https://doi.org/10.26347/1607-2499202101-02025-032
ПРОГРАММА СИСТЕМНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ» 2019-2024). ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Цель исследования. Оценить перспективы реализации задач федерального проекта «Старшее поколение» для лиц пожилого возраста, получающих медико-социальную помощь в разных условиях проживания. Акцентировать внимание на мероприятиях проекта, требующих корректировки и дальнейшего развития.
Материал и методы. В исследование включены 407 получателей социальных услуг дома-интерната для пожилых и инвалидов и 17 пожилых пациентов противотуберкулезного диспансера с коморбидной и сочетанной с туберкулезом патологией, которым оказывается медико-социальная помощь на дому, проведена оценка потребностей, а также возможности реализации задач федерального проекта «Старшее поколение» для повышения качества жизни. Результаты. Потребность в медико-социальных услугах лиц пожилого возраста, проживающих в ДИПИ № 1, и пациентов СПб ГБУЗ ПТД № 5, получающих лечение на дому, идентична. Оценены возможности федерального проекта повысить качество жизни пожилых пациентов в разных его аспектах, а также отмечены недостатки проводимых мероприятий, которые необходимо устранить.
Заключение. Финансируемый федеральный проект «Старшее поколение» вносит значительный вклад в повышение качества жизни людей пожилого возраста. Однако проект не рассматривает такие важные аспекты социальной поддержки, как например, возможность ухода за пожилыми людьми в период вынужденного отсутствия их родственников, не в полной мере охватывает потребности оказания социальной помощи лицам, находящимся в государственных социальных учреждениях или на дому. В ходе реализации проекта должны быть сделаны необходимые корректировки.
Ключевые слова: федеральный проект «Старшее поколение», пожилой возраст, социальная поддержка, медицинская и социальная помощь, организация здравоохранения
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов. Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.
Для цитирования: Севастьянов М.А., Божков И.А., Юбрина И.В. Программа системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография» 2019-2024). Перспективы реализации. Клиническая геронтология. 2021; 27 (1-2): 25-32. https://doi.org/10.26347/1607-2499202101-02025-032
Работа выполнена в соответствии с этическими принципами проведения исследований с участием человека Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (Declaration of Helsinki), пересмотр 2013 г.
М.А. Севастьянов , И.А. Божков2'3, И.В. Юбрина2,3
1 Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Дом-интернат
для престарелых и инвалидов № 1, Российская Федерация, Санкт-Петербург
2 ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, Российская Федерация, Санкт-Петербург
3 Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер № 5», Российская Федерация, Санкт-Петербург
ELDERLY PEOPLE SYSTEM SUPPORT AND LIFE QUALITY IMPROVEMENT PROGRAM (THE «OLDER GENERATION» FEDERAL PROJECT OF THE «DEMOGRAPHY» NATIONAL PROJECT IN 2019-2024): PERSPECTIVES OF IMPLEMENTATION
Objective. To evaluate perspectives for implementation of the 'Older generation' federal project for elderly people receiving medical and social assistance under different living conditions. To focus on the project activities which need correction and further development.
Mikhail Sevastianov Igor Bozhkov2'3 Irina Yubrina
2'3
1 St. Petersburg Residential Care Facility for Elderly and Disabled People No. 1
2 North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
3 St. Petersburg Tuberculosis Dispensary No. 5
Method. The study included 407 patients of the residential care facility for elderly and disabled people and 17 aged patients of the tuberculosis dispensary with associated comorbid pathology receiving medical and social care at home. It evaluates patients' needs and facilities of the 'Older generation' federal project for improvement the life quality of aged people. Results. The needs of aged patients of both institutions are similar. The planned project activities of are not enough to provide basic needs of the older patients.
Interpretation. The 'Older generation' federal project makes a big contribution for improvement quality of life of the elderly. However, the project does not consider such important aspects of social support, as, for example, the possibility of caring for the elderly during the forced absence of their relatives, does not fully cover the needs of providing social assistance to people who are in public social institutions or at home. During the implementation of the project, the necessary adjustments must be made.
Keywords: the 'Older generation' federal project, older age, social support, medical and social assistance.
The authors declare no competing interests. Funding: the study had no funding.
