Научная статья на тему 'Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов'

Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / СТУДЕНТЫ / CIVIC IDENTITY / SOCIAL INITIATIVE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махинин А.Н.

По мнению автора, современное пространство социально-экзистенциального позиционирования личности и группы, утрачивая свою прежнюю ценностную и нормативную определенность, может рассматриваться как объект для конструирования как со стороны самих себя, так и со стороны внешних для них субъектов. Поэтому очевидно, что современная социокультурная и образовательная ситуация актуализировала установку к всемерному содействию социализации личности студента, формированию его гражданской идентичности, ответственной и активной позиции в социальных преобразованиях, которые происходят в родных для него вузе, городе, стране, формированию у него здоровых духовно-нравственных качеств. Одним из возможных направлений реализации указанных задач представляется практика организации и поддержки студенческих социальных инициатив, что, в свою очередь, может рассматриваться как выражение меры их социальной продуктивности и развития социальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Махинин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support of Social Initiatives as a Factor of Formation of Civil Identity of the Students

According to the author, modern space of social and existential positioning of the personality and group, losing the former valuable and standard definiteness, can be considered as an object for designing, both from itself, and from subjects, external for them. Therefore it is obvious that the modern sociocultural and educational situation updated installation to every possible assistance of socialization of the identity of the student, formation of its civil identity, a responsible and active position in social transformations which happen in the family for it higher education institution, the city, the country, to formation at it healthy spiritual and moral qualities. Practice of the organization and support of student’s social initiatives is represented to some of the possible directions of realization of the specified tasks that, in turn, can be considered as expression of a measure of their social efficiency and development of sociality.

Текст научной работы на тему «Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов»

DOI: 10.15293/1813-4718.1901.03 УДК 378+316.61

Махинин Александр Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, alex-makhinin@yandex.ru, Воронеж

ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ*

Аннотация. По мнению автора, современное пространство социально-экзистенциального позиционирования личности и группы, утрачивая свою прежнюю ценностную и нормативную определенность, может рассматриваться как объект для конструирования как со стороны самих себя, так и со стороны внешних для них субъектов. Поэтому очевидно, что современная социокультурная и образовательная ситуация актуализировала установку к всемерному содействию социализации личности студента, формированию его гражданской идентичности, ответственной и активной позиции в социальных преобразованиях, которые происходят в родных для него вузе, городе, стране, формированию у него здоровых духовно-нравственных качеств. Одним из возможных направлений реализации указанных задач представляется практика организации и поддержки студенческих социальных инициатив, что, в свою очередь, может рассматриваться как выражение меры их социальной продуктивности и развития социальности.

Ключевые слова: гражданская идентичность, социальная инициатива, студенты.

Постановка задачи. Современные динамичные изменения социокультурной ситуации развития российского общества, которые во многом носят кризисный характер, поскольку все чаще вынуждают субъекта «пересобирать» самого себя, меняя точку отсчета в виде ценностей и принципов, с которыми он себя соотносит. Следует признать также необходимость подготовки социально активного и инициативного типа личности, который способен самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора за счет рецепции гражданских ценностей и чувства ответственности за будущее страны. Это актуализирует задачу для многих современных авторов исследовать поведенческие и деятельностные аспекты индивидуального и коллективного бытия личности, когда в центре внимания оказываются вопросы перехода социального в индивидуальное, реалистичности образов «Я» и их воплощения, значения выбора

и субъектной позиции; подвижность всех характеристик личности.

Все это позволяет нам утверждать, что в современном социокультурном пространстве производство и поддержание разного рода различий сделалось необычайно востребованным, а собственная уникальная идентичность стала представлять уникальный и ценный ресурс, достойный защиты и охранения. При этом сегодня для молодого человека объективно происходит увеличение доли самостоятельного выбора сценариев и сюжетов собственной жизнедеятельности, когда «традиционное наследование (социальное, профессиональное и т. п.) все чаще подменяется поисковой активностью, опорой на референтов, моделированием себя и своей жизни. Социализация все увереннее противостоит воспитательным практикам, в силу чего последние, к сожалению, переходят в разряд симулякров. Система образования, не

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект 18-013-00613 А(ф) «Социально-педагогические детерминанты формирования интегративных свойств воспитательных систем».

обеспокоенная политикой идентичности, использующая механизмы навязывания, а не обеспечения выбора, уступающая иным социальным институтам в значимости для конкретной личности, фактически отказывает личности в реальном социально-педагогическом сопровождении развивающейся у нее социокультурной и личностной идентичности» [8].

