Научная статья на тему 'Социально-экономическая ответственность корпораций перед региональным социумом'

Социально-экономическая ответственность корпораций перед региональным социумом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смыков В. В.

This article focuses on the social responsibilities which corporations have to society and their role in promoting social and economic security both at the regional and national levels. The author also sheds light on various methods for measuring the social and economical cffects of corporate activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic Corporate Responsibility to Society and the Role of Corporations in Promoting Social and Economic Security

This article focuses on the social responsibilities which corporations have to society and their role in promoting social and economic security both at the regional and national levels. The author also sheds light on various methods for measuring the social and economical cffects of corporate activities.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая ответственность корпораций перед региональным социумом»

Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. 2 (№ 13)

В. В. Смыков

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ ПЕРЕД РЕГИОНАЛЬНЫМ СОЦИУМОМ

Социально-экономическая безопасность страны и ее регионов - одна из базовых категорий современной экономической теории. Социальную ответственность корпорации, на наш взгляд, следует рассматривать шире, чем в учебниках по микроэкономике, как ее вклад в обеспечение устойчивого развития национальной и региональной экономики, что соответствует коренным интересам самой корпорации, ее учредителей и собственников, работников, менеджеров и потребителей. Социально-экономическая безопасность предполагает разрешение противоречий, связанных со вступлением России в мировую высококонкурентную экономику, путем эволюции социальных институтов, формирования гражданского общества, повышения конкурентоспособности производства и инфраструктуры. Корпорации, особенно созданные с участием государства, призваны не только получать прибыль и выплачивать дивиденды акционерам, но и охранять социальную систему, в том числе региональную, от саморазрушения и деградации, способствовать разрешению противоречий глобализации на основе развития личности, человеческого капитала и инновационного потенциала регионов.

Одной из первых в отечественной литературе работ, посвященных анализу взаимосвязи понятий «экономическая безопасность», «устойчивость» и «развитие», была монография, подготовленная секцией «Проблемы макроэкономики и социального рыночного хозяйства» РАЕН и Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН.1 В ней проведена классификация угроз, дано количественное обоснование пороговых значений экономической безопасности, предложена методика обеспечения ситуационного анализа угроз экономической безопасности по регионам России, в том числе в социальной сфере. К числу главных факторов экономической безопасности авторы относят:

- экономический рост на основе рациональной модели воспроизводства, инвестиций и инноваций;

- финансовую безопасность и устойчивость банковской системы;

- целостность производственно-экономического пространства;

- приоритет социальной политики и формирование социального государства;

- экономическую безопасность во внешнеэкономической сфере, включая преодоление бегства капиталов, долларизации экономики и защиту интересов России в офшорном бизнесе;

- снижение теневой составляющей экономической деятельности и криминализации экономики, обеспечение безопасности личности, общества и государства.

СМЫКОВ Виктор Васильевич

- канд. техн. наук, начальник нефтегазодобывающего управления «Ямашнефть» ОАО «Татнефть». Соискатель учен, степени, д-ра экон. наук СПбГУ (кафедра экономики предприятия и предпринимательства). Автор монографии «Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана», более 10 статей по проблемам развития интегрированных корпораций.

© В.В.Смыков,2004

Эта классификация и основанная на ней система мониторинга экономической безопасности представляет несомненный вклад в науку. Однако, на наш взгляд, необходимо выделить среди этих факторов ключевой, каким является степень взаимного доверия между основными субъектами экономики - домохозяйствами (семьями), фирмами и государством. Его утрата в 1990-х годах была вызвана ошибочностью, непоследовательностью или просто отсутствием перспективной социально-экономической политики у государства и крупных корпораций и национальной идеи, объединяющей экономических субъектов всех регионов страны.

Необходимость определения сущности и содержания социально-экономических целей регионального развития, связанных с достижением позитивных для большинства населения результатов, подчеркнута в работах Ф.Ф. Рыбакова, А.И. Чистобаева.2 Такой целью является обеспечение устойчивой жизнеспособности региональной социально-экономической системы на рыночном пространстве.

