Научная статья на тему 'Налоговые проверки и пути повышения эффективности и результативности контрольных мероприятий'

Налоговые проверки и пути повышения эффективности и результативности контрольных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2112
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / СТРУКТУРИРОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК / AUDITING THE COMPUTATION AND PAYMENT OF TAX ON AFFILIATED PARTIES TRANSACTIONS / TAX CHECK / STRUCTURING AND CLASSIFICATION OF TAX CHECKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Елена Николаевна

В статье проанализированы, обобщены и структуризированны виды налоговых проверок, даны их характеристики, проведен сравнительный анализ видов налоговых проверок, а также обоснован­на целесообразность проведения налоговыми органами дополнительных контрольных мероприя­тий с целью повышения эффективности и результативности проверок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CHECKS AND WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCYAND PERFORMANCE OF CHECK PROCEDURES

The article focuses on tax checks — their types, general characteristics and structure. The author carriedout a comparative analysis of different types of tax checks and substantiates the expediency of the taxauthorities' initiating additional tax checks in order to secure greater efficiency and better performance ofthe procedure.

Текст научной работы на тему «Налоговые проверки и пути повышения эффективности и результативности контрольных мероприятий»

serves to attract their divisions and technology infrastructure into the region in question, and has a positive impact on the future increase in production and in accessibility of banking services. The author concludes that it was the proximity to Moscow that helped to draw high finance and labor to the Moscow region, making the development of the Central Federal District banking infrastructure take its own individual course.

Keywords: agglomeration, payment infrastructure, financial intermediaries

References:

1. Ugriumova A. A. Upravlenie ekonomicheskim rostom aglomeratsii: na piimere Moskovskoi aglomeratsii. [Contolling the economic growth of agglomerations: the case of Moscow agglomeration] Doctoral Dissertation in Economics. — Moscow: RGB, 2005

2. Orlova E. Kogda 1+1=3 [When 1+1=3]. August, 2012. URL: http://www.city-manager.org/magazine/ undefined2012/kogda-11—3/ (Accessed June 22, 2013)

3. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography / Journal of Political Economy, 1991.

4. Ottaviano G.I. Monopolistic Competition, Trade and Endogenous Spatial Fluctuations. Center for Economic Policy Research, 1966.

5. Markusen J.R., Venables A. J. Foreign Direct Investment as a Catalyst for Industrial Development. NBER, 1997.

6. Lapo V. F. Prostranstvennoe raspredelenie investitsii v Rossii: aglomeratsionnii effect [Spacial distribution of investment in Russia: the effect of agglomeration]. Moscow: RPEI, 2002.

7. Lapo V.F. Vliianie aglomeratsionnikh effektov na gosudarstvennuiu regional'nuiu politiku. [Agglomeration effects influencing the state regional strategy]. Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomichekoi akademii [The Irkutsk State Academy of Economics News]. 2005. № 3—4. pp. 34—39.

УДК. 336.22 001:10.12737/1692

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Егорова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, egelni@yandex.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация

В статье проанализированы, обобщены и структуризированны виды налоговых проверок, даны их характеристики, проведен сравнительный анализ видов налоговых проверок, а также обоснованна целесообразность проведения налоговыми органами дополнительных контрольных мероприятий с целью повышения эффективности и результативности проверок

Ключевые слова: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, налоговая проверка, структурирование и классификация видов налоговых проверок

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, которая представляет собой специфическую деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства.

Актуальность статьи и структурирование видов налоговых проверок обусловлена введением с 2012 года нового вида налоговых проверок —

проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, целью введения которых является повышение эффективности контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов при трансфертном ценообразовании.

Основными видами налоговых проверок являются выездные и камеральные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка характеризуется следующими особенностями:

• проверка проводится без вынесения специального решения;

• проверка проводится на территории налогового органа;

• срок проверки составляет 3 месяца со дня предоставления декларации (расчета), не приостанавливается и не продлевается;

• проверка проводится в отношении конкретной декларации (расчета);

• проверка проводится в отношении всех деклараций (расчетов) без исключения;

• в рамках проверки налоговый орган не имеет право истребования у налогоплательщика документов, за исключением случаев, установленных ст. 88 НК РФ. Выездная налоговая проверка характеризуется следующими особенностями:

• проверка проводится на основании соответствующего решения;

• проверка проводится на территории налогоплательщика (за исключением случаев невозможности предоставления налогоплательщиком рабочих мест на время проверки);

• проверка проводится по одному или нескольким налогам за определенный в решении период времени;

• срок проверки составляет 2 месяца, может продлеваться (до 4 или 6 месяцев) и приостанавливаться);

