Научная статья на тему 'Основы управления финансово-экономической безопасностью транспортных предприятий'

Основы управления финансово-экономической безопасностью транспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
396
59
Поделиться
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Корецкая О.В., Хотеева Н.В.

Эффективная работа предприятий транспортной сферы влияет на успешное экономическое развитие региона. Отсутствие необходимого внимания проблеме финансово-экономической безопасности может негативно отразиться, как на финансовой стабильности отельного предприятия, так и на отрясли в целом. Формирование системы и механизма управления финансово-экономической безопасностью транспортного предприятия многоступенчатая задача. Транспортное предприятия формируют единую цепочку доставки грузов, но при этом сильно различаются структурой активов, регулированием деятельности со стороны государства, рисками. Финансово-экономическая безопасность обеспечивается за счет оперативного контроля фактических показателей финансово-экономической безопасности бизнеса. Подходы к управлению финансово-экономической безопасностью транспортного предприятия должны учитывать специфику предприятия: в первую очередь это предприятия сферы услуг, во-вторых предприятия оказывающие эти услуги различны (портовые операторы, транспортно-экспедиторские компании и т.д.). Различия влияют на выбор стратегии и механизм оценки уровня финансово-экономической безопасности.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Корецкая О.В., Хотеева Н.В.,

Managing financial and economic security of transport enterprises: the basic aspects

The subject of this article is a study of the transport enterprise financial and economic security management bases. It is necessary to analyze the factors and criteria of stable functioning of the transport enterprise as a primary national economy. Methods for achieving financial and economic security of the enterprise a set of measures and the system of organization and control of their implementation, which allows to reach the highest values of the level of financial and economic security of the enterprise. The transport enterprises have different organizational forms based on different forms of ownership, different structure of assets and activities risks level, that is why, it is necessary to take into account these differences to choose the financial and economic security strategy and estimating method. Implementation of the strategy to ensure the financial and economic security of the enterprise is carried out at the operational, tactical and strategic levels, and is a continuous process in time.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Основы управления финансово-экономической безопасностью транспортных предприятий»

УДК 338.47.003.2

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

О.В. Корецкая Н.В. Хотеева, к.э.н., доцент Одесский национальный морской университет, Одесса, Украина

Корецъка О.В., Хотеева Н.В. Основы управлшня фтансово-еконолпчною безпекою транспортних тдприемств.

Ефективна робота транспортних шдприемства мае значний вплив на успиыний розвиток регюну, тому необхщно придшяти належну увагу проблем! забезпечення фшансово-економ1чно1 безпеки тдприемств. Формування системи та мехашзму управлшня фшансово-економ1чною безпекою транспортного шдприемства складне завдання. Транспорта! шдприемства, що обслуговують процес доставки вантажу, формують единий ланцюг його доставки, але дуже р1зняться структурою актив1в, умовами входу на ринок транспортних послуг, впливом на д1яльнють зовнппшх фактор1в. Фшансово-економ1чна безпека шдприемства забезпечуеться шляхом оперативного контролю фактичних показниюв. Пщходи до управлшня фшансово-економ1чною безпекою транспортного шдприемства мають враховувати специфпсу транспортного шдприемства: по перше - це шдприемство, що оказуе послуги, по-друге специфпсу окремих вщцв транспортних тдприемств (портових onepaTopiB, експедиторських компанп та íh.). Специфпса мае вплинути на стратепю та мехашзм оцшки р1вня фшансово-економ1чно1 безпеки транспортного шдприемства.

Ключовг слова: фшансово-економ1чна безпека шдприемства, оцшка р1вня фшансово-економ1чно1 безпеки, транспортне шдприемство, CTpareria фшансово-економ1чно1 безпеки

Корецкая О.В., Хотеева Н.В. Основы управления финансово-экономической безопасностью транспортных предприятий.

