Научная статья на тему 'Налоговый маневр в нефтяной отрасли'

Налоговый маневр в нефтяной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
oil sector / tax maneuver / mineral ex- traction tax / crude oil export duty.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Бобылев

В 2015 г. в российском нефтяном секторе начата реализация так называемого «налогового маневра» – системы мер, предусматривающей значительное снижение экономической роли экспортных пошлин и усиление роли налога на добычу полезных ископаемых. Результатом налогового маневра должно стать создание более эффективной структуры налоговой системы, сокращение масштабов субсидирования нефтеперерабатывающего сектора России и других стран ЕАЭС, повышение стимулов к росту энергоэффективности. Данные за первое полугодие 2015 г. демонстрируют значимое изменение ряда тенденций в нефтяном секторе под воздействием налогового маневра, в том числе произошедшее впервые за последние годы снижение производства мазута и увеличение экспорта сырой нефти, более эффективного для государственного бюджета по сравнению с экспортом мазута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Maneuver in Russia’s Oil Sector

In 2015, the oil sector was subject to the so called «tax maneuver», a system of measures aimed at significant reduction of economic component of the export duties and increasing the base rate of the mineral extraction tax. Tax maneuver will result in a more efficient structure of the tax system, reduction of subsidizing scale of crude oil refining sector and other EEU member states, provision of more incentives for energy efficient growth. Data released for H1 2015, demonstrate significant changes in a number of trends taking place in the oil sector under the effect of the maneuver including reduction of fuel oil production which took place for the first time over the last years and increase of the crude oil exports which is more efficient for the state budget in comparison with fuel oil exports.

Текст научной работы на тему «Налоговый маневр в нефтяной отрасли»

налоговый маневр в нефтяной отрасли

Юрий БОБЫЛЕВ, канд. экон. наук

В 2015 г. в российском нефтяном секторе начата реализация так называемого «налогового маневра» — системы мер, предусматривающей значительное снижение экономической роли экспортных пошлин и усиление роли налога на добычу полезных ископаемых. Результатом налогового маневра должно стать создание более эффективной структуры налоговой системы, сокращение масштабов субсидирования нефтеперерабатывающего сектора России и других стран ЕАЭС, повышение стимулов к росту энергоэффективности.

Данные за первое полугодие 2015 г. демонстрируют значимое изменение ряда тенденций в нефтяном секторе под воздействием налогового маневра, в том числе произошедшее впервые за последние годы снижение производства мазута и увеличение экспорта сы-

рой нефти, более эффективного для государственного бюджета по сравнению с экспортом мазута.

В 2015 г. начата структурная реформа системы налогообложения российского нефтяного сектора, предусматривающая значительное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и компенсирующее его повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)1.

Данная реформа была определена как «налоговый маневр», параметры которого на период 2015-2017 гг. были приняты Федеральным законом от 24.11.2014 г. № Збб-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федера-

Таблица 1

Ставки налогов на нефтяной сектор в 2014-2017 гг.

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

НДПИ при добыче нефти: базовая ставка, руб./т 493 766 857 919

Экспортная пошлина на нефть: коэффициент в формуле расчета ставки экспортной пошлины 0,59 0,42 0,36 0,30

Экспортные пошлины на нефтепродукты: коэффициенты по отношению к ставке экспортной пошлины на нефть:

Бензины 0,90 0,78 0,61 0,30

Дизельное топливо 0,65 0,48 0,40 0,30

Мазут 0,66 0,76 0,82 1,00

Акцизы на автомобильный бензин:

класс 4 9916 7300 7530 5830

класс 5 6450 5530 7530 5830

Источник: Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», Федеральный закон от 24.11.2014 № Збб-ФЗ.

1 Основные положения данной реформы были разработаны в Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара, РАНХиГС и ВАВТ и развиты при разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. См.: Бобылев Ю.Н., Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2012; Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1 / Под науч. ред. В.А. Мау и Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.

