БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
УДК 332.1
формирование налогового климата территории как приоритетное направление региональной налоговой политики
о. в. фишер,
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: olgafisher@yandex. ru
л. г. чанкселиани,
кандидат экономических наук, ассистент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения
E-mail: lanalash@mail. ru Волгоградский государственный университет
В статье на основе раскрытия сущности категорий налоговой активности, налоговой привлекательности, налогового риска, налогового потенциала, налоговой безопасности как составных элементов категории налогового климата обоснованы возможность и необходимость формирования на региональном уровне благоприятного налогового климата, что послужит фактором финансово-инвестиционного развития региона.
Ключевые слова: налоговый климат, налоговая привлекательность, налоговая активность, налоговый потенциал, налоговый риск налогоплательщика, налоговая безопасность.
Как известно, в соответствии с концепцией развития экономики формируются налоговая политика государства и налоговый механизм, определяющие условия функционирования экономических субъектов. С точки зрения воздействия на экономический рост и развитие экономики налоги выполняют важнейшую функцию реализации направлений государственной налоговой политики. Налогообложение выступает инструментом регулирования экономических отношений на всех уровнях финансовой системы государства (федеральном, региональном,
местном), во многом определяет и одновременно ограничивает тенденции развития макро-, мезо- и микроэкономических систем, оказывая прямое и опосредованное влияние на основные макроэкономические показатели государства и региона, а также экономические показатели деятельности субъектов хозяйствования.
Современная экономическая система России по-прежнему отличается значительной дифференциацией территорий по географическим, климатическим, демографическим и прочим условиям хозяйствования. В этой связи можно говорить о заметном отличии хозяйственных климатов регионов (городов) друг от друга. Речь идет о различии экономических и административно-хозяйственных комплексов, включающих особые условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность подготовленной рабочей силы и т. д. Государство предоставляет регионам определенную свободу в формировании региональной экономической системы, ограниченную лишь требованием соблюдения действующего законодательства. При этом региональные власти вправе выбирать, надо ли воспользоваться имеющимися возможностя-
ми, например в привлечении дополнительных инвестиций в экономику региона путем создания благоприятного хозяйственного климата, самостоятельно, не дожидаясь государственных дотаций, субвенций и пр.
Для формирования благоприятного хозяйственного климата необходимо исследовать его составные элементы, к которым можно отнести: налоговый климат, инвестиционный климат, инновационный климат, предпринимательский климат и деловой климат региона [5]. Хозяйственный климат территории определяет экономическую привлекательность региона. Одним из важнейших элементов такой привлекательности служит финансовая привлекательность, значительную роль в которой играет налоговый климат.
На сегодняшний день в России приоритеты просматриваются достаточно четко. Явной поддержкой со стороны государства пользуются, например, сельскохозяйственные товаропроизводители и малый бизнес, для которых действуют специальные «щадящие» налоговые режимы.
Таким образом проявляется стимулирующая функция налогов. Вместе с тем при помощи налогового механизма государство может проводить и «дестимулирующую» политику, ужесточая условия хозяйствования и усиливая контроль за экономической деятельностью. Таким образом, налоговый механизм — это универсальный «рычаг» государственного управления экономикой, экономическим ростом, развитием и предпринимательской привлекательностью.
Проблема привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны в целом, регионы и в отдельные виды экономической деятельности обусловила необходимость изучения категорий хозяйственного, инвестиционного и налогового климата. Не секрет, что инвестиционный климат в России все еще остается недостаточно благоприятным. Инвестиционная и законодательная неустойчивость инвестиционной деятельности, невысокая информационная прозрачность финансовой отчетности, высокое налоговое бремя, отсутствие персонала, обладающего необходимыми навыками и знаниями, бюрократические барьеры, отсутствие гарантий со стороны государственных органов — все это останавливает потенциального инвестора [13].
