DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-112-122
Н.Л. Гончарова - к.э.н., доцент Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), [email protected],
N.L. Goncharova - Ph.D. in Economics, Associate Professor at Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University (SPbPU);
ЮА. Дуболазова - к.э.н., доцент Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), [email protected],
Ju.A. Dubolazova - Ph.D. in Economics, Associate Professor at Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University (SPbPU);
ИА. Рудская - д.э.н., профессор Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), [email protected],
IA. Rudskaya - Doctor of economic sciences, professor at Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University (SPbPU).
НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ИНТЕРЕСАМ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ DIRECTIONS AND INSTRUMENTS OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF ASSISTANCE TO THE INTERESTS OF SENIOR CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье рассматриваются цели государственной политики в интересах граждан старше 50 лет, определённых как лица старше трудоспособного возраста (ЛСТВ), а также проблемы с накоплением финансовой подушки для достойного их существования. Рассматривается и критикуется на основе анализа процесса реализации государственной политики существующая система обеспечения доступности услуг. Предлагаются, как дополнительные меры правового и организационно -экономического характера, так и приоритетные направления, обеспечивающие доступность широкого круга услуг ЛСТВ в стационарной и полустационарной формах, долговременного ухода и проживания, снижения для них различного рода рисков, расширения состава информации о ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение». Авторы отмечают, что внедрение современной системы долговременного ухода имеет положительное влияние с точки зрения комплексности подхода, однако в регионах реализация такого рода проектов затруднена в связи с рядом проблем.
Abstract. The article examines the goals of public policy in the interests of citizens over 50 years of age, defined as people over the working age (LSTV), as well as problems with the accumulation of a financial cushion for a decent existence for them. The existing system of ensuring accessibility of services is considered and criticized on the basis of analysis of the process of implementation of state policy. Additional measures of legal, organizational and economic nature, as well as priorities for ensuring the accessibility of a wide range of services to LSTV in stationary and semi-stationary forms, long-term care and accommodation, reducing various kinds of risks for them, expanding the information on the implementation of the federal project "Older Generation" are proposed. The authors note that the introduction of a modern system of long-term care has a positive impact in terms of the complexity of the approach, however, in the regions, the implementation of such projects is difficult due to a number of problems.
Ключевые слова: государственная политика, доступность, лица старше трудоспособного возраста, стратегия, услуга.
Keywords: public policy, accessibility, people over working age, strategy, service.
В качестве базы «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» к «гражданам старшего поколения условно относятся: граждане с 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность; граждане с 65 лет до 80 лет -это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь
и социальные услуги; граждане старше 80 лет - это, как правило, люди имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи» [14]. Вместе с тем такая градация не учитывает предпенсионный возраст с 50 лет (далее, предпенсионеров), когда ещё возможно предупредить выше названные проблемы со здоровьем, накопить финансовую подушку достойного существования, не смотря на ограниченный характер накопления средств в рамках государственного пенсионного обеспечения пределами перечислений пенсионных начислений на заработную плату 10 баллами. Аспект предпенсионеров учитывается в нормативных документах только при рассмотрении вопросов их обучения и дополнительного профессионального образования. Полное включение предпенсионеров в состав направлений государственной политики содействия интересам граждан старшего поколения требует дать новое определение содержания старшего поколения, как лиц старше трудоспособного возраста (ЛСТВ). Такое определение несколько расходится с определением Росстата, который каждый год меняет его возрастные характеристики с учётом выхода на пенсию по старости в соответствии с обновлённым законодательством о сроках выхода на пенсию.
Сама «Стратегия» [14] предусматривает реализацию системы мер правового и организационно-экономического характера, обеспечивающую доступность широкого круга услуг ЛСТВ (рисунок 1). Необходимо отметить, что в данном документе отсутствует конкретная и измеримая стратегическая цель, постановка которой позволила бы конкретизировать и оценит степень ее достижения. Вместе с тем, основной проблемой граждан после выхода на пенсию является резкое снижение уровня жизни, что обусловлено и низким уровнем пенсионного обеспечения, и возрастающими расходами на медицинские услуги и лекарственное обеспечение. Поэтому имеет смысл несколько конкретизировать стратегическую цель действий в интересах ЛСТВ, связав её с сохранением качества жизни конкретного лица, которое он имел до утраты трудоспособности, что можно обеспечить как за счет роста размера пенсионного обеспечения, так и за счет расширения доступности услуг, оказываемых ЛСТВ, включая такой источник, как перечисление 50 % отчислений в ПФР от работаюших ЛСТВ достигших пенсионного возраста на их социальный целевой счёт в составе лицевого индиви-
дуального счёта пенсионера в ПФР для получения услуг, указанных на (рисунок 1).
