УДК 378+316.61
Гудкова Татьяна Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт физико-математического и информационно-экономического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
Матвеева Наталья Сергеевна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, факультет технологии и предпринимательства, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
Матвеев Константин Андреевич
Студент, Институт физико-математического и информационно-экономического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье анализируется социальная проблема по формированию гражданской идентичности среди студентов современной высшей школы как социальной группы. Представлены результаты исследования осознания личностью социально-правовой принадлежности к сообществу российского государства, заключающейся в ее ценностно-ориентированной общественной деятельности, в саморегуляции социального поведения студенческой молодежи. Рассмотрены представления, сложившиеся у молодежной группы, о социальной компетентности, гражданстве и патриотизме. Подчеркивается, что формирование гражданской идентичности молодежи является актуальным направлением воспитательной работы вуза, отражением социальной позиции молодого поколения, определяемой его социальными ролями и нормами, а также выполняемыми функциями.
Ключевые слова: студенческая молодежь как социальная группа, гражданская идентичность, социальная активность, социальная позиция, высшая школа.
Введение в проблему и научный аппарат исследования
Общепризнано, что темпы и характер развития общества прямым образом зависят от гражданской позиции молодежи, ее жизненных ценностей и моральных норм. В современном российском обществе возрождение социальной общественной системы возможно не только через качественно новые духовно-нравственные ориентиры молодого человека, но и посредством развития у молодежи гражданской идентичности. Формирование личности обучающегося, имеющего сознательно ориентированные социальные установки, отражающие определенные социальные ценности, принятые в обществе, готового к активной социальной позиции, обуславливает актуальность исследования. В связи с этим важным аспектом является цель настоящего исследования: изучение проблемы активной социальной позиции у студенческой молодежи как социальной группы.
В исследовании использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, применявшиеся при изучении научных подходов в рамках проблемы исследования), эмпирические (анкетирование).
Научная новизна состоит в расширении области научного знания, касающегося изучения формирования гражданской идентичности и социальной позиции среди студентов современной высшей школы как представителей социальной группы. Практическая значимость исследования заключается том, что его данные могут быть использованы в основных профессиональных образовательных программах при подготовке бакалавров и магистров в рамках дисциплин «Социальная психология», «Социальная психология образования» и др., а также для проведения сравнительных исследований.
Начиная с 1950-х гг., в исследованиях (Э. Эриксон. Ж. Пиаже и др.) феномен «со-
циальная идентичность» рассматривался с позиции «что есть человек в социальном плане» [13, с. 13]. Согласно Э. Эриксону, «идентичность» - внутренняя непрерывность и тождественность личности [14]. В рамках теории Ж. Пиаже рассматривается концепция развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе. Развитие этнической идентичности им понимается как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «Родина». Этнические чувства, согласно Ж. Пиаже, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях [11]. По мнению Э. Эриксона, «обладать идентичностью - значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; в третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми» [10, с. 472]. Формирование гражданской идентичности, согласно позиции А. Г. Ас-молова, это одна из задач самоопределения современной молодежи, заключающаяся в осознании принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [3]. Авторы «Руководства по теории идентичности» отмечают, что индивид - существо социальное, идентичность представляет собой набор коллективных принадлежностей. С позиции принадлежности к группе индивид разделяет групповые нормы, ценности, и его поведение зависит от групповой принадлежности [17]. Структура гражданской идентичности, по мнению В. П. Сергеевой, включает «два взаимосвязанных компонента: осознание принадлежности к тому или иному государству, имеющему для данного индивида значимый смысл; феномен надындивидуального сознания, признаком качества гражданской общности, характеризующего его как коллективного субъекта» [13, с. 13]. Показателями сформированной гражданской идентичности являются такие личностные качества, как: патриотизм, гражданственность, социально-критическое мышление, обеспечивающие когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Активная со-
циальная позиция подразумевает действия, направленные на осуществление прогрессивных, гуманных идеалов, отвечающих интересам общества, и определяется уровнем духовного развития личности, осознанного собственного участия в преобразовании окружающей среды, социальной практике. Активная социальная позиция предполагает реализацию следующих компонентов: духовно-нравственного, ценно стно-смыс -лового, политико-правового, патриотического, профессионально-ориентированного и экологического [2]. Все содержательные компоненты активной социальной позиции взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. В частности, высшим достоинством личности К. Д. Ушинский считал служение общественному идеалу, а важнейшей стороной ее развития - трудолюбие, дисциплинированность, скромность, чувство ответственности, долга, твердую волю, доброту [15]. Выделенные Э. Ф. Шакировой компоненты социальной активности включают совокупность качеств, отражающих получаемую профессию; структурные признаки; социальный опыт личности [16].
