Научная статья на тему 'НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ (ЕДУКОЛОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ)'

НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ (ЕДУКОЛОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное образование / образовательные ценности / едукологизация / жизненное пространство существования человека / интеллектуальный фон / modern education / educational values / educologization / living space of human existence / intellectual background

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаязов Альфис Суфиянович

Развитие личности проходит в социальной среде, в которой формируются общественно значимые и культивируемые в данной среде качества, и которые становятся базой для ее различных проявлений. В то же время сама среда постоянно меняется, в ней действуют различные явления (фоны), и эти явления также оказывают влияние на процессы воспитания и развития личности. Это требует наполнения ее образовательными ценностями как необходимое условие формирования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILLING WITH EDUCATIONAL VALUES THE DEVELOPMENT ENVIRONMENT OF THE GROWING GENERATIONS (EDUCOLOGIZATION OF THE ENVIRONMENT)

Personal development takes place in a social environment in which socially significant and cultivated qualities are formed in this environment, and which become the basis for its various manifestations. At the same time, the environment itself is constantly changing, various phenomena (backgrounds) operate in it, and these phenomena also influence the processes of upbringing and development of the individual. This requires filling it with educational values as a necessary condition for the formation of a person.

Текст научной работы на тему «НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ (ЕДУКОЛОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ)»

ПЕДАГОГИКА

¿fe г^д ¿j^ ¿у. ¿'/л ¿Щ ^ ¿j^ ¿т«. t'Y^i'A ¿У* il^ js^i ij'i ¿y* ¿fc ¿у* ¿y-

DOI 10.24412/2223-0564-2022-1-8-15 A.C. Гаязов УДК 37.014.3

НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ (ЕДУКОЛОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ)

Аннотация

Развитие личности проходит в социальной среде, в которой формируются общественно значимые и культивируемые в данной среде качества, и которые становятся базой для ее различных проявлений. В то же время сама среда постоянно меняется, в ней действуют различные явления (фоны), и эти явления также оказывают влияние на процессы воспитания и развития личности. Это требует наполнения ее образовательными ценностями как необходимое условие формирования человека.

Ключевые слова: современное образование, образовательные ценности, едукологизация, жизненное пространство существования человека, интеллектуальный фон

Alfis S. Gayazov

FILLING WITH EDUCATIONAL VALUES THE DEVELOPMENT ENVIRONMENT OF THE GROWING GENERATIONS (EDUCOLOGIZATION OF THE ENVIRONMENT)

Abstract

Personal development takes place in a social environment in which socially significant and cultivated qualities are formed in this environment, and which become the basis for its various manifestations. At the same time, the environment itself is constantly changing, various phenomena (backgrounds) operate in it, and these phenomena also influence the processes of upbringing and development of the individual. This requires filling it with educational values as a necessary condition for the formation of a person.

Key words: Modern education, educational values, educologization, living space of human existence, intellectual background

Проблема формирования личности в наполненной образовательными ценностями среде развития, или едукологизация среды, лежит в плоскости взаимосвязи человека с окружающим миром вообще, в который входят человек, общество, природа. Понятия «среда обитания» как «жизненное пространство существования человека», «создание комфортных условий существования человека в рамках его жизненного пространства» из тех, которые сегодня активно

заявляют о себе [1, с. 221-239]. Продуктивным оказалось понятие «развитие в пространстве-времени детства», ставшее, «с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии на окружающий мир в целом, с другой - более инфантильным в плане социальной направленности. Это связано... с тем, что ныне к минимуму сведены структуры, обеспечивающие формирование детского социума, единство суще ствующих... строго регламентированных «горизонталей»,

Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Башкирского государственного университета, член-корреспондент РАО, академик АНРБ, (Уфа), e-mail: [email protected]

Alfis S. Gayazov, Dr. Sci. (Pedagogics), Prof., Head of the Department of Pedagogy, Bashkir State University, Associate Member of the Russian Academy of Education, Full Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: [email protected]

© Гаязов A.C., 2022

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2022/1 (95)

каждая из которых, особенно подростки и старшеклассники (ранняя юность), стремятся установить вертикальные связи, утверждая себя в контактах со Взрослым Миром» [4, с. 26-27].

