7. Куур О.В. Оценка результативности интеграционного развития государств-участников ЕАЭС: финансово-экономический аспект // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 5. С. 105-111.
8. Осадчая Г.И., Вартанова М.Л. Формирование общих целей и задач экономического развития стран ЕАЭС // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 22 (4). С. 88-94.
9. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза // Евразийская экономиче-
ская комиссия. Аналитический обзор 7 марта 2018 г. Статистика Евразийского экономического союза, январь 2018 года.
10. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org
11. Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение // Осипов Г.В., Осадчая Г.И., Андреев Э.М., Юдина Т.Н., Вартанова М.Л., Киреев Е.Ю., Дробот Е.В., Селезнёв И.А., Выборнов Д.М. Москва, 2018. С. 194-253.
12. Osadchaya G. I., Vartanova M.L., Seleznev I.A., Kireev E.Y., Chernikova A.A. Assessing the Sustainable Growth Potential of the Eurasian Economic Union Member States' Economies // TURISMO-ESTUDOS E PRATICAS, 2020. References:
1. Vartanova M.L. Monitoring of economic indicators of integration processes in the countries of the Eurasian economic Union //
Economic attitude. - 2019. - Volume 9. - No. 2. Pp. 759-770
2. Declaration on the Eurasian economic integration of November 18, 2011-URL: http://kremlin.ru/supplement/1091
3. Declaration on further development of integration processes within the framework of the Eurasian economic Union (approved
by order of the Supreme Eurasian economic Council No. 9 of December 6, 2018).
4. Treaty on the Eurasian economic Union (signed in Astana on 29.05.2014) (ed. from 10.10.2014, as amended on October 1,
2019).
5. Report on the implementation of the main directions of integration within the framework of the Eurasian economic Union //
The Eurasian Economic Commission, Moscow-2018.
6. The Eurasian economic Union in numbers: a brief statistical collection; the Eurasian economic Commission. - Moscow, 2020.
Pp. 27-29; 70-92; 146-150; 176.
7. Kuur O.V. Evaluation of the effectiveness of integration development of the EAEU member States: financial and economic
aspect / / Fundamental research. - 2020. - No. 5. Pp. 105-111.
8. Osadchaya G.I., Vartanova M.L. Formation of common goals and objectives of economic development of the EAEU coun-
tries // Natural Sciences and Humanities research. - 2018. - № 22 (4). P. 88-94.
9. On the main socio-economic indicators of the Eurasian economic Union // Eurasian economic Commission. Analytical review
of the 7 March 2018. Statistics of the Eurasian economic Union, January 2018.
10. Official website of the Eurasian Economic Commission. [Electronic resource]. URL: http://www.eurasiancommission.org
11. Eurasian integration Processes: socio-political dimension // Osipov G. V., Osadchaya G. I., Andreev E. M., Yudina T. N., Vartanova M. L., Kireev E. Yu., Drobot E. V., Seleznev I. A., Vybornov D. M. Moscow, 2018.Pp. 194-253.
12. Osadchaya G. I., Vartanova M.L., Seleznev I.A., Kireev E.Y., Chernikova A.A. Assessing the Sustainable Growth Potential of the Eurasian Economic Union Member States' Economies // TURISMO-ESTUDOS E PRATICAS, 2020.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10598
М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,
M.L. Vartanova - candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research of socio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.
«ДЕРЕВНИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ» КАК НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОСТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "VILLAGES FOR THE ELDERLY" AS A NEW FORM OF ORGANIZING SOCIO-ECONOMIC ASSISTANCE IN THE CONTEXT OF DEMOGRAPHIC AGING OF THE POPULATION
Аннотация. Социальная политика по отношению к этой возрастной категории населения отражает сущность любого общества и государства, независимо от политического строя. Общими усилиями страны должны быть обеспечены, такие условия для жизни пожилых, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение. В данной работе автор попытался рассмотреть современные проблемы демографии, геронтологии, гериатрии и социального обслуживания пожилых и престарелых людей в Российской Федерации, а также зарубежный опыт по созданию неспециализированных поселений для пожилых граждан. Отмечается, что в условиях демографического постарения населения, ведущая роль должна отводиться совершенствованию системы государственного социального и медицинского страхования, что в свою очередь требует дальнейшего совершенствования, организации и разработки новых методик по диспансеризации, патронажа и внедрения наиболее рациональных форм социально-медицин-
ской помощи в стационарных и полустационарных учреждениях или неспециализированных учреждениях и деревни для пожилых как никогда по праву может стать одной из новой форм гериатрической помощи пожилым в Российской Федерации.