Эффективная работа предприятий транспортной сферы влияет на успешное экономическое развитие региона. Отсутствие необходимого внимания проблеме финансово-экономической безопасности может негативно отразиться, как на финансовой стабильности отельного предприятия, так и на отрясли в целом. Формирование системы и механизма управления финансово-экономической безопасностью транспортного предприятия многоступенчатая задача. Транспортное предприятия формируют единую цепочку доставки грузов, но при этом сильно различаются структурой активов, регулированием деятельности со стороны государства, рисками. Финансово-экономическая безопасность обеспечивается за счет оперативного контроля фактических показателей финансово-экономической безопасности бизнеса. Подходы к управлению финансово-экономической безопасностью транспортного предприятия должны учитывать специфику предприятия: в первую очередь - это предприятия сферы услуг, во-вторых предприятия оказывающие эти услуги различны (портовые операторы, транспортно-экспедиторские компании и т.д.). Различия влияют на выбор стратегии и механизм оценки уровня финансово-экономической безопасности.

Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность предприятия, оценка уровня финансово-экономической безопасности, транспортное предприятие, стратегия финансово-экономической безопасности

Koretkaya O.V., Khoteyeva N.V. Managing financial and economic security of transport enterprises: the basic aspects.

The subject of this article is a study of the transport enterprise financial and economic security management bases. It is necessary to analyze the factors and criteria of stable functioning of the transport enterprise as a primary national economy. Methods for achieving financial and economic security of the enterprise - a set of measures and the system of organization and control of their implementation, which allows to reach the highest values of the level of financial and economic security of the enterprise. The transport enterprises have different organizational forms based on different forms of ownership, different structure of assets and activities risks level, that is why, it is necessary to take into account these differences to choose the financial and economic security strategy and estimating method. Implementation of the strategy to ensure the financial and economic security of the enterprise is carried out at the operational, tactical and strategic levels, and is a continuous process in time.

Keywords: financial and economic security, financial and economic security estimation, transport enterprise, financial and economic security strategy

Интенсивность изменения экономической составляющей внешней среды предприятия при наличии кризисных явлений, выводит на первый план проблемы управления финансово-экономической безопасностью предприятия.

Само по себе реформирование транспортной отрасли повышает уровень финансовых рисков для транспортных предприятий. Фактором возникновения и постоянного усиления внимания к этой проблеме являются процессы, протекающие в украинской экономике, которые охватили все сферы и привели к необходимости постоянного и детального мониторинга уровня безопасности.

Анализ последних исследований и публикаций

Проблема обеспечения финансово-экономической безопасности попала в поле зрения представителей отечественной экономической науки сравнительно недавно. В последние годы внимание сосредоточено на процессе систематизации и концептуализации этого понятия как научной категории с учетом всего разнообразия критериев, факторов и угроз финансовоэкономической безопасности предприятия. Герасимчук З.В., Вавдиюк Н., Коковский Л.О., Амельницькая А.В. рассматривают механизм обеспечения экономической безопасности, Корчевськой Л.О. исследовались методологические аспекты экономической безопасности предприятия, Куркин Н.В. рассматривает в целом процесс управления экономической безопасностью предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователями данной проблемы подчеркивалось, что процесс управления будет эффективен только при наличии четко обозначенных задач, стоящих перед системой управления финансово-экономической безопасностью, а также системы оценки уровня финансово-экономической безопасности, а это невозможно осуществить без учета специфики деятельности предприятия, для которого строится данная система. Транспортные предприятия должны в полной мере удовлетворять спрос на транспортные услуги со стороны потребителей, развиваться с опережением, увеличивать вклад в ВВП. Однако данные предприятия представляют собой сложные образование с разнородной внутренней структурой и широким

спектром разнообразных отношений с внешней средой. Изучением проблем управления транспортных предприятий уделяют внимание в своих работах Буркинский Б.В., Котлубая А.М., Кибик О.Н. Сложность внутренней структуры предопределяется спектром услуг и функций, закрепленных за ними, что влечет за собой необходимость принятия во внимание этих особенностей в процессе формирования системы управления финансово-экономической безопасностью, что на сегодняшний день не исследовано в полной мере.

Целью статьи является рассмотрение аспектов управления финансово-экономической безопасностью предприятий транспортной сферы. Проблемы управления охватывают факторы и критерии оценки уровня безопасности, которые не могут не учитывать особенности предприятий как первичного звена транспортной отрасли, и как следствие участвуют в формировании механизма обеспечения финансово-экономической безопасности предприятия. Не исключая наличие и важность мониторинга, диагностики и обеспечения других функциональных составляющих безопасности, в статье внимание уделяется финансово-экономической составляющей

безопасности транспортного предприятия.

