К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ СТИМУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ НОВЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Б.Ч. Виндижева, студент
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-8-37-43
Аннотация. В работе рассмотрены налоговые инструменты стимулирования инвестиционной деятельности, сглаживания структурных и отраслевых диспропорций в экономике новых регионов Российской Федерации: ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Показаны достоинства и недостатки использования возможностей свободной экономической зоны с целью обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций в данные регионы, а также обоснована необходимость применения точечных отраслевых мер поддержки и налогового стимулирования граждан, организаций и предприятий.
Ключевые слова: налоговые доходы регионального бюджета, налоговое стимулирование экономики новых регионов, региональные особенности налогового стимулирования, свободная экономическая зона, экономическая интеграция.
В индустриальную и постиндустриальную эпоху одним из основных векторов геополитической стратегии являются интеграционные процессы. Выведение новых регионов (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области) [1] на устойчивую траекторию социально-экономического развития, восстановление и восполнение утраченного производственного потенциала, достижение сопоставимого уровня развития новых регионов является нетривиальной задачей. Ее решение, как отметил депутат Государственной думы ФС РФ Е. Первышов, потребует мобилизации усилий, как со стороны государства, так и всех участников социально-экономических процессов [2].
В подобных случаях требуется время для того, чтобы новые субъекты были полноценно интегрированы в политико-правовое и социальное -экономическое пространство Российской Федерации в соответствии с принятыми конституционными законами [3].
Более того, значительная часть новых территорий понесла серьезный ущерб вследствие боевых действий; отток беженцев также негативно сказался на экономике рассматриваемых регионов. Важным фактором, сдерживающим поступательное
экономическое развитие, остается и режим военного положения, действующий на новых территориях.
Тем не менее, при условии реализации мер бюджетной и налоговой поддержки со стороны государства, новые регионы могут выйти на устойчивую траекторию развития. Все они (в особенности - ДНР и ЛНР) до начала боевых действий характеризовались высоким уровнем диверсификации экономик - в том числе в сфере тяжелой промышленности, высокотехнологичного сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры и энергетики. Юго-Восточные регионы Украины еще в советское время были территорией с очень высокой плотностью железнодорожного сообщения, что рассматривается Министерством экономики Российской Федерации в качестве одного из факторов будущего процветания новых регионов [4].
Однако в публикациях ряда украинских исследователей неоднократно отмечалось межрегиональное неравенство и устойчивый дисбаланс как негативный тренд экономического развития [5].
Исследование экономических условий новых регионов необходимо как с целью выявления экономического потенциала регионов, так и изучения объемов понесенного ущерба. Данная информация
необходима для разработки комплекса мер, направленных на восстановление и дальнейшее устойчивое развитие регионов.
Для полноценной социально-экономической и правовой интеграции важное значение имеют инструменты бюджетно - налоговой политики, подразумевающих использование особых, адаптированных именно под нужды новых регионов налоговых режимов и льгот, которые будут обеспечивать экономическое восстановление и развитие. К настоящему моменту Россия обладает опытом интеграции регионов в единое социально-экономическое и финансовое пространство.
Состояние и экономический потенциал основных отраслей народного хозяйства Республики Крым и города Севастополь, основные проблемы и факторы, препятствующие развитию полуострова, рассмотрены в работах Газизуллина Н.Ф., Га-рипова Ф.Г. [6], Гетманцева К.В., Дуди-ной А.А. [7], Пивоваровой М.А., Хохло-вой А.М. [8]. Исследованию особенностей налогообложения в свободной экономической зоне Крымского федерального округа и проблемам интеграции налоговой системы региона в единое фискальное пространство Российской Федерации посвящены работы Бондарь А.П., Мустафае-вой Ф.А. [9], Бородиной И.Н., Плахо-ва А.В. [10], Глушко Ю.В. [11], Григорьева В.В. [12], Малис Н.И. [13] и др.
