Реновация системы стационарных объектов социального обслуживания старшего поколения. Инвестиционные проекты_
Дорофеева Наталья Николаевна
доцент кафедры «Архитектура и урбанистика» Института архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
Дорофеев Егор Павлович
старший преподаватель кафедры «Архитектура и урбанистика» Института архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
Отталкиваясь от опыта развития системы градостроительных социальных объектов, специализирующихся на создании поселений с медико-жилищным профилем, рассматриваются вопросы, связанные с проблемами условий проживания, медицинского и социального обслуживания старшей возрастной группы. Изучаются, анализируются, статистические данные и характеристики основных типов стационарных государственных бюджетных и частных внебюджетных учреждений социального обслуживания крупнейшего территориального образования Дальнего Востока Российской Федерации - Хабаровского края. В статье сравнивается мировой опыт организации социальных поселений и Программа системной долговременной поддержки и повышения качества жизни старшего поколения и инвалидов, предложенная краевым Правительством. Приводятся предложения по реновации данного вида социального обслуживания населения в рамках расширения форм проживания граждан, нуждающихся в социально-медицинском обслуживании, а также привлечения негосударственных поставщиков социальных услуг социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Ключевые слова: стационарные учреждения социального обслуживания, дом-интернат для престарелых и инвалидов, социальный поселок, инвестиционные проекты.
1. Социальные поселения - мировой опыт социального обслуживания населения возрастной категории «55+»
Пенсионная реформа, увеличившая возраст выхода на пенсию по старости, а также низкий уровень самих пенсий привели к новым проблемам в демографической ситуации в Российской Федерации. Старшее поколение, продолжив работать и на пенсии, не имеет возможности помогать своим детям в воспитании внуков. В связи с этим многие семьи отказываются от мысли завести еще одного или более детей. В результате на одного ребенка приходится по два родителя и по четыре пожилых членов семьи, а в некоторых случаях живы еще и прабабушки. Складывается ситуация, когда пенсионеров становится все больше и больше, и груз материального обеспечения их и своих детей ложится на молодое поколение. При этом самим пожилым родственникам требуется забота, внимание и уход. Получается замкнутый круг: без старшего поколения молодым тяжело воспитывать детей, а с неработающими пенсионерами - дополнительная нагрузка и проблемы в материальном и психологическом плане. С возрастом у старшего поколения прибавляется проблем со здоровьем, а также проблем материального плана. Пенсии не хватает на жизнь, на лекарства, коммунальные услуги и т.п. Чтобы связать концы с концами, пожилые люди, не имея сил и здоровья на подработку, вынуждены менять жилищные условия в худшую сторону: продавать или сдавать в аренду свои квартиры. Выходом из подобной ситуации в Соединенных Штатах Америки стали социальные города и поселки.
Родоначальником нового типа населенных пунктов - города для пенсионеров (San Citi) считается американский бизнесмен Делберт Уэбб (Del E. Webb). В начале шестидесятых годов прошлого века поселки с возрастным цензом 55+ впервые появились в Аризоне, позже - в Калифорнии, Флориде и Канзасе. Сейчас в них проживает 3 миллиона американцев старшего возраста, что составляет более 5% от общего числа пенсионеров США. На сегодняшний день многочисленные возрастные поселения построены в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, начали они появляться и в нескольких европейских странах: Германии, Австрии, Дании [1]. Поселки для пожилых предусматривают проживание в разнообразных типах жилища: в отдельных коттеджах и сблокированных домах, домах многоквартирного типа и домах пансионатного типа со встроенными помещениями для медицинского и бытового обслуживания постояльцев. В составе медицинских учреждений в крупных поселениях есть и стационарные медицинские комплексы. Жители социальных поселков имеют возможность получить услуги торговли, сферы развлечений, занятий по интересам, физкультуры и спорта. В населенных пунктах обязательным является наличие парков, скверов, спортивных площадок.
