Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Михаил Павлович, Рогачев Александр Сергеевич

На уровень экономического развития территории сильное влияние оказывает крупный бизнес. Потому что именно от него зависит размер производственного потенциала и финансовое состояние территории. При этом необходимо отметить, что не менее важной экономической частью рыночного механизма является малый бизнес. Цель исследования: провести анализ объема налоговых отчислений в бюджет Свердловской области по специальным налоговым режимам, применяющих малым бизнесом за 2014 - 2018 гг. и выявить преимущества и недостатки налогообложения МСП в регионе. Предмет исследования - изучение теоретических и практических основ специальных налоговых режимов малого бизнеса. Объект исследования - финансовые отношения между государством и малым бизнесом в части налогообложения. В статье специальные налоговые режимы рассматриваются в качестве инструмента государственного регулирования развития субъектов МСП. Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение. Информационная база исследования: нормативно - правовая база актов Российской Федерации справочно - правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», справочно - статистические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, справочно - статистические материалы Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, справочно - статистические материалы Федеральной таможенной службы, справочные материалы Министерства инвестиций и развития Свердловской области, справочные материалы Министерства экономики и территориального развития Свердловской области. По итогам исследований сделаны выводы о том, что существующая система налогообложения малого бизнеса в Свердловской области стимулирует его развитие. Основным принципом применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса должен заключаться в том, что налогообложение должно быть выгодно как государству, так и малому бизнесу. Для этого законодательная власть Свердловской области утверждает различные налоговые преференции для малого бизнеса, которые способствуют его развитию. Автором предложены направления совершенствования налогового стимулирования развития малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POTENTIAL OF SPECIAL TAX REGIMES SMALL BUSINESS IN THE SVERDLOVSK REGION

The level of economic development of the territory is strongly influenced by large business. Because the size of the production potential and the financial condition of the territory depend on it. At the same time, it should be noted that an equally important economic part of the market mechanism is small business. The purpose of the study: to analyze the volume of tax deductions to the budget of the Sverdlovsk region under special tax regimes applied by small businesses in 2014-2018 and to identify the advantages and disadvantages of taxation of SMEs in the region. The subject of the study is the study of the theoretical and practical foundations of special tax regimes for small businesses. The object of the study is the financial relations between the state and small business in terms of taxation. In the article, special tax regimes are considered as an instrument of state regulation of the development of SMEs. Research methods: observation, comparison, analysis, synthesis, generalization. Information base of the study: regulatory and legal base of acts of the Russian Federation reference legal systems "Consultant Plus" and "Guarantor", reference and statistical materials of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, reference and statistical materials of the Federal State Statistics Service Administration for the Sverdlovsk region and Kurgan region, reference - statistical materials of the Federal Customs Service, reference materials of the Ministry of Investment and Development of the Sverdlovsk Region, reference materials of the Ministry of Economy and Territorial Development of the Sverdlovsk region. According to the results of the research, conclusions are drawn that the existing system of taxation of small businesses in the Sverdlovsk region stimulates its development. The main principle of applying special tax regimes for small businesses should be that taxation should be beneficial to both the state and small businesses. To do this, the legislative power of the Sverdlovsk region approves various tax preferences for small businesses that contribute to its development. The author suggests ways to improve tax incentives for small business development.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

2 78

DOI: 10.38197/2072-2060-2022-237-5-278-308

налоговый потенциал специальных налоговых режимов

малого бизнеса

в свердловской

области

tax potential

of special tax regimes

small business

in the sverdlovsk

region

ЛОГИНОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ

Профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ), доктор экономических наук, доцент

MIKHAIL P. LOGINOV

Professor of Finance, Monetary Circulation and Credit Ural State University of Economics (USUE), Doctor of Economics, Associate Professor

РОГАЧЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

ALEXANDER S. ROGACHEV

Postgraduate student of the Department of Finance, Money Circulation and Credit Ural State University of Economics (USUE)

АННОТАЦИЯ

На уровень экономического развития территории сильное влияние оказывает крупный бизнес. Потому что именно от него зависит размер производственного потенциала и финансовое состояние территории. При этом необходимо отметить, что не менее важной экономической частью рыночного механизма является малый бизнес. Цель исследования: провести анализ объема налоговых отчислений в бюджет Свердловской области по специальным налоговым режимам, применяющимся малым бизнесом, за 2014-2018 гг. и выявить преимущества и недостатки налогообложения МСП в регионе. Предмет исследования — изучение теоретических и практических основ специальных налоговых режимов малого бизнеса. Объект исследования — финансовые отношения между государством и малым бизнесом в части налогообложения. В статье специальные налоговые режимы рассматриваются в качестве инструмента государственного регулирования развития субъектов МСП. Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Информационная база исследования: нормативно-правовая база актов Российской Федерации справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», справочно-статистические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, спра-

вочно-статистические материалы Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, справочно-статистические материалы Федеральной таможенной службы, справочные материалы Министерства инвестиций и развития Свердловской области, справочные материалы Министерства экономики и территориального развития Свердловской области. По итогам исследований сделаны выводы о том, что существующая система налогообложения малого бизнеса в Свердловской области стимулирует его развитие. Основной принцип применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса должен заключаться в том, что налогообложение должно быть выгодно как государству, так и малому бизнесу. Для этого законодательная власть Свердловской области утверждает различные налоговые преференции для малого бизнеса, которые способствуют его развитию.