Особую противоречивость процессов социализации настоящего момента вынуждена ощущать на себе и переживать именно студенческая молодежь, для которой процесс обретения идентичности (как личностной, так и как социальной) в целом синхронизирован с процессом социализации, поскольку поиски собственной уникальности и самотождественности (т. е. идентичности) непосредственным образом являются связанными с рефлексией жизненных планов, целей и путей самоопределения. Потому для нас является константной точка зрения, согласно которой, реализуясь в социально-значимой деятельности, студент предопределяет свое социальное поведение и выражает свою позицию как социальный субъект, свои возможности к самореализации в различных сферах общественной жизни [1].

Исследовательская часть. Студенчество как социальную группу традиционно отличает высокий уровень социальной мобильности, повышенный интерес к практическому участию в жизни общества, что позволяет создавать в вузах России условия для развития социальных и общественных инициатив студентов как выражения их социальной продуктивности и меры развития социальности в целях получения ими опыта социально значимой деятельности [7]. Ряд исследователей отмечает, что сегодня молодежь все больше стремится к осознанию своей гражданской роли и деятельностному участию в системе общественных отношений [2].

В этой связи полагаем, что одной из со-

циально и педагогически значимых формой, способствующей успешной интеграции личности студентов и достижению ими позитивной гражданской идентичности, является практика участия студентов в общественных инициативах и социально-значимой деятельности. Однако, как справедливо считает Ю. М. Резник, «действовать в интересах других людей или ради их общего блага еще не значит быть гражданским субъектом. Гражданское действие призвано поддерживать и укреплять целостность всего человеческого рода даже в тех случаях, когда субъект находится в локальной жизненной ситуации» [4]. Иначе говоря, даже «эпизодическое включение студента в пространство гражданского действия в своей основе предполагает актуализацию свойственной ему моральной позиции. Для этого <...> студент должен осознать ситуацию как требующую морального выбора и иметь достаточную мотивацию защищать сопряженные с моралью гражданские ценности. Если же ситуация не рассматривается им как морально релевантная и если индивид не видит в ней угрозы для реализации разделяемых им гражданских ценностей, то связь нормативопринятия с гражданскими ценностями не будет актуализирована» [5].

Таким образом, мы убеждены, что, принимая участие в социально-значимой деятельности, студенты получают возможность действовать в соответствии с гражданскими ценностями и социальными нормами, что выражается в поведении адекватном содержанию явления «гражданин». Только в этом случае гражданская идентичность достигает подлинной наполненности. При этом следует подчеркнуть, что современная гражданская социализация представлена различными моделями и практиками с все более возрастающей ролью в них «"скрытых программ", самостоятельный выбор которых становится прерогативой самих молодых людей. Растет и число агентов социализации,

поскольку современные средства коммуникации позволяют студенчеству выбирать себе "значимых других" из предельно широкого, можно сказать, глобального числа индивидов. Разнообразие векторов и траекторий социализации способствует как межгрупповой, так внутригрупповой вариативности показателей развития гражданской идентичности и присвоения нравственных нормативов» [7].

Очевидно, что именно вследствие указанных обстоятельств неизбежно возникает методическая проблема отбора адекватного набора образцов и ценностных ориентиров позитивной гражданской идентичности студентов (с учетом возрастных особенностей молодых людей и их социокультурной принадлежности) и педагогически эффективных способов организации, практик реализации и трансляции социальных инициатив студенчества в целях достижения студентами этого вида идентичности.

В целом инициативу можно определить «как любое первоначальное действие человека, выполняемое им в оригинальной, нетрадиционной форме или преследующее принципиально новые для личности и для общества цели и задачи» [3]. Но подобного рода трактовка инициативы является, на наш взгляд, односторонней, поскольку в этом случае она указывает всего лишь на начальный этап какой-либо деятельности, понимается как одномоментное, фактическое состояние, что не дает понимания процессуальности инициативы.

С нашей точки зрения, инициативу можно рассматривать в трех проявлениях:

- инициатива-предложение,

- инициатива-действие,

- инициатива-позиция.

Именно при таком подходе можно говорить о процессуально-деятельностной сущности инициативы, что необходимо для педагогической интерпретации рассматриваемой дефиниции, ибо тогда с учетом идей о взаимосвязи внутренней

и внешней активности человека мы имеем возможность изучать процессуальные и деятельностные аспекты инициативы в контексте результата «перехода внутренней активности субъекта во внешнюю, как своего рода «презентацию» этой активности» [2], что принципиально для психолого-педагогических и социально-педагогических исследований.

