Научная статья на тему 'Направления финансового мониторинга в системе управления'

Направления финансового мониторинга в системе управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / СТОИМОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / КАПИТАЛ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белопольская Татьяна Владимировна

В статье представлено теоретическое обобщение и развитие приоритетных направлений финансового мониторинга как инструмента управления предприятием. Предложен механизм аналитического обеспечения процесса финансового мониторинга, который базируется на показателях рыночной стоимости предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of financial monitoring in control system

Theoretical generalization and development of priority directions of the financial monitoring as instrument of management by an enterprise is represented in the article. The mechanism of the analytical providing of process of the financial monitoring which is based on the indexes of market value of enterprise is offered.

Текст научной работы на тему «Направления финансового мониторинга в системе управления»

УДК 658.14(477)

НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ

УПРАВЛЕНИЯ

Т.В. Белопольская, к.э.н., доцент Донецкий национальный университет, Донецк, Украина

Развитие рыночных отношений в Украине существенно влияет на функционирование предприятий, обуславливая потребность обеспечения приоритета интересов собственников и максимизации стоимости предприятий по результатам хозяйствования. В Украине переход к современным методам управления рыночными процессами практически завершен, сформированы финансово-промышленные группы, которые выступают ключевыми субъектами управления финансовым капиталом предприятий. Как следствие, в нашей стране все активнее развивается фондовый рынок, финансово-банковская система переживает период бурного преобразования и стабилизации, а предприятия увеличивают объемы активов, повышается инвестиционная активность населения.

За 2010 год общая стоимость активов отечественных предприятий выросла на 7.9%, собственный капитал предприятий Украины по состоянию на 30.05.2011г. увеличился в сравнении с началом года на 3.8%, и все это на фоне кризисных явлений на финансовых рынках Украины и мира. То есть хозяйственная система Украины перешла к стадии, связанной с необходимостью эффективного управления финансами в различных сферах экономики.

Это вызывает необходимость изменения подходов к инструментарию финансового управления, основным элементом которого является финансовый мониторинг. Финансовый мониторинг как инструмент управления предприятием находится в стадии становления, поиска новых решений, теоретического обобщения и развития финансовой науки в этом направлении, особенно при решении вопросов эффективного функционирования предприятия в условиях экономической и политической нестабильности.

В этом контексте значительный вклад в исследование финансового мониторинга в системе управления предприятием внесли такие ученые, как: И.А. Бланк, К. Бородкин, В Бочаров, О. Васи-лик, Л. Дробозина, А.М. Поддерегин, В.В. Ковалев, Г. Савицкая, Дж.К. Ван Хорн, Ю.Ф. Бригхем и др.

Однако, единого научного и методологического подхода, который направлен на построение системы эффективного финансового мониторинга в системе управления предприятием до сих пор не сформировано. В этой связи

Белополъсъка Т.В. Напрями фшансового мошторингу в системг управлшня.

У стати представлено теоретичне узагальнення i розвиток прюритетних напрям1в фшансового мошторингу як шструменту управлшня шдприемством. Запропоновано мехашзм анал1тнчного забезпечення процесу фшансового мошторингу, який базуеться на показниках ринково'1 вартост1 шдприемства.

FjuoHoei слова: фшансовий мошторинг, управлшня шдприемством, ринкова вартють, аналпичш шдикатори, фшансовий стан, прибуток, каштал шдприемства, фондовий ринок

Белопольская Т.В. Направления финансового мониторинга в системе управления.

В статье представлено теоретическое обобщение и развитие приоритетных направлений финансового мониторинга как инструмента управления предприятием. Предложен механизм аналитического обеспечения процесса

финансового мониторинга, который базируется на показателях рыночной стоимости предприятия.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, управление предприятием, рыночная стоимость, аналитические индикаторы, финансовое состояние, прибыль, капитал предприятия, фондовый рынок

Belopolskaya Т. V. Directions of financial monitoring in control system.

Theoretical generalization and development of priority directions of the financial monitoring as instrument of management by an enterprise is represented in the article. The mechanism of the analytical providing of process of the financial monitoring which is based on the indexes of market value of enterprise is offered.

Keywords: financial monitoring, enterprise management, market value, analytical indicators, financial state, income, capital of enterprise, fund market

ЕКОНОМ1КА: реалп часу

№l(l), 2011

ECONOMICS: time realities

разработка комплексного подхода к формированию финансового мониторинга деятельности предприятия является актуальной и своевременной задачей.