Изучение М. В. Колесниковой проблемы развития социальной активности студентов в современных условиях позволило определить совокупность организационно-педагогических условий через актуализацию социально-профессиональных знаний и ожиданий, организацию квазипрофессиональной деятельности, их участие в социально-проектной деятельности, способствующих развитию их социальной активности в процессе профессионального становления. К ним относятся: включение студентов в различные виды деятельности, использование активных форм обучения, инновационных программ, технологий и методик [6].
Понятие «идентичность» может рассматриваться как базовое в рамках других представлений, например, используемых в федеральном государственном образовательном стандарте 3+, как одно из оснований для построения целостного представления об объекте оценки личностных результатов, наряду с социализацией, которая осуществляется в семье, среди сверстников, посредством СМИ и происходит на протяжении всей жизни [16]. Сегодня возрастает потребность в инициативном, компетентном, професси-
онально мобильном педагоге, способном реализовывать новые, более эффективные формы обучения в образовательном процессе [4; 9]. В качестве ожидаемых результатов образования выделяются общекультурные, профессиональные компетенции, обеспечивающие самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им сущности и социальной значимости избранной сферы деятельности, готовность к самообразованию. Т. А. Ромм отмечает, что социальное воспитание в вузе не только способствует развитию профессиональности, адаптации к новым условиям жизнедеятельности, но и компенсирует недостатки первичной социализации (в том числе недостатки социальности молодого человека), «способствует инкультурации, позволяя осваивать культурный потенциал среды вуза и социума» [12, с. 16]. Современный способ образования заключается в активной деятельности самих обучающихся, изменяющей природную и социальную среду. Результатом этого являются новые духовные и материальные ценности, новые более совершенные общественные отношения и в итоге активный человек, готовый к пре-
одолению современных трудностей [8]. Активная социальная позиция молодого человека как морально-духовное качество личности не является абсолютным. Социально-психологические исследования свидетельствуют, что молодые люди в зависимости от возраста, пола, особенностей ситуации, волевых качеств и др. могут по-разному проявлять свое отношение к другим и обществу в целом, социальную позицию [9]. Несомненно, формирование гражданской идентичности молодежи является актуальным направлением воспитательной работы в вузе, которое разрабатывается на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся социально-экономических условиях общественной жизни [2; 5]. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем [7].
Организация эмпирического исследования
Проведенное нами эмпирическое исследование по проблеме формирования гражданской идентичности свидетельствует о наличии различных представлений и проявлений социальной активности среди студенческой молодежи. Так, результаты опроса среди студентов (22 юноши и 62 девушки) педагогического вуза г. Новосибирска в возрасте от 20 до 25 лет показали, что 83,3 % респондентов хотелось бы иметь активную жизненную позицию. Представления юношей и девушек составляют 26,0 %, 74 %, соответственно. При этом 69 % отметили, что у них имеется твердая социальная позиция и только 34,5 % опрошенных интересуют новости о внутренней и внешней политике государства. Разный уровень проявления социальной активности молодых людей проявляется и в том, что только 40,5 % респондентов обсуждают в семье вопросы гражданско-патриотической направленности. Причем в большей степени девушки
(70,6 %), чем юноши (29,4 %).
Рассмотрим представления, сложившиеся у данной молодежной группы, о социальной компетентности как средстве изучения социально-критического мышления. Респондентами представлены следующие позиции. Социальная компетентность предстает как умение понять требования социума, общества, народ; умение вести себя в обществе, адекватно реагировать на жизненные ситуации, достигать реальной цели с правильно выбранными способами; выработать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение; понимать других людей; выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей; подстраиваться под изменения окружающей ситуации; четко разбираться в социальных вопросах; общаться с людьми, независимо от своего социального статуса. Социальная компетентность является содержательным компонентом, от-
ражающим позиции человека. Она проявляется в активности реагирования на действие окружающих. Социальная компетентность предстает и как знание о своем обществе; свободное ориентирование в социальных вопросах; уважение; уверенное поведение в социуме; приспособленность к социальным изменениям.
Различные взгляды сложились у молодых людей на содержание понятий «патриотизм» и «гражданин». В частности, гражданин, по мнению респондентов, это:
- человек, который живет в своей стране и выполняет определенные правила и обязанности;
- проживающий на своей территории государства и имеющий ее гражданство;
- человек своей страны, рожденный в той стране, в которой проживает;
- человек, имеющий права и знающий за-
коны своей страны;
- товарищ.
