Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. 2 (№ 13)
В. В. Смыков
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ ПЕРЕД РЕГИОНАЛЬНЫМ СОЦИУМОМ
Социально-экономическая безопасность страны и ее регионов - одна из базовых категорий современной экономической теории. Социальную ответственность корпорации, на наш взгляд, следует рассматривать шире, чем в учебниках по микроэкономике, как ее вклад в обеспечение устойчивого развития национальной и региональной экономики, что соответствует коренным интересам самой корпорации, ее учредителей и собственников, работников, менеджеров и потребителей. Социально-экономическая безопасность предполагает разрешение противоречий, связанных со вступлением России в мировую высококонкурентную экономику, путем эволюции социальных институтов, формирования гражданского общества, повышения конкурентоспособности производства и инфраструктуры. Корпорации, особенно созданные с участием государства, призваны не только получать прибыль и выплачивать дивиденды акционерам, но и охранять социальную систему, в том числе региональную, от саморазрушения и деградации, способствовать разрешению противоречий глобализации на основе развития личности, человеческого капитала и инновационного потенциала регионов.
Одной из первых в отечественной литературе работ, посвященных анализу взаимосвязи понятий «экономическая безопасность», «устойчивость» и «развитие», была монография, подготовленная секцией «Проблемы макроэкономики и социального рыночного хозяйства» РАЕН и Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН.1 В ней проведена классификация угроз, дано количественное обоснование пороговых значений экономической безопасности, предложена методика обеспечения ситуационного анализа угроз экономической безопасности по регионам России, в том числе в социальной сфере. К числу главных факторов экономической безопасности авторы относят:
- экономический рост на основе рациональной модели воспроизводства, инвестиций и инноваций;
- финансовую безопасность и устойчивость банковской системы;
- целостность производственно-экономического пространства;
- приоритет социальной политики и формирование социального государства;
- экономическую безопасность во внешнеэкономической сфере, включая преодоление бегства капиталов, долларизации экономики и защиту интересов России в офшорном бизнесе;
- снижение теневой составляющей экономической деятельности и криминализации экономики, обеспечение безопасности личности, общества и государства.
СМЫКОВ Виктор Васильевич
- канд. техн. наук, начальник нефтегазодобывающего управления «Ямашнефть» ОАО «Татнефть». Соискатель учен, степени, д-ра экон. наук СПбГУ (кафедра экономики предприятия и предпринимательства). Автор монографии «Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана», более 10 статей по проблемам развития интегрированных корпораций.
© В.В.Смыков,2004
Эта классификация и основанная на ней система мониторинга экономической безопасности представляет несомненный вклад в науку. Однако, на наш взгляд, необходимо выделить среди этих факторов ключевой, каким является степень взаимного доверия между основными субъектами экономики - домохозяйствами (семьями), фирмами и государством. Его утрата в 1990-х годах была вызвана ошибочностью, непоследовательностью или просто отсутствием перспективной социально-экономической политики у государства и крупных корпораций и национальной идеи, объединяющей экономических субъектов всех регионов страны.
Необходимость определения сущности и содержания социально-экономических целей регионального развития, связанных с достижением позитивных для большинства населения результатов, подчеркнута в работах Ф.Ф. Рыбакова, А.И. Чистобаева.2 Такой целью является обеспечение устойчивой жизнеспособности региональной социально-экономической системы на рыночном пространстве.
В этой связи представляет интерес опыт Татарстана. Как отмечено в целом ряде отечественных, а также зарубежных изданий,3 здесь в 1990-е годы была реализована особая модель, основанная на сохранении активной роли государства в регулировании социально-экономического развития региона. Договор о разграничении полномочий и предметов ведения (1994 г.) и 11 межправительственных соглашений определили исключительную компетенцию Татарстана, полномочия, осуществляемые совместно республиканскими и федеральными органами государственной власти, а также исключительные полномочия, реализуемые федеральными органами на территории Татарстана. Эти нормативные акты определили ограниченный экономический суверенитет Татарстана в рамках единого российского экономического пространства. Приведение в последние годы регионального законодательства в соответствие с федеральным, особенно в части конституционных требований, укрепление вертикали власти для противодействия центробежным тенденциям не должны означать ограничения прав регионов, добившихся финансово-экономической и политической стабильности, брать на себя большую ответственность за свое безопасное и устойчивое развитие.