В этой связи представляет интерес опыт Татарстана. Как отмечено в целом ряде отечественных, а также зарубежных изданий,3 здесь в 1990-е годы была реализована особая модель, основанная на сохранении активной роли государства в регулировании социально-экономического развития региона. Договор о разграничении полномочий и предметов ведения (1994 г.) и 11 межправительственных соглашений определили исключительную компетенцию Татарстана, полномочия, осуществляемые совместно республиканскими и федеральными органами государственной власти, а также исключительные полномочия, реализуемые федеральными органами на территории Татарстана. Эти нормативные акты определили ограниченный экономический суверенитет Татарстана в рамках единого российского экономического пространства. Приведение в последние годы регионального законодательства в соответствие с федеральным, особенно в части конституционных требований, укрепление вертикали власти для противодействия центробежным тенденциям не должны означать ограничения прав регионов, добившихся финансово-экономической и политической стабильности, брать на себя большую ответственность за свое безопасное и устойчивое развитие.

Одним из примеров рациональной организации взаимоотношений власти и бизнеса можно считать социальное развитие Альметьевского района Татарстана. Село Альметьевск получило статус города в 1953 г. в связи с созданием в нем производственного объединения «Татнефть», приступившего к промышленной эксплуатации крупнейшего Ромашкинского месторождения.

Население города и района составляет более 190 тыс. человек, здесь действуют 3575 предприятий различных форм собственности, среди них корпорации «Татнефть», «Алнас» (завод погружных насосов - наукоемкое машиностроение), Альметьевский трубный, Миннибаевский газоперерабатывающий заводы и др. В Альметьевске производится более половины добавленной стоимости Татарстана. За годы эксплуатации 57 месторождений было добыто более 2,7 млрд т нефти.

Региональная политика направлена на достижение не только текущих узкоэкономических целей (поддержание жилищно-коммунального хозяйства в пределах выделенных средств), но и перспективной социальной цели - дать каждому жителю возможность в максимальной степени реализовать свой личностный (трудовой, предпринимательский, интеллектуальный, культурный) потенциал, прежде всего способность к высокопроизводительному наукоемкому труду, эффективному распоряжению своим имуществом как основы роста благосостояния и качества жизни.

Достижение этой стратегической цели предполагает решение следующих задач:

- переход региональной администрации от преимущественно производственного и тактического к стратегическому маркетинговому управлению, основанному на

использовании современных социальных технологий и технологий градообслуживающей сферы, соответственная переподготовка и обновление состава кадров;

- разработка и реализация социально-демографической политики, направленной на преодоление отрицательного баланса прироста населения (средний размер семьи - 3,3 человека), повышение эффективности адресной помощи молодым семьям, детям, нетрудоспособным;

развитие предпринимательства как способности индивида преодолевать ограниченность имеющихся в его распоряжении ресурсов на основе разработки и использования нововведений; создание благоприятных условий для цивилизованного предпринимательства во всех сферах городского и регионального хозяйства, развития конкурентной среды, обеспечивающей снижение цен на товары и услуги (в 2002 г. на тысячу жителей приходилось менее 10 индивидуальных предпринимателей, что намного ниже, чем в ряде регионов России и в зарубежных странах);

- формирование эффективного местного самоуправления. В городе создано 33 территориальных совета, а в каждом из них - попечительский совет с участием ведущих представителей местных предприятий, которые оказывают помощь во внутриквартальном благоустройстве, сооружении детских и спортивных площадок, организации культурного и спортивного досуга граждан, развитии научно-образовательных центров.

Проблема Альметьевска, как и многих других центров добывающей промышленности, металлургии и химии, в ряде регионов России состоит в исчерпании богатых месторождений и необходимости смены самой парадигмы развития во избежание массовой безработицы и социальной деградации. Государство в состоянии решить эту проблему без помощи интегрированных корпораций, ведущих бизнес во многих регионах и странах. Перспективы развития города связаны с переходом от моноспециализации к диверсификации экономики на основе развития высокотехнологичных производств и сферы услуг.

Этот стратегический переход требует развития социального потенциала региона по следующим направлениям.

