Научная статья на тему 'Роль налоговой политики России в преодолении последствий мирового экономического кризиса.'

Роль налоговой политики России в преодолении последствий мирового экономического кризиса. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
791
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / НАЛОГ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / RUSSIAN TAX POLICY / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / TAX / LEGISLATION / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветошко К. А.

Данная статься посвящена роли налоговой политики России в преодолении мирового экономического кризиса. В ней анализируются изменения налогового законодательства, призванные минимизировать масштабы экономического кризиса в стране и смягчить его последствия для населения и экономики. Также в данной статье рассматривается эффективность и достаточность данных мер, выявляются направления дальнейшего совершенствования налоговой политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper deals with the role of the Russian tax policy in overcoming the global economic crisis. There are analyzed changes in the tax legislation which aim is to minimize the scale of the economic meltdown in the country and make its consequences not so damaging for the people and the economy. There are also described efficiency and sufficiency of these measures and the directions to follow to further improve the country's tax policy

Текст научной работы на тему «Роль налоговой политики России в преодолении последствий мирового экономического кризиса.»

УДК - 336.2:338.94+330.11

РОЛЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА.

К.А. Ветошко

Данная статься посвящена роли налоговой политики России в преодолении мирового экономического кризиса. В ней анализируются изменения налогового законодательства, призванные минимизировать масштабы экономического кризиса в стране и смягчить его последствия для населения и экономики. Также в данной статье рассматривается эффективность и достаточность данных мер, выявляются направления дальнейшего совершенствования налоговой политики государства.

Ключевые слова: налоговая политика России, глобальный экономический кризис, налог, законодательство, налоговая нагрузка.

События последних лет доказали, что экономика Российской Федерации глубоко зависима от мировой экономической системы. На подавляющем большинстве стран сказались негативные последствия мирового экономического кризиса, и Россия, к сожалению, не стала исключением. Анализ его причин еще долго будет служить одной из главных тем в мировой экономической науке. Но в современных условиях на первый план выходит проблема минимизации негативных последствий мирового экономического кризиса и последующего их преодоления. При этом стоит отметить, что именно сейчас жизненно необходимо задать российской экономике устойчивый вектор развития на будущее, в том числе отойдя от доминирования отрасли добычи полезных ископаемых и переведя ее на инновационный путь.

К началу мирового экономического кризиса Россия подошла, казалось бы, в благоприятных условиях. Накопленные за годы высоких цен на энергоносители значительные финансовые резервы предоставляли руководству страны возможность применять широкий комплекс антикризисных мер в бюджетной, налоговой, тарифных, денежно-кредитных сферах, при этом, значительно не урезая различные социальные программы, тем самым минимизировав масштабы экономического кризиса и смягчив его последствия для населения и экономики.

Согласно официальным данным правительства Российской Федерации [1], в общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн. рублей. Эта сумма формируется из средств Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов. Для организационного сопровождения реализации антикризисных мер образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (председатель -И.И.Шувалов).

Одним из основных направлений принятия антикризисных мер во всем мире является налоговая политика государства. Не стала исключением и Россия. В условиях кризиса правительство совершенно оправдано посчитало необходимым снизить налоговую нагрузку, усилить стимулирующую роль налоговой системы и, тем самым, поддержать деловую активность в реальном секторе экономики и потребительский спрос граждан. Были приняты следующие решения.

• Изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный), а также - налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков;

• Облегчены правила погашения налоговой задолженности;

• Оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам; Поставлена задача -существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях;

• введен новый порядок возмещения НДС - заявительный;

• Амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до

30%;

• Снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль;

• Субъектам федерации предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка - 15%);

• В целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от

принятых решений по снижению налогов (в объеме примерно 100 млрд. рублей) им передаётся 0,5 процентных пункта налога на прибыль и 100% акцизов на ГСМ;

• В два раза, до 2 миллионов рублей, увеличен размер налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье (норме придана обратная сила - с 1 января 2008 года).

Все этим меры, безусловно, окажут благотворное влияние на российскую экономику. Так, только общий объем снижения налоговой нагрузки оценивается примерно в 550 млрд. рублей в 2009 году. Безусловно, данный шаг позволяет многим организациям потратить куда больше денежных средств если не на расширение деятельности, то, по крайней мере, на сохранение уже достигнутого.

Отрадным является и тот факт, что предпринят ряд шагов, которые при фактической неизменности количества налоговых поступлений в бюджет, значительно облегчат деятельность хозяйственных субъектов за счет более равномерного распределения налогового бремени по срокам уплаты авансовых платежей.