Существуют механизмы, способы и средства интерактивного обмена человека энергией и информацией с составляющим жизненную среду природным, культурным и социальным окружением на идеях экоантропоцентристского подхода. Проектирование высокотехнологичной образовательной среды означает направленность образовательного процесса на формирование оптимальных способов и средств обмена человека со средой обитания на основе учета качественного состояния ее природных, рукотворных составляющих, уровня информационной культуры, ценностно-ориентационных приоритетов, способов взаимоотношения с другими людьми и отношения к социальной действительности [2, с. 20-27; 3, с. 26-35].

Отметим, что дело не только в подходах, если бы не попытки разрыва сущности взаимоотношений человека с окружающей средой (природной, культурной и т.д.) в период различных реформ, которые на поверку оказываются следующим шагом в хаотических попытках создания нового образования. Тревожит в этой ситуации отсутствие опоры на систему фундаментальных ценностей, культурных норм и традиций поведения и деятельности, ставших основами образа жизни, своего рода ментальными конструктами, на которых держится образование и вся цивилизация.

Едукологизация включает создание среды, наполненной образовательными ценностями; как процесс и результат она имеет цель, содержание, функции, задачи, принципы, движущие силы, методы, формы организации, условия реализации, взаимосвязь с другими общественными и педагогическими явлениями. Эти компоненты относят рассматриваемое явление к собственно педагогическому процессу. Для того, чтобы считать едукологизацию процессом педагогическим, есть веские и небесспорные основания.

Во-первых, сам процесс едукологизации среды развития ребенка имеет и преследует совершенно ярко выраженные педагогические цели и выступает дополняющим основной педагогический процесс элементом. Едукологизация, решая общие воспитательные задачи, способствует созданию общего образовательного фона, на котором происходит интериоризация общественно оправданных, социально ценных,

личностно значимых качеств личности современного ребенка - подростка - гражданина.

Во-вторых, едукологизация среды развития создается для содействия и развития процесса воспитания, для его функционального обогащения, раскрытия особенностей и усиления ряда сторон. Наполнение образовательными ценностями среды соответствует уровню развития общества, общественного сознания; принятым ценностным установкам и системе ценностей.

В-третьих, едукологизация среды развития обладает одной весьма важной особенностью -она не может быть негативной в связи с тем, что, как уже указывали, строится на системе общепринятых ценностей и влияет на ребенка в русле поставленных воспитательных целей.

Воспитание подрастающих поколений на современном этапе осуществляется в условиях изменения социально-экономических условий и условий функционирования образовательных организаций, их взаимоотношения с окружающей средой. Усилились негативные явления, среди которых угрожающих размеров приобрели ухудшение условий семейного воспитания; социальная, моральная, правовая и экономическая незащищенность детей, детская преступность. На фоне ослабления воспитательного воздействия семьи и образовательных организаций все более активным становится влияние виртуального мира, средств массовой информации. Образовавшийся вакуум в поле воспитания начинают занимать религиозные организации, зачастую экстремистского, изоляционистского толка, организации, порождающие межнациональную напряженность.

Основной целью в образовательной стратегии современности выступает обеспечение научно-методических, организационных и информационных и других условий для развития воспитательных систем не только в различных образовательных организациях, но и вокруг них, создание условий для их вариативного развития, что должно стать основой для полноценного развития личности, повышения ее интеллектуального и культурного уровня.

Результатом движения к данной цели выступает формирование человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала, отвечающего требованиям развивающегося общества. Определение цели выводит на конкретные задачи, которые стоят перед современной системой образования:

- повышение социального статуса воспитательного процесса в системе воспитания села, города, региона, страны, создание системы социально-психологической защиты детства, медико-социальной поддержки, помощи и реабилитации детей. Это даст возможность создать систему, основанную на интеграции всех субъектов воспитания и управления им;

- укрепление и развитие образовательной системы; всемерное расширение состава субъектов воспитания, возврат к забытой ныне интеграции усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающих поколений в новых формах (попечительские советы, советы содействия и другие общественные организации при учебных заведениях); активизация отечественных традиций и современного передового опыта в сфере воспитания; активное включение в процесс воспитания инновационных подходов;

- предоставление современному школьнику и студенту широкого спектра возможностей в личностном развитии, в повышении культуры межнациональных и межэтнических отношений на основе использования элементов народной педагогики как важного средства воспитания;

- свободное развитие, наполнение новым содержанием всех направлений воспитательного процесса, прежде всего принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданско-патриотического воспитания личности;

- усиление роли семьи в воспитании детей, вовлечение их в сферу совместных с органами образования воспитательных действий за счет оказания ей помощи в реализации воспитательных функций и психолого-педагогического просвещения.

