Научная статья на тему 'НАМОГИЛЬНЫЕ КАМНИ В ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОМ ОБРЯДЕ РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛИ'

НАМОГИЛЬНЫЕ КАМНИ В ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОМ ОБРЯДЕ РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
голыш / каменное надгробие / крест / могила / намогильный камень / общинно-родовая камень-часовня / родовой камень / родовая камень-часовня / Рязанская земля / семейные захоронения / столп-памятник

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — П И. Кутенков

Представлен первичный материал о повсеместном бытовании намогильных камней на Рязанской земле. Осуществлена попытка их классификации на основе выделения материально-пространственных и знако-образных показателей. Охарактеризованы особенности намогильных камней и обрядности, связанных с мировоззренческими представлениями в крестьянских родовых культурах о погребально-поминальной и печальной обрядности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАМОГИЛЬНЫЕ КАМНИ В ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОМ ОБРЯДЕ РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛИ»

АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ В XXI в.

УДК 003; 008 DOI 10.53115/19975996_2023_04_087_096

ББК 71.06

П.И. Кутенков

НАМОГИЛЬНЫЕ КАМНИ В ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОМ ОБРЯДЕ РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛИ

Представлен первичный материал о повсеместном бытовании намогильных камней на Рязанской земле. Осуществлена попытка их классификации на основе выделения материально-пространственных и знако-образных показателей. Охарактеризованы особенности намогильных камней и обрядности, связанных с мировоззренческими представлениями в крестьянских родовых культурах о погребально-поминальной и печальной обрядности.

Ключевые слова:

голыш, каменное надгробие, крест, могила, намогильный камень, общинно-родовая камень-часовня, родовой камень, родовая камень-часовня, Рязанская земля, семейные захоронения, столп-памятник.

Кутенков П.И. Намогильные камни в погребально-поминальном обряде Рязанской земли // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - С. 87-96. -DOI 10.53115/19975996_2023_04_087_096

© Кутенков Павел Иванович - кандидат культурологии, главный редактор, журнал «Вестник знаковедения», Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

о са

В ходе полевых исследований погребально-поминальной и печальной обрядности Рязанской земли (20042020 гг.) целенаправленно исследовалась её самостоятельная часть - каменный обряд. Он включает поиск, выбор и заблаговременную доставку камня во двор жилья (заказ у лиц, занимающихся добычей и производством каменных изделий различного назначения), определение места на могиле и его положение в один из поминальных дней. Основным признаком его бытования в селениях служит наличие камня на могиле и свидетельства жителей [2; 4]. В народной культуре намогильный камень воспринимается высокообрядовым знаком, связанным с душой покойника [3, с. 370]. Цель работы - показать бытование намогильного камня и каменного обряда укоренённой, неотъемлемой частью погребально-поминальной обрядности Рязанской земли. Первичной задачей изучения стало выявление пространств бытования намогильного камня в районах и краях Рязанской области. Другая задача - исследование естественных особенностей намогильных камней и их переход в каменное надгробие и памятник, позволивших пред-

ложить общую классификацию. Важная задача - установление характера связи места укладки камня, в пространстве могилы, со взглядами на загробную жизнь ушедшего из жизни. Содержание ключевых положений погребально-поминальной и печальной обрядности, включая знаковость печальной народной одежды, изучалось по закономерностям закона русского духа и соотносилось с чертами каменного обряда [3, с. 320-366].

Полевое исследование выполнялось двумя способами: осмотр погоста, описание состава и вида намогильных камней, их размещение в пространстве могилы относительно положения тела, а последнего -относительно сторон света; беседа с жителями селений. Предпочтение отдавалось разговорам с «читалками и певчими», постоянно участвующими и управляющими погребально-поминальной и печальной обрядностью.

В каждом районе исследовались погосты районного посёлка/города, главных сёл и деревень, входящих в ту или иную крестьянскую родовую культуру, охватывающие все его заселённые пространства [1,

с. 7-473].

Таблица 1

Края, районы и селения бытования намогильных камней Рязанской земли.

Сер. XIX - начало XXI вв.