Одним из примеров рациональной организации взаимоотношений власти и бизнеса можно считать социальное развитие Альметьевского района Татарстана. Село Альметьевск получило статус города в 1953 г. в связи с созданием в нем производственного объединения «Татнефть», приступившего к промышленной эксплуатации крупнейшего Ромашкинского месторождения.
Население города и района составляет более 190 тыс. человек, здесь действуют 3575 предприятий различных форм собственности, среди них корпорации «Татнефть», «Алнас» (завод погружных насосов - наукоемкое машиностроение), Альметьевский трубный, Миннибаевский газоперерабатывающий заводы и др. В Альметьевске производится более половины добавленной стоимости Татарстана. За годы эксплуатации 57 месторождений было добыто более 2,7 млрд т нефти.
Региональная политика направлена на достижение не только текущих узкоэкономических целей (поддержание жилищно-коммунального хозяйства в пределах выделенных средств), но и перспективной социальной цели - дать каждому жителю возможность в максимальной степени реализовать свой личностный (трудовой, предпринимательский, интеллектуальный, культурный) потенциал, прежде всего способность к высокопроизводительному наукоемкому труду, эффективному распоряжению своим имуществом как основы роста благосостояния и качества жизни.
Достижение этой стратегической цели предполагает решение следующих задач:
- переход региональной администрации от преимущественно производственного и тактического к стратегическому маркетинговому управлению, основанному на
использовании современных социальных технологий и технологий градообслуживающей сферы, соответственная переподготовка и обновление состава кадров;
- разработка и реализация социально-демографической политики, направленной на преодоление отрицательного баланса прироста населения (средний размер семьи - 3,3 человека), повышение эффективности адресной помощи молодым семьям, детям, нетрудоспособным;
развитие предпринимательства как способности индивида преодолевать ограниченность имеющихся в его распоряжении ресурсов на основе разработки и использования нововведений; создание благоприятных условий для цивилизованного предпринимательства во всех сферах городского и регионального хозяйства, развития конкурентной среды, обеспечивающей снижение цен на товары и услуги (в 2002 г. на тысячу жителей приходилось менее 10 индивидуальных предпринимателей, что намного ниже, чем в ряде регионов России и в зарубежных странах);
- формирование эффективного местного самоуправления. В городе создано 33 территориальных совета, а в каждом из них - попечительский совет с участием ведущих представителей местных предприятий, которые оказывают помощь во внутриквартальном благоустройстве, сооружении детских и спортивных площадок, организации культурного и спортивного досуга граждан, развитии научно-образовательных центров.
Проблема Альметьевска, как и многих других центров добывающей промышленности, металлургии и химии, в ряде регионов России состоит в исчерпании богатых месторождений и необходимости смены самой парадигмы развития во избежание массовой безработицы и социальной деградации. Государство в состоянии решить эту проблему без помощи интегрированных корпораций, ведущих бизнес во многих регионах и странах. Перспективы развития города связаны с переходом от моноспециализации к диверсификации экономики на основе развития высокотехнологичных производств и сферы услуг.
Этот стратегический переход требует развития социального потенциала региона по следующим направлениям.
1. Техническое оснащение образовательного процесса. С помощью ОАО «Татнефть» все школы еще в 1990-е годы были оснащены современной компьютерной техникой и лингафонными кабинетами, создана единая информационно-образовательная сеть с выходом в Интернет. Согласно региональной программе развития образования, ряд школ с помощью НГДУ «Елховнефть» и «Ямашнефть», «СНП-Нефтегаз» и других предприятий превращены в современные образовательные центры. В районе действует лагерь для одаренных детей «Сэлэт», все дети изучают три языка, а педагоги получают ежемесячные доплаты.
