№ 3, 2010
НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Н. В. Саратовцева (Пензенская государственная технологическая
академия)
Раскрываются направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи, показывается важность взаимодействия образовательных учреждений с государством, церковью, педагогической наукой, семьей, средствами массовой информации в деле организации эффективного воспитательного процесса. Подчеркивается ведущая роль православия в формировании гражданской позиции молодых людей России.
Ключевые слова: Отечество; Родина; патриотизм; патриотическое воспитание; духовность; православная вера.
В современных условиях приоритетным направлением воспитательного процесса должно стать формирование человека нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу своей страны, истинного патриота. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» патриотическое сознание российских граждан определено как важнейшая ценность, основа духовно-нравственного единства общества.
Для организации эффективного патриотического воспитания усилий одной только системы образования недостаточно. Сегодня крайне необходимы консолидация сил, согласование полномочий и ответственности государства, церкви, педагогической науки, семьи, образовательных учреждений и средств массовой информации. Со времен Древнего Рима известно, что при согласии малые дела растут, при несогласии и великие гибнут.
Ведущая роль в процессе консолидации принадлежит образовательным учреждениям как центрам интегративного, социокультурного, общенационального пространства духовно-нравственного и патриотического развития российской молодежи. Между тем не следует забывать, что воспитание каждого человека начинается с семьи. Велика роль родителей в воспитании детей. «Будущее нации — в руках матерей», — утверждал Оноре де Бальзак [10, с. 359]. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», — вторил ему Шарль Луи
де Секонда Монтескье, барон де ла Бред [10, с. 223].
Взаимодействие семьи и образовательных учреждений содействует духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию не только молодых людей, но и их родителей. Его можно рассматривать как социально-педагогическую технологию патриотического становления общества.
Снижению культурного уровня современного общества, в том числе традиционной духовно-национальной иерархии ценностей, во многом способствует то обстоятельство, что на молодежь через прессу, телевидение, радио, Интернет обрушивается поток низкопробной информационной продукции. Все это приводит к интеллектуальной и духовной деградации личности. Пути выхода из сложившегося положения предлагаются разные. Один из них обозначен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «Я не вижу другого пути для духовного возрождения нашего народа, кроме как перевести религиозный фактор исключительно из сферы фольклора, культуры в сферу реальных размышлений, в сферу реального творчества, чтобы религиозные истины помогали человеку справляться в том числе и с кризисными явлениями... чтобы сохранить себя, свою страну, свою культурную самобытность, чтобы нас не раздавил информационный поток, мы должны научиться сопрягать свои убеждения с реальностью» [1, с. 3].
Не вызывает сомнения необходимость действенного закона, защищающего духовную и информационную среду © Саратовцева Н. В., 2010 31
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
России, а также важность развития патриотического воспитания на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Что касается России, то не следует забывать, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие». Об их вселенском значении говорили А. С. Хомяков, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев и другие мыслители. В Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивается, что русскому православию принадлежит особая роль в истории страны, в становлении ее духовности и культуры, при этом необходимо уважение и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Среди участников процесса патриотического воспитания российской молодежи большое значение принадлежит Русской православной церкви. Она всегда поддерживала единство и целостность России как величайшую ценность. История нашего Отечества знает многочисленные примеры того, как пастыри церкви наставляли прихожан на мужественную борьбу с врагами, а сами принимали мученическую смерть. Вера помогала преодолевать тяжелые испытания, укрепляла народный дух.
Таким образом, образовательные учреждения и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями (ветеранскими, национально-культурными и др.), а также учреждениями дополнительного образования, культуры призваны создать единое пространство духовно-патриотического воспитания молодежи.
Ниже приведены положения, раскрывающие концептуально-методологические основы формирования патриотизма у российской молодежи в современных условиях.
1. Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине, служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Быть патриотом — значит служить Отечеству, работать на его благо, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным благополучием, а в экстремальных (военных) условиях и жизнью.
3. Патриотические умонастроения российской молодежи формируются одновременно с развитием их эмоционально-нравственной сферы (сопереживание, неравнодушие к трудностям развития страны) и готовности пойти на самые решительные действия во имя высоких идеалов.
4. Патриотическая идея неразрывно связана с религиозными традициями. Отношение к Отечеству — основополагающий критерий в оценке человеческой личности. Цель патриотического воспитания — формирование человека, для которого борьба за благо и процветание Отечества совпадает с его стремлением к праведной жизни.
В соответствии с положениями Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» можно выделить несколько направлений духовно-патриотического воспитания российской молодежи. Далее приводится их краткая характеристика.
