Научная статья на тему 'Направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи'

Направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВО / РОДИНА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА / MOTHERLAND / HOMELAND / PATRIOTISM / PATRIOTIC UPBRINGING / SPIRITUALITY / ORTHODOX CHRISTIAN BELIEF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саратовцева Надежда Валентиновна

Раскрываются направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи, показывается важность взаимодействия образовательных учреждений с государством, церковью, педагогической наукой, семьей, средствами массовой информации в деле организации эффективного воспитательного процесса. Подчеркивается ведущая роль православия в формировании гражданской позиции молодых людей России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of Spiritual and Patriotic Upbringing of Young People in Russia

The article deals with directions of spiritual and patriotic upbringing of young people in Russia, demonstrates the importance of interaction between educational institutions and the state, church, school pedagogics, family and mass media as integral parts in the organisation of an efficient upbringing. The author emphasizes the leading role of the Orthodox Christianity in shaping civil position of young people in Russia.

Текст научной работы на тему «Направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи»

№ 3, 2010

НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Н. В. Саратовцева (Пензенская государственная технологическая

академия)

Раскрываются направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи, показывается важность взаимодействия образовательных учреждений с государством, церковью, педагогической наукой, семьей, средствами массовой информации в деле организации эффективного воспитательного процесса. Подчеркивается ведущая роль православия в формировании гражданской позиции молодых людей России.

Ключевые слова: Отечество; Родина; патриотизм; патриотическое воспитание; духовность; православная вера.

В современных условиях приоритетным направлением воспитательного процесса должно стать формирование человека нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу своей страны, истинного патриота. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» патриотическое сознание российских граждан определено как важнейшая ценность, основа духовно-нравственного единства общества.

Для организации эффективного патриотического воспитания усилий одной только системы образования недостаточно. Сегодня крайне необходимы консолидация сил, согласование полномочий и ответственности государства, церкви, педагогической науки, семьи, образовательных учреждений и средств массовой информации. Со времен Древнего Рима известно, что при согласии малые дела растут, при несогласии и великие гибнут.

Ведущая роль в процессе консолидации принадлежит образовательным учреждениям как центрам интегративного, социокультурного, общенационального пространства духовно-нравственного и патриотического развития российской молодежи. Между тем не следует забывать, что воспитание каждого человека начинается с семьи. Велика роль родителей в воспитании детей. «Будущее нации — в руках матерей», — утверждал Оноре де Бальзак [10, с. 359]. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», — вторил ему Шарль Луи

де Секонда Монтескье, барон де ла Бред [10, с. 223].

Взаимодействие семьи и образовательных учреждений содействует духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию не только молодых людей, но и их родителей. Его можно рассматривать как социально-педагогическую технологию патриотического становления общества.

Снижению культурного уровня современного общества, в том числе традиционной духовно-национальной иерархии ценностей, во многом способствует то обстоятельство, что на молодежь через прессу, телевидение, радио, Интернет обрушивается поток низкопробной информационной продукции. Все это приводит к интеллектуальной и духовной деградации личности. Пути выхода из сложившегося положения предлагаются разные. Один из них обозначен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «Я не вижу другого пути для духовного возрождения нашего народа, кроме как перевести религиозный фактор исключительно из сферы фольклора, культуры в сферу реальных размышлений, в сферу реального творчества, чтобы религиозные истины помогали человеку справляться в том числе и с кризисными явлениями... чтобы сохранить себя, свою страну, свою культурную самобытность, чтобы нас не раздавил информационный поток, мы должны научиться сопрягать свои убеждения с реальностью» [1, с. 3].

Не вызывает сомнения необходимость действенного закона, защищающего духовную и информационную среду © Саратовцева Н. В., 2010 31

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

России, а также важность развития патриотического воспитания на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Что касается России, то не следует забывать, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие». Об их вселенском значении говорили А. С. Хомяков, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев и другие мыслители. В Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивается, что русскому православию принадлежит особая роль в истории страны, в становлении ее духовности и культуры, при этом необходимо уважение и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Среди участников процесса патриотического воспитания российской молодежи большое значение принадлежит Русской православной церкви. Она всегда поддерживала единство и целостность России как величайшую ценность. История нашего Отечества знает многочисленные примеры того, как пастыри церкви наставляли прихожан на мужественную борьбу с врагами, а сами принимали мученическую смерть. Вера помогала преодолевать тяжелые испытания, укрепляла народный дух.

Таким образом, образовательные учреждения и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями (ветеранскими, национально-культурными и др.), а также учреждениями дополнительного образования, культуры призваны создать единое пространство духовно-патриотического воспитания молодежи.

Ниже приведены положения, раскрывающие концептуально-методологические основы формирования патриотизма у российской молодежи в современных условиях.

1. Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине, служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Быть патриотом — значит служить Отечеству, работать на его благо, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным благополучием, а в экстремальных (военных) условиях и жизнью.

3. Патриотические умонастроения российской молодежи формируются одновременно с развитием их эмоционально-нравственной сферы (сопереживание, неравнодушие к трудностям развития страны) и готовности пойти на самые решительные действия во имя высоких идеалов.