Все это позволяет нам согласиться с точкой зрения, в соответствии с которой инициатива может быть интерпретирована «как личностное свойство, объединяющее познавательные и мотивационные факторы, выраженное в продолжении мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, как новаторское предложение личности, а также деятельность личности по реализации этого предложения с целью авторского изменения окружающей действительности и себя в ней» [10]. Учитывая четкую целевую направленность, стабильность деятельност-ного проявления, позитивных результатов воздействия редкие, эпизодические и неструктурированные инициативные акции студента способны пробрести стимульное личностное начало, положив, таким образом, основу для оформления инициативности как личностного качества студента.

С учетом вышеуказанных идей о переходе внутренней активности и ее репрезентации на основе стабильного инициативного импульса студент способен «заряжать» собственной инициативностью других и привлекать к разработке и реализации инициатив максимально возможное количество других субъектов (студентов, преподавателей, общественности и пр.), конечно с учетом того, что предлагаемые инициативы преследуют личностно и социально значимые цели.

Следовательно, социальную (общественную) инициативу можно охарактеризовать «как способность к осознанным, целенаправленным, активным социальным действиям; форма выражения социокуль-

турных потребностей личности; субъективно возможная и общественно-значимая основа самореализации личности и ее инициативной деятельности» [9].

Особенность же педагогического подхода к проблеме анализа социальной инициативы в контексте формирования гражданской идентичности студентов заключается в необходимости учета ее организационно-деятельностного аспекта, формирования мотивов социально-инициативного творчества студентов, «поскольку их наличие и определяет успешность развития инициативы и позволяет включить их в инициативную деятельность, что позволяет осознать смысл понятия личности как развивающейся системы отношений человека к миру и с миром, к самому себе и с самим собой» [8]. Полагаем, что именно система высшего образования призвана помочь в формировании у студенческой молодежи навыков социального, в том числе гражданского, взаимодействия, в получении студентами опыта реализации и развития социально значимых инициатив и решений, значимых для развития общества, что в целом соответствует «государственной социальной политике, направленной на реализацию демократических идей, прав человека и социальной справедливости» [6]. Это особенно актуально в рамках объявленного в соответствии с Указом Президента РФ № 583 от 06.12.2017 г. 2018 года годом добровольца (волонтера)

При этом мы соглашаемся с точкой зрения о том, что эффективность влияния развития социальных инициатив в практиках социального взаимодействия на формирование идентичности личности определяется, с одной стороны, мерой субъектности (активности, инициативы во взаимодействии) личности в этом взаимодействии. С другой стороны, необходимо иметь ввиду и возможные сдерживающие характеристики самого взаимодействия (так, например, достаточно большое количество ситуаций по социальному взаимодействию

отличаются эпизодичностью и кратковременностью воздействия или, наоборот, более или менее продолжительная социальная коммуникация далеко не всегда может быть интерпретирована в категориях развивающегося процессуального характера). Важно и то, что идентичность личности формируется в результате участия в любом референтном акте взаимодействия, в том числе и «неразвивающемся», но характеристики идентичности при этом будут различны (частым следствием подобного взаимодействия становится формирование идентичности «от противного» (не быть таким, как те, кто является субъектами этого взаимодействия)).

Таким образом, в логике педагогической работы в образовательной практике вуза мы полагаем возможным выделить следующие основные направления реализации студенческих общественных инициатив, которые будут направлены на достижение студентами позитивной гражданской идентичности и навыков организации, участия и репрезентации себя в социально значимой деятельности:

1) поддержка и развитие общественных объединений вуза на основе социальных инициатив студентов (волонтерских и педагогических отрядов, студенческих советов и пр.);

2) поддержка и развитие социальных инициатив в рамках системы внутренних и внешних конкурсов и грантов;

3) обучение студентов основам социального проектирования;

4) поддержка и развитие лидерских качеств студентов;

5) создание для студентов возможностей участвовать в реализации проектов общефедерального значения в составе студенческих и научно-исследовательских коллективов;

6) привлечение студентов к общественно-профессиональной экспертизе качества образования;

7) содействие организации эффектив-

ного учебного процесса в образовательном учреждении.