Авторами предложены направления совершенствования налогового

стимулирования развития малого бизнеса.

ABSTRACT

The Level of economic development of the territory is strongly influenced by Large business. Because the size of the production potential and the financial condition of the territory depend on it. At the same time, it should be noted that an equally important economic part of the market mechanism is small business.

The purpose of the study: to analyze the volume of tax deductions to the budget of the Sverdlovsk region under special tax regimes applied by small businesses in 2014-2018 and to identify the advantages and disadvantages of taxation of SMEs in the region. The subject of the study is the study of the theoretical and practical foundations of special tax regimes for small businesses. The object of the study is the financial relations between the state and small business in terms of taxation. In the article, special tax regimes are considered as an instrument of state regulation of the development of SMEs.

Research methods: observation, comparison, analysis, synthesis, generalization.

Information base of the study: regulatory and legal base of acts of the Russian Federation reference legal systems "Consultant Plus" and "Guarantor", reference and statistical materials of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, reference and statistical materials of the Federal State Statistics Service Administration for the Sverdlovsk region and Kurgan region, reference - statistical materials of the Federal Customs Service, reference materials of the Ministry of Investment and Development of the Sverdlovsk Region, reference materials of the Ministry of Economy and Territorial Development of the Sverdlovsk region. According to the results of the research, conclusions are drawn that the existing system of taxation of small businesses in the Sverdlovsk region stimulates its development. The main principle of applying special tax regimes for small businesses should be that taxation should be beneficial to both the state and small businesses. To do this, the legislative power of the Sverdlovsk region approves various tax preferences for small businesses that contribute to its development. The author suggests ways to improve tax incentives for small business development.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Малое и среднее предпринимательство, микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия, специальные налоговые режимы. KEYWORDS

Small and medium-sized enterprises, microenterprises, small enterprises, medium-sized enterprises, special tax regimes.

Введение

Актуальность темы статьи обусловлена следующими моментами.

282

В стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года в разделе втором «Современное состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что во многих субъектах Российской Федерации (далее — РФ) треть и более валового регионального продукта (далее — ВРГ) создаются малыми и средними предприятиями (далее — МСП) [1]. Данные слова подтверждаются статистической информацией Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (далее Свердловскстат) — доля малого и среднего предпринимательства в ВРГ Свердловской области (далее СО) за 2019 год составила 27,7%.

Сектор МСП в Свердловской области за период 20142018 гг. в основном были сосредоточены в торговле; транспорт, информатизация и связь; промышленность [2].

Сфера малого предприятия в Свердловской области сосредоточена в основном в трех видах экономической деятельности: торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; строительство, обрабатывающие производства.

На МСП Свердловской области приходится только 7,9% объема инвестиций в основной капитал.

В Свердловской области экспортную деятельность ведут всего 1719 субъектов МСП. Низка доля экспорта продукции малого бизнеса от общего объема экспорта и составила в 2018 году 7,3% (официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://customs.gov.ru). Показатель целесообразно сравнить с регионами, лидирующими по основным показателям МСП. Данный показатель ниже более

чем в два раза уровня Московской области — 15,9% и немного регион уступает г. Санкт-Петербургу — 8,4%, но при этом выше региона г. Москвы — 4,6%.

В десятке стран-партнеров субъектов малого бизнеса Свердловской области по объему экспорта: Китай, Турция, США, Казахстан, Белоруссия, Германия, Чехия, Нидерланды, Узбекистан, Индия.

В сфере малого и среднего бизнеса занято более 28% экономически активного населения Свердловской области, в то время как в среднем по стране — не более 25%.

Из данных расчетов автора на основании статистических данных ФСГС РФ численность субъектов МСП на 100 чел. населения низкая и составляет в Свердловской области 4,3.

Показатели количества предприятий МСП

МСП в России развивается неравномерно. На 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 32,5% общего количества субъектов микропредприятий (табл. 1), при этом на 6 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Свердловская область, Краснодарский край, Новосибирская область) приходится 41,9% общего количества субъектов микропредприятий (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что на 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 32,4% общего количества субъектов малых предприятий, при этом на 6 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Свердловская область, Краснодарский край, Новосибирская область) приходится 41,7% общего количества субъектов малых предприятий.