Относительно недавно (в конце 90-х годов) в России, появилось новое понятие «социальный поселок» - поселение медико-жилищного профиля, предназначенный для проживания старшего поколения. В общей системе жилого строительства поселки социального типа еще не приобрели массового характера. Сказывается национальный менталитет россиян, настороженное отношение к каким-либо переменам, особенно в преклонном возрасте и, в основном, экономическое состояние этой возрастной категории граждан. Справедливо возникают вопросы: существует ли необходимость в строительстве поселков для третьего поколения, почему социальные поселения востребованы и окупаемы практически во всем мире, а в России встречаются лишь единичные случаи строительства поселков с возрастным ограничением?
По оперативным данным Росстата на 1 января 2022 года численность населения Российской Федерации составила 145 478 тыс. 97 человек. Количество граждан пенсионного возраста составило 25% от общей численности населения, что составляет 36 369 тыс. 742 человека. Около 30% пенсионеров старшего пенсионного возраста продолжают работать. Но с возрастом, приближающимся к 65 годам у женщин и к 70 годам у мужчин, работающих пенсионеров практически не остается из-за ухудшения состояния здоровья и по сокращению штатов, в первую очередь касающегося старшей возрастной группы [2]. К этому возрасту значительная часть жителей уже нуждается в уходе и специальном медицинском обслуживании. В Российской Федерации действует более полутора тысяч государственных стационарных учреждений социального обслуживания. Основная доля приходится на западные регионы страны. Численность пенсионеров и состояние их здоровья в сложных климатических условиях севера и Дальнего Востока отличается не в лучшую сторону, ситуация с обеспечением стационарным социальным обслуживанием в отдаленных от центра страны районах значительно хуже.
2. Система стационарного социального обслуживания на примере хабаровского края
Крупнейший регион России - Хабаровский край (по данным Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю) на 2021 год насчитывает
1 301 тыс. 127 жителей. На учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации на 1 апреля 2019 года состояло 381,9 тысяч человек, что составило 28,7% от общей численности населения. По данным Росстата и Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю на 1 июня 2020 года пенсионеров по старости числилось 327243 человека, что составило 25,2% от общего числа граждан пенсионного возраста. Пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности, насчитывалось 10432 человека [3]. Если учесть соотношение жителей Хабаровского края, вышедших на пенсию по старости, но продолжающих трудовую деятельность, составляет около 30%, то получим число работающих пенсионеров около 10 тысяч. Всего неработающая старшая возрастная группа, включая инвалидов, превышает 230 тысяч человек. Конечно, не все они нуждаются в специализированном социальном обслуживании. По статистике США и стран Европы примерно 5% данной возрастной группы нуждаются в постоянном медицинском и социально-бытовом обслуживании.
Для Хабаровского края эта цифра может составить более 11 тысяч мест для граждан старшего пенсионного возраста и инвалидов, нуждающихся в условиях проживания с социально-медицинским обслуживанием. Пациенты с инвалидностью составляют основную часть контингента - 80% от общего количества данной группы. Значительная часть людей, нуждающихся в постоянном уходе, предпочитает оставаться жить в домашних условиях под присмотром родственников или сиделок.
Система стационарного социального обслуживания населения края включает в себя государственные бюджетные, составляющие большинство по количеству мест в стационарах, и частные внебюджетные учреждения. Социальные объекты долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами можно подразделить на пять основных групп:
- государственные Дома-интернаты большой вместимости для престарелых и инвалидов, а также психоневрологические дома-интернаты;
- государственные специальные Дома для ветеранов;
- государственные Дома-интернаты малой вместимости для престарелых и инвалидов;
- пансионаты большой вместимости для пожилых людей;
- частные внебюджетные Пансионаты малой вместимости для пожилых людей.
