Введение
Сегодня в мире происходят процессы, охватывающие все составляющие внутренних и международных экономических и политических отношений. Быстро развивается Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0), которая радикально меняет не только технические, технологические возможности производства. В XXI веке одним из главных трендов является признание цифровой экономики, основанной на глобальных информационно-коммуникационных сетях и объединяющей все экономические субъекты в единый хозяйственный механизм. Новые технологии, в том числе цифровые, меняют целые отрасли экономики, формы занятости, бизнес-модели, отношения между капиталом и трудом, структуру капитала… Цифровая трансформация бизнеса играет ключевую роль в повышении его эффективности. В настоящее время, когда цифровые технологии проникли буквально во все сферы экономики, бизнес не может не учитывать их в своей стратегии развития. И все же для предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) внедрение таких процессов часто представляется сложным, поскольку они осуществляются дезорганизованно и без системного подхода.
Малый и средний бизнес в России, являясь важным фактором экономического развития страны, не остается в стороне, а с оптимизмом смотрит вперед на возможность функционирования и эффективного развития в цифровой экономике. В последние годы государство активно поддерживает развитие этого сектора, что значительно расширяет его перспективы.
Государственная поддержка МСБ на разных стадиях развития имеет свои особенности, связана с научно-исследовательскими и практическими заданиями, которые способствуют инновационному развитию бизнеса и созданию конкурентных преимуществ в цифровой экономике. Грамотно спланированная и эффективная государственная поддержка помогает МСБ успешно внедрять цифровые решения и справиться с вызовами современного рынка.
Обзор литературы
Вопросами и проблемами государственной поддержки МСБ занимались многие ученые. Так, Демидова Н. Е. и Шершова Е. В. [1], Муртазина А. И. [2] в своих научных работах выявили проблемы, сдерживающие развитие субъектов МСБ, а также обозначили способы, направленные на повышение эффективности работы МСБ. Евстегиевой А. Ю. [3] исследуется проблематика государственной финансовой поддержки российских предприятий МСБ. По ее мнению, наиболее остро стоят проблемы системного характера, которые затрагивают финансовую инфраструктуру и фискальную нагрузку на предприятия. Мельникова Л. А. [4] рассматривает меры государственной поддержки субъектов МСБ в моногородах с точки зрения необходимости развития сферы МСБ для обеспечения роста социально-экономических показателей территории. Гасанов М. Т. [5] анализирует основные тенденции государственной поддержки субъектов МСБ на федеральном и региональном уровнях, делая акцент на проблемы, снижающие эффективность государственной поддержки. Шаврина Ю. О. [6] обосновала возможность управления эффективностью производства, используя характеристики стадий жизненного цикла субъектов МСБ. Авторами Цинченко Г. М. и Орловой И. С. [7] проанализирована государственная политика в сфере развития МСБ. Авторами Блаженковой Н. М. и Хрущевым Р. В. [8] определены особенности основных видов государственных программ поддержки предпринимателей, представлены основные критерии и условия для получения государственной поддержки бизнесу. Авторы Геращенко И. П., Алексеенко Е. В., Романова А. Н. [9] подчеркивают необходимость дифференцированного подхода к государственной поддержке МСБ в разных федеральных округах РФ.
Развитие МСБ в современных условиях требует комплексного подхода и определения приоритетов, создание благоприятных условий, разработку программ поддержки, внедрение инноваций, развитие международного сотрудничества и подготовку кадров, что является основными направлениями развития МСБ [10–14].
Цель статьи – обоснование направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса с учетом специфики стадий развития в условиях цифровизации экономики.
Изложение основного материала
Одной из главных составляющих развития малого и среднего бизнеса является создание благоприятной экономической и правовой среды. Деятельность МСБ регулируется рядом законов РФ, которые создают основу для их функционирования и развития, регулируют бизнес-среду и содействуют развитию экономического сектора страны [15, 16].
Согласно Единому реестру субъектов МСБ РФ на начало 2024 года зарегистрирован 2300061 субъект с численностью работников 12371072 чел., которые предоставляют более 6856 наименований работ и услуг. Из них микропредприятий – 2096708 (вновь созданных в 2023 году – 280052), малых предприятий – 185021 и средних – 18332, зарегистрированных как индивидуальный предприниматель – 4090773, как юридическое лицо – 2300061 (рис. 1).