Из табл. 1 видно, что на 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 23,5% обще-

284

Таблица 1

Расчет доли количества МСП регионов-лидеров в общем количестве МСП РФ за 2018 год

№ Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия

1 г. Москва 481 309 526 864 1350

2 г. Санкт-Петербург 209 400 228 330 1033

3 Московская область 117 097 129 171 939

4 Итого: 807 806 884 365 3322

5 Всего: 2 487 373 2 732 200 14 156

6 Доля количества микропредприятий регионов-лидеров (3 региона) в общем количестве предприятий России, (Стр. 4/Стр. 5*100), % 32,5 32,4 23,5

7 Свердловская область 89 273 97 318 463

8 Краснодарский край 72 276 79 164 526

9 Новосибирская область 71 763 77 820 -

10 Итого: 1 041 118 1 138 667 4311

11 Доля количества микропредприятий регионов лидеров (6 регионов) в общем количестве предприятий России (Стр. 10/ Стр. 11*100), % 41,9 41,7 30,5

Источник: Составлено авторами на основании статистических данных ФСГС РФ

го количества субъектов средних предприятий, при этом на 5 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Крас-

нодарский край, Свердловская область) приходится 30,5% общего количества субъектов средних предприятий.

Количество субъектов МСП в Свердловской области за 2018 год составило 187 054 предприятий. Процентное соотношение МСП между микропредприятиями, малыми предприятиями и средними предприятиями в Свердловской области за 2018 год составляет соответственно — 47,7%, 52,0% и 0,3%. Таким образом, количество малого бизнеса в общем количестве предприятий МСП в Свердловской области составляет 99,7% и всего лишь 0,3% составляют средние предприятия.

Из проведенного автором анализа статистических данных количества МСП в Свердловской области в динамике за период 2014-2018 гг. следует, что в 2018 году по сравнению с 2014 годом количество МСП значительно увеличилось, увеличение составило 29 591 единиц (темп роста составил 118,8%), в том числе увеличилось количество микропредприятий на 13 995 (темп роста составил 118,6%), количество малых предприятий увеличилось на 15 475 единиц (темп роста составил 118,9%) и увеличилось количество средних предприятий на 121 единицу (темп роста составил 135,4%). Таким образом, за анализируемый период произошло значительное увеличение МСП в Свердловской области. Данный факт говорит об эффективной поддержке МСП со стороны государственной власти Свердловской области. На региональном уровне каждый год начиная с 2016 года создается различного характера поддержка МСП:

— в 2016 году открыты 2 новых муниципальных фонда поддержки предпринимательства;

— в 2017 году реализован новый вид поддержки — льготные инвестиционные займы;

286

— в 2018 году запущен процесс внедрения Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (далее СОФПП) «кредитного конвейера», позволяющего существенно сократить время рассмотрения заявок субъектов МСП.

Показатели средней численности работников в сфере МСП

Из табл. 2 видно, что на 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 26,2% общей средней численности работников микропредприятий, при этом на 5 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Нижегородская область, Свердловская область) приходится 34,0% общей средней численности работников субъектов микропредприятий.

Из табл. 2 видно, что на 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 24,7% общей средней численности работников малых предприятий, при этом на 5 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Свердловская область, Краснодарский край) приходится 31,3% общей средней численности работников субъектов малых предприятий.

Из таблицы 2 видно, что на 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 19,9% общей средней численности работников средних предприятий, при этом на 5 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Свердловская область, Краснодарский край) приходится 26,8% общей средней численности работников субъектов средних предприятий.

Количество средней численности работников МСП в Свердловской области за 2018 год составило 685,1 тыс. человек. Доля средней численности работников между ми-

Та б л и ц а 2

Расчет доли средней численности работников микропредприятий регионов-лидеров в общем количестве средней численности работников микропредприятий РФ за 2018 год

№ Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия

1 г. Москва 833,0 1677,5 124,1

2 г. Санкт-Петербург 369,3 717,2 94,4

3 Московская область 286,4 615,0 99,0

4 Итого: 1488,7 3009,8 317,6

5 Всего: 5690,6 12170,4 1595,8

6 Доля средней численности работников микропредприятий регионов-лидеров (3 региона) в общем количестве средней численности работников микропредприятий России, (Стр.4/ Стр. 5*100), % 26,2 24,7 19,9

7 Нижегородская область 226,8

8 Свердловская область 220,1 409,9 55,2

9 Краснодарский край 384,3 54,7

10 Итого (Стр. 4+Стр. 7+Стр. 8): 1935,6 3804,0 427,4

11 Доля средней численности работников микропредприятий регионов-лидеров (регионов) в общем количестве средней численности работников микропредприятий России, (Стр. 9/Стр. 10*100), % 34,0 31,3 26,8

Источник: Составлено авторами на основании статистических данных ФСГС РФ

288

кропредприятиями, малыми предприятиями и средними предприятиями в Свердловской области за 2018 год составляет соответственно — 32,1%, 59,8% и 8,1%. Таким образом, средняя численность работников малого бизнеса в общей средней численности работников МСП в Свердловской области составляет 91,9% и всего лишь 8,1% составляют средние предприятия.

Из данных анализа автора средняя численность работников МСП в 2018 г. по сравнению с 2016 г. значительно увеличилась по Свердловской области, увеличение составило 51,9 тыс. человек (темп роста составил 108,2%), в том числе увеличилась средняя численность работников микропредприятий на 36 тыс. человек (темп роста составил 119,6%), средняя численность работников малых предприятий увеличилась на 3,6 тыс. человек (темп роста составил 100,9%) и увеличилась средняя численность работников средних предприятий на 12,3 тыс. человек (темп роста составил 128,6%).