Государственная поддержка ЛСТВ
— Правовые меры
г
Организационные меры (расширение
перечня контролируемых показателей)
^Экономические мерьГ^ (перечисление 50% отчислений в ПФР от работающих ЛСТВ на их социальный целевой счёт для получения услуг долговременного ухода)
Качество
жизни ЛСТВ не
ниже качества жизни в трудоспо сооном возрасте
Доступные услуги
Ж
Пенсионное обеспечение
В рамках профиля «Герпатрпя»: социальные-бытовые, социально-медицинские, правовые, психологического,
финансового, образовательного, информашюнно-коммунпкацпонного характера, обеспечения лекарствами, транспортом, связью. Культурно-досуговые услуги Услуги физической культуры п спорта
Рисунок 1 - Услуги лицам старше трудоспособного возраста (ЛСТВ) в системе государственной поддержки данной категории граждан (составлено авторами)
Принципы, заложенные в «Стратегии», обеспечивают соблюдение прав ЛСТВ и удовлетворение их потребностей:
- недопущение дискриминации ЛСТВ;
- участие ЛСТВ в определении приоритетов государственной поддержки реализации организационных и экономических мер повышения качества их жизни и учёт их мнения;
- дифференцированный подход к определению форм социальной поддержки разных категорий ЛСТВ;
- соблюдение прав и законных интересов ЛСТВ во всех сферах жизнедеятельности;
- полное и эффективное вовлечение и включение в общество ЛСТВ;
- взвешенные, на основе взаимной заинтересованности, отношения между семьёй, обществом и государством в интересах ЛСТВ;
- обеспечение межведомственного взаимодействия при реализации Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в интересах ЛСТВ [14].
Как следует из приведенного перечня, среди принципов, на которых базируется Стратегия, отсутствуют принципы, определяющие источники финансирования, а также ответственность государства, бизнеса и общества за обеспечение активного долголетия и достойного качества жизни ЛСТВ.
Рассмотрим авторское представление о базовых элементах «Стратегии» действий в интересах ЛСТВ.
Как следует из отчетов Минтруда РФ, «Стратегия» реализуется не вполне успешно (таблица 1).
Таблица 1 - Достижение целевых индикаторов «Стратегии» за 2020 г. (рассчитано по: [9])
№ п/п Показатели 2020 г. Индекс выполнения плана
План Факт
1 Доля граждан старшего поколения, занимающихся физической культурой и спортом 0,06 0,142 2,37
2 Обеспеченность геронтологическими койками, единиц на 10000 населения 60 лет и старше 2,26 2,08 0,92
3 Доля граждан старшего поколения, получивших социальное обслуживание, в общем числе граждан старшего поколения, признанных нуждающимися в социальном обслуживании 0,8 0,9997 1,25
4 Доля граждан старшего поколения, удовлетворенных качеством предоставляемых социальныхуслуг, в общем числе получателей социальных услуг 0,7 0,95 1,36
5 Количество нестационарных и мобильных торговых объектов, тыс. штук 230 198 0,86
6 Количество выпущенных автобусов, предназначенных для перевозки лиц с ограниченными возможностями, в том числе для инвалидов-колясочников, штук 1820 - -
Серьёзно отстаёт от плановых показателей степень обеспеченности ЛСТВ в возрасте 60 лет и старше геронтологическими койками, что вполне объяснимо отсутствием достаточного финансирования для развития этого капиталоемкого направления деятельности.
Вместе с тем, степень соответствия государством социальной поддержки ЛСТВ, их потребностям, наглядно видно из данных за 2019 год (таблица 2).
Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни ЛСТВ входит в состав государственных проектов, связанных с созданием и функционированием семьи, активной повышения роли женщин в трудовой деятельности, активизации деятельности граждан в области сохранения своего здоровья и физической культуры. Мониторинг этих показателей возложен на Росстат.