For citation: Sevastianov MA, Bozhkov IA, Yubrina IV. Elderly people system support and life quality improvement program (the «Older generation» federal project of the «Demography» national project in 2019-2024): perspectives of implementation. Clin Gerontol. 2021; 27 (1-2): 25-32. https://doi.org/10.26347/1607-2499202101-02025-032
This work has been carried out in accordance with the ethical principles for medical research involving human subjects developed by WMA Declaration of Helsinki (ed. 2013)
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на то что Россия не относится к числу стран-лидеров по количеству пожилого населения и занимает 65-ю позицию в мире (в 2012 г. занимала 78-е место), по прогнозам к 2030 г. число жителей старше 60 лет достигнет 33,2 млн и превысит 20% от общего числа россиян [1]. Рост численности и доли людей старше трудоспособного возраста свидетельствует о продолжающемся процессе демографического старения, что обусловливает необходимость перераспределения ресурсов на социальное обеспечение лиц старших возрастных категорий [2].
В Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р1, отмечается, что граждане старше 80 лет - это, как правило, люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены
1 Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.02.2016. - № 7, С. 1017.
семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Одной из ключевых задач Стратегии должно стать создание общества для всех возрастов, где будут сформированы условия для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, с проявлением заботы о таких гражданах и оказанием им необходимой помощи.
Особенностью России является то, что большая доля посторонней помощи, оказываемой лицам пожилого и старческого возраста, в основном ложится на государственные социальные службы и здравоохранение.
Объем оказания медико-социальной помощи лицам пожилого возраста зависит от места пребывания пациента, наличия сочетанных и комор-бидных хронических заболеваний, в том числе инфекционных, таких как туберкулез и его последствия. Междисциплинарный подход к ведению этих пациентов, включая взаимодействие служб социальной защиты и здравоохранения, -это единственный путь повышения качества жизни пожилых людей.
В выступлении руководителя Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия» Александра Розанова на видеоселекторном совещании в Министерстве здравоохра-
нения России (материалы опубликованы 28 января 2020 г.) подчеркивается необходимость работы с лицами пожилого возраста, более внимательного отношения к ним врачей любых специальностей, а не только гериатров.
Принятый в рамках национального проекта «Демография» федеральный проект «Старшее поколение» [3] направлен на решение большинства медико-социальных проблем лиц пожилого возраста, в том числе инвалидов, и основным вопросом проводимого анализа будет вопрос эффективности и результативности предлагаемых к реализации мероприятий и целесообразности использования установленных целевых индикаторов.
Задачи проекта «Старшее поколение» и их реализация распределены между Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
- увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни;
- создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода;
- содействие приведению организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них;
- организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста.
Перспективы реализации проекта «Старшее поколение» были рассмотрены в данной статье на примере контингента Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1 (ДИПИ № 1) и пациентов пожилого возраста Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер № 5» (СПб ГБУЗ ПТД № 5), получающих медико-социальную помощь на дому.
Цель и задачи исследования: оценить перспективы реализации задач федерального проекта «Старшее поколение» для лиц пожилого возраста, получающих медико-социальную помощь в разных условиях проживания; акцентировать внимание на мероприятиях проекта, требующих корректировки и дальнейшего развития.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В исследование включены 353 получателя социальных услуг дома-интерната для пожилых и инвалидов и 17 пожилых пациентов противотуберкулезного диспансера с коморбидной и сочетанной с туберкулезом патологией, которым оказывается медико-социальная помощь на дому, проведена оценка потребностей, а также возможности реализации задач федерального проекта «Старшее поколение» для повышения качества жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания (ДИПИ № 1) - государственное стационарное учреждение социального обслуживания, задача которого - оказание полного комплекса социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста, проживающим в учреждении. Контингент ДИПИ № 1 - пациенты с выраженными или значительно выраженными ограничениями способности к самообслуживанию и передвижению, по разным причинам не имеющие возможности получать полноценную медико-социальную помощь и уход в домашних условиях (табл. 1).