Государственные дома-интернаты большой вместимости для престарелых и инвалидов, предназначены для постоянного или временного пребывания и медицинского обслуживания, они располагаются на окраинных зонах крупных городов и поселков Дальнего Востока. В городе Хабаровске действуют два наиболее крупных дома-интерната для престарелых и инвалидов - №1 и №2, (вместимостью соответственно 461 и 325 мест). Психоневрологичесий дом-интернат обслуживает инвалидов с проблемами в психическом здоровье, доля которых в общем числе пациентов в социально-медицинских учреждениях составляет 52%. Социальные услуги в Государственных стационарах социального обслуживания для их получателей подразделяются на:
- социально-медицинские (систематическое медицинское наблюдение, уход, оздоровительные мероприятия);
- социально-бытовые (поддержка жизнедеятельности);
- социально-психологические (коррекция психологического состояния и развитие коммуникативного потенциала для инвалидов, имеющих ограничения жизнедеятельности);
- социально-правовые (юридические по защите прав получателей);
- услуги по реабилитации, оказываемые в условиях дневного стационара.
В доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 население города и пригородов Хабаровска открыто Отделение дневного пребывания для инвалидов с ментальными нарушениями здоровья.
Аналогичные Государственные бюджетные дома-интернаты работают в городах: Комсомольск-на Амуре, Николаевск-на-Амуре; в поселках: Эльбан Амурского района, Переяславка района им. Лазо, Березовка Хабаровского района и др.
Государственные специальные Дома для ветеранов предназначены для временного пребывания ветеранов труда и войн, а также других граждан края пенсионного возраста, имеющих заслуги различного уровня. Получатели социальных услуг проживают в номерах квартирного типа, имеют возможность пользоваться тем же пакетом услуг, что и пациенты домов-интернатов. Отличительной особенностью, кроме формы проживания, является расположение самих Домов ветеранов - непосредственно в городской застройке, рядом с озелененными природными объектами, а также наличие собственной территории с развитой системой благоустройства. Например, Хабаровский специальный дом ветеранов №1 размещается в центе города, имеет хорошую доступность общественным и личным транспортом, обеспечен парковками и благоустроенным участком для прогулок и отдыха на свежем воздухе. В пригородном районе работает Дом ветеранов №2, в котором предусмотрены услуги по уходу и за лежачими больными. Пользуется популярностью Дом ветеранов в городе Комсомольске-на-Амуре, в котором проживание в пятиэтажном корпусе рассчитано на 66 квартир с кухнями и спальнями (58 однокомнатных и 8 двухкомнатных).
Государственные Дома-интернаты большой вместимости для престарелых и инвалидов предназначены для тех же целей, что и Дома-интернаты большой вместимости. Такие учреждения обслуживают населения небольших городов и поселков и сельских населенных пунктов. Как правило, наполняемость таких стационаров не превышает 50 мест. Расположение в озелененных зонах пригорода позволяет расширить спектр оздоровительных мероприятий. Некоторые дома-интернаты предоставляют дополнительные услуги. Например, Октябрьский дом-интернат в поселке Октябрьский Ванинского района предлагает услуги по проведению религиозных служб. Здесь также предоставляется транспорт для различных нужд резидентов. В Иннокентьевском доме-интернате в селе Иннокентьевка Нанайского района имеется сад, в котором предусмотрены занятия трудотерапией. Пенсионеры по желанию могут получить в индивидуальное пользование небольшой участок и заниматься на нем любимым делом.
Пансионаты большой вместимости для пожилых людей предоставляют услуги временного проживания в одно-двух-трехместных номерах, питания, оздоровления, досуга и реабилитационные мероприятия. Как правило, такие объекты размещаются в зеленой зоне пригородов поселков и городов. Пребывание и услуги в учреждениях пансионатного типа платное - от 1,3 до 2 тысяч рублей в сутки. Отдыхающие могут получить дополнительные услуги за отдельную плату. Пансионат «Старость в радость» многие годы занимается оздоровление и отдыхом пожилых людей. Четырехэтажный жилой корпус располагается в лесопарковой зоне г. Хабаровска.