Край Район Город, посёлок, село Деревня, хутор

Срединный Кораблин-ский Кораблино, Пехлец, Пустотино, Троица Зараново, Октябрь, При-янки, Хмелевое

Пронский Архангельская Слобода, Береговая По-гореловка, Большое село, Булычёво, Гре-мяка, Малинищи, Октябрьское, Орловка, Последово, Пронск, Семенск, Тырново Бучалы, Добрая Слобода, Карьерный, Ланинка, Ма-моново, Марфина Слобода

Путятин-ский Береговое, Летники, Песочня, Поляки, Сановка Березовка, Васильевка, Морово, Никитино, Проточный, Чёрная Слобода

Рязанский Заборье, Реткино, Солотча

Спасский Спасск-Рязанский, Старая Рязань, Исады, Выжелес, Гавриловское, Селезнёво, Горо-дец, Дегтяное, Новый Киструс Погори, Кучино

Старожилов-ский Большие Поляны, Вороново, Истье, Сельхозтехника, Соболево, Старожилово, Столпцы Ершово, Мелекшино, Та-таркино, Шелковая

Шиловский Аделино, Алехово, Борок, Желудёво, Иня-кино, Мосолово, Муратово, Новая Пустынь, Ряссы, Сасыкино, Срезнёво, Тырново, Шилово Авдотьинка, Ибредь, Фро-лово, Шелухово

Северная сторона Касимовский Ардабьево, Ашуково, Бабино-Булыгино, Балушево-Починки, Бетино, Гиблицы, Елатьма, Ермолово, Ибердус, Касимов, Китово, Которово, Лубяники, Перво, Погост, Пустынь, Степаново, Чарус, Шостье Акуловка, Анатольевка, Инкино, Клетино, Коче-мары, Кунино, Малый Кусмор, Новая Деревня, Ташенка, Черново-Шеен-ки, Чинур

Клепиков-ский Алексеево, Барское, Бычково, Дёмино, Димитрово, Спас-Клепики, Тумы, Вере-щугино, Кобылинка, Колесниково, Кон-стантиново, Криуша, Макарово, Малахово Ветчаны, Гуреево, Малаховские Выселки, Рябиновка

Восточная сторона Кадомский В 26 исследованных сёлах и деревнях устные и материальные сведения о намогильном камне отсутствуют.

Ермишин-ский Азеево, Байкур, Ермишь, Игошино, Мер-душь, Надёжкино, Нарма, Савватьма, Спас-Раменье, Сенин Пчельник, Царёво Милейка, Сторожевка, Турмадеево

Пителин-ский Потапьево, Терентеево Полесье

Сасовский Берестянки, Глядково, Городок, Пички-ряево, Поляки Майданы, Сасово, Слобода, Темгенево, Устье Бирюковка, Красный Яр, Кузьмоловка, Мурзинки, Мордвиново, Смирновка, Таировка, Щемиловка

Чучковский Голенищево, Дудкино, Кистинево, Меле-хово, Пузос, Чучково

Шацкий Аксельменеево, Желанное, Инная Слобода, Каверино, Казачья Слобода, Кучасье-во, Польное Конобеево, Польное Ялтуно-во, Темёшово, Усады, Шацк, Шевырляй, Ямбирно Завидное, Ужово

Край Район Город, посёлок, село Деревня, хутор

Южная сторона Александро-Невский На погосте п. Александро-Невский свыше 30 % крестов стоит в головах. Камней не обнаружено

Милослав-ский с. Подъовечье, д. Борщёвка В большинстве селений района каменный обряд не существует

Ряжский Журавинка (Старый Жаровень), Зезюли-но, Куровщино, Новое Еголдаево, Петрово, Подвислово, Поплёвино, Ряжск

Сапожков-ский Дмитриевка, Канино, Красный Угол, Красное, Кривель, Коровка, Малый Сапожок. Михеи, Морозовы Борки, Сабчаково, Сапожок, Чёрная Речка Васильевка

Сараевский Большие Можары, Борец, Высокое, Ивановка, Кривское, Малые Можары, Мурав-лянка, Новобокино, Озёрки, Паники, Сараи, Сысои, Таптыково, Телятники Айкановка, Ивановка, Новое Поле, Озериха

Ухоловский Александровка, Кензино, Покровское, Ясенок Курбатовка, Курганы

Западная сторона Захаровский Байдики, Гладкие Выселки, Добрые Пчёлы, Жокино, Захарово, Катагоща, Липки, Плахино, Попадьино, Смена, Спасские Выселки, Троицкое, Фёдоровское Безлычное, Дербень, Грачёвка, Зелёная Поляна, Кресты, Лапти, Оста-товка, Погореловка, Пуп-кино

Михайловский Выселки, Высокое, Голдино, Грязное, Ижеславль, Красное, Малинки, Михайлов, Пушкари, Поздное, Печерники, Пе-черниковские Выселки, Субботино, Сту-бле, Хавертово Вилки, Елизаветино, Кин-дяково, Козловка, Малая Дрогинка, Митино, Оль-ховец, Осовец, Поярково, Павелково, Рябцево, Сашино, Стенькино, Стрека-ловка, Щёголево

Рыбновский Не изучался.