Abstract. Social policy in relation to this age category of the population reflects the essence of any society and state, regardless of the political system. Through joint efforts, the country must ensure that the elderly live in such conditions that they not only live longer, but also that their lives are better, more diverse, more fulfilling and more fulfilling. In this paper, the author tried to consider the current problems of demography, gerontology, geriatrics and social services for the elderly and elderly in the Russian Federation, as well as foreign experience in creating non-specialized settlements for senior citizens. It is noted that in the conditions of demographic aging of the population, the leading role should be given to improving the system of state social and medical insurance, which in turn requires further improvement, organization and development of new methods for medical examinations, patronage and introduction of the most rational forms of social and medical care in inpatient and semi-stationary institutions or non-specialized institutions, and the village for the elderly can rightfully become one of the new forms of geriatric care for the elderly in the Russian Federation.
Ключевые слова: геронтология, гериатрическая помощь, демографическая ситуация, демографическое постарение населения, деревня для пожилых, пожилые люди, продолжительность жизни, инфраструктура, неспециализированные учреждения, село для пожилых, специализированные учреждения, социальная защита, социальная политика.
Keywords: gerontology, geriatric care, demographic situation, demographic aging of the population, village for the elderly, elderly people, life expectancy, infrastructure, non-specialized institutions, village for the elderly, specialized institutions, social protection, social policy.
Введение. Проблема старения населения Российской Федерации является актуальной проблемой современности. Не обошла стороной общемировая тенденция старения населения и Россию. За последние годы пятую часть населения страны составляют лица старше 60 лет. Общей тенденцией изменения возрастной структуры населения всех стран по мере снижения рождаемости и роста средней продолжительности жизни является неуклонный рост в возрастной структуре доли населения старших возрастов. Этот процесс получил название «демографического старения населения», точнее, его возрастной структуры [1].
В последние годы в России наблюдается положительная динамика в демографической ситуации, но с каждым годом для государства все труднее удерживать такую тенденцию. К примеру, в Европе наблюдается не только неуклонный рост числа пожилых людей, но и сами темпы старения высокие. К сожалению, в большинстве своем, старость представляет собой тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует от общества все больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Государство вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с оказанием долговременной медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста. И для этого в стране была развернута гериатрическая служба. Гериатрическая служба должна стать связующим звеном между системой здравоохранения и учреждениями социальной защиты, координировать комплекс мер по защите и социальному обеспечению пожилых и старых людей.
Общественные демографические и социальные изменения, происшедшие в большинстве стран мира в первой половине XX столетия, явились непосредственными причинами стремительного развития геронтологии - науки о старении и старости. Уже к концу 50-г гг. в странах Западной Европы, США, Канаде, Японии и ряде других стран оформилась специальная область науки - социальная геронтология. Одной из задач социальной геронтологии стало обучение специалистов, имеющих право на профессиональную социальную работу с населением пожилого и старческого возраста.
Степень разработанности. В отечественной и зарубежной научной литературе вопросы оказания медико-социальной помощи пожилым были освещены в работах Бади Л.В. [1], Вартановой М.Л. [3,7-8], Мерман М.М. [5], Староверова В.И. [7-8,9], Устинова Э.В., Фирсова М.В. [12], Холостовой Е.И. [13] и др.
Цель исследования: изучить опыт работы медико-социальной помощи пожилым и престарелым людям в стационарных учреждениях социальной защиты РФ и зарубежный опыт создания неспециализированный поселений для пожилых.