• период проверки не может превышать трех предшествующих году проверки лет;

• в ходе проверки могут истребоваться у налогоплательщика документы и информация. Как уже говорилось выше, с 1 января

2012 года НК РФ предусматривает новый вид налоговых проверок — проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Указанный вид налоговых проверок характеризуется следующими особенностями:

• проверка проводится на территории налогового органа;

• проверка назначается соответствующим решением;

• срок проверки составляет 6 месяцев, может быть продлен до 12 месяцев, приостанавливаться не может;

• проверка проводится в отношении правильности исчисления и уплаты налогов по сделкам, признаваемым контролируемыми;

• проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех лет, предшествующих году проверки;

• перечень налогов, правильность исчисления и уплаты которых может быть проверена при такой проверке ограничен: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость.

Сравнение характерных особенностей налоговых проверок можно представить в виде таблицы 1.

Таким образом, выделяют три вида налоговых проверок (рис. 1).

Рис. 1. Виды налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка

Стандартная камеральная проверка

Камеральная проверка деклараций, в которых налогоплательщиком использовано право на налоговые льготы

Камеральная проверка по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога

Рис. 2. Классификация камеральных налоговых проверок

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка Проверка в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Дата начала проверки Предоставление налогоплательщиком декларации (расчета) Вынесение налоговым органом соответствующего решения Вынесение налоговым органом соответствующего решения

Место проведения проверки Территория налогового органа Территория налогоплательщика (за исключением случаев невозможности предоставления налогоплательщиком рабочих мест на время проверки) Территория налогового органа

Срок проверки 3 месяца 2 месяца 6 месяцев

Продление срока проверки Срок проверки продлеваться не может Срок проверки может быть продлен до 4-6 месяцев Срок проверки может быть продлен до 12 месяцев

Проверяемый период Период, за который предоставлена декларация (расчет) Не более трех лет, предшествующих году проверки Не более трех лет, предшествующих году проверки

Проверяемые налоги Налог, по которому предоставлена декларация (расчет) Налоги, указанные в решении о назначении проверки Налоги, указанные в решении о назначении проверки (перечень проверяемых налогов ограничен — налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС)

Охват Проверяются все декларации, поступающие в налоговый орган Проверка назначается выборочно Проверка назначается выборочно

Право налогового органа на истребование документов у налогоплательщика в ходе проверки не имеет право (за исключением установленных случаев) Имеет право Не имеет право

Каждый вид налоговой проверки, в свою очередь, также имеет классификацию.

Камеральная проверка классифицируется по следующим критериям:

• стандартная камеральная проверка;

• камеральная проверка деклараций, в которых налогоплательщиком использовано право на налоговые льготы;

• камеральная проверка деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога (рис. 2).

Выездные проверки также имеют ряд особенностей, которые позволяют их классифицировать:

• согласно п. 3 ст. 89 НК РФ выездная проверка может проводиться не более чем по 2 налогам в течение года;

• согласно п. 7 ст. 89 НК РФ налоговыми органами могут проводиться отдельные выездные проверки филиалов и представительств;

• согласно п. 10 ст. 89 НК РФ проводятся повторные выездные налоговые проверки. Повторная проверка может проводится вышестоящим налоговым органом с целью

контроля за качеством налоговой проверки, проведенной подведомственным налоговым органом, или налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае предоставления налогоплательщиком уточненной декларации;

• согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная проверка может проводиться в связи с ликвидацией или реорганизацией организации;

• согласно гл. 26.4 НК РФ выездные проверки при выполнении соглашений о разделе продукции имеют ряд установленных особенностей;

• согласно ст.ст. 288.1 и 385.1 НК РФ выездные проверки резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, также имеют свои особенности;

• согласно ст. 89.1 НК РФ выездные проверки консолидированных групп налогоплательщиков в отношении налога на прибыль организаций (рис. 3).

На основании вышеуказанных особенностей выездные налоговые проверки следует классифицировать по следующим критериям:

по методу проверки: сплошной и выборочный метод;

по проверяемым налогам: комплексные и тематические проверки; по объекту проверки: проверка налогоплательщика, проверка филиала (представительства), проверка консолидированной группы налогоплательщиков; повторная выездная проверка: повторная проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, повторная проверка, проводимая в связи с предоставлением уточненной декларации;

выездная проверка при выполнении соглашений о разделе продукции и др.

Кроме того, многими авторами выделяется такой вид выездной налоговой проверки, как целевая выездная налоговая проверка.