Налоговое стимулирование (в первую очередь, за счет использования налоговых льгот) рассматривается как действенный инструмент обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций. Российские экономисты в своих работах отмечали, что налоговые льготы могут способствовать таким позитивным эффектам, как посткризисное восстановление, создание субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение внутренних и иностранных инвестиций, поддержание платежеспособного спроса и т.п. При этом в их исследованиях подчеркивается, что налоговые льготы должны применяться в ситуациях, когда налоговые расходы бюджетов бюджетной системы ниже, чем по-
тенциальные выгоды, которые должны стать результатом предоставления льгот [14].
Отечественные специалисты в своих научных публикациях [15] акцентируют внимание на том, что одним из наиболее эффективных инструментов налогового стимулирования, доказавших свой высокий потенциал, является создание свободной экономической зоны (СЭЗ) на новых территориях на основании специализированного Закона [16].
Министерство экономического развития Российской Федерации определяет свободную или особую экономическую зону (СЭЗ, ОЭЗ) как часть национальной территории, на которой действуют льготные режимы, такие как налоговые, таможенные, визовые, трудовые и другие. Создание СЭЗ характеризуется целью привлечения прямых инвестиций для развития определенных экономических отраслей [17].
СЭЗ на новых территориях создаётся на срок до конца 2050 года. Стратегическая цель - обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие новых субъектов РФ, и повысить уровень и качество жизни граждан. С налоговой точки зрения важно, что законодательство о СЭЗ на новых территориях содержит правовые гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах - это позволяет привлекать долгосрочные инвестиции, устанавливать доверительные отношения между местным бизнесом и государственными органами.
Активность промышленников и предпринимателей, присоединяющихся к СЭЗ, говорит о высокой востребованности данного механизма государственной поддержки как у крупных корпораций, так и у представителей малого и среднего бизнеса (МСП). По предварительным оценкам директора Фонда развития территорий Н. Еременко, к концу 2024 г. планируется доведение общей численности участников данной СЭЗ до двухсот. Более 50% участников СЭЗ зарегистрированы в ЛНР, наименьшее количество участников - в Херсонской области [18]. Соответствующие показатели представлены на Рисунке
Как и в случае с опытом Крыма, создание СЭЗ на присоединенных территориях преследует основную цель в виде интенсификации экономической жизни новых регионов за счет притока инвестиций из
Действовать льготные условия для инвесторов на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей будут с 1 января 2024 г. до 31 декабря 2050 г.
Однако освобождение от уплаты налогов на прибыль и имущество организаций — участников свободной экономической зоны имеет такое негативное последствие, как отсутствие в кратко- и среднесрочной перспективе собственных налоговых доходов регионального бюджета, которые формируются в том числе за счет отчислений по налогу на имущество организаций и части отчислений по налогу на прибыль. Поскольку организации-участники СЭЗ освобождены от уплаты налога на прибыль в течение 10 лет с момента получения налогооблагаемой прибыли, участники экономической деятельности могут быть заинтересованы в искусственном увеличении срока окупаемости проектов и отсрочке достижения точки безубыточности (в
других, более благополучных субъектов Российской Федерации. Обеспечить данный процесс призвано установление ряда льгот и преференций (табл. 1).
целях исчисления прибыли к налогообложению).
Отсрочка достижения точки безубыточности доступна, в частности, за счет специфики учета в целях налогообложения расходов на НИОКР, а также ускоренной амортизации в отношении основных средств с коэффициентом 2. Это, с одной стороны, сокращает период начисления амортизации; с другой - удваивает сумму амортизационных отчислений, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Также способом искусственного снижения налоговой базы по налогу на прибыль в целях отсрочки точки безубыточности предприятия-резиденты СЭЗ могут достигать за счет направления дополнительных средств в фонд оплаты труда, включая премиальный фонд. Наиболее эффективным инструментом в данном аспекте является увеличение ФОТ по административному персоналу, расходы по оплате труда
Таблица 1. Налоговые льготы для новых регионов РФ-участников ^ СЭЗ
Налог Ставка вне территории СЭЗ Ставка на территории СЭЗ Особенности применения льгот на территории СЭЗ
Налог на прибыль 20% 0% - 13,5% в фед. бюджет - 0% в теч. 10 лет с получ. Прибыли; в рег. бюджет 0% - 13,5% в соотв. с рег. Законами; ускорен-я аморт-я основных средств с коэффициентом 2
Страховые взносы 30% 7,6%
Акциз на жидкую сталь На уровне 2,7% от среднемесячной экспортной цены на слябы 0 % в течение 5 лет, при условии среднеквартальных показателей: ср. числ. и з/п; с 6 года льготы - в пределах объема осуществленных капит-х вложений
НДПИ на уголь и железную руду 1 руб. за 1 тонну железной руды 24 руб. за 1 тонну добытого угля 0 руб.
