Научная статья на тему 'Направления диверсификации деятельности малых предприятий в Краснодарском крае'

Направления диверсификации деятельности малых предприятий в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое предпринимательство / диверсификация / социальное предпринимательство / закупочная деятельность / кооперация / инфраструктура поддержки / инновационное предпринимательство / экспортно-ориентированные малые предприятия / импортозамещение / small business / diversification / social entrepreneurship / procurement / coopera- tion / support infrastructure / innovative entrepreneurship / export-oriented small enterprises / im- port substitution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Р. Мосьпан

Одной из наиболее острых проблем в сфере развития малого предпринимательства в Краснодарском крае является неравномерность его развития по отраслям и сферам деятельности. С целью решения данной проблемы на основе анализа документов стратегического планирования определены приоритетные направления диверсификации деятельности малых предприятий, а также меры по их реализации. Среди них следует выделить развитие социального и инновационного предпринимательства, поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий и малых предприятий, реализующих политику импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTION OF DIVERSIFICATION OF SMALL BUSINESSES IN THE KRASNODAR REGION

One of the most acute problems in the development of small business in the Krasnodar region is the uneven development of its industries and areas of activity. In order to solve this problem, based on the analysis of strategic planning documents, the priority directions of diversification of small enterprises, as well as measures for their implementation are identified. Among them are the development of social and innovative entrepreneurship, support for exportoriented small enterprises and small enterprises implementing the policy of import substitution.

Текст научной работы на тему «Направления диверсификации деятельности малых предприятий в Краснодарском крае»

НАПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

В.Р. Мосьпан, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10377

Аннотация. Одной из наиболее острых проблем в сфере развития малого предпринимательства в Краснодарском крае является неравномерность его развития по отраслям и сферам деятельности. С целью решения данной проблемы на основе анализа документов стратегического планирования определены приоритетные направления диверсификации деятельности малых предприятий, а также меры по их реализации. Среди них следует выделить развитие социального и инновационного предпринимательства, поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий и малых предприятий, реализующих политику импортозамещения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, диверсификация, социальное предпринимательство, закупочная деятельность, кооперация, инфраструктура поддержки, инновационное предпринимательство, экспортно-ориентированные малые предприятия, импортозамещение

Краснодарский край - один из общероссийских лидеров по развитию малого и среднего бизнеса. На малый и средний бизнес в валовом региональном продукте приходится 33%, тогда как в среднем по России этот показатель составляет 19,9%. Таким образом, в крае наблюдается высокая активность предпринимательства при значительных возможностях его дальнейшего развития. Однако при наличии положительных тенденций существуют острые проблемы, препятствующие развитию предпринимательской среды на Кубани [1].

Развитие малого предпринимательства должно способствовать занятости и диверсификации экономики каждой территории. Однако анализ его развития в Краснодарском крае позволил выявить доминирующую долю торговли в количестве малых предприятий (34,7%), численности занятых работников в малом предпринимательстве (29,3%) и обороте малых предприятий (58,5%). Развитию предпринимательской среды по всем направлениям, как в крае, так и в России в целом, во многом мешает неопределенность и неразвитость инфраструктуры поддержки предпринимательства. В торговле преодолеть эти нега-

тивные факторы проще, поэтому она и развивается наиболее активно [2].

Однако на Кубани также активно развиваются сельское хозяйство, промышленность, туризм, транспортный комплекс, и в этом процессе должен участвовать не только крупный бизнес. Так, например, в сфере туризма целесообразно развивать малый бизнес по таким направлениям как агротуризм, сельский туризм. В связи с активной реализацией политики импорто-замещения в сельском хозяйстве в качестве перспективных направлений для малого бизнеса выделяются овощеводство, садоводство, животноводство и сельхозперера-ботка [3]. Также в качестве приоритетных для развития малого бизнеса отмечаются сфера услуг, 1Т-индустрия, что вызвано необходимостью развития информационных технологий и программных продуктов.

Анализ документов стратегического планирования в сфере малого предпринимательства показал, что с целью диверсификации деятельности малых предприятий и целенаправленного изменения отраслевой структуры малого предпринимательства необходима реализация следующих

приоритетных направлений и мер по их достижению [4, 5]:

1. Развитие социального предпринимательства. Субъектами социального предпринимательства являются малые предприятия, осуществляющие деятельность в социальной сфере. Например, специализирующиеся на производстве продукции и оказании услуг малоимущим и социально уязвимым гражданам, а также создающие рабочие места для таких граждан. Анализ показывает, что в настоящее время существует большой потенциал для развития малого бизнеса в социальной сфере. В связи с этим необходимо наращивать удельный вес малых субъектов, осуществляющих социальную деятельность, путем их стимулирования и привлечения к решению институциональных социальных задач приоритетного характера. Для этого является необходимым осуществление таких мероприятий как:

- организация адресности оказания поддержки малым субъектам путем определения отраслей и сфер деятельности, относящихся к социальному предпринимательству и формирования системы критериев отнесения малых предприятий к субъектам социального предпринимательства;

- минимизация барьеров и ограничений для активизации социальной деятельности малых субъектов;

- финансовая поддержка, в том числе предоставление субсидий на реализацию инвестиционных проектов в социальной сфере;

- освещение деятельности малых субъектов в социальной сфере;

- создание инфраструктуры для стимулирования развития социального предпринимательства.

2. Организация и развитие системы поставок продукции, работ, услуг государственным и муниципальным органам малыми предприятиями. Закупочная деятельность для государственных и муниципальных нужд имеет годовой оборот более 25 трлн рублей, что составляет около 30% ВВП России. Анализ показывает, что в рамках данной деятельности возможно динамичное развитие малых предприятий.

