Научная статья на тему 'Анализ проблем инновационно-инвестиционного развития малых городов России (на примере Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)'

Анализ проблем инновационно-инвестиционного развития малых городов России (на примере Бугульминского муниципального района Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусарова Л.В., Гусаров Д.Н.

В статье на примере Бугульминского муниципального района Республики Татарстан проанализированы проблемы инновационно-инвестиционного развития малых городов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем инновационно-инвестиционного развития малых городов России (на примере Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)»

40 (133) - 2011

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.05

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ (на примере Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Л. В. ГУСАРОВА,

доктор экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

E-mail: gusarova5@yandex. ru

Альметьевский филиал ИЭУП, г. Казань

Д. Н. ГУСАРОВ,

аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: gusarova5@yandex. ru Московский государственный университет прикладной биотехнологии

В статье на примере Бугульминского муниципального района Республики Татарстан проанализированы проблемы инновационно-инвестиционного развития малых городов России.

Ключевые слова: промышленная политика, инвестиции, инновации, экономика муниципального образования.

В настоящее время среди множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаются проблемы развития человека, города, страны и мира. Для устойчивого развития страны приоритетной проблемой становится проблема развития и функционирования малых городов — каждого города в отдельности и всех вместе.

Одной из форм реализации государственной политики в области повышения уровня и качества жизни населения является активизация инвестиционного процесса как наиболее действенного механизма социально-экономических преобразований. Осуществить задачу социально-экономического

развития возможно лишь управляя инвестиционным процессом, стремясь к наиболее полной реализации объективных возможностей территории и условий деятельности предприятий. Рациональное размещение инвестиций и повышение их эффективности ускоряет экономический рост [1].

Анализ инновационной и инвестиционной деятельности территорий следует начинать с анализа их инновационного потенциала.

Анализ инновационного потенциала территорий на примере макроэкономических показателей деятельности Бугульминского муниципального района Республики Татарстан за 2008—2010 гг. приведен в табл. 1.

Из анализа табл. 1 видно, что мировой финансовый кризис сказался на падении валового объема продукции и услуг Бугульминского муниципального района в 2009 г. на 9 %. Данная тенденция наблюдается по всем отраслям экономики района, но в 2010 г. ситуация выравнивается, и практически все отрасли вышли на докризисный уровень. Засуха

-21

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели хозяйственной деятельности Бугульминского муниципального района Республики Татарстан за 2008 — 2010 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2009/2008, % 2010/2009, %

Валовой объем продукции, услуг (в том числе малый бизнес), млн руб. 26 337 23 924 26 129 91 109

В том числе по важнейшим отраслям экономики:

промышленность 6 019 5 357 6 041 89 113

геология 8 600 7 876 9 356 82 119

транспорт и связь 2 773 2 609 2 957 94 113

наука 862 793 863 92 109

строительство 2 624 2 395 2 498 91 104

агропромышленный комплекс (АПК) 857 574 416 67 72

Численность работающих на крупных и средних предприятиях, чел. 29 115 27 083 26 142 93 97

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, руб. 14 326 15 225 16 676 106 110

2010 г. усугубила влияние мирового финансового кризиса на агропромышленный комплекс, валовой объем продукции которого снизился в 2009 г. на 33 %, а в 2010 г. — еще на 28 %. Происходит снижение численности работающих на крупных и средних предприятиях в 2009 г. на 7 %, в 2010 г. — на 3 %. Однако уровень среднемесячной заработной платы в районе увеличивается в 2009 и 2010 гг. соответственно на 899 руб. и 1 451 руб.

Структура валового объема продукции, работ и услуг Бугульминского муниципального района за 2010 г. представлена на рис. 1.

Анализ научно-инновационной сферы предприятий Бугульминского муниципального района показал, что в стратегиях развития предприятий района инновационная компонента не является определяющей. Так, в настоящее время инновационной деятельностью занимаются 6 из 12 основных предприятий города: ООО «ТНГ-Групп», ОАО «Бугульминский

Геология, 36%

Промышленность, 23%

Строительство, 10%

Транспорт и связь, 11%

Прочие, 15%

АПК, 2%

Наука, 3%

Рис. 1. Структура валового объема продукции, работ и услуг Бугуль минского муниципального района по отраслям экономики за 2010 г

22-

механический завод», ОАО «Бугульминский мясокомбинат», Институт «ТатНИПИнефть» ОАО «Татнефть», ОАО «ВНИИнефть», ООО НПО «НТЭС». Основные направления инновационной активности предприятий представлены в табл. 2.