В ДИПИ № 1 работают 2 врача, 43 медицинских сестры, из которых 35 имеют вторую, первую или высшую категории, 102 санитара. Большинство санитаров имеют необходимую подготовку по специальности в соответствии с требованиями стандарта, имеют среднее медицинское образование (3 человека) или профессиональную
Таблица 1
Распределение получателей социальных услуг по группам инвалидности
Получатели Не имеют
социальных инвалид- III II I
услуг ности
Мужчины 3 9 116 69
Женщины 3 9 89 55
Таблица 2
Наличие сочетанной и коморбидной патологии среди пациентов старшей возрастной группы СПб ГБУЗ ПТД № 5, получающих лечение на дому
Группа заболеваний Заболевание Количество пациентов
Сердечно-сосудистые ИБС, ГБ, пороки сердца 9
Бронхолегочные Хронический бронхит, ХОБЛ, бронхиальная астма 10
Мочевыделительной системы Недержание мочи разной степени 6
Опорно-двигательного аппарата Деформирующий остеоартроз, ампутация конечностей по разным причинам, последствия полиомиелита, туберкулеза 13
Эндокринные Сахарный диабет, гипотиреоз 6
Онкологические в стадии ремиссии Разные локализации 4
Заболевания глаз, приведшие к слепоте Глаукома, травма в детстве 2
Наличие коморбидных заболеваний (2 и более) 15
ИТОГО 17
переподготовку по специальности «младшая медицинская сестра» (18 чел.). В среднем, на 1 медицинскую сестру приходится 8 проживающих, на одного санитара - 3,5 проживающих.
В 2019 г. в ДИПИ № 1 получали услуги 407 человек: 189 женщин, из них 86 старше 76 лет, и 218 мужчин, из них 31 старше 76 лет. Средний возраст получателей социальных услуг - 69 лет. Средний возраст умерших в 2019 г. - 78 лет. I и II группы инвалидности установлены у 93,2% проживающих в ДИПИ № 1. В оказании паллиативной помощи (сестринском уходе) нуждаются более 130 человек.
Среди пациентов 63% имеют ишемическую болезнь сердца, 73% - гипертоническую болезнь, 5,7% страдают бронхолегочными заболеваниями, у 49% имеются заболевания опорно-двигательного аппарата, у 30% выявлены заболевания мочевыделительной системы (значительная часть этих пациентов страдает недержанием мочи).
В то же время около 80% пожилых сохраняют хорошие ментальные способности и могли бы заниматься посильным трудом.
Проблемы адаптации пожилых людей и инвалидов в условиях стационарного учреждения социального обслуживания, их отношения с родственниками и персоналом многообразны, и к их комплексному решению должны привлекаться специалисты разных направлений.
Среди контингента СПб ГБУЗ ПТД № 5 в диспансерные группы наблюдения входят 135 пациентов старше 60 лет, из них получают лечение и обслуживаются на дому 17 человек (средний возраст 69,2 года). Каждый пациент, находящийся
на домашнем лечении, имеет сочетанную и/или коморбидную патологию (табл. 2).
Туберкулез, выявленный у данной группы пациентов, является противопоказанием для планового лечения в соматических стационарах, в то же время они не нуждаются в стационарном лечении туберкулеза. Наблюдение за этой группой пациентов и длительность лечения могут исчисляться годами. Долговременный уход требует специальных навыков лиц, которые его осуществляют.
Медико-социальной экспертизой таким пациентам определена группа инвалидности и разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПР/ИПРА).
Наличие выраженных и значительно выраженных ограничений жизнедеятельности обусловливает необходимость предоставления пожилым пациентам ДИПИ № 1 и СПб ГБУЗ ПТД № 5 различных технических средств реабилитации (ТСР) в соответствии с рекомендациями ИПР/ИПРА (табл. 3).
С учетом того, что большинство получателей социальных услуг относятся к малообеспеченным слоям населения, а в случае получения этих услуг в стационарной форме до 75% своего дохода вносят в счет оплаты за их оказание, самостоятельное приобретение ТСР с последующей компенсацией понесенных расходов практически не доступно. Предоставление ТСР по конт -рактам, заключенным для обеспечения инвалидов за счет средств федерального бюджета, имеет ряд недостатков, главный из которых - отсутствие учета индивидуальных особенностей и
Таблица 3
Потребность получателей социальных услуг в технических средствах реабилитации
потребностей инвалида при предоставлении изделий [4]. Улучшить данную ситуацию могло бы изменение механизма предоставления изделий с использованием «целевой социальной выплаты» или «реабилитационного сертификата». И в том, и в другом случае возможность учета индивидуальных особенностей и удовлетворения индивидуальных потребностей обеспечивается более полно, чем при предоставлении предварительно приобретаемых «стандартных» изделий, и обеспечивает более низкий уровень привлечения личных средств инвалида для софинансирования [5].