Скопинский Городецкое, Гремяка, Березняги, Ермо-лово, Князево, Конюхово, Костемерово, Мшанка, Новобараково, Побединка, Поляны, Шелимишево

Временные рамки изучения ограничивались серединой XIX - началом XXI вв. Основным способом датировки нижней границы послужили надписи на камнях, прослеживаемые с середины XIX в., другим - беседы с жителями, сообщавших предания старших поколений; верхняя граница определяется методом очевидности нахождения камня на новых могилах, надписями на крестах, на камнях и различного рода сведений о погребённых, а также по расспросам жителей. Во всех изученных селениях, кроме двух со смешанным населением, проживают великорусы, православные.

До настоящего времени полевые и теоретические исследования по намогильным камням Рязанской земли, в русле целей и задач статьи, не осуществлялись.

***

С целью удобства изучения и представления результатов исследования мы выделили пять условных крупных земельных пространств в современных границах Рязанской области: Северная, Восточная, Южная и Западная стороны/части и сердце древней земли - Срединный край (табл. 1).

Из двадцати пяти районов области только Рыбновский остался вне исследований, в Александро-Невском осуществлена полевая разведка. Общее число изученных селений в области составило 452, из них в 299 выявлено бытование каменного обряда, с различной степенью его состояния (табл. 2).

Огромное разнообразие намогильных ¡5 камней Рязанской земли заставило упоря- ц. дочить язык исследования и предложить ^о

Таблица 2

Общие показатели изученности и распространения каменного обряда Рязанской

земли. Сер. XX - начало XXI в.

Район Всего селений Изучено селений Выявлены селения с каменным обрядом Возможное число селений с каменным обрядом

Число Доля от изученного, %

Срединный край

Кораблинский 115 10 8 80

Пронский 76 32 19 60

Путятинский 77 18 12 67

Рязанский 178 5 3 60

Спасский 134 14 12 86

Старожилов-ский 106 14 11 72

Шиловский 108 21 17 58

По краю 794 110 82 76 603

Северная сторона

Касимовский 208 41 31 76

Клепиковский 275 26 21 80

По краю 483 67 52 77 352

Восточная сторона

Кадомский 80 26 нет

Ермишинский 61 22 14 71

Пителинский 50 6 3 50

Сасовский 111 21 13 62

Чучковский 66 9 6 67

Шацкий 131 26 17 65

По краю 499 110 53 48 239

Южная сторона

Александро-Невский - 1

Милославский 120 32 2 6

Ряжский 61 11 8 72

Сапожковский 54 19 14 74

Сараевский 154 24 18 75

Ухоловский 66 9 6 67

По краю 455 82 48 59 268

Западная сторона

Захаровский 65 29 23 79

Михайловский 170 37 29 78

Рыбновский -

Скопинский 128 17 12 70

По краю 363 83 63 76 235

По области (по 23 районам) 2594 452 299 66 1713

вариант их общей классификации. Весь пласт намогильных камней подразделяем на несколько видов: 1. Природные камни, 2. Природные обработанные камни, 3. Каменные надгробия, 4. Столпообразные памятники и другие. Все они именуются в народе и среди изготовителей одним понятием - «камень», «камушек», «памятник».

Природные камни (далее - камни) из твёрдых и мягких пород красного, красно-серого, тёмно-белого, серого и жёлтого цветов. Выделяются совокупности больших (от 100x40x30 см)1, средних (ок. 30X20X20 см)2 и малых (ок. 10x8x6 см) камней (рис. 1-7). Устойчивыми особенностями камней обнаруживаются: плоскостность - камень с плоским верхом или с плоским верхом и низом (рис. 4 а, б, в) [4, рис. 1б]; округлость, «голыши» малые - с гусиное яйцо, средние - сопоставимы с головой человека, и большие - практически камни-валуны. К менее распространённым особенностям отнесём столпообразность и человекообразность, крышевидность и безобразность и некоторые др. Камни в краях Рязанской области распространены повсеместно и составляют большую часть всех её намогильных памятников.

