Научная статья на тему 'Направления формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг'

Направления формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1417
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЕ ЦЕПИ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / HOTEL CHAINS / TOURIST SERVICES / PUBLIC POLICY OF REGULATION OF HOTEL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мачалкин Сергей Евгеньевич

Целью исследования является определение направлений формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг. Автором обосновывается необходимость деятельности гостиничных цепей на рынке туристских услуг, заключающаяся в ее положительном влиянии на эффективность гостиничных предприятий, удовлетворение потребительского спроса на гостиничные услуги и развитие экономики в целом. Автором отмечен низкий уровень развития гостиничных цепей на территории России и на основе статистических данных и систематизации исследований ученых выделены основные проблемы формирования гостиничных цепей на рынке туристских услуг в России (внутрифирменные проблемы управления гостиничными цепями, существование условий, препятствующих развитию международных цепей в России, общий низкий уровень развития гостиничных цепей в России). С учетом международного и отечественного опыта и прогнозируемых тенденций развития гостиничных цепей автором предложены направления в области государственной политики по формированию и развитию гостиничных цепей на рынке туристских услуг: обеспечение выполнения государственных заказов при строительстве объектов инфраструктуры в сфере туризма на основе разработки принципов создания современной туристической инфраструктуры, анализа методов увеличения инвестиционной привлекательности проектов строительства и модернизации современной сети; обеспечение благоприятной среды для формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг; стимулирование использования предпринимателями в управлении гостиничными предприятиями комплексных подходов, стандартных бизнес-процессов, современных технологий качества услуг. Использование государственными органами власти предложенных направлений, по мнению автора, позволит повысить активность и эффективность государственной политики в области формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HOTEL CHAINS AT THE MARKET OF TOURIST SERVICES

Research objective is a definition of the directions of formation and development of hotel chains at the market of tourist services. The author proved the need of activity of hotel chains at the market of tourist services consisting in its positive influence on efficiency of the hotel enterprises, satisfaction of a consumer demand for hotel services and development of economy in general. The author noted a low level of development of hotel chains in the territory of Russia and on the basis of statistical data and systematization of researches of scientists allocated the main problems of formation of hotel chains at the market of tourist services in Russia (intra company problems of management of hotel chains, existence of the conditions interfering development of the international chains in Russia, the general low level of development of hotel chains in Russia). Taking into account the international and domestic experience and the predicted tendencies of development of hotel chains the author offered the directions in the field of public policy on formation and development of hotel chains at the market of tourist services: ensuring implementation of the state orders when constructing facilities infrastructure in the sphere of tourism on the basis of development of the principles of creation of modern tourist infrastructure, the analysis of methods of increase in investment appeal of construction projects and modernization of a modern network; providing the favorable environment for formation and development of hotel chains at the market of tourist services; stimulation of use of integrated approaches in management of the hotel enterprises, standard business processes, modern technologies of quality of services by businessmen. According to the author the use of the power of the offered directions by government bodies will allow to increase activity and efficiency of public policy in the field of formation and development of hotel chains at the market of tourist services.

Текст научной работы на тему «Направления формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг»

УДК 338.487 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-5-38-42

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНЫХ ЦЕПЕЙ НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

МАЧАЛКИН СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Целью исследования является определение направлений формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг. Автором обосновывается необходимость деятельности гостиничных цепей на рынке туристских услуг, заключающаяся в ее положительном влиянии на эффективность гостиничных предприятий, удовлетворение потребительского спроса на гостиничные услуги и развитие экономики в целом. Автором отмечен низкий уровень развития гостиничных цепей на территории России и на основе статистических данных и систематизации исследований ученых выделены основные проблемы формирования гостиничных цепей на рынке туристских услуг в России (внутрифирменные проблемы управления гостиничными цепями, существование условий, препятствующих развитию международных цепей в России, общий низкий уровень развития гостиничных цепей в России). С учетом международного и отечественного опыта и прогнозируемых тенденций развития гостиничных цепей автором предложены направления в области государственной политики по формированию и развитию гостиничных цепей на рынке туристских услуг: обеспечение выполнения государственных заказов при строительстве объектов инфраструктуры в сфере туризма на основе разработки принципов создания современной туристической инфраструктуры, анализа методов увеличения инвестиционной привлекательности проектов строительства и модернизации современной сети; обеспечение благоприятной среды для формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг; стимулирование использования предпринимателями в управлении гостиничными предприятиями комплексных подходов, стандартных бизнес-процессов, современных технологий качества услуг. Использование государственными органами власти предложенных направлений, по мнению автора, позволит повысить активность и эффективность государственной политики в области формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг.