Анализируя данные за 2020–2024 годы, количество субъектов МСБ сократилось на 228650 (на 9%).
На протяжении многих лет правовая основа для предпринимательской деятельности в Российской Федерации была постоянным объектом обновления и развития (табл. 1).
Принятые законы направлены на упрощение процедур и снижение налоговой нагрузки на бизнес, введение системы электронного учета и отчетности; создание более благоприятной среды для интеллектуального развития и инновационного предпринимательства; защиты прав интеллектуальной собственности и стимулирования инноваций в бизнесе, что способствует развитию экономического сектора, стимулирует инновации и привлекает инвестиции. Однако необходимо постоянно проводить мониторинг и анализ изменений в законодательстве для эффективного функционирования предпринимательской среды в России.
Кроме того, на региональном уровне деятельность МСБ регулируется законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами, вносящих изменения в законодательство, направленные на повышение эффективности и развития МСБ.
Согласно приказу Президента с 4 октября 2022 г. в состав РФ вошли четыре новых субъекта – Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР), Запорожская и Херсонская области. МСБ является флагманом экономического развития данных территорий. На рис. 2 представлена динамика численности МСБ вновь присоединенных субъектов РФ в 2022–2024 гг.
Анализируя динамику МСБ в регионах, можно заметить следующие тенденции:
• в сравнении с предыдущим периодом, ДНР продемонстрировала значительный рост, увеличив количество субъектов МСБ с 2234 до 12262 субъектов, что свидетельствует о подъеме бизнеса благодаря созданию эффективных условий для предпринимателей;
• ЛНР оказалась в лидерах, показав значительный рост числа предприятий с 6138 до внушительных 47180 субъектов, что свидетельствует об улучшении экономической ситуации в республике;
• в Запорожской области также количество предприятий увеличилось с 9719 до 34501, что говорит о стабильном росте в данном секторе;
• Херсонская область показывает небольшой прирост с 852 до 5967 субъектов МСБ. Необходимы дополнительные государственные меры поддержки для стимулирования предпринимательской активности.
В целом, анализ динамики МСБ показывает, что некоторые регионы достигают значительных успехов и активно развивают данную сферу. Однако важно уделить внимание и поддержку тем областям, где развитие бизнеса остается относительно низким, чтобы обеспечить равное развитие и рост во всех регионах.
Законы ДНР создают необходимые условия для развития предпринимательства и содействуют улучшению экономической ситуации в Республике. ДНР стала первым из четырех новых регионов РФ, где был принят Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» (табл. 2).
Закон ДНР «О развитии малого и среднего предпринимательства» гарантирует ряд мер, направленных на поддержку данной сферы:
• имущественную поддержку, которая включает передачу государственного или муниципального имущества во владение и/или в пользование представителям МСБ;
• финансовую поддержку, предоставляемую в виде субсидий и бюджетных инвестиций;
• информационную поддержку, которая обеспечивает наличие инфраструктуры для получения и обмена информацией, включая информационные системы;
• правовую и консультационную поддержку, включающую предоставление правовой информации для субъектов МСБ.
Законы, направленные на защиту прав и интересов предпринимателей, снижают бюрократическую нагрузку, время и затраты на регистрацию и лицензирование, упрощают процедуру для предпринимателей. Это позволяет МСБ быстрее и эффективнее запускать свою деятельность, предоставляет им больше свободы для инноваций и творческого развития, что стимулирует увеличение числа предприятий МСБ, способствует росту занятости и экономическому развитию ДНР. Вместе с тем, руководство Республики активно создает и развивает инфраструктуру поддержки МСБ, что включает в себя создание специализированных центров и бизнес-инкубаторов, где предприниматели могут получить необходимые знания, консультации и финансовую поддержку. Также они имеют возможность привлечь внешние инвестиции и партнеров, что способствует ускорению развития и расширению их деятельности.
В Министерстве экономического развития ДНР сформирован реестр региональных мер поддержки предпринимателей, включающий 50 действующих мер (31 нормативно-правовой акт).