Природные обработанные камни, как правило, изготавливались из мягких белых, тёмно-белых пород, иногда красных. В них два подвида - прямоугольные и квадратные. Первые условно различаются на большие - от 100x40x30 см, средние -от 60x30x25 см, и малые - от 35x25x25 см. Второй подвид, кроме того, характеризуется высотой, с качественным показателем - толстый, средний и тонкий. Природный обработанный камень по знаковому содержанию занимает переходное положение между камнем и каменным надгробием. От надгробия его отличает отсутствие в нём идеи человекообразности и сложного знакового узорочья.

Каменные надгробия следует разделить в историко-культурном отношении на старинные тёмно-белые каменные надгробия (далее - надгробия) и современные каменные надгробия. Старинные тёмно-белые каменные надгробия составляют свой ряд. Они внешне, как и гроб, наделены предельной человекообразностью - имеют «голову» и «ноги» (далее - голова и ноги); на могиле изначально были связаны с положением гроба: голова надгробия размеща-

1 Указанные размеры камней читаются: длина от 100 см и более, ширина от 40 см и более, высота от 30 см и более.

2 Значит: камень с размерами около указанных.

3 Указанные размеры набгробий, например, «от: 110х60х40х50 см» читаются: длина 110 см и более, ширина в головах 60 см и более, ширина в ногах 40 см и более, высота - 50 см и более.

лась над головой похороненного или по его направлению, а ноги - над ногами. Редко встречаются надгробия капличного, ча-совнеобразного вида. Среди надгробий выделяются три разновидности: большая (от 110x60x40x503 см и меньше), средняя (от 60x40x30x40 см и меньше) и малая (от 40x30x25x25 см и меньше), последняя по народному называется детской (рис. 8). Обычно размеры лицевой (верхней) части надгробия больше нижних, чем повторяют соотношения размеров низа и верха гроба. Многие надгробия изготавливались с различными линейными, человекообразными и другими знаками. По знаковости узорочья надгробия разнообразны: с узорами по граням и боковым сторонам; с узорами и крестами на лицевой части; со сложной солнечной и крестовой знаковостью; с боковыми и лицевыми узорами и крестами; с надписями и узорами и без них; без узоров и надписей (рис. 7, 8). Общий вид надгробий разнообразен - «лодка», «рака» и иные, вместе с другими признаками они создают возможности оценить и камнетёсное искусство и характеризовать время изготовления, производителя, местности их распространения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надгробия неравномерно распределены по районам и родовым крестьянским культурам (табл. 2). Например, их не обнаружено в Ряжском районе, в Пронском -они на редких погостах. По общему числу среди намогильных камней, надгробия занимают второе место.

Каменные столпообразные, идущие вверх - нечастое явление на городских и сельских погостах. Среди них интересны образцы с углублениями для иконок.

Наибольшая частота селений с каменным обрядом характерна для Срединного края - 76% от общего числа (табл. 2). Первое место здесь занимают Спасский и Ко-раблинский районы с 86 и 80% (табл. 2). В Пронском районе выявлено больше всего селений, хранящих доныне каменный обряд в исконном виде (табл. 1).

Во всех краях области существует глубокое почитание намогильного камня, строгость исполнения обрядовых предписаний: времени положения, места положения на могиле, выбора вида камня или надгробия, ухода, а также знания предназначения.

Сужение бытования каменного обряда в пространстве народной культуры Ря-

занской области, происходящее со второй половины ХХ в., заметно по многим селениям и погостам, прежде всего в районах Восточной стороны (табл. 2). Нередки случаи «очищения» погостов от камней и надгробий.

Каменный обряд характеризуется внешними и внутренними знаковыми чертами. Повсеместно на Рязанской земле бытуют могилы только с камнем, без иных намогильных знаков (рис. 7).

Во всех районах и селениях распространена двоичная намогильная знаковость - камень и крест (рис. 5). Всё большие позиции с середины ХХ в. занимает намогильная «троица» - камень, крест и современный белый каменный памятник4 (рис. 6).

В двоичной и троичной намогильной знаковости ключевое место отдаётся камню. Об этом свидетельствуют не только могилы с одним только камнем. В селениях Срединного края намогильный камень кладут раньше постановки креста. В г. Прон-ске верующие поясняли: «На могилах у нас камни лежат. Камень кладут до постановки креста» [полевые материалы исследователя - ПМИ].