Ключевые слова: гостиничные цепи, туристские услуги, государственная политика регулирования гостиничного бизнеса

Одним из главных элементов современной международной инфраструктуры по оказанию туристских услуг являются гостиничные цепи, оказывающие огромное влияние на используемые туристическими организациями стандарты обслуживания, стратегиями управления бизнесом и формы межотраслевого взаимодействия в регионе в целом. По данным Всемирной туристической организации, в мире функционирует 16 млн гостиниц, 20 % из которых приходится на гостиничные цепи [1].

Необходимость деятельности гостиничных цепей на рынке туристских услуг обоснована следующими моментами.

1. Повышение эффективности деятельности гостиничных предприятий. Использование гостиницами высоких стандартов и технологий функционирования на корпоративном уровне, передаваемых им гостиничными операторами, ведет к повышению эффективности управления и развития гостиниц [2]. Сокращаются расходы за счет

эффекта масштаба, снижения закупочных цен на оборудование для номеров, чистящие и моющие средства (организация оптовых поставок и возможность оказания давления гостиничными цепями на поставщиков), уменьшении рекламного бюджета в расчете на гостиницу, в том числе благодаря использованию гостиницами готового бренда и тому, что торговая марка является дополнительной рекламой. Увеличивается охват гостиницами цепи рынка туристических услуг за счет использования бренда и использования централизованной системы бронирования. Возможность перераспределения финансовой нагрузки и внешнего экономического давления между гостиничными предприятиями повышают их устойчивость и стабильность. Увеличивается потенциал человеческих ресурсов в управлении гостиничными предприятиями, что достигается путем организации цепью централизованной подготовки гостиничных специалистов, а также приобретением услуг высокооплачиваемых специалистов для

всех гостиничных предприятий цепи. Кроме того, эффективность деятельности гостиничных предприятий увеличивают использование централизованной системы бухгалтерского учета и масштабные маркетинговые исследования [3].

2. Увеличение потребительского спроса на гостиничные услуги. Возрастание потребительского спроса на услуги гостиничной цепи благодаря тому, что потребители могут прогнозировать качество услуг вне зависимости от региона размещения участника данной цепи [4]. Также существующий в России недостаточно высокий уровень развития инфраструктуры и сервисного обслуживания обуславливают превышение спроса на высококачественные гостиничные услуги над их предложением.

3. Стимулирование развития экономики в целом. Развитие международных гостиничных цепей ведет к интеграции отечественной экономики в мировую и привлечению инвестиций. Создается импульс к развитию местных территорий (обеспечивается занятость населения, оказывается положительное влияние на отрасли, смежные с гостиничной). Высокий процент потребителей гостиничных услуг составляют иностранцы, приток которых обеспечивает валютные поступления в государственный бюджет [5].

4. Влияние текущих глобальных экономических тенденций. Поиск эффективных методов создания конкурентных преимуществ отечественными гостиничными предприятиями вызван современными условиями конкуренции с международными гостиничными сетями. Другой значимой для мирового экономического развития тенденцией является рост требований потребителей к гостиничным услугам в области обеспечения их безопасности и качества, стандарты которых успешно реализуются гостиничными цепями [2].

Исследователи отмечают такие преимущества гостиничных цепей, как увеличение ценности и комплексности гостиничных услуг, повышение производительности труда (входящие в цепь отели имеют на 60 % больше средний доход и на 8 % больше наполняемость, чем самостоятельные предприятия) [6], наибольшее приближение к соответствию используемых стратегий и технологий потребительскому спросу и текущему экономическому положению [7].

Между тем, развитие гостиничных цепей в России находится на начальном этапе, что находит отражение в их небольшом охвате российского гостиничного рынка и слабом присутствии международных гостиничных цепей в целом по стране. К основным российским гостиничным

управляющим компаниям можно отнести ООО «Гостиничные идеи», ООО «Ростов-Отель», ООО «АТЕЛИКА», ОАО ВАО «Интурист», ООО «Экватор», ООО «Аккорд менеджмент групп», В&В ШпаЫ1 [8]. Очевидно, что уровня развития и количества этих компаний недостаточно для полного охвата ими всей территории нашей страны.