Налог на имущество до 2,2% 0% в течение 10 лет с момента принятия каждого объекта имущества на учет
Земельный налог до 1,5% 0% сроком на 3 года с месяца возникн-я права собств-ти на каждый участок
Источник: составлено автором основании налогового законодательства РФ [19]
которого являются косвенными и учитываются при расчете прибыли в период возникновения, а не по мере реализации произведенной продукции.
Следует также обратить внимание, что для организаций - резидентов СЭЗ расходы на оплату труда в течение первых 5 лет обходятся практически в 4 раза дешевле, чем для иных организаций, что открывает возможность для перераспределения фиксированного объема средств между расходами на оплату страховых взносов и оплатой труда.
Таким образом, первостепенной должна стать задача не просто привлечения большого количества участников в качестве резидентов СЭЗ (что само по себе не является сложным в силу заниженных требований в виде входных условий), а решение проблемы стимулирования экономической активности в регионе при строгом соблюдении требований к резидентам СЭЗ: создание новых рабочих мест; восстановление ранее созданной, а так же создание и совершенствование новой инфраструктуры и промышленности; рост валового регионального продукта; повышение качества жизни.
Помимо создания СЭЗ, в новых регионах существует и развернутая система льгот по самым разным налогам, уплачиваемым как физическими, так и юридическими лицами. Это достигается за счет реализации принципов налогового федерализма, когда власти субъектов Российской Федерации самостоятельно могут устанавливать пониженные либо нулевые ставки по ряду налогов, вводить иные преференции (действуя при этом, разумеется, в рамках федерального законодательства).
В частности, с 1 января 2024 г. в каждом из новых субъектов Российской Федерации были введены в действие региональные акты налогового законодательства, содержащие ряд льгот и преференций. Так, в 2024-2025 гг. все физические и юридические лица, имеющие легковые автомобили, а также грузовые мощностью менее 155 л.с. освобождаются от уплаты транспортного налога (при условии, что они были зарегистрированы в органах ГИБДД в со-
ответствии с российским законодательством).
Также в новых регионах Российской Федерации продлен режим освобождения от введения налога на имущество физических лиц и земельного налога для физических лиц и организаций. Представляется, что такой подход законодателя обеспечит поэтапное вхождение жителей и предпринимателей указанных субъектов в правовое поле государства с учетом особых условий хозяйствования и жизнедеятельности [20].
Крайне важно обеспечить стабильность действующих условий до момента, когда экономическое благосостояние новых территорий будет сбалансировано относительно других субъектов Российской Федерации с сопоставимым потенциалом.
Для восстановления утраченного потенциала экономики новых территорий и наращивания темпов экономического роста необходимо не просто снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, но и создание благоприятного инвестиционного и административного климата. Основное правило, которым следует руководствоваться при разработке мер налоговой поддержки экономики новых регионов должно заключаться в том, чтобы все меры налоговой поддержки, льготы и преференции для бизнеса и частных инвесторов должны быть направлены на стимулирование новых инвестиций, а не на получение прибыли за предыдущие инвестиции.
Другим важным моментом, считают авторы научных исследований, должно стать осознание необходимости сочетания комплекса мер, стимулирующих экономику в краткосрочной перспективе с теми мерами, которые имеют долгосрочный эффект [21]. Сочетание краткосрочного стимулирования с долгосрочной фискальной дисциплиной даст экономике больший стимул сравнительно с обычным пакетом стимулирующих мер.
