Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 26, 2012.
■А-
УДК 005.52
Гусейнова М.Р., Гусейнов Р.В.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Guseinova M.R., Guseinov R.V.
ECONOMIC POSSIBILITIES AND INVESTMENT POTENTIAL OF REPUBLIC DAGHESTAN
Задача данной статьи заключается в том, чтобы определить экономические возможности социально-экономического развития региона, изучить инвестиционный потенциал Республики Дагестан, изучить проблемы привлечения инвестиций в экономику, предлагаются пути решения этих проблем.
Ключевые слова: экономическая привлекательность, инвестиционный потенциал, прямые инвестиции, экономические возможности.
Given article puts before itself a problem to define economic possibilities of social and economic development of region, to study investment potential Republics Dagestans, to study problems of attraction of investments into economy, ways of the decision of these problems are offered.
Key words: economic appeal, Investment potential, direct investments, economic possibilities.
Республика Дагестан представляет собой регион с относительно богатыми природными, трудовыми, водными и другими ресурсами. Но эти ресурсы сами по себе не могут способствовать эффективному функционированию хозяйства региона в современных условиях, они являются лишь хорошей предпосылкой для этого. В свете этого, на сегодняшний день объективно возникает необходимость в эффективном управлении национальным богатством региона, т.е. в эффективной государственной политике с четко определенными целями и методами их реализации.
Республика Дагестан на сегодняшний день является депрессивным, трудоизбыточным субъектом Федерации. Ему свойственны низкий уровень и качество жизни населения, большая доля безработицы, плохие условия жизни, значительная доля бедного населения, малые доходы, слабое образование, неконкурентоспособность продукции, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень дотационности и другие проблемы. За последние 10 лет уровень дотационности республики превысил 70%.
Бюджеты таких регионов, как Дагестан, формируются, в основном, за счет дотаций и субвенций из Фонда регионального развития и поддержки.
Республика Дагестан, несмотря на экономическую привлекательность в топливно-энергетическом комплексе, в сельском хозяйстве, в его геополитическом положении, является проблемным, экономически слаборазвитым регионом. Здесь большая часть населения приходится на сельских жителей (54%, а в целом по России 27%), высокий уровень зарегистрированной безработицы (к концу 2009 г. - 45,8 тыс. человек), доходы населения примерно в 2-3 раза ниже среднероссийских показателей.
Для республики в 2009 г. характерно снижение темпов роста промышленного производства (по сравнению с 2008 г. уменьшился на 9,6%, т.е. с 118,9 % до 109,3%). Кроме того, рыбная отрасль фактически перестает действовать. Только за один год оборот организаций рыболовства и рыбоводства уменьшился на 30,2% (в 2009 г. составлял 100,4 млн рублей).
В Дагестане основным источником финансирования капитальных вложений являются бюджетные средства (по сравнению с 2008 г. наблюдается увеличение инвестиций за счет бюджетных средств на 14,6%). Малая доля внебюджетных средств, участвующих в расши-
139
■А-
ренном воспроизводстве экономики республики, является ограничивающим фактором ускоренного экономического роста.
Что касается инвестиционной деятельности, то республика показывает неплохие результаты. Объем инвестиций в основной капитал в 2009 г. составлял 100,9 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2005 г. в 3,7 раза. Одним из основных показателей, характеризующих ситуацию в данном направлении, являются «инвестиции в расчете на душу населения», которые по итогам 2009 г. составляли порядка 37,0 тыс. рублей. В среднем по стране данный показатель составляет 55,8 тыс. рублей, т.е. практически в 1,5 раза больше, чем в регионе.
Положение инвестиционной деятельности в республике станет более ясным, если охарактеризовать его с точки зрения инвестиционного климата, т.е. инвестиционной привлекательности региона. Рейтинг инвестиционного климата определяется по инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску в регионе. Инвестиционный потенциал определяют ресурсные условия бизнеса в регионе. В Республике Дагестан рейтинги частных потенциалов в сравнении с другими регионами Российской Федерации следующие:
• трудовой - 19 место
• потребительский - 17
• производственный - 56
• финансовый - 28
• институциональный - 46
• инновационный - 66
• инфраструктурный - 44
• природно-ресурсный - 38
• туристический - 31
Именно то, что по производственному и инновационному потенциалу Республика Дагестан занимает 56 и 66 места, как раз характеризует регион как слабо обеспеченный основными фондами и передовыми технологиями.
Доля потенциала Дагестана в общероссийском потенциале составляет примерно 0,9%. Лучшим субъектом по динамике инвестиционного потенциала за 2008 г. является Чеченская Республика. Дагестан же не является ни регионом-лидером, ни регионом-аутсайдером.
Рейтинг инвестиционного риска в республике определен по следующим составляющим:
• законодательный - 64
• социальный - 52
• экономический - 7
• финансовый - 71
• криминальный - 83
• экономический - 1
• управленческий - 57
Анализ этих данных показывает, что довлеют криминальный, финансовый и законодательный риски. Итак, Республика Дагестан занимает 76 место в рейтинге по инвестиционному риску среди всех регионов Российской Федерации.
Ключевым фактором, создающим препятствия на пути инвестиций в экономику Дагестана, является отсутствие сохранности бизнеса, гарантированности прибыли, а также высокий уровень инвестиционного риска.