Пациенты, получающие лечение на дому, обслуживаются участковой службой районных поликлиник, однако, эта помощь только медицинская. В штате районных поликлиник квалифицированный социальный работник не предусмотрен, соответственно нет междисциплинарной преемственности между медицинскими и социальными учреждениями.
В СПб ГБУЗ ПТД № 5 создано первое в Санкт-Петербурге медико-социальное отделение, структура и штат которого позволяют оказывать медицинскую помощь терапевтом/врачом общей практики и специалистами по медицинским показаниям, но важная роль в обслуживании пациентов на дому принадлежит специалисту по социальной работе и психологу. Междисциплинарная команда медицинских и социальных работников - залог эффективного лечения и активности лиц пожилого возраста.
Наиболее значимыми направлениями проекта «Старшее поколение» являются разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, содействие организациям социального обслуживания, но предлагаются и финансируются в основном медицинские мероприятия: вакцинация против пневмококковой инфекции, проведение профилактических осмотров и организация диспансеризации, создание региональных гериатрических центров и геронтологических отделений и т.д.
Вакцинация против пневмококковой инфекции среди получателей социальных услуг ДИПИ № 1, проведенная в конце 2018 - начале 2019 г., которой было охвачено 335 проживающих (около 80%) привела к некоторому статистически незначимому снижению заболеваемости внеболь-ничной пневмонией в 2019 г. по сравнению с 2018 г. (табл. 4). При этом пожилые пациенты не защищены от пневмонии другой этиологии.
С учетом складывающейся эпидемиологической обстановки и возможностью заражения лиц старшего возраста новой коронавирусной инфекцией необходимо уже сейчас включить их в список приоритетных групп для первоочередной вакцинации в случае появления на рынке безопасной и эффективной вакцины.
Не оценивается улучшение здоровья пожилых людей после диспансерных осмотров, так как целевой индикатор по выполнению рекомендаций после проведенного обследования федеральным проектом не предусмотрен.
Общепринятых целевых индикаторов, позволяющих оценить эффективность работы системы долговременного ухода, не предложено, а нуждающиеся в постоянном постороннем уходе пациенты и члены их семей - это главные действующие лица для реализации предлагаемых ме-
Таблица 4
Сравнительные показатели заболеваемости внебольничной пневмонией в ДИПИ № 1
Показатели 2018 2019
Случаи внебольничной пневмонии 13/3,1 8/1,9
всего (чел./%)
Летальные исходы (случаев/%) 4/30,7 2/25
Случаев среди вакцинированных 0 3
Случаев среди невакцинированных 13 5
Кол-во человек
с рекомендациями
Вид ТСР в ИПР/ИПРА
ДИПИ СПб ГБУЗ
№ 1 ПТД № 5
ВСЕГО 341 17
Кресла-коляски 135 2
Протезы нижних конечностей 22 3
Трости опорные 94 6
Трости тактильные 13 2
Обувь ортопедическая 60 9
Костыли 53 1
Ходунки 44 3
Подгузники, абсорбирующее белье 151 9
Протезы верхних конечностей 1 0
Функциональные кровати 57 11
роприятий по долговременному уходу, которые позволят обеспечить социальную адаптацию лиц старшего возраста.
Уже само определение термина «система долговременного ухода» вызывает определенные вопросы. Так, в действующем законодательстве Российской Федерации упоминаются два вида постороннего ухода: бытовой и специальный ме-дицинский2. Специальный медицинский уход определяется как нуждаемость в постоянном медицинском наблюдении и оказании санитарных процедур в объеме, предусмотренном обязанностями младшей медицинской сестры (в соответствии с профессиональным стандартом). Нуждаемость в бытовом уходе обусловлена необходимостью выполнения другим лицом бытовых и гигиенических мероприятий при полном или частичном ограничении самообслуживания (например при отсутствии верхних конечностей)3.