Анализ инновационной активности предприятий Бугульминского муниципального района выявил, что инновационной деятельностью занимаются в основном крупные предприятия района с численностью от 400 (ОАО «Бугульминский мясокомбинат») до 6 299 чел. (ООО «ТНГ-Групп»). ООО «НПО НТЭС», численность работников которого составляет 150 чел., относится к числу средних предприятий. Таким образом, в малых и средних предприятиях города и района инновационная деятельность практически отсутствует.

Отраслевая структура инвестиций в инновационную деятельность Бугульминского муниципального района за 2008—2010 гг. представлена на рис. 2.

Анализ данных рис. 2 позволяет сделать вывод о том, что наибольшее количество инвестиций осуществляется в машиностроении (в среднем 45,3 %), на геологоразведку приходится в среднем 21,0 % от общего числа инвестиций. В области науки и приборостроения осуществляется, соответственно, 12,5 и 17,6 % от общего объема инвестирования. В пищевой промышленности доля инвестиций в инновационную деятельность относительно общего объема ничтожно мала и в среднем составляет лишь 0,2 %.

Таблица 2

Виды инновационной деятельности предприятий Бугульминского муниципального района

Наименование предприятия Вид инновационной деятельности

2008 г. 2009 г. 2010 г.

ОАО «Бугульминский механический завод» Внедрение новой техники, внедрение прогрессивных технологических процессов, НИОКР

ОАО «Бугульминский мясокомбинат» Перевод системы охлаждения с аммиака на безопасный хладагент фреон, приобретение нового оборудования

ООО «ТНГ-Групп» НИОКР

ОАО «ВНИИнефть» Научные исследования и разработки в области освоения месторождений природных нефтебитумов

Институт «ТатНИПИнефть» ОАО «Татнефть» НИОКР

ООО НПО «НТЭС» Разработка и усовершенствование метрологических приборов учета жидкостей (нефти)

60 50 40 30 20 10 0

577-

Следует заметить, что инновационная активность предприятий положительно сказывается на изменении объемов производства, так как снижает трудоемкость, материалоемкость и брак в производстве.

Так, объем продукции ОАО «Бу-гульминский механический завод» в 2009 г. увеличился на 327 млн руб., или на 14 %. В 2010 г. рост объема продукции составил 495 млн руб., или 19 % (табл. 3).

Что касается источников финансирования инновационной деятельности, то они делятся на собственные и внешние. Собственные источники финансирования — это средства, включающие резервы и накопления компании, полученные в результате ведения хозяйственной деятельности. В зависимости от различных факторов и структуры компании менеджмент может выбирать соответствующий тип финансирования за счет внешних средств.

Сравнительная характеристика внешних источников финансирования инновационной деятельности показывает ограничения и преимущества их привлечения (табл. 4).

Из анализа данных табл. 4 сложно выделить какой-либо один наиболее выгодный внешний

26,6

22,5

15

^10,5

467-

ПЬ*-

0,1 0,1 0,4

юение Геологоразведка

Наука

Приборостроение Пищевая

промышленность

2008 2009 2010 Рис. 2. Отраслевая структура инвестиций в инновационную деятельность Бугульминского муниципального района за 2008—2010 гг., %

источник финансирования, так как у каждого есть свои преимущества и недостатки. Поэтому каждая компания выбирает наиболее подходящий ей внешний источник финансирования, исходя из своих потребностей и возможностей.

Рассмотрим структуру инвестиций в инновационную деятельность Бугульминского муниципального района по источникам финансирования (рис. 3).

Из анализа рис. 3 видно, что основная часть инновационной деятельности осуществляется за счет целевых инвестиций. Государственное инвестирование в 2008—2009 гг. отсутствовало. В 2010 г. сумма инвестиций за счет государства

Таблица 3

Динамика объемов производства инновационно активных производственных предприятий Бугульминского муниципального района

Наименование предприятия Объем продукции, млн руб. 2009/2008, % 2010/2009, °%

2008 г. 2009 г. 2010 г.