Целевой выездной проверкой признается целенаправленная проверка правильности исчисления и уплаты налогов, проводимая по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки могут проводиться по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями товаров (работ, услуг), по экспортно-импортным операциям, по контролируемой задолженности (п. 2 ст. 269 НК РФ), по конкретным сделкам и по любым финансово-хозяйственным операциям.

Рис. 3. Классификация выездных налоговых проверок

Однако НК РФ возможность проведения целевой выездной налоговой проверки не предусматривает. По нашему мнению, введение возможности налоговых органов проводить целевые выездные проверки позволит увеличить оперативность и эффективность выездных проверок.

Так, в ходе проведения контрольной работы у налоговых органов появляется информация о нарушениях допущенных налогоплательщиками при исчислении и уплате налогов по конкретным финансово-хозяйственным операциям. Например, информация о нарушении может поступить в налоговые органы из внешних источников (как от других контролирующих органов, так и от граждан и организаций). Такую информацию целесообразно проверить путем проведения выездной налоговой проверки в отношении налогообложения конкретных финансово-хозяйственных операций, по которым имеется информация.

Выездные налоговые проверки также принято разделять по способу их организации на плановые и внеплановые проверки. Соответственно, плановой выездной проверкой считается проверка, назначенная в соответствии с утвержденным планом проведения выездных налоговых проверок. Внеплановой проверкой считается проверка, назначенная в связи с поступлением в налоговый орган информации о налоговом правонарушении или в связи с ликвидацией (или реорганизацией) налогоплательщика.

На основании положений НК РФ также можно классифицировать проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Так, согласно ст. 105.17 НК РФ названный вид проверок может проводиться как в отно-

шении одной сделки, так и в отношении группы однородных сделок.

Кроме того, п. 1 ст. 105.17 НК РФ предусматривает различные основания для проведения подобной проверки:

• на основании уведомления о контролируемых сделках;

• на основании извещения территориального налогового органа;

• в связи с выявлением контролируемой сделки в ходе повторной выездной налоговой, проводимой ФНС России.

На основании вышеуказанных особенностей данного вида проверок возникает необходимость их классифицировать по следующим критериям:

• по объекту проверки: проверка в отношении одной сделки и проверка в отношении группы однородных сделок;

• по основаниям для проведения проверки: проверка на основании уведомления о контролируемых сделках; проверка на основании извещения территориального налогового органа; в связи с выявлением контролируемой сделки в ходе повторной выездной налоговой, проводимой ФНС России (рис. 4).

Федеральная налоговая служба (ФНС) подвела итоги работы за 2012 год: в федеральный бюджет поступило 5 трлн 166 млрд рублей, что на 17 млрд больше, чем было запланировано. Всего консолидированный бюджет РФ пополнился на 11 трлн рублей. Это на 13% больше поступлений 2011 года. Количество налоговых проверок в 2012 году сократилось на 14%. Тенденция снижения числа контрольных мероприятий поддерживается в течение последних лет. Ранее проверялся 1% юридических лиц, сегодня этот показатель на уровне 0,6%.

Рис. 4. Классификация проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок

между взаимозависимыми лицами

Налоговыми органами в 2012 году удалось на 20% сократить число споров с юридическими лицами с 61 тыс. до 49 тыс. разбирательств. Такие показатели были достигнуты за счет подготовки доказательной базы, а также эффективного взаимодействия подразделений налоговых органов при рассмотрении результатов налоговых проверок. При этом если в 2008 году в пользу ФНС выносилось лишь 38% решений, то в 2012 году службой выиграно 77% споров. Сумма заявленных налогоплательщиками требований, напротив, снизилась на 20% — с 298 млрд рублей до 239 млрд рублей. Такую роль сыграло внесение изменений в налоговое законодательство.

Статистические данные показывают, что контрольно-аналитические мероприятия, проводимые до налоговой проверки, снижают затраты на их проведение.

В целях координации действий налоговых органов Московской области при проведении контрольно-аналитической работы, направленной на выявление рисков совершения налоговых правонарушений, усиления ее аналитической составляющей, в том числе по выявлению необоснованно заявленных убытков организаций и вычетов по налогу на добавленную стоимость, выплат неучтенной заработной платы, а также схем ухода от налогообложения, Приказом УФНС России по Московской области создана постоянно действующая Комиссия по легализации объектов налогообложения.