Объект исследования: пожилые и престарелые граждане РФ.
Задачи исследования:
1. изучить механизмы реализации программы медико-социальной помощи пожилым и престарелым в специализированных учреждениях;
2. раскрыть актуальность проблемы перехода от специализированных учреждений для пожилых к неспециализированным (деревни для пожилых), используя зарубежный опыт;
3. изучить опыт работы специализированных стационарных учреждений для пожилых людей на основании изученного опыта, разработать проект села для пожилых, как неспециализированного учреждения для оказания гериатрической помощи пожилым людям РФ.
Личный вклад автора:
- постановка и обоснование цели исследования, выбор объекта исследования, определение совокупности задачи исследования и их решение;
- теоретический анализ научной литературы;
- обработка, интерпретация, анализ и обобщение изученных статистических материалов, и их логическое изложение с формированием выводов, и разработкой авторского проекта по данному исследованию.
Основная часть
Гериатрическая помощь представляет собой специализированную долговременную медико-социальную и психологическую помощь пациентам пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими инвалиди-зирующими заболеваниями с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию с целью продления активного долголетия и повышения качества жизни в пожилом и старческом возрасте.
Государство призвано обеспечить каждому человеку безопасную и достойную старость, а также возможность активного участия в жизни общества за счет:
• обеспечение здоровья и благосостояния людей пожилого возраста,
• создание условий, способствующих индивидуальному развитию пожилого человека,
• адаптация и участия пожилых людей в развитии общества.
Особенности гериатрической помощи:
• организация медицинской помощи по возрастным заболеваниям с учетом их взаимного влияния;
• долговременный и непрерывный характер гериатрической помощи, предоставляемой пациенту на территории проживания, в стационаре, на дому;
• частичное замещение чисто медицинских экстренных вмешательств, основанных на широком использовании лекарственных препаратов, комплексом медицинских, социальных и психологических компонентов;
• тесное взаимодействие подразделений гериатрической службы с другими учреждениями здравоохранения и с организациями социального обслуживания населения.
Принципиальным отличием гериатрической помощи является ориентация на физиологические и психофизиологическое состояния пациента в целом.
С конца 90-х в России во всех крупных городах, областных центрах в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, и т.д. функционируют гериатрические центры, в которых имеются:
1. Стационарное отделение, где оказывается гериатрическая помощь, людям пожилого и старческого возраста;
2. Лечебно-консультативное отделение;
3. Городской гериатрический медико-социальный центр; стационарная гериатрическая помощь;
4. Сестринский уход в системе гериатрической медико-социальной помощи пожилым людям.
Как правило, при гериатрических центрах функционируют различные школы - для больных сахарным диабетом, для больных с артериальной гипертензией, для больных с урологическими проблемами, с остеопоро-зом и т.д., наиболее часто встречающимися патологиями, где проводят лекции, беседы по профилактике и лечении данных заболеваний и обучают навыкам ухода за тяжелобольными пожилыми людьми.
И мы не случайно посвятили данное исследование этому этапу жизни - думаем, что оно будет вкладом в наметившуюся в Отечестве тенденцию гуманного отношения к старости. На первый взгляд может показаться, что проблема снятия неопределенности и построения нового жизненного мира решается гораздо легче при переселении старых людей в Дома-интернаты. Жизнь в них регламентирована. Обитатели приютов должны лишь овладеть обязательными правилами общежития, они могут общаться со своими сверстниками, устанавливать с некоторыми из них дружеские отношения.
Однако, по исследованиям, проведенным еще в 70-х годах XX столетия, перемещение в интернаты оказалось одним из трёх факторов, способствующих скорой смерти старых людей. Приюты сильно ограничивают свободу личности, не стимулируют их социальную активность, не порождают чувства своей нужности, В интернатах отсутствует такой важный фактор продолжения социально-психологического развития пожилых людей, как общение между различными поколениями.
Каждое поколение со своих позиций рассматривает социальные события, жизненные явления, общественно-исторические изменения. Каждая когорта анализирует складывающиеся обстоятельства через включение их в своеобразную систему своего миропонимания, новых взглядов на известные вещи.