Так же большое значение имеет то, что государством четко обозначена проблема слишком затянутой процедуры возврата налога на добавленную стоимость при экспортных операциях. Зачастую организации оказываются на грани банкротства только из-за данного слишком медленного порядка. В условиях, когда объемы кредитования банками организаций уменьшаются, а ставки по кредитам напротив увеличиваются, решение этой проблемы способно стать значительным подспорьем в укреплении и расширении любого бизнеса связанного с экспортом товаров.

Начиная с 2010 года, в силу вступили изменения в Налоговом кодексе РФ, предусматривающие появление заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость. Основным смыслом данного нововведения является зачет (возврат) суммы налога на добавленную стоимость в наиболее сжатые по сравнению с обычными сроки.

Значительное ускорение порядка зачета (возврата) налога на добавленную стоимость могло бы явиться действительно революционным шагом, способным значительно облегчить финансовое положение многих организаций, но, к сожалению, это нововведение носит ограниченный характер и касается небольшого количества финансово-хозяйственных субъектов.

Во-первых, право на применение заявительного порядка возмещения имеют те организации, у которых общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 млрд. руб. При этом при расчете данной суммы не учитываются суммы налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента. Кроме того заявительный порядок могут применять только те организации, с момента создания которых до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет.

Во-вторых, заявительный порядок также распространяется на налогоплательщиков, предоставивших действующую банковскую гарантию, уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.

Таким образом, возможность применения заявительного порядка для организаций крайне ограничена. Кроме того, при использовании заявительного процесса могут возникнуть дополнительные сложности и расходы в случае, если в ходе камеральной налоговой проверки будут выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Все это делает появление заявительного порядка возмещения НДС знаковой реформой, но пока не охватывающей большой круг организаций и не способной выступить действительно серьезной антикризисной мерой в масштабах экономики всей страны.

Еще одно новвоведение - увеличение амортизационной премии по отдельным группам основных средств хоть и в незначительной степени, но все же способно помочь в первую очередь, реальному сектору экономики, значительно облегчая деятельность тем организациям, которые даже в тяжелых условиях экономического кризиса осуществляют техническое переоснащение предприятий или же уже имеют значительное количество основных средств.

Одной из наиболее новаторских антикризисных мер явилось предоставление субъектам федерации права устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности. Подобное нововведение, вместе с уже действующей системой коэффициентов дефляторов в едином налоге на вмененный доход, создает

очень гибкий механизм налогового регулирования малого бизнеса в регионах. При умелом использовании субъекты федерации могут при его помощи весьма значительно влиять на экономику региона, оперативно уменьшая налоговое бремя организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся тем иным видом детальности.

Увеличение в два раза, до 2 миллионов рублей, размера налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье, является той мерой налоговой политики, которая способна поддержать как простых граждан, так и отрасль жилищного строительства, замедлив неуклонное падение спроса на квартиры и дома.

Таким образом, в целом прослеживается попытка государства использовать для минимизации негативных последствий мирового экономического кризиса и последующего их преодоления механизма налогового регулирования. К сожалению, даже всех уже принятых мер по-прежнему недостаточно и не все из них проработаны и обдуманы в достаточной мере. Об этом свидетельствует пусть и чуть снизившее темпы, но все еще продолжающееся падение ВВП, и в первую очередь это заметно в реальном секторе экономики. Так, согласно доклада «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2009 года» [2] сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития, замедление темпов падения ВВП в сентябре за девять месяцев 2009 года составило 10% против 10,2% в январе-августе.

Не смотря на снижение ставки налога на прибыль, по прежнему одной из основных проблем российской налоговой политики является неоптимальная величина налогового бремени. Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была описана в 1974 году Артуром Лаффером, ее графическое изображение получило название кривой Лаффера. Согласно ней, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка максимума). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

На данный момент в Российской Федерации явно установлена не оптимальная величина налогового бремени. Об удаленности от точки максимума говорит, прежде всего, высокий уровень уклонения от налогов. В 90-е годы налоговое бремя было еще более велико. И постепенное его снижение оказало крайне благоприятное влияние на экономику в целом и на фискальные поступления.

Да, государство демонстрирует, что эта проблема им в целом концептуально понимается, и определенные шаги принимаются. Так, снижение на четыре процента ставки по налогу на прибыль организаций безусловно оправданный шаг. Но очевидно, что необходимо продолжать разумное снижение ставок по некоторым налогам. В первую очередь это касается самого обременительного для организаций налога на добавленную стоимость. Так ряд специалистов в еще в 2008 году подняли вопрос о замене ставок по налогу на добавленную стоимость в 10% и 18% единой ставкой в 12-13%. По оценкам специалистов Минэкономразвития эта мера способна была уже за два годы дать прирост ВВП минимум в 1-2%. В условиях экономического кризиса налоговая политика Российской Федерации должна быть нацелена на поиск оптимальной величины налогового бремени, которая бы одновременно и обеспечивала в полном объеме фискальную функцию налогов, и способствовала росту экономики.