Налоговый механизм является одним из значимых факторов в том числе и инвестиционной привлекательности страны (региона). Однако он
чаще всего рассматривается в исследованиях инвестиционного климата, где учитывается в ряду других факторов достаточно узко. Основываясь на совокупности всех условий, предпосылок, процессов в сфере налогообложения, нужно говорить не просто о налоговом бремени как факторе инвестиционной привлекательности, а в целом о налоговом климате субъекта, выделять и изучать его наряду (наравне) с инвестиционным.
Необходимо формировать благоприятный налоговый климат страны и каждого региона в отдельности, который послужит непосредственным фактором развития экономики. На региональном уровне формирование благоприятного налогового климата предполагает реализацию региональной налоговой политики для конкретной территории. Индикатором налогового климата может служить комплексный интегральный показатель, учитывающий налоговую активность, налоговую привлекательность, налоговый потенциал, налоговый риск и налоговую безопасность, например налоговый рейтинг страны (региона).
Налоговый климат — это сложная многомерная система, которую необходимо теоретически исследовать с позиции региона. Систематизация компонентов налогового климата региона позволит сформировать основные подходы к совершенствованию региональной налоговой политики, способствующей экономическому развитию региона.
Необходимо обратить внимание на то, что в современной отечественной теории и практике налогообложения в общем смысле изучают взаимодействие двух субъектов налоговых отношений — государства и налогоплательщика. Для определения регионального экономического роста и предпринимательской привлекательности региона, по мнению авторов, целесообразно изучать взаимодействие трех субъектов налоговых отношений — государства, территории и налогоплательщика, поскольку цели, достигаемые этими субъектами, различны. Государство здесь представляет интересы государственного бюджета в целом, а территория — территориального бюджета. Поэтому, естественно, категорию налогового климата и все ее структурные компоненты необходимо рассматривать с трех сторон: со стороны государства, территории (региона) и налогоплательщика.
Для отечественной финансовой науки и практики категория налогового климата является новой и неизученной. Исследовательские и прикладные
задачи, связанные с проблематикой налогового климата, находятся на стадии формирования. Об этом свидетельствуют их недостаточная освещенность в специальной литературе, а также практически полное отсутствие специальных и системных разработок в этой области. Можно говорить лишь о разрозненном характере имеющихся исследований. Многие разработки в налоговой теории и практике фактически описывают влияние налоговых условий на развитие экономических систем (Е.В. Балацкий, С. В. Барулин, А. В. Брызгалин, Е. С. Вылкова, П. Кадочников, О. Луговой, Т. Ф. Юткина и др.), но обобщающей категории не предлагают. В других налоговый климат используется как термин, обозначающий воздействия государства на хозяйственную деятельность, но упоминают его между прочим и детально не исследуют (А. Асаул, В. Петров, Ф. Филина и др.). Способность налогового климата территории выступать фактором финансово-инвестиционного развития региона в расчет не берется.
Чаще всего в специальной литературе внимание уделяется налоговому потенциалу с позиции пополнения бюджета территории, а именно: как достигнуть максимально возможной суммы налоговых платежей; как оптимизировать потенциальный бюджетный доход на душу населения; каковы ресурсы, аккумулируемые в бюджете (О.В. Богачева, А. Л. Коломиец, И. В. Горский и др.). Также налоговый потенциал рассматривается с точки зрения налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта (Е. Н. Евстигнеев, Н. Д. Матрусов, С. Ю. Куницына, Е. С. Осипова и др.). Однако понимание налогового потенциала как совокупности территориальных налоговых условий хозяйствования пока не встречается.
В последние годы в отечественной и зарубежной литературе стали появляться работы, посвященные изучению налогового риска (Ф. Филина, Ю. Гордеева, X Elgood, L. Quimby и др.). Тем не менее налоговый риск как фактор, влияющий на привлекательность региональной системы налогообложения с финансово-инвестиционной позиции, не рассматривается. Что касается вопросов налоговой привлекательности, налоговой безопасности и налоговой активности, то они в специализированных разработках не фигурируют.
