Научная статья на тему 'Современный взгляд на взаимосвязь налогового климата и человеческого потенциала как факторов экономического развития региона'

Современный взгляд на взаимосвязь налогового климата и человеческого потенциала как факторов экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КЛИМАТ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / TAX CLIMATE / TAX POTENTIAL / HUMAN POTENTIAL / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина Юлия Габдрашитовна

Выход экономики на траекторию устойчивого экономического роста, обеспечивающего реализацию основных приоритетов макроэкономической политики, включая повышение качества жизни населения и справедливое распределение доходов, стабильность цен и поддержание экономической безопасности, актуализируют проблемы обеспечения полноты и своевременности налоговых поступлений, потенциальный уровень собираемости которых можно оценить по величине налогового потенциала. Несомненно, важную роль при данном определении имеет налоговый климат региона. Предложено теоретическое обоснование понятий «налоговый потенциал» и « человеческий потенциал». Проведена эмпирическая оценка взаимосвязи индекса человеческого развития и налоговой нагрузки на регионы, входящие в состав Приволжского федерального округа. Предложена модель формирования налогового климата и возможности его воздействия на экономическое развитие региона. Обоснована взаимосвязь налогового климата, налогового потенциала и человеческого потенциала как составляющих экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PERSPECTIVE AT THE CORRELATION BETWEEN TAX CLIMATE AND HUMAN POTENTIAL AS FACTORS OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The paper argues that pushing economy on the path of sustainable economic growth, ensuring the implementation of the main priorities of macroeconomic policies, improving quality of life and achieving equitable distribution of income, price stability and maintaining economic security requires securing completeness and timeliness of tax revenue, the potential level of tax collection can be estimated by the size of the tax potential. Undoubtedly, an important role in this definition is played by tax climate in the region. The author suggests theoretical definitions for the concepts of "tax capacity" and "human potential", conducts an empirical evaluation of the link between human development index and tax burden in the regions of the Volga Federal District, presents a model for improving tax climate and its potential impact on the region's economic development, and states the interdependence of tax climate, tax capacity and human potential as main components of the economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Современный взгляд на взаимосвязь налогового климата и человеческого потенциала как факторов экономического развития региона»

Подводя итог, следует отметить, что зарубежные страны наделяют налоги регулирующей функцией. Инструменты налогового регулирования в рассмотренных странах одинаковы, однако они имеют некоторые особенности, которые определяются разным уровнем развития экономики. Исследование показало, что главными инструментами в мировой практике налогового регулирования являются налоговые ставки и налоговые льготы.

1. Борануков А.Х. Налоговые инструменты регулирования экономического развития // Российское предпринимательство. 2008. № 11. Вып. 1 (122).

2. Ермакова Е.А. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента // Финансы и кредит. 2007. № 8.

3. Зарипова Н.Д. Содержание и методы налогового регулирования деятельности организаций // Вопросы экономики и права. 2011. № 6.

4. Клочкова Н.В., Бердичевская В.О. Развитие инновационной деятельности: обобщение зарубежного опыта // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2012. № 1.

5. Митрофанова И.А. Дифференциация налоговых льгот как экономико-управленческие условия стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий (отечественный и зарубежный опыт) // Налоги и финансовое право. 2013. № 3.

6. Неустроева В.И. Совершенствование налоговой системы России и опыт развитых зарубежных стран // Экономика и социум. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_os-novnoy_2_7_2013_chast_3/Neustroeva.pdf (дата обращения: 17.03.2014).

7. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 2 (40).

8. Троянская М.А. Налоговое регулирование и инструменты его реализации // В мире научных открытий. 2013. № 10.

9. Шувалова Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран. М.: ИЦ ЕАОИ, 2010.

10. HM Revenue & Customs. URL: http://www.hmrc.gov.uk/ rates/corp.htm (дата обращения: 17.03.2014).

11. Income tax in the United States // Wikipedia. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/Income_tax_in_the_United_States#Personal_ deductions (дата обращения: 17.03.2014).