Обогащение содержания обучения посредством включения в него духовно-нравственного, культурноисторического компонентов
Духовно-патриотическое становление молодежи следует осуществлять не на идеологическом, а на предметном основании. Существенную роль в становлении патриота своей страны играют такие учебные дисциплины, как литература, история. По словам отечественного педагога А. А. Мусина-Пушкина, только на почве любви к родному через восприятие величавых образов литературы, русской истории «возможно в будущем широкое развитие духовных сил народа и полный расцвет народного гения» [6, с. 34]. Мы не можем быть «Иванами, не помнящими своего родства». Все
мы должны знать свою историю, знать и помнить тех великих людей, которые внесли немалый вклад в развитие России. Необходимо брать пример непоколебимой стойкости и беззаветной любви к Родине у наших великих предков.
Вся история России свидетельствует, что вопросы патриотического воспитания не могут рассматриваться изолированно от религии. «Каждый культурный человек должен знать, что история нашей страны тесно связана с 1000-летней историей христианства на Руси», — сказал патриарх Алексий II на церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение» [7].
В настоящее время меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. 21 июля 2009 г. был сделан важный шаг в этом направлении. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на встрече с лидерами традиционных российских конфессий поддержал введение в российских школах по выбору семьи школьника изучение либо истории и основ культуры какой-то одной конфессии, либо сразу всех основных мировых религий, либо курса «Основы светской этики». С весны 2010 г. в России был начат такой эксперимент в 18 регионах страны. Если опыт проводимого эксперимента окажется успешным, то практика преподавания новой дисциплины уже с 2012 г. будет перенесена на всю Россию [5, с. 2].
Сейчас становится возможным привлечение священнослужителей к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий.
В рамках первого направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи возможно проведение интегрированных занятий. Например, на занятии по отечественной истории, знакомя обучаемых с ходом Невской битвы, можно использовать музыкальное произведение — кантату С. Прокофьева «Александр Невский», организовать просмотр фрагмента одноименного художественного фильма, рассказать учащимся о благоверном князе Александре Невском как святом праведном воине.
Активизировать духовно-патриотический рост современной российской молодежи возможно проведением конкурсов по этой тематике, например, на лучшую книгу патриотической направленности: «Военные священники», «Отчизны верные сыны», «Армия и религия» и др.
В рамках факультативных дисциплин или дисциплин по выбору целесообразно организовать работу по изучению родного края, а также помощь в создании музея, краеведческого уголка и т. д. Возможна организация тематических выставок («Реликвии воинской славы России» и др.).
На наш взгляд, без изменений в содержании обучения в настоящее время нельзя воспитывать у молодежи любовь к Родине и высокую нравственность.
Усиление воспитательных функций педагогического процесса
В последние годы существенно меняется представление о профессиональной школе как учреждении, где можно получить только знания, умения и навыки в узкопрофессиональной сфере. Профессиональная школа, как, впрочем, и другие образовательные учреждения, должна стать средоточием не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной, культурной жизни человека.
Очень важно усиление воспитательных функций педагогического процесса. Если в первом варианте (1992 г.) Закона РФ «Об образовании» говорилось, что образование — это обучение и воспитание, то во втором варианте (1996 г.) подчеркивается, что образование есть воспитание и обучение. Такая перемена мест слагаемых означает определенную смену приоритетов. Актуальными становятся слова И. А. Ильина о том, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодухов-ные силы; оно развязывает и поощряет в человеке ,,волка“» [4, с. 309].
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Один из выдающихся педагогов XIX в. И. Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как «средство без цели», а нравственное воспитание без обучения — как «цель, лишенная средств». Важную роль в нравственном воспитании он отводил религиозному интересу как части многостороннего интереса, считая, что его надо возбуждать у обучающихся как можно раньше и постоянно развивать [2].
Педагог-классик Л. Н. Толстой в статье «О воспитании (Ответ на письмо В. Ф. Булгакова)» отстаивал тезис о единстве воспитания и образования. «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно», — полагал он. Однако самым важным в образовании, по его мнению, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения. А для того, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания — религия и нравственность [8, с. 451].
Нравственное воспитание как важнейшее направление деятельности образовательного учреждения должно строиться на основе религиозной этики. Как писал в свое время И. А. Ильин, «жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. Внешнее (то есть внешний контроль, законы и кодексы) само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения. Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства» [3, с. 40]. Иными словами, даже если силовыми приемами и можно чего-то добиться, то это не будет иметь под собой твердой стержневой основы. Все должно начинаться с душевного мира человека. Опираясь на религию, можно формировать у человека такие добродетели, как честность, терпимость, способность к самопожертвованию, любовь к родине.
Духовное взросление воспитанника немыслимо без светящейся души педагога. Бездуховный учитель, владеющий
самыми современными методиками и технологиями воспитания, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.
Из вышеизложенного вытекает необходимость организации деятельности временных научно-исследовательских коллективов по разработке новых технологий подготовки воспитателей, наставников и т. д.