Устойчивость свойственна вариантам размещения камня и надгробия на могиле и её пространстве. Самый распространённый вариант - камень или надгробие в ногах могилы, за крестом или перед ним (рис. 6). Второй вариант - за крестом и современным каменным памятником или перед ними. В третьем варианте - на животе, и очень редко - камень и крест на животе; в четвёртом - в голове у креста или за крестом, а также в голове у креста с памятником или без него; в пятом - в пространстве могилы (рис. 3). Во всех случаях направление могилы запад-восток; при захоронении голова помещается на западе, а ноги на востоке. Голова и ноги надгробия в них соответствуют телу захороненного (рис. 9). Варианты размещения намогильного камня сложились в своих культурно-исторических условиях и связаны с воззрениями на поведение душ человека и сородичей в посмертном родоконе [3, с. 225-368].

Однако на Рязанской земле направление могилы запад-восток и размещение в ней гроба - не единственное. В нескольких селениях обнаружены иные направления могил, они требуют отдельного изучения. Интересно следующее. Во многих районах при указанном пространственном направлении могилы гроб может размещаться наоборот: голова на востоке, а ноги на запа-

де. Тогда намогильная знаковая «двоица» и «троица» размещаются в голове (рис. 4). Такая постановка креста и положения захороненного не одобряются церковью. Это привело к тому, что кресты, камни, надгробия и современные памятники, при новых подхоронениях в семейно-родовые могилы, могут переставляться. Иногда перемещаются только кресты, а два других знака остаются на своих местах. В результате этого на многих могилах современный памятник может находиться на одной стороне, а крест - на другой, или крест стоит в ногах и голова надгробия тоже лежит в ногах, чего исконно не допускалось (рис. 10). Выявляется знако-обрядовый разнообразие: на одном и том же погосте, даже в одной ограде, одни надгробия лежат головами на восток, другие же головами на запад, при идентичной восточной установке креста и камня. Ситуация с расчленением знаковой «троицы» обнаружена в Клепиковском, Касимовском, Михайловском, Пронском, Чучковском, Захаровском, Шиловском, Старожиловском и некоторых других районах. Образно говоря, стронутый с места намогильный камень затрагивает широкий круг культурно-исторических условий, мировоззренческих взаимозависимостей, требующих особого рассмотрения.

В Спасском районе на могилы кладут временный камень. По словам жителей г. Спасс-Рязанский: «Хороший камень - это красный камень. Белый камень это временный, пока не найдут хороший камень» [ПМИ].

Число личных камней на могиле может быть от одного до пяти, а надгробий до трёх (рис. 4, 5, 11). Связано с тем, что исконно захоронения в «каменных» и «без каменных» селениях имеют семейно-родовой характер. В одну могилу столетиями под-хоранивают родственнников - под один камень и один крест. Идея личного и родового бытия здесь пересекаются причудливым образом: один крест и один камень, один крест и камни для каждого похороненного, много крестов и много личных камней (рис. 4). Здесь сплетаются исконные славяно-русские и православные воззрения.

Семейно-родовое захоронение породило родовой камень. Он имеет большие или средние размеры, превосходящие размеры личных «камушков», размещается на могиле или в её пространстве. Сараевский район д. Ивановка: «Камни на могилы у нас кладут. На нашей могиле большой камень и под него всех хоронят. Так

1 Чаще гранитные, есть обтёсанный камень, реже - бетонные.

Рис. 1. Личный намогильный камень-валун

на животе, памятник в голове, д. Кобылинка. Рис 3 Родовой камень-валУн У могил и с

Фото автора, 2008 г. с Сасыкин°- Фото автора, 2011 г■

Рис. 4. Личные камни на родовых могилах: а - три, в головах у креста, на западе; б - четыре, в ногах,

голове и животе; в - три, в голове у креста и памятника, с. Малахово. Фото автора, 2008 г.

со

CN

о

OJ

Рис. 5. Четыре личных камня и четыре креста на семейно-родовой могиле, с. Малахово. Фото автора, 2008 г.

Рис. 6. Намогильная «троица» в ногах - крест, камень, современный памятник, с. Грязное. Фото автора, 2011 г.

Рис. 7. Только камень на старой могиле, с. Рясса. Фото автора, 2010 г.

Рис. 8. Большие, средние и малые старинные белокаменные надгробия. Пгт Елатьма, Рязанская обл. Фото автора, 2010 г.

ге о О

Рис. 9. Большое и среднее каменные надгробия, лежат своими ногами в ноги покойному, д. Малый Кусмор-Новая Деревня. Фото автора, 2012 г.

Рис. 10. Семейно-родовое захоронение. Каменные надгробия «головой» в ногах покойника, с. Китово. Фото автора, 2012 г.

