НАЛОГОВЫЙ КЛИМАТ ТЕРРИТОРИИ -ФАКТОР ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
TERRITORY'S TAX CLIMATE - A FACTOR OF REGION'S FINANCIAL AND INVESTMENT DEVELOPMENT
Л.Г. ЧАНКСЕЛИАНИ,
аспирантка Волгоградского государственного университета (г. Волгоград)
L.G. CHANKSELIANI
post-graduate student of the Volgograd State University (Volgograd) Аннотация
В статье на основе раскрытия сущности категорий налоговой активности, налоговой привлекательности, налогового риска, налогового потенциала, налоговой безопасности как составных элементов категории налогового климата обоснована возможность и необходимость формирования на региональном уровне благоприятного налогового климата, что послужит фактором финансово-инвестиционного развития региона.
Abstract
The article based on the disclosure of tax positions, tax appeal, tax risk, tax capacity, tax security categories' nature as a component of the tax climate's category, unsubstantiated possibility and necessity of establishing a regional level, a favorable tax climate, which will be a factor in the region's financial and investment development.
Ключевые слова
1. Налоговый климат
2. Налоговая привлекательность
3. Налоговая активность
4. Налоговый риск налогоплательщика
5. Налоговый потенциал
6. Налоговая безопасность
Key words
1. Tax climate
2. Tax appeal
3. Tax activity
4. Taxpayer's tax risk
5. Tax capacity
6. Tax safety
Современная экономическая система России по-прежнему отличается значительной дифференциацией территорий по географическим, климатическим, демографическим и прочим условиям хозяйствования. В этой связи можно говорить о заметном отличии хозяйственных климатов регионов (городов) друг от друга. В данном случае речь идет о различии экономических и административных хозяйственных комплексов, включающих особые условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность подготовленной рабочей силы и т.д. Государство предоставляет регионам определенную свободу в формировании региональной экономической системы, ограниченную лишь требованием соблюдения законодательства. Здесь региональные власти вправе выбирать, воспользоваться или нет имеющимися возможностями, например, в привлечении дополнительных инвестиций в экономику региона, путем создания благоприятного хозяйственного климата самостоятельно, не дожидаясь государственных дотаций, субвенций и пр. Для формирования благоприятного хозяйственного климата необходимо исследовать его составные элементы: налоговый климат, инвестиционный климат, инновационный климат, предпринимательский климат и деловой климат региона1.
Экономическая стабильность страны (или региона) достигается при налоговой стабильности, которая характеризуется совокупностью благоприятных налоговых условий функционирования хозяйствующих субъектов, т.е. при благоприятном налоговом климате. Налоговый климат страны (или региона) послужит непосредственным фактором развития экономики. На региональном уровне формирование благоприятного налогового климата предполагает реализацию региональной налоговой политики с учетом специфики территории. Необходимо предпринять шаги по формированию благоприятного налогового климата страны и каждого региона в от-
1 Жихоревич Б.С. Методы оценки параметров хозяйственного климата и разработки программы его улучшения. [Электронный ресурс] // <http://www.citystrategy.leontief.ru/?it=30201>
дельности, индикатором которого будет служить комплексный интегральный показатель, учитывающий налоговую активность, налоговую привлекательность, налоговый потенциал, налоговый риск и налоговую безопасность, например, налоговый рейтинг страны (или региона). Налоговый климат - это сложная многомерная система, поэтому необходимо теоретически исследовать категорию налогового климата с позиции региона, систематизировать ее компоненты с целью разработки и реализации конкретных мероприятий по улучшению налогового климата региона и последующей оценки их эффективности.
Необходимо обратить внимание на то, что в современной отечественной теории и практике налогообложения в общем смысле изучают взаимодействие двух субъектов налоговых отношений - государства и налогоплательщика. Для определения регионального экономического роста и предпринимательской привлекательности региона, по нашему мнению, целесообразно изучать взаимодействие трех субъектов налоговых отношений - государства, территориия и налогоплательщика, поскольку цели, достигаемые этими субъектами, различны. Государство здесь представляет интересы государственного бюджета в целом, а территория - территориального бюджета. Поэтому категорию налогового климата и все ее структурные компоненты необходимо рассматривать с трех сторон: со стороны «государства», «территории (региона)» и «налогоплательщика».
