Научная статья на тему 'Налоговый потенциал хозяйствующего субъекта как объект научного исследования'

Налоговый потенциал хозяйствующего субъекта как объект научного исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / ДЕФИНИЦИЯ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / TAX POTENTIAL / BUSINESS ENTITY / DEFINITION / RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кортьева Татьяна Юрьевна

В статье анализируются значение и перспективы научного исследования налогового потенциала хозяйствующего субъекта как первичной ячейки экономики, а также особенности его проявления в экономической среде. Рассматриваются экономическая сущность и содержание данного экономического явления исходя из особенностей процесса генерирования налоговой составляющей хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes advances and prospects of studying the tax potential of business entity which is a basic unit in the economy and especially focuses on its manifestation in the economic environment. The nature and content of this economic phenomenon is considered proceeding from features of the process which generates the tax component of economic activity.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал хозяйствующего субъекта как объект научного исследования»

140

публикации молодых ученых

УДК 336.225

налоговый потенциал хозяйствующего субъекта как объект научного исследования

в статье анализируются значение и перспективы научного исследования налогового потенциала хозяйствующего субъекта как первичной ячейки экономики, а также особенности его проявления в экономической среде. Рассматриваются экономическая сущность и содержание данного экономического явления исходя из особенностей процесса генерирования налоговой составляющей хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: налоговый потенциал; хозяйствующий субъект; дефиниция; научное исследование.

The article analyzes advances and prospects of studying the tax potential of business entity which is a basic unit in the economy and especially focuses on its manifestation in the economic environment. The nature and content of this economic phenomenon is considered proceeding from features of the process which generates the tax component of economic activity.

Keywords: tax potential; business entity; definition; research.

Кортьева Татьяна Юрьевна

соискатель кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 E-mail: t_kortieva@mail.ru

необходимость исследования хозяйствующего субъекта

Анализ динамики и перспектив налоговых поступлений от налогоплательщиков, являющихся субъектами предпринимательства и составляющих основу рыночной экономики, основывается на понимании процесса формирования и реализации налогового потенциала хозяйствующего субъекта и учете его функциональных особенностей.

Ввиду того что налоговый потенциал хозяйствующего субъекта отражает состояние финан-

сово-производственного аспекта функционирования предприятий, его показатель служит источником аналитической информации для внутренних и внешних пользователей. Динамика налогового потенциала хозяйствующего субъекта может служить индикатором эффективности налогообложения хозяйственной деятельности [1] и указывать на актуальные направления налоговой политики.

исследование сущности налогового потенциала

Исследование налогового потенциала экономики предполагает выделение двух основополагающих критериев его классификации: хозяйственно-отраслевого и административно-территориального, являющихся, с одной стороны, взаимопроникающими, а с другой — параллельными аспектами его проявления (рис. 1).

Изучение налогового потенциала как в макроэкономическом аспекте, соответствующем агрегированной форме его проявления, так и в микроэкономическом аспекте, соответствующем первичной форме его проявления, охватывает все сущностные аспекты рассмотрения данного экономического явления современной наукой.

Рис. 1. взаимосвязь основополагающих критериев классификации налогового потенциала

* Административно-территориальное образование.

Хозяйственно-отраслевой критерий Административно-территориальный критерий

ЭКОНОМИКА Ф СЕКТОР < ■ Ф ОТРАСЛЬ <------ Ф ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ^ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ^ Ф Хозяйствующий субъект ---> ГОСУДАРСТВО Ф ■ > РЕГИОН Ф -----АТО* Ф ^ КАТЕГОРИЯ ^ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ Ф Налогоплательщик

Экономическая сущность налогового потенциала заключается в объективности процесса генерирования налоговой составляющей хозяйственной деятельности и обусловленности ее проявлений во внешней и внутренней среде. Следовательно, функциональные особенности налогового потенциала хозяйствующего субъекта предопределяются его характеристиками, производными от эффекта взаимодействия факторов хозяйственной деятельности (внутренний микроэкономический фактор) и налоговой системы (внешний макроэкономический фактор). Взаимодействие двух названных групп элементов в условиях конкретных фактических обстоятельств проявляется в виде совокупности налоговых последствий для хозяйствующего субъекта — налогоплательщика.