Воспитание в таком пространстве рассматривается как открытая система, включающая в себя различные институты, объединенные единой целевой установкой и опирающаяся на соответствующие принципы. Принципы гуманистической направленности, культуросообразности, природосообразности выступают основополагающими в построении системы воспитания подрастающих поколений в образовательном пространстве. Принцип концентрации усилий субъектов воспитания на развитии социальной и культурной идентификации личности предполагает создание условий в формировании личности в полиэтнической среде. Принцип профессионализации должен реализовываться через механизм экспертного сопровождения принятия

решений в управленческих структурах различных уровней; принцип технологизации реализуется через сеть инновационных комплексов для производства, воспроизводства и тиражирования на творческом уровне образовательных технологий нового поколения; принцип регионализации реализуется через взаимодействие на уровне совместных комплексных проектов образования, здравоохранения, культуры, молодежных организаций, правоохранительных органов, предпринимательских структур, различных общественных организаций.

Воспитательная система располагает своими средствами, которые могут быть как общего, так и специфического порядка, учитывающие местные, национально-региональные компоненты. Особую значимость в реализации задач воспитания имеет опора на общечеловеческие, межнациональные ценности, идеалы и стандарты воспитания как выполнение заказа современного общества. При построении такой едукологизиро-ванной системы воспитания новое содержание приобретают человекообразующие функции.

Одной из важнейших функций выступает гуманитарная, содержание которой в сохранении и восстановлении экологии человека (его телесного и духовного здоровья, смыслов жизни, личной свободы, нравственности, гражданской позиции, жизненных перспектив) через формирование у личности механизмов понимания, общения и сотрудничества. Эти механизмы также формируются только в активной деятель-ностной образовательной среде, в которой каждый участник выполняет свои роли, становится сопряженным элементом общей целенаправленной деятельности.

Культуросозидательная или культурообра-зующая функция направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования через закладываемый в личности механизм культурной идентификации. Культурная идентификация включает в себя длительный процесс установления личностью духовной связи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация ценностей национальной культуры и согласованное с ними построение собственной траектории развития. Культуросозидательная функция, реализуемая через образование, многогранна, она может и должна стать в силу своей важности основой сегодняшних новых образовательных стратегий.

Функция социализации обеспечивает усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта, что может стать свидетельством безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Продуктами социализации выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, самосознание и ценностно-смысловое ядро мировоззрения. Образование должно заложить механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности перед давлением со стороны общества, и, как ни парадоксально, и со стороны образования.

В идеальном варианте итогом едукологиза-ции окружающей среды видится воспитанный человек, организующий свою жизнедеятельность по законам Добра, Справедливости, Гармонии и Красоты. Такая среда содержит мощный интеллектуальный потенциал социального окружения личности.

Как известно, на уровне высокой развитости общества появляется определенный фон, носителем которого становятся все его члены. Фон имеет множество форм проявлений и соответствует учению В.И. Вернадского о ноосфере, являясь одним из составляющих ее элементов с характеристиками:

- наличие высокой степени образованности у отдельной части населения, способствующей появлению определенных стандартов мышления, способов поведения, общения и деятельности;

- революционирующее влияние данного фона на развитие и постоянную переработку государственных стандартов образования;

- обогащение процесса выстраивания индивидуальных траекторий образования и развития личности и развитие ее интеллектуальных запросов и проявлений на основе складывающейся системы вариативного образования;

- создание единого образовательного пространства государства с интеграцией в международное пространство и разделением направлений построения такого пространства с учетом региональных особенностей;

- усиление требовательности к личности в части ее образованности, соответствия ее образованности стандартам, складывающимся в обществе;

- всемерное воздействие на личность данного фона, на ее потребностно-мотивационную, эмоциональную сферы, на формирование и проявление мировоззрения и индивидуальности.