Представления о патриотизме среди молодых людей соотносятся как с патриотическим отношением к своей стране (любовь к Родине, к своей стране, краю, в котором живет человек, земле, природе; желание защищать свою Родину, отстаивать точку зрения; по своему желанию отстаивать права своего государства; преданность, любовь и верность своей Родине, Отечеству; защита интересов Родины, страны, государства; гордость за свою Родину, народ и его историю; вера в хорошее; нравственный и политический принцип; выбор какой-либо партии и отстаивание ее до конца), так и с человеком-патриотом, отстаивающим позицию государства, в котором он живет; человеком, готовым жертвовать собой ради интересов своей страны.
Выводы
На основе полученных данных отметим, что в целом более, чем у половины молодых людей недостаточно сформирована активная социальная позиция. Причем в несколько большей степени она сформирована у девушек, чем у юношей. Таким образом, можно утверждать, что в процессе развития ценностных норм,
гражданской позиции у современной молодежи внимание должно акцентироваться на актуальной необходимости создания условий для развития их социальной активности как фактора формирования гражданской идентичности, которая находит свое отражение в деятельности, поведении и поступках.
Библиографический список
1. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям: коллектив. монография / под науч. ред. В. П. Сергеевой. - М.: АП-КиППРО, 2013. - 167 с.
2. Алтыникова Н. В., Гудкова Т. В., Матвеева Н. С. Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в современных социокультурных условиях // Вестник педагогических инноваций. -№ 2. - 2015. - С. 5-17.
3. Асмолов А. Г. Граждане или подданные: государственная идеология воспитания // Образовательная политика. - 2015. - № 4 (66). - С. 2-4.
4. Гудкова Т. В., Кондратьева Т. Н. Проблема оценки и дальнейшего развития профессионально-значимых качеств будущих педагогов // Педагогический профессионализм в образовании: материалы IX Международной науч.-практ. конференции: в 2 ч. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - Ч. 1. - С. 220-225.
5. Евдокимова Е. Ю. Становление идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. -2016. - № 2. - С. 82-87.
6. Колесникова М. В. Развитие социальной активности студентов в процессе профессионального становления: на примере педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 22 с.
7. Матвеев К. А. Гражданское воспитание в современных социокультурных условиях // Влияние науки на инновационное развитие: сборник. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 228-230.
8. Матвеева Н. С. Проблемы парадигмаль-ного анализа общего и профессионального образования // Педагогический профессионализм в образовании: сб. научных трудов XI Международной конференции, посвященной 80-летию
НГПУ - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. -Ч. 1. - С. 47-55.
9. Матвеева Н. С., Гудкова Т. В. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность: Материалы IV Международной науч.-практ. конференции. - Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2015. -С. 103-105.
10. Психология самосознания: хрестоматия. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - 672 с.
11. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
12. Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации // Вестник педагоги-
ческих инноваций. - № 1 (41). - 2016. - С. 11-17.
13. Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. - 2011. -№ 4. - С. 12-15.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 341 с.
15. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Искусство и образование. - 2015. - № 2. - С. 80-113.
16. Шакирова Э. Ф., Иванова Г. П. Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся // Акмеология. - 2013. -№ 3 (47). - С. 35-39.
17. Vignoles V. L., Schwartz S. J., Luyckx K. Introduction: toward an itergrative view of identity // Handbook of identity theory and research. - New York: Springer, 2011. - P. 1-27.
Поступила в редакцию 23.05.2016.
Gudkova Tatyana Viktorovna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogic and Psychology, Institute Physical and Mathematical and Information Economic Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Matveeva Natalya Sergeyevna
Cand. Sci. (Historical), of Pedagogic and Psychology of Professional Education, Faculty of Technology and Business, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Matveev Konstantin Andreevich
Student, Institute Physical and Mathematical and Information Economic Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
SOCIAL ACTIVITY AS FACTOR OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF STUDENT'S YOUTH
Abstract. The article analyzes the social problem of the formation of civic identity among students of modern high school, as a social group. The results of studies of awareness of socio-legal person belonging to the community of the Russian state, which consists in the value-oriented public of its activities in the self-regulation of social behavior of students. Consider the representation, developed in the youth group of social competence, citizenship and patriotism. It is emphasized that the formation of civil identity of youth is actual direction of the educational work of the university, a reflection of the younger generation of social position, determined by his social roles and norms, the functions performed.
Keywords: student's youth as social group, civil identity, social activity, social position, the higher school.
References
1. Sergeyeva, V. P., 2013. Aktual'nyye kanaly sotsializatsii lichnosti: ot teorii k tekhnologiyam [Actual channels of socialization: from theory to technology]. Moscow: APKiPPRO Publ., 167 p. (in Russ.).
