Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал муниципальных образований'

Инвестиционный потенциал муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1385
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамсутдинова М. Р.

Инвестиционная сфера относится к числу наиболее важных сфер экономики. Проведение грамотной инвестиционной политики предполагает управление инвестиционными параметрами экономического развития, одним из которых является инвестиционный потенциал. При оценке инвестиционного потенциала необходимо учитывать множество факторов: это и инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения, ресурсная составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал муниципальных образований»

10 (100) - 2012

Социально-экономический мониторинг

УДК 332.02

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Инвестиционная сфера относится к числу наиболее важных сфер экономики. Проведение грамотной инвестиционной политики предполагает управление инвестиционными параметрами экономического развития, одним из которых является инвестиционный потенциал. При оценке инвестиционного потенциала необходимо учитывать множество факторов: это и инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения, ресурсная составляющая.

Ключевые слова: инвестиции, потенциал, муниципальное образование.

В современных условиях развития российской экономики наблюдается соперничество регионов, в том числе муниципальных образований, за инвестиционные ресурсы. Для того чтобы привлечь эти ресурсы на свои территории, необходимо, прежде всего, правильно оценить конкурентные позиции, сильные и слабые стороны с точки зрения осуществления инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционного потенциала требуется также для того, чтобы правильно позиционировать муниципальное образование в глазах инвесторов. Одной из целей оценки инвестиционного потенциала является определение возможностей для создания и развития различных предприятий во всех секторах экономики муниципального образования и воз-

М. Р. ШАМСУТДИНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Е-mail: sham-marina@yandex. ru Институт экономики управления и права, филиал в г. Бугульме

можностей привлечения инвестиционных средств в развитие данных предприятий [2, с. 34].

В отечественной и зарубежной литературе нет определенной методики для оценки инвестиционной привлекательности отдельного муниципального образования. Но существует ряд обобщенных показателей, с помощью которых можно оценить инвестиционный потенциал муниципального образования, включающий трудовой, производственный, потребительский, инновационный и финансовый потенциалы и провести оценку инвестиционного риска (законодательного, социального, криминального и др.). Совокупность данных показателей оценивается на основании методики «Эксперт РА» [3, с. 27].

Рассмотрим показатели, характеризующие инвестиционный потенциал Бугульминского муниципального района.

Главной компонентой состояния и развития любой территории является население. Его численность, половозрастной состав, основные демографические и качественные характеристики в конечном счете определяют экономическое и социальное развитие. Одним из основных оценочных показателей экономического потенциала развития страны, ее регионов, и в частности муниципальных образований, является оценка трудового потенциала, от состояния которого зависят возможности реализации труда как основополагающего фактора общественного производства.

Социально-экономический мониторинг

10 (100) - 2012

Для оценки трудового потенциала на основании методики «Эксперт РА» необходимо рассмотреть следующие показатели: коэффициент экономической активности, уровень безработицы, доля лиц с высшим образованием. Анализ трудового потенциала Бугульминского муниципального образования за 2008-2010 гг. представлен в табл. 1.

Анализируя данные табл. 1, можно сделать вывод, что коэффициент экономически активного населения за 2008-2010 гг. повысился на 2,35 %, и это привело к тому, что в Бугульминском муниципальном районе увеличились трудовые ресурсы. Уровень безработицы за аналогичный период снизился на 1,24 % и составил 3,38 % от экономически активного населения.

Доля лиц с высшим образованием имеет тенденцию к увеличению и в 2010 г. составила 17,25 %, увеличившись по сравнению с 2008 г. на 1,99 %.

Таким образом, в связи с развитием малого и среднего бизнеса в Бугульминском муниципальном

образовании наметился рост числа занятых в городской экономике. Об этом свидетельствуют показатели уровня безработных и доля экономически активного населения. Трудовой потенциал Бугульминского муниципального района является высоким.

Следующим показателем, характеризующим инвестиционную привлекательность муниципального образования, является производственный потенциал. Под производственным потенциалом хозяйственной системы муниципального образования предлагается понимать совокупность производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования для созидательной деятельности и расширенного воспроизводства системы жизнеобеспечения населения и получения максимально возможного производственного результата.

Для оценки производственного потенциала необходимо проанализировать три показателя, которые приведены в табл. 2.