Актуальность проблематики, новизна категории налогового климата и ее структурных элементов для отечественной теории и практики, недостаточная проработанность процессов формирования
благоприятного налогового климата региона предопределили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Объектом исследования выступает налоговый климат территории как фактор финансово-инвестиционного развития региона, предметом служит социально-экономические и финансовые отношения, возникающие в процессе налогообложения хозяйственной деятельности на уровне региона.
Цель работы — дать теоретико-методологическое обоснование способности налогового климата территории выступать фактором финансовой привлекательности региона путем исследования категории налогового климата, выявить его структуру и содержание, взаимосвязь с налоговой активностью, налоговым потенциалом, налоговым риском и налоговой безопасностью.
Одной из предпосылок экономического роста и развития региона выступает его способность привлекать дополнительные средства. Хозяйственный климат территории выступает фактором экономической привлекательности региона. Одним из составных элементов экономической привлекательности региона является и ее финансовая привлекательность, которая определяется как совокупность инвестиционной и налоговой привлекательности региона. В свою очередь совокупность налоговой привлекательности и активности территории формирует налоговый климат региона.
Налоговый климат с позиции государства и региона — это обобщенная характеристика совокупности экономических, организационных и правовых предпосылок, предопределяющих привлекательность системы налогообложения в стране или в отдельном регионе. Понятие «налоговый климат страны (региона)» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, виде экономической деятельности) в сфере налогообложения. Оценка налогового климата основывается на анализе факторов, определяющих налоговый климат и развитие экономики, инвестирования и способствующих экономическому росту. При рассмотрении налогового климата и его компонентов необходимо учитывать баланс интересов всех трех субъектов налоговых отношений: государства, территории и налогоплательщика.
Налоговый климат страны — способность экономической (налоговой) системы к упрощению системы налогообложения и налогового админист-
рирования в лучшем случае или к «ненагнетанию» ситуации в худшем случае — для создания благоприятных условий функционирования хозяйствующего субъекта. Он включает объективные и субъективные возможности функционирования налогоплательщика в стране (регионе). Налоговый климат региона (территории) — способность экономической системы региона в рамках имеющихся законодательных, административных, процессуальных возможностей к упрощению или «ненагнетанию» ситуации в сфере налогообложения и налогового администрирования для создания максимально благоприятных условий функционирования хозяйствующего субъекта.
Налоговый климат страны и региона (территории) можно рассматривать как подсистему экономики, призванную создавать предпосылки в сфере налогообложения для наилучшего использования общественно-экономических отношений в развитии экономики страны и региона.
Налоговый климат в качестве подсистемы действует в институциональной системе, состоящей из институтов организации и контроля (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Министерство внутренних дел РФ, Федеральное казначейство), институтов права (международное законодательство, федеральные законы и т. д.), коммуникационных институтов (связь, транспорт и др.), институтов информации и коммуникации (база данных с различной информацией).
Можно выделить следующие свойства налогового климата:
• дифференциацию налогового климата по разным уровням (крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес) или видам экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство, нефтедобывающая отрасль и т. д.);
• формирование налогового климата под влиянием целостной совокупности объективных факторов функционирования налогоплательщика;
• несводимость налогового климата национальной экономики к совокупности налоговых климатов видов экономической деятельности и регионов (свойство синергии). Налоговый климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянной изменчивостью в лучшую или худшую сторону в связи с постоянной изменчивостью налогового законодательства. Поэтому актуальна задача
мониторинга налогового климата, причем можно выделить три варианта такого мониторинга:
1) отслеживание состояния налогового климата без выделения отдельных хозяйствующих систем;
2) мониторинг как для страны в целом, так и для отдельного региона;
3) мониторинг предполагает проведение наблюдения по укрупненным межрегиональным экономическим зонам, регионам и видам экономической деятельности.
Налоговый климат страны, региона, вида экономической деятельности представляет собой сочетание налоговой привлекательности и налоговой активности (рис. 1). Налоговую привлекательность, в свою очередь, можно определить как взаимосвязь налогового потенциала, налоговых рисков и налоговой безопасности. Эти три фактора являются основными составными элементами, «завлекающими» инвестора в страну, регион (территорию), вид экономической деятельности. Данные категории являются новыми для экономической науки, поэтому необходимо их детальное изучение.