Было бы недостаточным связать указанное поле только с интеллектуальным фоном. В классическом определении (у В.И. Вернадского, H.H. Моисеева, затем - у В.Г. Афанасьева) речь идет о формировании особого информационного феноменального поля. Далее указывается на закономерный характер развития особой природы взаимодействия между людьми, превращающуюся в доминанту планетарного развития: человечество, достигнув уровня ноосферы, начинает определять планетарные процессы, и будущее всецело зависит от успешности согласованной социокультурной активности людей и процессов изменения физической и биологической природы.

Современное информационное общество столкнулось с новой проблемой - проблемой поддержания универсальной информационной среды, которая может быть рассмотрена в технологическом и коммуникативном планах. Если информационная среда рассматривается только с точки зрения феномена циркулирующей информации, она выступает как объект техники, служащий определенным целям, выступающим по отношению к этой технике как внешние условия информации. Если она рассматривается как средство коммуникации, не сводимой только к передаче фактических сведений, но связанное с передачей различных видов Знания, мнений, обобщений, гипотез, вопросов и т.д., она выступает неотъемлемым фрагментом культуры цивилизации и должна исследоваться в качестве объекта культуры (Ю.А. Шредер).

Информационное поле, таким образом (если пренебречь рядом условностей), формируется за счет интеллектуального фона, за счет Знания, представленного в виде необходимого звена существования культурной и окультуренной жизни. Интеллектуальный фон - явление, существовавшее постоянно, с момента появления первых знаний, первых элементарных представлений по различным наукам. Постепенно на этом фоне появились и развились до сегодняшних форм и требования к личности.

Отметим два аспекта проблемы. С одной стороны, предполагается рост личности, ее поэтапное приближение к стандартам, принятым в обществе. С другой, эти требования воспринимаются как требования к самой личности -носителю определенных стандартов. Можно предположить, что баланса между этими двумя сторонами требований не может быть по ряду

причин. Во-первых, личность в своем интеллектуальном росте может отставать от уровня этих требований или опережать их. Это связано с различными колебаниями в самом процессе приближения личности к стандартам. Во-вторых, принятие и выполнение стандартов сопряжены с постоянной активностью личности, что само по себе в различной степени присуще отдельному индивиду, а сама активность предполагает избирательное отношение к этим стандартам, их развитие в деятельности личности. В-третьих, не все, что усвоено, может проявляться в деятельности личности; в реальной действительности мы встречаемся с вариативной формой поведения.

Основу интеллектуального потенциала социальной среды составляет ряд элементов, которые требуют более подробного рассмотрения.

Первым в этом ряду следует назвать образ жизни - специфическую индивидуализированную форму социального существования. Образ жизни как социальное образование функционирует одновременно и как общественное, и как индивидуальное явление. Получается, что если социальная среда представляет собой условия, источники и способы воздействия на личность, то образ жизни есть результат «присвоения» среды личностью». Таким образом, понятие «образ жизни» включает в себя характеристики сложившихся в обществе форм жизнедеятельности социальных групп, людей, жизнедеятельности человека в труде, досуге и т.д.

Существенные особенности типа жизнедеятельности и способов социального взаимодействия людей проявляются в образе жизни как индивидуализированная «взаимосвязь между объективным положением личности в обществе и ее внутренним миром, выражение диалектического единства социально типизированного, унифицированного и индивидуально-уникального в поведении, общении и бытовом укладе людей» [3, с. 30-31].

Даже наиболее устойчивое из этих составляющих - социально типизированное поведение -в эпоху преобразований претерпевает изменения. В определенной мере именно этот аспект составляет ядро в сущности образа жизни человека. В содержательном плане социально типизированное складывается годами, на него в первую очередь оказывают влияние идеологические установки государства и общества. Однако между идеальными представлениями и реальными проявлениями имеются несоответствия.

Что касается социально типизированного в образовании, то речь здесь идет о том пласте знания, который формируется в рамках институтов образования.

