Научная статья на тему 'Гражданский инфантилизм современного человека как социальное явление'

Гражданский инфантилизм современного человека как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
376
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданский инфантилизм / гражданская инфантильность / новые условия образования / направления совершенствования системы воспитания подрастающих поколений / civic infantilism / civic infantility / new conditions of education / directions for improving the upbringing system of the younger generations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаязов Альфис Суфиянович

В статье рассматривается весьма тревожное явление современности – развивающееся явление гражданского инфантилизма у современной молодежи, а также приводится точка зрения автора о способах преодоления влияния этого явления на молодежь в ходе модернизации и реформирования образования в новых условиях. Особое внимание уделяется необходимости усиления позитивного влияния образовательной системы на формирование личности, адекватно воспринимающей изменениям в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil infantilism of the modern human as a social phenomenon

This article examines the development of civic infantilism among modern youth as a very alarming phenomenon of our time and attempts to neutralize its influence on youth in the course of modernization and reform of education under new conditions. Particular attention is paid to the necessity of enhancing the positive influence of the educational system on the formation of a personality that adequately perceives the changes in the modern world.

Текст научной работы на тему «Гражданский инфантилизм современного человека как социальное явление»

НАУКА СЕГОДНЯ

DOI 10.24411/2223-0564-2021-10101 А.С. Гаязов УДК 37.014.3

ГРАЖДАНСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация

В статье рассматривается весьма тревожное явление современности - развивающееся явление гражданского инфантилизма у современной молодежи, а также приводится точка зрения автора о способах преодоления влияния этого явления на молодежь в ходе модернизации и реформирования образования в новых условиях. Особое внимание уделяется необходимости усиления позитивного влияния образовательной системы на формирование личности, адекватно воспринимающей изменениям в современном мире.

Ключевые слова: гражданский инфантилизм, гражданская инфантильность, новые условия образования, направления совершенствования системы воспитания подрастающих поколений

Alfis S. Gayazov

CIVIL INFANTILISM OF THE MODERN HUMAN AS A SOCIAL PHENOMENON

Abstract

This article examines the development of civic infantilism among modern youth as a very alarming phenomenon of our time and attempts to neutralize its influence on youth in the course of modernization and reform of education under new conditions. Particular attention is paid to the necessity of enhancing the positive influence of the educational system on the formation of a personality that adequately perceives the changes in the modern world.

Key words: civic infantilism, civic infantility, new conditions of education, directions for improving the upbringing system of the younger generations

Работники образования с тревогой отмечают, что заметно затягивание времени детства, позднее взросление. Результат - инфантили-зация школы и общества. Сегодня мы можем фиксировать ослабление ответственного отношения к реальности, которую формирует каждый для себя и своих близких, ослабление ответственного отношения к своему будущему.

Для психического инфантилизма характерна незрелость эмоционально-волевой сферы, наличие у взрослого детских черт в поведении, непоследовательность интересов, эмоцио-

нальная неустойчивость, несамостоятельность суждений и действий, легкая внушаемость, зависимость от других, беспомощность и беззащитность. При психическом инфантилизме говорят о социальной несостоятельности личности при сохранном интеллекте. «Психогенно обусловленный инфантилизм чаще всего возникает вследствие изнеживающего воспитания и гиперопеки. Поведение таких детей характеризуется эгоцентризмом, капризностью, постоянным стремлением к признанию и сочувствию, вытекающее из самовлюбленности» [8, с. 300].

Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, академик АН РБ, президент АНРБ (Уфа), e-mail: gayazov.a@bashkortostan.ru

Alfis S. Gayazov, Prof. Dr. Sci. (Pedagogics), Associate Member of the Russian Academy of Education, Full Member and President of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: gayazov.a@bashkortostan.ru

Их социальная реабилитация требует индивидуального подхода, соответствующей организации обучения, трудового приспособления.

Рассматриваемая патология, хотя и определяется как относительно легкое расстройство, рельефно проявляется в недостаточном интеллекте и занимает промежуточное положение между нормальным развитием данного качества и олигофренией. При пограничной интеллектуальной недостаточности выделяется несколько вариантов задержек психического развития: психический инфантилизм, врожденная субдебильность, «конституционально глупые личности», «салонное слабоумие»; задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития; психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте; интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств [5, с. 188-198]. В рассматриваемом ключе психический инфантилизм и пси-хогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте, если и не являются основой гражданской инфантильности, то способствуют ее проявлению.