2. Altynikova, N. V., Gudkova, T. V., Matveeva, N. S., 2015. Problema duxovno-nravstven-
nogo vospitaniya uchashhixsya v sovremennyx sociokul'turnyx usloviyax [A problem of spiritual and moral education of pupils in modern sociocul-tural conditions]. Vestnik pedagogicheskix innovacij [The Messenger of pedagogical innovations], 2, pp. 5-17 (in Russ.).
3. Asmolov, A. G., 2015. Grazhdane ili poddan-
nyye: gosudarstvennaya ideologiya vospitaniya [Citizens or subjects: public education ideology]. Obra-zovatel'naya politika [Education Policy], 4 (66), pp. 2-4 (in Russ.).
4. Gudkova, T. V., Kondratyeva, T. N., 2013. Problema otsenki i dal'neyshego razvitiya profession-al'no-znachimykh kachestv budushchikh pedagogov [The problem of evaluation and further development of professionally significant qualities of the future teachers]. Pedagogicheskiy professionalizm v obra-zovanii [Pedagogical professionalism in education]. Novosibirsk: NGPU Publ., pp. 220-225 (in Russ.).
5. Yevdokimova, E. Ju., 2016. Stanovleniye idei grazhdanskogo vospitaniya v otechestvennoy peda-gogike [The formation of the idea of civil education in domestic pedagogics]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2, pp. 82-87 (in Russ., abstr. in Eng.).
6. Kolesnikova, M. V., 2007. Razvitie social'noj aktivnosti studentov v processe professional'nogo stanovleniya: na primere pedagogicheskogo vuza [Development of social activity of students in the process of professional development: the example of pedagogical high school]. Cand. Sci. (Pedag.). Omsk, 22 p. (in Russ.).
7. Matveev, K. A., 2015. Grazhdanskoe vospita-nie v sovremennyx sociokul'turnyx usloviyax [Civil education in modern sociocultural conditions]. Vli-yanie nauki na innovacionnoe razvitie [Influence of science on innovative development]. Ufa: OMEGA of SAYNS Publ., pp. 228-230 (in Russ.).
8. Matveeva, N. S., 2015. Problemy paradig-mal'nogo analiza obshhego i professional'nogo obrazovaniya [Problems of the paradigmalny analysis of the general and professional education]. Ped-agogicheskij professionalizm v obrazovanii [Pedagogical professionalism in education]. Novosibirsk: NSPU Publ., Part 1, pp. 47-55 (in Russ.).
9. Matveeva, N. S., Gudkova, T. V., 2015. Formirovaniye professional'noy kompetentnosti spetsialistov v sisteme obrazovaniya vzroslykh [For-
mation of professional competence of specialists in the system of adult education in the collection]. Specialist XXI veka: psixologo-pedagogicheskaya kul'tura i professional'naya kompetentnost' [Specialist of the XXI century: psycho-pedagogical training and professional competence]. Ministry of Education, Republic Belarus, pp. 103-105 (in Russ.).
10. Psixologiya samosoznaniya [The psychology of self-knowledge]. Samara: BAKHRAKH-M Publ., 2000, 672 p. (in Russ.).
11. Stefanenko, T. G., 2009. E'tnopsixologiya [Ethnopsychology]. Moscow: Aspekt Press Publ., 368 p. (in Russ.).
12. Romm, T. A., 2016. Vysshee obrazovanie v Rossii v usloviyax transformacii [Higher education in Russia in the conditions of transformation]. Vestnik pedagogicheskix innovacij [The Messenger of pedagogical innovations], 1 (41), pp. 11-17 (in Russ.).
13. Sergeyeva, V. P., 2011. Formirovanie grazh-danskoj identichnosti v obrazovatel'nom processe [Formation of civil identity in educational process]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 4, pp. 12-15 (in Russ.).
14. Erikson, E., 2006. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and Crisis]. Moscow: Flinta Publ., 341 p. (in Russ.).
15. Ushinskiy, K. D., 2015. Pis'ma o vospita-nii naslednika russkogo prestola [Letters on educating the heir to the Russian throne]. Iskusstvo i obrazovaniye [Art and Education], 2, pp. 80-113 (in Russ.).
16. Shakirova, E. F., Ivanova, G. P., 2013. Di-agnostika urovnej sformirovannosti social'noj ak-tivnosti uchashhixsya [Diagnosis of the level of formation of social activity of students]. Akmeologiya [Akmeology], 3 (47), pp. 35-39 (in Russ.).
17. Vignoles, V. L., Schwartz, S. J., Luyckx, K., 2011. Introduction: toward an itergrative view of identity. Handbook of identity theory and research. New York: Springer Publ., pp. 1-27.
Submitted 23.05.2016