Подчеркнем, что налоговый климат — сложная многомерная система, поэтому, исследуя его, необходимо учитывать позицию, с которой он изучается1, что позволит более точно определить особенности компонентов налогового климата2.
В целях дальнейшего исследования налогового климата региона с позиции финансово-инвестиционной привлекательности его составные элементы (такие как налоговая активность, налоговая привлекательность, налоговый потенциал) необходимо рассматривать со стороны региона (территории), а налоговый риск и налоговую безопасность — со стороны налогоплательщика (см. рисунок). Таким образом, необходимо рассмотреть данные элементы (факторы), определить их сущность и содержание, выявить особенности.
Среди ученых пока нет единого мнения по поводу толкования налогового потенциала. В отечественной практике не принято дифференцировать данное понятие. Под налоговым потенциалом понимают потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за финансовый год при применении единых на всей территории страны условий налогообложения [2].
1 Инвестор, государство, хозяйствующий субъект и пр.
2 Налоговая активность, налоговая привлекательность, налоговый потенциал, налоговый риск, налоговая безопасность.
Источник: составлено автором.
Структура регионального налогового климата
В современной отечественной теории можно выделить три подхода к толкованию понятия «налоговый потенциал». Во-первых, под налоговым потенциалом понимается максимально возможная сумма налоговых платежей на данной территории (фискальный подход). Во-вторых, это потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен, исходя из реализуемых межбюджетных отношений (межбюджетный подход). Наконец, в-третьих, налоговый потенциал представляет собой ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджете через налоговые платежи (ресурсный подход) [7].
Нетрудно заметить, что налоговый потенциал, как правило, рассматривается с позиции максимально возможных налоговых платежей, которые могут поступить в распоряжение общества при определенных институциональных условиях, сформированных для предприятий и домохозяйств. В то же время при обращении к слагаемым налогового потенциала также исходят из приоритетов фискального подхода, а именно, либо из совокупности налоговых баз [6], либо рассматривают сумму налоговых потенциалов федерального и регионального бюджетов [3].
Вместе с тем необходимо учитывать, что налоговый потенциал в широком смысле представляет собой совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население — хозяйство — территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества. Концептуальные основы такой системы разработаны Н. Д. Матрусовым [9]. Исходя из этого, слагаемые налогового потенциала как в государстве в целом, так и в отдельно взятом регионе целесообразно представлять как совокупность двух составляющих: это налоговый потенциал домохозяйств и налоговый потенциал предприятий (организаций), учреждений. Такая позиция в рамках ресурсного подхода предполагает исследование природы налогового потенциала предприятий [7].
Следует отметить, что налоговый потенциал предприятия чаще всего отождествляют с налоговой нагрузкой предприятия, как определенное отношение совокупности налогов к добавленной стоимости, созданной в процессе производства [11]. В этом случае налоговый потенциал предприятия рассматривается сквозь призму результата реализации налоговых отношений предприятия с государством.
Налоговый потенциал предприятия с позиции налогового планирования рассматривается как объект налоговой оптимизации, включающей реализацию законных способов обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств [4].
По мнению авторов, на практике существует еще один подход к определению понятия налогового потенциала. Налоговый потенциал можно представить в виде суммы объективных налоговых предпосылок, непосредственно оказывающих влияние на функционирование хозяйствующего субъекта в том или ином регионе и определяющих финансово-инвестиционную привлекательность той или иной территории. Именно это и следует понимать, когда речь идет о налоговом потенциале территории. Когда же под налоговым потенциалом понимают потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за финансовый год при применении единых на всей территории страны условий налогообложения, то здесь имеется в виду налоговый потенциал бюджета страны (государства) или региона (территории) [9].
Налоговый потенциал территории с позиции привлекательности показывает возможности в сфере налогообложения, которые территория предоставляет хозяйствующему субъекту для комфортного функционирования, они являются фактором привлечения дополнительных инвестиций. Таким образом, можно структурированно представить понятие налогового потенциала.