При изучении Стратегии можно выявить и ряд неточностей частного характера. Так, среди врачебных специальностей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2015 № 700н4, нет таких специальностей, как врач по паллиативной медицинской помощи, кинезиоте-рапевт; в Российской Федерации отсутствует необходимый для финансирования мероприятий по постороннему уходу вид обязательного социального страхования и т. д.
2
Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». - «Собрание законодательства РФ», 22.05.2006, № 21, ст. 2263.
3 Письмо Минтруда РФ от 16.01.2001 № 305-АО, Минздрава РФ от 18.01.2001 № 2510/562-01-32, ФСС РФ от 18.01.2001 № 02-08/10-133П «Об определении нуждаемости пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в различных видах ухода и возмещении расходов на их осуществление». - «Вестник государственного социального страхования. Социальный мир», № 3, 2001.
4 Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специа-
листов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 21.12.2015. - № 51.
Модернизация первичного звена здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения») предусматривает реализацию программы социальной поддержки в рамках федерального проекта «Старшее поколение» в отдельных субъектах Федерации в виде мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций для оказания медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше5.
Хотелось бы обратить внимание на такой целевой индикатор данного раздела проекта, как «удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания всех форм собственности», который планируется повышать постепенно до 19,1% в 2024 г. Является ли благом создание частных домов престарелых и нуждается ли этот процесс в дополнительном государственном стимулировании? Рассматривая опыт Санкт-Петербурга, где удельный вес негосударственных организаций в стационарном сегменте уже составляет около 25%, можно сделать ряд выводов. Система стационарного социального обслуживания в целом согласно плану убыточна. С учетом среднего уровня пенсий, взимаемая с граждан плата не покрывает и 35% реальных расходов. Однако ряд лиц старшего поколения или членов их семей с высоким уровнем среднедушевого дохода способны оплачивать предоставляемые социальные услуги в полном объеме, что позволяет получать определенный доход. Негосударственные организации осуществляют свою работу только с платежеспособными клиентами
5 Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» -«Собрание законодательства РФ», 14.10.2019, № 41, ст. 5731.
и их семьями, не предоставляя социальных услуг более высокого качества, чем в государственных учреждениях, в которых количество «убыточных» клиентов существенно возрастает, следовательно, растут убытки государства в целом.
Федеральным проектом «Старшее поколение» не предусмотрена организация обучения лиц пожилого возраста по общеразвивающим программам дополнительного образования «компьютерная грамотность» и «финансовая грамотность», что перекладывает ответственность за решение данного вопроса на уровень субъектов и ставит его в зависимость от наполнения региональных бюджетов.
К сожалению, в федеральном проекте «Старшее поколение» не нашли отражения такие меры социальной поддержки, как возможность присмотра за пожилыми людьми в период вынужденного отсутствия их родственников, например в дневное время, когда член семьи, осуществляющий уход, находится на работе, обеспечение бесплатного пожизненного ухода при передаче в государственную собственность имеющегося жилья, сопровождаемое проживание, в том числе в приемных семьях, для лиц пожилого возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансируемый федеральный проект «Старшее поколение» вносит значительный вклад в повышение качества жизни людей пожилого возраста. Однако проект не рассматривает очень важные аспекты перечисленных выше потребностей пожилых людей, нуждающихся в постороннем долговременном уходе, в том числе при оказании социальной помощи лицам, находящимся в государственных социальных учреждениях или на дому.
В ходе реализации проекта должны быть сделаны необходимые корректировки.
ЛИТЕРАТУРА/ REFERENCES
1. Видясова Л.А., Григорьева И.А. Россия в международных индексах качества жизни пожилых. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016; 1 (84): 181-193. Vidyuasova LA, Grigoryeva IA. [Russia in the international quality of ageing indexes]. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016; 1 (84): 181-193. Russian.
2. Ерохин Н.А. Старение населения России как политическая проблема. Вестник Московского государственного областного университета. 2018; 2: 57-68. Doi:10.18384/2224-0209-2018-2-892. Erokhin NA. [Aging of the population in Russia.] Bulletin of the Moscow Region State University. 2018; 2: 57-68. Russian.
3. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // http:// static.government.ru/media/files/Z40MjDgCaeohKWaA0 psu6lCekd3hwx2m.pdf, дата обращения 22.04.2020. Passport of the «Demography» National Project (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Minutes No. 16 of December 24, 2018). Accessed 22.04.2020.
4. Божков И.А., Дикаев С.У., Максимов А.В. и др. Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией международной Конвенции о правах инвалидов. Юридическая мысль. 2013; 1 (75): 59-64. Bozhkov IA, Dikaev SU, Maksimov AV, et al. [Analysis of the possibilities for improving the legal regulation of the current procedure for providing disabled people with technical means of rehabilitation in connection with the signing and ratification by the Russian Federation of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities.]. Law Thoughts. 2013; 1 (75): 59-64. Russian.
5. Божков И.А., Бронников В.А., Севастьянов М.А. Современная Российская модель обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и перспективы ее совершенствования. Журнал исследований социальной политики. 2013; 11 (2): 273-283. Bozhkov IA, Bronnikov VA, Sevastyanov MA. [The modern Russian model of providing the persons with disabilities the devices of rehabilitation and its prospects for improvement]. The Journal of Social Policy Studies. 2013; 11 (2): 273-283. Russian.
Поступила 25.07.2020 Принята к опубликованию 06.11. 2020 Received 25.07.2020 Accepted 06.11. 2020
Сведения об авторах
Севастьянов Михаил Александрович - к. м. н., директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания. Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1), Российская Федерация, 197341 Санкт-Петербург, ул. Поклонногорская, д. 52. Тел.: 8 (812) 421-51-57. E-mail: [email protected].
Божков Игорь Александрович - д. м. н., профессор кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова. Российская Федерация, 195067 Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47. Тел.: 8 (812) 598-93-20. Главный врач СПб ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 5», Российская Федерация, 195067 Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, д. 48. Тел.: 8 (812) 409-74-35; + 7 (962) 717-06-06. E-mail: [email protected], [email protected].
Юбрина Ирина Вячеславовна - доцент, к. м. н., доцент кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова; заведующий кабинетом мониторинга туберкулеза и методической работы СПб ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 5», Российская Федерация, 195067 Санкт-Петербург, ул. Бестужевская, д. 48. Тел.: (812) 409-74-34; + 7 (921) 754-54-61. E-mail: [email protected], [email protected].
About the authors:
1. Mikhail A. Sevastianov - Ph. D. in Medicine, Director of St. Petersburg Residential Care Facility for Elderly and Disabled People No. 1, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected].
2. Igor A. Bozhkov - Sc. D. in Medicine, Professor, Family Medicine Department, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov; Head of St. Petersburg Tuberculosis Dispensary No. 5; e-mail: [email protected], [email protected].
3. Irina V. Yubrina - Ph. D. in Medicine, Associate Professor, Family Medicine Department, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov; Head of the Tuberculosis Monitoring and Methodological Work Department, St. Petersburg Tuberculosis Dispensary No. 5; e-mail: [email protected], [email protected].
Личное участие авторов в исследовании
1. Божков Игорь Александрович предложил идею и концепцию написания статьи, организовал исследование в СПб ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 5», провел сравнительный анализ нуждаемости в технических средствах реабилитации пожилых пациентов, получающих лечение на дому и в стационарных условиях социального типа.
2. Севастьянов Михаил Александрович осуществил сбор и обработку информации о федеральном проекте «Старшее поколение», организовал и осуществил эпидемиологическое исследование нужд пожилого населения дома-интерната для престарелых и инвалидов № 1, предоставил полученные результаты для совместной работы с коллегами противотуберкулезного диспансера № 5.
3. Юбрина Ирина Вячеславовна провела эпидемиологическое исследование нужд пожилых пациентов противотуберкулезного диспансера, получающих лечение на дому. Систематизировала полученные результаты исследований обоих учреждений, осуществила написание текста статьи.
Все авторы приняли участие в обсуждении результатов. Организовали семинары для персонала учреждений, в которых проводилось исследование, а также на кафедре семейной медицины СЗГМУ им. И.И. Мечникова для врачей общей практики.