Унифицированный аспект в поведении личности проявляется в наличии готовых стандартов, регламентированных обществом и государством, что, оказывая влияние на личность, подводит ее к принятию общих, одинаковых для всех проявлений. Однако, вследствие неодинаковости процессов интериоризации этих требований образованными и необразованными, их проявление различно у различных представителей общества.

Противовесом «одинаковости» людей в жизненных проявлениях выступает индивидуально-уникальный аспект в поведении людей. Различный уровень образованности, личностного развития, культуры, индивидуального опыта, включенности человека в общественного сударственные отношения ведут к индивидуальному стилю поведения. Во многом являясь проекцией первых двух, индивидуально-уникальные проявления личностного поведения образуют неповторимость человека. При недостаточных педагогических воздействиях на личность направления поведения личности могут стать непредсказуемыми, а в иных случаях, асоциальными. Поэтому при характеристике образа жизни человека следует иметь в виду еще один аспект поведения - степень зависимости или независимости (автономии) личности, утверждающую подлинную ее свободу. Степень автономии связана с названными уже аспектами, занимая при этом особое место в структуре взаимоотношений личности с группой, обществом, государством. Отметим, что в данном контексте проблема автономии личностных проявлений не тождественна проблеме «автономного поведения», активно разрабатываемой за рубежом (Ю. Хабермас, К. Шармьон, К. Юмель и др.).

Для нас важно, в какой степени наличие образования у личности может стать мерилом и активизирующей силой ее свободы. Образованный, или имеющий знание человек свободен в выборе своих непротиворечащих общественным нормам свободных проявлений, а в отдельных случаях знания выступают фильтрующим поведение элементом. Знающий человек соотносит свои действия с окружающими, выбирая то, что не стесняет свободы других, является основой для объединения и объединенных действий.

Таким образом, образование в первую очередь позволяет человеку выстраивать лично и лич-ностно значимые, общественно признанные траектории своего развития.

Таким образом, фон, создаваемый образом жизни личности, и существующий вокруг личности, заключает в себе немалый воспитательный потенциал, поддерживающий и развивающий стремления социальных институтов формирования личности. Спецификой данного фона выступает то, что он является обязательным элементом, присутствующим в воспитательном процессе. По своему влиянию на людей, на объекты и субъекты воспитания образ жизни можно считать всеобъемлющим, проникающим, чем и определяется его ценность и значимость как среды, в которой происходит воспитание.

Отметим ряд тенденций, характерных для динамики развития явления:

- продолжение глубоких изменений в образе жизни человека, вызванных изменениями в макросреде, когда требования общества к образованию и образованности человека (в более простом понимании к профессиональной зрелости) возрастают, становятся наиболее важными при характеристике человека;

- появление резкой границы, разделяющей людей по благосостоянию, ведущее к разделению в том числе и по получению образования. Это можно отнести к неблагоприятным складывающимся тенденциям;

- рост социальной апатии человека, проявлений нигилизма, гражданской инфантильности, ухода в свой внутренний мир в связи с неустойчивостью общественного развития;

- постоянная и болезненная (для части населения) смена ориентиров, ценностных ориента-ций, в том числе и в сфере образования.

Другой составляющей интеллектуального потенциала социального окружения личности выступает доминирующий в обществе ценностный фон, ведущий к формированию уважения к образованному человеку, его привлекательному для других качеству - образованности. Ценностный фон - относительно неизменное явление, однако он достаточно быстро реагирует на изменения в окружающей социально обстановке. Окружающий личность ценностный фон является источником формирования личности. Опираясь на его влияние, воспитание способствует росту сознания и активности людей. Индивидуальные проявления личности обусловливаются,

с одной стороны, воздействием педагогической системы и, с другой стороны, - ее деятельностью в социальной среде, насыщенной влиянием доминирующих ценностей.

Среди совокупности составляющих интеллектуальный потенциал окружения личности отметим собственно интеллектуальный фон, аккумулируемый в знаниях и общественных нормах, вернее, в общественно значимых нормах. Если знания отличаются некоторой консервативностью, то нормы представляют собой наиболее динамичную часть интеллектуального фона. Знания в данном контексте представлены не только в каких-либо сведениях об окружающей среде, они представляют активную часть интеллектуального богатства человека, т.е. включают в себя знание общекультурного, политического и др. плана. Итогом усвоенности этих знаний является цивилизованная деятельность человека, его цивилизованные отношения с окружающими людьми, с обществом и государством. В совокупность собственно интеллектуальных знаний, влияющих на становление и проявления человека, входят не только знания гуманитарного плана. Цивилизованность человека определяется наличием целого комплекса знаний естественного направления.