Проблемами формирования гостиничных цепей на рынке туристских услуг в России являются следующие:

- внутрифирменные проблемы управления гостиничными цепями. У российских гостиничных предприятий существуют проблемы создания стратегий на долгосрочную перспективу, что, главным образом, связано с проблемами развития бизнеса в России в целом. На низком уровне остается управление трудовыми ресурсами. По результатам анализа кадрового потенциала гостиничных предприятий только 10-15 % персонала имеет высшее или среднее специальное туристическое образование. Значительная часть персонала имеет краткосрочную образовательную подготовку на платных семинарах или курсах [9]. Проблема профессиональной подготовки не обходит стороной, в частности, и квалификацию руководителей структурных подразделений гостиниц [10]. Наиболее проблемными областями знаний и навыков в профессиональной подготовке персонала в большинстве региональных гостиниц являются иностранный язык, психология, этика общения и т. п. Росту спроса на гостиничные услуги препятствует и отсутствие разработанных стандартов обслуживания [2]. Международным требованиям отвечают стандарты качества по уровню комфорта бизнес-класса преимущественно гостиницы Москвы и региональных центров (Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Красноярска, Екатеринбурга, Сочи, Архангельска, Самары, Тольятти, Иркутска, Новосибирска, Владивостока). При этом уровень развития инфраструктуры гостиниц заметно отстает от уровня гостиниц Восточной Европы [11]. Кроме того, можно отметить такие внутрифирменные проблемы управления, как недостаточное развитие маркетинга и отсутствия опыта корпоративного управления на рынке сферы гостеприимства [12];

- существование условий, препятствующих развитию международных цепей в России (неуверенность международных гостиничных операторов в стремлении российских гостиничных предприятий к повышению конкурентоспособности, неспособность большинства российских гостиничных предприятий выполнять рекомендации международных гостиничных операторов (по за-

8. Е. МАСНАЬКМ

ключению договоров с определенными поставщиками оборудования, дизайнерами и т. д.) [13], сложности иностранных инвесторов при оформлении сделок (выкуп земли, особенности наличного и безналичного расчета и т. п.) [1], различие в принципах интеграции российских и зарубежных гостиничных цепей (для российских - владение недвижимостью, для зарубежных - соблюдение стандартов и безопасности) [7]). Последнее условие обуславливает различие в применяемых технологиях управления гостиничными цепями и ограничивает взаимодействие российских и зарубежных предпринимателей;

- общий низкий уровень развития гостиничных цепей в России (небольшой номерной фонд и неразвитые стандартов управления отечественных гостиничных операторов [5], низкий уровень строительства гостиниц международными гостиничными цепями, низкая инвестиционная привлекательность сферы гостеприимства, отсутствие четкой законодательной регламентации организационно-правовых основ развития конкурентной среды на рынке сферы гостеприимства [12]).

Необходимость деятельности гостиничных цепей на рынке туристских услуг требует разрешения существующих проблем формирования гостиничных цепей в России и определения направлений, по которым эти проблемы возможно решить. Здесь необходимо уделить внимание международному опыту формирования гостиничных цепей и прогнозам дальнейшего их развития.

Первые гостиничные цепи появились в США в 1930-х гг. Массовое развитие международный гостиничный бизнес приобретает в 1990-х гг. с появлением «бутик-отелей», отличающихся эксклюзивным дизайном и стилем обслуживанием. Всемирную известность приобрели гостиницы «Холидей Инн», «Хаятт», «Хилтон» и «Мериотт» [1; 5; 13].

Развитию гостиничных цепей способствовали: прорыв в области информационных технологий; появление всемирных СМИ, таких, как CNN и NBC, освещающих проблемы гостиничного бизнеса [5]; развитие и внедрение систем Интернет-бронирования, активно используемых потребителями гостиничных услуг самостоятельно; усиление интеграции отдельных бизнес-структур с известными гостиничными брендами, маркетинговыми и другими ассоциациями [14]; развитие ресурсосберегающих технологий; развитие рынков капиталов, быстро адаптирующихся к изменяющимся экономическим условиям; введение в мировую экономическую практику понятий «глобальный рынок» и «торговая марка» [5].

Что касается прогнозов, то ряд отечественных исследователей согласны с точкой зрения А. Ты-неля, предполагающего дальнейшую активизацию глобальных явлений и процессов в сфере гостеприимства применительно к юридическому статусу гостиниц, к снижению ценам на гостиничные услуги и отраслевой сегментации [15].