Психическому инфантилизму характерны эгоцентризм, капризность, невыносливость к неблагоприятным воздействиям, беспомощность и беззащитность. Плохо приспособленные к реалиям, дети постоянно стремятся к сочувствию и признанию, неоправданно амбициозны и с большими претензиями и самовлюбленностью. Эти черты сохраняются и в более старшем возрасте, впечатлительность начинает преобладать над рассудочностью и здравым смыслом. У инфантилов отсутствует абстрактное мышление, логика недостаточно выраженная, суждения незрелые, мир эмоциональных переживаний неустойчив.

Инфантилизм может быть гармоническим, когда происходит одновременная задержка и психического, и физического развития, что носит название психофизиологического инфантилизма, и дисгармоническим, когда имеется неравномерность психического и физического развития.

В одном случае инфантильные дети отстают от своих сверстников в росте и массе, сохраняют пропорции тела, особенности мимики, жестику-

ляцию и движения, свойственные детям более раннего возраста. Характерная деталь: интеллект может быть на уровне возрастных норм, однако эмоциональная и волевая сферы отличаются незрелостью, то же самое можно отметить и в характеристиках мышления. У детей, страдающих такой формой инфантилизма, снижена способность к концентрации внимания, есть проблемы с интеллектуальным напряжением, отсутствуют стойкие интересы, наблюдается непоследовательность в поступках, отсутствует или недостаточно выражена самостоятельность, имеется повышенная внушаемость.

В другом случае физическое развитие соответствует или опережает психическое при соответствии запаса знаний возрасту. Опережение явно ощущается в эмоциональной и волевой сферах, что выражается в неуравновешенности, преобладании воображения над логикой. Они неспособны усвоить морально-этические нормы, учитывать особенности окружающих, и действуют исходя из своих капризов, потребностей и желаний, вследствие отсутствия самокритичности и соответствующей самооценки своих поступков. Отсутствует способность правильно оценивать ситуацию и гибко перестраиваться по ходу изменения своей жизнедеятельности и жизнедеятельности других. Не сформировано чувство долга и ответственности, снижена способность к социально-позитивной деятельности.

Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные эмоциональной и информационной депривацией в детском возрасте, обратимы. Отмечаются задержки развития и в связи с педагогической запущенностью, при безнадзорности, отсутствии нормальных условий для его обучения и воспитания, в малообразованных и многодетных семьях, и семья часто выступает изолирующим ребенка от нормальной жизнедеятельности началом, что приводит к «культурной депривации» [7, с. 312-313].

В подходах к проблеме с медицинской точки зрения можно выделить следующее. Физическое развитие ребенка вступает в противоречие с его психическим развитием, результатом которого становится трудности его вхождения в социальные отношения. Ребенок, у которого наблюдаются формы инфантилизма, заранее «обречен» к необходимости обязательных «предупредительных мероприятий, касающих-

ся детей, находящихся под непосредственной угрозой» [7, с. 288].

Проблема, столь явственно проявившая себя в последние годы не только в подростковой среде не нашла достаточно быстрого «реагирования» в смысле своевременного исследования сущности, особенностей проявления, возникновения и способов нейтрализации (в. А. Су-хомлинский). Инфантильными дети становятся прежде всего потому, что «с одной стороны, детям представляются различные блага, с другой - они исключаются из реальной социально значимой деятельности, не выступают активно действующей силой общества. Отсюда их энергетический потенциал проявляется в основном в сфере присвоения, в обращенности на свои индивидуальные потребности» [14, с. 26].