В числе важных характеристик интеллектуального потенциала социального окружения учащегося можно назвать и трудовой фон жизни коллектива, сочетающий в себе разнообразные виды труда вступающих в жизнь молодых людей. Трудовой фон обладает рядом констант, он ориентирует личность на постоянные поиски самоопределения; он в жизни коллектива связан с общей деятельностью, имеющей целью достижение результатов. Такой коллектив может быть однородным, разновозрастным. В таком коллективе, особенно в последнем, на обучающихся действует авторитет, как общий, так и отдельных его членов. Отношения, возникающие между участниками трудового процесса, ведут к процессам идентификации, через которые личность «подтягивается» до определенных требований. Авторитетный коллектив располагает особым средством воздействия -эмоционально-волевым давлением. В необходимых случаях оно заставляет принять требуемые качества, общественно-регламентированное поведение и соответствующую общественным представлениям форму гражданского поведения.

Одна из самых действенных составляющих интеллектуального потенциала социального окружения личности гражданина, связанное непосредственно с предыдущим положением, -духовный потенциал, обладающий сильными рычагами стимулирования его становления. Духовный потенциал - это непреходящие ценности, накопившиеся в ходе эволюции. Данная категория представлена в воспитании, образовании, науке, культуре, религии, она присутствует во всех общественных процессах и явлениях, представлена в виде основы стратегий, теорий, концепций, взглядов и мнений в тесной связи с их реализацией в общественно-преобразующей деятельности общества, классов, социальных слоев, групп, человека.

В определенном смысле между понятиями «духовный потенциал» и «духовная жизнь» можно поставить знак равенства. Духовная жизнь индивида, являясь проекцией духовной жизни общества, во многом повторяет ее траектории, последнее обусловливает проявления первой. Поэтому есть все основания говорить о первичности и действенности духовной жизни общества, представляющей собой положительный воспитательный потенциал.

Духовную жизнь необходимо рассматривать в единстве ее составляющих. По своей значимости в последнее время на передний план выходит религия. Религиозное мировоззрение, освящая отношения человека к окружающему (что имеет глубокие исторические корни), к значимости слова (что, может быть, и должно быть воспринято как первоначальное проявление знания), способствует воспитанию уважительного отношения к своим обязанностям. Следует подчеркнуть и значимость религии как регулятивного начала, выражающегося, прежде всего, через понятие «совесть». Взывая к индивидуальному проявлению такого важного нравственного регу-лятива, как совесть, религия формирует в человеке осознание и переживание своего отношения к сложившимся в обществе нормам, в том числе и нормам действий и деятельности гражданина. Было бы неправильным рассматривать религиозность как необходимое качество образованного человека, хотя в определенные периоды развития человеческой цивилизации такой взгляд действительно существовал. Анализ направлений общественного прогресса показывает на перспективы усиления данного фактора.

Проявлением духовного потенциала социального окружения личности выступают традиции.

Они поддерживаются общественным мнением и проявлениями и формами массовых привычек и убеждений. Традиции поведения личности, способствующие традициям поведения образованного человека, формируются в семье, в быту, в различных сферах жизнедеятельности людей. Традиции народа, имеющиеся и зарождающиеся, несут педагогическую нагрузку, и способствуют формированию идеала образованного человека.

Уклад жизни человека также играет важную роль в воспитании образованного человека, являясь основой духовной жизни, выступая противовесом против стремительных изменений в общественно-политической деятельности. Это связано с определенным консерватизмом уклада как социально-экономического явления, участвующего в формировании мировоззрения личности. Отголоски уклада жизни сохраняют воздействие на личность на всем протяжении ее жизнедеятельности, в то же время духовное начало в укладе, его интеллектуальный потенциал приводит к его прогрессу. Уклад жизни и деятельности возможен как у отдельно взятой личности, так и у социальных институтов. Нельзя не отметить, что уклад жизнедеятельности школы, других социальных институтов оказывает определенное влияние на формирование личности, так как их деятельность более всего детерминирована социальными требованиями и ожиданиями. Это касается их целевых установок, направляющих работу на формирование владеющего образовательными стандартами гражданина. В этом прямая связь уклада жизни и интеллектуального потенциала общества.