Результаты исследования. Выше сказанное дает нам основание считать, что общественная инициатива соответствует потребностям студенчества как социальной группы в становлении индивидуальности, в выборе социальной роли и способов ее исполнения, в продуктивном социальном взаимодействии посредством проявления социальной активности. Это согласуется с представлениями о гражданской идентичности как мере субъектности

(активности, инициативы во взаимодействии) личности в таком взаимодействии. В этом случае внутренняя активность студентов является значимым стимулом для развития гражданской идентичности, их собственной активности в направлении продуктивного саморазвития. Это вполне согласуется с представлениями о возможности использования таких инициатив, как фактор формирования гражданской идентичности студентов, поскольку идентичность носит процессуальный характер.

Библиографический список

1. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания. - М.: МПСУ, 2008. - 440 с.

2. Никовская Л. И., Якимец В. Н., Молокова М. А. Гражданские инициативы и модернизация России: сб. статей. - М.: Ключ-С, 2011. - 336 с.

3. Пашкина Л. Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: МГУКиИ, 2010. - 22 с.

4. Резник Ю. М. Человек в гражданском обществе: проблема идентичности // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. - М.: ИФ РАН, 2007. - 232 с.

5. Савельева Е. А. Гражданская активность молодежи: варианты концептуализации понятия // Вестник РУДН. Серия: Социология. -2013. - № 2. - С. 23-33.

6. О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) [Электронный

ресурс]: Указ Президента РФ от 06.12.2017 № 583. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/42573 (дата обращения: 12.12.2018).

7. Филоненко В. И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Тюмень: ЮФУ, 2009. - 48 с.

8. ШакуроваМ. В. Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. -№ 7. - С. 23-26.

9. Шурухина Г. А. Основные направления исследования инициативности в современной психологии // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - № 4. - С. 23-28.

10. Onorato R. S., Turner J. c. Fluidity in the self-concept: the shift from personal to social identity // European Journal of Social Psychology. - 2004. - Vol. 34. - P. 257-278.

Поступила в редакцию 01.12.2018

Makhinin Alexander Nikolaevich

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of the General and Social Pedagogics, Voronezh State Pedagogical University, alex-makhinin@yandex.ru, Voronezh

SUPPORT OF SOCIAL INITIATIVES AS A FACTOR OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF THE STUDENTS

Abstract. According to the author, modern space of social and existential positioning of the personality and group, losing the former valuable and standard definiteness, can be considered

as an object for designing, both from itself, and from subjects, external for them. Therefore it is obvious that the modern sociocultural and educational situation updated installation to every possible assistance of socialization of the identity of the student, formation of its civil identity, a responsible and active position in social transformations which happen in the family for it higher education institution, the city, the country, to formation at it healthy spiritual and moral qualities. Practice of the organization and support of student's social initiatives is represented to some of the possible directions of realization of the specified tasks that, in turn, can be considered as expression of a measure of their social efficiency and development of sociality.

Keywords: civic identity, social initiative, students.

References

1. Mudrik, A. V., 2008. Social psychology of education. Moskow: MPSU Publ., 440 p. (In Russ.)

2. Nikovskaya, L. I., Yakimets, V. N., Molok-ova, M. A., 2011. Citizens' initiatives and modernization of Russia. Moskow: Klyuch-S. Publ., 336 p. (In Russ.)

3. Pashkina, L. N., 2010. Social and cultural conditions of education of initiative of participants of youth public organizations. Moskow, 22 p. (In Russ.)

4. Reznik, Y. M., 2007. Man in civil society: the problem of identity. Man yesterday and today: interdisciplinary research. Moskow: IF RAN Publ., 232 p. (In Russ.)

5. Savelyeva, E. A., 2013. Civil activity of young people: options for conceptualization of the concept. Bulletin RUDN. Series: Sociology, 2, pp. 23-33. (In Russ., abstract in Eng.)

6. About carrying out in the Russian Federation year of the volunteer (volunteer).The decree

of the President of the Russian Federation dated 06 December 2017, № 583. [online]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42573 (accessed: 12.12.2018). (In Russ.)

7. Filonenko, V. I., 2009. Modern Russian students in a transitive society: contradictions and paradoxes of socialization. Tyumen, 48 p. (In Russ.)

8. Shakurova, M. V., 2013. Russian identity as a personal result: the experience of reflection. News of Volgograd state pedagogical University, 7, pp. 23-26. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Shurukhina, G. A., 2013. The main directions of the research of initiative in modern psychology. Bulletin RUDN. Series: Psychology and pedagogy, 4, pp. 23-28. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Onorato, R. S., Turner, J. C., 2004. Fluidity in the self-concept: the shift from personal to social identity. European Journal of Social Psychology, Vol. 34, pp. 257-278. (In Germ., abstract in Eng.)

Submitted 01.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.