С использованием информационных технологий становится возможным обмен опытом по проблемам духовно-патриотического воспитания между участниками воспитательного процесса, например посредством интерактивной конференции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание современной молодежи» и др.
В качестве особой формы духовнопатриотического воспитания российской молодежи следует рассматривать подготовку и издание информационных материалов о деятельности и опыте работы общественных движений, церкви в области патриотического воспитания, в том числе с применением информационных технологий (например, о программе «Патриот Отечества» и т. д.).
Эффективной формой работы являются экскурсии: в краеведческий музей, ближайший храм, кафедральный собор и т. д.
Очень важна организация встреч представителей церкви с молодежью. Так, в мае 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречался сначала с московскими, а затем с петербургскими студентами, учащимися духовных школ, членами молодежных организаций. Такая форма общения охватила тогда около 13 тыс. молодых людей [1, с. 2, 4].
Целенаправленное использование
материала, характеризующего основные проблемы и тенденции развития общества, в процессе формирования гражданской позиции молодежи России
При реализации данного направления следует помнить, что молодежь нуждается не в отвлеченных разговорах и не в подробных инструкциях, а в конкретных
примерах нравственности из реальной жизни. Рассказы о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, проникнутые патриотическим чувством самого наставника, дадут молодым людям возможность соприкоснуться с духовным опытом других людей. Великий полководец А. В. Суворов говорил: «Возьми себе за образец героя древних времен, иди за ним вслед, поравняйся. Обгони— слава тебе!» [9, с. 32]. Примеры беззаветной любви к Родине святых благоверных князей А. Невского, Д. Донского, святого праведного адмирала Ф. Ф. Ушакова, великих полководцев А. В. Суворова, М. И. Кутузова, верных Отечеству и православной вере солдат Е. Родионова, А. Трусова, И. Яковлева, А. Железнова и многих других «христолюбивых воинов», которые служили родной земле, исполняя евангельскую заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за дру-ги своя», должны вечно жить в памяти потомков.
Одним из методов духовно-патриотического воспитания можно назвать разбор высказываний выдающихся личностей о Родине, служении ей. Целесообразность этого метода подтверждена словами Луция Аннея Сенеки о том, что «образование людей должно было начаться пословицами и должно кончиться мыслями» [10, с. 799].
Третье направление деятельности духовно-патриотического воспитания российской молодежи будет наиболее эффективно реализоваться при прямом включении воспитанников в различные стороны общественной жизни и деятельности, их участии в таких мероприятиях, как празднование дней, имеющих важное значение в жизни Отечества; восстановление храмов, монастырей; поиск неизвестных воинских захоронений; уход за памятниками и монументами; проведение разнообразных десантов, сборов помощи, благотворительных, военно-патриотических мероприятий; встреча с ветеранами войны; изготовление наглядных пособий для учащихся младших классов (плакатов, сувениров с изображением государственных символов России, а
также государственных символов субъектов Российской Федерации).
Резюмируя, отметим, что воспитание человека, готового «служить Отчизне верой и правдой», есть первостепенная задача современного российского общества. Подлинными и действенными основами всех возможных практических подходов в ее решении являются религия, вера и духовность. Чтобы возродить во всей полноте систему патриотического воспитания, необходима консолидация сил общественных, образовательных и религиозных институтов. Кроме того, следует учесть, что эффективным процесс духовно-патриотического воспитания молодежи станет лишь в том случае, если выделенные нами направления (и мероприятия внутри них) будут реализоваться в виде системы действий, всецело охватывающей становление человека как личности, гражданина и патриота.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Будем сильнее всякого кризиса // Наука и религия. — 2009. — № 6. — С. 2—4.
2. Гербарт, И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении / И. Ф. Гербарт ; пер. А. В. Адольфа. — М. : [Б. и.], 1906. — 360 с.
3. Ильин, И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954 гг. / И. А. Ильин. — М. : Рарогъ, 1992. — Т. 2. — 271 с.
4. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М. : [Б. и.], 1993. — 201 с.
5. Кузьмин, В. Верой и правом / В. Кузьмин, К. Латухина // Рос. газ. — 2009. — 23 июля. — С. 1—2.
6. Мусин-Пушкин, А. А. О необходимости национального направления нашей школы / А. А. Мусин-Пушкин // Рус. словесность. — 1996. — № 4. — С. 33—35.
7. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rv.ru/ со^е^^р3?1ё=5217.
8. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. — М. : Педагогика, 1989. — 542 с.
9. Философская мысль в афоризмах IV—XVIII веков / сост. Л. Е. Лавренова. — СПб. : Паритет, 1999. — 352 с.
10. Энциклопедия ума / авт.-сост. С. Дмитрен-ко. — М. : ОЛМА МЕДИА Групп, 2007. — 606 с.
Поступила 30.12.09.
35