ции». В соответствии с ним базовая ставка НДПИ при добыче нефти поэтапно повышается с 493 руб./т в 2014 г. до 919 руб./т в 2017 г. При этом предельная ставка вывозной таможенной пошлины на нефть (коэффициент в формуле расчета предельной ставки) снижается с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г. (См. табл. 1.) Одновременно повышается ставка экспортной пошлины на темные нефтепродукты (до 100% от ставки экспортной пошлины на нефть в 2017 г.) и снижаются ставки экспортных пошлин на светлые нефтепродукты (до 30% от ставки экспортной пошлины на нефть). В целях замедления роста внутренних цен на нефтепродукты, обусловленного снижением экспортных пошлин, предусмотрено снижение акцизов.

В результате реализации налогового маневра по сравнению с налоговой системой 2014 г. ставка НДПИ в 2015 г. повышается на 55%, в 2017 г. - на 86%, а ставка экспортной пошлины на нефть в диапазоне цены 60-100 долл./ барр. снижается в 2015 г. на 24-26%, в 2017 г. - на 41-45%. (См. табл. 2.)

Необходимость перестройки системы налогообложения нефтяного сектора обусловлена рядом факторов. Действовавшая до последнего времени система экспортных пошлин предполагала субсидирование неэффек-

тивной российской нефтепереработки, консервировала ее низкий технологический уровень и стимулировала экспорт темных нефтепродуктов. Вследствие этого сформировался ряд устойчивых тенденций, заключающихся в сокращении экспорта сырой нефти, росте ее переработки и реализации основной части дополнительно производимых нефтепродуктов на экспорт. Глубина же переработки оставалась крайне низкой, а бо'льшая часть в экспорте нефтепродуктов приходилась на мазут -наименее ценный продукт переработки и более дешевый, чем сырая нефть2.

В результате в нефтеперерабатывающем секторе доля экспортируемой продукции в последние годы достигла 56%, т.е. он стал более экспортно ориентированным, чем нефтедобывающий, доля экспорта в котором уменьшилась до 42,4%. Снижение экспортных пошлин сократит субсидирование нефтеперерабатывающего сектора, что создаст реальные стимулы к его модернизации и повышению глубины переработки нефти.

Важным фактором, обусловливающим необходимость перестройки налоговой системы, является также то, что действующая система экспортных пошлин фактически обеспечивает субсидирование Россией других стран, входящих в ЕАЭС, в которые осущест-

Таблица 2

Изменение ставок налогов на нефтяной сектор в результате налогового маневра по сравнению с налоговой системой 2014 г., в %

2015 г. 2017 г.

Цена на нефть марки Urals, долл./барр. 60 60 80 100

НДПИ 55,4 86,4 86,4 86,4

Экспортная пошлина на нефть -24,1 -41,2 -43,8 -45,1

Экспортная пошлина на бензин -34,3 -80,4 -81,3 -81,7

Акциз на бензин:

класс 4 -26,4 -41,2 -41,2 -41,2

класс 5 -14,3 -9,6 -9,6 -9,6

Источник: Налоговый кодекс РФ, Закон РФ № Збб-ФЗ, расчеты автора. «О таможенном тарифе», Федеральный закон от 24.11.2014

2 В Европе российский мазут используется как сырье для дальнейшей переработки и получения светлых нефтепродуктов.

вляются беспошлинные поставки российской нефти и нефтепродуктов. Сокращение такого субсидирования представляется экономически необходимым.

Следует также отметить гипертрофированно высокую роль экспортных пошлин в самой системе налогообложения нефтяного сектора. В действующей налоговой системе именно экспортная пошлина фактически является основным налогом на нефтяной сектор. В 2014 г. в структуре цены экспортируемой нефти, при стандартных ставках налогов, размер экспортной пошлины составлял почти 50% и более чем вдвое превышал размер НДПИ.

Высокий уровень экспортной пошлины на нефть вызывает необходимость регулировать

эффективную ставку данного налога (устанавливать для отдельных месторождений пониженные ставки пошлины и продолжительность их применения) с целью приведения налоговой нагрузки в соответствие с реальными условиями добычи нефти, т.е. придавать экспортной пошлине функции, которые должен выполнять НДПИ. НДПИ же не может в полной мере выполнять свою регулирующую функцию из-за доминирования экспортной пошлины.

Снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, вплоть до их полной отмены, соответствует принципам рентного налогообложения и международной практике. Повышение же внутренних цен на нефть и нефтепродукты и их приближение к мировому уров-

Таблица 3

Изменение налоговой нагрузки на добычу нефти в результате налогового маневра

Цена нефти Urals, долл./барр.

50 60 70 80 90 100 110

2014 г.:

НДПИ, долл./барр. 9,06 11,64 14,23 16,82 19,41 21,99 24,58

ЭП\ долл./барр. 18,75 24,65 30,55 36,45 42,35 48,25 54,15

(НДПИ+ЭП), долл./барр. 27,81 36,29 44,78 53,27 61,76 70,24 78,73

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 55,62 60,48 63,97 66,59 68,62 70,24 71,57

2015 г.:

НДПИ, долл./барр. 14,07 18,09 22,11 26,13 30,15 34,17 38,19

ЭП, долл./барр. 14,50 18,70 22,90 27,10 31,30 35,50 39,70

(НДПИ+ЭП), долл./барр. 28,57 36,79 45,01 53,23 61,45 69,67 77,89

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 57,14 61,32 64,30 66,54 68,28 69,67 70,81

Изменение налоговой нагрузки по сравнению с 2014 г.:

долл./барр. 0,76 0,50 0,23 -0,04 -0,31 -0,57 -0,84

в % к цене Urals 1,52 0,83 0,33 -0,05 -0,34 -0,57 -0,76

2017 г.:

НДПИ, долл./барр. 16,88 21,71 26,53 31,35 36,18 40,99 45,82

ЭП, долл./барр. 11,50 14,50 17,50 20,50 23,50 26,50 29,50

(НДПИ+ЭП), долл./барр. 28,38 36,21 44,03 51,85 59,68 67,49 75,32

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 56,76 60,35 62,90 64,81 66,31 67,49 68,47

Изменение налоговой нагрузки по сравнению с 2014 г.:

долл./барр. 0,57 -0,08 -0,75 -1,42 -2,08 -2,75 -3,41

в % к цене Urals 1,14 -0,13 -1,07 -1,78 -2,31 -2,75 -3,10

* - ЭП - экспортная пошлина.

Источник: расчеты автора.

ню в результате снижения экспортных пошлин создаст для субъектов рынка правильные ценовые ориентиры и повысит стимулы к росту энергоэффективности.

Особенностью текущего этапа налогового маневра является то, что его параметры разрабатывались в 2014 г., в условиях высоких мировых цен на нефть, когда принятая при расчете доходов федерального бюджета на 2015 г. цена на нефть составляла 100 долл./ барр. При такой цене должно было произойти некоторое снижение налоговой нагрузки на добычу нефти, что в некоторой степени компенсировало бы сокращение маржи нефтепереработки для вертикально интегрированных нефтяных компаний. В настоящее время, однако, реализация налогового маневра происходит при цене значительно ниже прогнозной. В условиях же низких нефтяных цен при принятых налоговых ставках налоговая нагрузка на добычу нефти возрастает, что инициирует предложения со стороны нефтяных компаний по пересмотру параметров налогового маневра.

Однако, как показывают расчеты, при текущих ценах на нефть реальное повышение

налоговой нагрузки по сравнению с ранее действовавшей налоговой системой является достаточно незначительным. Так, при цене нефти 60 долл./барр. по сравнению с налоговой системой 2014 г. налоговая нагрузка возрастает лишь на 0,5 долл./барр., или на 0,8% по отношению к цене на нефть. Конечные же параметры налогового маневра, установленные на 2017 г., при цене нефти 60 долл./барр. и выше обеспечивают снижение налоговой нагрузки по сравнению с уровнем 2014 г. (См. табл. 3.)

В результате реализации налогового маневра произойдет существенное изменение структуры налоговой нагрузки на добычу нефти: доля НДПИ в рентных налогах на нефтяной сектор значительно повысится, а вывозных таможенных пошлин - резко снизится. По нашим расчетам, в диапазоне цены на нефть 60100 долл./барр. доля экспортной пошлины в цене на нефть сократится с 41-48% в 2014 г. до 31-36% в 2015 г. и 24-27% в 2017 г. (См. табл. 4.) НДПИ, таким образом, станет основным рентным налогом и будет выполнять ключевые функции налогового регулирования в секторе. Курс же на снижение экономической роли экспортных пошлин (вплоть до их пол-

Таблица 4

Изменение структуры налоговой нагрузки на добычу нефти в результате налогового маневра

Цена нефти Urals, долл./барр.