12. Taxation in France // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Taxation_in_France#Income_Taxes (дата обращения: 17.03.2014).

13. Taxation in Germany // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Taxation_in_Germany#Exemptions_2 (дата обращения: 17.03.2014).

14. Troyanskaya M.A. Instruments to Encourage Innovation in the Tax System in Russia and Abroad / Economic Potential and Perspectives of Europe, Russia and CIS states /ed. by S. Stark. Stuttgart, ORT Publishing, 2013.

[email protected] Юлия Габдрашитовна Тюрина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, УДК 336.221:352 Оренбургский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЛОГОВОГО КЛИМАТА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Выход экономики на траекторию устойчивого экономического роста, обеспечивающего реализацию основных приоритетов макроэкономической политики, включая повышение качества жизни населения и справедливое распределение доходов, стабильность цен и поддержание экономической безопасности, актуализируют проблемы обеспечения полноты и своевременности налоговых поступлений, потенциальный уровень собираемости которых можно оценить по величине налогового потенциала. Несомненно, важную роль при данном определении имеет налоговый климат региона. Предложено теоретическое обоснование понятий «налоговый потенциал» и «человеческий потенциал». Проведена эмпирическая оценка взаимосвязи индекса человеческого развития и налоговой нагрузки на регионы, входящие в состав Приволжского федерального округа. Предложена модель формирования налогового климата и возможности его воздействия на экономическое развитие региона. Обоснована взаимосвязь налогового климата, налогового потенциала и человеческого потенциала как составляющих экономического развития региона.

Ключевые слова: налоговый климат, налоговый потенциал, человеческий потенциал, регион.

Yu.G. Tyurina

MODERN PERSPECTIVE AT THE CORRELATION BETWEEN TAX CLIMATE AND HUMAN POTENTIAL AS FACTORS OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The paper argues that pushing economy on the path of sustainable economic growth, ensuring the implementation of the main priorities of macroeconomic policies, improving quality of life and achieving equitable distribution of income, price stability and maintaining economic security requires securing completeness and timeliness of tax revenue, the potential level of tax collection can be estimated by the size of the tax potential. Undoubtedly, an important role in this definition is played by tax climate in the region. The author suggests theoretical definitions for the concepts of "tax capacity" and "human

potential", conducts an empirical evaluation of the link between human development index and tax burden in the regions of the Volga Federal District, presents a model for improving tax climate and its potential impact on the region's economic development, and states the interdependence of tax climate, tax capacity and human potential as main components of the economic development of the region.

Keywords: tax climate, tax potential, human potential, region.

Необходимость создания максимально комфортных и достойных условий, обеспечивающих экономический рост России, неоднократно подчеркивалась руководством страны. Благоприятный налоговый климат относится к числу таких условий. Ориентируясь на состояние налогового климата, налогоплательщики формируют линию своего поведения. Так, грамотно управляя уровнем налогообложения, органы публичной власти имеют возможность прямо или косвенно воздействовать на развитие предпринимательской и инвестиционной активности, занятость населения, объем потребительского спроса, величину валового продукта и в конечном счете на уровень жизни населения в конкретном регионе либо в стране в целом.

В экономической литературе не существует единого устоявшегося подхода к определению понятия «налоговый климат». В рамках настоящей работы под налоговым климатом будем понимать совокупность экономических, юридических, социальных, политических условий, оказывающих непосредственное влияние на поведение налогоплательщика. Следует отметить, что налоговый климат определяет не только степень исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, но и весь спектр экономической деятельности физических и юридических лиц. Естественно, что условия налогообложения различаются по странам и регионам, формируя в разной степени благоприятный налоговый климат. Этим во многом обусловливается неравенство социально-экономического развития территорий. Поэтому в условиях конкуренции регионов за предпринимательский капитал, инвестиции, привлечение квалифицированных специалистов одной из важнейших задач органов власти является создание благоприятного и оптимального налогового климата.

Адекватные условия налогообложения способствуют развитию инновационного, предпринимательского, инвестиционного секторов экономики, стимулируют наращивание национального богатства, формируют предпосылки для роста налогового потенциала в будущем (рис. 1).