Рыночная экономика требует новых подходов к управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. В этой связи, именно финансовый мониторинг деятельности предприятий должен стать тем инструментом в системе управления, который бы позволил более качественно оценить результаты их деятельности и принять обоснованные управленческие решения. Несмотря на практическое использование мониторинга в деятельности зарубежных и отечественных предприятий, в экономической литературе нет его четкого определения, что вызывает необходимость уточнения понятия мониторинг и финансовый мониторинг.

В узком смысле мониторинг рассматривается как непрерывное наблюдение за экономическими объектами и анализ их деятельности с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Такого определения придерживаются Л.И. Абалкин, Л.П. Кураков, В.Н. Копорулина, Д.В. Остапенко, Н.И. Приступа, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. Исходя из этого определения, исходные предпосылки формируется вне системы мониторинга, идеальный образ, оценка достижения которого производится, задается системе мониторинга исходя из целей управления в той или иной сфере.

Манн Р. определяет мониторинг как систему вторичных наблюдений за одним или несколькими элементами экономической деятельности производственных систем в пространстве и во времени с определенной целью и в соответствии с заранее определенной системой показателей. Аналогично и А.В. Козаченко, А.Н. Ляшенко, И.Ю. Ладыко рассматривают мониторинг как информационно-аналитическую постоянно действующую систему наблюдений за динамикой показателей, характеризующих социально-экономическую безопасность региона. По мнению этих исследователей, система показателей, используемых в мониторинге, также определяется целями управления, сферой реализации мониторинга и формируется свыше системой управления.

В связи с этим можно выделить следующую важную характеристику мониторинга, заключающуюся в том, что цели его проведения устанавливаются вне системы мониторинга и являются исходными предпосылками определения критериев мониторинга, оценки их соблюдения и определения регулирующих мероприятий.

Таким образом, проведенный анализ сущности мониторинга позволил выделить три подхода к его определению, согласно которым мониторинг представляет собой:

1) информационно-аналитическую систему, имеющую целевую направленность на информационное обеспечение процесса управления;

2) комплекс взаимосвязанных процессов сбора, обработки, анализа, оценки и прогнозиро-

вания реализации функций финансового управления и предоставления документированной информации;

3) процесс осуществления постоянного наблюдения, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных, выявление причин этих отклонений и разработки предложений по соответствующему корректированию деятельности с целью ее нормализации и повышения эффективности.

Присоединяясь к сторонникам третьего подхода, под финансовым мониторингом будем понимать систему наблюдений, оценки качества управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия за определенный период времени, а также определение будущего состояния финансово-хозяйственной деятельности на основе принятия эффективных управленческих решений.

Кроме этого финансовый мониторинг является центральным звеном системы стратегического управления предприятием, в частности стратегического финансового планирования. Одним из основных направлений реализации методов финансового мониторинга на предприятиях Украины является подбор контрольных индикаторов. На практике нет необходимости постоянного отслеживания всех возможных финансовых индикаторов, а можно ограничиться только ключевыми показателями, которые определяются объектом мониторинга. С другой стороны финансовые индикаторы должны отвечать следующим принципам: согласованность данных; достаточность и достоверность; простота и наглядность.

Приемы использования финансовых индикаторов и методы их расчета широко рассмотрены в научной и учебной литературе. Однако в процессе финансового мониторинга их можно сгруппировать в следующем виде: показатели финансового потенциала (на базе данных формы №1), показатели финансовой результативности (на базе формы №2). Финансовый потенциал включает оценку платежеспособности и структуры капитала, а результативность - деловую активность и рентабельность.

Основным объектом финансового мониторинга предприятия выступает его имущество. Имущество предприятия, как совокупность вещей и материальных ценностей, источников их образования и обязательств, возникающих в процессе производственной и хозяйственной деятельности, отраженных в системе бухгалтерского учета, представляет совокупность активов и пассивов предприятия. Определение имущественного положения предприятия как взаимоувязанного комплекса прав (актив) и обязательств (пассив) в контурах финансово-правовых ограничений позволяет рассматривать его в качестве объекта финансового мониторинга, интегрирующего результаты управления по параметрам отдельных сфер финансов предприятия (активов, капитала, инвестиций) и процессов (денежных потоков, риск-менеджмента, финансовой безопасности).