На наш взгляд, перспективными направлениями в области государственной политики по формированию и развитию гостиничных цепей на рынке туристских услуг в соответствии с текущими экономическими тенденциями и ожиданиями исследователей являются следующие:

- обеспечение выполнения государственных заказов при строительстве объектов инфраструктуры в сфере туризма на основе разработки принципов создания современной туристической инфраструктуры, анализа методов увеличения инвестиционной привлекательности проектов строительства и модернизации современной сети;

- обеспечение благоприятной среды для формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг (создание условий для развития информационных систем управления, позволяющих повысить прозрачность гостиничного бизнеса, развития СМИ, осуществляющих рекламу гостиничных услуг и освещение проблем развития гостиничного бизнеса, развития рынка капиталов; законодательное повышение требований к достоверности информации франчайзера);

- стимулирование использования предпринимателями в управлении гостиничными предприятиями комплексных подходов, в основе которых качество, эффективный менеджмент и уникальность гостиничного продукта, стандартных бизнес-процессов, современных технологий качества услуг, принципов управления гостиничным хозяйством, стратегии формирования и развития гостиничных цепей, актуальных концепций построения комплексных систем управления.

Использование государственными органами власти предложенных нами направлений позволит повысить активность и эффективность государственной политики в области формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг.

Литература

1. Стороженко Р. С. Зарубежный опыт развития гостиничных цепей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2010. № 6. С. 147-150.

2. Арифуллин М. В., Морозова Л. С. Генезис понятий «гостиничная цепь» и «гостиничная сеть» // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 53-63.

3. Егорова Е. Н., Кравцова Ю. А. Маркетинг гостиничных цепей: особенности и перспективы развития в России // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. № 2-4. С. 67-72.

4. Шарафанова Е. Е., Виленский А. Е. Полноправный член сети. Использование франчайзинга в гостиничных цепях // Российское предпринимательство. 2008. № 6-2. С. 142-146.

5. Арифуллин М. В. Транснациональные гостиничные цепи: становление, развитие, современные тенденции // Научный вестник МГИИТ. 2010. Т. 4. № 2. С. 7-11.

6. Сафронова А. А., Данилова А. М. Международные гостиничные цепи, как эффективная форма управления гостиничным бизнесом // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2015. № 3. С. 16-21.

7. Захарова Р. М. Логистическая организация и развитие гостиничных сетей в отечественной сфере гостеприимства // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2014. № 1 (45). С. 43-49.

8. Лениниск-Кузнецкий. Портал про гостиничный бизнес. URL: http://leninskkuznetsky. proho-tel.ru/company/

9. Бережная П. Персональные решения // Академия гостеприимства. 2012. № 2. С. 12-16.

10. Рыбальченко Н. Выбираем наемного директора для гостиницы // Академия гостеприимства. 2011. № 4. С. 21-26.

11. Российский рынок гостиниц РФ: Маркетинговое исследование и анализ рынка. 2009-2010. М., 2011.

12. Елизаров А. Н. Формирование инфраструктуры гостеприимства в сфере делового туризма // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 20. С. 165-170.

13. Кобяк М. В. Международный опыт управления многофункциональными гостиничными комплексами и цепями // Научный вестник МГИИТ. 2009. Т. 1. № 1. С. 78-84.

14. Катькало В. С., Мукба В. Н. Международные гостиничные сети: специфика организации и типология стратегий развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. № 4. С. 3-30.

15. Тынель А., Функ Я. И., Хвалей В. В. Курс международного торгового права. Минск: Амалфея, 2003.

References

1. Storozhenko R. S. Zarubezhnyj opyt razvitiya gosti-nichnykh tsepej [Foreign experience of hotel chains development] // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2010. № 6. S. 147-150.

2. АпМИп M. V., Morozova L. S. Genezis ponyatij «gostinichnaya tsep'» i «gostinichmya set'» [Genesis of the concepts «hotel chain» and «hotel network»] // Servis v Rossii i za rubezhom. 2012. № 2. S. 53-63.

3. Egorova E. N., Kravtsova Yu. A. Marketing gos-tinichnykh tsepej: osobennosti i perspektivy razvitiya v Rossii [Marketing of hotel chains: features and prospects of development in Russia] // Kurorty. Servis. Turizm. 2013. № 2-4. S. 67-72.