В городе действуют 3 профучилища и 6 средних специальных учебных заведений, где готовят не только нефтяников, но и специалистов телекоммуникационных систем, автослесарей, станочников, водителей, медицинский персонал, специалистов строительства и сферы услуг. Они строят свою работу по принципу непрерывности образования совместно с Казанским техническим университетом им. А.Н. Туполева и двумя вузами Альметьевска - нефтяным институтом и муниципальным университетом.
ОАО «Татнефть» помог созданию в вузах современных лабораторий, единой компьютерной сети, фундаментальной библиотеки, учебной и спортивной базы. Более 90% выпускников нефтяного института поступают на работу в «Татнефть» и другие фирмы отрасли.
2. Создание современной здравоохранительной базы. Альметьевский межрайонный центр по профилактике и борьбе со СПИДом оснащен базой для диагностики ВИЧ-инфекций, гепатитов, детских заболеваний, онкологии и т.д. С помощью корпораций
сооружается современная станция скорой медицинской помощи, оснащен противотуберкулезный диспансер.
3. Развитие культуры и спорта. С помощью корпораций Альметьевск стал культурным центром юго-востока Татарстана. Здесь созданы музыкальные школы и училища, построены новые здания районных домов культуры, важным региональным центром стал ДК «Нефтьче».
4. Развитие инновационного потенциала региона. За годы существования СССР было продано 3500 инноваций, в том числе лишь 735 - в промышленно развитые страны на коммерческой основе. Около 2,5 тыс. инноваций было передано странам так называемого социалистического лагеря на некоммерческой основе. На долю СССР приходился лишь 1% мировой лицензионной торговли. В стране сложился стереотип бесплатности интеллектуальной собственности, вернее, ее практического отсутствия. Значимость интеллекта для экономического роста не подвергалась количественной оценке и потому не была объектом управления. В ходе приватизации в 1990-е годы нематериальные активы, даже в НИИ, КБ и НПО, по сути дела, не учитывались.
В 1990-е годы произошел обвал сферы производства инноваций. В 1997-1998 гг. число заявок на изобретения в России сократилось с 180 563 до 15 602, т.е. в 12 раз. Привлекательность объектов промышленной собственности (ценность патентов и т.д.), по данным социологических опросов, сократилась в 1980-1997 гг. с 83 до 17% от общей ценности активов. Даже на крупных предприятиях патентно-лицензионные службы были резко сокращены или ликвидированы.
Стратегический план «Татнефти» предусматривает изменение этой ситуации, первоочередное развитие научно-технического центра корпорации, который оказывает услуги всем предприятиям региона.
5. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе. При поддержке «Татнефти» был создан ряд малых предприятий, которые благодаря использованию уже имеющейся инфраструктуры смогли рентабельно разрабатывать малые месторождения сернистой (удельный вес - 0,96) нефти. Так, «Татнефтепром» получил право пользования 7 месторождениями, расположенными в 7 районах Татарстана (из них эксплуатировались только 3), и нефтебитумную установку.
«Татнефтепром» административно не связан с «Татнефтью», но использует его научную, геологическую, учебную базу, транспортную систему. Можно отметить ряд важных особенностей этой интегрированной структуры малого бизнеса:
- наличие собственной производственной базы по наладке, ремонту и профилактике оборудования и коммуникаций;
- широкое использование (впервые в Татарстане) финансового лизинга, позволяющего взять в аренду на 5 лет буровое оборудование, т.е. получить долгосрочный товарный кредит, практически недоступный малому бизнесу;
- организация в рамках АО полного цикла, включающего добычу нефти и битума, их переработку и реализацию;
- тесное сотрудничество с наукой (ТатНИПИнефть, ВНИИнефть, ВНИИУС, Нефтехимпроект и др.) в целях совершенствования методов воздействия на продуктивные пласты с учетом их индивидуальной специфики;
- система обучения и повышения квалификации персонала (в центре подготовки кадров «Татнефти», российско-канадском учебном центре, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и др.);
- активное участие в развитии образовательных и лечебных учреждений, центров социальной защиты, подростковых клубов и т.д. в селах и районах, где ведется добыча нефти;
- привлечение иностранных инвестиций. Большая часть акций компании принадлежит ЗАО «Укртатнафт» - транснациональной компании, базирующейся в г.Кременчуг.