1. Техническое оснащение образовательного процесса. С помощью ОАО «Татнефть» все школы еще в 1990-е годы были оснащены современной компьютерной техникой и лингафонными кабинетами, создана единая информационно-образовательная сеть с выходом в Интернет. Согласно региональной программе развития образования, ряд школ с помощью НГДУ «Елховнефть» и «Ямашнефть», «СНП-Нефтегаз» и других предприятий превращены в современные образовательные центры. В районе действует лагерь для одаренных детей «Сэлэт», все дети изучают три языка, а педагоги получают ежемесячные доплаты.

В городе действуют 3 профучилища и 6 средних специальных учебных заведений, где готовят не только нефтяников, но и специалистов телекоммуникационных систем, автослесарей, станочников, водителей, медицинский персонал, специалистов строительства и сферы услуг. Они строят свою работу по принципу непрерывности образования совместно с Казанским техническим университетом им. А.Н. Туполева и двумя вузами Альметьевска - нефтяным институтом и муниципальным университетом.

ОАО «Татнефть» помог созданию в вузах современных лабораторий, единой компьютерной сети, фундаментальной библиотеки, учебной и спортивной базы. Более 90% выпускников нефтяного института поступают на работу в «Татнефть» и другие фирмы отрасли.

2. Создание современной здравоохранительной базы. Альметьевский межрайонный центр по профилактике и борьбе со СПИДом оснащен базой для диагностики ВИЧ-инфекций, гепатитов, детских заболеваний, онкологии и т.д. С помощью корпораций

сооружается современная станция скорой медицинской помощи, оснащен противотуберкулезный диспансер.

3. Развитие культуры и спорта. С помощью корпораций Альметьевск стал культурным центром юго-востока Татарстана. Здесь созданы музыкальные школы и училища, построены новые здания районных домов культуры, важным региональным центром стал ДК «Нефтьче».

4. Развитие инновационного потенциала региона. За годы существования СССР было продано 3500 инноваций, в том числе лишь 735 - в промышленно развитые страны на коммерческой основе. Около 2,5 тыс. инноваций было передано странам так называемого социалистического лагеря на некоммерческой основе. На долю СССР приходился лишь 1% мировой лицензионной торговли. В стране сложился стереотип бесплатности интеллектуальной собственности, вернее, ее практического отсутствия. Значимость интеллекта для экономического роста не подвергалась количественной оценке и потому не была объектом управления. В ходе приватизации в 1990-е годы нематериальные активы, даже в НИИ, КБ и НПО, по сути дела, не учитывались.

В 1990-е годы произошел обвал сферы производства инноваций. В 1997-1998 гг. число заявок на изобретения в России сократилось с 180 563 до 15 602, т.е. в 12 раз. Привлекательность объектов промышленной собственности (ценность патентов и т.д.), по данным социологических опросов, сократилась в 1980-1997 гг. с 83 до 17% от общей ценности активов. Даже на крупных предприятиях патентно-лицензионные службы были резко сокращены или ликвидированы.

Стратегический план «Татнефти» предусматривает изменение этой ситуации, первоочередное развитие научно-технического центра корпорации, который оказывает услуги всем предприятиям региона.

5. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе. При поддержке «Татнефти» был создан ряд малых предприятий, которые благодаря использованию уже имеющейся инфраструктуры смогли рентабельно разрабатывать малые месторождения сернистой (удельный вес - 0,96) нефти. Так, «Татнефтепром» получил право пользования 7 месторождениями, расположенными в 7 районах Татарстана (из них эксплуатировались только 3), и нефтебитумную установку.

«Татнефтепром» административно не связан с «Татнефтью», но использует его научную, геологическую, учебную базу, транспортную систему. Можно отметить ряд важных особенностей этой интегрированной структуры малого бизнеса:

- наличие собственной производственной базы по наладке, ремонту и профилактике оборудования и коммуникаций;

- широкое использование (впервые в Татарстане) финансового лизинга, позволяющего взять в аренду на 5 лет буровое оборудование, т.е. получить долгосрочный товарный кредит, практически недоступный малому бизнесу;

- организация в рамках АО полного цикла, включающего добычу нефти и битума, их переработку и реализацию;

- тесное сотрудничество с наукой (ТатНИПИнефть, ВНИИнефть, ВНИИУС, Нефтехимпроект и др.) в целях совершенствования методов воздействия на продуктивные пласты с учетом их индивидуальной специфики;

- система обучения и повышения квалификации персонала (в центре подготовки кадров «Татнефти», российско-канадском учебном центре, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и др.);

- активное участие в развитии образовательных и лечебных учреждений, центров социальной защиты, подростковых клубов и т.д. в селах и районах, где ведется добыча нефти;

- привлечение иностранных инвестиций. Большая часть акций компании принадлежит ЗАО «Укртатнафт» - транснациональной компании, базирующейся в г.Кременчуг.