4. Патриотическая идея неразрывно связана с религиозными традициями. Отношение к Отечеству — основополагающий критерий в оценке человеческой личности. Цель патриотического воспитания — формирование человека, для которого борьба за благо и процветание Отечества совпадает с его стремлением к праведной жизни.

В соответствии с положениями Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» можно выделить несколько направлений духовно-патриотического воспитания российской молодежи. Далее приводится их краткая характеристика.

Обогащение содержания обучения посредством включения в него духовно-нравственного, культурноисторического компонентов

Духовно-патриотическое становление молодежи следует осуществлять не на идеологическом, а на предметном основании. Существенную роль в становлении патриота своей страны играют такие учебные дисциплины, как литература, история. По словам отечественного педагога А. А. Мусина-Пушкина, только на почве любви к родному через восприятие величавых образов литературы, русской истории «возможно в будущем широкое развитие духовных сил народа и полный расцвет народного гения» [6, с. 34]. Мы не можем быть «Иванами, не помнящими своего родства». Все

мы должны знать свою историю, знать и помнить тех великих людей, которые внесли немалый вклад в развитие России. Необходимо брать пример непоколебимой стойкости и беззаветной любви к Родине у наших великих предков.

Вся история России свидетельствует, что вопросы патриотического воспитания не могут рассматриваться изолированно от религии. «Каждый культурный человек должен знать, что история нашей страны тесно связана с 1000-летней историей христианства на Руси», — сказал патриарх Алексий II на церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение» [7].

В настоящее время меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. 21 июля 2009 г. был сделан важный шаг в этом направлении. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на встрече с лидерами традиционных российских конфессий поддержал введение в российских школах по выбору семьи школьника изучение либо истории и основ культуры какой-то одной конфессии, либо сразу всех основных мировых религий, либо курса «Основы светской этики». С весны 2010 г. в России был начат такой эксперимент в 18 регионах страны. Если опыт проводимого эксперимента окажется успешным, то практика преподавания новой дисциплины уже с 2012 г. будет перенесена на всю Россию [5, с. 2].

Сейчас становится возможным привлечение священнослужителей к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий.

В рамках первого направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи возможно проведение интегрированных занятий. Например, на занятии по отечественной истории, знакомя обучаемых с ходом Невской битвы, можно использовать музыкальное произведение — кантату С. Прокофьева «Александр Невский», организовать просмотр фрагмента одноименного художественного фильма, рассказать учащимся о благоверном князе Александре Невском как святом праведном воине.

Активизировать духовно-патриотический рост современной российской молодежи возможно проведением конкурсов по этой тематике, например, на лучшую книгу патриотической направленности: «Военные священники», «Отчизны верные сыны», «Армия и религия» и др.

В рамках факультативных дисциплин или дисциплин по выбору целесообразно организовать работу по изучению родного края, а также помощь в создании музея, краеведческого уголка и т. д. Возможна организация тематических выставок («Реликвии воинской славы России» и др.).

На наш взгляд, без изменений в содержании обучения в настоящее время нельзя воспитывать у молодежи любовь к Родине и высокую нравственность.

Усиление воспитательных функций педагогического процесса

В последние годы существенно меняется представление о профессиональной школе как учреждении, где можно получить только знания, умения и навыки в узкопрофессиональной сфере. Профессиональная школа, как, впрочем, и другие образовательные учреждения, должна стать средоточием не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной, культурной жизни человека.

Очень важно усиление воспитательных функций педагогического процесса. Если в первом варианте (1992 г.) Закона РФ «Об образовании» говорилось, что образование — это обучение и воспитание, то во втором варианте (1996 г.) подчеркивается, что образование есть воспитание и обучение. Такая перемена мест слагаемых означает определенную смену приоритетов. Актуальными становятся слова И. А. Ильина о том, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодухов-ные силы; оно развязывает и поощряет в человеке ,,волка“» [4, с. 309].

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Один из выдающихся педагогов XIX в. И. Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как «средство без цели», а нравственное воспитание без обучения — как «цель, лишенная средств». Важную роль в нравственном воспитании он отводил религиозному интересу как части многостороннего интереса, считая, что его надо возбуждать у обучающихся как можно раньше и постоянно развивать [2].

Педагог-классик Л. Н. Толстой в статье «О воспитании (Ответ на письмо В. Ф. Булгакова)» отстаивал тезис о единстве воспитания и образования. «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно», — полагал он. Однако самым важным в образовании, по его мнению, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения. А для того, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания — религия и нравственность [8, с. 451].

Нравственное воспитание как важнейшее направление деятельности образовательного учреждения должно строиться на основе религиозной этики. Как писал в свое время И. А. Ильин, «жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. Внешнее (то есть внешний контроль, законы и кодексы) само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения. Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства» [3, с. 40]. Иными словами, даже если силовыми приемами и можно чего-то добиться, то это не будет иметь под собой твердой стержневой основы. Все должно начинаться с душевного мира человека. Опираясь на религию, можно формировать у человека такие добродетели, как честность, терпимость, способность к самопожертвованию, любовь к родине.