Основными показателями гражданского инфантилизма, выступающего одной из сторон социальной зрелости подростка, выступают следующие:

- Позднее взросление, когда официальное признание за подростком гражданства не ведет за собой признания ими прав, обязанностей;

- Позднее вхождение во взаимоотношения с государством и обществом, когда за этими отношениями не видится ответственность за свои действия;

- Незнание основ построения правильных линий в отношениях с обществом, государством и окружающими людьми;

- Аполитичность, которая характеризуется отсутствием интересов в области политики, отсутствием стремления быть информированным в политической сфере, неосведемленность в политических событиях внутри страны и на международной арене, состояние политической апатии;

- Низкий уровень гражданской грамотности, под которой понимается не только совокупность способностей, включающая элементарную грамотность, но и способности, дающие возможность участвовать в жизни демократического государства и сообщества; критически мыслить; действовать обдуманно в условиях множественности мнений; способности к эмпатии, позволяющие слышать и тем самым помогать другим;

- Пассивность гражданских действий и отказ от участия в гражданской деятельности (в неосознанной, осознанной, целенаправленной формах);

- Гипертрофированное выражение крайнего индивидуализма и эгоизма, что проявляется в мыслях и действиях, в модели поведения и образе жизни;

- Неумение строить партнерские отношения с живущими рядом людьми, с которыми человеку приходится входить в разнообразные отношения;

- Восприятие своей линии развития как единственно существенной, значимой линии взаимодействия с обществом и государством, с другими людьми;

- Сужение сферы социальных ориентаций личности, выражающееся в объективном отношении индивида к условиям своего бытия, опосредующее социальное поведение;

- Доминирование лично значимых ценностей, стремление оценить происходящее с точки зрения этих ценностей;

- Пренебрежительное отношение к идеям патриотизма, государственности, национального развития, межнационального согласия, к символике государства, его атрибутам, выражающееся в поведении, в деятельности, в суждениях;

- Низкий уровень культурного развития, культурных запросов и интересов индивида.

Гражданский инфантилизм лежит и в основе кризиса отрочества. Данное явление нельзя рассматривать без анализа проблем идентичности, актуальной для данного возраста. Согласно известным представлениям Эриксона, формирование идентичности есть процесс самоопределения, состоящий из двух измерений. Во временном измерении идентичность обеспечивает преемственность, связь прошлого, настоящего и прошлого; в ситуативно-ролевом - представляет собой центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и те роли, в которых выступает человек. Результатом сформированности идентичности выступает самотождественность человека, обеспечивающая его устойчивость как личности и адекватность в различных ситуациях.

Сущность кризиса прежде всего в том, что возраст характеризуется стремлением сформировать автономность от взрослых, от других. У идентифицирующейся личности возможны несоответствия с окружающими: несоответствие того, что говорится в пределах воспитания, тому, что окружает; разочарование в людях -

как в старших, так и в ровесниках; бесправное состояние моральное, юридическое, экономическое, политическое. В таких условиях развивающаяся личность оказывается в состоянии неполной завершенности формирования статуса идентичности. Дж. Марсиа выделяет четыре варианта или четыре статуса идентичности.

Первый статус - предрешенность. Характеризуется принятием на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Таким образом можно охарактеризовать статус идентичности людей, которые в силу каких-либо внешних обстоятельств вынуждены принять на себя преждевременную взрослость. Второй статус

- диффузия идентичности. Это состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продленное детство. Третий статус - мораторий. Он представляет собой собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы «Кто я? Какой я?» Четвертый статус

- достижение идентичности - есть благополучное завершение кризиса идентичности, когда возникает новая самотождественность [10-12].

В этот период под влиянием различных жизненных ситуаций подросток не всегда вынужден «примерять» на себе разные статусы, что, естественно, не может не сказаться на качественной стороне его проявлений. «Единство качественных преобразований в целостной системе отношений к миру, себе и людям детерминировано в этот критический период сложным процессом самоопределения как впервые возникающего явления, «аффектного центра» социальной ситуации развития», - пишут исследователи [1, с. 32].

Причин, способствующих появлению и развитию подростковой инфантильности много, часть из которых рассмотрим далее.