Налоговый климат с позиции государства и региона - это обобщенная характеристика совокупности экономических, организационных и правовых предпосылок, предопределяющих привлекательность системы налогообложения в стране или в отдельном регионе. Налоговый климат страны - способность экономической (налоговой) системы к упрощению системы налогообложения и налогового администрирования в лучшем случае или «не нагнетанию» ситуации в худшем случае для создания благоприятных условий для функционирования хозяйствующего субъекта. Он включает объективные и субъективные возможности функционирования налогоплательщика в стране (регионе). Налоговый климат региона (территории) - способность экономической системы региона в рамках имеющихся законодательных, административных, процессуальных возможностей к упрощению или «не нагнетанию» ситуации в сфере налогообложения и налогового администрирования, для создания максимально благоприятных условий для функционирования хозяйствующего субъекта.
Налоговый климат страны, региона, отрасли представляет собой сочетание налоговой привлекательности и налоговой активности (рис.1).
Налоговую привлекательность, в свою очередь, можно определить как взаимосвязь налогового потенциала, налоговых рисков и налоговой безопасности. Эти три фактора являются основными составными элементами, «завлекающими» инвестора в страну, регион (территорию), отрасль. Данные категории являются новыми для экономической науки, поэтому необходимо их детальное изучение.
Рис. 1. Структура налогового климата
(составлено автором)
В целях дальнейшего исследования налогового климата региона с позиции инвестора его структурные компоненты, такие как налоговая активность, налоговаяю привлекательность, налоговый потенциал, необходимо рассматривать со стороны региона (территории), а налоговый риск и налоговую безопасность - со стороны налогоплательщика.
Налоговый потенциал территории с позиции привлекательности показывает возможности в сфере налогообложения, которые территория предоставляет хозяйствующему субъекту для комфортного функционирования, и является фактором привлечения дополнительных инвестиций. Для оценки налогового потенциала региона с позиции привлекательности можно использовать следующие показатели: величина налоговых ставок; наличие льгот по налогам и сборам; сроки и процедура уплаты налогов и сборов; организация системы налогового администрирования; качество работы налоговых инспекторов.
Налоговый потенциал территории представляет собой совокупность объективных налоговых предпосылок, непосредственно оказывающих
влияние на функционирование хозяйствующего субъекта в том или ином регионе и определяющих привлекательность той или иной территории. Субъектами, непосредственно формирующими налоговый потенциал территорий с позиции привлекательности для инвесторов, являются региональные законодательные и исполнительные органы власти. Поэтому региональные власти должны воздействовать на состояние налогового потенциала территории (региона) всеми имеющимися возможностями.
С позиции налогоплательщика, налоговый риск - это вероятность наступления определенных финансовых, правовых и процессуальных последствий для налогоплательщика, в том числе не запланированных и неблагоприятных, вследствие налоговых ошибок и несовпадения трактовки норм налогового законодательства у субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщика и налогового органа). Налоговый риск начинает проявляться при исполнении налогоплательщиком своих обязанностей, усиливаясь по мере применения способов и инструментов управления налоговыми издержками. Поэтому очевидно, что налоговый риск управляем, поскольку он возникает в связи с исполнением налогоплательщиком своих обязанностей, значит, зависит от знаний, навыков и опыта налогоплательщика, правильности исполнения своих обязанностей перед государством, то есть от его компетенции, аналитических и прагматических способностей. Вышеуказанные факторы лежат в основе вероятности возникновения налогового риска. То есть управляя и/или контролируя действия налогоплательщика, можно управлять налоговым риском. От вероятности возникновения налоговых рисков налогоплательщика на той или иной территории зависит финансово-инвестиционная привлекательность региона. Целью управления налоговыми риска налогоплательщика является достижение налоговой безопасности.
Налоговая безопасность налогоплательщика - это состояние защищенности налогоплательщика от негативного влияния дестабилизирующих налоговых факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов. Налоговая безопасность налогоплательщика - это условия существования и функционирования хозяйствующего субъекта в конкретной налоговой среде, контролируемые самим субъектом. Налоговая безопасность налогоплательщика достигается при реализации налогового риск-менеджмента налогоплательщика. Главная цель управления налоговыми рисками - это достижение состояния защищенности, то есть налоговой безопасности.
Налоговую активность региона (определенной территории) можно оценить через показатели налоговой активности государства и налогоплательщика в конкретном регионе: частота налоговых проверок налогоплательщиков за определенный период; количество налоговых проверок, закончившихся доначислениями; собираемость бюджета; величина задолженности по налогам и сборам, количество налоговых споров за определенный период, количество налоговых споров, выигранных налогоплательщиками, количество налоговых споров, выигранных налоговыми органами, и т. д.
