Научная статья на тему 'Направления и формы привлечения инвестиций в экономически отсталый регион'

Направления и формы привлечения инвестиций в экономически отсталый регион Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / МОНИТОРИНГ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА / MONITORING INVESTMENT PROCESS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INVESTMENT POTENTIAL / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулаев М. А., Сеферова З. А.

В статье, главным образом, раскрываются направления и формы привлечения инвестиционных ресурсов в экономически отсталые регионы России. Раскрывается суть региональной инвестиционной политики. Подчеркнута также важность мониторинга инвестиционной деятельности в слаборазвитых регионах, к коим относится большинство приграничных регионов. Сделаны выводы по работе и отмечены необходимые мероприятия по привлечению инвестиций в регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS AND FORMS OF ATTRACTING INVESTMENT IN THE ECONOMICALLY BACKWARD REGION

The article mainly describes the direction and form of attraction of investment resources in economically backward regions of Russia. The essence of regional investment policy. Also emphasized the importance of monitoring investment activities in the underdeveloped regions, including most of the border regions. Conclusions on the work and marked the necessary measures to attract investment to the regions.

Текст научной работы на тему «Направления и формы привлечения инвестиций в экономически отсталый регион»

Абдулаев М.А. - к.э.н., доцент кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Сеферова З.А. - старший преподаватель кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Abdulaev M.A. - candidate of economic science, associate professor of department of informatics, Daghestan state university of national economy Seferova Z.A. - lecturer of department of informatics, Daghestan state university of national economy

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКИ ОТСТАЛЫЙ РЕГИОН

DIRECTIONS AND FORMS OF ATTRACTING INVESTMENT IN THE ECONOMICALLY BACKWARD REGION

В статье, главным образом, раскрываются направления и формы привлечения инвестиционных ресурсов в экономически отсталые регионы России. Раскрывается суть региональной инвестиционной политики. Подчеркнута также важность мониторинга инвестиционной деятельности в слаборазвитых регионах, к коим относится большинство приграничных регионов. Сделаны выводы по работе и отмечены необходимые мероприятия по привлечению инвестиций в регионы.

Ключевые слова: инвестиционная политика, мониторинг инвестиционного процесса, инвестиционный потенциал, инвестиционные проекты.

The article mainly describes the direction and form of attraction of investment resources in economically backward regions of Russia. The essence of regional investment policy. Also emphasized the importance of monitoring investment activities in the underdeveloped regions, including most of the border regions. Conclusions on the work and marked the necessary measures to attract investment to the regions.

Keywords: investment policy, monitoring investment process, investment potential, investment projects.

Региональная инвестиционная политика - одна из важнейших составных частей социально-экономической политики региона. В конечном счете, от правильности и обоснованности региональной инвестиционной политики зависит и эффективность региональной социально-экономической политики. Подчеркивая необходимость, важность и обоснованность региональной инвестиционной политики, следует одновременно отметить слабость научного и методического обеспечения региональной инвестиционной политики, что существенно затрудняет решение возникающих проблем.

Региональная инвестиционная политика - это взаимосвязь совокупности инвестиционных целей и способов их достижения, основанная на ранжировании полномочий между центром и субъектом Федерации, ориентации на эффективное использование географических, природных, производственных и других достоинств региона. Основной целью региональной инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема в республике за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала и содействовать адаптации других отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке.

Проведение эффективной региональной экономической политики должны строиться на основе непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в инвестиционной сфере и анализа происходящих в ней изменений.

Мониторинг инвестиционного процесса является основой при разработке и реализации целевых программ на территории республики, а также условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.

Для преодоления социально-экономического кризиса в Республике Дагестан большое значение имеет распространение рыночных отношений в экономике республики, перепрофилирование многих предприятий и реструктуризация производства, повышение инвестиционной инициативы субъектов хозяйственной деятельности.

В качестве инвестиционного потенциала понимается сумма свободных собственных средств предприятий и поступлений в республиканский бюджет, которые могли быть использованы для последующей поддержки инвесторов. Возникает необходимость увеличения доходной части республиканского бюджета за счет ранее не использовавшихся источников. Одним из таких источников должна стать реализация наиболее эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов и привлечение полученных от их осуществления доходов к взаимовыгодному участию в финансировании социально-ориентированных инвестиционных программ.

Соблюдение принципа высокой эффективности инвестиций имеет следствием последовательное сочетание интересов социально-экономического развития республики с коммерческими интересами частных инвесторов, осуществляющих проекты в рамках единой Программы.

Для выполнения программы социально-экономического развития республики необходим мониторинг инвестиционной деятельности, который должен стать основой совершенствования прогнозирования социально- экономического развития Республики Дагестан.

С целью осуществления мониторинга инвестиционной деятельности необходимо создать региональную базу данных инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов.

Создание базы данных необходимо для осуществления инвентаризации инвестиционных проектов, что упростит процедуру их отбора для включения в инвестиционные программы, сократить время на поиск объектов инвестирования по запросам потенциальных инвесторов, на подготовку информационных материалов для распространения в средствах массовой информации и через средства информационного обмена, на поиск инвесторов и др.

