18

ООО «НПО НТЭС» 26,63 16,69 9,6 14,89

ООО Мясокомбинат 0,11 0,05 0,35 0,21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Бугульминский»

Итого. 100 100 100 100

кий» и НПО «НТЭС», осуществляют свою инновационную деятельность за счет инвесторов.

В перспективе развития всех инновационно активных предприятий и организаций Бугульминского муниципального района - увеличение числа инвестиций в инновационную деятельность. При этом наряду с истощением природных ресурсов в регионе основными инновационно активными предприятиями являются нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие в связи с имеющимися финансовыми ресурсами.

Следует заметить, что потенциал развития промышленности в Бугульминском муниципальном районе достаточно велик, что обусловлено:

• достигнутыми успехами промышленных предприятий, постоянно наращивающих объемы производства;

• наличием в городе значительного количества высококвалифицированных специалистов и присутствием у части специалистов нереализованных профессиональных и деловых амбиций;

• постоянным ростом числа выпускников вузов, имеющих намерения остаться работать в городе и районе;

• имеющимся профицитом энергоресурсов;

• наличием свободных производственных площадей;

• возможностью перевода земель сельхозназначения в промышленное.

В настоящее время существует ряд вопросов в сфере развития промышленности, повышения ее конкурентоспособности, на решении которых необходимо сосредоточить максимум усилий. Первоочередными из насущных проблем являются:

• проведение целенаправленной работы органов местного самоуправления совместно с предприятиями по повышению их конкурентоспособности;

• выработка законодательных предложений по приоритетному развитию предприятий в сфере промышленного производства и инноваций, целевому налоговому стимулированию деятельности инновационных предприятий;

• выбор приоритетных направлений развития промышленности района;

• развитие системы подготовки кадров для новых предприятий;

• создание эффективной системы информационного обмена между органами власти и бизнес-сообществом, информационного обеспечения предпринимательства, доступности деловой информации;

• содействие переходу производственных и инновационных предприятий к международным стандартам менеджмента и сертификации, содействие развитию экспортно ориентированных предприятий;

• дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки промышленного предпринимательства, включая создание инновационно-технологического центра (ИТЦ) и бизнес-инкубатора или открытие филиалов действующих в республике ИТЦ и бизнес-инкубаторов.

Решение вопросов инновационного развития промышленности в Бугульминском муниципальном районе должно осуществляться с активным использованием программно-целевых методов, обеспечивающих интеграцию возможностей и согласование действий самих субъектов хозяйствования, администрации Бу-гульминского муниципального района и организаций поддержки предпринимательства (торгово-промышленной палаты, инвестиционного венчурного фонда Республики Татарстан, комитета по поддержке малого и среднего бизнеса, ассоциации предпринимателей).

Необходимо подчеркнуть, что механизмы государственной поддержки предпринимательства, в том числе малого и среднего, действующие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях, предусматривают предоставление мер государственной поддержки субъектам бизнеса исключительно на конкурсных началах и принципах софинансирования при наличии муниципальных программ поддержки и развития предпринимательства.

Список литературы

1. Дынкин А.А. Национальная промышленная политика конкурентоспособности (опыт Запада в интересах России). М.: ИМЭМО РАН, 2002.

2. Комков Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 24-42.

3. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 54-55.

4. Оглоблин Е. Организационные основы инновационной деятельности // АПК: экономика и управление. 2003. № 1.

5. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2011.

6. Румянцева Е. Инвестиционные приоритеты технологического обновления российского производства // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4. С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.