В интернатах же старые люди изолированы от постоянно обновляющегося потока общественной жизни, Они ощущают себя ненужными в обществе, их самооценка резко снижается. Поступление в Дом-интернат связано для них с ломкой жизненного стереотипа, с необходимостью осознания смены привычного окружения, разрыва с прежним образом жизни, с ситуацией «вживания» в новую среду, подчас с нежелательными соседями, с невозможностью остаться наедине с собой. Поступление в Дом-интернат это «подведение черты», последний жизненный этап.
Зарубежный опыт: неспециализированные поселения для пожилых (деревни для пожилых).
Геронтология - комплекс наук, изучающих явления старения живых организмов (греч. Gerontos - старик + Logos - слово, учение). По мнению (Overall J.W., 1997), в ближайшем будущем многие народы мира будут продолжать стареть и требовать большего медицинского и социального ухода и большего выбора альтернативных условий для проживания пожилых людей.
Данные обзора зарубежной литературы позволяют нам сделать следующие выводы:
• старение населения планеты есть фактор увеличения ресурсов, в том числе финансовых, для служб здравоохранения и социальной защиты;
• пожилые и старые люди во многих странах мира, включая Россию, используют диспропорциональное количество ресурсов здравоохранения;
• экономически более эффективные виды долговременной помощи пожилым способствуют сокращению расходов на здравоохранение и социальную защиту и стимулируют поиск новых альтернативных форм помощи.
В конце 90-х Британские СМИ и общественность бурно обсуждают жизнь в одной из шотландских деревень, где запрещено жить детям, а жителям - содержать многих домашних животных. Ситуацию в деревне сразу же окрестили "социальной дискриминацией". Однако сейчас деревня становится образцом для подражания.
Так, маленькая деревня Фёрхолл расположена в центре Шотландии на берегу живописной реки Нейрн, неподалёку от одноимённого городка. Деревня состоит из 93-х домов, в которых живут пожилые люди. Их жизнь подчиняется уставу, составленному "Фондом Фёрхолла" [1]. В уставе деревни расписано, что категорически запрещает длительное проживание детей в деревне, хотя, дети и внуки ее жителей могут к ним приезжать, но лишь на очень ограниченный срок. Жителям нельзя держать уток, кур, кроликов, голубей и пчел. В каждом доме разрешается иметь только одну собаку. Приобрести дом в деревне могут люди, достигшие 45 лет.
Когда в британских СМИ узнали о существовании деревни Фёрхолл и ее уставе, жителей деревни сразу же окрестили "ненавидящими детей людоедами", а ситуацию в деревне называли не иначе, как "социальной дискриминацией" и даже "сегрегацией в шотландском гетто". Журналисты нескольких ведущих газет отправились в Фёрхолл, чтобы лично убедиться в существовании в Соединенном Королевстве поселения, где грубо нарушаются права человека и существует ненавидящая детей община "нелюдей".
Далее в печати появилось сразу несколько отчетов о деревенской жизни. Первое, что бросилось в глаза ревнителям гражданских свобод - это удивившее их довольство деревенских жителей своей жизнью. Говорит 75-летняя жительница Фёрхолла Эдвина Эллис: «Здесь очень тихо и спокойно. Мне нравится это место, нравится окружающая среда и вся ситуация. Здесь очень приятно жить. Много певчих птиц и диких животных. Каждый день я вижу белок. Это прекрасное место для жизни». С Эдвиной Эллис согласен другой житель Фёрхолла -пенсионер, бывший инженер компании "Бритиш телеком" Джимми Грейг. Его привлекает в Фёрхолле вовсе не отсутствие детей: «Нас с женой привлекает дом, цена дома, само место, возможность играть в гольф, в кегли, заниматься спортом» [1].