Также для оказания инфраструктурной поддержки республиканским промышленным предприятиям-производителям и обеспечения их конкурентоспособности на внешнем рынке Правительством ДНР созданы Государственная корпорация «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» и Микрофинансовая компания, которые будут:
• предоставлять выгодные условия для получения микрокредитов, гарантии по кредитам и гранты новым предприятиям МСБ;
• осуществлять имущественную поддержку;
• реализовывать инкубационные программы;
• выступать поручителем перед кредитными организациями;
• оказывать нефинансовую поддержку, включающую консультации и помощь в развитии деятельности предпринимателей через организацию офиса «Мой бизнес», где предоставлены все меры поддержки в режиме «одного окна»…
В ближайшее время планируется развернуть программу лизинга на льготных условиях для субъектов МСБ, а также открытие телеграм-канала «Минэкономразвития ДНР» и телеграм-чата «Мой бизнес ДНР».
Еще одной важной составляющей перспектив развития МСБ является разработка и внедрение инноваций. Государство стремится создать условия для стимулирования инновационной активности, предоставляя налоговые преференции, гранты и другие инструменты поддержки. Это позволяет предпринимателям разрабатывать и внедрять новые технологии, улучшать свою продукцию и услуги, а также расширять свой бизнес на международные рынки.
В республике используются следующие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности:
• предоставление государственных гарантий, субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
• установление налоговых льгот в соответствии с налоговым законодательством РФ и ДНР;
• предоставление инвестиционного налогового кредита.
И. о. министра экономического развития ДНР Зверков В. И. сформулировал ближайшие планы по развитию инвестиционной привлекательности региона, инициативах по снижению налоговых ставок для предпринимателей, преференциях для участников свободной экономической зоны и возможностях для бизнеса, которые включены в Реестр субъектов МСБ. Для этого необходимо: инвестирование в отрасли финансовых услуг, IT-сектор, машиностроение, обрабатывающее производство, пищевую промышленность; снижение налоговых ставок; предоставление земельных участков без торгов; предоставление налоговых и таможенных льгот для любых инвестиционных проектов ДНР – участников свободной экономической зоны (СЭЗ).
Федеральный закон «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» – это базис для создания СЭЗ на территории Республик. Сегодня в ДНР 45 компаний и предприятий являются участниками СЭЗ. СЭЗ на территории новых регионов России вступила в силу с 24 июня 2023 года и действует до 31 января 2050 года. В рамках данной зоны предусмотрен особый режим предпринимательской деятельности, включающий налоговые и таможенные льготы, субсидии на возмещение процентов по кредитам, специальные земельные и градостроительные нормативы, а также другие меры, способствующие стимулированию развития и привлечению инвестиций. Региональные особенности по поддержке бизнеса содержатся в Законе ДНР «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике».
Участники СЭЗ ДНР имеют льготы по налогу на прибыль, полученную от реализации инвестиционного проекта на территории ДНР, размер которой составляет от 0 до 13,5%. В таблице 3 представлена динамика снижения процентных ставок налогообложения предпринимателей по упрощенной системе налогообложения (УСН) с 2023 года и на ближайшее будущее.
Зверков В. И. отметил, что планируется снижение ставок с 3% до 1%, с 7 до 5%, что существенно облегчит жизнь индивидуальным предпринимателям. Если с 1 января 2023 года предприниматели ДНР платили ежемесячно единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 800 рублей, то теперь они будут платить сумму налога по общероссийским ставкам – 3820 рублей в месяц. Таким образом, за счет снижения ставки налога на доход у предпринимателей появится возможность компенсировать повышенную ставку оплаты ЕСВ в своем бюджете. Также сельхозпредприятия могут воспользоваться ставкой по единому сельскохозяйственному налогу – 6%.
Среди других мер поддержки предпринимателей ДНР – освобождение от уплаты НДС следующих субъектов:
• юридических лиц, у которых заключен контракт до 01.01.2023 года;
• предпринимателей, которые занимаются гостиничным бизнесом.
Следует отметить, что Народный Совет ДНР упростил процедуру оказания имущественной поддержки инвесторам в регионе. До 1 января 2028 года право заключать договора аренды в отношении имущества, находящегося в собственности ДНР или в собственности муниципальных образований Республики, будет осуществляться без проведения конкурсов или аукционов.