За последние годы выдвинут ряд предложений по формализованной количественной оценке функционирования институтов, влияющих на социально-экономическое развитие региона. Так, для оценки уровня глобализации региона могут быть использованы следующие показатели:
-доля экспорта, в том числе наукоемких товаров и услуг в ВРП;
-доля импорта, в том числе новых технологий и наукоемких продуктов в ВРП;
- удельный вес специалистов с высшим образованием, в том числе в области информационных и наукоемких технологий, в общем количестве занятых;
- удельный вес работников, занятых в отраслях высоких технологий (программное обеспечение, компьютерные услуги, телекоммуникации, точное и электронное машиностроение);
- затраты на НИОКР в общем объеме продаж (%);
- объем венчурного капитала (в % к ВРП);
- выезд за рубеж, в том числе по деловым вопросам, для работы и учебы (в % к общей численности граждан старше 16 лет);
- приезд из-за рубежа, в том числе по деловым вопросам, для работы и учебы (%);
- иностранные инвестиции (% к их общему объему и ВРП);
- зарубежные инвестиции региона (% к их общему объему) и т.д.
Это делает необходимым учет, по крайней мере в крупных интегрированных корпорациях, не только локального, но и народнохозяйственного эффекта их деятельности.
Эффективность производства представляет собой объективный критерий, действующий как автоматический регулятор рыночной экономики и в то же время как целевая функция в процессе планирования, управления и контроля за развитием микро-, мезо- и макроэкономики. В условиях глобализации экономики таким критерием, определяющим конкурентоспособность региональной и национальной экономики, становится социально-экономическая эффективность производства. Она включает экономическую, научно-техническую (информационную), социальную и экологическую составляющие.
Макроэкономический эффект должен учитывать не только количественный рост ВВП или ВНП, но прежде всего качество роста, который характеризует социальный, экологический и научно-технический (информационный) эффект. Социальный эффект на макроуровне включает:
- рост продолжительности трудоспособной жизни населения;
- развитие человеческого капитала и соответствующих инвестиций;
- улучшение материального благосостояния населения и снижение уровня бедности;
- развитие социальной инфраструктуры;
- обеспечение безопасных условий жизни и труда;
- поддержание эффективной занятости населения.
Макроэкономические теории в XX в. развивали статическую модель рынка, которая отражала реалии индустриального общества. Новая теория стоимости (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.), теория благосостояния (Л. Пигу), концепция достижения максимума эффективности при совершенной конкуренции (К. Эрроу и др.) доказали наличие внешних эффектов деятельности хозяйственных субъектов (экстерналий), но не смогли объяснить механизм экономического роста, достижения высокой конкурентоспособности одних и провалы других корпораций, региональных и национальных экономик.
Характерно, что Нобелевские премии по экономике в 2000-2002 гг. присуждались представителям иной концепции, по-другому рассматривавшим соотношение
экономического и социального, теории и эмпирического анализа, макро- и микроэкономики. Дж. Стиглиц и Дж. Акерлоф показали неравновесность и несовершенство рыночной информации. Ее неполнота и противоречивость не позволяют принять единственное оптимальное решение, «провалы рынка» означают существование множества возможных состояний равновесия. В этих условиях эмпирический анализ опыта корпораций выступает не иллюстрацией макротеории, а основой ее разработки и проверки.
Д. Канеман и В. Смит (Нобелевские лауреаты 2002 г.) показали, что поведение людей, принимающих экономические решения, не является рациональным, изучили природу человеческих ошибок и развили экспериментальную экономику как науку о поведении хозяйственных субъектов, использующую эмпирические методы проверки экономических моделей. Экономика рынка - результат взаимного давления интересов, противоположных при разделе доходов, но допускающих их согласование ради увеличения общей суммы эффектов.