Жизнь населения Фёрхолла трудно назвать одинокой и изолированной. В центре деревни расположен своего рода местный клуб, где по вечерам собираются ее жители. За кружкой пива или стаканом вина (а днем -за чашкой чая) они обсуждают деревенские и мировые новости. В клубе, кроме большой гостиной, есть неплохая библиотека, комната с огромным плазменным телевизором, зал для проведения юбилейных торжеств и других коллективных мероприятий. Жители деревни ловят форель в протекающей рядом экологически чистой реке Нейрн. Дети действительно в деревне не живут, там нет и детских игровых площадок. Однако жители утверждают, что не ощущают никакой оторванности от своих близких - детей и внуков, которым разрешено гостить у них 2-3 раза в год.
Фёрхолл был построен для проживания по особому уставу в 2003 году. Это был первый в Британии опыт создания на природе жилого комплекса для пожилых людей. После реабилитации в прессе жителей Фёрхолла и их деревни шотландское правительство обдумывает план строительства в Озёрном крае целой сети деревень такого типа, где бы пожилые люди могли бы спокойно и комфортабельно, не завися от родных и близких, жить полной жизнью на природе. Предполагается, что в таких деревнях будут предусмотрены все удобства и даже медицинская помощь. Эксперты уверены, что здоровое пребывание на лоне прекрасной природы увеличивает продолжительность жизни пожилых людей лет на десять. Девиз для этого проекта уже создан: "От дома для престарелых - к деревне для пожилых".
В последнее время все большую популярность среди одиноких пенсионеров Германии приобретают «сервисные резиденции». Несмотря на сравнительную молодость, они уже составили достойную конкуренцию домам престарелых.
В «сервисной резиденции» каждому предоставляется отдельная квартира со всеми удобствами. Там невозможно найти ни одного порога и ни одной неудобной ступеньки и, как правило, действует лифт. Кроме того, каждая квартира оборудована красными кнопками вызова экстренной помощи.
Название «сервисная» предполагает предоставление общих и дополнительных услуг - таковы рамочные условия, так называемого, проживания с уходом. В договоре на аренду квартиры между частным владельцем резиденции и пенсионером, помимо стандартных пунктов об условиях пользования жилыми помещениями, дополнительно оговорен список услуг, на которые он имеет право претендовать без дополнительной оплаты.
Прежде, чем подписать договор об аренде одной из квартир, пенсионер может пожить какое-то время в сервисной резиденции на пробу. За это время он может определить и набор необходимых ему дополнительных услуг.
В резиденциях предпринимается целый комплекс различных мер, начиная с создания условий для сохранения социальной активности пожилых людей и заканчивая специальным оборудованием здания с учетом по-
требностей и физического состояния его жильцов. Жители резиденций, которые, как правило, расположены в городах, не ограничены в передвижении и могут проводить свободное время по своему усмотрению. Помимо этого непосредственно в резиденциях проходят различного рода культурно-массовые мероприятия.
За проживание в таких резиденциях необходимо платить немалые средства, но немецкие пенсионеры могут себе это позволить. Квартира площадью 35 квадратных метров в резиденции со стандартным набором сервисных услуг стоит более одной тысячи евро в месяц. А за квартиру в 70 квадратных метров приходится ежемесячно платить уже больше трех тысяч евро. Стоимость стандартного набора сервисных услуг составляет примерно 400 евро.
Согласно оценке немецкого Попечительского совета Общества помощи в старости, в настоящее время в резиденциях проживает более 150 тысяч пенсионеров. За последние десять лет этот показатель увеличился в четыре с лишним раза и, наверняка, будет расти в будущем. Согласно официальной статистике, сейчас в Германии четверть населения составляют люди старше 60 лет, а в 2030 году треть населения Германии достигнет этого возраста.
В данном исследовании приведены лишь несколько примеров того, что мировой опыт работы с пожилыми людьми сводится к тому, что необходимо разделять группы пожилых людей на активных и неактивных, т.е., тех, кто нуждается в посторонней помощи. В пансионатах они проживают на одной территории, и активная часть вынуждена вести пассивный образ жизни, что многих пожилых не устраивает. Несмотря на то, что в пансионатах имеются медблоки, тяжелые больные с ограничениями в движении и передвижении и пожилые люди живут бок о бок.