Для оценки налогового потенциала региона с позиции привлекательности можно использовать следующие показатели:
• величина налоговых ставок;
• наличие льгот по налогам и сборам;
• сроки и процедура уплаты налогов и сборов;
• организация системы налогового администрирования;
• качество работы налоговых инспекторов.
Налоговый потенциал территории представляет
собой совокупность объективных налоговых предпосылок, непосредственно оказывающих влияние на функционирование хозяйствующего субъекта в том или ином регионе, определяющих привлекательность той или иной территории. Субъектами, непосредственно формирующими налоговый потенциал территорий с позиции привлекательности для инвесторов, являются региональные законода-
тельные и исполнительные органы власти. Поэтому региональные власти должны воздействовать на состояние налогового потенциала территории (региона) всеми имеющимися возможностями.
От налогового потенциала территории так или иначе зависит вероятность возникновения налогового риска у налогоплательщика.
Деятельность предприятий в современной экономике подвержена множественным рискам: производственным, коммерческим, финансовым, страховым и др. Одной из особенностей российской экономики, в отличие от стран со сложившейся рыночной экономикой, выступает новый вид риска — налоговый. Данный вид риска характерен для стран, находящихся на этапе формирования налоговой системы. Постоянная изменчивость и неоднозначная трактовка налогового законодательства приводят к возникновению рисковых ситуаций и, как следствие, конфликтов, спорных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Хозяйствующие субъекты стремятся достигать «состояния защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности», тем самым достигать экономической безопасности предприятия [8]. Поэтому наиболее опасными для современных хозяйствующих субъектов становятся экономические риски, поскольку они влияют непосредственно на финансовые результаты деятельности. Налоговая система остается противоречивой, несмотря на ее постоянную трансформацию. Особенностью российских экономических условий последних лет является постепенное повышение налогового риска. Грамотное управление этим риском не только позволит хозяйствующему субъекту следить за правильностью и полнотой выполнения своих обязанностей перед бюджетами всех уровней, но и сможет стать фактором экономической безопасности налогоплательщика.
Существование налогового риска на практике очевидно. Поскольку налоговый риск мало изучен с теоретической и практической стороны, всестороннее исследование его сущности и содержания позволит аргументировать управляемый характер налогового риска. Исследование процесса управления налоговым риском, определения его содержания способствует определению оптимального механизма воздействия на налоговый риск и выявлению
инструментария налогового риск-менеджмента хозяйствующего субъекта в соответствии с его финансовой стратегией. Другими словами, инструменты налогового риск-менеджмента будут направлены не только на уменьшение вероятности наступления риска и снижение неблагоприятных последствий, но и, при необходимости, на осознанное принятие риска для достижения прагматических целей.
В научной литературе есть два противоположных мнения относительно сущности и содержания экономического риска. С одной стороны, риск воспринимается как вероятность убытка, неудачи. Так, Б. А. Райзенберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцев считают, что риск — это опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами [12]. Такого же мнения придерживается И. А. Бланк, понимая под риском налогоплательщика вероятность возникновения неблагоприятных последствий в форме потери дохода или капитала в ситуации неопределенности условий осуществления предприятием финансово-хозяйственной деятельности [1].
Н. В. Хохлов под риском понимает вероятность возникновения убытков или неполучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом [15]. При этом в данной точке зрения не учитывается, что в рисковой ситуации возможен и положительный исход, например получение сверхприбыли. Такой позиции придерживается И. Т. Балабанов, который определяет риск как «возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека». В то же время он подчеркивает, что с экономической точки зрения риск представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три основных экономических результата: отрицательный (убыток), нулевой (отсутствие предполагаемой прибыли) или положительный (прибыль) [14].