Интеллектуальный потенциал социального окружения личности формирует так называемое интеллектуальное ядро в группах различного типа. В состав интеллектуального ядра групп, как правило, выдвигаются люди, отличающиеся от других рядом качеств, такими, как образованность, начитанность, знание языка, знания в определенной, значимой в молодежной группе сфере и др. Кроме этой характеристики ядра группы, имеются еще и деятельностные, указывающие на преимущество определенных членов групп в поступках. Интеллектуальное ядро отличается от формальных и неформальных групп внутри оформленных и неоформленных. Главное отличие заключается в том, что такие феномены повышают образовательный уровень группы, направляют ее интеллектуальные устремления и движение группы к цели. Поскольку между

воспитанностью человека вообще и его интеллектуальным уровнем существует прямая связь, такие феномены играют положительную роль в формировании личности, владеющей Знанием.

По своим характеристикам явление «интеллектуальный потенциал социального окружения личности», выступающий показателем едуколо-гизации, относится к явлениям макросредово-го порядка, хотя здесь присутствуют и явления микросреды. Макросредовые явления создают предпосылки для формирования личности согласно существующим и прогнозируемым моделям и требованиям общества. Насыщенность образовательными ценностями и приоритетами, интеллектуальным потенциалом макро-и микросреды выступает показателем высокой организованности общества, нахождения его на высоком уровне развития и развитости, устремленности в будущее. Выступая как основная часть социальной едукологизированной среды, интеллектуальная среда (интеллектуальный потенциал) всегда имеет ориентированность на совершенствование отношений, возникающих в обществе.

Немаловажной характеристикой интеллектуального потенциала выступают возникающие и реализующиеся связи на уровне «личность -интеллектуальная общность». Поднимаясь на высокие ступени интеллектуальной развитости в силу своего индивидуального своеобразия, отдельные личности могут стать силой, положительно влияющей на весь потенциал общества. Жизнь и деятельность выдающихся личностей -тому яркий пример, и каждая из них является носителем высокой образованности.

Таким образом, указанные элементы интеллектуального окружения человека говорят о наличии хорошо организованной структуры в процессе создания и функционирования едукологизированной среды развития личности. Являясь важным средством формирования новой личности, для которой Знание - не только орудие, но и способ нормальной организации своей жизнедеятельности, едукологизация среды ее развития выполняет важную задачу современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаязое А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. 256 с.

2. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению пара-дигмального кризиса в социологии // Социс. №2. 2000. С. 20-27.

3. Песоцкий Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика. № 5. 2002. С. 26-35.

4. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. М.: Политиздат, 1975. 184 с.

5. Фелъдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. 160 с.

REFERENCES

1. Gayazov, A.S. Obrazovaniye i obrazovannost' grazhdanina v sovremennom mire [Education and education of a citizen in the modern world]. Moscow: Nauka, 2003. 256 p. (in Russ.).

2. Dridze, T.M. Ekoantropotsentricheskaya model' sotsial'nogo poznaniya kak put' k preodoleniyu paradigmal'nogo krizisa v sotsiologii [Ecoanthropocentric model of social cognition as a way to overcome the paradigm crisis in sociology]. In: Sotsis. No. 2. 2000. P. 20-27. (in Russ.).

3. Pesotsky, Yu.S. Vysokotekhnologicheskaya obrazovatel'naya sreda: printsipy proyektirovaniya [High-tech educational environment: design principles]. In: Pedagogy. No. 5. 2002. P. 26-35. (in Russ.).

4. Tolstykh, VI. Lifestyle. Obraz zhizni. Ponyatiye, real'nost', problemy [Concept, reality, problems]. Moscow: Politizdat, 1975. P. 30-31. 184 p. (in Russ.).

5. Feldstein, D.I. Sotsial'noye razvitiye v prostranstve-vremeni detstva [Social development in the space-time of childhood]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute: Flint, 1997. 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.