Таким образом, структуру налогового климата региона можно представить следующим образом (см. рис. 2).
Существующее законодательство дает субъектам Федерации право непосредственно устанавливать ставки по региональным налогам и сборам, а также ряд других возможностей воздействия на региональную налоговую систему. На региональном уровне необходимо предпринять ряд мер, которые создадут условия для правильного исполнения своих обязанностей налогоплательщиками, что будет способствовать повышению доходности бюджета, уменьшению количества налоговых споров. В связи с этим целесообразно в регионах создать бесплатные налоговые консультационные центры, деятельность которых будет направлена на обеспечение высокого уровня взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Реализация проекта позволит бизнесу развиваться более динамично, что положительно отразится на состоянии региональной экономики.
Региональные власти должны осознать важность региональной налоговой политики и включать ее в стратегические планы развития. Информационной основой для разработки ориентиров региональной налоговой политики может служить налоговый рейтинг региона. Процесс разработки налоговой политики региона требует постановки четких целей и задач, а также детального анализа и учета результатов развития региона при той или иной региональной налоговой политике. На наш взгляд, региональные власти наряду с многочисленными другими действиями должны создать службу, которая предоставляла бы бесплатную информационную, консультационную и административную поддержку при получении разрешительных документов для ведения бизнеса и при исполнении обязанностей налогоплательщика в регионе.
сл м ю
г:
о
О н ■в
V!
К н
V!
о -1
о
о -1 о ю о -1 о
к
и
н
РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГОВЫЙ КЛИМАТ
(с позиции финансово-инвестиционной привлекательности)
БЛАГОПРИЯТНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮ ЩЕГО СУБЪЕКТА
НАЛОГОВАЯ АКТИВНОСТЬ
ТЕРРИТОРИИ
- частота налоговых проверок за период;
- количество налоговых проверок за период, закончившихся доначислениями налога в бюджет;
- собираемость бюджета;
- величина задолженностей по налогам и сборам;
- количество налоговых споров за период;
- количество налоговых споров, выигранных налоговыми органами;
- количество налоговых споров, выигранных налогоплательщиками;
-и др.
НАЛОГОВАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ - величина налоговых ставок, в т.ч. региональных; - наличие льгот по налогам и сборам, в т.ч. предоставляемых регионом; - сроки и процедуры уплаты налогов и сборов; - организация системы налогового администрирования; - уровень компетенции и качества работы налоговых инспекторов; -и др.
НАЛОГОВЫЙ РИСК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В условиях налоговой неопределенности (в связи с постоянной изменчивостью, неоднозначностью трактовок законодательства о налогах и сборах и рядом других причин): - опасность непредвиденной потери ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств; -возможность получения положительного результата.
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - состояние защищенности налогоплательщика от негативного влияния дестабилизирующих налоговых факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов; - условия существования и функционирования хозяйствующего субьекга в конкретной налоговой среде, контролируемые самим субъектом.
7\ О X
тз о
а»
о □
73
а» х ч о л
(составлено автором) Библиографический список
1. Жихоревич Б.С. Методы оценки параметров хозяйственного климата и разработки программы его улучшения. [Электронный ресурс] // http://www.citystrategy.leontief.ru/?it=30201
2. Сухинова С.Е. Региональная специфика инвестиционного климата [текст] / С.Е. Сухинова. - Волгоград: ВолГУ, 2004. - 175 с.
3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение [текст]: Учеб. пособие для студ. вузов / Е.Н. Евстигнеев. - М.: ИНФРА-М., 2001. - 205 с.
Bibliographical list
1. Zhihorevich B.S. Methods for estimating parameters of the economic climate and to develop programs to improve it. [Electronic resource] // http://www.citystrategy.leontief.ru/? it=30201
2. Suhinova S.E. Regional specificity of the investment climate [text] / S.E. Suhinova. Volgograd, 2004. - 175 p.
3. Evstigneev E.N. Taxes and taxation [text]: Learning allowance for students universities / E.N. Yevstigneyev. - M.: INFRA-M, 2001. - 205 p.
Контактная информация
Тел.: 8-902-65-64-982, 8-906-175-23-29
E-mail: [email protected]
Contact links
Tel.: 8-902-65-64-982, 8-906-175-23-29
E-mail: [email protected]