Как отмечалось выше, одна из проблем при предоставлении налоговых льгот состоит в возможности их использования в качестве инструмента уклонения от уплаты налогов. Следовательно, меры налоговой поддержки должны быть целевыми,
отвечать критерию эффективности и учитывать возможность проверки со стороны контролирующих органов на предмет того, что средства, освобождающиеся в результате снижения налоговых ставок, будут направлены на промышленные инвестиции и расширенное воспроизводство.
В силу своего временного характера и направленности на новые инвестиции высокую эффективность имеют инвестиционный налоговый вычет, инвестиционный
налоговый кредит и ускоренная амортизация как меры, более предпочтительные относительно снижения налоговых ставок.
В таблице 2 показана необходимость использования инструментов налогового стимулирования, способствующих сглаживанию структурных и отраслевых диспропорций в экономике, а также применяемых для поощрения инвестиционной деятельности.
Таблица 2. Направления стимулирования по отраслям экономики и сферам деятельности
Сфера деятельности/ драйвер экономического роста Направление стимулирования/ инструменты стимулирования
Морские перевозки. Развитие портовой инфраструктуры. Новые логистические возможности. Потенциал международных перевозок и торговли. Комплекс стимулирующих мер, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, начиная от восстановление уже ранее созданной, заканчивая созданием и совершенствованием новой.
Туристическая индустрия, санаторно - курортное обслуживание. Реконструкция имеющейся инфраструктуры, создание новой, что потребует пакета целевых мер налогового стимулирования, направленных на использование туристического и санаторно — курортного потенциала регионов, развитие конкурентоспособной туристической инфраструктуры.
Аграрный сектор, включая выращивание зерновых, масличных культур, овощей, фруктов, развитие животноводства и переработку сельскохозяйственной продукции, производство удобрений, восстановление потенциала семенного фонда. Создание агропром комплексов и предприя-гий полного цикла. Создание и поддержка сбалансированной рациональной структуры соотношения фермерских хозяйств и агропромышленного производства, введение системы мер налоговой поддержки и стимулирования, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в сельскохозяйственном секторе. Стимулирование восстановления научного потенциала в сельскохозяйственном секторе (селекция и генная инженерия), кадровое обеспечение отрасли.
Наука, образование, инновации. Снижение налоговой нагрузки на организации, осуществляющих научные исследования и разработки, подготовку кадров, и на граждан, получающих образование в регионе, проходящих подготовку и профессиональную переподготовку, в виде системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Создание креативного кластера (по аналогии со Сколково и Иннополисом)
Добывающая промышленность (уголь, черная металлургия, уран, литий и др.) Помимо налогового импульса для восстановления утраченных мощностей потребуется налоговое стимулирование перехода к безуглеродной экономике, поощрение инвестиций в сберегающие и инновационные технологии, и повышения налоговой нагрузки на производства, продолжающее использовать технологии, не соответствующие стандартам инноваций и бережного отношения к окружающей среде.
Источник: составлено автором по материалам Министерства финансов РФ [22]
Таким образом, приходим к выводу, что применение пониженных ставок налогов на доходы и прибыль организаций без учета отраслевых особенностей и потенциала развития представляется нецелесообразным. Необходим дифференцированный отраслевой подход при разработке мер
налогового стимулирования с учетом особенностей сфер деятельности, которые нуждаются в восстановлении и поддержке, а в последствии могут стать драйверами экономического роста новых регионов Российской Федерации.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями от 6 октября 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.08.2024).
2. Евгений Первышов рассказал о трудностях в интеграции новых территорий в правовое пространство России // ЮГОПОЛИС, 24 октября 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.yugopoHs.ru/news/evgenij-pervyshov-rasskazal-o-trudnostyah-v-integracii-novyh-territorij-v-pravovoe-prostranstvo-rossii-165824?ysclid=ltzx5b5way503740150 (дата обращения: 31.08.2024).
3. Федеральные конституционные законы от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, № 8-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.08.2024).