Таблица 2 - Виды социальной поддержки ЛСТВ за счет средств консолидированного бюджета РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в 2019 году [17]
2019 год
Группы лиц старших возрастов Численность граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, человек Численность граждан, получивших регулярную денежную выплату, человек Средний размер регулярной денежной выплаты, руб.\мес. на одного получа-теля Численность граждан, получивших Единовременную денежную выплату, человек Средний размер единовременной денежной выплаты, руб. на одного получателя
1 2 3 4 5 6
Категории населения, отнесенные к компетенции РФ:
инвалиды войны 76445 12489 2149 40710 10239
ветераны Великой Отечественной войны, кроме тружеников тыла 139597 4272 1574 131106 7149
Категории населения, отнесенные к компетенции субъектов РФ:
труженики тыла 484363 185951 869 241434 3911
ветераны труда 13504713 10995412 685 262514 2377
реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий 429606 319924 763 39005 3042
Другие категории граждан в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ и органов местного самоуправления:
пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям1-1 7899419 1821578 760 523332 5723
пенсионеры, получающие региональную социальную доплату к пенсии 2564356 2564301 5677 - -
пенсионеры из числа бывших государствен-ныхслужащих 137695 135957 11858 3675 20613
дети войны 1135708 197385 757 1013237 2579
1) приведены данные с учетом категории «Лица старшего возраста»
Задача проекта «Старшее поколение» обозначена как «разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» [15]. Целевые финансовые результаты из всех источников проекта на 6 лет до 2024 гг. составляют 3,05 трлн. руб. за 6 лет. В частности, должна быть увеличена продолжительность жизни ЛСТВ и активизация их в общественной жизни за счёт следующих организационных мер:
- профилактических прививок от пневмококковой инфекции не менее 95 % проживающих из группы риска в учреждениях соцобеспечения;
- осмотров в профилактических целях в форме диспансеризации не менее не менее 25 млн. ЛСТВ;
- введения в действие отделений и центров гериатрии с охватом за 6 лет не менее 850 тыс. человек;
- разработки и использования во врачебной практике рекомендаций по лечению заболеваний ЛСТВ и т.д.;
- создания системы долговременного ухода за ЛСТВ и инвалидами в виде патронажной службы, оказания социальной и медицинской помощи на дому при семейном уходе, в полустационарной и стационарной форме;
- развитие сети социального обслуживания, включая не менее 33,6 % частных организаций в общем числе учреждений;
- организации ежегодного привлечения 75 тысяч предпенсионеров к профессиональному, включая дополнительному, обучению, с охватом за 6 лет 450 тыс. предпенсионеров;
Учитывая рекомендации ВОЗ, опыт и предложения развитых стран по формированию социальной политики в области снижения существующих рисков здоровью, наиболее характерных для ЛСТВ, необходимо учитывать такие важные особенности, характерные для Российской Федерации, как низкий уровень доходов большинства пожилых людей, а это есть категория «бедности», наличие большого числа одиноких пожилых людей, а это приводит к их социальной изоляции и дискриминации, быстрому нарушению психического здоровья и даже жестокости в обращении с ними, а также к повышенному травматизму как из-за отклонений в здоровье в силу возраста, так и отсутствию удобной среды обитания [1, 2, 18].
Соответственно, государственная политика в области действий в интересах ЛСТВ должна быть направлена на минимизацию перечисленных рисков, что и определяет ее приоритетные направления (рисунок 2).
Направления государственной полптнкп в области действий в интересах ЛСТВ
Предупреждение падений включая создание безопасной среды, как на улице, так и в домашних
условиях, -выявление групп высокого риска и их информирование о
характере организации своего досуга и повседневной жизни.