ОАО «Бугульминский механический завод» 2 321 2 648 3 143 114 119

ОАО «Бугульминский мясокомбинат» 134 135 137 101 101

ООО НПО «НТЭС» 945 964 978 102 101

Таблица 4

Сравнительная характеристика внешних источников финансирования инновационной деятельности

Источники финансирования Ограничения и требования Преимущества Недостатки

Кредиты Ликвидный залог, состоятельная кредитная история компании, требования к прогнозируемому плану развития проекта Гибкость в заимствовании и обслуживании займа, отсутствие оперативного контроля за использованием средств Риск неплатежеспособности, высокие процентные ставки, требования к ликвидному залогу

Государственное финансирование Социальная значимость, компания должна соответствовать определенным стандартам, финансирование может использоваться только для определенных видов деятельности Осуществляется даже в случаях, когда невозможно получить финансирование из коммерческих источников. Обычно требует к выплате меньший объем средств и более долгий срок Ограничения на использование, трудности в получении, объемы обычно невелики

Венчурный капитал Компания должна показывать потенциальный рост, уникальность идеи, высокую квалификацию управляющего персонала Венчурный капиталист как владелец акций реализует опыт в управлении и финансовой области, что позволяет компании дополнительно прогрессировать (value-adding) Во власти инвестора осуществлять кадровые перестановки, процесс получения финансирования долгий и трудный, проблематичен выход венчурного капитала

Целевые инвестиции Устойчивая позиция на рынке, квалифицированный и опытный менеджмент Инвестор вносит опыт по данному направлению деятельности, труден выход для инвестора Инвестор контролирует процесс принятия решений

300 000250000 у 200 000150 000100 00050 000-Г

i

□ 2008 г.

□ 2009 г.

□ 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственный капитал

Целевые инвестиции

Государственное инвестирование

Рис. 3. Структура инвестиций предприятий Бугульминского муниципального района в инновационную деятельность по источникам финансирования, тыс. руб.

составила 90 000 тыс. руб. Это связано с тем, что в 2009 г. ООО «ТНГ-Групп» выиграло открытый публичный конкурс по реализации постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития коопераций российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» и получило субсидию от Министерства образования и науки РФ на проведение НИОКР.

За счет собственных средств осуществляют свою инновационную деятельность такие организации, как ОАО «ВНИИнефть», институт «ТатНИ-ПИнефть» и ООО «ТНГ-Групп». Эти предприятия инвестировали в проведение НИОКР 67 800 тыс. руб. в 2008 г., 69 700 тыс. руб. в 2009 г. и 144 382 тыс. руб. в 2010 г. Следует отметить, что, несмотря на

24-

то, что инвестирование осуществляется за счет собственных средств, сумма инвестиций каждый год увеличивается. Это говорит о необходимости и заинтересованности данных организаций в постоянном проведении научно-исследовательских работ.

Такие промышленные предприятия, как ОАО «Бугульминский механический завод», ОАО «Бугульминский мясокомбинат» и ООО НПО «НТЭС» осуществляют свою инновационную деятельность за счет инвесторов. Общая сумма целевых инвестиций в 2008 г. составила 112 427,6 тыс. руб., в 2009 г. — 203 549,3 тыс. руб., а в 2010 г. — 258 101,1 тыс. руб. Наблюдается положительная динамика. Инвестором ОАО «Бугульминский механический завод» выступает ОАО «Татнефть». Следует отметить, что ОАО «Татнефть» внесло самый большой вклад в развитие инновационной деятельности Бугульминского муниципального района, доля предоставленных инвестиций составила 45,59 % от общего объема за период 2008—2010 гг. Инвестором инновационной деятельности ОАО «Бугульминский мясокомбинат» является ООО «Техпромснаб», доля инвестиций которого в общем объеме составляет 0,2 %.

В перспективных планах развития всех инновационно активных предприятий и организаций Бугульминского муниципального района — уве-

личение размеров инвестиций в инновационную деятельность. В табл. 5 представлены прогнозные показатели этих предприятий.

Из анализа данных табл. 5 видно, что предприятия и организации планируют осуществлять свою инновационную деятельность с помощью тех же инвесторов, что и в 2008—2010 гг. Следует отметить, что практически у всех предприятий планируется увеличение объема инвестиций по сравнению с 2010 г.: у ООО «ТНГ-Групп» — на 92 %, «ТатНИПИ-нефть» — на 2,3 %, у ООО НПО «НТЭС» — на 5,7 %, у ОАО «ВНИИнефть» — на 8 %. Уменьшение объема инвестиций планируется у ОАО «Бугульминский механический завод» — примерно на 78 %.