В зарубежных странах, в частности США, имеются хосписы, специализированные учреждения для нуждающихся в посторонней помощи пожилых и престарелых, а в пансионатах проживают активные пожилые люди, которые могут вести социально активный образ жизни. Но, при всем этом, за рубежом пришли к тому, что от пансионатов нужно переходить к деревням для пожилых, то есть, неспециализированным учреждениям для пожилых.
Следовательно, с 90-хгодов зарубежный опыт в организации гериатрической службы, был очень ценным, т.к., у них богатый опыт в организации неспециализированных учреждения медико-социального обслуживания пожилых.
Таким образом, изучив зарубежный опыт социальной работы с пожилыми, следует разрабатывать различные проекты - как строительные, так и организационно-структурные для организации неспециализированных поселений для пожилых. Развивать нужно в них, прежде всего, инфраструктуру, как социально-бытовую, медицинскую так и досуговую. Нужно организовать различные клубы с учетом разнообразия интересов пожилых людей, ведь если процесс старения биологически необратим, то интеллектуальное и духовное старение может надолго отстать от биологического и пожилые могут сохранить познавательный интерес к жизни, а это значит, что они могут чувствовать себя социально активными.
Прогрессирующее нарастание численности людей пожилого и старческого возраста в общей демографической структуре населения мира заставило по-новому взглянуть на целый ряд проблем, связанных с удовлетворением нужд людей этого возраста.
Организация помощи пожилым и старым людям с точки зрения сохранения и укрепления здоровья не может ограничиваться только медицинскими мерами и должна носить комплексный социально-медицинский характер. Важнейшими моделями социального обслуживания пожилых, используя зарубежный опыт стали такие, как социальное обслуживание на дому, полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.
Согласно приказу Министерства социальной защиты населения РФ от 20 июля 1993 г. № 137 "Об утверждении примерного Положения о Центре социального обслуживания", отделение социальной помощи на дому создается для обслуживания не менее 60 нетрудоспособных граждан, проживающих в сельской местности и не менее 120 - в городской местности, и возглавляется заведующим отделением.
В Выборгском районе Санкт-Петербурга, например, при Центре гуманитарной помощи городского общества Красного Креста работает столовая, где ежедневно питаются 2500 человек. Здесь же открыты специальные магазины, где нуждающимся дают одежду и продукты бесплатно или продают их по доступным ценам. Планируется открыть клуб пенсионеров.
В Волгоградской, Самарской, Ивановской, Пермской, Московской и др. областях предприятия в соответствии с договорами оплачивают труд сестер милосердия по уходу за одинокими пенсионерами, их бывшими работниками. Объединение усилий двух ведомств, материальная поддержка служб милосердия и благотворительных мероприятий со стороны администраций регионов РФ, отделений Пенсионного фонда. Различные фонды мира, социальная поддержка населения способствуют повышению эффективности социального обслуживания пожилых людей и социальной помощи им в условиях экономической реформы.
Заключение
Старение населения объясняется, прежде всего, улучшением материальных условий и достижениями медицины. Однако в этом процессе весьма заметны различия по странам и регионам. Удельный вес пожилых людей более высок в экономически развитых странах мира, в крупных и крупнейших городах, в сельской местности.
Учесть пожилых людей по состоянию здоровья и социальному положению в масштабах страны невозможно, но можно им дать право выбора на старости лет жить в тех условиях, которые им предпочтительнее. Социальное государство берет на себя ответственность за здоровье населения, а значит, дает им возможность продлевать свою жизнь. Россия заявила себя социальным государством с 90-х годов, и претворяет в жизнь реальные социальные, долгосрочные программы по медико-социальному обслуживанию населения различных возрастных категорий, в частности исследуемые нами пожилых. А между тем, только в естественном, органическом единстве экономического и социального целеполагания хозяйственного развития страны, реализуемая в связи с ним политика государства обеспечивает возлагаемые на нее населением функции интеграции общества [7]. В России, также накоплен определенный опыт оказания всех видов медико-социальной помощи пожилым людям, но основное внимание уделяется стационарной помощи. Расширяется сеть домов престарелых, гериатрическая служба, но, в то же время, остро ощущается нехватка клубов, объединений, сообществ, в которых люди "третьего возраста, особенно, активная их часть, могли бы проводить свое свободное время. Эта задача решаема только на местных уровнях. Со стороны государства достаточно разработки концептуальной основы, а также правовой и финансовой поддержки местных инициатив. В организации медико-социальной работы с пожилыми людьми, присутствуют два критерия оценки качества - продолжительность жизни пожилых и положительные тенденции в оценках населения качества жизни.