Обеспечение дозировки физической активности и пропаганда отказа от вредных привычек »алкоголизм, наркомания и
курение): - создание возрастных групп условий для занятий
физкультурой, - вовлечение ЛСГВ в социальную жизнь своего
территориального образования и активное использование интернета для общения
Обеспечение доступности ус туг по долговременному уходу, вкуочан субсидии в размере не менее МРОТврегионе деятельности для домашних, оказывающих услуги по уходу и обучение членов семьи больного способам обслуживания больного члена семьи; - организация контроля качества социальных и сопутствующих услуг в стационарах долговременного ухода
Создание доступной по времени, месту и стоимости, вктчая бесплатной,
соииа7ьной и медицинской помощи с диспансеризацией, позволяющей своевременно выявить пациентов с нарушениями зрения, с поражениям коленных и тазобедренных суставов, с деменцией
обеспечение лекарствами в не только в стационарных, но и амбулаторных условиях
Снижение уровня инфекционных заболеваний: - 80 % вакцинация от гриппа: - снижение рисков внутрибольничного инфицирования, - вакцинация от пневмококковой и коронавируеиой инфекций
Рисунок 2 - Приоритетные направления государственной политики в области действий в интересах лиц старше трудоспособного возраста (разработано на основе [11, 14])
Г.Э. Улумбекова обобщила предложения РАН и Высшей школы экономики по доработке федерального проекта «Старшее поколение» [15], оценив его как документ, задающий направления по продлению периода активного долголетия ЛСТВ, но требующий дета-
лизации. Это необходимо для реального достижения целей проекта и преобразования его из рамочного документа, определяющего вектор действий институтов, обеспечивающих решение проблему активного долголетия, в совокупность конкретных портфелей, программ и проектов, имеющих ключевые признаки эффективного проекта: сроки, бюджет, качество. Предложения по доработке проекта связаны с уточнением целей, определением приоритетности задач, разработке планов ресурсного (кадрового, финансового, материально-технического) обеспечения процессов решения поставленных задач.
Г.Э. Улумбекова детально обосновала и раскрыла недостатки анализируемого федерального проекта, но приведенные выше предложения по его доработке свидетельствуют о том, что его разработчики не выполнили стандартные требования к разработке проекта. Безусловно, это является следствием того, что социальные обязательства государства не покрываются его финансовыми возможностями [15].
Необходимо отметить, что в октябре 2020 года наметились существенные практические изменения в системе мер по организации долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами путём внедрение пилотных проектов в регионах на базе проектного офиса Фонда социального страхования РФ (далее ФСС РФ) по обобщению этого опыта и разработки нормативной базы данного вида услуг (рисунок 3).
Рисунок 3 - Схема развития работ по предоставлению услуг ЛСТВ в стационарной и полустационарной формах на базе Фонда социального страхования РФ (составлено по [11])
Привлечение ФСС РФ для обобщения опыта пилотных проектов по обеспечению долговременного ухода за гражданами старше трудоспособного возраста и инвалидами свидетельствует о поиске источников финансового обеспечения государственной политики в области содействия интересам граждан старше трудоспособного возраста, включая возможности внебюджетного фонда.
Но создание проектного офиса в ФСС, задачей которого является также сбор и обработка информации, свидетельствует о недостаточности информации по данному направлению, собираемой Росстатом, (таблица 3).
118 Международный журнал
Таблица 3 - Предлагаемый состав расширенной информации о ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение» (источник: [16])
Группа показателей Предлагаемый состав показателей
- население РФ, всего, включая численность ЛСТВ, с делением на три возрастные группы: предпенсионеры, пенсионеры до возраста ожидаемой продолжительности
Демографические жизни при рождении, пожилые (тыс. чел.) - всего и разрезе регионов; - доля численности ЛСТВ во всем населении, в том числе с делением на три возрастные группы, (тыс. чел.) всего и разрезе регионов; % - ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для мужчин и женщин, достигших пенсионного возраста по старости, в целом по РФ и по субъектам РФ (число лет)
Пенсионное обеспечение ЛСТВ - численность пенсионеров всех кктегорий в РФ (тыс. чел.), в том числе по старости, инвалидности, потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи), социальные, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей, федеральные государственные гражданские служащие за выслугу лет; - средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в РФ и по регионам, тыс. руб.