Для развития инвестиционной деятельности в регионе необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по развитию малого предпринимательства, пропаганды его через средства массовой информации, создания условий для вовлечения малых предприятий в выполнение заказов на государственные и муниципальные нужды. Должна быть обеспечена профессиональная работа по реализации на практике соглашений со Сбербанком России и ОАО «Россельхозбанк» о выделении инвестиционных кредитов. В полной мере должна быть использована и лизинговая форма поддержки предпринимательства.

В соответствии с основной целью инвестиционной политики, являющейся стержнем стратегии привлечения инвестиционных ресурсов в республику необходимо направлять денежные средства, в первую очередь, на реализацию эффективных быстроокупаемых инвестиционных проектов, включенных в инвестиционные программы Республики Дагестан.

Государственная поддержка перспективных инвестиционных проектов, не включенных в инвестиционные программы республики, в том числе, по причине длительного срока окупаемости, должны осуществляться посредством оказания содействия в поиске инвесторов, выделении земельных участков под строительство и других нефинансовых мер поддержки.

По мере формирования инвестиционного потенциала приоритеты и подходы стратегии государственной поддержки инвестиционной деятельности могут быть переориентированы на поддержку конкретных отраслей, кроме того, могут быть смягчены требования к окупаемости проектов.

В качестве источников финансирования инвестиционных проектов, включенных в ежегодные инвестиционные программы, могут быть собственные средства предприятий, частные инвестиции, постепенно формируемый бюджетный инвестиционный потенциал республики, средства федерального бюджета.

В соответствии с государственной инвестиционной политикой при реализации инвестиционных проектов на первый план выходит задача стимулирования привлечения средств частного капитала (как отечественного, так и зарубежного), а также поиск новых форм совместного (государственного и частного) инвестирования в перспективные проекты.

Для финансирования инвестиционных проектов должны привлекаться российские и региональные финансовые институты. Всестороннее содействие необходимо оказывать в создании компаний, специализирующихся на лизинге. Кроме того, следует активно использовать финансово-кредитные институты, инвестиционные компании в качестве финансовых посредников. На основе анализа рынка финансовых посредников (российских, региональных) должны отбираться компании для работы по привлечению инвестиций в наиболее значимые проекты и на основе соглашений с ними определяться формы сотрудничества между властными структурами республики и этими компаниями.

В целях привлечения иностранных инвестиций, инвесторам должен быть предоставлен режим осуществления инвестиционной деятельности, который закрепляется республиканским и федеральным законами. Эти законы должны обеспечивать:

- предоставление иностранным инвесторам гарантий от некоммерческих рисков (гарантий от политических рисков, о неухудшении условий ведения хозяйственной деятельности в течение определенного срока, по компенсации ущерба, причиненного неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц).

- предоставление гарантий Правительства Республики Дагестан иностранным инвесторам под заемные средства, направляемые в приоритетные для республики проекты;

- порядок предоставления инвестору необходимой информации (земельный кадастр, налогообложение, паспорта городов и районов, сертифицированные проекты по ресурсам и др.).

В законах необходимо предусмотреть виды льгот и преференций, формы и механизм их предоставления иностранным инвесторам, перечень приоритетных для иностранного инвестирования отраслей экономики республики.

В целях обеспечения всестороннего обслуживания инвестиционной деятельности на территории республики внимание Правительства Дагестана должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на развитии страхового и фондового рынков.

В целях развития регионального страхового рынка должна быть разработана Программа развития страхового рынка, направленная на обеспечение, с одной стороны, страховой защиты инвесторов и объектов инвестиционной деятельности, а с другой - на обеспечение притока инвестиционных ресурсов от страховых компаний.

Развитие регионального фондового рынка, как инструмента мобилизации и эффективного распределения инвестиционных ресурсов, должно осуществляться, прежде всего, в направлении интеграции Республики Дагестан в единую общероссийскую инфраструктуру фондового рынка. В этом направлении необходимо решить следующие задачи:

- развивать в республике высокотехнологичную инфраструктуру фондового рынка на основе новейших технологий и сложившихся международных стандартов;

- обеспечить защиту прав инвесторов на основе создания «прозрачного» фондового рынка и системы раскрытия информации об эмитентах и финансовых институтах;

- содействовать в создании и развитии элементов инфраструктуры рынка ценных бумаг - регионального депозитария, расчетно-клиринговой палаты, региональной фондовой биржи.

Таким образом, правильно выбранная стратегия привлечения инвестиций, может помочь республике создать динамично развивающуюся рыночную экономику, включить ее в мировые хозяйственные связи не только в качестве экспортера сырья, но и готовой продукции.

Концепция региональной инвестиционной политики предусматривает создание эффективного и конкурентного рынка капиталов, системы управления его движением. Это является важным условием привлечения новых инвестиций, их размещения в интересах подъема экономики региона. Инструментами реализации такой концепции привлечения инвестиций в регион и избранной на ее основе стратегии должны стать рыночные отношения, усиление стимулирующей роли конкуренции, рационализации фискальной политики как факторов, в конечном счете, способствующих повышению привлекательности для вложения капиталов и инвестиционной активности в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.