Оборот МСП

Из табл. 3 видно, что на 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 36,8% общего оборота субъектов микро предприятий, при этом на 6 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Новосибирская область, Республика Татарстан, Свердловская область) приходится 46,2% общего количества субъектов микропредприятий.

Из табл. 3 видно, что на 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 42,0% общего оборота субъектов малых предприятий, при этом на 6 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Но-

Таблица 3

Расчет доли оборота микропредприятий регионов-лидеров в общем обороте микропредприятий РФ за 2018 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия

1 2 3 4 5

2 г. Москва 6019,8 16006,9 1015,5

3 г. Санкт-Петербург 2071,8 4149,5 711,8

4 Московская область 881,8 2739,1 630,1

5 Итого: 8973,4 22895,5 2357,4

6 Всего: 24369,7 54519,1 7677,2

Доля оборота

микропредприятии

7 регионов-лидеров (3 региона) в общем обороте микропредприятии России, (Стр. 4/Стр. 5*100), % 36,8 42,0 30,7

8 Новосибирская область 892,6 1568,1 -

9 Республика Татарстан 716,4 - -

10 Свердловская область 670,1 - -

11 Свердловская область - 1475,7 254,1

12 Краснодарский краИ - 1466,2 277,8

13 Итого (Стр. 4+Стр. 7+Стр. 8+Стр. 9): 11252,5 27405,5 2889,3

Доля средней численности работников микро-

14 предприятии регионов-лидеров (6 регионов) в общем количестве средней численности работников микропредприятий России, (Стр. 9/ Стр. 5*100), % 46,2 50,3 37,6

290

восибирская область, Свердловская область, Краснодарский край)приходится 50,3% общего количества субъектов микропредприятий.

Из табл. 3 видно, что на 3 субъекта РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область) приходится 30,7% общего оборота субъектов средних предприятий, при этом на 5 субъектов РФ (к предыдущим трем добавляются: Краснодарский край, Свердловская область) приходится 37,6% общего оборота субъектов средних предприятий.

Оборот МСП в Свердловской области за 2018 год составил 2399,9 млн рублей. Доля оборота между микропредприятиями, малыми предприятиями и средними предприятиями в Свердловской области за 2018 год составляет соответственно — 27,9%, 61,5% и 10,6%. Таким образом, оборот малого бизнеса в общем обороте МСП в Свердловской области составляет 89,4% и всего лишь 8,1% составляют средние предприятия.

Из данных анализа автора оборот МСП в 2018 г. по сравнению с 2016 г. значительно увеличился по Свердловской области, увеличение составило 839,3 млн рублей (темп роста составил 153,8%), в том числе увеличился оборот микропредприятий на 198,6 милл. рублей (темп роста составил 142,1%), оборот малых предприятий увеличился на 502,2 млн рублей (темп роста составил 151,6%) и увеличился оборот средних предприятий на 138,5 млн рублей (темп роста составил 219,8%).

По развитию малого и среднего предпринимательства Свердловская область является одним из передовых регионов РФ, уступая лишь таким субъектам: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, по показателям, которые характеризуют развитость анализируемого сектора. Сверд-

ловская область входит в ТОП-5 регионов РФ по основным показателям, характеризующим сектор МСП за 2018 год.

В соответствии с утвержденной Стратегией ставятся задачи по достижению следующих показателей:

— доля субъектов МСП в ВРП 40% к 2035 году;

— доля занятых граждан в сфере МСП составляет 42% от числа занятых граждан в области к 2035 году;

— доля экспорта субъектов МСП в несырьевом экспорте более 13%.

Достижение поставленных показателей позволит Свердловской области войти в ТОП-3 регионов РФ по уровню развития МСП [3].

Налогообложение субъектов МСП

Объем платежей по Свердловской области МСП, применяющими специальные налоговые режимы, в 2018 году по сравнению с 2014 г. значительно вырос, рост составил 5966 848 тыс. рублей (темп роста составил 163,1%), при этом увеличились платежи по упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) на 6 325 134 тыс. рублей (темп роста составил 195,9%), платежи по патентной системе налогообложения увеличились (далее — ПСН) на 168 181 тыс. рублей (темп роста составил 232,8%) и увеличились платежи по единому сельскохозяйственному налогу (далее — ЕСХН) на 41 623 тыс. рублей (темп роста составил 177,1%). Но уменьшились платежи по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) на 568 090 тыс. рублей (темп роста составил 78,8 %) (табл. 4).

Из данных рисунка видно, что достаточно большую долю в структуре платежей Свердловской области субъектами МСП составляет специальный налоговый режим (далее — СНР) — УСН (12 923 063 тыс. рублей).

