УДК 336.531.2 © А.А. Бобов, М.С. Марамыгин
А.А. Бобов, М.С. Марамыгин СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ «РУЧНОГО» И СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
Многие регионы занимаются привлечением инвесторов, созданием благоприятного инвестиционного климата. В статье рассмотрен инструментарий «ручного» и системного управления при создании благоприятного инвестиционного климата, приведены примеры основных элементов инвестиционной среды, использующихся в регионах России, выделены системные подходы в привлечении инвестиций.
Ключевые слова: региональная инвестиционная политика, управление инвестиционной деятельностью в регионе, инвестиционный климат, инструменты привлечения инвестиций.
Целью инвестиционной политики является создание условий для эффективных вложений в экономику региона [1, с. 38].
Управление инвестиционной деятельностью в регионе - это воздействие на субъекты инвестиционной деятельности для получения определенных результатов. Управление инвестиционной деятельностью охватывает множество субъективных и объективных факторов, влияющих в конечном итоге на инвестиционный климат [5].
Сегодня в России как на федеральном^, 4, 5, 8], так и на региональном уровне [3, 6, 7] сложилась система управления инвестиционной деятельностью в регионах. Прогресс - переход к качественному новому. Любой прогресс сопровождался от перехода с простых систем к более сложным, от ручного труда к автоматическому. Это непрерывный процесс.
Сложившаяся в нашей стране система управления инвестициями в настоящее время проходит путь становления и «взросления». Идея об организации системного управления инвестициями лежит в основе любой развивающейся экономической системы. Невозможно повышать благосостояние населения, при этом не рассчитывать на экономический рост, который прямым образом зависит от инвестиционной среды региона.
Вместе с тем, система управления складывается за счет набора инструментов из «ручных» и системных.
Для уменьшения рисков инвестора и повышения привлекательности инвестиционного климата важно сформировать системное управление инвестиционной деятельностью в регионе. Системное управление создает стратегические предпосылки для повышение конкурентоспособности региона.
Проведем сравнительный анализ инструментов управления инвестиционными процессами в регионах, исходя из того, что для инвестора будут важны системные подходы, снижающие риски реализации проекта субъективного характера.
Проанализируем существующие «ручные» инструменты:
1. Организация системы преференций, налоговых льгот для инвесторов.
Чаще всего в регионах России действительно создана нормативная правовая база по предоставлению различных преференций, в том числе налоговых льгот. Однако, если посмотреть на прозрачность
предоставления данных льгот, встает вопрос почему кому-то предоставляются преференции только по одному виду налога, а кому-то на три вида налогов.
Не во всех региональных законах по предоставлению преференций и налоговых льгот для инвесторов определены критерии, устанавливающие сроки представления данных льгот, не устанавливается взаимосвязь вкладываемых инвестиций и сроков предоставления преференций.
Это все свидетельствует о том, что система предоставления льгот регулируется «ручным» способом. Налоговые льготы и преференции для инвесторов предоставляются при неопределенных обстоятельствах и по субъективному решению [3].
2. Организация государственной поддержки через возмещение затрат на техническое перевооружение, модернизацию производства.
Инвестор, реализуя свой инвестиционный проект, рассчитывает на инвестиционный период до 5-7 лет. В настоящий момент в регионах РФ поддержка имеет не долгосрочный инвестиционный характер, а краткосрочный до 1 года, поэтому при реализации проекта за пределами 1 года возникают риски реализации проекта [3, 6, 7].
Проблема в том, что несмотря на бюджет, принимаемый ежегодно на 3 года, распределение происходит исходя из бюджетных возможностей и власти не могут гарантировать, что при комплексной реализации проекта будут возмещены все обещанные расходы. Нужен механизм, устанавливающий ответственность государства за принимаемые обязательства.
В настоящее время в России осуществлен переход на управление программно-целевым способом посредством реализации государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [8]. Исходя из логики данных документов должно быть целевое планирование расходов бюджета, но на практике происходит распределение бюджета по направлениями не исходя из возможных целей, а исходя из возможностей бюджета. Финансирование различных проектов осуществляется конъюнктурно.
3. Решение проблем инвестора по всем проблемным вопросам.
Правительства в регионах заявляют, что «за руку» проведут инвестора по всем возникающим проблемам [3, 6, 7]. Сегодня основные проблемы
возникают в следующих направлениях: подключение промышленных объектов к сетям естественных монополий, получение разрешений на строительство, оформление земельных участков, обеспечение кадровыми ресурсами и другие.
Вышеобозначенные проблемы постепенно сдвигаются в сторону меньших административных процедур, но до сих пор инвестор вынужден обращаться за помощью. Это в очередной раз свидетельствует о том, что работа инстанций, от которых зависит придет инвестор или нет, организована несистемно. Ряд вопросов решаются только с помощью административных мер.
4. Предложение готовых промышленных площадок.
В России после развала и закрытия многих предприятий в 90-е гг. XX века по настоящее время существуют заброшенные промышленные площадки, но инфраструктура на данных площадках зачастую не подходит для реализации проектов ни со стороны современных требований к инфраструктуре, ни с позиции территориального развития (отсутствуют образовательная инфраструктура, инфраструктура обслуживания и другие в зависимости от отраслевого назначения).