Сегодня на становление личности особое, воинствующее влияние оказывают кино- и видеофильмы. Всем знакома следующая картина: на фоне неотечественного флага совершаются чудеса небывалой храбрости и смелости; пользуется многоголосым запросом герой, уничтожающий безжалостно всех врагов во имя чьей-то идеи и чьих-то представлений счастья и свободы; побеждают мужественные люди. Наши фильмы оказались прежде наивными, а потом и чуждыми для подрастающих поколений. А новые фильмы выступают пародией на

зарубежные и наполнены критическим материалом. Так, молодежь некогда могущественной страны осталась без столь необходимых идеалов и вынуждена искать их не у себя на Родине, тем самым принимая чуждые идеалы и образцы поведения. Неуважение к своей истории открывает прямой путь к гражданскому инфантилизму. Государство стремится к тому, чтобы поколение «воспитывалось с чувством гордости за свой народ, за историю своей страны. Отрицательное (критическое) отношение к другим народам, другим странам не укрепляет дружбу народов, их взаимодоверие. Такое сформировавшееся критическое мышление ограничивает личность, не содействует всестороннему глубокому анализу жизненных явлений. ... Граждановедческие предметы ... должны быть направлены на создание условий развития мышления личности, ее способности к самостоятельному осмыслению процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни.» [9, с. 14].

Заметную роль в формировании исследуемого явления играет эстрада и мода как наиболее близкие к молодежи проявления культуры, как совокупность вкусов, взглядов, господствующих в определенной среде. Старшее поколение помнит борьбу с символикой на футболках, джинсах, - сегодня невозможно без улыбки вспомнить события тех не очень и далеких дней. Все это прошло, но в сознании людей крепко осели те запрещенные тогда символы (гербы, знак доллара, статуя свободы, флаги, географические названия), романтично воспетые писателями и поэтами.

Расширение международных связей новой России также не могло не оказать своего влияния на процессы отхода молодежи от традиционных представлений о Родине. Новый взгляд на мир, на взаимоотношения между людьми, новые знания о способах организации жизни и многое другое изменили психологию человека. Между тем именно от взрослых переходят в детскую среду многие проблемы гражданского самосознания.

Гражданский инфантилизм сегодня наиболее ярко проявляется в пренебрежительном отношении к своим святыням - символике государства. Не может быть высокого чувства гражданственности, когда подросток видит, как на глазах ветшают и разрушаются памят-

ники. Экспансия государства в смысле навязывания своих стандартов может быть и довольно ощутимой, но при неправильном подходе она рождает эффект навязывания, что ведет к противодействию.

О нестабильности Конституции и вытекающих из этого последствиях не раз уже было упомянуто. Однако с изменением Конституции меняются и определенные стандарты, что ведет к специфическому состоянию принятия и непринятия этих стандартов людьми. Неоднозначное отношение населения к нововведениям переходит и на уровень отношений детей к ним и становится основой для выработки соответствующего отношения к реалиям, притом не без влияния взрослых. Трудно сказать, могут ли быть инвариантные и вариативные части в конституциях (вряд ли!). Но изменения в связи с их неизмеримой общественно-политической и экономической значимостью не должны быть так диаметрально противоположны; и если такое и случается, эти изменения должны найти отражение на политике воспитания подрастающих поколений должным образом. В то же время те изменения, которые были внесены в 2020 году в Конституцию РФ, дают основание полагать, что многие так называемые скрепы нашли свое официальное подтверждение, и они лягут в основу многих нормативных документов и практических действий.

И, наконец, следствием из всего сказанного стали правовой нигилизм, неуважение и неприятие законов, отсутствие чувства гордости за свою принадлежность к Отечеству, невыполнение своих прямых гражданских обязанностей, доминирование прав перед обязанностями, отсутствие или низкий уровень политической культуры и активности, преобладание неосознанного уровня гражданской деятельности и др. Сегодня эти проблемы встали перед учреждениями воспитания, а их решение постоянно упирается на отсутствие общей политики в решении данных проблем.

Можно утверждать, что экономическая стабильность государства, возрождение его мощи и международного влияния могут стать основой для преодоления гражданского инфантилизма. Однако могущественное можно всегда любить, а любовь к объекту в трудное для него время - показатель великодушия и гражданской зрелости человека. Формирование такой

добродетели выходит сегодня на передний план и становится профессиональной честью педагогов. Согласимся с мнением исследователей, утверждающих, что «учителю очень важно показать, что мечта о «непохожей ни на чью жизнь» несостоятельна, что человек в своем становлении так или иначе следует культурным, историческим и социальным традициям и установкам и в этом смысле люди одного общества и одной культуры не могут не иметь совсем ничего общего в своих судьбах. Но вместе с тем жизнь каждого человека, его поступки, мнения, помыслы настолько индивидуальны, что . можно говорить лишь . о стремлении к воспитанию в себе волевых, нравственных, мировоззренческих качеств.» [2, с. 80].