Таблица 4

Анализ платежей по Свердловской области субъектами МСП за 20142018 гг., применяющими специальные налоговые режимы, тыс. рублей

СНР 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абсолютное отклонение 2018 г. к 2014 г. Темп роста 2018 г. к 2014 г., %

УСН 6 597 929 7575176 8 494 856 10 634 925 12 923 063 6 325 134 195,9

ЕНВД 2 682 894 2 716 739 2 515 783 2 356 150 2 114 804 -568 090 78,8

ПСН 126 682 189 770 227910 275 005 294 863 168 181 232,8

ЕСХН 54 010 64 343 95 972 97 332 95 633 41 623 177,1

Итого: 9 461 515 10 546 028 11 334 521 13 363 412 15 428 363 5 966 848 163,1

Источник: Составлено авторами на основании статистических данных Федеральной налоговой службы (далее - ФНС)

I 9

1УСН ЕНВД ПСН ЕСХН

Рисунок. Структура платежей Свердловской области субъектами МСП в совокупности по всем специальным налоговым режимам за 2018 г., тыс. рублей

Таблица 5

Анализ структуры отчислений по каждому виду специального налогового режима в бюджеты за 2018 год

Показатель/СНР УСН ЕНВД ПСН ЕСХН Итого:

Доходы консолидированного бюджета Свердловской области 12 922 959 2 114 702 294 863 95 602 15 428 126

Доля СНР к общему итогу доходов консолидированного бюджета Свердловской области 84 14 2 1 100

Доходы местных бюджетов, поступивших из консолидированного бюджета Свердловской области 1 950 699 2 114 702 294 863 95 509 4 455 773

Доля доходов местных бюджетов, поступивших из консолидированного бюджета Свердловской области 15 100 100 100 29

Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования 45 51 0 11 107

Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации 45 51 0 20 116

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 14 0 0 0 14

294

В табл. 5 представлена структура отчислений по каждому виду специального налогового режима в бюджеты за 2018 год.

Из данных табл. 5 видно, что в разрезе налоговых отчислений по специальным налоговым режимам субъектов МСП в доходах консолидированного бюджета Свердловской области за 2018 год наибольшую долю составляет УСН — 83,8% (по данному СНР поступило 12 922 959 тыс. рублей), а также весомую долю занимает ЕНВД — 13,7% (по данному СНР поступило 2 114 702 тыс. рублей). В доходы местных бюджетов по СНР из консолидированного бюджета Свердловской области в совокупности поступило 28,9% (4 455 773 тыс. рублей), при этом по УСН — 15,1% (1 950 699 тыс. рублей); по ЕНВД — 100% (2 114 702 тыс. рублей), по ПСН — 100% (294 863 тыс. рублей) и по ЕСХН — 99,9% (95 509 тыс. рублей).

Из данных табл. 6 наглядно видно, что доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации незначительны и каждый в совокупности соответственно составляют 107 тыс. рублей, 116 тыс. рублей и 14 тыс. рублей.

Из данных табл. 6 следует, что удельный вес поступлений из консолидированного бюджета РФ федеральных налогов и сборов в консолидированный бюджет Свердловской области увеличился на 10,7% (темп роста составил 115,5%), при этом удельный вес региональных налогов снизился на 7,0% (темп роста составил 66,0%) и снизился уд. вес поступлений по специальным налоговым режимам на 3,7% (темп роста составил 63,4%).

Из данных табл. 6 следует, что наибольшую долю в составе налоговых поступлений в доходы консолидированного бюд-

2018 г. Уд. вес, % 2017 г. Уд. вес, % 2016 г. Уд. вес, % 2015 г. Уд. вес, % 2014 г. Вид налогов

193 003 974 79,16 165 291 308 79,57 147 525 939 79,58 134 457 922 69,3 64 931 297 Федеральные налоги и сборы

32 890 719 14,44 30 159 201 14,31 26 536 719 14,18 23 952 263 20,7 19 360 572 Региональные налоги

15 428 126 о 13 362 871 6,11 11 334 214 6,24 10 545 519 10,1 9 461 076 СНР

12 922 959 5,09 10 634 607 4,58 8 494 790 4,48 7 574 303 6 598 124 УСН

2 114 702 1,13 2 355 950 1,36 2 515 587 1,61 2 717131 м чО 2 682 364 ЕНВД

294 863 0,13 275 005 0,12 227 910 0,11 189 770 СЭ 126 682 пен

95 602 0,05 97 309 0,05 95 927 0,04 64 315 О 53 906 ЕСХН

241 322 819 001 208 813 380 001 185 396 872 001 168 955 704 оот 93 752 945 Итого поступлений по налогам

о> >

5 х

■К ы

€ ь

ы

го

ч . ш о

п 5

го •<

(В *

тз о-

У о

§ 2

о> 5

ь »

ш Е

И 1

ё § ы о о 3

К* И л

0 X

|-к 2

00 №

1 г

Р §

X

п §

тз о а ы

о

5

296

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид налогов Федеральные налоги и сборы Региональные налоги СНР УСН ЕНВД ПСН ЕСХН Итого поступлений по налогам

Уд. вес, % 79,98 13,63 6,39 5,36 0,88 0,12 0,04 100

Абсолютное отклонение уд. веса 2018 г. к 2014 г., тыс. рублей 10,7 -7 -3,7 -1,7 -2 0 0 0

Темп роста уд. веса 2018 г. к 2014 п, % 115,5 66 63,4 76,1 30,6 90,4 68,9 100

Источник: Составлен авторами на основании статистических данных ФНС

жета Свердловской области за 2014-2018 гг. составляют федеральные налоги и сборы — 79,98%, региональные налоги составили 13,63% и небольшая доля сформирована за счет СНР — 6,39%.

