УДК 336.225
Карсакова Е. С. студент
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
Россия, г. Волгоград
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: На сегодняшний день наше общество быстро формируется в условиях цифровизации экономики, все больше методов становятся доступными для государства и для граждан в виртуальном режиме, что значительно облегчает как работу государственных органов, так и некоторые вопросы граждан. К одному из данных методов можно отнести удаленную форму налогового контроллинга, представляющую собой совокупность из взаимосвязанных администрирующих функций по выявлению, расчету и анализу налоговой базы, а также составлению рисков и определению перспектив.
Ключевые слова: налоговый контроль, цифровая экономика, цифровые технологии, налоговый мониторинг, цифровизация.
Karsakova E.S. student
Federal STATE Autonomous educational institution "Volgograd state
University" Russia, Volgograd
TAX CONTROL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE
RUSSIAN ECONOMY
Abstract: Today, our society is rapidly being formed in the conditions of digitalization of the economy, more and more methods are becoming available to the state and to citizens in a virtual mode, which greatly facilitates both the work of state bodies and some issues of citizens. One of these methods can include a remote form of tax controlling, which is a set of interrelated administrative functions for identifying, calculating and analyzing the tax base, as well as compiling risks and determining prospects.
Keywords: tax control, digital economy, digital technologies, tax monitoring, digitalization.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" (далее - Стратегия) определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики
Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, развитие национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов[1].
В рамках разработанной Стратегии определены главные направления формирования электронной экономики, которые нашли свое отражение в проводимых мероприятиях по совершенствованию налогового контроля.
Для начала необходимо дать разъяснение такому понятию как электронная экономика.
В Стратегии цифровая экономика характеризуется как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг[1].
Таким образом, цифровую экономику можно определить, как систему финансовых отношений, где основным фактором производства выступают данные в цифровой форме.
В цифровой экономике хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий. При этом упор делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции[2].
Использование сегодняшних информационных компьютерных технологий, которые способствуют реализации реформы электронной экономики, в работе государственных органов помогает:
1. ускорить и улучшить механизм принятия менеджерских решений;
2. упростить процедуру подачи и получения информации и документов гражданами и организациями;
3. улучшить работу государственных органов, снизить численность сотрудников и уменьшить бюджетные затраты на государственный аппарат.
Данные факторы в полной степени относятся и к налоговым органам, которые занимают значимое место в системе федеральных органов исполнительной власти в сегменте обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет налогов и определённых прочих обязательных платежей.
Так как налоги выступают базой доходов бюджета любого современного государства, без которых оно не в состоянии осуществлять собственные функции, развитие государства во многом находится в зависимости от результативности и качества работы налоговых органов.
Именно поэтому налоговые органы выступают признанными лидерами среди прочих государственных органов в освоении новых технологий.
На сегодняшнем этапе формирования институт налогового контроля в Российской Федерации представляет собой систему, которая реализуется в двух формах: камеральная и выездная налоговая проверка.
На рисунке 1 представлены данные о налоговых поступлениях в результате проведения контрольно-надзорной деятельности налоговых органов [4].
Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НКРФ
Рисунок 1 - Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок
Назначенный на пост премьер-министра, бывший глава ФНС, М.В. Мишустин заявил, что цифровая экономика является одним из приоритетов его работы. Речь идёт о развитии бесконтактного контроля плательщиков, с использованием новых технических возможностей. Его стратегия нацелена на создание таких инструментов, которые позволят работать со всеми категориями бизнеса[3].
По его словам, яркий пример «незаметного» администрирования — налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля, которая позволяет сменить общепринятые аудиты на онлайн-взаимодействие. Исходя из этого, налоговый орган имеет дистанционный доступ к информационным системам плательщика налогов и его бухгалтерской и налоговой отчетности, что в свою очередь помогает быстро
координировать с налоговым органом позицию по обложению налогами планируемых и совершенных операций.
Также доступ к данным налогоплательщика позволяет налоговому органу снизить объём истребуемых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех операций, которые содержат элементы риска.
Данная форма налогового контроля обеспечивает превентивное определение налоговых рисков и скорейшее урегулирование дискуссионных неопределенных налоговых позиций.
