ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
А.Н. Тишкова, студент
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10588
Аннотация. Обоснованы роль и значение Краснодарского края в стратегическом развитии России. Выявлены и охарактеризованы проблемы, препятствующие более эффективному инвестиционному развитию региона. Выделены негативные факторы внешней среды, влияние которых может усугубить наличие проблем в инвестиционном развитии. Приведены основные приоритеты инвестиционной политики в Краснодарском крае, реализация которых позволит устранить выявленные проблемы.
Ключевые слова: Краснодарский край, инвестиционное развитие, инфраструктура, инновационная активность, государственно-частное партнерство.
В настоящее время перед Россией поставлена стратегическая цель, связанная с повышением конкурентоспособности страны в глобальной экономической среде. Планируется, что в течение ближайших 10 лет Российская Федерация должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. При этом Россия не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и будет стремиться к созданию конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий. Важным условием реализации намеченных стратегических планов станет снижение «сырьевой зависимости» страны от природных ресурсов и развитие экономики «с высокой добавленной стоимостью» [1].
В этой связи стратегическое видение долгосрочного развития Российской Федерации, сформулированное на федеральном уровне, отводит Краснодарскому краю, роль «экономического локомотива» на южных рубежах страны и одного из «опорных регионов» России по обеспечению конкурентоспособности страны в глобальной экономической среде. Это обусловлено тем, что край занимает ключевое положение в Южном федеральном округе РФ, формируя его экономический потенциал и реализуя геостратегическую функцию форпоста стабильности на южных рубежах России. Краевая экономика вносит весомый вклад в формирование ва-
лового внутреннего продукта страны (более 2%), обеспечивая региону статус одного из «опорных» субъектов РФ в сфере модернизации российской экономики, инфраструктуры и социальной сферы, повышения качества жизни населения [2].
Однако, обладая высоким инвестиционным и экономическим потенциалом, Краснодарский край не реализовывает его в полной мере и продолжает относиться к группе регионов со средними показателями социально-экономического развития. Это обусловлено следующими проблемами, препятствующими более эффективному инвестиционному развитию края:
1. Ориентация краевой экономики на отрасли, не создающие высокой добавленной стоимости. Так, в формировании валового регионального продукта Краснодарского края ведущее место занимают оптово-розничная торговля (17,6%), транспорт и связь (17,9%), сельское хозяйство (13,4%). Таким образом, уделяется недостаточное внимание развитию отраслей с высокой добавленной стоимостью, в частности, промышленного комплекса и обрабатывающих производств.
2. Неспособность региональной инженерной инфраструктуры (особенно систем энергоснабжения) в полной мере удовлетворить возрастающие потребности хозяйствующих субъектов при реализации инвестиционных проектов. Это является существенным ограничением в развитии ре-
ального сектора экономики края. В частности, Краснодарский край является наиболее энергодефицитным регионом в Южном федеральном округе - вырабатываемая в крае электроэнергия лишь на 40% обеспечивает собственные потребности, что предполагает сравнительно высокую стоимость электроэнергии и существенные ограничения в обеспечении устойчивого энергоснабжения.
3. Дефицит специально подготовленных инфраструктурных площадок для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленные, технологические парки), недостаток инвестиционных площадок, подготовленных «под ключ», в том числе дефицит качественных складских помещений, длительная и затратная процедура подключения производственных объектов к инженерным сетям, что отражается на экономической эффективности инвестиционных проектов. В результате фактор непредсказуемых инфраструктурных издержек заставляет некоторых инвесторов осуществлять выбор места для реализации инвестиционных проектов в соседних регионах.
Кроме того, край характеризуется низкой доступностью земельных ресурсов, так как значительная доля инвестиционно привлекательных земельных участков находится в частной собственности и используется неэффективно с точки зрения вклада в развитие региональной экономики [3, 4].
4. Недостаточный уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличие «узких мест» в транспортной инфраструктуре, что обусловлено ограниченной пропускной способностью автомобильных и железных дорог на подъезде к ключевым портовым комплексам, а также по направлению к главным курортным здравницам на Черноморском побережье в пиковый сезон. Межрегиональные автодорожные маршруты не соответствуют требованиям, предъявляемым к транзитным магистралям [5].
5. Высокий уровень износа основных производственных фондов на предприятиях промышленного комплекса Краснодарского края (в большинстве случаев пре-
вышающий 50%), что снижает инвестиционную привлекательность предлагаемых площадок.
6. Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, подготовленных по инженерно-техническим специальностям, что является дополнительным препятствием для инвесторов, ориентированных на создание в крае высокотехнологичных производств, где предъявляются высокие требования к качеству подготовки работника и его профессиональным компетенциям [6].
7. Низкая инновационная активность действующих предприятий, что обусловлено недостаточным уровнем развития механизмов, позволяющих обеспечивать коммерческое применение научно-исследовательских разработок и создание на их основе конечной продукции, пользующейся спросом, а также нехваткой объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры прототипирования и т.д.) [7].
Наличие проблем в инвестиционном развитии усугубляется влиянием негативных факторов внешней среды (угроз):
- расположение территории Краснодарского края в относительной близости к зонам конфликтов на Украине, Северном Кавказе и грузино-югоосетинскому конфликту, что создает определенные опасения у потенциальных зарубежных инвесторов;
- усиливающаяся конкуренция за инвестиции, так как в настоящее время многие регионы России ведут активную и системную работу по созданию более комфортных и привлекательных условий для инвесторов на своей территории;
- усиление социальной ориентированности расходов краевого бюджета, что ограничивает возможности края в создании инфраструктурных условий для привлечения прямых инвестиций в региональную экономику и, соответственно, сдерживает появление в регионе новых субъектов хозяйственной деятельности, являющихся источником дополнительных доходов краевого бюджета в будущем периоде;
- во внешнеторговой деятельности Краснодарского края сохраняется модель «импорт готовых товаров в обмен на экс-
порт сырья и энергоносителей», что означает скрытый отток добавленной стоимости из экономики и закрепление экспортно-сырьевой модели развития региона.
Отраженные проблемы в инвестиционном развитии Краснодарского края требуют выработки системных мер по качественному преобразованию реального сектора экономики. При этом в качестве основных приоритетов инвестиционной политики должны выступать:
- привлечение инвестиций в развитие приоритетных стратегически значимых отраслей краевой экономики (АПК, ку-рортно-рекреационный и туристский комплекс, морской транспортный комплекс, обрабатывающая промышленность, сектор информационно-коммуникационных технологий);
- модернизация региональной инфраструктуры с целью создания благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций, в том числе производственной, электроэнергетической и транспортно-логистической;
- развитие системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями инвесторов;
Библиографический список
1. Инвестиционная стратегия Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investkuban.ru/ru/o-regione/strategiya-razvitiya.
2. Артемова Е.И. Оценка эффективности и приоритеты развития животноводства в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №12-2 (65). - С. 378-382.
3. Плотникова Е.В. Развитие сельскохозяйственных логистических центров как фактор активизации аграрного потенциала Краснодарского края / Е.В. Плотникова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 67-73.
4. Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.
5. Гладышева Е.И. Стратегическое планирование развития санаторно-курортного комплекса в муниципальном образовании город-курорт Анапа / Е.И. Гладышева, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы VIII международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 71-78.
6. Плотникова Е.В. Современное состояние и проблемы развития промышленности строительных материалов Российской Федерации // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 61-67.
7. Плотникова Е.В., Сидоренков Б.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 539-545.
- развитие и поддержка инновационной деятельности;
- повышение эффективности государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства [8].
Государственно-частное партнерство (ГЧП) является одним из наиболее прогрессивных инструментов стимулирования региональной инвестиционной и инновационной деятельности. ГЧП представляет собой соглашение между государственной (муниципальной) и частной сторонами о предоставлении инфраструктурных услуг населению или об оказании помощи государству и муниципалитетам в предоставлении этих услуг. Механизмы ГЧП в России эффективно используются в транспортной и жилищно-коммунальной сфере [9].
Реализация данных направлений обеспечит более эффективное развитие инвестиционной деятельности и комплексный социально-экономический эффект для Краснодарского края.
8. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае III Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова II Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.
9. Русинова Ю.С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации I Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова II Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.
PROBLEMS OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF KRASNODAR REGION AND THE MAIN DIRECTIONS OF THEIR SOLUTION
A.N. Tishkova, student
Trubilin Kuban state agrarian university
(Russia, Krasnodar)
Abstract. The role and importance of the Krasnodar region in the strategic development of Russia are substantiated. The problems hindering more effective investment development of the region are identified and characterized. The negative factors of the external environment, the influence of which can exacerbate the problems in investment development, are highlighted. The main priorities of investment policy in the Krasnodar region, the implementation of which will eliminate the identified problems.
Keywords: Krasnodar region, investment development, infrastructure, innovative activity, public-private partnership.