У потенциальных инвесторов имеется набор условий и требований к территории, на которой планируется реализовывать проект. Важно на стадии подготовки инфраструктуры учесть эти требования.
Для индустриализации территории важно создавать готовые промышленные площадки на базе промышленных парков или особых экономических зон, в которых создана комплексная инфраструктура по имеющимся общим стандартам.
5. Предложение реализовать любые по сложности проекты.
В действительности такая возможность предоставляется, но поскольку профильных специалистов по всем отраслям экономики, как правило, не имеется. Получается на этапе подготовки совершаются ошибки, которые приводят к принятию длительных решений, что приводит к удорожанию проектов.
Например, если необходимо создать современный аэропорт, а к работе в данном проекте привлекается местная региональная компания, которая строила только многоквартирные дома, то вероятность, что аэропорт не будет отвечать современным требованиям очень высока и со временем придется заплатить гораздо больше, чтобы аэропорт соответствовал хоть каким-то минимальным требованиям.
Наряду с «ручными» способами управления инвестиционной деятельностью в регионе встречаются элементы системного управления инвестициями.
1. Наличие в регионе реально работающей стратегии развития с подробным анализом основных факторов.
Реально работающая стратегия региона снижает риски, связанные с непредсказуемостью развития ситуации [2]. В ней каждый инвестор может найти свое место и свою роль, что немаловажно, по-
скольку зачастую решение вопросов по реализации инвестиционных проектов требует комплексных решений: проработки инфраструктурных, логистических, маркетинговых, кадровых задач.
2. Создание в регионе прозрачных возможностей для получения всех инвестиционных преференций как существующим организациям, так и новым инвесторам.
В регионах должна быть четко проработанная нормативная правовая база по предоставлению различных преференций, в том числе налоговых льгот. Преференции должны предоставляться по прозрачным условиям с четко определенными сроками, видами государственной поддержки в зависимости от масштабов инвестиций.
Многие субъекты РФ делают акценты на привлечение новых внешних инвесторов, несмотря на то, что на внутреннем рынке имеются существующие предприятия, для которых вопрос модернизации производственных линий очень важен и требует больших инвестиций. Такая модернизация чаще всего приводит к созданию абсолютно новых мощностей.
Важно поддерживать инвестиционную активность не только внешних, но внутренних инвесторов.
3. Инвестиционный центр обработки первичных обращений.
В различных регионах существуют разные схемы взаимодействия между заинтересованными органами, уполномоченными по инвестиционным проектам. В каких-то случаях идет разделение инвестиционных проектов по различным критериям: крупными и некрупными, социально значимые и незначимые, долгосрочные и краткосрочные и другим. Важно оценить перспективность любого инвестиционного проекта для этого на момент первичного обращения проект следует оценить с учетом перспективности. Зачастую средние проекты, рассчитанные на 1 -2 года могут превратиться в серьезные инвестиционные проекты со значительными суммами при определении перспективы развития бизнеса. Наличие единого центра обработки первичных данных о потенциальных инвесторах позволит провести качественную оценку.
4. Наличие консалтинговых служб и профессиональных экспертов по ведущим отраслям экономики для компетентного создания бизнес-проектов.
Рынок является развитым только если на нем присутствуют все элементы системы. Зачастую проблемой инвесторов может быть некомпетентность по каким-либо вопросам, связанным с неизвестными параметрами входа в новую отрасль или на новую территорию.
Для этого должен быть налажен контакт потенциального инвестора с компетентной службой по разработке и экспертной оценкой инвестиционных проектов. Это позволит инвестору более точно рассчитать бизнес-план с учетом специфики бизнеса их территории.
5. «Кайдзен» по снижению административных барьеров.
В государственной системе существует нормативная база, регулирующая деятельность в различных сферах экономики. Задачей каждого служащего, ответственного за развитие предпринимательской деятельности и предоставление услуг, формирующих благоприятный инвестиционный климат, должна стать система по беспрерывному улучшению этих услуг: по срокам, по количеству, по качеству.
6. Мотивация сотрудников, участвующих в привлечении инвесторов.
В данном вопросе важно понять, что сегодня за инвесторов ведется борьба между городами, регионами, странами. В системе привлечения инвесторов задействованы люди, которые являются лицом инвестиционного климата того или иного субъекта, поэтому важно для этого с одной стороны привлекать профессионалов-переговорщиков, с другой стороны стимулировать сотрудников к повышению их компетенции, мотивируя их деятельность дополнительными четко определенными бонусами за привлечение каждого инвестора.
7. Активное распространение информации о преимуществах региона.
В данном аспекте должен быть комплексный подход, сигналами о привлекательности инвестиционного климате региона, должен быть наполнен каждый информационный канал: деловые газеты, книги, телевидение, социальные сети и другие СМИ.
8. Четкое разделение по зонам ответственности между органами федерального, регионального и муниципальных уровней [2].