Проявление налогового потенциала

В теоретическом плане разграничение аспектов проявления налогового потенциала в проекции на хозяйствующий субъект или на налогоплательщика можно сформулировать следующим образом:

• налоговый потенциал как способность генерирования хозяйствующей системой налоговых платежей отражает агрегированный характер данного экономического явления;

• налоговый потенциал как вероятность поступления в государственную казну определенного объема налоговых доходов свидетельствует

о наличии ограничительных факторов его формирования;

• налоговый потенциал как возможность достижения бюджетной обеспеченности предполагает использование соответствующих методик его оценки и разработку мер по наиболее полной его реализации.

Толкование исследуемого экономического явления с точки зрения формулировки его дефиниции предполагает отражение в ней как внутренней сущности, так и внешней формы выражения налогового потенциала хозяйствующего субъекта. Различие особенностей его проявления в экономической практике и необходимость разделения его формы и содержания позволяют выделить два аспекта употребления данного понятия: качественный и количественный [2].

В первом случае налоговый потенциал хозяйствующего субъекта как разновидность категории налогового потенциала отождествляется с возможностью поступления налогов в бюджет от хозяйствующего субъекта в условиях влияния среды, сопутствующей хозяйственной деятельности налогоплательщика и в рамках экономико-правовых отношений, регулирующих процесс налогообложения, в соответствии с его налоговым статусом и уровнем экономического развития.

Во втором случае налоговый потенциал хозяйствующего субъекта как разновидность показателя

Таблица 1

Структура начислений и уплаты по основным видам налогов, администрируемых ФНС России, тыс. руб.

Год Налог Начислено Доля, % Уплачено Недоимка

1 2 3 4 5 6

НДС 2 099 408 161 24,28 1 988 834 885 110 573 276

Акцизы* 806 822 462 9,33 785 591 983 21230479

2012 НПО** 2 451 892 489 28,36 2 355 410 683 96 481806

НДПИ 2 464 373 665 28,50 2459397777 4975888

ПИН*** 823070969 9,52 785048325 38 022 644

ИТОГО 8645567746 100,00 8 374 283 653 271 284 093

НДС 1938405126 26,16 1 844 893 003 93 512 123

Акцизы 617230861 3 8, 604 305 763 12925098

2011 НПО 2216809800 29,92 2 270 315 696 0

НДПИ 2 039 833 415 27,53 2 042 549 612 0

ПИН 597934579 8,07 677869681 0

ИТОГО 7410213781 100,00 7 439 933 755 106437221

НДС 1 476245163 25,18 1 328749351 147495812

Акцизы 455 154 048 7,76 441 740 031 13 414 017

2010 НПО 1 878 453 440 32,03 1 793 643 907 84 809533

НДПИ 1 401 608 506 23,90 1 407 266 598 0

ПИН 652420931 11,13 772500806 0

ИТОГО 5863882 088 100,00 5743900693 245719362

НДС 1 328 811 103 28,57 1176607599 152203504

Акцизы 334 622 173 7,19 327 690 836 6931337

2009 НПО 1 353872645 29,11 1275601721 78 270924

НДПИ 1 059 768 380 22,78 1 054 631 011 5137369

ПИН 574 307 887 12,35 686211026 0

ИТОГО 4651382188 100,00 4520742193 242 543 134

НДС 1 134206320 18,75 1 038 672 722 95 533 598

Акцизы 322676724 5,34 315 103 346 7573378

2008 НПО 2412421124 39,89 2 550 659 006 0

НДПИ 1 704 259 992 28,18 1 708 872 512 0

ПИН 474 614 090 7,85 565 367 050 0

ИТОГО 6048178250 100,00 6178 674636 103 106 976

"По всем видам подакцизной продукции. ""Налог на прибыль организаций.