Все это тормозит экономическое развитие республики, снижает ее инвестиционную привлекательность, увеличивает зависимость от федерального центра. Создаются условия для процветания коррупции и теневой экономики, что приводит к невосполнимым потерям.
В настоящее время основной формой прямого участия государства в регулировании государственного развития являются государственные региональные программы. Однако в современной сложной финансово- экономической ситуации государство уже не может брать
140
■А-
на себя прямой контроль за всеми аспектами развития регионов. Таким образом, по мере сокращения поступления средств из федерального бюджета основными источниками финансирования региональных экономических и социальных программ в Дагестане должны стать собственные средства предприятий и организаций (в 2009 г. оборот организаций по видам экономической деятельности составил 198656,5 млн рублей), банковские кредиты, средства своего бюджета (в 2009 г. консолидированный бюджет исполнен по доходам в сумме 60107,7 млн рублей, по расходам - 52633,7 млн рублей, профицит составил 7474 млн рублей).
Также сокращение государственного инвестирования в производство и социальную сферу может быть в определенной мере компенсировано за счет диверсификации источников финансирования, значительного расширения круга институциональных инвесторов.Это фонды поддержки производства, предпринимательства, пенсионные, страховые фонды, действующие по принципу трастовых (доверительных) фондов. С точки зрения межрегионального финансового взаимодействия особый интереспредставляют компенсационные фонды за добычу невозобновляемых ресурсов, созданные за счет финансовых поступлений от добычи сырья в северных регионах и размещающие свой капитал в стабильных и развивающихся многоотраслевых центральных и южных регионах страны, в том числе и в СевероКавказском регионе. В Дагестане также имеются условия и предпосылки для привлечения такого рода капитала для социально - экономического развития республики. Так, экономические возможности Дагестана оказывают сильное влияние на выбор и сочетание форм и методов государственного регулирования его социально-экономического развития.
Одним из важнейших приоритетов развития республики, конечно, являются инвестиции, т.е. привлечение отечественных и иностранных средств. Поэтому органы государственной власти на современном этапе должны осуществлять эффективную инвестиционную политику в регионе для создания экономических возможностей для достижения поставленных целей социально-экономического развития. При этом основная и самая труднорешаемая проблема - это проблема привлечения инвестиций в перспективные и значимые для развития всей экономики Дагестана отрасли (агропромышленный комплекс, топливно - энергетический комплекс, формирование и развитие туристско-рекреационного кластера, инновации).
Республика Дагестан, как и все регионы, естественно, крайне заинтересована в привлечении прямых инвестиций. Особенно представляется перспективным создание Регионального агентства развития. Потому как для успешного привлечения в регион прямых инвестиций необходимо выполнение большого объема комплексных мероприятий. Ряд этих услуг, а именно для эксклюзивных, крупных инвесторов целесообразно возложить на Региональное агентство развития и инвестиционной политики, которое за счет своеобразного патронажа над крупными инвестиционными проектами повысит вероятность их осуществления на территории региона.
Республика Дагестан имеет все возможности по привлечению инвесторов. IX международный инвестиционный форум «Сочи-2010» показал, что у республики Дагестан очень мощный экономический потенциал. Более того, Дагестан - единственный регион Российской Федерации в пределах Северо-Кавказского федерального округа, имеющий выход к морю. Использование потенциала Каспия, несомненно, поднимает шансы Дагестана стать таким субъектом федерации, в который вкладчики будут с охотой вкладывать свои средства. В 2009 г. инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций составляли 102173,5 млн. рублей, что на 15% больше 2008 г. (86272,3 млн рублей) и на 102,1% - 2007 г. (58,2 млрд рублей).
Сейчас законодательством Республики Дагестан для инвесторов предусмотрены меры, стимулирующие их деятельность и гарантирующие им безопасность. В республике принят Закон «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан», который предусматривает ряд льгот. По линии правоохранительных органов проводятся мероприятия по обеспечению безопасности на территории республики. Необходимо сделать регион привлекательным для инвестиций, для реализации бизнес - проектов.
■А-
Формирование стабильной экономической и политической обстановки должно изменить отношение потенциальных инвесторов к экономике Дагестана. Обдуманная внутренняя и внешняя экономическая политика, содействие государственных властей привлекут инвестиции, которые будут способствовать созданию в республике устойчивой экономической, социальной сферы.
Для оживления инвестиционной деятельности в Дагестане возможно применение инструмента государственного инвестирования.
Кроме того, в целях повышения инвестиционной активности в депрессивном регионе целесообразно прибегать к выплатам инвестиционных премий за сооружение объектов особой важности, практиковать правительственные гарантии ссуд и т.д.
Таким образом, эффективная реализация стратегических направлений развития Республики Дагестан предполагает широкое применение различных форм и методов государственного регулирования и стимулированиясогласованной деятельности всех участников процесса создания устойчивой экономической базы, которая будет способна самостоятельно решать насущные хозяйственные и социальные проблемы республики.
Библиографический список:
1. Петросянц В. З., Тагиев М. Х. Государственное регулирование экономического развития депрессивного региона. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2004
2. Рейтинговое агентство «Рейтинг Ра».
3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Статистический сборник. - Махачкала, 2009.