Региональный опыт налогового стимулирования

малого бизнеса

Для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области применяются налоговые преференции на региональном уровне [4].

В табл. 7 представлены налоговые преференции на уровне Свердловской области для каждого СНР.

Таблица 7

Налоговые преференции на уровне Свердловской области для каждого СНР

СНР Федеральный уровень Региональный уровень

УСН «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Статья 346.20. Налоговые ставки Законом Свердловской области от 15.06.2009 № 31-03 «Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков» для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», установлены дифференцированные ставки в зависимости от видов деятельности: в размере 5% (по 50 видам); по остальным видам деятельности - 7%. Законом от 20.03.2015 № 21-03 (закон утратил актуальность) была установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших УСН. Несмотря на то, что закон утратил актуальность, индивидуальные предприниматели, соответствующие всем установленным требованиям, вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве ИП непрерывно в течение двух налоговых периодов. «Налоговые каникулы» с 2015 года по 31.12.2020

298

СНР Федеральный уровень Региональный уровень

ЕНВД СНР на 01.01.2021 прекратил свое действие. Регулировался Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Глава. 26.3 Как известно, при исчислении ЕНВД базовая доходность должна умножаться на коэффициент-дефлятор (К1), его размер в 2020 году равен 2,009, коэффициент К2 и налоговую ставку. Коэффициент устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения на календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно. Снижение налоговых ставок в Свердловской области на 2020 год: в Ново-лялинском городском округе ставка снижена до 12,5%; в Алапаевском, Артемовском и Верхнесалдинском городских округах -до 7,5% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей независимо от видов деятельности; в городе Ирбите до 14% для услуг розничной торговли

ПСН «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Статья 346.50. Налоговая ставка В Свердловской области патентная система налогообложения введена в действие Законом Свердловской области от 21.11.2012 № 87-03 «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области и установлении налоговой ставки при ее применении для отдельных категорий налогоплательщиков». Законом от 20.03.2015 № 22-03 (закон утратил актуальность) была установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших ПСН

СНР Федеральный уровень Региональный уровень

ПСН «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Статья 346.50. Налоговая ставка Несмотря на то, что закон утратил актуальность, индивидуальные предприниматели, соответствующие всем установленным требованиям,вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве ИП непрерывно в течение двух налоговых периодов. «Налоговые каникулы» с 2015 года по 31.12.2020

ЕСХН «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Глава 26.1 Законом Свердловской области от 06.11.2018 № 114-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налоговой ставки при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» была установлена налоговая ставка в размере 5 процентов для всех категорий налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога

Источник: Составлено авторами

Вывод: Для МСП, применяющих УСН, в случае если объектом налогообложения являются «доходы», установлены налоговые ставки в размере 1% и 4% при соблюдении определенных требований. Для МСП отдельных категорий, применяющих УСН («доходы — расходы»), действуют две льготные ставки — 5% и 7% для определенных видов деятельности. «Налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей, выбравших УСН или ПСН и зарегистрировавшихся впервые после 31.12.2020, не вправе применять налоговую ставку в размере 0%. При этом остается определенное коли-

300

чество индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрировались до 31.12.2020 включительно и имеют право применять нулевую ставку в течении двух лет.

На сегодняшний день ЕНВД утратил свое действие, предприниматели вынуждены использовать другой СНР с 01.01.2021. Для предприятий МСП, применяющих ЕСХН, действует закон Свердловской области, которым была установлена пониженная ставка в размере 5%.

Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса

На основе проведенного исследования можно предложить следующие направления совершенствования налогообложения малого бизнеса (табл. 8).

Таблица 8

Мероприятия и их результат совершенствования налогообложения малого бизнеса

Мероприятие Результат

Обязать МСП уплачивать налог на добавленную стоимость (далее - НДС) Позволит МСП увеличить свой доход за счет увеличения количества контрагентов

Увеличить величину дохода, позволяющего применять УСН с 200 млн рублей до 800 млн рублей, увеличить количество работников с 130 чел. до 250 чел. и увеличить остаточную стоимость основных средств с 150 млн рублей до 300 млн рублей Позволит расширяться малому бизнесу за счет увеличения инвестиций в основной капитал

Отменить новую налоговую ставку НДС в размере 20% и вернуть прежнюю - 18% Позволит для МСП снизить налоговую нагрузку