"""ПИН - поимущественные налоги (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог). Рассчитано по данным официальной статистики ФНС России на основе показателей отчета 1-НМ (строки 1040, 1210, 1220, 1430, 1440, 1520, 1570, 1590, 1630, 1730). URL: http://nalog.ru (дата обращения: 01.03.2014).

налогового потенциала понимается как расчетная величина возможных налоговых поступлений в бюджет от хозяйствующего субъекта за соответствующий временной период, которая определяется экспертным путем посредством применения различных методик исходя из особенностей хозяйственной деятельности налогоплательщика и действующей налоговой системы при условии соблюдения налогового законодательства.

Разновидности налогового потенциала

Понятие налогового потенциала хозяйствующего субъекта находится во взаимосвязи с понятиями налогового обязательства, налогового платежа и налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта.

Согласно ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) исчисление налогового обязательства основывается на размере налоговой базы, представляющей собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, который можно рассматривать как элемент финансово-экономического потенциала. Объект налогообложения как обстоятельство, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 38 НК, в свою очередь, представляет собой элемент хозяйственной деятельности и окружающей природной среды (материальный объект, хозяйственная операция, определенное экономическое состояние и т.д.), обладающий соответствующими характеристиками.

В результате совершения налогоплательщиком хозяйственных операций и их отражения в учете и отчетности происходит формирование финансово-производственного результата, влекущего возникновение определенных налоговых обязательств или действительного налогового потенциала. Подверженность хозяйственной деятельности и вызываемым ее осуществлением налоговым последствиям изменчивости под воздействием множества факторов приводит при определенных условиях к отличию прогнозного показателя налоговых обязательств, т.е. прогнозируемого налогового потенциала, от статистического показателя налоговых платежей, т.е. реализованного налогового потенциала.

При оптимальных условиях формирования и реализации налогового потенциала хозяйст-

НДПИ ПИН

2% 14%

Акцизы 40%

8%

Рис. 2. структура нереализованного налогового

потенциала экономики Российской Федерации за 2012 г.

вующего субъекта под влиянием благоприятных внутренних факторов и при отсутствии деструк-турирующего внешнего воздействия должна наблюдаться тождественность содержания прогнозируемого, действительного и реализованного налогового потенциала, что означает равенство значений их показателей. Однако в реальной хозяйственной жизни различные виды налогового потенциала, как правило, отличны друг от друга как в качественном, так и количественном отношении, что можно проиллюстрировать на примере налоговой статистики за 2008-2012 гг. (табл. 1).

Результаты структурно-пропорционального анализа недоимки по налогам за 2008-2012 гг. представлены в табл. 2.

Структура нереализованного налогового потенциала экономики Российской Федерации по совокупным начислениям налогов за 2012 г. представлена в виде диаграммы (рис. 2).

Применение показателя налогового потенциала

Оперирование категорией и показателем налогового потенциала хозяйствующего субъекта в контексте налогового регулирования экономики целесообразно при решении следующих управленческих задач:

1) корректировка пропорций воспроизводственного процесса;

2) оценка эффективности различных видов налогов;

3) оптимизация налогового бремени экономики (в разрезе отраслей и категорий налогоплательщиков);

Таблица 2

Структура недоимки по основным видам налогов, администрируемых ФНС России

Недоимка, тыс. руб. В том числе, %:

Год Налог от начислений по налогу от совокупных начислений от совокупной недоимки

1 2 3 4 5 6

НДС 110 573 276 5,27 1,28 40,76

Акцизы 21230479 2,63 0,25 7,83

2012 НПО 96 481 806 3,93 1,12 35,56

НДПИ 4975888 0,20 0,06 1,83

ПИН 38 022 644 4,62 0,44 14,02

ИТОГО 271 284 093 3,14 3,14 100,00

НДС 93512123 4,82 1,26 87,86

Акцизы 12 925098 2,09 0,17 12,14

2011 НПО 0 0,00 0,00 0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НДПИ 0 0,00 0,00 0,00