В качестве основных причин отсутствия инновационной составляющей в деятельности предприятий следует выделить прежде всего отсутствие или недостаток собственных источников финансирования, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и высокую стоимость нововведений. К внутренним факторам инновационной пассивности предприятий следует отнести невосприимчивость организации к нововведениям, недостаток квалифицированного персонала, низкий инновационный потенциал [2].

Изучение положительного опыта отдельных регионов и муниципальных образований по активизации инновационной политики показал, что решать данную проблему необходимо программными методами, тем более что механизмы государственной поддержки, действующие в настоящее время, предусматривают предоставление таковых исключительно на конкурсных началах при наличии

соответствующих программ развития региона или муниципального образования.

В связи с этим при администрации Бугульминс-кого муниципального района Республики Татарстан была создана рабочая группа по разработке целевой программы развития промышленной политики муниципального района, основными составляющими которой являются вопросы инвестиционного и инновационного развития. Программа рассчитана на 2011—2015 гг. и на период до 2025 г.

В рамках разработки программы и в целях активизации инвестиционной активности Бугульминс-кого муниципального образования администрацией города уже сделано немало:

• определен единый координирующий орган исполнительной власти в лице отдела экономики, отвечающий за инвестиционное развитие Бугульминского муниципального района (задачи: информационное обеспечение о целевых программах и грантах, помощь в оформлении заявок на финансирование проектов различного уровня, контроль за развитием и возвратом инвестиций; поиск потенциальных партнеров и инвесторов; формирование общедоступного банка инвестиционных проектов; экспертиза предлагаемых инвестиционных проектов и бизнес-планов; координация действий участников инвестиционного процесса и др.);

• проведена инвентаризация имеющихся неиспользуемых производственных площадей и земель, среди которых имеются брошенные, не полностью используемые по назначению, пустующие здания, склады, земельные участки;

Таблица 5

Прогноз инновационной активности Бугульминского муниципального района

Наименование предприятия Прогноз на 2011—2012 гг.

Вид деятельности Объем инвестиций, тыс. руб. Инвестор

ООО «ТНГ-Групп» НИОКР 184 300 ООО «ТНГ-Групп»

180 000 Минобрнауки России

ОАО «Бугульминский механический завод» Внедрение новой техники, внедрение прогрессивных технологических процессов, НИОКР 46 700 ОАО «Татнефть»

Институт «ТатНИПИнефть» НИОКР 27 000 Институт «ТатНИПИнефть»

ООО ««Бугульминский мясокомбинат» Приобретение нового оборудования 27 000 ООО «Техпромснаб»

ООО НПО «НТЭС» Разработка и усовершенствование метрологических приборов учета жидкостей (нефти) 50 000 ООО НПО «НТЭС», привлечение инвесторов

ОАО «ВНИИнефть» Освоение месторождений природных нефтебитумов, разработка способов добычи тяжелой нефти 27 000 ОАО «ВНИИнефть»

• составлен список так называемых «зеленых» инвестиционных площадок, которые могут быть предоставлены потенциальным инвесторам в долгосрочную или краткосрочную аренду с возможностью последующего выкупа;

• проведена работа по оценке возможных затрат на проведение инженерных коммуникаций до потенциальных инвестиционных площадок;

• определены примерные приоритетные направления развития промышленности района, и разработан ряд бизнес-планов, которые уже сейчас могут быть предложены потенциальным инвесторам;

• планируется проведение в г. Бугульме форума по обсуждению первоочередных и перспективных задач по развитию промышленной политики муниципального района. В составе участников: Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, Комитет по развитию предпринимательства, Инвестиционный венчурный фонд Республики Татарстан, Министерство экономики, Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, предприниматели и потенциальные инвесторы;

• создан инвестиционный фильм о возможностях и конкурентных преимуществах Бугульминско-го муниципального района.

Вместе с тем есть вопросы, требующие первоочередного решения.