Меры социальной поддержки ЛСТВ - численность получателей ЕДВ среди ЛСТВ, в том числе по трём возрастным группам, по РФ и по субъектам РФ; - численность ЛСТВ, в том числе по трём возрастным группам, получившим наборы социальных услуг; - количество ЛСТВ и суммы ими полученные в рамках реализации мер их социальной поддержки, в том числе по трём возрастным группам из разных бюджетных источников (федеральный, региональный и муниципальный); - степень обеспеченности стационарных организаций по долговременному уходу финансированием, кадрами и современными помещениями; - социально-оздоровительные центры, обслуживающие ЛСТВ и инвалидов в РФ; - удельный вес ЛСТВ, в том числе по трём возрастным группам, и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому в РФ; - службы (отделения) срочного социального обслуживания ЛСТВ и инвалидов в РФ; -социально-реабилитационные службы, обслуживающие ЛСТВ и инвалидов в РФ;
Социальная активность ЛСТВ - доля ЛСТВ, в том числе по трём возрастным группам, осуществляющих уход за детьми, в том числе родными; - доля ЛСТВ, в том числе по трём группам возраста, осуществляющих систематический уход за нуждающимися в особой помощи из-за престарелого возраста, болезни или нетрудоспособности; - участие ЛСТВ, в том числе по трём возрастным группам, в деятельности каких-либо организаций (движений) в РФ в отчётном году; - доля ЛСТВ, в разрезе трёх возрастных групп, получивших амбулаторно -поликлиническую помощь и стоматологическую помощь;
Условия проживания ЛСТВ - характеристика жилищныхусловий домохозяйств ЛСТВ, в том числе по трём возрастным группам; возрастным группам; - обеспеченность домохозяйств ЛСТВ, в том числе по трём возрастным группам, основными источниками отопления, централизованным водоснабжением, электричеством, газом и интернетом
Предлагаемые изменения и дополнения к предоставляемой Росстатом информации будет способствовать своевременному принятию решений удовлетворению потребностей ЛСТВ, к которым целесообразно добавить и предложениям Российской академии наук (РАН), сделанные на основании международного опыта [4-6, 8]. Их с учётом сделанной нами доработки целесообразно отнести:
- ожидаемая средняя продолжительность жизни ЛСТВ в разрезе трёх возрастных групп;
- средняя продолжительность здоровой жизни ЛСТВ в разрезе трёх возрастных групп;
Поэтому для мониторинга фактической результативности мероприятий государственной политики в области содействия интересам ЛСТВ целесообразно расширить состав собираемой информации (таблица 4), включив их в состав организационных мер (рисунок 1).
Таблица 4 - Предложения по расширению состава информации о ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение» (Разработано авторами)
Группа показателей Состав показателей
Качество здоровья граждан старше трудоспособного возраста (ЛСТВ) - заболеваемость ЛСТВ по основным классам, группам и отдельным болезням (в разрезе возрастных групп); - инвалидизация ЛСТВ; - заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения (в разрезе возрастных групп); - численность ЛСТВ без установленных хронических заболеваний
Ресурсная обеспеченность гериатрии и системы долговременного ухода аз ЛСТВ - износ основных фондов в стационарных организациях социального обслуживания для ЛСТВ (в целом по РФ и по субъектам РФ); - износ основных фондов в центрах дневного пребывания ЛСТВ (в целом по РФ и по субъектам РФ); - укомплектованность кадрами стационарных организаций социального обслуживания для ЛСТВ (в целом по РФ и по субъектам РФ); - выпу ск специалистов в о бласти оказания у слуг ЛСТВ в системах СПО и ВО; - численность волонтеров, оказывающих услуги ЛСТВ (в целом по РФ и по субъектам РФ)
Мониторинг показателей, характеризующий уровень удовлетворения специфических потребностей ЛСТВ, необходим для сглаживания соответствующих возможностей по субъектам РФ, которые характеризуются существенными различиями в возрастной структуре населения. На рисунке 4 представлены результаты, полученные Высшей школой экономики по организации и управления здравоохранением, отражающие долю населения старше 65 лет в общей численности населения субъектов РФ.
Рисунок 4 - Доля населения старше 65 лет по субъектам РФ (источник: [15])
Как было показано выше, основная проблема в реализации государственной политики содействия интересам ЛСТВ связана с отсутствием капитальных объектов инфраструктуры, на базе которых оказываются услуги ухода и проживания. В частности, не достиг своего значения индикатор в Стратегии содействия по позиции «Обеспеченность геронтологическими койками, единиц на 10000 населения 60 лет и старше». Ключевой задачей, которая позволит
решить эту проблему, является формирование механизмов многоканального финансирования стационарных объектов, позволяющих привлечь средства бизнеса и граждан. Такая задача поставлена в «Стратегии»: «привлечение дополнительного финансирования на развитие системы медико-социальной помощи гражданам старшего поколения за счет инициирования целевых программ и привлечения негосударственных структур к оказанию медицинских, социальных и психологических услуг для граждан старшего поколения» [14], однако до настоящего времени направления ее решения не конкретизированы.
Следует согласиться с мнением Высшей школы экономики, что в организации и управлении здравоохранением относительно необходимости создания системы оперативного и стратегического управления проектом [13]. Существующая практика, в частности, привлечения возможностей ФСС РФ, к созданию элементов такой системы, подтверждает необходимость её создания.