Частные внебюджетные Пансионаты малой вместимости для пожилых людей получили достаточно широкое распространение не только в Российской Федерации, но и на Дальнем Востоке. В краевом центре, в его пригородах и рядом с
другими населенными пунктами Хабаровского края таких социальных объектов достаточно много. Стоимость проживания варьируется от 1.6-1.9 тысяч рублей до 3-5 тысяч рублей в сутки. Оплатить такую сумму только за счет пенсии мало вероятно, поэтому остальное обычно доплачивают родственники пожилого человека. При значительных затратах услуги частных пансионатов востребованы благодаря качеству условий проживания и индивидуальному подходу к каждому пациенту.
3. Стратегия развития и оптимизации стационарного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов
На сегодняшний день в Хабаровском крае действует 9 Домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 6 психоневрологических Домов-интернатов и 2 специальных Дома ветеранов на 525 квартир. В стационарных учреждениях социального обслуживания услуги получают около 3700 граждан, в том числе 1050 человек полностью утративших способности к самообслуживанию. Работает центр реабилитации инвалидов, центр социальной адаптации и 27 негосударственных учреждений поставщиков социальных услуг [4].
Как показал анализ существующей ситуации по состоянию бюджетных стационарных социальных учреждений, за 10 лет она практически не изменилась. Значительная часть объектов требует оптимизации и реновационных мероприятий. В то же время на рынке социальных услуг неуклонно растет число частных внебюджетных пансионатов. Основываясь на Указе Президента Российской Федерации №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», в Хабаровском крае разработаны региональные проекты по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилых граждан: «Старшее поколение», государственная программа «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края» и «Доступная среда», проект программы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов».
В этих документах в ряде поставленных стратегических задач прозвучало новое предложение по сопровождению инвестиционных проектов по строительству комплекса домов социального обслуживания малой вместимости в городе Хабаровске, а также о проекте межрайонного социально-реабилитационного центра для инвалидов на 50 мест с социальной гостиницей в городе Комсомольске-на-Амуре [4]. Это решение безусловно станет первым шагом к формированию комфортной среды и достойных условий жизни европейского уровня для старшего поколения жителей Хабаровского края.
Правительством Хабаровского края в распоряжении от 2 марта 2021 года за № 105-пр был предложен к утверждению план мероприятий («дорожная карта») по созданию на территории Хабаровского края системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на 2021-2023 годы [5].
Подтверждая наиболее перспективное направление, - инвестирование в организацию частных пансионатов для пожилых людей, одним из первых пунктов программы по созданию на территории Хабаровского края системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами краевое Правительство ставит:
- привлечение негосударственных поставщиков социальных услуг, в том числе социально-ориентированных некоммерческих организаций;
- развитие конкуренции на рынке социальных услуг;
- повышение качества и доступности услуг престарелым и инвалидам.
В части оптимизации системы долговременного ухода, помимо традиционной формы обслуживания на базе стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов, планируется расширение сферы услуг при помощи открытия отделений дневного пребывания нетрудоспособной части населения:
- стационарное отделение полного профиля;
- полустационарные формы социального обслуживания (дневные стационары).
- отделение дневного пребывания реабилитационного назначения полустационарного профиля;
- отделения дневного пребывания для реабилитации и адаптации инвалидов и престарелых к самостоятельной жизнедеятельности, создание учебно-тренировочных квартир.
Внестационарное проживание и обслуживание на базе действующей системы социально-медицинского обслуживания с привлечением внегосударственных организаций предлагается развивать с применением таких мер как:
- внедрение стационарнозамещающей технологии по семейному сопровождению граждан пожилого возраста «Приемная семья»;
- развитие и поддержка родственного ухода «Школа родственного ухода».
