АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Б.М. Сидоренко, магистрант
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. Отражены актуальность и сущность инфраструктуры поддержки предпринимательства. Рассмотрен состав организаций, входящих в данную инфраструктуру в Краснодарском крае. Проведен анализ направлений их деятельности. Осуществлен анализ и сделаны выводы об эффективности реализации задачи, установленной в государственной программе Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края», по государственной поддержке организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: Краснодарский край, малое и среднее предпринимательство, инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства, государственная программа, государственная поддержка.
В Краснодарском крае наблюдается высокая активность предпринимательства при значительных возможностях его дальнейшего развития. Органами государственной власти и местного самоуправления в Краснодарском крае проводится совместная целенаправленная работа по оказанию государственной поддержки субъектам предпринимательства с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие края, в валовой региональный продукт [1]. В связи с этим приоритетным направлением регулирования предпринимательства в Краснодарском крае является формирование эффективной инфраструктуры его поддержки, в том числе повышение доступности для субъектов предпринимательства производственной, технологической, офисной инфраструктуры [2].
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - это система организаций, которые обеспечивают условия для создания субъектов предпринимательства и предоставляют им консультативную, информационную, учебную, кадровую и другие виды поддержки, в том числе на ранней стадии их деятельности [3].
Органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим регулирование развития малого бизне-
са, является департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных организаций, которые наряду с другими органами и учреждениями образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (рис.).
Фонд микрофинансирования предоставляет микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в сумме до 3 млн рублей сроком до 3 лет. С начала своей деятельности (2014 год) Фондом было выдано 828 займов на сумму 819,1 млн рублей.
Гарантийный фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства по банковским кредитам и гарантиям. С начала своей деятельности (2010 год) фондом было выдано 307 поручительств на сумму 1426,8 млн рублей. Так, в 2016 году было предоставлено 37 поручительств на сумму 236,6 млн рублей, что позволило предпринимателям привлечь кредитов на развитие своего бизнеса в объеме 466,3 млн рублей. По сравнению с 2014 годом количество и объем поручительств увеличились в 5,3 и 3,7 раза соответственно [4].
Рисунок 1. Система органов и учреждений инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае
Унитарная некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края»
Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
В настоящее время в рамках Гарантийного фонда создан и функционирует Центр поддержки предпринимательства, который оказывает на безвозмездной основе всестороннюю информационно-консультационную помощь субъектам малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
- финансовое планирование и сопровождение деятельности (бюджетирование, оптимизация налогообложения, бухгалтерские услуги, привлечение инвестиций и займов);
- патентно-лицензионное сопровождение деятельности (формирование патентно-лицензионной политики, патентование, разработка лицензионных договоров, определение цены лицензий);
- правовое обеспечение и юридическое сопровождение деятельности;
- бизнес-планирование и маркетинговое сопровождение деятельности (выработка маркетинговой стратегии и планов, рекламные кампании, дизайн, выставочные мероприятия, разработка и продвижение бренда, организация системы сбыта);
- информационное сопровождение деятельности;
- подбор персонала, применение трудового законодательства РФ;
- организация сертификации товаров, работ и услуг (в том числе международной), а также сертификация (при наличии соответствующей квалификации) предприятий по системе менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (ISO, GMP);
- добровольная сертификация товаров, работ и услуг, стандартизация и патентование;
- анализ потенциала малых и средних предприятий;
- услуги, направленные на повышение доступности для малых и средних предприятий кредитных и иных финансовых ресурсов;
- организация и проведение обучающих семинаров, конференций, форумов и «круглых столов», издание пособий; и др. [5].
Данные виды поддержки оказываются на договорной основе с 26 компаниями-партнерами. В 2016 году перечень оказываемых Центром услуг расширен. Теперь помимо перечисленных услуг, субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить
информацию обо всех существующих субсидиях, а также подать документы на их получение в окнах «Бизнес МФЦ», открытого при Центре в январе 2016 года.
Центр координации поддержки экспорта был создан в 2011 году как региональный элемент инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности. В Центре в режиме «единого окна» экспортно-ориентированные предприятия края имеют возможность на безвозмездной основе получить полный спектр государственной нефинансовой поддержки, в том числе информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку деятельности. В частности, Центр оказывает следующие услуги:
- консультационное содействие субъектам предпринимательства по организации и ведению внешнеэкономической деятельности;
- содействие экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства края в выходе на зарубежные рынки, поиск потенциальных партнеров и инвесторов, а также сопровождение деловых встреч и переговоров с иностранными партнерами;
- организация и проведение бесплатных обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров, тренингов) для повышения профессиональных знаний и навыков, а также вовлечения экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономическую деятельность;
- организация и проведение конференций, круглых столов, презентаций региона и иных промоутерских мероприятий, организованных для поддержки участников внешнеэкономической деятельности Краснодарского края;
- организация и проведение зарубежных деловых поездок (бизнес-миссий) для представителей экспортно-ориентированных субъектов края;
- организация участия предприятий региона в коллективных стендах в рам-
ках зарубежных мероприятий (выставки, форумы);
- продвижение внешнеэкономических проектов региональных экспортеров, сопровождение и экспертиза внешнеторговых контрактов, проведение маркетинговых исследований зарубежных рынков;
- переводы презентационных материалов, устные переводы при проведении переговоров, адаптация и переводы сайтов краевых экспортеров;
- ведение и обновление специализированного сайта, направленного на поддержку экспорта в Краснодарском крае (www.kubanexport.ru);
- организация приема и переговоров представителей зарубежных партнеров с заинтересованными в сотрудничестве предприятиями Краснодарского края [4].