Требует уточнения в части формулировки задачи и возможности её достижения необходимо уточнить порядок разработки и реализации системной поддержки и повышения качества жизни ЛСТВ [7].
Необходимо отметить, что внедрение современной системы долговременного ухода уже имеет некоторые положительные результаты его реализации, связанные с комплексным подходом. Однако опыт реализации проектов по обеспечению долговременного ухода в регионах обнаружил следующие проблемы:
- большинство субъектов РФ, получивших федеральное финансирование для организации обучения, подготовки кадров и методического сопровождения проектным офисом по долговременному уходу не смогут изыскать из своих источников финансовые средства для продолжения работ по проекту в полном объёме [З];
- в рамках межведомственного взаимодействия, а также на основании заявительного принципа предоставления услуг была выявлена когорта лиц старше трудоспособного возраста, нуждающихся в уходе, в количестве более 20 тыс. чел., что означает необходимость наращивания финансовых обязательств субъектов РФ;
- прекращение программы приведет к существенной потере доверия со стороны граждан старшего поколения, воспользовавшись однократно или в течение короткого периода времени услугами долговременного ухода.
Таким образом, опыт организации предоставления услуг долговременного ухода в рамках стабильного функционирования системы долговременного ухода как элемента сферы услуг ЛСТВ подтверждает актуальность решения задачи обеспечения многоканального финансирования, включая развитие системы страхования, вовлечение некоммерческого сектора, вариативных систем финансирования (сертификатов и компенсаций) [12].
Эффективность поддержки сферы услуг ЛСТВ в рамках национального проекта «Демография» оценить достаточно сложно, но независимые эксперты оценивали уровень реализации в 30-40 % [10]. И основной причиной этого является неудовлетворительное качество государственного управления исполнением расходов и значительная коррупционная составляющая.
Источники:
1. Родионов Д.Г., Карпенко П.А, Конников Е.А Концептуальная модель управления развитием региональных социально-экономических систем//Экономические науки. 2021. № 197. С. 163-170.
2. Родионов Д.Г., Баранова И.В., Насрутдинов М.Н. Идентификация ключевых медиаторов развития социального потенциала региона // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № З. С. 69.
3. Харламова Т. Л. Инновационная система образования и развитие человеческого капитала // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 1. C. 74.
4. Facing the Challenges in the Development of Long-Term Care for Older People in Europe in the Context of an Economic Crisis. Blanca A Deusdad, Charles Pace & Anneli Anttonen // Journal of Social Service Research 42:2. Р. 144-150. URL: https://doi.org/10.1080/01488376.2015.1133147.
5. Health at a Glance 2017: OECD Indicators. URL: OECD Publishing. Paris. 220 р. URL: http://dx. doi. org/ 10.1787/health_glance-2017-en.
6. Kenichi Hirose, Zofia Czepulis-Rutkowska. Challenges in long-term care of the elderly in Central and Eastern Europe. URL: https://www.ilo.org/budapest/what-we-do/publications/WCMS_532427/ lang-en/index. htm.
7. Буланова , М.А Федеральный проект «Старшее поколение»: проблемы измерения и перспективы реализации // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). С. 101 -115. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42368020_19176003.pdf.
8. Всемирный доклад о старении и здоровье. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/ 10665/186463 /9789244565049_rus.pdf?sequence=10 (дата обращения 19.11.2019).
9. Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. https ://docviewer.yandex. ru/ view/0/.
10. Национальные проекты [Официальный сайт].URL: https://raexpert.ru/researches/national_ project_2020/# part4.
11. Новый помощник пожилых. Внедрять в РФ систему долговременного ухода будет ФСС. URL: https ://fs s. ru/ru/news/455863/523605. shtml.
12. О ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». URL: http://government.ru/news/36677/.
13. Предложения РАН и ВШОУЗ по доработке федерального проекта «Старшее поколение» [Электронный ресурс]. URL:https://orgzdrav.vshouz.ru/ru/jarticles_orgzdrav/128.html?SSr= 29013413fe13ffffffff27c_07e 302060d1d0f-58cd.
14. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ba70babae5b5a71024b68 22fa9a3d0 1fb739c37d/.