Мероприятие Результат

Отменить «Правило минимального налога» п. 6 ст. 346.18 НК РФ (отменить уплату минимального налога в размере 1% даже в случае, когда расходы превышают доходы) Позволит для МСП снизить налоговую нагрузку. При этом п. 6 ст. 346.18 НК РФ закреплено положение о том, что налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, а также уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. По мнению автора, данных положений для снижения налоговой нагрузки недостаточно. По мнению автора, не целесообразно обязывать уплачивать минимальный налог МСП в случае, если по итогам года сумма исчисленного налога оказалась меньше 1% полученных за год доходов, уплачивается минимальный налог в размере 1% от полученных доходов, а тем более, когда МСП имеет нулевой доход или МСП в убытке

Вернуть «налоговые каникулы» для ИП, выбравших УСН или ПСН, со сроком на 5 лет для проблемных отраслей Позволит простимулировать индивидуальных предпринимателей региона

Снизить налоговые ставки для МСП, выбравших УСН «Доходы - расходы», с 5% до 3%; с 7% до 5% Позволит простимулировать МСП региона

Источник: Составлено авторами

Примечание

По данным статистического сборника Свердловской области за 2014-2018 гг. Свердловскстата представлены только статистические данные малого предпринима-

302

тельства по видам экономической деятельности, а статистические данные по среднему предпринимательству по состоянию на 12.01.2022 отсутствуют. Поэтому сделан анализ основных показателей развития только малого предпринимательства.

Проведенное исследование по основным показателям развития МСП в Свердловской области выполнено на основании статистической информации ФСГС РФ за период с 2014 по 2018 г., так как статистические данные за последующие периоды, начиная с 2019 года, по состоянию на 12.01.2022 отсутствуют.

Проведенное исследование налогообложения субъектов МСП в Свердловской области выполнено на основании статистической информации за период с 2014 по 2018 г., при этом на сайте ФНС статистическая информация представлена по форме № 1 — НМ на 01.12.2021. Был выбран для исследования соответствующий период с 2014 по 2018 г., так как целесообразно проводить анализ за тот же период, за который проводился анализ по основным показателям развития МСП в Свердловской области.

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

Доля малого и среднего предпринимательства в ВРГ Свердловской области за 2019 год составила — 27,7%;

Сектор МСП в Свердловской области за период 20142018 гг. в основном был сосредоточен в торговле; транспорт, информатизация и связь; промышленность;

На МСП Свердловской области приходится только 7,9% объема инвестиций в основной капитал;

Низка доля экспорта продукции малого бизнеса от общего объема экспорта и составила в 2018 году 7,3%;

В сфере малого и среднего бизнеса занято более 28% экономически активного населения Свердловской области, в то время как в среднем по стране — не более 25%;

Численность субъектов МСП на 100 чел. населения низка и составляет в Свердловской области 4,3;

Свердловская область занимает лидирующие позиции (ТОП-5) среди субъектов Российской Федерации по основным показателям развития сферы МСП за 2018 год;

В Свердловской области в 2018 году по сравнению с 2014 годом количество МСП значительно увеличилось, увеличение составило 29 591 единиц (темп роста составил 118,8%). Данный факт говорит об эффективной поддержке МСП со стороны государственной власти Свердловской области. На региональном уровне каждый год начиная с 2016 года создается различного характера поддержка МСП;

Разработана стратегия по развитию МСП в Свердловской области до 2035 года. В соответствии с утвержденной стратегией ставятся задачи по достижению определенных показателей. Достижение данных показателей позволит Свердловской области занять новые позиции и закрепиться в тройке регионов-лидеров;

В разрезе налоговых отчислений по специальным налоговым режимам субъектов МСП в доходах консолидированного бюджета Свердловской области за 2018 год наибольшую долю составляет УСН — 83,8% (по данному СНР поступило 12 922 959 тыс. рублей);

Наибольшую долю в составе налоговых поступлений в доходы консолидированного бюджета Свердловской области

304

за 2018 г. составляют федеральные налоги и сборы — 79,98%, региональные налоги составили 13,63%, и небольшая доля сформирована за счет СНР — 6,39%.

Наибольшую долю в составе налоговых поступлений в доходы консолидированного бюджета Свердловской области за 2018 г. составляют федеральные налоги и сборы — 193 003 974 тыс. рублей, региональные налоги составили 32 890 719 тыс. рублей, и небольшая доля сформирована за счет СНР — 15 428 126 тыс. рублей.

Основные мероприятия по совершенствованию налогообложения малого бизнеса: обязать МСП уплачивать НДС; увеличить критерии, позволяющие применять УСН; возврат к прежней ставке НДС; отменить «Правило минимального налога»; возобновить «налоговые каникулы» в Свердловской области; снизить налоговые ставки для МСП, выбравших УСН «Доходы — расходы», с 5% до 3% и с 7% до 5%.

Налоговая система Российской Федерации очень неидеальна. Основная причина проблем в налоговой системе России — она существует очень короткий промежуток времени. Одной из наиболее явных проблем является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.

Несмотря на достаточно высокие показатели Свердловской области в контексте налоговых отчислений по специальным налоговым режимам малого и среднего бизнеса, можно выделить следующую проблему — отсутствие качественной проверки бухгалтерской и налоговой отчетности контролирующим органом Российской Федерации. Решение данной проблемы позволит увеличить поступления налоговых платежей по специальным налоговым режимам малого бизнеса в бюджет.