ПИН 0 0,00 0,00 0,00

ИТОГО 106437221 1,44 1,44 100,00

НДС 147 495 812 9,99 2,52 60,03

Акцизы 13 414 017 2,95 0,23 5,46

2010 НПО 84 809 533 4,51 1,45 34,51

НДПИ 0 0,00 0,00 0,00

ПИН 0 0,00 0,00 0,00

ИТОГО 245719362 4,19 4,19 100,00

НДС 152203504 11,45 3,27 62,75

Акцизы 6931337 2,07 0,15 2,86

2009 НПО 78270924 5,78 1,68 32,27

НДПИ 5137369 0,48 0,11 2,12

ПИН 0 0,00 0,00 0,00

ИТОГО 242 543134 5,21 5,21 100,00

НДС 95 533 598 8,42 1,58 92,65

Акцизы 7573378 2,35 0,13 7,35

2008 НПО 0 0,00 0,00 0,00

НДПИ 0 0,00 0,00 0,00

ПИН 0 0,00 0,00 0,00

ИТОГО 103 106 976 1,70 1,70 100,00

4) экономическое обоснование налоговой политики.

Информация об уровне и структуре налогового потенциала хозяйствующих субъектов используется экономистами в различных областях экономики:

1) в бюджетно-налоговом прогнозировании и планировании (в данном случае применяются показатели прогнозируемого и действительного налогового потенциала), а именно:

• при выявлении тенденций развития экономики и динамики ее структурно-пропорциональных характеристик, а также при определении основных направлений реформирования налоговой системы;

• как инструмент оценки возможностей экономики территорий и отраслей по генерированию налоговых платежей, в том числе по категориям налогоплательщиков;

2) в ходе планирования и осуществления налогового контроля (в данном случае используются показатели действительного и реализованного потенциала):

• как основа для расчета показателя налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов и выводов налогового органа об обоснованности их включения в план проведения выездных налоговых проверок;

• при определении степени эффективности мероприятий налогового контроля, устанавливаемой по результатам проверок соответствия данных налоговой отчетности фактическим налоговым обязательствам;

3) при проведении финансово-экономического анализа состояния макроэкономики (в данном случае используются показатели реализованного и прогнозируемого налогового потенциала):

• для оценки эффективности налоговой политики и действующей системы налогообложения как характеристика финансово-производственного потенциала и особенностей хозяйственной деятельности;

• при осуществлении анализа полноты исполнения бюджета и выявлении нереализованных возможностей по мобилизации налоговых доходов, а также установлении причины их неполной реализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что функциональные особенности налогового потенциала хозяйствующего субъекта проявляются в следующем:

• динамичность — уровень и структура показателя налогового потенциала находятся в постоянной динамике, зависящей от динамики экономического развития и совокупного влияния всех остальных факторов;

• информативность — уровень и структура показателя налогового потенциала и их развитие свидетельствуют о состоянии и тенденциях в экономике и эффективности ее налогового регулирования;

• вариативность — уровень и структура показателя налогового потенциала могут быть различными в зависимости от целей их анализа и прогнозирования и периода оценки.

Конкретный характер проявления каждой функциональной особенности зависит от особенностей экономических взаимосвязей государства и хозяйствующего субъекта, складывающихся в определенных условиях хозяйствования.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности рассмотрения налогового потенциала хозяйствующего субъекта со стороны государства как особого, самостоятельного и объективно обусловленного объекта внимания, изучение которого является одной из предпосылок совершенствования налогообложения хозяйствующих субъектов.

Литература

1. Паскачев А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / под ред. Ф.К. Садыгова. М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2004. 232 с.

2. Слободчиков Д.Н. Налоговый потенциал в системе регулирования межбюджетных отношений: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00. Йошкар-Ола, 2010.

3. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 7. С. 39-46.

4. Гончаренко Л. И. Налоговый потенциал: факторы формирования и развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 6. С. 21-28.

5. Майбуров И.А. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 463 с.

6. Осипова Е.С. Налоговый потенциал в системе налоговых отношений // Налоги. 2006. № 3. С. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.