Преодоление возникающих в обществе трудностей всегда лежит в усилении социальной значимости образования. Не зря в периоды общественного кризиса общество и государство поворачиваются лицом в сторону образования. Справедливы слова, что сфера образования «.несет свою меру вины и ци-вилизационной ответственности за то, что . человек катастрофически теряет уверенность в завтрашнем дне, живет сиюминутными запросами и интересами, отбрасывая как архаичную помеху его личной необузданной свободе сдерживающие нравственные ограничители, моральные ценности и этические нормы. В результате человечество . неуклонно движется к полной духовной деградации, сползает в физическое небытие, оказывается бессильным и паралитически безвольным в противодействии злу во всех его деструктивных проявлениях - от все более очевидного экологического коллапса до чудовищного по своему размаху международного терроризма ...» [4, с. 518].

Работу по преодолению гражданского инфантилизма подрастающих поколений сегодня можно и нужно рассматривать, таким образом, с позиции приоритетности идей образования. Все это требует всемерной активизации действий работников образования, перехода на позиции воинствующей гражданственности в воспитательном процессе.

Обратимся к некоторым возможным путям решения данной проблемы.

Культивирование гражданских добродетелей включает в себя защиту прав человека, научение молодежи оценивать гражданские

права и обязанности у себя в стране и за рубежом; стремление к социальному единству и социальной гармонии; реализацию идеи социального партнерства, сотрудничества, способности к социальному миру; формирование у подрастающих поколений политического сознания, приверженности к общечеловеческим ценностям; подготовку человека к личностно и общественно значимой трудовой деятельности, к социальной адаптации. В число гражданских добродетелей входят и такие понятия, как гражданский долг, гражданская ответственность, высокоразвитая совесть, которые выступают стражем содержательной основы действий гражданина. О глобальности такой постановки вопроса говорит то, что гражданские добродетели еще в классической немецкой педагогике включали и включают в себя стремление к взаимопомощи, скромность и непритязательность в повседневной жизни, способность переносить лишения, определяющие поведение личности в общественной и политической сферах. Зарубежные исследователи указывают, что для того чтобы учащиеся были готовы к выполнению роли активных граждан, они должны овладеть гражданскими навыками и ценностями, необходимыми для эффективного участия в деятельности организаций гражданского общества [13].

Совершенствование моральных составляющих содержания гражданственности в демократическом обществе и государстве включает в себя совершенствование гражданских отношений между человеком и окружающей средой. В этой совокупности гражданственность выступает как многоаспектное новообразование, состоящее из элементов нравственно-правового сознания, качеств личности (целеустремленность, самостоятельность, организованность и др.), развитых социальных чувств (патриотизм, ответственность, принятие и соблюдение общепринятых норм и правил). Среди этих качеств основополагающим выступает следующее, представляющее собой итог гражданской воспитанности - сформированная гражданская позиция личности.

Гражданскую позицию личности представляет не любой (отдельно взятый) поступок или действие, а совокупность типичных поведенческих актов, устойчивая линия поведения и деятельности. Именно последнее характеризу-

ет жизненный путь человека, в рамках которого он реализует свою концепцию жизни, основанную на его представлениях о мире, воспроизводит в различных, порой противоречивых «ситуациях действия» направленность своих отношений к окружающему миру.

Социально-психологический анализ устойчивой линии поведения и деятельности личности привлекает внимание к соотношению объективных требований, норм деятельности, общения и их субъективного проявления в дейс-твиях и поступках конкретного человека, к механизмам его включения в жизнедеятельность общества (в рамках различных коллективов). Устойчивость социальной направленности поведения и деятельности выступает как проявление важнейших субъектных качеств личности, занимающей активную гражданскую позицию. Человек, не обладающий устойчивой линией позитивного поведения, не имеет активной гражданской позиции, его поведение является ситуативным.