С начала 2019 года в ФНС Российской федерации поступили заявки от компаний на осуществление налогового мониторинга. Таким образом, с 1 января 2019 года налоговый мониторинг проведен в отношении 44 компаний в разных отраслях экономики:
• нефтегазовой - организации группы Лукойл, группы Газпром, группы Роснефть, группы Новатэк, АО «СМП-НЕФТЕГАЗ»;
• финансовой - АО Банк «Национальный Клиринговый Центр», ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)», Банк ВТБ ПАО;
• транспортной - ПАО «Аэрофлот», ОАО «РЖД», дочерняя компания группы «Норильский никель»;
• металлургической - ПАО «Северсталь»;
• электроэнергетики - ПАО «ИнтерРАО»;
• производства и торговли - ООО «Юнилевер Русь», ООО «Руссоль», ООО «Комацу СНГ», ООО «ЯГУАР ЛЕНД РОВЕР», ГК «Ростех»;
• оказания телекоммуникационных услуг - АО «Телекомпания НТВ», ООО «Гугл», ПАО «Мегафон», ПАО «МТС», ОАО «Санкт-Петербург Телеком», ООО «Т2 Мобайл».
Данная форма контроля как налоговый мониторинг в 2020 году продолжает оставаться привилегией для нескольких десятков крупных корпораций. Но он с каждым годом расширяется и охватывает всё большее число компаний.
Однако при переходе на удаленную систему налоговых проверок возникают проблемы. В Российской федерации имеется множество преград для продажи предложенного проекта :
1. Высокая численность граждан;
2. Бумажные носители и оцифровка документов;
3. Недостаток 1Т-специалистов;
4. Доступ к сети-Интернет и компьютерная грамотность.
Развитие электронной экономики - это одно из главных направлений
стран финансовых лидеров. Использование информационных технологий становится одним из факторов, которые обеспечивают высокую скорость принятия менеджерских решений.
Документооборот динамично переходит в виртуальную отрасль, что в свою очередь содействует дальнейшему преобразованию как модели
ведения предпринимательства и процессов бизнеса компаний, так и традиционной концепции налогового контроля.
Данная форма налогового контроля, как налоговый мониторинг, стала новым методом - цифровым будущим налогового контроля. Перспективы формирования дистационного налогового контроллинга происходят в период реализации процесса интеграции новых информационно-цифровых технологий, которые позволяют перевести работу налоговой службы на новый уровень и увеличить прозрачность среды, в которой осуществляются бизнес-процессы, с созданием среды с наиболее комфортным и минимально обременительным соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства.
Дистанционный налоговый контроллинг реализуется в рамках цифровой экономики. Чем лучше цифровизируется экономика, тем активнее применяется рассматриваемый инструмент. Для успешного функционирования цифровой экономике необходимо наличие трех составляющих (рисунок 2).
Наличие соответсвующей инфрастуктуры: доступ к Интернету, программное обеспечение и т.д.
Электронная коммерция/ реализация товаров
и услуг посредством сети и Интернет
Электронный
бизнес/ осуществление деятельности через компьютерные сети
Рисунок 2 - Компоненты успешного функционирования цифровой экономики
В крайние годы ФНС Российской Федерации уделяет свое главное внимание внедрению электронных технологий в налоговое администрирование. Сформирована значительная технологическая база, развиваются цифровые сервисы, которые позволяют налогоплательщикам на практике все вопросы с налоговой службой решать дистанционно.
Дистанционный налоговый контроллинг как инструмент, появившийся под влиянием формирования электронный экономики, помогает осуществлять работу ФНС наиболее прозрачно, с наименьшими расходами и убытками, в наиболее благоприятной обстановкой как для налоговых органов, так и для плательщиков налогов, обеспечивая безопасность всем сторонам работы.
Использованные источники:
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
- Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document
2. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N1. С. 12
- 17.
3. Скопинцева Е. Выездные проверки теряют актуальность -из-за тотального цифрового контроля// «ЭЖ-Бухгалтер» №47 (9813) - 2019.
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Режим доступа: http://www.analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm