Научная статья на тему 'Направления финансирования регионального инновационного потенциала органами власти'

Направления финансирования регионального инновационного потенциала органами власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / РЕГИОН / REGION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / УЧАСТИЕ / PARTICIPATION / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / AUTHORITIES / ПРОЕКТЫ / PROJECTS / СУБЪЕКТЫ РОССИИ / SUBJECTS OF RUSSIA / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов Кирилл Маркович, Мальцева Галина Ивановна, Мельник Дарья Владимировна

В статье рассмотрены мероприятия по стимулированию инновационного развития регионов России. Выявлена взаимосвязь инновационного развития и уровня экономического развития субъектов. Проанализирован объём валового регионального продукта нескольких регионов России с целью выявления дисбаланса развития по данному показателю. Рассмотрены способы участия органов власти в стимулировании инновационных проектов. С учетом особенностей экономического развития субъектов предложены способы государственного участия в развитии инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Титов Кирилл Маркович, Мальцева Галина Ивановна, Мельник Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with measures to stimulate innovative development of Russian regions. The interrelation of innovative development and level of economic development of subjects is revealed. The volume of gross regional product of several regions of Russia is analyzed in order to reveal the imbalance of development in this indicator. Ways of participation of authorities in stimulation of innovative projects are considered. Taking into account the peculiarities of economic development of the subjects, the methods of state participation in the development of innovation infrastructure are proposed.

Текст научной работы на тему «Направления финансирования регионального инновационного потенциала органами власти»

УДК 364.43

НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Титов Кирилл Маркович, Мальцева Галина Ивановна, Мельник Дарья Владимировна, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Калуга, E-mail:4rebo@mail.ru, E-mail: m.galechka1997@gmail.com, E-mail: m-dashechka97@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены мероприятия по стимулированию инновационного развития регионов России. Выявлена взаимосвязь инновационного развития и уровня экономического развития субъектов. Проанализирован объём валового регионального продукта нескольких регионов России с целью выявления дисбаланса развития по данному показателю. Рассмотрены способы участия органов власти в стимулировании инновационных проектов. С учетом особенностей экономического развития субъектов предложены способы государственного участия в развитии инновационной инфраструктуры.

Abstract. The article deals with measures to stimulate innovative development of Russian regions. The interrelation of innovative development and level of economic development of subjects is revealed. The volume of gross regional product of several regions of Russia is analyzed in order to reveal the imbalance of development in this indicator. Ways of participation of authorities in stimulation of innovative projects are considered. Taking into account the peculiarities of economic development of the subjects, the methods of state participation in the development of innovation infrastructure are proposed.

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, экономический потенциал, участие, органы власти, проекты, субъекты России, финансирование.

Key words: innovative development, region, economic potential, participation, authorities, projects, subjects of Russia, financing.

Одним из факторов повышения конкурентоспособности региона является развитие инновационной привлекательности на уровне субъекта. Данный фактор характеризует регион с точки зрения устойчивого социального и экономического развития.

В связи с неравномерным инновационным развитием регионов и отсталостью некоторых субъектов актуальным является создание условий,

стимулирующих привлечение инноваций, как на государственном уровне, так и на уровне коммерческих организаций [1].

Вопросами анализа мероприятий по стимулированию инновационной деятельности занимались такие отечественные и зарубежные деятели, как Литвинов А.В., Парфенов М.В.,Джавадов И.С., Гуков А.В. и другие.

Стимулирование инновационной деятельности со стороны региона можно разделить по нескольким критериям: в зависимости от степени участия региона (участие непосредственно в проектах и участие в создании инфраструктуры), от способа вмешательства (прямое и косвенное стимулирование)[2].

Условно, все финансовые инструменты, стимулирующие инновационную деятельность в регионе можно разделить на несколько групп(табл.1).

Таблица 1

Участие органов власти региона в финансировании инновационных проектов

Вид участия Непосредственное участие в проекте Участие в создании инфраструктуры

Косвенное участие предоставление налоговых льгот *упрощенная система ведения учета *снижение страховых тарифов *льготное ценообразование *специальный инновационный кредит *налоговые льготы ряду организаций

Прямое участие *финансирование по программе государственного и частного партнерства * предоставление субсидий *участие в создание уставного капитала организации *выдача грантов на научные разработки *предоставление грантов на научные разработки *участие в уставном капитале ряда организаций

В большинстве случаев прямое финансирование осуществляется в рамках долгосрочных государственных программ, которые включают в себя различные направления реализации. Рассмотрим более подробно инструменты прямого участия государственных органов в создании инновационной привлекательности предприятий региона.

1. Направления использования субсидий: покрытие процентов по взятым ранее кредитам, расходы по привлечению новых технологий производства,

уплата облигационных займов.

3. Участие в уставном капитале: появляется возможность повышения объёмов собственных средств на разработку и внедрение инновационных продуктов;

4. Гранты: стимулирование проведения научных разработок определенной направленности в учебных заведениях;

5. Государственно-частное партнерство: финансирование наиболее перспективных проектов на равных условиях со стороны государственных органов и частного бизнеса.

Чаще всего органами власти используются механизмы косвенного воздействия, так как они менее затратные и проще реализуются. Прямое участие применяется в тех случаях, когда регион обладает достаточным объёмом финансовых ресурсов. Однако прямое участие наиболее эффективно воздействует на повышение инновационного потенциала региона, так как финансовые ресурсы поступают целенаправленно на определенные проекты и в больших объемах.

Для развития территорий необходимо создать благоприятную инфраструктуру, способствующую развитию инновационной деятельности.

Под инновационной инфраструктурой понимают совокупность организаций, основная цель которых развитие инновационных проектов, в том числе предоставление финансовых, материальных и управленческих услуг, то есть они представляют собой неоднородные организации разных специализаций.

Инновационная инфраструктура включает в себя следующие элементы:

- финансовая инфраструктура (инвестиционные фонды, коммерческие банки и индивидуальные инвесторы);

- информационная инфраструктура (патентные, юридические и авторские права);

- регулятивная инфраструктура (органы государственной власти, разрабатывающие нормативно-законодательные акты);

- функциональная инфраструктура (спец. центры-поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы).

Для того, чтобы грамотно определить способ участия государства в развитии конкретного проекта, необходимо оценить объёмы финансовых средств у органов власти, перспективность развития проекта на дальнейшую перспективу, провести оценку экономического потенциала региона.

Для того, чтобы оценить потенциал региона, предлагается рассмотреть объём валового регионального продукта, создаваемого на территории субъекта. Чем выше показатель, тем гармоничнее и результативнее развивается экономика региона. Рассмотрим динамику ВРП пяти регионов России (табл.2)[4].

Таблица 2

Динамика объёмов ВРП регионов, млрд.руб.

Субъект 2015 2016 2017

Московская область 2 742,9 3 180,9 3 565,3

Краснодарский край 1 784,8 1 933,5 2 015,9

Свердловская область 1 659,8 1 822,8 1 978,1

Красноярский край 1 410,7 1 667,0 1 767,9

Калужская область 326,5 339,8 373,4

Анализ объёмов ВРП показал, что в динамике лет по выбранным регионам показатель увеличивается. Так в Московской области в 2017 году произошло увеличение на 12% по отношению к предыдущему году и на 33,5% к 2015 году.

По остальным субъектам в среднем показатель увеличивался на 4-8% ежегодно.

При сравнении объёма валового регионального продукта Московской и Калужской области в 2017 году видно, что разрыв между субъектами практически в 10 раз (9,5), а именно 3 565,3 млрд.- Московская область и 373,4 млрд. -Калужская область.

В связи с неравномерным распределением экономического потенциала среди регионов России предлагаются различные способы повышения инновационного развития регионов, а именно:

1. Московская область: прямое участие непосредственно в реализации проекта и развитии инфраструктуры (выдача грантов, субсидий, участие в уставном капитале)- область обладает достаточным объемом финансовых ресурсов для использования данного метода.

2. Краснодарский край: прямое участие либо в создании соответствующей инфраструктуры либо в реализации проекта несколькими способами (гранты, субсидии)- для одновременного участия в нескольких направлениях региону не хватает потенциала.

3. Свердловская область и Красноярский край: прямое или косвенное участие в развитии инновационной деятельности - для прямого участия может не хватить ресурсов.

4. Калужская область: исключительно косвенное участие в развитии проектов или инфраструктуры через предоставление налоговых, страховых и кредитных льгот- для прямого финансирования область не обладает достаточным запасом ресурсов.

Калужская область - субъект России, который не обладает достаточным объёмом собственных финансовых ресурсов. Для решения сложившейся

ситуации регион привлекает инвестиции из других источников. Например, для развития фармацевтического кластера Калужская область смогла привлечь инвестиции из ряда зарубежных стран, а именно: Германии, Финляндии и Франции[3].

Таким образом, в зависимости от ряда факторов регион для развития инноваций на своей территории выбирает конкретные финансовые инструменты прямого или косвенного участия. Для развития территорий необходимо создать благоприятную инфраструктуру и проводить конкурсы, которые позволят выбрать наиболее интересные проекты.

Список использованных источников:

1. Алхазов А.А. Влияние малого и среднего бизнеса на экономический потенциал региона // Вестник Финансового университета. - 2016. - № 5. - С. 3744.

2. Бородач Ю.В. Инновации российского рынка производных финансовых инструментов: направления развития и влияние на экономическую стабильность // Финансы и кредит. - 2015. - №44. - С. 37-50.

3.Инвестиционный портал Калужской области [Электронный ресурс]. -URL: http://investkaluga.com/ (Дата обращения 30.04.2018)

4.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL:http://www.gks.ru/ (Дата обращения 01.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.