Таблица 1

Анализ трудового потенциала Бугульминского муниципального района

за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 2009 2010 Относительное отклонение, %

2009/2008 2010/2009

Численность экономически активного населения Ч , чел. э.а' 53 961 54 240 56 400 100,5 103,9

Общая численность населения Ч0, чел. 112 299 112 043 111 757 99,7 99,7

Коэффициент экономической активности К а, % 48,05 48,4 50,4 100,7 104,1

Численность безработных Чб, чел. 2 493 2 196 2 143 88 97,5

Уровень безработицы, (от экономически активного населения) Кб, % 4,62 4,05 3,38 87,6 83,4

Численность экономически активного населения с высшим образованием Ч , чел. ^ в.о' 8 234 8 721 9 729 105,9 115,5

Доля лиц с высшим образованием Кв % 15,26 16,08 17,25 105,3 107,2

Таблица 2

Анализ производственного потенциала Бугульминского муниципального района

за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 2009 2010 Относительное отклонение, °%

2009/2008 2010/2009

Общая численность населения Ч0, чел. 112 299 112 043 111 757 99,7 99,7

Валовой объем отгруженной промышленной продукции Воп, млн руб. 6 019 5 357 6 041 89 112,7

Объем промышленного производства на душу населения О п, тыс. руб. 53,59 47,81 54,05 89,2 113

Объем инвестиций в основной капитал Ои, млн. руб. 727 669 683 92,02 102

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения О , тыс. руб. и.д ^ 6 474 5 971 6 111 92,2 102,3

Валовой региональный продукт Республики Татарстан ВРП, млн руб. 926 056,7 884 232,9 917 883,7 - -

Индекс физического объема ВРП в процентах к предыдущему году, % (ВРП за 2007 г. - 859 848,3 млн руб.) 107,7 95,4 103,8 89,6 107,4

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

10 (100) - 2012

Социально-экономический мониторинг

Показатели производственного потенциала на период 2008-2010 гг. являются нестабильными. Объем промышленного производства и объем инвестиций в основной капитал в 2009 г. характеризуются самыми низкими показателями, на что повлиял мировой экономический кризис. Но в 2010 г. объем промышленного производства на душу населения увеличился на 6,24 тыс. руб. и составил 54,05 тыс. руб., а объем инвестиций в основной капитал увеличился на 140 тыс. руб. и составил 6 111 тыс. руб.

Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Индекс ВРП по Республике Татарстан является нестабильным за период 2008-2010 гг. В 2008 г. наблюдается самый высокий показатель ВРП -107,7 %, в 2009 г. индекс ВРП снизился до 96,6 %, а в 2010 г. повысился на 7,2 % и составил 103,8 %.

Таким образом, производственный потенциал Бугульминского муниципального образования за 2008-2010 гг. является средним.

Одним из важных показателей инвестиционного потенциала муниципального образования является потребительский потенциал. Потребительский потенциал характеризуется развитием торговли и сферы услуг и уровнем покупательской способности населения. Привлекательность города для внешнего потребителя является прочной основой высокого потребительского потенциала муниципального образования. Анализ потребительского потенциала Бугульминского муниципального образования представлен в табл. 3.

Все показатели потребительского потенциала имеют положительную динамику. Денежные доходы населения за 2008-2010 гг. увеличились на 3 805 млн руб., темп роста в 2009-2010 гг. составил 122,3 %. Денежные расходы также увеличились, население стало тратить на 3 923 млн руб. больше

за 2008-2010 гг. и темп их роста в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 127,3 %. Средний денежный доход на душу населения в 2010 г. составил 13 400 руб., что на 2 473 руб. больше, чем в 2009 г., и на 2 893 руб. больше, чем в 2008 г.

Количество автотранспорта у населения увеличилось за 2008-2010 гг. на 588 шт. и составило 27 721 ед. Обеспеченность автомобилями за 2010 г. составила 248 шт./1 000 чел., что на 39,4 шт. больше, чем в 2009 г., и на 6,2 шт. больше, чем в 2008 г. Обеспеченность жильем в 2010 г. на 1 чел. составила 23,6 м2 (для сравнения: в среднем по Республике Татарстан обеспеченность жильем составляет 22,72 м2), что на 0,4 м2 больше, чем в 2009 г., и на 0,7 м2 больше, чем в 2008 г.