4. Sharafanova E. E., Vilenskij A. E. Polnopravnyj chlen seti. Ispol'zovaniye franchajzinga v gostinichnykh tsepyakh [Full-fledged member of a chain. Use of franchiz-ing in hotel chains] // Rossijskoye predprinimatel'stvo. 2008. № 6-2. S. 142-146.

5. Arifullin M. V. Transnatsional'nye gostinichnye tsepi: stanovleniye, razvitiye, sovremennye tendentsii [Transnational hotel chains: formation, development, current trends] // Nauchnyj vestnik MGIIT. 2010. T. 4. № 2. S. 7-11.

6. Safronova A. A., Danilova A. M. Mezhdunarod-nye gostinichnye tsepi, kak effektivnaya forma upravleniya gostinichnym biznesom [International hotel chains as effective form of government hotel business] // Innovatsion-naya ekonomika i sovremennyj menedzhment. 2015. № 3. S. 16-21.

7. Zakharova R. M. Logisticheskaya organizatsiya i razvitiye gostinichnykh setej v otechestvennoj sfere goste-priimstva [The logistic organization and development of hotel chain in the domestic sphere of hospitality] // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKh). 2014. № 1 (45). S. 43-49.

8. Leninisk-Kuznetskij. Portal pro gostinichnyj biznes [Leninisk-Kuznetsky. A portal about hotel business]. URL: http://leninskkuznetsky. prohotel.ru/company/

9. Berezhnaya P. Personal'nye resheniya [Personal decisions] // Akademiya gostepriimstva. 2012. № 2. S. 12-16.

10. Rybal'chenko N. Vybirayem nayemnogo direktora dlya gostinitsy [How to choose the hired director for the hotel] // Akademiya gostepriimstva. 2011. № 4. S. 21-26.

11. Rossijskij rynok gostinits RF: Marketingovoye is-sledovaniye i analiz rynka [Russian market of hotels of the Russian Federation: Market research and analysis of the market]. 2009-2010. M., 2011.

12. Elizarov A. N. Formirovaniye infrastruktury gostepriimstva v sfere delovogo turizma [Formation of infrastructure of hospitality in the sphere of business tourism] // Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad. 2013. № 20. S. 165-170.

13. Kobyak M. V. Mezhdunarodnyj opyt upravleniya mnogofunktsional'nymi gostinichnymi kompleksami i tse-pyami [International experience of management of multipurpose hotel complexes and chains] // Nauchnyj vestnik MGIIT. 2009. T. 1. № 1. S. 78-84.

14. Kat'kalo V. S., Mukba V. N. Mezhdunarodnye gostinichnye seti: spetsifika organizatsii i tipologiya strategij razvitiya [International hotel chains: specifics of the organization and typology of strategy of development] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2004. № 4. S. 3-30.

15. Tynel' A., Funk Ya. I., Khvalej V. V. Kurs mezh-dunarodnogo torgovogo prava [Course of the international trade law]. Minsk: Amalfeya, 2003.

S. E. MACHALKIN

* * *

DIRECTIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HOTEL CHAINS AT THE MARKET OF TOURIST SERVICES

MACHALKIN SERGEY EVGENYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Research objective is a definition of the directions of formation and development of hotel chains at the market of tourist services. The author proved the need of activity of hotel chains at the market of tourist services consisting in its positive influence on efficiency of the hotel enterprises, satisfaction of a consumer demand for hotel services and development of economy in general. The author noted a low level of development of hotel chains in the territory of Russia and on the basis of statistical data and systematization of researches of scientists allocated the main problems of formation of hotel chains at the market of tourist services in Russia (intra company problems of management of hotel chains, existence of the conditions interfering development of the international chains in Russia, the general low level of development of hotel chains in Russia). Taking into account the international and domestic experience and the predicted tendencies of development of hotel chains the author offered the directions in the field of public policy on formation and development of hotel chains at the market of tourist services: ensuring implementation of the state orders when constructing facilities infrastructure in the sphere of tourism on the basis of development of the principles of creation of modern tourist infrastructure, the analysis of methods of increase in investment appeal of construction projects and modernization of a modern network; providing the favorable environment for formation and development of hotel chains at the market of tourist services; stimulation of use of integrated approaches in management of the hotel enterprises, standard business processes, modern technologies of quality of services by businessmen. According to the author the use of the power of the offered directions by government bodies will allow to increase activity and efficiency of public policy in the field of formation and development of hotel chains at the market of tourist services.

Key words: hotel chains, tourist services, public policy of regulation of hotel business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.