Перечень мероприятий по созданию системы долговременного ухода за возрастной категорией граждан и инвалидов достаточно обширен и включает: - вопросы материальной и технической обеспеченности действующих организаций социального профиля (расширение транспортного парка, лечебного оборудования и т.п.).
Для расширения возможностей системы долговременного ухода предусматривается круг мероприятий по обслуживанию во внестационарных условиях:
- подготовка и повышение квалификации обслуживающего персонала, медицинских работников младшего и среднего звена, а также врачей;
- проведение обучающих семинаров для сотрудников негосударственных социальных учреждений;
- развитие службы сиделок (помощников по уходу) - «Стационар на дому»;
Для создания полноценных условий жизни не только в плане медицинского обслуживания, но и в психоэмоциональной ее части предусматривается широкий спектр мероприятий по организации досуга в форме клубной работы для старшего поколения и инвалидов:
- клубная работа (при Домах ветеранов);
- массовые физкультурные мероприятия;
- художественная самодеятельность;
- организация творческих мастерских (в первую очередь при психоневрологических интернатах)
- комплексные центры по организации дневного пребывания для досуга и занятости по интересам [5].
Заключение
Возвращаясь к началу статьи, где упоминалась такая форма социального обслуживания возрастной группы населения 55+ как «Социальный поселок», сравним основные положения данной программы и мероприятия, предложенные Правительством Хабаровского края, по организации долговременного ухода за пожилыми и инвалидами.
В состав «Социального поселка» жилище должно отвечать предпочтениям получателя услуг, а инфраструктура системы общественного обслуживания - предусматривать объекты, позволяющие вести полноценный, активный образ жизни. Аналогичные предложения заложены и в план создания системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами Хабаровского края, включая инвестиционные проекты по совершенствованию форм проживания и медицинского сопровождения, ведения активного образа жизни и культурно-досугового обслуживания:
1. Формы условий проживания и медицинского сопровождения:
- жилище с обеспечением медицинского обслуживания - форма полного стационара;
- жилище с обеспечением социально-медицинской помощи - полустационарная форма;
- жилище с независимым проживанием - форма сопровождающего проживания;
- межпоколенное жилище - форма родственного ухода.
2. Формы ведения активного образа жизни:
- прогулки, игры на свежем воздухе;
- занятия физкультурой (в том числе лечебной) и спортом;
- занятия по интересам, связанные с физической нагрузкой.
3. Формы культурно-досуговой стороны жизнедеятельности - форма дневной занятости:
-занятия по интересам творческой направленности - клубная деятельность;
- участие в культурной жизни поселения - фестивали, выставки творческих работ, концерты художественной самодеятельности и т.п.
Как показал сравнительный анализ, формы обеспечения комфортной, полноценной системой жизнедеятельности старшего поколения в мировой практике и в Российской Федерации имеют много общего. Но существуют и значительные различия. Относительно легко осуществить план расширения социальных услуг в части условий проживания и обеспечения медицинского сопровождения, развивая формы инвестирования в полустационарную и независимую формы проживания пожилых граждан и инвалидов. В России на сегодняшний день рынок услуг в этой сфере обслуживания населения практически не заполнен, отсутствует конкуренция, недостаточно разнообразны сами формы социального обслуживания внебюджетной формы. Выдвинутая Правительством Хабаровского края программа по развитию системного долговременного обслуживания пожилых граждан и инвалидов безусловно идет в ногу с зарубежными социальными направлениями. Конечно, менталитет россиян еще не подготовлен к варианту создания социальных поселений по западному образцу. Моделью, обеспечивающей максимально комфортное проживание для «третьего поколения» является межпоколенное жилище, которое диаметрально противоположно стационарной форме с сопровождением социально-медицинским обслуживанием. В первую очередь само жилище должно отвечать требованиям комфортности, соответствовать возрастным особенностям и безбарьерности среды [6].