Автором для решения данной проблемы предлагается осуществить следующие мероприятия:

— модернизировать налоговое законодательство;

— расширить перечень прав налоговой инспекции при проверке предприятия;

— совершенствовать формы и методы налоговых проверок (проведение выездных налоговых проверок в отношении налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы);

— усовершенствовать организацию взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при осуществлении налоговых проверок в отношении налогоплательщиков;

— осуществить мероприятия по быстрому он-лайн-доступу налоговых инспекторов к документации налогоплательщика.

По большому счету, каждое из мероприятий требует изменений в законодательстве. Налоговое законодательство изменяется и совершенствуется, что подтверждается ростом налоговых отчислений в бюджет по специальным налоговым режимам. Но при этом, согласно статистическим данным, не все налогоплательщики добросовестно платят свои налоги. Поэтому необходимо активнее совершенствовать налоговое законодательство: Налоговый кодекс РФ, налоговое законодательство субъектов РФ, разъяснительные письма Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы.

При этом совершенствование налогового контроля в Российской Федерации должно учитывать интересы не только государства, но и предприятия, в отношении которого проводится налоговый контроль. Не следует забывать значимость налогов как источника пополнения бюджета.

30

Библиографический список

1. Артюхина Е.А., Квон Г.М. Характеристика формирования и развития системы поддержки малого предпринимательства в регионе (на примере Свердловской области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 11. С. 1-15.

2. Трунина В.Ф., Горбунова А.А. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса РФ и пути их решения // Международный научно-исследовательский журнал. № 4 (35), ч 2. 2019. С. 59-61.

3. Artyuhina E.A., Kvon, G.M. (2019). «Innovacionno-investicionnye aspekty razvitiya malogo predprinimatel'stva v regione (na primere Sverdlovskoj oblasti). Russian: Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. T. 12, № 2, pp. 74-82.

4. Гетьман В.Г. Совершенствование отдельных положений по налогообложению экономических субъектов // Бухгалтер и закон. 2017. № 2 (182). С. 46-49.

5. Баласаева Е.В. Особенности налогообложения в малом бизнесе // Финансы. 2019. №11. С. 17-26.

6. Звозникова А.С. Налоговая нагрузка предприятия и методы ее оптимизации // Поиск. 2019. №1 (1). С. 51-53.

7. Майданевич Ю.П. Малый бизнес: понятие и преимущества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 177-180.

8. Gulin, K.A. et al. (2017). Maloe predprinimatel'stvo v ekonomike territorij: monografiya. Vologda, Russian: FGBUN VolNC RAN.

9. Долженков С.В. Малый бизнес: понятие, критерии, роль // Известия Регионального финансово-экономического института. 2017. № 3 (15). С. 4.

10. Мусаелян А.К. Оптимизация системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в современных условиях / А.К. Мусаелян // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. 2017. № 5. С. 316-322.

References

1. Artyukhina E.A., Kvon G.M. Characteristics of the formation and development of the small business support system in the region (on the example of the Sverdlovsk region) // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2020. No. 11. pp. 1-15.

2. Trunina V.F., Gorbunova A.A. Problems of taxation of small business entities of the Russian Federation and ways to solve them // International Research Journal. No. 4 (35), h. 2. 2019. pp. 59-61.

3. Artyuhina E.A., Kvon, G.M. (2019). «Innovacionno-investicionnye aspekty razvitiya malogo predprinimatel'stva v regione (na primere Sverdlovskoj oblasti). Russian: Ekonomika i upravlenie: problem, re-sheniya, t. 12, No. 2, pp. 74-82.

4. Getman V.G. Improvement of certain provisions on taxation of economic entities // Accountant and Law. 2017. No. 2 (182). pp. 46-49.

5. Balasaeva E.V. Features of taxation in small business // Finance. 2019. No.11. pp. 17-26.

6. Zvoznikova A.S. The tax burden of an enterprise and methods of its optimization // Search. 2019. No. 1 (1). pp. 51-53.

7. Maydanevich Yu.P. Small business: concept and advantages // Azimut of scientific research: economics and management. 2017. Vol. 6. No. 2 (19). pp. 177-180.

8. Gulin, K.A. et al. (2017). Maloe predprinimatel'stvo v ekonomike territorij: monografiya. Vologda, Russian: FGBUN VolNC RAN.

9. Dolzhenkov S.V. Small business: concept, criteria, role // Proceedings of the Regional Financial and Economic Institute. 2017. No. 3 (15). p. 4.

10. Musaelyan A.K. Optimization of the taxation system of small and medium-sized businesses in modern conditions / A.K. Musaelyan // Scientific notes of the Institute of Management, Business and Law. Series: Economics. 2017. No. 5. pp. 316-322.

308

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

620144, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Ural State University of Economics (USUE)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

620144, Yekaterinburg, 8 Marta str./Narodnaya Volya, 62/45

Рогачев Александр Сергеевич / Alexander S. Rogachev

alex2014.rogacheff@mail.ru

Логинов Михаил Павлович / Mikhail P. Loginov

port-all@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.