Применяя все вышесказанное к категории налогового риска, необходимо учитывать интересы субъектов налоговых правоотношений — государства, территории и налогоплательщика. В понимании государства и региона (территории) налоговый риск — это вероятность появления налоговых задолженностей. Таким образом, все действия по реформированию налоговой системы направлены на предотвращение налоговых правонарушений
и защиту государственных интересов. Интересы государства в налоговой сфере защищают законодательные и исполнительные органы власти в лице налоговых органов, таможни, МВД России и т. д., сотрудники которых обладают соответствующими компетенциями в областях экономики и права.
С позиции налогоплательщика налоговый риск — вероятность наступления неблагоприятных финансовых, процессуально-правовых и социальных последствий, возникающих в ходе исполнения налогоплательщиком своих обязанностей перед бюджетом в условиях налоговой неопределенности вследствие налоговых ошибок, неоднозначного толкования норм налогового законодательства, иных результатов налоговой деятельности.
Критерием значимости последствий налоговой деятельности хозяйствующего субъекта с финансовой позиции следует считать внеплановое движение денежных ресурсов. К ним можно отнести как незапланированный отток, так и приток денежных средств, а также «работу в ноль». Например, возникновение убытка, уплата налога, штрафов, пеней, нулевой результат хозяйственной деятельности, получение прибыли больше ожидаемой и пр. К процессуально-правовым последствиям можно отнести:
• принудительную выемку налоговыми органами документов у налогоплательщика;
• приостановление операций по счетам в банке;
• отказ в выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам для налогоплательщика;
• обжалование налогового решения в вышестоящих налоговых органах;
• обжалование налогового решения в судебных органах;
• доначисление дополнительных налогов, штрафов, пеней, наступление уголовной ответственности.
Социальными последствиями можно считать потерю деловой репутации, приобретение статуса недобросовестного налогоплательщика и т. д.
Налоговый риск начинает проявляться при исполнении налогоплательщиком своих обязанностей, усиливаясь по мере применения способов и инструментов управления налоговыми издержками. Поэтому очевидно, что налоговый риск управляем, поскольку он возникает в связи с исполнением налогоплательщиком своих обязанностей, зависит от знаний, навыков и опыта налогоплательщика, правильности исполнения им своих обязанностей перед государством (то есть от его компетенции,
аналитических и прагматических способностей). Приведенные факторы лежат в основе вероятности возникновения налогового риска, ведь управляя или контролируя действия налогоплательщика, можно управлять и налоговым риском.
Налоговый риск — это разновидность финансового риска, имеющая субъективно-объективную природу, характеризующуюся наличием неопределенных финансовых последствий для налогоплательщика (положительных, отрицательных, нулевых). Налоговый риск является для налогоплательщика относительно непредсказуемым видом риска, оказывает существенное воздействие на результаты его финансово-хозяйственной деятельности, поскольку непосредственно влияет на формирование бухгалтерской прибыли (убытка). В соответствии с положением по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 на выручку от реализации продукции, товаров, работ и услуг сначала оказывают влияние косвенные налоги, а затем уже — прямые налоги. И те, и другие воздействуют на конечный финансовый результат. Именно поэтому необходимо правильно управлять риском, чтобы минимизировать возможные негативные финансовые последствия.
Налоговый риск с позиции налогоплательщика возникает при исполнении своих обязанностей перед бюджетом, в большинстве случаев налоговый риск вызван действиями или бездействием налогоплательщика. Следовательно, управляя действиями налогоплательщика, можно управлять налоговым риском, что доказывает сам управляемый характер налогового риска. От вероятности возникновения налоговых рисков налогоплательщика на той или иной территории зависит финансово-инвестиционная привлекательность региона. Целью управления налоговыми рисками налогоплательщика является достижение налоговой безопасности.
С позиции гармоничного развития экономики налоговая система России отличается дисфункцией, ведь фискальные приоритеты государственной налоговой политики до сих пор превалируют над регулирующими. Диспаритет функций порождает противоречие действующих норм и инструментов, а также непрозрачность механизмов налогообложения, что и приводит к возникновению налоговых рисков. В этих условиях актуальным является вопрос о налоговой безопасности.