При этом характеристика предприятия как объекта финансового менеджмента дополняется и усиливается параметрами его имущественного положения, что существенно влияет на перспективы экономического развития предприятия. Такой подход полностью соответствует основным концепциям и моделям финансового мониторинга, на базе которых осуществляется управление предприятием.

Информационный массив данных, используемых в процессе финансового мониторинга деятельности предприятия, позволяет представить его имущественное положение через систему показателей, являющихся количественной характеристикой каких-либо сторон функционирования предприятия, его основных и вспомогательных бизнес-процессов или решений. Высоко информативная система показателей, лежащая в основе финансового мониторинга, должна отражать состояние предприятия как целостного имущественного комплекса с внутренними и внешними взаимосвязями технологического, технического, финансового, маркетингового, социального и иного характера. Такой подход позволяет, в соответствии с определенными критериями оценки, выделить обобщающие и частные (детализирующие) показатели, отражающие причины и источники изменений в положении предприятия.

Главная цель разработки показателей финансового мониторинга состоит в подготовке и процедурной обеспеченности анализа деятельности предприятия, принятия решений относительно его тактического и стратегического развития. На сегодняшний день теория и практика анализа хозяйственной деятельности предприятия разработала мощный механизм аналитического обеспечения процесса финансового мониторинга, который базируется на показателях внутренней отчетности предприятия. При этом большинство показателей опираются на Положение о порядке осуществления анализа финансового состояния предприятий, подлежащих приватизации от 26.01.2001г. № 49/121, Методические рекомендации по организации кабинетного аудита для юридических лиц от 25.11.2002г. № 567, Положение о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциям банков от 06.07.2000г. № 279, Методику проведения углубленного анализа финансового - хозяйственного состояния неплатежеспособных предприятий и организаций от 27.06.1997г. № 81 и др.

Рассматривая главную цель управления финансовыми ресурсами и капиталом, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целью финансового менеджмента в целом и реализуется с ней в едином комплексе. С развитием финансового менеджмента менялись и подходы экономистов к его главной цели. Современная концепция определяет главной целевой моделью финансового менеджмента максимизацию рыночной стоимости предприятия (Wealth Maximizathion Theory). В течение последнего десятилетия эта концепция получила приоритетное развитие в США, Европе

и Японии, ее поддерживает преимущественная часть руководителей компаний в странах с развитой рыночной экономикой. Модель максимизации рыночной стоимости предприятия как главной целевой функции ее развития предполагает, что все управленческие решения в любой сфере деятельности предприятия должны быть направлены, в первую очередь, на максимально возможный прирост реальной рыночной ее цены, т.е. обеспечивать непрерывный рост ее стоимости на рынке.

Модель, определяющая главной целью функционирования и развития организации максимизацию ее рыночной стоимости, характеризуется следующими основными особенностями, отличающими ее от других целевых моделей. Целевая модель, ориентированная на стоимость, определяет собственников как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с деятельностью предприятия. Их ведущая роль заключается, с одной стороны, в том, что они инвестировали в хозяйственную систему свой капитал, то есть обеспечили финансовую основу ее создания и функционирования, а с другой - в том, что они принимают на себя риск, связанный с деятельностью предприятия, ее владельцы являются остаточными претендентами на ее доход. Этот доход они могут получить лишь после того, как удовлетворены экономические требования всех других субъектов - наемных рабочих, менеджеров, кредиторов, государства. В то время как удовлетворение требований иных участников носит относительно гарантированный характер (зарплата наемного персонала, проценты за кредит, налоговые отчисления и платежи в бюджет и внебюджетные фонды), экономические требования собственников капитала предприятия в силу остаточного принципа их формирования могут остаться неудовлетворенными (при убыточной работе) или удовлетворенными не полностью (при низкорентабельной деятельности). Поэтому владельцы как конечные претенденты на доход в наибольшей степени в сравнении с другими участниками заинтересованы в эффективном управлении предприятием, и этот стимул заключается в увеличении их благосостояния, отражаемом ростом ее рыночной стоимости. Такой стимул позволяет в наибольшей степени уравновешивать показатели доходности и риска в процессе управления предприятием.