Изложение основного материала исследования

Исследователи проблем финансово-экономической безопасности предприятия согласны с тем, что современные условия увеличения нестабильности и неопределенности внешней, внутренней среды предприятия, на фоне интенсивного развития кризисных явлений, поставили управленцев перед необходимостью сфокусировать внимание на механизме управления финансово-экономической безопасностью

предприятия [7, 8, 11].

Среди всех составляющих безопасности предприятия, наиболее проработан подход в управлении финансово-экономической составляющей, то есть, в первую очередь именно для этой составляющей разработаны методики оценки, тогда как другие составляющие корпоративной безопасности являются «сферами для разработки операционных целей политики» [7], хотя все составляющие в конечном итоге, влияя друг на друга формируют в целом уровень корпоративной безопасности. Так, обеспечение высокого уровня интеллектуально-кадровой безопасности приводит к увеличению производительности труда и дохода, что непосредственно повышает уровень финансовой безопасности, развитие технико-технологической базы позволяет снизить уровень себестоимости оказываемых услуг.

Финансово-экономическая безопасность

предприятия - это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия [14]. Не все специалисты согласны с таким определением,

считая, что проблема безопасности возникает лишь при условии выхода за ранее установленные границы критериев эффективности деятельности предприятия.

С нашей точки зрения, индикатором привлечения внимания к проблеме финансово-экономической безопасности служат показатели, характеризующие состояние внешней среды. Предприятие может показывать высокий уровень эффективности своей деятельности, но состояние внешней среды в любой момент может изменить ситуацию. Результатом влияния факторов внешней среды для любого предприятия может стать ухудшение его финансового состояния, его банкротство и, вероятно, его ликвидация. Экономическая опасность рассматривается в этом случае как проявление угроз финансовой (экономической) безопасности предприятия при отсутствии руководящего влияния на эти угрозы или применения неадекватных мер по нейтрализации действия этих угроз [12].

Низкая интенсивность изменений во внешней среде позволяет ставить условия, при которых проблема финансово-экономической безопасности предприятия не включается в перечень актуальных текущих задач для предприятия, но построение долгосрочных планов не должно исключать оценку уровня безопасности.

Особенности транспортных предприятий определяются экономическими, организационными и технологическими характеристиками, отличающими их от производственных организаций. Несмотря на необходимость унификации подходов к управлению финансово-экономической безопасностью предприятия в целом, все же объективно существуют особенности, которые должны быть учтены, в зависимости от вида экономической деятельности. Несмотря на то, что экономическая безопасность предприятия является его внутренней характеристикой, ее необходимо также рассматривать, во-первых, учитывая защищенность всех составляющих технологического процесса и во-вторых, учитывая обеспечения выполнения функций соответствующего вида экономической деятельности. Каждый этап технологического процесса требует обеспечения безопасности [12].

Предприятия транспортной сферы при отсутствии должного внимания к мониторингу уровня финансово-экономической безопасности, могут причинить вред, как собственной среде функционирования, так и повлиять на экономическую ситуацию целого региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенные характеристики финансово-экономической безопасности предприятий транспортной сферы нуждаются в уточнении, а именно определение задач и принципов безопасности, разработки надежного постоянно действующего механизма ее обеспечения.

Герасимчук С. и Вавдиюк Н. рассматривают механизм обеспечения экономической

безопасности как последовательность действий ее

субъектов и комплекс используемых ими функций, принципов, методов и инструментов с целью реализации концепции, стратегии и целевых программ по обеспечения экономической безопасности [3].

Коковский Л., рассматривая понятие механизма обеспечения экономической безопасности, определяет его как совокупность методов (экономических, социально-экономических, организационных и т.д.) и инструментов (целевые программы, диагностика) для обеспечения реализации стратегии экономической

безопасности. Он отмечает, что организационную систему механизма обеспечения экономической безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, экономические агенты, общественные организации и объединения, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности [7].

Процесс создания системы финансово-экономической безопасности предприятий можно рассматривать как процесс предотвращения возможного ущерба от негативных воздействий на систему безопасности предприятия по различным аспектам ее финансово-хозяйственной деятельности [11].

Украинские предприятия только учатся процессу управления финансово-экономической безопасностью, а механизм ее обеспечения сложен и требует тщательной проработки с учетом специфики деятельности предприятий.

Управление финансово-экономической

безопасностью предприятия направлено на выполнение трех задач:

1. Установка системы финансовых интересов предприятия, которые нуждаются в защите в процессе функционирования предприятия, в частности поиск эффективных методов максимизации рыночной стоимости предприятия.

2. Идентификация и прогнозирование внутренних и внешних угроз реализации финансовых интересов предприятия.

3. Обеспечение эффективной нейтрализации угроз финансовой безопасности предприятия [4].

Специалисты выделяют ряд проблем, решение которых позволит усилить экономическую безопасность предприятий транспортной сферы. Так, А. Бондаренко отмечает необходимость решить проблемы неплатежей, низкой рентабельности перевозок, недостаточности квалифицированных кадров.

В целом же повышение эффективности процесса управления системой финансово-экономической безопасности транспортных предприятий связано с решением следующих основных задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— определением индикаторов уровня финансово-экономической безопасности транспортного предприятия, методики его оценки и прогнозирования изменений уровня финансовой безопасности предприятия в будущем. При этом

необходимо использовать гибкие бюджеты с оценкой допустимых отклонений;

— выбор предприятием стратегии финансово-экономической безопасности (под стратегией безопасности понимается совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение программного уровня безопасности функционирования пред-приятий [6]). Важным аспектом исследования механизма

управления финансово-экономической безопасностью транспортного предприятия является анализ функций, которые реализует этот механизм. В состав основных функций механизма управления финансово-экономической безопасностью предприятия можно отнести планирование, организацию и регулирование, стимулирование и контроль.

Амельницькая А. под механизмом управления в составе системы управления предлагает понимать совокупность методов, принципов, форм, способов, рычагов, мероприятий, связанных с процессом их взаимодействия. При этом ученый рассматривает систему управления как совокупность механизмов, необходимых для реализации целей управления [1].

Механизм управления экономической безопасностью предприятия должен включать методы (организационно-технологические, социально-экономические, административные, правовые, социально-психологические, информационные), инструменты и меры их реализации.

Процесс управления финансовой безопасностью предприятия можно разделить на следующие этапы:

1. Разработка системы приоритетных финансовых интересов. Система финансовых интересов должна включать стратегию развития предприятия, его миссию. Система финансово-экономической безопасности предприятия выстраивается в соответствии с выбранной стратегией, в рамках которой разрабатывается политика. Политика безопасности представляет собой систему взглядов, решений и действий в сфере безопасности, которые создают условия для достижения целей бизнеса.

2. Анализ угроз финансово-экономической безопасности предприятия. Этот этап включает выделение угроз финансовой безопасности предприятия, оценка вероятности их наступления, расчет размера возможных убытков от реализации ожидаемых или реальных угроз, а также исследования частных факторов, повлекших наступление убытков.

3. Оценка уровня финансово-экономической безопасности предприятия.

Стандартно процесс оценки уровня финансово-экономической безопасности предприятия должен включать следующие шаги:

— выбор критерия эффективности финансово-экономической безопасности, который характеризует степень приближения

предприятия в безопасное состояние, с нашей точки зрения, определение критериев наиболее сложная задача;

— в зависимости от выбранной методики, построение множества показателей (индикаторов) финансовой безопасности;

— определение пороговых значений показателей (индикаторов) для индикаторного подхода;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— мониторинг выбранных показателей и оценка отклонений от пороговых значений.

Во многих случаях используется интегральный показатель уровня финансовой безопасности предприятия.

4. Разработка комплекса мероприятий по обеспечению финансовой безопасности и рекомендаций по внедрению их на практике.

5. Бюджетное планирование реализации разработанного комплекса мер по обеспечению финансовой безопасности предприятия.

6. Реализация запланированных мероприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

7. Контроль за ходом реализации намеченных мероприятий по обеспечению достаточного уровня финансовой безопасности предприятия.

8. Оперативное управление системой финансовой безопасности предприятия с помощью механизма обратной связи, которое проявляется в корректировке существующей или разработке новой системы мер по обеспечению достаточного уровня финансовой безопасности.