50 60 70 80 90 100 110

2014 г.:

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 55,62 60,48 63,97 66,59 68,62 70,24 71,57

НДПИ, в % к цене Urals 18,12 19,40 20,33 21,03 21,57 21,99 22,35

ЭП, в % к цене Urals 37,5 41,08 43,64 45,56 47,06 48,25 49,23

2015 г.:

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 57,14 61,32 64,30 66,54 68,28 69,67 70,81

НДПИ, в % к цене Urals 28,14 30,15 31,59 32,66 33,50 34,17 34,72

ЭП, в % к цене Urals 29,00 31,17 32,71 33,88 34,78 35,50 36,09

2017 г.:

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 56,76 60,35 62,90 64,81 66,31 67,49 68,47

НДПИ, в % к цене Urals 33,76 36,18 37,90 39,19 40,20 40,99 41,65

ЭП, в % к цене Urals 23,00 24,17 25,00 25,63 26,11 26,50 26,82

Источник: расчеты автора.

ной отмены) после 2017 г., на наш взгляд, следует продолжить.

Данные за первое полугодие 2015 г. свидетельствуют о наметившемся под воздействием налогового маневра изменении ряда сложившихся тенденций. (См. табл. 5.) Среди них, на наш взгляд, следует прежде всего выделить произошедшее впервые за последние годы сокращение производства мазута; во-вторых, также впервые за последние годы, увеличение экспорта сырой нефти (для государственного бюджета вывоз сырой нефти более эффективен по сравнению с экспортом мазута); в-третьих, уменьшение объема переработки нефти, объясняющееся первыми двумя факторами. Эти результаты, по нашему мнению, следует рассматривать как первые эффекты от введения налогового маневра.

Вместе с тем следует отметить, что на данном этапе налоговый маневр не привел к повышению цен на моторное топливо на внутрен-

нем рынке: в первом полугодии 2015 г. рост потребительских цен на автомобильный бензин АИ-95 и дизельное топливо составил менее 1%, а цена на бензин АИ-92 в июне была ниже уровня конца прошлого года. (См. табл. 6.) Факторами, ограничившими рост внутренних цен на моторное топливо, явились, во-первых, осуществленное в рамках налогового маневра снижение акцизов на нефтепродукты; во-вторых, снижение мировых цен на нефть, которое обусловило понижение формирующихся как цены нет-бэк цен производителей.

Таким образом, результаты первого полугодия 2015 г. демонстрируют сохранение достаточно стабильного положения в секторе нефтедобычи и значимое изменение ряда тенденций в сфере переработки и экспорта нефти и нефтепродуктов, которое следует рассматривать в качестве одного из первых положительных итогов от введения налогового маневра. ■

Таблица 5

Производство и экспорт нефти и нефтепродуктов в 2012-2015 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

2012 г. 2013 г. 2014 г. 1-е полугодие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¿ито г.

Добыча нефти, включая газовый конденсат 101,3 100,9 100,7 101,3

Экспорт нефти 98,2 98,6 94,4 106,8

Первичная переработка нефти 104,9 102,7 104,9 98,2

Производство автомобильного бензина 104,3 101,3 98,8 102,8

Производство дизельного топлива 98,7 103,1 107,4 99,0

Производство топочного мазута 101,6 103,3 102,0 95,2

Источник: Росстат, Минэнерго России.

Таблица 6

Потребительские цены на моторное топливо на внутреннем рынке, руб./л

Декабрь 2015 г.

2014 г. январь март июнь

Бензин автомобильный АИ-92 33,41 32,35 32,12 32,52

Бензин автомобильный АИ-95 35,21 35,16 35,00 35,34

Дизельное топливо 34,44 34,46 34,22 34,52

Источник: Росстат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.