Методологические основы оценки макроэкономической эффективности деятельности фирм стали разрабатываться еще в 1970-е годы в рамках теории измерения научно-технического прогресса. Концептуальные вопросы исследования экономического потенциала предприятий исследовали И. Ансофф, Ф. Берман, Б. Карлоф, К. Кларк, Т. Коно, М. Портер, Р. Хейс, Дж. Эванс.
Эффективность управления и реструктуризации акционерных обществ с народнохозяйственных позиций исследована в ряде работ. Как отметил еще В.В.Новожилов, «применяемые показатели эффективности отличаются неполнотой. В них недостаточно учитываются либо затраты, либо эффект, или же недостаточно учитывается и то, и другое».4
Различные субъекты рынка заинтересованы в оптимизации различных сторон деятельности АО, их интересы противоречивы. Это требует сочетания многокритериальное™ (учет различных сторон эффективности) и интегральности оценки (выбор критерия инвестирования).
В последние годы проблема оценки народнохозяйственного эффекта корпоративной деятельности вышла за рамки теоретических дискуссий. Как показали опросы участников финансового рынка, проведенные исследователями Pricewaterhouse Cooper's, они не удовлетворены информацией о прошлых финансовых результатах работы корпораций и стремятся получить из разных источников данные о нефинансовых показателях, характеризующих инновационный, социальный и организационный потенциал компании, перспективы его использования. Предложена новая структура годового отчета (Value reporting), содержащая: 1) анализ конкурентной среды (условия ведения бизнеса, тенденции развития рынка, позиции конкурентов); 2) оценку места компании на рынке, ее стратегических целей, финансовых и нефинансовых задач, факторов риска и неопределенности; 3) данные об экономическом потенциале корпорации, долгосрочной структуре собственного и привлеченного капитала, затратах на его привлечение, ожидаемой прибыли, ликвидности и инвестициях; 4) инновационный и организационный капитал, социальную ответственность, экологию и этику корпорации, включая данные о НИОКР, персонале, природоохранной деятельности, репутации брэнда, механизме корпоративного управления, управления инновациями, организации отношений с клиентами и поставщиками.
Вся эта информация весьма важна для оценки перспектив корпорации. Однако ее добровольное представление в годовом отчете (закон регламентирует лишь бухгалтерскую отчетность) маловероятно. Во-первых, эта информация является коммерческой тайной; конкуренты, обладая ею, получают громадные преимущества. Во-вторых, большинство российских корпораций не в состоянии исчислить такое количество показателей
внутренней и внешней среды и тем более заверить их подписью директора. В-третьих, описанная выше система недостаточно структурирована, что усложняет ее использование.
На наш взгляд, целесообразно выделить четыре вида народнохозяйственного эффекта и соответственно четыре раздела годового отчета крупных корпораций:
1. Экономический потенциал, достигнутый уровень и перспективы его использования.
2. Социальный потенциал и социальную ответственность корпорации.
3. Экологические результаты деятельности корпорации.
4. Инновационный потенциал и научно-технический уровень производства.
Социальная ответственность корпораций закрепляется в стандартах их
организационного поведения, регулирующих как агентские отношения участников корпорации, так и отношения с внешней средой. Рыночная капитализация фирм во все большей степени определяется не только оценкой стоимости их активов и перспективной доходности со стороны участников фондового рынка, но и общественной оценкой поведения фирмы, ее ответственности за макроэкономическое, социальное, экологическое и инновационное развитие регионов, где производится и потребляется продукция фирмы.
1 Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки / Под ред. В.К. Сенчатова. М., 1998.
2 Р ы б а к о в Ф.Ф., Чистобаев А.И., Ш к о н д а К.В. Северо-Запад России: Тернистый путь к рынку. СПб., 2002.
3Bukharaev R. The model of Tatarstan under president Mintimer Shaimiev. Richmond, 1999. "Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М., 1972.
Статья поступила в редакцию 11 февраля 2004 г.