Выбор системы критериев должен учитывать отраслевую принадлежность предприятия, но при этом необходимо учитывать тот факт, что транс-

портные предприятия очень разнятся по своей структуре, ресурсам, условиям ведения бизнеса. Сложность организационной системы усложняет процесс эффективного управления безопасностью, что может отразиться на функционировании предприятия. Структура предприятия обладает определенной устойчивостью, хотя может быть модифицирована, если принятая структура мешает достижению целей. На формы и методы, организацию процесса управления оказывают воздействие масштаб деятельности предприятия, сложность основного производственного процесса и другие факторы.

Портовые операторы в определенных аспектах ближе к предприятиям производственной сферы, для которых приоритетными задачами является обеспечение доступа к хозяйственным ресурсам и технологиям, для транспортно-экспедиторских компаний главное - это доступ и работа с информацией, хотя среди них также достаточно компаний со сложной структурой, так как транспортно-экспедиторские компании

представлены на ринке транспортных услуг Украина достаточно широко.

Для разных предприятий транспортной сферы необходимо разделить особенности оценки в зависимости от вида предоставляемых услуг (табл. 1). Необходимо отметить, что для любого предприятия главным условием достижения определенного уровня финансово-экономической безопасности является эффективная деятельность, и внимание, прежде всего, сконцентрировано на релевантных индикаторах.

Вид деятельности Основные индикаторы уровня безопасности Подходы к оценки Направления обеспечения финансово-экономической безопасности С

Фондоотдача. Обеспечение загрузки мощностей при Т

Стивидорные компании (портовые операторы) Ликвидность. Использование условии повышения уровня качества А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Длительность финансового цикла. Уровень инновационной индикаторного и ресурсно-функционального подхода. оказываемых услуг при сокращении временного интервала. Модернизация технологической базы. Обеспечение доступа к Д И Я

активности. инвестиционным ресурсам. Ж

Судоходные компании Показатели доступа к источникам финансирования, эффективности капиталовложений, платежеспособности. Инвестиционный подход, характеристика уровня реализации проектов. Увеличение объемов финансирования, количество проектов, улучшение использования механизмов, эффективность использования инвестиций. И З Н Е Н Н

Оценка уровня качества О

Ликвидность, и соответствия услуг Г

защищенность стандартам, О

Транспортно- информации, объем услуг.

экспеди- уровень интеграции в Мониторинг уровня Повышение качества бизнес-процессов Ц

торские экономическую систему и отклонения в соответствии со стандартами. И

компании кооперации с фактических значений К

предприятиями других деятельности Л

секторов предприятий от плановых. А

Источник: Собственная разработка автора

Таблица 1. Специфика оценки и способы обеспечения финансово-экономической безопасности

предприятий транспортной сферы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, при оценке уровня финансово-экономической безопасности должен учитываться этап жизненного цикла предприятия. На разных этапах жизненного цикла и в зависимости от экономической ситуации в государстве перед предприятием возникают определенные опасности. Поскольку финансово-экономические результаты деятельности предприятия являются одними из источников формирования ресурсной базы предприятия (наряду с заемными средствами), то в условиях кризиса эти средства инвестиций могут оказаться недостаточными и привести к ликвидации предприятия.

Предприятия на ранних стадиях жизненного цикла характеризуются высоким уровнем риска, постепенным наращиванием экономического и ресурсного потенциала. Стадия жизненного цикла влияет на характер и уровень рисков, что непосредственно угрожает его жизнеспособности. Поэтому необходимо определить задачи и принципы обеспечения экономической безопасности предприятия, в соответствии с угрозами его финансово-хозяйственной деятельности.

Выстраивание соответствующей стратегии безопасности также зависит от размера и типа предприятия, количества занятых работников, вида деятельности, характера конфиденциальной информации и тому подобное.

Под стратегией финансово-экономической безопасности понимают также рассчитанный на долгий период времени план (программу) действий по ее обеспечению [9]. Выделяют три вида стратегий безопасности:

1. Мгновенная стратегия, согласно которой система безопасности предприятия реагирует на неожиданные реальные угрозы его деятельности. Тогда, с одной стороны, специально созданные подразделения на предприятии во избежание неожиданных угроз в краткосрочном периоде могут ослабить действие этих угроз, а с другой -могут возникнуть ситуации, когда предприятие несет убытки в долгосрочном периоде.