За последние годы выдвинут ряд предложений по формализованной количественной оценке функционирования институтов, влияющих на социально-экономическое развитие региона. Так, для оценки уровня глобализации региона могут быть использованы следующие показатели:

-доля экспорта, в том числе наукоемких товаров и услуг в ВРП;

-доля импорта, в том числе новых технологий и наукоемких продуктов в ВРП;

- удельный вес специалистов с высшим образованием, в том числе в области информационных и наукоемких технологий, в общем количестве занятых;

- удельный вес работников, занятых в отраслях высоких технологий (программное обеспечение, компьютерные услуги, телекоммуникации, точное и электронное машиностроение);

- затраты на НИОКР в общем объеме продаж (%);

- объем венчурного капитала (в % к ВРП);

- выезд за рубеж, в том числе по деловым вопросам, для работы и учебы (в % к общей численности граждан старше 16 лет);

- приезд из-за рубежа, в том числе по деловым вопросам, для работы и учебы (%);

- иностранные инвестиции (% к их общему объему и ВРП);

- зарубежные инвестиции региона (% к их общему объему) и т.д.

Это делает необходимым учет, по крайней мере в крупных интегрированных корпорациях, не только локального, но и народнохозяйственного эффекта их деятельности.

Эффективность производства представляет собой объективный критерий, действующий как автоматический регулятор рыночной экономики и в то же время как целевая функция в процессе планирования, управления и контроля за развитием микро-, мезо- и макроэкономики. В условиях глобализации экономики таким критерием, определяющим конкурентоспособность региональной и национальной экономики, становится социально-экономическая эффективность производства. Она включает экономическую, научно-техническую (информационную), социальную и экологическую составляющие.

Макроэкономический эффект должен учитывать не только количественный рост ВВП или ВНП, но прежде всего качество роста, который характеризует социальный, экологический и научно-технический (информационный) эффект. Социальный эффект на макроуровне включает:

- рост продолжительности трудоспособной жизни населения;

- развитие человеческого капитала и соответствующих инвестиций;

- улучшение материального благосостояния населения и снижение уровня бедности;

- развитие социальной инфраструктуры;

- обеспечение безопасных условий жизни и труда;

- поддержание эффективной занятости населения.

Макроэкономические теории в XX в. развивали статическую модель рынка, которая отражала реалии индустриального общества. Новая теория стоимости (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.), теория благосостояния (Л. Пигу), концепция достижения максимума эффективности при совершенной конкуренции (К. Эрроу и др.) доказали наличие внешних эффектов деятельности хозяйственных субъектов (экстерналий), но не смогли объяснить механизм экономического роста, достижения высокой конкурентоспособности одних и провалы других корпораций, региональных и национальных экономик.

Характерно, что Нобелевские премии по экономике в 2000-2002 гг. присуждались представителям иной концепции, по-другому рассматривавшим соотношение

экономического и социального, теории и эмпирического анализа, макро- и микроэкономики. Дж. Стиглиц и Дж. Акерлоф показали неравновесность и несовершенство рыночной информации. Ее неполнота и противоречивость не позволяют принять единственное оптимальное решение, «провалы рынка» означают существование множества возможных состояний равновесия. В этих условиях эмпирический анализ опыта корпораций выступает не иллюстрацией макротеории, а основой ее разработки и проверки.

Д. Канеман и В. Смит (Нобелевские лауреаты 2002 г.) показали, что поведение людей, принимающих экономические решения, не является рациональным, изучили природу человеческих ошибок и развили экспериментальную экономику как науку о поведении хозяйственных субъектов, использующую эмпирические методы проверки экономических моделей. Экономика рынка - результат взаимного давления интересов, противоположных при разделе доходов, но допускающих их согласование ради увеличения общей суммы эффектов.