Показатель рыночной стоимости предприятия обладает существенным потенциалом роста в сравнении с другими целевыми показателями. Кроме роста доходов и снижения издержек возрастание рыночной стоимости финансового капитала может обеспечиваться ростом имиджа, организационной структурой управления и организационной культурой, реструктуризацией долгов, синхронизацией денежных потоков различных видов, использованием синергетического эффекта и т.п. Кроме того, если размеры прибыли и экономии издержек имеют свои пределы, то размеры возрастания рыночной стоимости предприятия таких пределов практически не имеют

ЕКОНОМ1КА: реалп часу

№1(1), 2011

ECONOMICS: time realities

(новая управленческая генерирует дополнительный рост рыночной стоимости предприятия).

Показатель рыночной стоимости предприятия реализует наиболее полную информацию о функционировании предприятия в сравнении с другими оценочными показателями. Ни один другой показатель оценки результатов не интегрирует в себе столь полную информацию, как ее рыночная стоимость. Он базируется не только на информации о многочисленных видах доходов и расходов предприятия, формирующих сумму ее прибыли или издержек, но и на информации, характеризующей все виды ее денежных потоков, состав основных видов ее рисков, возможные резервы более эффективного использования ее ресурсного потенциала, эффективность общего и функционального управления. Немаловажную роль в формировании этого показателя играет информация об инвестиционной привлекательности сферы экономической деятельности; инвестиционной привлекательности региона страны, в котором она размещена; конъюнктуре товарного и финансового рынков; отдельных направлениях экономической политики государства.

Мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за действиями менеджеров. Теория агентских отношений, составляющая одну из концептуальных основ современной парадигмы финансового менеджмента, констатирует, что между владельцами и менеджерами предприятия существует определенный конфликт интересов. Если владельцы стремятся к росту своего благосостояния, принимая на себя основную часть рисков деятельности предприятия, то менеджеры больше заинтересованы в стабилизации или возрастании своего материального положения, чем в принятии рискованных решений, обеспечивающих благосостояние собственников.

В связи с этим владельцы должны нести определенные мониторинговые затраты, обеспечивающие контроль деятельности менеджеров. Важнейшим обобщающим показателем эффективности такого мониторинга является динамика рыночной стоимости предприятия.

Использования показателя рыночной стоимости предприятия в украинской практике менеджмента финансово-хозяйственных процессов связано с определенными проблемами, а именно:

— указанные оценки основаны на результатах анализа вероятностных характеристик будущего финансового положения предприятия (рентабельности, ликвидности и т.п.), а также риска, связанного с возможностью банкротства;

— ценные бумаги предприятия, которые не прошли листинг на организованных фондовых площадках, не могут быть с достаточной степенью достоверностью оценены рынком;

— асимметричность информации на фондовом рынке Украины усугубляется дискриминацией мелких инвесторов и ограничения их доступа к данным, необходимым для принятия оптимальных решений, поэтому цена собственного и заемного капитала рынком выравнивается либо с существенным лагом, либо с потерями для частных инвесторов;

— как продолжение предыдущей проблемы служит частые искусственные занижения или завышения цен на акции предприятия со стороны крупных инвесторов для реализации их личных интересов в ущерб целям и задачам других участников рынка.

Решение указанных проблем требует разработки концепции финансового мониторинга, направленной на совершенствование инструментария финансового управления предприятием.

Список литературы:

1. Алексеенко Н.В. Противоречия и проблемы в сфере управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий / Н.В. Алексеенко, Т.С. Карпова // Финансы. Учет. Банки. -2010. - № 1 (16). - С. 49-57.

2. Егоров П.В. Механизм управления финансовым потенциалом промышленных предприятий / П.В. Егоров, Ю.В. Сердюк-Копчекчи: Монография. - Донецк: ООО «Юго-Восток», Лтд, 2010. - 152 с.

3. Каплан P.C. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / P.C. Каплан, Д.П. Нортон / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. - 416 с.

Надано до редакци 10.09.2011

Белопольска Тетяна Володимирiвна / Tatjana V. Belopolskaya

Belopolskaya. tv@yandex. ru

Посилання на статтю / Reference a Journal Article:

Напрями финансового мониторингу в cucmeMi управлиння. [Електронний ресурс]/ Т.В. Белопольська //Економика: реали часу. Науковий журнал. — 2011. — № 1 (1). — С. 38-41. — Режим доступу до журн.: http://economics.opu.ua/files/archive/2011/n1.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.