Духовное взросление воспитанника немыслимо без светящейся души педагога. Бездуховный учитель, владеющий

самыми современными методиками и технологиями воспитания, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.

Из вышеизложенного вытекает необходимость организации деятельности временных научно-исследовательских коллективов по разработке новых технологий подготовки воспитателей, наставников и т. д.

С использованием информационных технологий становится возможным обмен опытом по проблемам духовно-патриотического воспитания между участниками воспитательного процесса, например посредством интерактивной конференции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание современной молодежи» и др.

В качестве особой формы духовнопатриотического воспитания российской молодежи следует рассматривать подготовку и издание информационных материалов о деятельности и опыте работы общественных движений, церкви в области патриотического воспитания, в том числе с применением информационных технологий (например, о программе «Патриот Отечества» и т. д.).

Эффективной формой работы являются экскурсии: в краеведческий музей, ближайший храм, кафедральный собор и т. д.

Очень важна организация встреч представителей церкви с молодежью. Так, в мае 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречался сначала с московскими, а затем с петербургскими студентами, учащимися духовных школ, членами молодежных организаций. Такая форма общения охватила тогда около 13 тыс. молодых людей [1, с. 2, 4].

Целенаправленное использование

материала, характеризующего основные проблемы и тенденции развития общества, в процессе формирования гражданской позиции молодежи России

При реализации данного направления следует помнить, что молодежь нуждается не в отвлеченных разговорах и не в подробных инструкциях, а в конкретных

примерах нравственности из реальной жизни. Рассказы о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, проникнутые патриотическим чувством самого наставника, дадут молодым людям возможность соприкоснуться с духовным опытом других людей. Великий полководец А. В. Суворов говорил: «Возьми себе за образец героя древних времен, иди за ним вслед, поравняйся. Обгони— слава тебе!» [9, с. 32]. Примеры беззаветной любви к Родине святых благоверных князей А. Невского, Д. Донского, святого праведного адмирала Ф. Ф. Ушакова, великих полководцев А. В. Суворова, М. И. Кутузова, верных Отечеству и православной вере солдат Е. Родионова, А. Трусова, И. Яковлева, А. Железнова и многих других «христолюбивых воинов», которые служили родной земле, исполняя евангельскую заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за дру-ги своя», должны вечно жить в памяти потомков.

Одним из методов духовно-патриотического воспитания можно назвать разбор высказываний выдающихся личностей о Родине, служении ей. Целесообразность этого метода подтверждена словами Луция Аннея Сенеки о том, что «образование людей должно было начаться пословицами и должно кончиться мыслями» [10, с. 799].

Третье направление деятельности духовно-патриотического воспитания российской молодежи будет наиболее эффективно реализоваться при прямом включении воспитанников в различные стороны общественной жизни и деятельности, их участии в таких мероприятиях, как празднование дней, имеющих важное значение в жизни Отечества; восстановление храмов, монастырей; поиск неизвестных воинских захоронений; уход за памятниками и монументами; проведение разнообразных десантов, сборов помощи, благотворительных, военно-патриотических мероприятий; встреча с ветеранами войны; изготовление наглядных пособий для учащихся младших классов (плакатов, сувениров с изображением государственных символов России, а

также государственных символов субъектов Российской Федерации).

Резюмируя, отметим, что воспитание человека, готового «служить Отчизне верой и правдой», есть первостепенная задача современного российского общества. Подлинными и действенными основами всех возможных практических подходов в ее решении являются религия, вера и духовность. Чтобы возродить во всей полноте систему патриотического воспитания, необходима консолидация сил общественных, образовательных и религиозных институтов. Кроме того, следует учесть, что эффективным процесс духовно-патриотического воспитания молодежи станет лишь в том случае, если выделенные нами направления (и мероприятия внутри них) будут реализоваться в виде системы действий, всецело охватывающей становление человека как личности, гражданина и патриота.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Будем сильнее всякого кризиса // Наука и религия. — 2009. — № 6. — С. 2—4.

2. Гербарт, И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении / И. Ф. Гербарт ; пер. А. В. Адольфа. — М. : [Б. и.], 1906. — 360 с.

3. Ильин, И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954 гг. / И. А. Ильин. — М. : Рарогъ, 1992. — Т. 2. — 271 с.

4. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М. : [Б. и.], 1993. — 201 с.

5. Кузьмин, В. Верой и правом / В. Кузьмин, К. Латухина // Рос. газ. — 2009. — 23 июля. — С. 1—2.

6. Мусин-Пушкин, А. А. О необходимости национального направления нашей школы / А. А. Мусин-Пушкин // Рус. словесность. — 1996. — № 4. — С. 33—35.

7. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rv.ru/ со^е^^р3?1ё=5217.

8. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. — М. : Педагогика, 1989. — 542 с.

9. Философская мысль в афоризмах IV—XVIII веков / сост. Л. Е. Лавренова. — СПб. : Паритет, 1999. — 352 с.

10. Энциклопедия ума / авт.-сост. С. Дмитрен-ко. — М. : ОЛМА МЕДИА Групп, 2007. — 606 с.

Поступила 30.12.09.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.