Методологические основы оценки макроэкономической эффективности деятельности фирм стали разрабатываться еще в 1970-е годы в рамках теории измерения научно-технического прогресса. Концептуальные вопросы исследования экономического потенциала предприятий исследовали И. Ансофф, Ф. Берман, Б. Карлоф, К. Кларк, Т. Коно, М. Портер, Р. Хейс, Дж. Эванс.

Эффективность управления и реструктуризации акционерных обществ с народнохозяйственных позиций исследована в ряде работ. Как отметил еще В.В.Новожилов, «применяемые показатели эффективности отличаются неполнотой. В них недостаточно учитываются либо затраты, либо эффект, или же недостаточно учитывается и то, и другое».4

Различные субъекты рынка заинтересованы в оптимизации различных сторон деятельности АО, их интересы противоречивы. Это требует сочетания многокритериальное™ (учет различных сторон эффективности) и интегральности оценки (выбор критерия инвестирования).

В последние годы проблема оценки народнохозяйственного эффекта корпоративной деятельности вышла за рамки теоретических дискуссий. Как показали опросы участников финансового рынка, проведенные исследователями Pricewaterhouse Cooper's, они не удовлетворены информацией о прошлых финансовых результатах работы корпораций и стремятся получить из разных источников данные о нефинансовых показателях, характеризующих инновационный, социальный и организационный потенциал компании, перспективы его использования. Предложена новая структура годового отчета (Value reporting), содержащая: 1) анализ конкурентной среды (условия ведения бизнеса, тенденции развития рынка, позиции конкурентов); 2) оценку места компании на рынке, ее стратегических целей, финансовых и нефинансовых задач, факторов риска и неопределенности; 3) данные об экономическом потенциале корпорации, долгосрочной структуре собственного и привлеченного капитала, затратах на его привлечение, ожидаемой прибыли, ликвидности и инвестициях; 4) инновационный и организационный капитал, социальную ответственность, экологию и этику корпорации, включая данные о НИОКР, персонале, природоохранной деятельности, репутации брэнда, механизме корпоративного управления, управления инновациями, организации отношений с клиентами и поставщиками.

Вся эта информация весьма важна для оценки перспектив корпорации. Однако ее добровольное представление в годовом отчете (закон регламентирует лишь бухгалтерскую отчетность) маловероятно. Во-первых, эта информация является коммерческой тайной; конкуренты, обладая ею, получают громадные преимущества. Во-вторых, большинство российских корпораций не в состоянии исчислить такое количество показателей

внутренней и внешней среды и тем более заверить их подписью директора. В-третьих, описанная выше система недостаточно структурирована, что усложняет ее использование.

На наш взгляд, целесообразно выделить четыре вида народнохозяйственного эффекта и соответственно четыре раздела годового отчета крупных корпораций:

1. Экономический потенциал, достигнутый уровень и перспективы его использования.

2. Социальный потенциал и социальную ответственность корпорации.

3. Экологические результаты деятельности корпорации.

4. Инновационный потенциал и научно-технический уровень производства.

Социальная ответственность корпораций закрепляется в стандартах их

организационного поведения, регулирующих как агентские отношения участников корпорации, так и отношения с внешней средой. Рыночная капитализация фирм во все большей степени определяется не только оценкой стоимости их активов и перспективной доходности со стороны участников фондового рынка, но и общественной оценкой поведения фирмы, ее ответственности за макроэкономическое, социальное, экологическое и инновационное развитие регионов, где производится и потребляется продукция фирмы.

1 Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки / Под ред. В.К. Сенчатова. М., 1998.

2 Р ы б а к о в Ф.Ф., Чистобаев А.И., Ш к о н д а К.В. Северо-Запад России: Тернистый путь к рынку. СПб., 2002.

3Bukharaev R. The model of Tatarstan under president Mintimer Shaimiev. Richmond, 1999. "Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М., 1972.

Статья поступила в редакцию 11 февраля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.