Так же одной из главных и довольно часто упоминаемых на самом высоком уровне проблем современной России является теневая экономика. Но в условиях экономического кризиса об этой проблеме несколько подзабыли. Сейчас налоговая политика государства направлена в целом на либерализацию законодательства с целью поддержать хозяйственные субъекты и уменьшить давление на них со стороны контролирующих органов. Данный подход не всегда себя оправдывает. Уменьшение величины налогового бремени стимулирует только те организации, которые действительно уплачивают законно установленные налоги и сборы. В то же время, ослабление налогового контроля, напротив, в первую очередь поддерживает недобросовестных налогоплательщиков. В условиях экономического кризиса видится разумным сочетать значительное уменьшение величины налогового бремени со значительным ужесточением налогового контроля со стороны государства. Именно такой подход способен одновременно и поддержать хозяйствующие субъекты, и не дать слишком значительно упасть налоговым сборам, поступающим в бюджет.

Существует огромное количество способов, как и допустимой (но не приветствуемой) законом оптимизации налогообложения, так и прямого ухода от налогов, в том числе, пожалуй,

наиболее распространенный - «двойная бухгалтерия». К сожалению, пока еще не изобретено ни одного достаточно эффективного чисто налогового метода борьбы с этим явлением. Поэтому одних изменений в налоговой политике государства недостаточно. Единственный путь - это целый комплекс мер: экономических, социальных, юридических. В первую очередь необходимо ускорить переход к преимущественно безналичному денежному обращению, ужесточить уголовную ответственность, ввести ряд льгот для поощрения добросовестных налогоплательщиков.

При всей сложности системы налогообложения по ряду налогов, она абсолютно не гарантирует действительно объективное отражение деятельности организации. Не стоит забывать, что именно в нынешних тяжелых экономических условиях у многих организаций велик соблазн уйти в тень, изыскав средства для спасения своего бизнеса за счет уклонения от налогов. Таким образом, в налоговой системе необходимо продолжать реформы, в первую очередь, стараясь упростить налоговые процедуры и в тоже время залатать дыры и исправить пробелы в законодательстве, позволяющие уклоняться от уплаты налогов и сборов.

Помимо общих изменений в налоговой политике в России предприняты и попытки смягчения последствий экономического кризиса для отдельных отраслей экономики. Так принят ряд налоговых и таможенных мер в топливно-энергетической отрасли:

• с 9 до 15 долларов за баррель повышен необлагаемый минимум при расчете ставки НДПИ. Введены налоговые каникулы при разработке месторождений континентального шельфа, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, Восточной Сибири;

• до 1 месяца сокращен период мониторинга при определении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;

• нефтяная отрасль также сможет использовать механизмы ускоренной амортизации на основные средства производства;

• размер таможенной пошлины снижен с 496 до 119 долларов за тонну на 1 января 2009 г. В сентябре 2009 года он составил 239 долларов за тонну.

С одной стороны, данные меры оправданы, в связи с тем, что цены на энергоносители значительно упали. Но в тоже время, общеизвестно, что спад производства и другие проявления кризиса в разных отраслях оказались неравнозначными. Точно также, в силу множества причин, восстановительные процессы идут неравномерно и от отрасли к отрасли имеют свою специфику. Из реального сектора экономики топливно-энергетическая отрасль как раз не относится к наиболее пострадавшим.

Так, на фоне улучшения с конца I квартала и стабилизации конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, а также сохранения высоких экспортных цен на газ, наблюдается последовательное улучшение финансового состояния предприятий, занятых добычей полезных ископаемых. За январь-август 2009 г. финансовый результат деятельности этих предприятий составил 582,3 млрд. рублей (-33,0% к соответствующему периоду 2008 г.) [3]. В то время как по итогам первых трёх кварталов средняя цена на нефть сорта Brent составила 57,49 долларов за баррель, что почти в два раза (на 48,5%) ниже показателя за аналогичный период 2008 год. Вместе с тем, прибыльность отрасли по-прежнему обеспечивается преимущественно предприятиями ТЭК. Сальдированный финансовый результат предприятий, занятых добычей прочих видов полезных ископаемых, хотя и вышел в конце II квартала в положительную область, остался на низком уровне (21,9 млрд. рублей по итогам января-августа или 16,5% к соответствующему периоду 2008 г.). Среди негативных моментов можно также выделить тот факт, что, несмотря на 60-70-процентное повышение цен на нефть к минимуму, зафиксированному на рубеже 2008-2009 годов, оживления инвестиций со стороны ТЭК пока не произошло. Это свидетельствует, с одной стороны, о сохранении рисков в экономике и, с другой, о высокой степени зависимости инвестиционной активности от притока иностранного капитала.