Таким образом, потребительский потенциал города является высоким, поэтому Бугульминский муниципальный район привлекателен для инвесторов.

Инновационный потенциал любого субъекта можно оценивать количеством инновационно активных (занимающихся разработкой и внедрением инноваций) организаций и работников, занятых выполнением НИОКР (табл. 4).

Анализ табл. 4 показывает, что инновационный потенциал Бугульминского муниципального образования за 2008-2010 гг. является нестабильным. Количество занятых в научных заведениях (ТатНИ-ПИнефть и ВНИИнефть) за 2008-2010 гг. снизилось на 28 чел. и составило 1 023 чел.

Количество вспомогательных работников на одного исследователя остается неизменным в течение всего исследуемого периода и составляет 5 чел. Количество докторов и кандидатов наук за 2008-2010 гг. остается практически неизменным.

Таким образом, инновационный потенциал Бу-гульминского муниципального образования растет крайне медленными темпами. Главная причина за-

Таблица 3

Анализ потребительского потенциала Бугульминского муниципального района

за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 2009 2010 Относительное отклонение, %

2009/2008 2010/2009

Денежные доходы населения, млн руб. 14 166 14 692 17 971 103,7 122,3

Денежные расходы населения, млн руб. 12 420 12 841 16 343 103,4 127,3

Средний денежный доход на душу населения, руб. 10 517 10 927 13 400 103,9 122,6

Количество автотранспорта у населения А, ед. 27 133 27 376 27 721 100,9 101,3

Общая численность населения Ч0, чел. 112 299 112 043 111 757 99,7 99,7

Обеспеченность автомобилями на 1 000 чел. К о.а 241,8 208,6 248 86,2 118,8

Обеспеченность жильем, м2 22,9 23,2 23,6 101,3 101,7

Социально-экономический мониторинг

10 (100) - 2012

Таблица 4

Анализ инновационного потенциала Бугульминского муниципального образования

за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 2009 2010 Относительное отклонение, %

2009/2008 2010/2009

Количество занятых в научных заведениях, чел. (ТатНИПИнефть и ВНИИнефть) 1 051 1 043 1 023 99,2 98,08

Количество вспомогательных работников на одного исследователя, чел. 5 5 5 100 100

Количество докторов и кандидатов наук, чел. 68 70 71 102,9 101,4

Количество патентов, ед. Более 2 500 Более 2 500 Более 2 500 100 100

ключается в отсутствии инновационных технологии в сфере управления, что не позволяет успешно и масштабно развивать инновационные технологии в сфере производства.

Анализ финансового потенциала представлен в табл. 5.

Финансовый потенциал Бугульминского муниципального образования характеризуется следующими показателями: доля убыточных предприятий в городе, объем доходов консолидированного бюджета города на душу населения, объем расходов консолидированного бюджета города на душу населения, объем налоговой базы на душу населения.

Исходя из анализа финансового потенциала Бугульминского муниципального образования, следует, что доля убыточных предприятий в городе за 2008-2010 гг. остается практически неизменной и составляет в 2010 г. 13 %.

Объем доходов консолидированного бюджета на душу населения в 2008 г. составил 13,4 тыс. руб./чел., а к 2010 г. снизился на 1,3 тыс. руб./чел., что составляет 12,1 тыс. руб./чел. Объем расходов консолидированного бюджета на душу населения также снизился и в 2010 г. составил 12,6 тыс. руб./чел., что на 0,7 тыс. руб./чел. меньше, чем в 2008 г.

Объем налоговой базы на душу населения в 2010 г. по сравнению с 2008 г. снизился на 0,4 тыс. руб./чел. и составил 5,2 тыс. руб./чел. Исходя из этого, финансовый потенциал Бугульминского муниципального образования за 2008-2010 гг. является слаборазвитым.

Таким образом, социально-экономический потенциал города - интегральный показатель, определяющий возможности и направления деятельности руководства муниципального образования в системе оптимизации муниципального управления для создания и поддержания эффективного и конструктивного взаимодействия региональной и муниципальной власти, науки и бизнеса, хозяйствующих субъектов и частного предпринимательства, гражданского общества и личности в деле устойчивого роста экономики города и улучшения его благо со стояния.