Анализ теоретических подходов [1; 2; 3] к определению налогового потенциала региона позволяет говорить об отсутствии единого понимания данной экономической категории. Каждый из исследователей рассматривает его с позиций стоящих перед ним задач, затрагивая те или иные аспекты, а именно:

1) планирование и прогнозирование налоговых поступлений;

2) межбюджетные отношения;

3) направления реформирования налоговой системы, изменение действующего налогового законодательства.

Налоговый потенциал принято рассматривать с двух позиций:

- как совокупный объем объектов налогообложения, расположенных на конкретной территории;

- как сумму максимально возможных налоговых поступлений, которая может быть получена органами

власти того или иного уровня за определенный период времени.

Первый подход предполагает, что налоговый потенциал включает в себя все ресурсы той или иной территории, подлежащие налогообложению. Второй подход требует более широкого толкования налогового потенциала, под которым подразумевается вся совокупность доходов бюджетов, полученных в условиях полного отсутствия теневой экономики, налоговых льгот, задолженности по налогам и сборам и иных потерь.

Налоговый потенциал образуется под воздействием различных факторов, в качестве которых могут выступать природно-климатические, экономико-географические, политические, социально-экономические условия. Однако указанные факторы воздействуют на уровень налогового потенциала не напрямую, а опосредованно. Посредническим звеном в этом процессе выступают составляющие человеческого потенциала, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование ресурсов, составляющих объекты обложения по различным налогам (рис. 2).

В условиях перехода России к инновационному развитию особую роль играет воспроизводство и продвижение человеческого потенциала. Способности человека, его профессионализм, интеллект, знания, умения создают ценный производственный ресурс, определяющий конкурентные преимущества экономики региона. Для достижения этого необходимы глубокие преобразования в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, которые способствовали бы росту человеческого потенциала в стране.

В руках органов власти федерального и регионального масштаба сосредоточиваются денежные ресурсы населения и хозяйствующих субъектов, которые в последующем в результате распределения и перераспределения прямо или косвенно участвуют в воспроизводстве человеческого капитала. Такое участие проявляется посредством расходов на социальные цели и использование инструментов налоговой политики. Государство, осуществляя социальные расходы, стимулирует развитие семьи, определяет степень доступности получения образования, медицинских услуг, создает мотивацию к трудовой деятельности среди граждан, к наращиванию предпринимательской активности, к развитию инновационного сектора экономики и в конечном счете способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений в будущем. Описанная система организации финансовых отношений позволяет государству использовать возможности экономического роста сейчас, а также определять его темпы в будущем.

Таким образом, создание оптимальной модели человеческого развития, отвечающей вызовам современности, даст огромное преимущество стране, ее создавшей. В то же время следует отметить, что одну и ту же модель нельзя считать эффективной для всех стран, она может применяться только с учетом особенностей развития той или иной территории.

Действия

• Введение льгот по налогам и сборам

• Совершенствование процедур налогового администрирования и налогового контроля

• Изменение ставок по налогам и сборам

• Регулирование уровня ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

• Прочие изменения условий налогообложения

Факторы

• Особенности государственного регулирования и экономической политики

• Характеристика рынка

• Потенциал и стратегии хозяйствующий субъектов

• Налоговая база и налоговый потенциал

• Этап экономического развития

• Прочие факторы

О

Налоговый климат

• Уровень налоговых ставок

• Развитость льготного налогообложения

• Наличие/отсутствие бюрократических барьеров

• Предоставление инвестиционного налогового кредита

• Показатели контрольной деятельности налоговых органов

• Характеристика процесса администрирования налогов и сборов

Субъекты формирования налогового климата

• Органы власти (федеральные, региональные, местные)

• Налоговые органы (ФНС России и его территориальные структурные подразделения)