Позиция личности, - не просто характеристика ее внутреннего мира через направленность или совокупность функциональных проявлений. Это целостная духовно-практическая сущность и целостное духовно-практическое проявление человека, имеющие свои количественные и качественные параметры состояния и измерения. Гражданская позиция включает меру участия человека в разрешении общественных противоречий и степень опосредования этой активности для собственного развития.

Сделаем немаловажный вывод: если гражданская позиция - это способ вхождения личности в совокупную деятельность и отношения конкретно-исторического общества, то активная гражданская позиция человека - это способ его включения в жизнедеятельность общества по указанной схеме.

Усиление нравственных начал в отношениях между гражданином и государством, в отношениях личности с обществом выступает незаменимым средством гражданского воспитания. Развитие духовности, обращение к истокам развития личности в неразрывной связи человека со своей историей, историей Отечества -один из способов нейтрализации гражданского инфантилизма. Быть гражданином всегда означало осознавать себя звеном в цепи поколений,

постоянно видеть, ощущать в себе прошлое и будущее. Осознание величия своего народа, важности истории страны в развитии всей цивилизации ведет подростка к осознанию и своей ценности как для истории, так и для собственного становления. К сожалению, государство пока не может обеспечить сегодня всей полноты возможностей для свободного развития личности, более того, человек постоянно вынужден считаться в своем развитии с теми негативами, которые сегодня встречаются на его пути.

Другой путь, который может способствовать усилению работы против развития гражданской инфантильности - дозированное включение идеологии в образование. Речь не идет о воинствующей идеологии, а об идеологии совсем другого, цивилизованного понимания. По известной теории академика РАО Н.Д. Никандрова, понятие «идеология» употребляется как минимум в трех существенно различных смыслах. Во-первых, это - система основных идей, имеющих мировоззренческое значение. Во-вторых, это система классово-политических и экономических идей, которые, конечно, тоже имеют прямое отношение к мировоззрению, но не исчерпывают его. В-третьих, это - система идей и принципов в какой-либо области, определяющих приоритеты действий человека в ней. При таком понимании идеология может и должна стать частью образовательного контента, особенно содержания воспитательной работы. В этом же последнем смысле можно говорить об идеологии общества, т.е. системе идей, которые принимают большинство членов общества, что их объединяет, побуждает делать, строить вместе.

Именно в этом «последнем» смысле мы рассматриваем идеологию, которая как всеобъемлющая национальная идея должна возвратиться в школу. Понимание идеологии как комплекса «идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и мире [6]». Необходимо активизировать поиски стремления совместить, найти точки соприкосновения, взаимопересечения идеологии с задачами сегодняшнего образования.

Расширение осведомленности индивида в разнообразии экономических, социальных и культурных групп, которые сегодня составляют сообщество учащихся, также сильно по своему действию. Как известно, в этих сообществах

формируются модели деятельности, гражданского поведения и общения (познавательные, практические, экспрессивные, лично-семейные и др.). Характерно то, что различные аспекты моделируемого поведения индивида взаимосвязаны, и их баланс показывает меру воспитанности личности, степень ее вхождения в систему социальных отношений. Если анализировать моделируемые явления (действия), то можно увидеть, что гражданский аспект, или гражданское ядро занимает в них ведущее место, так как в любом из них человек выступает прежде всего как гражданин, как единица общественно-государственного образования со всеми правами, обязанностями и свободами.

Формирование общественного идеала служения как предпочтительного акта гражданственности в демократическом обществе представляет собой явление, что было предано забвению. Мы стоим перед необходимостью формирования такого идеала человека, для которого служение Отечеству - сфера максимального приложения сил, сфера создания гармоничных отношений человека с обществом и государством, и это должно стать предметом педагогической оценки и педагогической деятельности.

Не менее важным является стремление формировать у подрастающего человека разумное сочетание индивидуального и коллективного. К сожалению, отход от принципов воспитания личности в коллективе еще долго будет давать знать о себе, и в этом плане требуется не менее долгая, кропотливая работа, притом не только педагогов. Исследования показывают и на неграмотность наших детей в плане знания основополагающих документов, в которых изложены права человека, права ребенка. Их изучение также может дать мощный толчок, способный разбудить гражданское достоинство человека. В то же время отметим, что неумелые попытки использования таких важных документов, как Конституция, в рядовой практике без всякой необходимости, просто для иллюстрации чего-либо - путь, заведомо ведущий в тупик. В этом вопросе необходима мера и соответствие духу времени, интересам подростка, требованиям педагогической действительности.