Во-первых, прежде всего необходимо провести работу с собственниками неиспользуемых производственных площадей, складов и земель, за счет которых многократно может быть увеличен список инвестиционных площадок. Это вопрос, который может и должен быть решен на уровне администрации муниципального образования или Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Во-вторых, необходимо решить вопрос о подведении инженерных коммуникаций к потенциальным инвестиционным площадкам за счет средств регионального бюджета. Если в район придут реальные инвесторы с реальными проектами, этот вопрос следует решать на уровне Президента Республики Татарстан. В этом и будет выражаться тот самый

принцип государственно-частного партнерства, о котором так много сейчас говорят.

Кроме того, привлекательным может стать налоговое стимулирование и иные меры налогово-бюджетной политики для инвесторов, которые будут вкладывать средства в организацию новых производств.

Основным возможным направлением развития инвестиционной политики Бугульминского муниципального района является реализация следующих приоритетных промышленных проектов: ^ развитие сельскохозяйственного и перерабатывающего производства, способствующего привлечению свободных производственных мощностей;

> развитие малого и среднего бизнеса города и района, что приведет к росту числа занятости, увеличению доходов бюджета; ^ развитие альтернативных источников энергии (ветровые электростанции; разработанная местными учеными технология производства электроэнергии, основанная на разнице температуры земли); ^ строительство завода по переработке бытовых отходов;

^ строительство завода по утилизации шин; ^ развитие фармацевтического направления; ^ разведение форели в имеющихся на территории района водоемах.

Среди конкурентных преимуществ Бугульминского муниципального района следует выделить:

• удачное географическое расположение в окружении Оренбургской, Самарской областей и Республики Башкортостан. Так, расстояние от центра Бугульминского района — города Бугульмы — до Казани составляет 333 км, до Самары, Уфы, Ижевска — 270 км;

• имеется железнодорожная станция на линии «Ульяновск — Уфа», аэропорт, крупный узел автомобильных дорог;

• в Бугульме находятся Татарский научно-исследовательский и проектный институт нефти и Региональный научно-технологический центр Урало-Поволжья — филиал ОАО «ВНИИ-нефть» (РНТЦ ОАО «ВНИИнефть»);

• наличие развитой сети образовательных учреждений различного уровня, способных обеспечить подготовку кадров для вновь образуемых предприятий: 8 учреждений среднепрофессио-нального образования (среди них медицинское училище, индустриально-педагогический, стро-

ительный и аграрный колледжи, машиностроительный техникум), 3 филиала высших учебных заведений (в том числе два технического и один экономического и юридического профиля);

• относительно дешевая рабочая сила (средняя зарплата в г. Бугульме составляет около 16 тыс. руб.);

• развита социально-культурная сфера: действуют 2 музея, 9 библиотек, Бугульминский государственный русский драматический театр, Татарский национальный центр культуры, Дворец молодежи, Дом техники, районный Дом культуры, детские художественная и музыкальная школы, Бугульминский краеведческий музей, единственный в мире Литературно-мемориальный музей Я. Гашека;

• в городе имеется стадион, 5 9 спортивных залов, Ледовый дворец, Дворец спорта, 4 плавательных бассейна, лыжная база, 9 стрелковых тиров;

• в 60 км от города расположен горнолыжный курорт Ян;

• благодаря программе «Чистая вода» население города и района снабжается родниковой питьевой водой;

• через Бугульминский район планируется проведение федеральной трассы «Западная Европа — Северный Китай».

Инновационный потенциал Бугульминского муниципального района сосредоточен в ряде отраслевых секторов промышленности, важнейшие из которых машиностроение, химия и нефтехимия, а также сельское хозяйство. Значение нефтехимии возрастает в условиях истощения запасов нефти и ориентации на изменение пропорций между продажей сырой нефти и нефтепродуктов высокой степени переработки в пользу последних.

В Бугульме имеются предпосылки активизации инновационного процесса, проявляющиеся в значительных производственных возможностях, активной работе научных учреждений, таких как ОАО «ТатНИПИнефть», вузы, отраслевые НИИ, Деловой клуб. Вместе с тем работа указанных структур разобщена, нет целевой ориентации в расходовании государственных средств на инновационные проекты. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса «наука — инновационные проекты — природные ресурсы — высокие технологии».