15. Улумбекова, Г.Э. Предложения РАН и ВШОУЗ по доработке федерального проекта «Старшее поколение» [Электронный ресурс]/Г.Э.Улумбекова//Вестник ВШОУЗ. - 2018. - № 4. URL: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/predlozheniya-ran-i-vshouz-po-dorabotke-federalnogo-proekta-starshee-pokolenie/.
16. Федеральная служба государственной статистики. Старшее поколение. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877.
17. Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения». ». Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/law/podborki/federalnyj_ proekt_razrabotka_i_realizaciya_programmy_sistemnoj_podderzhki_i_povysheniya_kachestva_zhiz ni_grazhdan_starshego_pokoleniya/.
18. Харламов А. В., Мороз Н А Социально-экономическая дифференциация регионов России и ее зависимость от инвестиций 2018.C. 298-305.
References:
1. Rodionov D.G., Karpenko P.A., Konnikov E.A. Conceptual model of managing the development of regional socio-economic systems//Economic sciences. 2021. No. 197. P. 163-170.
2. Rodionov D.G., Baranova I V., Nasrutdinov M.N. Identification of key mediators of the development of the social potential of the region // Russian Economic Internet Journal. 2019. No. 3. S. 69.
3. Kharlamova T. L. Innovative system of education and development of human capital // Russian Economic Internet Journal. 2019. No. 1. C. 74.
4. Facing the Challenges in the Development of Long-Term Care for Older People in Europe in the Context of an Economic Crisis. Blanca A. Deusdad, Charles Pace & Anneli Anttonen // Journal of Social Service Research 42:2. R. 144-150. URL: https://doi.org/10.1080/01488376.2015.1133147.
5. Health at a Glance 2017: OECD Indicators. URL: OECD Publishing. Paris. 220 r. URL: http://dx. doi. org/10.1787/health_glance-2017-en.
6. Kenichi Hirose, Zofia Czepulis-Rutkowska. Challenges in long-term care of the elderly in Central and Eastern Europe. URL: https://www.ilo.org/budapest/what-we-do/publications/WCMS_532427/ lang-en/index.htm.
7. Bulanova, M.A Federal project "Older generation": problems of measurement and prospects for im-
plementation // Power and management in the East of Russia. 2019. No. 4 (89). pp. 101-115. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42368020_19176003.pdf.
8. World report on aging and health. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/ 9789244565049_rus. pdf?sequenc e=10.
9. Report of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on the implementation of sectoral documents of strategic planning of the Russian Federation on issues under the jurisdiction of the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. https:// docviewer.yandex. ru/view/0/.
10.National projects [Official website]. URL: https://raexpert.ru/researches/national_project_2020/ #part4.
11.New helper for the elderly. The FSS will implement the long-term care system in the Russian Federation. URL: https://fss.ru/ru/news/455863/523605.shtml.
12.On the implementation of the federal project "Older Generation" of the national project "Demography". URL: http://government.ru/news/36677/.
13. Proposals ofthe Russian Academy of Sciences and the Higher School of Public Health for the revision of the federal project "Older Generation" [Electronic resource]. URL: https://orgzdrav.vshouz.ru /ru/jarticles_orgzdrav/128.html?SSr=29013413fe13ffffffff27c_07e302060d1d0f-58cd.
14.Decree of the Government of the Russian Federation of 05.02.2016 N 164-r "On approval of the Strategy of actions in the interests of citizens of the older generation in the Russian Federation until 2025" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ ba70babae5b5a71024b6822fa9a 3d01fb739c37d/.
15. Ulumbekova, G.E. Proposals of the Russian Academy of Sciences and the Higher School of Public Health for the revision of the federal project "Older Generation" [Electronic resource] / G.E. Ulumbekova / / Bulletin of the Higher School of Education. - 2018. - No. 4. URL: https://www.vshouz.ru/journal/ 2018-god/predlozheniya-ran-i-vshouz-po-dorabotke-federalnogo-proekta-starshee-pokolenie/
16.Federal State Statistics Service. Older generation. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877.
17.Federal project "Development and implementation of a system support program and improving the quality of life of older citizens." ". Official website of the Consultant Plus company [Electronic resource] // http://www.consultant.ru/law/podborki/federalnyj_proekt_razrabotka_i_realizaciya_ pro-grammy_sistemnoj_podderzhki_i_povysheniya_kachestva_zhizni_grazhdan_starshego_pokoleniya/
18.Kharlamov A V., Moroz N. A Socio-economic differentiation of Russian regions and its dependence on investments 2018.C. 298-305.