Совокупность условий существования субъекта, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе его самореализации, которые он в состо-
янии контролировать, есть безопасность субъекта, безопасность его деятельности. Отсюда следует важный вывод: безопасность не есть просто состояние защищенности интересов субъекта. Безопасность есть условия существования субъекта, контролируемые им [10]. Хозяйствующие субъекты стремятся достигать состояния защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности [8]. Налоговые отношения, как любые отношения, являются многосторонними, в которых одной стороной является налогоплательщик — предприятие, другой стороной — государство, третьей — регион (территория). В этих условиях интерес к формированию налоговой безопасности государства, территории и налогоплательщика особенно актуален.
Налоговая безопасность государства и региона — это состояние налоговой системы, при котором практически отсутствуют задолженности по налогам и сборам в бюджет, обеспечивается функционирование всех органов власти. Налоговая безопасность государства и региона (территории) — это условия существования и функционирования налоговой системы, контролируемые самим государством. Объектом налоговой безопасности выступает как налоговая система, рассматриваемая в целом, так и ее составные элементы. Показатели налоговой безопасности — это наиболее значимые параметры, дающие общее представление о состоянии налоговой системы в целом, ее устойчивости и мобильности.
Налоговая безопасность налогоплательщика — это состояние защищенности налогоплательщика от негативного влияния дестабилизирующих налоговых факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов. Налоговая безопасность налогоплательщика — это условия существования и функционирования хозяйствующего субъекта в конкретной налоговой среде, контролируемые самим субъектом. Налоговая безопасность налогоплательщика достигается при реализации налогового риск-менеджмента налогоплательщика. Главная цель управления налоговыми рисками — это достижение состояния защищенности, то есть налоговой безопасности.
Управление налоговыми рисками позволяет налогоплательщику эффективно действовать в условиях риска, успешно решать возникающие пробле-
мы и, используя возможности рисковой ситуации, увеличивать экономический потенциал организации. Менеджмент налогового риска способствует сохранению положительной репутации налогоплательщика и созданию его налоговой безопасности.
В целом налоговую безопасность можно определить как состояние защищенности интересов субъекта налоговых правоотношений от негативного воздействия угроз. Система налоговой безопасности и задачи, которые она призвана решать в каждом конкретном случае, имеют сугубо индивидуальные черты. Формирование собственной системы налоговой безопасности требует понимания сути этого процесса, факторов, определяющих ее специфику в каждом конкретном случае, существующих приемов и методов защиты экономических интересов, способов их адаптации к конкретной ситуации.
На сегодняшний день государство заинтересовано в увеличении доходов бюджета, а следовательно, и в росте налоговых поступлений от налогоплательщика. Налогоплательщик, каковым является предприятие, напротив (в силу того, что налоги для него есть форма изъятия чистого дохода), заинтересован в сокращении изъятия части своего дохода, в уменьшении величины налоговых платежей. Обе стороны демонстрируют самые различные модели налогового поведения для достижения своих целей в этих состязательных налоговых отношениях. В частности, для предприятия-налогоплательщика при определенных институциональных условиях привлекательными являются модель «уклонения от налогов» и модель «обхода налогов». Модель «уклонения от налогов» заключается в том, что предприятие-налогоплательщик сознательно игнорирует нормы налогового законодательства в целях максимального уменьшения налоговых обязательств и налоговых платежей. Вторая модель — модель «обхода налогов» имеет аналогичную цель с той лишь разницей, что способы достижения этой цели (занижение финансовых результатов и величины используемого имущества, сознательное избежание определенных видов доходов, выбор места регистрации предприятия и т. д.) являются иными, более легитимными [7]. Государство в свою очередь через реформирование и изменение налогового администрирования пытается максимально удовлетворить свои интересы. В этих условиях актуальным является вопрос о налоговой активности с позиции государства, территории и налогоплательщика. Именно активное налоговое поведение со стороны
государства по формированию доходов, с одной стороны, и налогоплательщика по достижению собственных интересов на определенной территории, с другой стороны, позволяет говорить о налоговой активности территории в целом.