Основой развития инновационной деятельности в Бугульминском районе должен стать Иннова-

ционный центр, организованный на базе научно-исследовательского предприятия или учебного заведения. Данный центр станет кузницей научных кадров для реализации инновационного потенциала Бугульминского муниципального района. В задачи Инновационного центра входит:

• ежегодное проведение городских конкурсов школьных, студенческих, аспирантских работ инновационного направления;

• проведение тренингов и просветительских семинаров по инновационному менеджменту, основным направлениям инновационной политики города, республики, государства и обмен опытом ведущих предприятий города;

• налаживание связей с республиканскими технопарками и в перспективе создание в г. Бугульме отделения республиканского технопарка «Идея», занимающегося консалтинговыми услугами, созданием бизнес-планов и бизнес-проектов, сельскохозяйственным производством.

В целях информационного и технологического обеспечения инновационного развития Бугульминс-кого района необходимо создание на базе Инновационного центра Информационного вычислительного центра содействия инновациям.

Недостаточно внимания уделяется проблеме инноваций в сельском хозяйстве региона и района. В условиях снижения доли добычи и переключения на альтернативные производства г. Бугульма может стать ведущим производителем сельскохозяйственной продукции в регионе. Необходимо объединение усилий сельскохозяйственных предприятий и научно-исследовательских сельскохозяйственных центров для выработки инновационных идей с учетом географических, климатических, экономических и социальных особенностей Бугульминского муниципального района.

Активизация инвестиционной и инновационной активности позволит:

• увеличить число альтернативных производств, не связанных с нефтедобычей и нефтепереработкой, в том числе инновационных;

• увеличить стоимость основных фондов хозяйствующих субъектов;

• сократить уровень безработицы за счет создания новых рабочих мест;

• увеличить объемы выпуска продукции (товаров и услуг) и товарооборота в Бугульминском муниципальном районе;

• увеличить уровень средней заработной платы на предприятиях;

• привлечь молодежь в инновационный бизнес;

• увеличить доходы местного бюджета за счет поступлений налогов и неналоговых платежей от деятельности субъектов хозяйствования. Таким образом, практическая адаптация муниципальной экономики к новым рыночным условиям и перспектива активной интеграции в систему межрегиональных хозяйственных связей заставляют рассматривать дальнейшее развитие территории с точки зрения инновационности, усиления управляемости, конкурентоспособности. Практика показывает, что перед муниципальными образованиями России стоят общие проблемы, решать которые

необходимо как на общегосударственном уровне, так и с использованием внутренних резервов.

Список литературы

1. Гусарова Л. В. О мерах по развитию инновационного предпринимательства в России. Материалы региональной научно-практической конференции «Инновационное предпринимательство в России: проблемы, поиски, решения». Бугульма, 2008. С. 25—27.

2. Жилина Н. Н. Ж-компании (связи с инвесторами). Материалы региональной научно-практической конференции «Инновационное предпринимательство в России: проблемы, поиски, решения». Бугульма, 2008.

г

ents

SOBOLEV

МИРОВЫЕ ЗНАМЕНИТОСТИ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ РОССИИ!

12 ноября 2011 г. в киноконцертном зале "Пушкинский" (Москва, Пушкинская пл., 2) состоится величайшее событие в мире маркетинга

семинар Филипа Котлера "Маркетинг 3.0"

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» В программе семинара:

Сессия 1: Как сделать, чтобы Ваши бизнес-идеи осуществлялись:

* управление и маркетинг в эпоху неопределенности и турбулентности;

* почему традиционный маркетинг становится менее эффективным; почему его нужно изобретать заново;

* принятие нового определения маркетинга;

* почему Вы нуждаетесь в двух отделах маркетинга;

* вовлечение клиентов; как сделать, чтобы клиенты полюбили Вашу компанию.

* понимание различий между маркетинг 1.0, 2.0 и 3.0;

Сессия 2. Как искать новые мощные идеи и быть инновационным:

* инновации - это дополнительные Ваши возможности;

* строительство инновационной стратегии и системы управления;

* использование основных источников новых идей и инструментов для исследования потребителей.

Сессия 3.: Как улучшить силу бренда:

* бренд - больше, чем имя; способы измерения эффективности бренда;

* будьте внимательны: пузырь бренда;

* роль социальных медиа в формировании имиджа.

Дискуссия с участием трех директоров по маркетингу крупных компаний России. Модератор - Игорь Манн. За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (812) 309-06-95, +7 (499) 703-12-95 либо E-mail: info@sobolev-events.ru

http://sobolev-events. ru НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.