Составляющими социально-экономического потенциала муниципального образования являются: производственный, трудовой, потребительский, инновационный, финансовый потенциалы. Проанализировав показатели данных потенциалов, следует, что Бугульминское муниципальное образование является инвестиционно привлекательным.

Таблица 5

Анализ финансового потенциала Бугульминского муниципального образования

за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 2009 2010 Относительное отклонение, °%

2009/2008 2010/2009

Доля убыточных предприятий в городе в процентах от общего числа, % (крупные и средние предприятия) 13,2 13 13 98,4 100

Объем доходов консолидированного бюджета города на душу населения, тыс. руб./чел. 13,4 12,3 12,1 91,7 98,3

Объем расходов консолидированного бюджета города на душу населения, тыс. руб./чел. 13,3 13 12,6 97,7 96,9

Объем налоговой базы на душу населения, тыс. руб./чел. (собственные доходы бюджета Бугульминского муниципального района) 5,6 5,5 5,2 98,2 94,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

10 (100) - 2012

Социально-экономический мониторинг

Трудовой, потребительский, производственный потенциалы Бугульминского муниципального образования за 2008-2010 гг. характеризуются тенденцией к увеличению. Инновационный и финансовый потенциалы растут крайне медленными темпами и в 20082010 гг. оставались практически неизменными.

По совокупности всех показателей, оценка инвестиционной привлекательности Бугульмин-ского муниципального образования показала, что исследуемый район является инвестиционно привлекательным.

По результатам анализа инвестиционного потенциала и оценки инвестиционного риска, исходя из методики «Эксперт-РА», Бугульминскому муниципальному району был присвоен код инвестиционного потенциала и инвестиционного риска В-А+, что означает повышенный потенциал и минимальный риск.

Критерии определения кода инвестиционной привлекательности представлены в табл. 6.

Таким образом, подробно изучив социально-экономическое развитие Бугульминского муниципального района за 2008-2010 гг., следует, что район имеет удачное географическое положение, благоприятные климатические условия, высокий уровень развития промышленных предприятий, также развита сеть образовательных учреждений и социально-культурная сфера.

Основными направлениями инвестиционной политики Бугульминского муниципального образования должны стать:

а) развитие современной производственной инфраструктуры;

б) переход на инновационное динамичное развитие;

в) совершенствование нормативной базы;

г) развитие малого бизнеса;

д) формирование государственно-частного партнерства для использования «коричневых» инвестиционных площадок.

Для того чтобы привлечь инвестиции в экономику Бугульминского муниципального образования, необходимо провести следующие мероприятия: - создать целевой бюджетный инвестиционный фонд муниципального образования в составе бюджета города для привлечения и концентрации средств для дополнительного финансирования мероприятий по строительству объектов недвижимости жилого назначения, объектов социального и культурного назначе-

Таблица 6

Критерии определения кода инвестиционной привлекательности по методике «Эксперт-РА»

Показатель Код

Инвестиционный потенциал

Максимальный А+

Высокий А

Повышенный В

Средний С+

Низкий С

Незначительный С-

Инвестиционный риск

Минимальный А+

Низкий А

Средний В

Высокий С

Критический С-

Катастрофиче ский Д

ния, инженерной инфраструктуры, а также на приобретение и капитальный ремонт жилья в городе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования и нормативных актов органов местного самоуправления [3, с. 78];

- разработать программы экономического развития муниципального образования, в которых должны быть определены долгосрочные, среднесрочные и ближайшие социально-экономические цели муниципального образования, средства их достижения, включая инвестиционный потенциал и условия для размещения и работы инвестора;

- создать базу инвестиционных проектов, реализация которых возможна на территории Бугульминского муниципального района и не зависит от природно-сырьевых ресурсов. Реализация инвестиционных проектов на территории исследуемого района принесет дополнительные доходы в консолидированный бюджет.

Список литературы 1. Коссов В. В. Проблемы инвестиционной политики в регионах РФ// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. №1.

2 . Климова Н. И. Инвестиционный потенциал региона. Екатеринбург: УрО РАН, 2003.

3. НиконовЮ. С. Практические рекомендации по привлечению инвестиций в муниципальное образование. URL: http://www. dis. ru.

4 . Чухаджян И. О. Инвестиционный потенциал российской экономики// Имущественные отношения в РФ. 2005. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.