Для этого необходимо реализовать ряд мероприятий, направленных на их вхождение в производственные цепочки крупных организаций государственного и муниципального сектора экономики, в том числе:

- периодический и системный анализ потребностей заказчиков в привлечении малых предприятий к осуществлению поставок;

- обеспечение прозрачности в сфере закупок продукции, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- постепенное увеличение обязательного размера на закупки у малых субъектов с 18% в 2016 году до 25%;

- сокращение затрат малых субъектов -поставщиков продукции, товаров, услуг от ведения закупочной деятельности на основе применения системы электронных торгов;

- совершенствование организационной и технологической подготовки малых субъектов к ведению деятельности в качестве поставщиков;

- методическая помощь малым субъектам для осуществления поставок;

- ведение реестра малых субъектов, обладающих производственными мощностями, технологиями и профессиональными компетенциями для реализации договоров и обеспечения надежных поставок для органов власти и предприятий государственного и муниципального сектора экономики;

- проведение систематического мониторинга и контроля эффективности закупок у малых предприятий специально созданными для этого органами;

- осуществление партнерских программ между заказчиками и малыми предприятиями, в том числе развитие частно-государственного и частно-муниципального партнерства [5].

3. Развитие кооперации крупных и малых предприятий в производственной сфере. В настоящее время малые предприятия Краснодарского края слабо привлечены к промышленной деятельности, так как не развита кооперация, не отлажено эффективное взаимодействие между крупными и малыми субъектами. Однако как показывает анализ, мобильные и адаптив-

ные малые субъекты можно эффективно использовать для создания новых производств на базе наукоемких технологий и обновления существующих производств, расширения номенклатуры выпускаемой продукции крупными компаниями. Для этого необходимо сформировать специализированную инфраструктуру поддержки в области инновационного промышленного производства (центры сертификации, стандартизации и испытаний, территориальные центры инжиниринга, прототипи-рования), которая позволит повысить уровень технологической готовности малых предприятий к участию в производственных цепочках крупного бизнеса, облегчит лицензирование, аттестацию и сертификацию для поставщиков - субъектов малого предпринимательства [6].

4. Повышение эффективности видов и форм поддержки развития инновационного предпринимательства. В настоящее время в крае наблюдается низкая инновационная и инвестиционная активность малых предприятий. С целью решения данной проблемы необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

- поддержка малых инновационных предприятий на разных стадиях жизненного цикла;

- формирование эффективного инновационного лифта, предполагающее непрерывное финансирование инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла;

- использование грантовых механизмов, увеличение финансирования программ по предоставлению грантов начинающим предпринимателям для поддержки инновационных проектов на начальной стадии;

- стимулирование расширения производства инновационной и высокотехнологичной продукции малыми предприятиями с целью ускорения их роста до средних предприятий.

5. Развитие экспортного потенциала и поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий. В Краснодарском крае удельный вес малых субъектов в совокупном объеме краевого экспорта явля-

ется незначительным. В связи с этим необходима реализация таких мероприятий как:

- формирование и развитие инфраструктуры поддержки экспорта на краевом уровне (центры координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого предпринимательства);

- поддержка экспортно-ориентированных проектов и программ и их организационное сопровождение в режиме единого окна;

- различные виды поддержки подготовки малых субъектов к вхождению на зарубежные рынки;

- методическое сопровождение и установление единых стандартов оказания поддержки малым экспортным субъектам;

- внедрение электронных форм торговли (организация системы взаимодействия экспортеров с электронными торговыми площадками, расчетными сервисами, логистическими операторами), которое в настоящее время предоставляет целый спектр дополнительных возможностей и резервов для развития малых субъектов на зарубежных рынках;

- совершенствование организационных аспектов экспорта малых субъектов, в том числе упрощение основных налоговых и таможенных функций.

6. Развитие системы поддержки малых предприятий, реализующих политику им-портозамещения. Для этого необходима реализация таких мер как:

- внедрение и распространение подходящих для краевой экономики передового опыта и практики импортозамещения;

- формирование специальных реестров импортозамещаемых товаров и баз данных, содержащих информацию о приоритетной продукции, требующей импортоза-мещения с учетом технологических приоритетов [7].

Ожидаемыми результатами реализации представленных направлений будут являться рост оборота субъектов малого предпринимательства, увеличение в нем доли обрабатывающей промышленности, рост доли экспорта малых предприятий в общем объеме экспорта.

Библиографический список

1. Плотникова Е.В., Сидоренков Б.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 539-545.

2. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае /// Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.

3. Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.

4. Проект Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. №1083-р. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года.

6. Плотникова Е.В. Основные проблемы развития малого предпринимательства на муниципальном уровне и направления их решения / Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 72-76.

7. Артемова Е.И. Оценка эффективности и приоритеты развития животноводства в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-2 (65). - С. 378-382.

THE DIRECTION OF DIVERSIFICATION OF SMALL BUSINESSES IN THE

KRASNODAR REGION

V.R. Mospan, student

Trubilin Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. One of the most acute problems in the development of small business in the Krasnodar region is the uneven development of its industries and areas of activity. In order to solve this problem, based on the analysis of strategic planning documents, the priority directions of diversification of small enterprises, as well as measures for their implementation are identified. Among them are the development of social and innovative entrepreneurship, support for export-oriented small enterprises and small enterprises implementing the policy of import substitution.

Keywords: small business, diversification, social entrepreneurship, procurement, cooperation, support infrastructure, innovative entrepreneurship, export-oriented small enterprises, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.