2. Предупредительная стратегия, согласно которой предприятие заблаговременно проводит работы по выявлению и прогнозированию воздействия и последствий потенциальных угроз. Сотрудники (подразделения), которые занимаются этими проблемами, целенаправленно проводят работу по обеспечению благоприятных условий деятельности предприятия.

3. Компенсационная стратегия, согласно которой предприятию выгоднее компенсировать потери от наступления угроз безопасности, чем содержать в штате работников службы безопасности. Эта стратегия допустимая в том случае, когда убытки от потенциальных угроз невелики или невозможно реализовать предыдущие две стратегии.

Для портовых операторов (стивидорной деятельности) наиболее оптимальной является

предупредительная стратегия. Для успешного управления финансово-экономической безопасностью предприятия необходима эффективная система управления финансами, которая способна обеспечивать компромисс между интересами развития предприятия, наличием достаточного уровня денежных средств и обеспечением платежеспособности предприятия. В этом случае основными стратегическими целями деятельности предприятия являются: максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; улучшение конкурентных позиций предприятия на рынке [12]. Поддержание финансовой гибкости портовых операторов при наличии большого удельного веса постоянных расходов требует постоянного мониторинга финансовых рисков на перспективу.

Небольшие транспортно-экспедиторские

компании могут использовать как мгновенную, так и компенсационную стратегии. Хотя в условиях кризиса, убытки могут существенно изменить уровень финансовой устойчивости компании, доведя его до банкротства. Для того, чтобы достичь заданных целевых установок в обеспечении финансово-экономической

безопасности предприятия необходимо, чтобы каждый параметр системы финансово-экономической безопасности отвечал заданным критериям.

Выводы

Таким образом, перечень задач, требующих решения при построении системы управления финансово-экономической безопасностью,

достаточно широк. Постоянный мониторинг уровня финансово-экономической безопасности должен осуществляется в условиях изменения параметров внешней среды, даже если уровень эффективности деятельности предприятия очень высок. Унификация концептуальных основ позволяет задать параметры системы в целом, отдельные составляющие системы управления безопасностью, с нашей точки зрения, уникальны и формируются каждым предприятием, к примеру разработка сферы финансовых интересов. Однако ряд аспектов должны быть разработаны с учетом специфики предприятий транспортной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технологические характеристики

транспортных предприятий не позволяют использовать унифицированный подход в процессе выбора стратегии и оценки уровня финансово-экономической безопасности. Главной составляющей, требующей проработки являются индикаторы. Выбор индикаторов позволит в дальнейшем перейти к разработке бюджетной составляющей процесса управления, используя гибкие бюджеты с оценкой допустимых отклонений при формировании прогнозных значений индикаторов.

Abstract

Stable functioning of the transport enterprises is a primary constituent of the affluent national economy. The aim of this article is to produce the analysis of the tasks, foundations and mechanisms of management of financial and economic security of transport enterprises as a contribution to their economic vitality.

In a rapidly changing environment, that is a label of nowadays economy, elaboration, adoption, implementation of the coordinated decisions followed by the set of special methods must be taken into account and applied for achieving the economic efficiency of management of financial and economic security of transport enterprises. The set of methods is intended to be used during the stages of implementation of decisionmaking processes, and must be understood as set of measures, organization and control, directed to achievement the highest values of the level of financial and economic security of the given enterprise. The implementation of the strategy aimed to ensure the financial and economic security of transport enterprise is carried out at operational, tactical and strategic levels as a continuous process.

Despite the fact that today a large number of transport enterprises of various organizational forms, forms of ownership, with different types of management has been launched, the basic concept of management of financial and economic security of such enterprises may be generalized and outlined. It is founded on:

1. The reasoned selection of financial and economic security strategy for a given transport enterprise. Each type of financial and economic security strategy must be applied solely to the given enterprise. For example, for the port operator the preventing type of such strategy is favorable;

2. Must be considered and estimated the rate of relative indicators which are primarily based on the business parameters of the given transport enterprise;

3. The assessment of the level of business performance of the given transport enterprise must be taken into account, with a special focus on it's financial and economic security sectors.