4. Замминистра экономического развития: новые регионы РФ обладают мощным экономическим потенциалом // Официальный сайт Министрерства экономического развития РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/zamministra_ekonomicheskogo_razvitiya_novye_re giony_rf_obladayut_moshchnym_ekonomicheskim_potencialom.html?ysclid=ltwz38dxox93013 5173 (дата обращения: 31.08.2024).
5. Благодарный А.И., Коршикова И.А., Плужникова Е.А. Аналитическая оценка межрегиональных различий в экономическом развитии// Вестник экономической науки Украины. - 2013. - № 1. Т. 23. - С. 19-25
6. Газизуллин Н. Ф., Гарипов Ф.Г. Проблемы интеграции Крыма в российское экономическое пространство в контексте его модернизации // Проблемы современной экономик. - 2014. - № 2(50). - С. 19-22.
7. Гетманцев К.В., Дудина А.А. Экономический потенциал Республики Крым и возможности его интеграции в российское экономическое пространств // Экономика и предпринимательство. - 2016. - Т. 10, Ч. 1 (75-1). - С. 1107-1111.
8. Пивоварова М.А., Хохлова А.М. Инклюзивное развитие региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 2 (7). - С. 215-220.
9. Бондарь А.П., Мустафаева Ф.А. Особенности налогообложения в свободной экономической зоне Крымского федерального округа // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций: сб. ст. науч.-практ. семинаров каф. гос. финансов и банк. дела Ин-та экономики и упр. (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федер. ун-т им. В.И. Вернадского», 12-13 ноября 2015. - Симферополь, 2015. Вып. 3. С. 15-17.
10. Бородина И.Н., Плахов А.В. Особенности интеграции налоговой системы Республики Крым в систему налогов и сборов Российской Федерации // Молодой ученый. — Чита. - 2016. - № 25 (129). - С. 251-253.
11. Глушко Ю.В. Основные направления интеграции республики Крым в государственную и экономическую систему Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2016. - №3. - С. 16.
12. Григорьев В.В. Особенности налогообложения на территории Республики Крым и Севастополя в переходный период // Петербургский юрист. - 2014. - № 2. - С. 140-145.
13. Малис Н.И. Горохова Н.А., Кивико И.В. Проблемы и перспективы бюджетной и налоговой политики Республики Крым // Финансовый журнал. - 2015. - № 5. - С. 59-71.
14. Галимова Г.Я. Налоговые стимулы экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2018. - № 1 (139). - C. 39-42.
15. Коробова О.В., Наумова Н.В. История создания свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. -2010. - № 6 (022). - С. 92-96.
16. Федеральный закон от 24.06.2023 № 266-ФЗ «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.08.2024).
17. Особые экономические зоны, 2023 // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ (дата обращения 31.08.2024).
18. Федеральный закон от 24.06.2023 N 268-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.08.2024).
19. Число участников свободной экономической зоны в новых регионах выросло до 97 // Ведомости, 18 марта 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/03/18/1026453 (дата обращения 31.08.2024).
20. В новых регионах приняты законы по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу // Официальный сайт ФНС РФ, 1 декабря 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/new_region/14102677/ (дата обращения 31.08.2024).
21. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. - 2017. - № 11. - С. 134-140.
22. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России) // ИПП Гарант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405462481/ (дата обращения 31.08.2024).
ON THE QUESTION OF TAX STIMULATION OF THE ECONOMY OF NEW REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
B.Ch. Vindizheva, Student Lomonosov Moscow State University (Russia, Moscow)
Abstract. The paper examines tax instruments for stimulating investment activity, smoothing out structural and sectoral imbalances in the economy of new regions of the Russian Federation: DPR,, LPR, Kherson and Zaporozhye regions. The advantages and disadvantages of using the opportunities of the free economic zone in order to ensure economic growth and attract investment in these regions are shown, and the need for the use of targeted sectoral support measures and tax incentives for citizens, organizations and enterprises is substantiated.
Keywords: tax revenues of the regional budget, tax incentives for the economy of new regions, regional features of tax incentives, free economic zone, economic integration.