Организация неспециализированных поселений по типу маленьких поселений в сельской местности, предложенные нами, для проживания пожилых, имеет ряд преимуществ по сравнению с медико-социальным обслуживанием в домах-интернатах, стационарах, поликлиниках и в различных центрах дневного пребывания в городах. Эти преимущества заключаются, прежде всего, в том, что контингент пожилых, подлежащих диспансерному наблюдению, организован и сосредоточен на одной территории, проживает в одинаковых условиях, позволяющих оценить влияние климато-географических условий на здоровье, питание, жилища, трудовой терапии, и т.д., с тем, чтобы все факторы в целом способствовали бы сохранению здоровья и активности - как двигательной, так и умственной пожилых людей. В то же время, пожилые люди в селе для пожилых, чувствуют себя живущими в собственном доме, где дома выстроены с учетом требований для проживания инвалидов, обязательном порядке в каждом доме должна быть «Тревожная кнопка» ведь многие из них имеют не одно, а несколько заболеваний. Все это в значительной степени облегчает проведение диспансеризации, делает возможным ее научный анализ с учетом особенностей данных учреждений.
В связи с этим мы предлагаем в поселениях для пожилых организовать медицинский пункт по типу стационарно-поликлинического, организовать досуговый тренинговый центр, небольшие мастерские по различным видам производства: художественная, кулинарная, сельскохозяйственная с тепличным хозяйством, ведь общеизвестно, что пожилые люди очень любят возиться с землей, вести приусадебный участок и т.д., а для горожан порой является несбыточной мечтой иметь свой клочок земли и заниматься хозяйством.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Тенденция роста численности пожилых людей требует внесения коррективов в социальные программы с учётом изменения условий жизни этой, наиболее незащищенной категории общества;
2. Городские и районные службы социальной помощи испытывают финансовые затруднения в реализации своих программ, что во многом тормозит работу по социальному обслуживанию и оказанию медико-социальной помощи пожилых и инвалидов;
Для дальнейшего улучшения жизни обеспечиваемых в поселениях для пожилых необходимо:
1. Открыть небольшую мастерскую по реставрации и ремонту одежды. Помимо основной цели, т.е., занятости обеспечиваемых, будет польза и для пансионата;
2. Необходимо создать свое подсобное хозяйство: разводить домашних птиц, кроликов, выращивать овощи, задействовать теплицу, которая не эксплуатируется из-за проблемы с водой. При этом могли бы охватить трудом большее количество обеспечиваемых, что благоприятно скажется на обеспечиваемых, т.к., трудотерапия является самым эффективным методом их реабилитации;
3. В «селе для пожилых» должна быть организована вся инфраструктура, позволяющая обеспечить достойный уровень жизни для пожилых.
4. Организация поселений для пожилых в сельской местности может быть фактором, способствующим возрождению села, это новые рабочие места для молодежи, которая будет обслуживать пожилой контингент.
Таким образом, проведенное исследование позволяет предположить, что вопросы, касающиеся пожилых граждан, можно решить следующим образом:
1. Медико-социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном).
2. Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы в республике, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.
3. Медико-социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.
4. Эффективную систему гериатрической и медико-социальной системы обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающимся в поддержке или находящимся в зоне риска.
5. Финансирование центров медико-социального обслуживания, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и производиться за счет бюджета.