Финансовый результат обрабатывающих производств за январь-август 2009 г. оценивается в 485,7 млрд. рублей. По отношению к соответствующему периоду 2008 г. это составляет всего 27,2%. Тяжелым также остается финансовое состояние предприятий химической отрасли. Несмотря на неплохие показатели августа, суммарный сальдированный результат по итогам первых восьми месяцев на уровне 21,8 млрд. рублей составил всего 9,6% от показателя за аналогичный период 2008 г.

Таким образом, в случае если государство в налоговой политике собирается идти по пути поддержки отдельных отраслей экономики, то это не должно ограничиваться только топливно-энергетическим комплексом. Более того, не стоит забывать о долгосрочной цели преодоления

сырьевой зависимости российской экономики. Поэтому вдвойне важно поддержать в первую очередь именно инновационные и наукоемкие отрасли, а не лишь добывающие и экспортирующие полезные ископаемые.

Еще одной значительной проблемой для организаций стала замена ЕСН со ставкой 26% на страховые взносы общим размером 34%. Данное решение было принято в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, итоговый проект которой правительство приняло на расширенном заседании 1 октября 2008 года. Главной целью реформы заявлено повышение пенсий [4]. При этом максимальная ставка платежа увеличивается с 26 до 34% от фонда оплаты труда. В результате из оборота предприятий выводится очень существенная часть средств, что в условиях кризиса может оказаться фатальным. Так же такое резкое повышение платежей наверняка приведет к тому, что еще более значительная часть организаций начнет выдавать основную часть заработной платы в конвертах. Таким образом, может быть достигнут обратный желаемому эффект - вместо увеличения сборов произойдет их снижение и повышение пенсий, декламируемое основной целью этой реформы так и останется на бумаге.

Реформа единого социального налога наиболее остро коснется малого бизнеса - организаций находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН) и едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). В 2010 году для них был установлен переходный режим, сохранявший прежний размер платежей во внебюджетные фонды. С 1 января 2011 года в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34%. Ранее общий размер подлежащих уплате платежей составлял 14%.

Для отдельных налогоплательщиков (например, применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.) устанавливается переходный период с 2011 по 2014 год. В течение этого периода ставки страховых взносов для них будут увеличиваться постепенно: с 20,2% на период 2011-2012 годов до 27,1% на период 2013-2014 годов. И только с 1 января 2015 года ставка страховых взносов составит 34%.

Однако на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, данное правило не распространяется, а нагрузка возрастает единовременно с 2011 года. Так, с 1 января 2011 года для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, ставка страховых взносов увеличивается на 20%. Причем для налогоплательщиков, использующих общий режим налогообложения, ставка страховых взносов увеличится на 8%, а для налогоплательщиков, в отношении которых предусмотрены льготные ставки страховых взносов (применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.), - на 6,2% (в 2011годах) и 13,1% (в 2013-2014 годах).

В результате с 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Тогда как для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, финансовая нагрузка увеличится в 1,3 раза, а для налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог, - в 1,4 раза (в 2011-2012 годах) и 1,9 раза (в 2013-2014 годах) соответственно.

Таким образом, в современных тяжелых экономических условиях малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится в неравное положение с другими субъектами предпринимательства [5]. Столь непродуманные меры не только идут в разрез с декламируемой политикой поддержки малого бизнеса, но и угрожают его существованию как таковому.

Несмотря на то, что в последнее время наметился ряд позитивных тенденций в мировой и российской экономике, говорить о преодолении мирового финансового кризиса и его последствий преждевременно. Необходимо продолжать реализацию комплекса мер, направленных на укрепление и развитие экономики, а также регулирование социальных процессов в обществе. Практика показывает, что для решения этих задач весьма эффективны меры, связанные с фискальной системой страны. И поэтому жизненно необходимо еще более активно использовать налоговую политику, как один из важнейших инструментов регулирования экономических и социальных процессов в обществе.

This paper deals with the role of the Russian tax policy in overcoming the global economic crisis. There are analyzed changes in the tax legislation which aim is to minimize the scale of the economic meltdown in the country and make its consequences not so damaging for the people and the economy. There are also described efficiency and sufficiency of these measures and the directions to follow to further improve the country's tax policy. The key words: Russian tax policy, global economic crisis, tax, legislation, tax burden.

1. Интернет портал правительства Российской Федерации - http://www.government.ru.

2. Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации -

http://www.economy.gov.ru.

3. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2009 года. Официальный сайт министерства экономического развития РФ -http://www.economy.gov.ru.

4. Кирилл БЛОХИН. Прощание с ЕСН // Босс.-2008.№ 11, ноябрь. С.19-21.

5. A.A. Сбежнев. Что сулит предпринимателям отмена ЕСН. // Налоговый вестник -2010. № 5.

Об авторе

Ветошко К.А. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, ecomvest.bgu@ yandexs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.