Thus is may be resumed that the concept of management of financial and economic security primarily lies in the operational management, which presumes the following:

— Planning of parameters and business indicators:

— operational control of the actual performance in accordance with business aims;

— operational identity and assessment of deviations in the light of "fact-plan".

Additionally, it may be noted that the equity value of the management of financial and economic security can be evaluated through the indicators which belong to the general business plan. As a final result, the system of financial and economic security of the enterprise may be presented and used as a guideline for decision-making processes.

The implication and permanent functioning of financial and economic security of the transport enterprise is come in handy in times of the increased uncertainty and instability of economic environment. It may serve as adequate response to sudden changes in the environment.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JEL Classification: D81, D83, G30. Список литературы:

1. Амельницька О.В. Управлшня виробничо-господарською дшльшстю локальних електричних мереж: автореф. дис. канд. екон. наук: 08.00.04 «Економша та управлшня шдприемствами» /О.В. Амельницька; [Донец. нац. ун-т]. - Донецьк, 2008. - 20 с.

2. Барановський О.1. Фшансова безпека в Укрш'ш (методолопя оцшки та мехашзми забезпечення): монографш / О.1. Барановський. - К.: Ки!в. нац. торг.-екон. ун-т, 2004. - 759 с.

3. Герасимчук З.В. Економiчна безпека репону: дiагностика та мехашзм забезпечення: монографiя / З.В. Герасимчук, Н.С. Вавдшк. - Луцьк: Надстир'я, 2006. - 244 с.

4. Довбня С.Б. Диагностика уровня экономической безопасности / С.Б. Баба, Н.Ю. Гичова // Финансы Украины. - 2008. - № 4. - С. 88-97.

5. брмошенко М.М. Фшансова безпека держави: нацюнальш штереси, реальш загрози, стратепя забезпечення / М.М. брмошенко.- К.: КНЕУ, 2001. - 308 c.

6. Коковський Л.О. Географiчний вимiр економiчноi безпеки Укра!ни: автореф. дис. канд. геогр. наук: 11.00.02 «Економiчна та сощальна географiя» / Любомир Олексшович Коковський; [Ки!в. нац. ун-т iм. Т. Шевченка]. - К., 2008. - 18 с.

7. Корчевська Л.О. Методолопчш питання економiчноi безпеки пвдприемства / Л.О. Корчевська, Г.В. Жосан // Вюник економiки транспорту i промисловостг Збiрник наукових статей. Випуск 29. - Харшв, 2010. - С. 108-111.

8. Корчевська Л.О. 1теративний шдхщ до дослщження економiчноi безпеки шдприемства /Л.О. Корчевська // Актуальш проблеми економiки. Ки!в: ВНЗ «Нацюнальна академiя управлшня», 2012. - №4 (130). - С.175-183.

9. Куркин Н.В. Управление экономической безопасностью развития предприятия: Монография / Н.В. Куркин. - Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2004. - 450 с.

10. Мщенко Н.Г. Регулювання дiяльностi пiдприeмств роздрiбноi торпвлг монографiя/ Н.Г. Мiценко, Т.Г. Васильщв, Н.М. Заярна. - Львiв: видавництво ЛКА, 2009. - 176 с.

11. Моделювання економiчноi безпеки: держави, репону, шдприемства: монографiя / [В.М. Геець, М.О. Кизим, Т.С. Клебанова та шшг; за ред. В.М. Гееця].- Х.: ВД «1НЖЕК», 2006. - 239 с.

12. Мунпян В.1. Економiчна безпека Украши: монографiя / В. I. Мунтiян. - К.: КВЩ, 1999. - 462 с.

13. Шкарлет С.М. Економiчна безпека шдприемства: iнновацiйний аспект: монографiя / С.М. Шкарлет. - К.: Книжкове вид-во Нацiонального авiацiйного ушверситету, 2007. - 435 с.

14. Студми. Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studme.org/1151040921671/ekonomika/ekonomicheskaya_bezopasnost_predpriyatiya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Amelnytska, O.V. (2008). Upravlinnya vyrobnycho-hospodarskoyu diyalnistyu lokalnykh elektrychnykh merezh [Management of industrial and economic activity of local power networks]. Extended abstract of candidate's thesis. Donets. nats. un-t [in Ukrainian].