Налоговую активность региона (определенной территории) можно оценить через показатели налоговой активности государства и налогоплательщика в конкретном регионе, в частности через:
• частоту налоговых проверок налогоплательщиков за определенный период;
• количество налоговых проверок, закончившихся доначислениями;
• собираемость бюджета;
• величину задолженности по налогам и сборам;
• количество налоговых споров за определенный период;
• количество налоговых споров, выигранных налогоплательщиками;
• количество налоговых споров, выигранных налоговыми органами и т. д.
Как известно, налоговые отношения не могут состояться только благодаря усилиям одного государства, как и любые отношения, они являются многосторонними. Следовательно, формирование налоговых доходов государства, с одной стороны, и налоговых расходов предприятий как формы реализации налогового потенциала, с другой стороны, предполагает активное участие налогоплательщиков. Это участие реализуется в рамках определенного налогового поведения, основу которого должны составлять не только такие признаки налогов, как законность, принудительность и безэквивалент-ность, но и безрисковость, безопасность [7].
Таким образом, формирование налоговой активности региона (территории) реализуется за счет действий государства через его органы власти на определенной территории и предприятия как налогоплательщика. От налоговой модели поведения субъектов налоговых отношений на определенной территории и ее активности зависит финансово-инвестиционая привлекательность того или иного региона.
Существующее законодательство дает субъектам Федерации право непосредственно устанавливать ставки по региональным налогам и сборам, а также ряд других возможностей воздействия на региональную налоговую систему. Предпосылкой экономического развития региона является его способность привлекать дополнительные ресурсы.
Экономический рост является следствием высокой экономической активности, поэтому региональные власти должны создавать все необходимые условия, в том числе и в сфере налогов.
Региональные власти должны осознать важность региональной налоговой политики и включать мероприятия по ее реализации в стратегические планы развития. Информационной основой для разработки ориентиров региональной налоговой политики может служить налоговый рейтинг региона. Процесс разработки налоговой политики региона требует постановки четких целей и задач, а также детального анализа и учета результатов развития региона при той или иной региональной налоговой политике. На взгляд авторов, региональные власти, наряду с многочисленными другими действиями, должны создавать консультационные службы, предоставляющие бесплатную информационную, консультационную и иную поддержку при получении разрешительных документов для ведения бизнеса и при исполнении обязанностей налогоплательщика в регионе.
Россия нуждается в улучшении налогового климата. Предстоящие изменения потребуют значительных финансовых затрат, времени и иных ресурсов. Но другого пути нет, необходимо продолжать преобразования, результатом которых должны стать существенные положительные экономические сдвиги, необходимые для формирования эффективной рыночной экономики и экономического роста страны в целом.
Список литературы
1. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Киев: Ника-Центр. 1999.
2. Богачева О. В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. 2000. № 2. С. 28—30.
3. Горский И. В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 6. С. 27—29.
4. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ИНФРА-М. 2001.
5. Жихоревич Б. С. Методы оценки параметров хозяйственного климата и разработки программы его улучшения. URL: http://www. citystrategy. leontief. ru/?it=30201.
6. Коломиец А. Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов // Налоговый вестник. 2000. № 2. С. 3—6.
7. Куницына С. Ю. К вопросу о природе налогового потенциала. URL:http://www. sno. jurati. ru/node/36.
8. Лянной Г. Внешние и внутренние угрозы предпринимательской деятельности // Best of security. 2006. № 7. URL:http://www. it2b. ru/articles/ razdel3/art3_2_115.php.
9. МатрусовН. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995.
10. Митрофанова А. А. Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка. URL: http://www. bre. ru/security/22843.html.
11. Осипова Е. С. Налоговый потенциал в системе налоговых отношений // Финансы и кредит. 2007. № 3. С. 76—82.
12. РайзенбергБ. А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.
13. Сухинова С. Е. Региональная специфика инвестиционного климата. Волгоград: ВолГУ, 2004.
14. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е. С. Стояновой. М. : Перспектива, 2000.
15. ХохловН. В. Управление риском. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА. 1999.