В 2023 году Республика достигла значительных результатов во многих сферах экономической деятельности:
• разработана и утверждена Программа социально-экономического развития, которая предусматривает достижение ДНР к 2030 году уровня среднероссийских показателей качества жизни и общероссийского уровня социально-экономического развития;
• создана свободная экономическая зона, благодаря которой предприятия региона, в том числе МСБ, имеют ряд налоговых преференций;
• сформированы 194 инвестиционные площадки;
• внедрен механизм предоставления инвесторам земли без торгов для реализации масштабных проектов, в том числе создан Инвестиционный комитет ДНР как один из элементов Регионального инвестиционного стандарта. Всего рассмотрено и одобрено 15 проектов;
• зарегистрирован АНО «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства», на базе которого функционирует центр «Мой бизнес», который оказывает комплекс услуг для предпринимателей в режиме «одного окна», что дает преимущества ведения дела в правовом поле РФ; занимается повышением финансовой грамотности и освещением актуальных мер поддержки МСБ.
В таблице 4 определены направления и меры поддержки МСБ на разных стадиях развития бизнеса.
Минэкономразвития ДНР сформирован реестр действующих региональных мер поддержки предпринимателей, среди которых:
• применение льготных ставок налога на упрощенной системе налогообложения;
• предоставление грантов и целевых займов Фондом развития промышленности ДНР;
• программы кредитования субъектов хозяйствования;
• предоставление новой техники и оборудования в лизинг ГУП ДНР «РЛК»;
• введение моратория на плановые проверки в отношении налогоплательщиков.
На цифровой платформе «Корпорация малого и среднего предпринимательства» заработал специальный раздел для субъектов МСБ ДНР, который работает в проактивном режиме и с помощью которого можно получить доступ ко всем мерам поддержки для предпринимателей и самозанятых Республики в удобном онлайн-формате, а также для обеспечения понятного и прозрачного взаимодействия с государственными органами.
Выводы
Благодаря всему вышеперечисленному перспективы развития малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации становятся все более обширными. Первым и наиболее важным направлением развития МСБ является создание благоприятных условий для его функционирования. Это означает, что государство должно предоставлять налоговые льготы, упрощенную процедуру регистрации и лицензирования, а также содействовать доступу к финансовым ресурсам.
Вторым направлением является разработка и реализация программ поддержки и развития МСБ.
Третьим направлением является развитие инноваций и использование современных технологий в МСБ. Это позволит повысить конкурентоспособность предприятий, улучшить качество продукции и услуг, а также увеличить их долю на рынке.
Четвертым направлением является развитие международного сотрудничества и экспортно-импортной деятельности МСБ. Для этого необходимо создать условия для привлечения иностранных инвестиций, а также активно участвовать в международных торговых партнерствах.
Для создания благоприятных условий развития МСБ вновь присоединенных субъектов РФ органам власти необходимо:
• провести анализ возможностей и потребностей, оценить потенциал МСБ;
• создать специализированные структуры поддержки МСБ и специальные финансовые инструменты, такие как гарантированный кредит, фонд поручительств и программы по льготному кредитованию, для обеспечения доступа предпринимателей к финансовым ресурсам;
• консультировать и обучать предпринимателей применению новых технологий, цифровизации, повышению производительности и конкурентоспособности;
• помогать расширению деятельности МСБ на международных рынках;
• поощрять предпринимателей к внедрению социально ответственных практик, таких как забота о работниках, охрана окружающей среды и участие в социальных проектах;
• улучшать инфраструктуру, включая строительство и реконструкцию предприятий, дорог, коммуникаций, образовательных и медицинских учреждений.
Приведенные рекомендации могут быть использованы органами власти вновь присоединенных субъектов РФ для разработки комплексных программ и мер по поддержке развития МСБ, что поможет создать благоприятную среду для предпринимательства и способствовать устойчивому развитию экономики регионов. Предоставление соответствующей поддержки, улучшение экономической и правовой среды, а также акцент на инновационность и развитие международного сотрудничества дает малому и среднему бизнесу широкий спектр возможностей для устойчивого и успешного развития. ■