Мировая практика предлагает объединить все направления социального и медицинского обслуживания пенсионеров с ограничением по возрасту «55+» на территориях статистически обособленных местностей в социальных поселениях: коммун-ного или общинного типа с возможностью проживания в жилище с медицинским об-
служиванием, в жилище с сопровождающим специальным обслуживанием, в межпоколенной форме жилища и в группах сообществ активных пенсионеров. В таких поселениях пенсионеры живут, получают медицинские и другие социальные услуги, ведут активный, здоровый образ жизни и имеют полноценный круг досуга и занятий по интересам.
В Российской Федерации экономически сложно создать в радиусах доступности подобные полноценные комплексы, но уже появляются подобные градостроительные объекты: социальные поселки, микрорайоны, комплексы. Но пока это единичные примеры, хотя уже появляются идеи и по строительству целого социального города. На первом этапе в качестве решения поставленных задач и приобретению положительного опыта по организации проживания и долговременного ухода можно было бы воспользоваться базой нефункционирующих бюджетных загородных и городских рекреационных объектов (санаториев, баз отдыха и детских лагерей), которые есть практически в любом городе России. Государству экономически сложно содержать такие комплексы, но данная проблема может быть решена с привлечением социально-ориентированных внегосударственных организаций и инвестированием во внебюджетную сферу экономики страны. Это не только принесет пользу самой экономике, но и, в первую очередь, обеспечит нашим гражданам достойную старость в условиях, которые они заслужили долголетним трудом на благо Родины.
Литература
1. Гареев И. Ф., Ямалтдинова Г.Ф. «Социальные поселки: мировой опыт и перспективы в России»//Российское предпринимательство. - 2016. - т.17. - №3. - С. 3393-3404
2. https://habstat/gks.ru 23
3. Синельников А.Б. «Социально-демографические факторы и возможные последствия повышения возраста выхода на пенсию в России»// Социология. - 2020. -№5. - С. 177-194 4.
4. https://:www.khabkrai.ru/razvitie-kraya/163643
5. https://docs.cntd./ru Распоряжение Правительства Хабаровского края №105-рп от 2 марта 2021 г.
6. Епимахова Т.Е. Архитектура «третьего возраста». Сравнительный анализ российского и мирового опыта // Архитектон: известия вузов. - 2011. - №34. - с.9. https://archvuz/ru
Renovation of the system of stationary objects of social service for the older generation. Investment projects
Dorofeeva N.N., Dorofeev E.P.
Pacific State University
Based on the experience of developing a system of urban social facilities specializing in the creation of settlements with a medical and housing profile, issues related to the problems of living conditions, medical and social services for the older age group are considered. We study, analyze, statistical data and characteristics of the main types of stationary state budgetary and private non-budgetary social service institutions of the largest territorial entity of the Far East of the Russian Federation - the Khabarovsk Territory. The article compares the world experience in organizing social settlements and the Program for systemic long-term support and improving the quality of life of the older generation and the disabled, proposed by the regional government. Proposals are given for the renovation of this type of social service for the population as part of expanding the forms of residence of citizens in need of social and medical care, as well as attracting non-state providers of social services of socially-oriented non-profit organizations.
Keywords: stationary social service institutions, nursing home for the elderly and disabled, social village, investment projects.
References
1. Gareev I.F., Yamaltdinova G.F. "Social settlements: world experience and prospects in Russia"//Russian entrepreneurship. - 2016. - v.17. - No. 3. - S. 3393-3404
2. https://habstat/gks.ru 23
3. Sinelnikov A.B. "Socio-demographic factors and possible consequences of raising the retirement age in Russia"// Sociology. - 2020. - No. 5. - S. 177-194 4.
4. https://:www.khabkrai.ru/razvitie-kraya/163643
5. https://docs.cntd./ru Decree of the Government of the Khabarovsk Territory No. 105-rp dated March 2, 2021
6. Epimakhova T.E. Architecture of the "third age". Comparative analysis of Russian and world experience // Architecton: news of universities. - 2011. - No. 34. - p.9. https://archvuz/ru