6. Внедрение новых эффективных методов гериатричекой и социальной работы с пожилыми, в данном случае мы предлагаем - «Село-для пожилых», что позволит поднять медико-социальное обслуживание пожилых на новый уровень, и, таким образом сделать более доступным для каждого пожилого гражданина нашей страны. Порой люди, прожив большую часть жизни в суровых условиях, мечтают провести старость в южных краях, наслаждаясь красотой горного края, необходимо создать комфортные условия необходимые для этого.
Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, волонтерами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.
Источники:
1. Бадя Л.В. Отечественный опыт преодоления бедности методами трудовой помощи (XV III - ХХв.). - М.: АНО СПО
«СОТИС», 2012.
2. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. - М.: Нота Бене Медиа Трейд Компания, 2003. - 344с.
3. Вартанова М.Л. Необходимость социальной поддержки граждан пожилого возраста в условиях современного обще-
ства в России // Сборник научных статей. С.37-39.
4. Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 240 с.
5. Мерман М.М. Полноценная жизнь в старости. МЗ РД http://www.mzrd.ru/
6. Недзельский В.А. О трудоспособности лиц пожилого возраста / Ученые записки РГСУ.- № 6 - 2004
7. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Аграрная политика России: социальная реальность // В сборнике: Молодежь. Семья.
Общество Сборник научных статей. Под общей редакцией Т.К. Ростовской. Москва, - 2019. С. 125-130.
8. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность России важнейшая составляющая демографиче-
ской политики страны // Экономические отношения. - 2019. - Том 4. С. 2851-2862.
9. Староверов В.И. Россия и ее деревня: историческая обусловленность их общинной социальности. Из автобиографии
одного старообрядческого рода / Российская академия наук; Институт социально-политических исследований Российской академии наук; Институт аграрной социологии. Москва, 2019.
10. Староверов В.И. Сельская социология. Монография. - Москва. - 2003.
11. Стратегия прорыва и цифровая реальность России: социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2019 году. Коллективная монография. ИСПИ РАН / Москва, 2019.
12. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие. - М. : КНОРУС, 2016. - 400с.
13. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Уч. пособие.- «Дашков и К », 2015. References:
1. Badya L.V. Domestic experience of overcoming poverty by methods of labor assistance (XV III - XX centuries). - M .: ANO SPO "SOTIS", 2012.
2. Borisov V.A. Demography. Textbook for universities. - M .: Nota Bene Media Trade Company, 2003 .-- 344p.
3. Vartanova M.L. The need for social support for elderly citizens in the conditions of modern society in Russia // Collection of scientific articles. S.37-39.
4. Maksimova T.M. Social gradient in the formation of public health. - M .: PER SE, 2005 .-- 240 p.
5. Merman M.M. A full life in old age. MH RD http://www.mzrd.ru/
6. Nedzelsky V.A. On the working capacity of the elderly / Scientific Notes of the RSSU.- No. 6 - 2004
7. Staroverov V.I., Vartanova M.L. Agrarian policy of Russia: social reality // In the collection: Youth. Family. Society Collection of scientific articles. Edited by T.K. Rostov. Moscow, - 2019.S. 125-130.
8. Staroverov V.I., Vartanova M.L. Food security of Russia is the most important component of the country's demographic policy // Economic relations. - 2019.- Volume 4.S. 2851-2862.
9. Staroverov V.I. Russia and its village: the historical conditioning of their communal sociality. From the autobiography of one Old Believer family / Russian Academy of Sciences; Institute for Social and Political Research of the Russian Academy of Sciences; Institute of Agrarian Sociology. Moscow, 2019.
10. Staroverov V.I. Rural sociology. Monograph. - Moscow. - 2003.
11. Breakthrough strategy and digital reality of Russia: socio-political situation and demographic situation in 2019. Collective monograph. ISPI RAS / Moscow, 2019.
12. Firsov M.V. The history of social work: a textbook. - M.: KNORUS, 2016 .-- 400s
13. Kholostova E.I. Social work with the elderly: Textbook. - "Dashkov and K", 2015.