Центр содействует выходу на иностранные рынки через взаимодействие с ВЭД порталом Минэкономразвития России и систему торгпредств, организует различные обучающие программы, выездные и зарубежные мероприятия, а также координирует региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере экспорта.
Основным методом регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае является программный метод, который позволяет обеспечивать согласованность, своевременность, финансирование, полноту реализации решений в данной сфере, а также эффективность использования средств и требуемый результат [6]. С 2016 года поддержка предпринимательства осуществляется в рамках подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае» государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края», координатором которой является департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края [7].
Одной из основных задач данной подпрограммы является государственная поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. С целью реализации данной задачи некоммерческим организациям,
входящим в данную инфраструктуру, предоставлялись субсидии из средств федерального и краевого бюджетов. Анализ достижения установленных индикаторов реализации данной задачи проведен в таблице [8].
Таблица 1. Анализ достижения целевых показателей задачи «Государственная поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», 2016 г._
Целевой показатель План Факт Степень достижения, %
Предоставление субсидий унитарной некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края»
Количество субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, получивших поддержку, ед. 8788 10700 121,8
Количество вновь созданных рабочих мест субъектами МСП, получившими поддержку, ед. 64 64 100,0
Количество проведенных консультаций и мероприятий (семинаров, «круглых столов», конференций) для субъектов МСП, ед. 8226 8310 101,0
- число участников, чел. 1040 2250 216,3
Предоставление субсидий некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края»
Количество субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, получивших поддержку, ед. 260 321 123,5
Объем выданных микрозаймов субъектам МСП, млн руб. 235,0 241,5 102,8
Предоставление субсидий Фонду «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства»
Количество субъектов МСП, получивших поддержку, ед. 150 188 125,3
Количество вновь созданных рабочих мест субъектами МСП, получившими поддержку, ед. 25 25 100,0
Количество проведенных консультаций и мероприятий для субъектов МСП, ед. 233 283 121,5
Количество заключенных субъектами МСП при содействии центра договоров на поставку товаров, работ, услуг за пределы территории РФ, ед. 27 36 133,3
Как видно из таблицы, по итогам достигнуты по всем позициям, что по-2016 года плановые значения заплани- зволяет сделать вывод об эффективно-рованных результатов деятельности ор- сти реализации программной задачи по ганизаций, образующих инфраструкту- государственной поддержке данной ин-ру поддержки предпринимательства, фраструктуры.
Библиографический список
1. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае / Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.
2. Плотникова Е.В. Основные проблемы развития малого предпринимательства на муниципальном уровне и направления их решения / Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 72-76.
3. Плотникова Е.В. Проблемы, влияющие на состояние и развитие страхования агропромышленного производства / Е.В. Плотникова // Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных на-
ук в 2015 году: Материалы научно-практической конференции. - 2016. - С. 67-73.
4. Официальный портал МСП на Кубани «Малый бизнес Кубани». -http://www.mbkuban.ru.
5. Плотникова Е.В. Программно-целевое управление как инструмент развития сельского (аграрного) туризма и сельских территорий Краснодарского края / Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №5 (70). - С. 319324.
6. Плотникова Е.В. Использование программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм (СЖФ) в крае / Е.В. Плотникова // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка: Сборник научных статей. Под ред. М.П. Дулина. - Краснодар, 2013. - С. 240-245.
7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года №943. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края».
8. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Краснодарского края за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/itogi/files/Doklad_GP2016.pdf.
ANALYSIS OF INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF BUSINESS IN
KRASNODAR REGION
B.M. Sidorenko, graduate student
Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Abstract. The relevance and essence of the business support infrastructure are reflected. The composition of the organizations included in this infrastructure in the Krasnodar region. The analysis of their activities is carried out. The analysis is carried out and conclusions are made about the effectiveness of the task set in the state program of the Krasnodar region "Socio-economic and innovative development of the Krasnodar region", on state support of organizations forming the infrastructure to support small and medium-sized businesses.
Keywords: Krasnodar region, small and medium-sized business, infrastructure of support of business entities, state program, state support.