2. Baranovskyy, O.I. (2004). Finansova bezpeka v Ukrayini (metodolohiya otsinky ta mekhanizmy zabezpechennya) [Financial security in Ukraine (methodology and evaluation mechanisms to ensure)]. K.: Kyyiv. nats. torh.-ekon. un-t [in Ukrainian].

3. Herasymchuk, Z.V., and Vavdiyuk, N.S. (2006). Ekonomichna bezpeka rehionu: diahnostyka ta mekhanizm zabezpechennya [The economic security of the region: diagnosis and mechanism to ensure]. Lutsk: Nadstyya [in Ukrainian].

4. Dovbnya, S.B., Baba, S.B., and Gichova, N.Yu. (2008). Diagnostika urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti [Diagnosis of economic security]. Finansy Ukrainy, 4, 88-97 [in Russian].

5. Yermoshenko, M.M. (2001). Finansova bezpeka derzhavy: natsionalni interesy, realni zahrozy, stratehiya zabezpechennya [The financial security of the state, national interests, the real threat strategy software]. K.: KNEU [in Ukrainian].

6. Kokovskyy, L.O. (2008). Heohrafichnyy vymir ekonomichnoyi bezpeky Ukrayiny [The geographic dimension of economic security of Ukraine]. Extended abstract of candidate's thesis. Kyyiv. nats. un-t im. T. Shevchenka. K [in Ukrainian].

7. Korchevska, L.O., and Zhosan, H.V. (2010). Metodolohichni pytannya ekonomichnoyi bezpeky pidpryyemstva [Methodological issues of economic security]. Visnyk ekonomiky transportu i promyslovosti - Journal of Transport Economics and Industry. Issue 29. Kharkiv, 108-111 [in Ukrainian].

8. Korchevska, L.O. (2012). Iteratyvnyy pidkhid do doslidzhennya ekonomichnoyi bezpeky pidpryyemstva [Iterative approach to the study of economic security. Recent economic problems]. Aktualni problemy ekonomiky - Recent economic problems. Kyyiv: VNZ "Natsionalna akademiya upravlinnya", 4 (130), 175-183 [in Ukrainian].

9. Kurkin, N.V. (2004). Upravleniye ekonomicheskoy bezopasnostyu razvitiya predpriyatiya [Management of economic security of enterprise development]. Dnepropetrovsk: ART-PRESS.

10. Mitsenko, N.H., Vasyltsiv, T.H., and Zayarna, N.M. (2009). Rehulyuvannya diyalnosti pidpryyemstv rozdribnoyi torhivli [Regulation of retailers]. Lviv: vydavnytstvo LKA [in Ukrainian].

11. Heyets, V. M., Kyzym, M.O., and Klebanova, T.S. et al. (2006). Modelyuvannya ekonomichnoyi bezpeky: derzhavy, rehionu, pidpryyemstva [Modeling of economic security: state, region, enterprise]. V.M. Heyetsya (Ed.). KH.: VD "INZHEK" [in Ukrainian].

12. Muntiyan, V.I. (1999). Ekonomichna bezpeka Ukrayiny [The economic security of Ukraine]. K.: KVITS [in Ukrainian].

13. Shkarlet, S.M. (2007). Ekonomichna bezpeka pidpryyemstva: innovatsiynyy aspekt: monohrafiya [The economic security of the enterprise: innovative aspects]. K.: Knyzhkove vyd-vo Natsionalnoho aviatsiynoho universytetu [in Ukrainian].

14. Studmi. Uchebnyye materialy dlya studentov [Studios. Training materials for students]. Retrieved from http://studme.org/1151040921671/ekonomika/ekonomicheskaya_bezopasnost_predpriyatiya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надано до редакцшно! колегп 09.08.2016

Корецька Ольга Валеривна / Olga V. Koretska

Lyolya_68@mail. ru

Хотеева Наталiя Вiталiiвна / Natalia V. Khoteyeva

Ot_brata@mail. ru

Посилання на статтю / Reference a Journal Article:

Основы управлшня фiнансово-економiчною безпекою транспортних тдприемств [Електронний ресурс] / О. В. Корецкая, Н. В. Хотеева // Економiка: реали часу. Науковий журнал. — 2016. — № 4 (26). — С. 135-141. — Режим доступу до журн.: http://economics. opu. ua/files/archive/2016/n4. html