Каждый уровень власти заинтересован в развитии определенных сфер. Качественная оценка по привлечению инвесторов складывается исходя из получаемых социально-экономических эффектов: создание рабочих мест, выпуск готовой продукции, наращивание налогооблагаемой базы и т.д.
В реализации крупных инвестиционных проектов, приносящих максимальные социально-экономические эффекты, заинтересованы все уровни власти.
Однако активным развитием малого бизнеса в основном должны заниматься местные органы власти. Важно разграничить сферы ответственности по получаемым социально-экономическим эффектам.
9. Наличие образовательной «экспресс» инфраструктуры.
Обязательным условием для прихода инвестора является наличие квалифицированных кадров.
Сегодня в регионы нередко заходят инвесторы из таких сфер, где найти квалифицированный персонал невозможно по причине, что подобных производств никогда не было в регионе. Важно создать такие образовательные структуры [3], чтобы проект на момент запуска мог быть обеспечен должными квалифицированными кадрами.
10. Наличие публичного «банка идей».
Наличие информационной инфраструктуры, в
которой будут аккумулироваться данные по инвестиционным проектам, которые не смогли реализоваться по различным причинам: отсутствие финансирования, отсутствие промышленной площадки, отсутствие кадров и т.п.
Данная информационная база данных могла бы быть интересна как коммерческим организациям, так и различным уровням властей. Это позволило бы время от времени реанимировать некоторые проекты.
11. Наличие промышленной инфраструктуры.
Готовая промышленная инфраструктура значительно снижает издержки при поиске подходящей для инвестиционного проекта инфраструктуры как с финансовой точки зрения, так и с позиции времени. Хорошая практика на готовые промышленные площадки, обеспеченные всей инфраструктурой и сервисным обслуживанием привлекать потенциальных инвесторов, желающих снизить издержки при реализации инвестиционного проекта [6].
Наличие всех выше обозначенных системных элементов позволит создать систему управления инвестиционными проектами и существенно улучшить в стратегической перспективе инвестиционный климат региона за счет:
1. Развития регионального законодательства по инвестиционной деятельности и её государственной поддержки.
2. Поддержки инвестиционных проектов на всех уровнях власти.
3. Формирования положительного имиджа инвестиционно открытого региона.
4. Активной деятельности по привлечению иностранных инвесторов.
5. Формирования инвестиционной инфраструктуры (промышленные парки, технопарки, особые экономические зоны).
6. Снижения административных барьеров.
Библиографический список
1. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе [Текст]. - М.: БУКВИЦА, 1999. -
186 с.
2. Внедрение и мониторинг регионального инвестиционного стандарта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://investstandart.ru/.
3. Деловой портал Правительства Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tyumen-region.ru/.
4. Инвестиционная политика. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/.
5. Инвестиционные рейтинги регионов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// raexpe rt.ru/ratings/regions/.
6. Инвестиционный портал Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://invest.tatar.ru/.
7. Инвестиционный портал Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://invest.midural.ru/.
8. Стратегическое планирование. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/.
References
1. Chub B.A. Upravlenie investicionnymi processami v regione [Management of investment processes in the region] - Moskow, Bukvica, 1999, 186 p.
2. Vnedrenie i monitoring regionalnogo investicionnogo standarta [Implementation and monitoring of regional investment standard]. Mode of access: http://investstandart.ru/
3. Delovoj portal Pravitel'stva Tjumenskoj oblasti [Business portal of the Government of the Tyumen region]. Mode of access: http://www.tyumen-region.ru/
4. Investicionnaja politika. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. [Investment Policy. Ministry of Economic Development]. Mode of access: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/
5. Investicionnye rejtingi regionov Rossii [The investment ratings of Russian regions]. Mode of access: http:// raexpe rt.ru/ratings/regions/
6. Investicionnyj portal Respubliki Tatarstan [Investment portal of the Republic of Tatarstan]. Mode of access: http://invest.tatar.ru/
7. Investicionnyj portal Sverdlovskoj oblasti [Investment portal of Sverdlovsk region]. Mode of access: http: / /invest. midural. ru/
8. Strategicheskoe planirovanie. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii [Strategic Planning. Ministry of Economic Development]. Mode of access: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE "MANUAL" AND THE SYSTEM OF INVESTMENT MANAGEMENT IN THE REGION Aleksey A. Bobov,
Graduate student, Tyumen State University Maksim S. Maramygin Professor, Institute of Finance and Law, Ural State Economic University Abstract. Many regions are engaged in attracting investors, creating a favorable investment climate. The article describes the tool "manual" and system management in creating a favorable investment climate, are examples of key elements of the investment environment used in the regions of Russia, highlighted systemic approaches to attract investment.
Keywords: regional investment policy, management of investment activity in the region, the investment climate, attracting investment
Сведения об авторах:
Бобов Алексей Алексеевич - аспирант Тюменского государственного университета (г. Тюмень, Российская Федерация), e-mail: bobovman@gmail.com.
Марамыгин Максим Сергеевич - доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права, заведующий кафедрой финансовых рынков и банковского дела Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург, Российская Федерация), e-mail: maram_m_s@mail.ru. Статья поступила в редакцию 18.02.2015.