• Общественные организации

• Научное сообщество

• Уровень занятости

• Объем ВВП

• Величина и структура экспорта

• Предпринимательская и инновационная активность

• Размеры теневой экономики

• Потребительские возможности рынка

• Налоговый потенциал

• Качество и уровень жизни населения

• Инвестиционный климат территории

• Человеческий потенциал

• Другое

Рис. 1. Схема формирования налогового климата и возможности его воздействия на экономическое развитие территории

Факторы

Человеческий потенциал

Налоговый климат

Знаком * отмечены базовые факторы, влияющие на все критерии последующего ряда

1 - качество налогового контроля;

2 - эффективность администрирования налогов и сборов

Рис. 2. Основные аспекты взаимосвязи налогового климата, человеческого потенциала и налогового потенциала

Все вышесказанное наводит на мысль о том, что организация достойного и благоприятного уровня налогообложения в стране создаст необходимые условия для развития всех составляющих человеческого потенциала. Это приведет к стабилизации роста всех сфер развития страны, а следовательно, к формированию прочной базы для взыскания налогов и сборов. От качества администрирования обязательных платежей зависит величина бюджетных доходов; соответственно, от оптимальности и эффективности их расходования - уровень дальнейшего социально-экономического развития территории.

Таким образом, формирование налогового климата - важнейшая задача органов государственной власти, так как он служит катализатором позитивных социально-экономических процессов на территории страны и

логу на имущество организаций; возможность вариации ставок по специальным налоговым режимам.

При проведении эмпирической оценки налогового климата территории в качестве главного показателя используют уровень налоговой нагрузки, рассчитанный как соотношение налоговых доходов и валового регионального продукта. Анализ влияния налоговой нагрузки на макроэкономические показатели позволит выявить важнейшие для целей исследования зависимости.

Корреляционно-регрессионный анализ показал, что теснота связи между индексом человеческого развития (ИЧР) и налоговой нагрузкой на регион составляет 0,78. Это означает, что связь между рассматриваемыми показателями сильная и обратная. Зависимость ИЧР и налоговой нагрузки по регионам ПФО наглядно представлена на рис. 3.

Рис. 3. Зависимость налоговой нагрузки и ИЧР в субъектах ПФО

вносит определенный вклад в развитие экономики государства [4].

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность региональных органов власти в пределах своей компетенции устанавливать ставки и льготы по некоторым налогам и сборам. При этом нормы, устанавливаемые на субфедеральном уровне, не должны противоречить положениям федеральных законодательных актов. Учитывая эту возможность, власти регионов стараются создать максимально комфортные условия налогообложения для поддержания своей конкурентоспособности в инвестиционной среде. Ведь от объема привлекаемых инвестиций зависит динамика простого и расширенного воспроизводства, темпы научно-технического прогресса, уровень занятости, степень экологизации производства, прибыльность предприятий, уровень бюджетных доходов, степень реализации основных функций государства и тенденции экономического развития и уровень жизни жителей региона.

В российской практике стимулирующий потенциал налоговых инструментов достаточно ограничен: у регионов немного мер налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Среди них можно назвать возможность снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет; инвестиционный налоговый кредит; льготы по транспортному налогу, на-

Следует отметить, что в рамках реализации налоговой политики в последние годы внимание государства обращено на стимулирование развития человеческого капитала через освобождение отдельных видов доходов от подоходного налогообложения и корректировку порядка предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что существует тесная взаимосвязь между налоговым климатом и человеческим потенциалом. От того, насколько эффективно осуществляется налоговая политика, направленная на повышение налогового потенциала, в условиях эффективно функционирующей экономики, зависит благосостояние населения, а следовательно и человеческий потенциал региона.

1. Волков А.А. Эволюция научных подходов к содержанию и сущности налогового потенциала территории // Управление экономическими системами. 2012. № 5 (41).

2. Суглобов А.Е., Слободчиков Д.Н. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития // Налоги и налогообложение. 2009. № 7.

3. Толстая О.В. Налоговый потенциал региона: его место и функциональные границы в экономике региона // Финансы и кредит. 2009. № 14.

4. Тюрина Ю.Г. Налоговый климат и налоговый потенциал как факторы развития экономики региона // Экономика и управление. 2013. № 6 (116).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.