Таким образом, гражданский инфантилизм человека как негативное явление требует своего пристального изучения, экспериментов и социальной практики по искоренению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Авто-реф. дисс. ... докт. психол. н. М., 1999. 51 с.

2. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. 128 с.

3. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. 256 с.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Современник, 1998. 608 с.

5. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 297 с.

6. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. М.: Изд-во Эксмо, 2002. 256 с.

7. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депри-вация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 334 с.

8. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. В.И. Покровский. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1991. 624 с.

9. Матушкин С.Е. Народность в воспитании гражданина. Челябинск: ЧелГУ, 1999. 124 с.

10. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. 987

с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 340 с.

12. Marcia J.E. The ego identity status approach to ego identity (Подход на основе статуса эго-идентичности к эго-идентичности) // J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson, S.L. Archer, J.L. Orlofsky. Ego identity: A handbook for psychosocial research. New York: SpringerVerlag, 1993. P. 1-21.

13. Патрик Дж. Гражданское общество в период третьей волны демократии: его назначение для гражданского образования // Гражданское образование: содержание и активные методы. 2-ое изд. М.: ЗАО «Учительская газета», 1998. 190 с.

14. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. 160 с.

REFERENCES

1. Bershedova, L.I. Psikhologicheskaya gotovnost k perekhodu na novyy etap vozrastnogo razvitiya kak lichnostnoe novoobrazovanie kriticheskikh periodov

[Psychological readiness for the transition to a new stage of age-related development as a personality neoformation of critical period]. Dr. Sci. Thesis in Psychology. Moscow, 1999. 51 p. (in Russ).

2. Volkov, K.N. Psikhologi o pedagogicheskikh problemakh [Psychologists on pedagogical problems]. A.A. Bodaleva (ed.). Moscow: Prosveshchenie, 1981. 128 p. (in Russ.).

3. Gayazov, A.S. Obrazovaniye i obrazovannost grazhdanina v sovremennom mire [Education and erudition of a citizen in the modern world]. Moscow: Nauka, 2003. 256 p. (in Russ.).

4. Gershunsky, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [Philosophy of education for the 21st century]. Moscow: Sovremennik, 1998. 608 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Enikeeva, D.D. Pogranichnye sostoyaniya u detey i podrostkov: osnovy psikhiatricheskikh znaniy [Borderline states in children and adolescents: The basics of psychiatric knowledge]. Moscow: Akademiya, 1998. 297 p. (in Russ.).

6. Kara-Murza, S.G. Ideologiya i mat ee nauka [Ideology and its mother science]. Moscow: Eksmo, 2002. 256 p. (in Russ.).

7. Langmeyer, J., Matejcek, Z. Psychic deprivation in childhood. Prague: Avicenum, 1984. 334 p.

8. Malaya meditsinskaya entsiklopediya [Small medical encyclopedia]. In 6 vols. Vol. 2. VI. Pokrovsky (ed.). Moscow: Soveskaya entsiklopediya, 1991. 624 p. (in Russ.).

9. Matushkin, S.E. Narodnost v vospitanii grazhdanina [Nationality in the upbringing of a citizen]. Chelyabinsk: ChelGU, 1999. 124 p. (in Russ.).

10. Craig, G. Developmental psychology. Russian edition. St. Petersburg, 2000. 987 p.

11. Erikson, E. Identity: Youth and crisis. Russian edition. Moscow, 1996. 340 p.

12. Marcia, J.E. The ego identity status approach to ego identity. In: J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson, S.L. Archer, J.L. Orlofsky. Ego identity: A handbook for psychosocial research. New York: SpringerVerlag, 1993. P. 1-21.

13. Patrick, J. Civil society in the period of the third wave of democracy: Its purpose for civic education. In: Civil education: Content and active methods. Russian edition. Moscow: Uchitelskaya Gazeta, 1998. 190 p.

14. Feldshtein, D.I. Sotsialnoye razvitiye v prostranstve-vremeni detstva [Social development in the space-time of childhood]. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy institut, 1997. 160 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.