Рис. 11. Три надгробия на одной могиле, с. Плахино. Фото автора, 2011 г.

Рис. 12. Родовое надгробие в пространстве родовой могилы, с. Сасыкино. Фото автора, 2011 г.

Рис. 13. Родовая камень-часовня, четверик, с. Сасыкино. Фото автора, 2011 г.

Рис. 14. Общинно-родовая камень-часовня, шестерик и общинный часовенный крест, с. Выжелес. Фото автора, 2008 г.

Рис. 15. Общинно-родовая камень-часовня, четверик, с общинно-родовым камнем, с. Гиблицы. Фото автора, 2008 г.

исстари идёт...» [ПМИ]. Сапожковский район, с. Морозовы Борки: «Это вот сейчас, это моя могила... А всегда одна могила для всех. И дед мой и прадед, и прапрадед, все лежат в одной могиле. Камень один и крест для всех один» [ПМИ]. Село Красный Угол этого же района: «В эти могилы хоронят и сейчас. Камень общий для всей семьи» [ПМИ]. Родовой камень, выделяясь большими размерами, может соседствовать на могиле с личными камнями.

В ряде местностей свойствами родового камня наделяется надгробие. В этом случае оно может размещаться рядом с захоронением соосно его долевой оси или её пересекать под прямым углом (рис. 12).

На погостах отдельных селений в пространстве могилы встречается семейно-ро-довой памятник-часовня. Это может быть круг-квадратное кирпичное сооружение (высота ок. 150, ширина и толщина ок. 50 см), с четырёхскатной или иной каменной (железной) крышей (рис. 13). Вверху оно имеет крохотное внутреннее пространство для помещения иконки погребённого, на время сорокоуста.

Общеизвестно, на погостах стоят небольшие часовенки, деревянные или кирпичные, в них на время сорокоуста ставят иконки похороненных. Рядом с ними, а где их нет, то отдельно, помещается общинно-родовой камень и общинный крест. В селениях с развитым каменным обрядом существует обычай установки в середине погостов общинно-родового камня-часовни. Она невысокая, сложена полностью из кирпича без пустот, ближе к верху с небольшим углублением или пространством для иконок (рис. 14, 15).

На рязанской земле встречаются личный намогильный камень, родовой намогильный камень, общинно-родовой камень, этот ряд продолжает родовая на-

могильная камень-часовня и общинно-родовая камень-часовня. Подобный ряд составляет крест - личный, родовой, общинно-родовой.

Дни положения намогильного камня различны. Преобладает здесь сороковой день. Реже его кладут при погребении, на третий день или в другие поминальные дни до сорокового дня. Относят его на год и на три года, могут и после трёх лет. Во все дни возложение намогильного камня завершает частные общественные поминки и обряд проводов души. В целом выявляется устойчивая последовательность времён положения камня на могилу - 3, 9, 20, 40 дни, год, два, три года. Она идентична закономерностям Закона русского духа - 3, 9, 20, 40 дни, полгода, год, полтора, два, два с половиной, три года [3, с. 320-366].

Заключение

Каменный обряд распространён во всех районах Рязанской земли, в большинстве её селений. Его содержание непосредственно проистекает из народного мировоззрения восточных славян, тесно взаимодействуя с православием. В Х1Х-ХХ1 вв. это явление русского народного православия. Многочисленный полевой материал позволил попытку создать классификацию намогильного камня, где природный камень выступает исходным источником, породившим всё многообразие камней, надгробий и памятников. Камень и весь каменный обряд является частью единой народно-православной погребально-поминальной обрядности жителей Рязанской земли, относящихся к древнему великорусскому ядру восточных славян. Исходной основой существования каменного обряда обнаруживается народное мировоззрение о посмертной жизни душ.

Список литературы:

[1] Бабурин А.В. Рязанский топонимический словарь (названия рязанских деревень). - Рязань: Рязанский областной научно-методический центр народного творчества, 2004. - 572 с.

[2] Кляус В. Л., Чубукова Д.Г. «Живые» камни на русских могилах // Живой камень: от природы к культуре / Отв. ред. и сост. Л. О. Зайонц. - М.: Институт мировой культуры МГУ, 2015. - С. 154-169.

[3] Кутенков П.И. Закон русского духа в обрядах и срядах восточных славян. - СПб.: Смольный институт РАО, 2014. - 410 с.

[4] Кутенков П.И. Древний обряд Рязанской земли. Три круга иносветной печали // Российский научный журнал. - 2013, № 1 (32). - С. 76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.