Работа аналогичных комиссий, образованных при территориальных инспекциях, осуществляется в тесном взаимодействии с межведомственными комиссиями при администрациях муниципальных образований, органами Прокуратуры, ОРЧ ЭБ и ПК ГУ МВД, судебными приставами, инспекциями по труду, внебюджетными фондами. Ключевой составляющей работы комиссий является проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, изучение товарных и финансовых потоков, информации, поступающей из различных ведомств, и как следствие, определение с высокой долей вероятности налоговых рисков круга налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

За 1 квартал 2013 года на заседаниях комиссий по легализации объектов налогообложения налоговыми органами области заслушано 593 убыточных организаций. По итогам работы комиссии налогоплательщики представили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

266 уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций и 159 уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за предыдущие налоговые периоды. Сумма заявленного убытка уменьшена на 992 млн рублей, дополнительно заявлено к уплате налога на прибыль 13,5 млн рублей. Сумма заявленных налоговых вычетов по НДС уменьшена на 99 млн рублей. Увеличение сумм НДС в результате изменения налогооблагаемой базы составило более 129 млн рублей.

По решениям комиссий проведено 49 выездных налоговых проверок убыточных организаций. В результате уменьшены суммы заявленного убытка более чем на 763 млн рублей, дополнительно начислено налога на прибыль организаций 256 млн рублей. Уменьшение сумм налоговых вычетов по НДС составило 92 млн рублей, увеличение сумм НДС в результате изменения налогооблагаемой базы составило 18 млн рублей.

В 2013 году одной из задач Управления ФНС по Московской области является дальнейшее совершенствование аналитической составляющей работы комиссий, что позволит своевременно выявлять и пресекать факты необоснованного заявления налогоплательщиками убытков и схем ухода от налогообложения.

В 2013 году налоговые органы собираются опробовать новые методы администрирования, которые активно применяются в зарубежных странах. К примеру, горизонтальный мониторинг. Он заключается в том, что инспекция заранее получает от налогоплательщика информацию обо всех рискованных сделках, планируемом налогообложении, способах снижения налогового бремени. К таким операциям будет применяться режим быстрого согласования, так как все сложные моменты планируется урегулировать заранее.

В целях избежания низкорезультативных и безрезультативных выездных налоговых проверок, по нашему мнению, целесообразно проводить работу с налогоплательщиками, в отношении которых выявлены налоговые риски. Например, могут проводиться комиссии в присутствии представителей налогоплательщиков, на которых будут рассматриваться налоговые риски, выявленные в ходе предпроверочного анализа, а также заслушиваться и рассматриваться пояснения представителей налогоплательщиков в отношении выявленных рисков. Указанная мера, по нашему мнению, позволит

налогоплательщикам исправить допущенные налоговые нарушения и избежать выездной налоговой проверки. Налоговым органам данная мера позволит избежать низкорезультатив-

ных и безрезультативных выездных проверок, а также обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет добровольного исправления нарушений налогоплательщиками.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Амбросьева Т.Г. Экономическая природа и проявление налоговых рисков // Сборник статей: Проблемы и опыт менеджмента, финансов, учета и налогообложения предприятий, отраслей, комплексов. М., 2012. С. 5-8.

3. Егорова Е.Н., Савин Д.А. Совершенствование проведения предпроверочного анализа в целях увеличения результативности выездных налоговых проверок // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 26 (164). С. 39-44.

4. Комлева Л.И. Планирование, подготовка и проведение выездных налоговых проверок: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2012. 98 с.

5. Савин Д.А., Егорова Е.Н. Основные формы организации налогового контроля в России // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 1. С. 9-14.

6. Садчиков М.Н. Камеральные и выездные налоговые проверки как формы налогового контроля. Дис... д-ра экон. наук. Саратов, 2009.

7. Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е., Солярик М.А., Федоров П.Ю. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие. М., 2011. 299 с.

TAX CHECKS AND WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY AND PERFORMANCE OF CHECK PROCEDURES

Egorova Elena Nikolaevna, Candidate in Economic sciences, assistant professor,

egelni@yandex.ru,

Russian State University of Tourism and Service, egelni@yandex.ru, Moscow, Russian Federation

The article focuses on tax checks — their types, general characteristics and structure. The author carried out a comparative analysis of different types of tax checks and substantiates the expediency of the tax authorities' initiating additional tax checks in order to secure greater efficiency and better performance of the procedure.

Keywords: auditing the computation and payment of tax on affiliated parties transactions, tax check, structuring and classification of tax checks

References:

1. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii [The Tax Code of the Russian Federation].

2. Ambros'eva T. G. Ekonomicheskaia priroda i proiavlenie nalogovykh riskov [The economic nature and tax risks manifestation] Sbornik statei: Problemy i opyt menedzhmenta, finansov, uchiota i nalogooblozheniia predpriiatii, otraslei, kompleksov [Collection of articles: Problems and practices in management, finance, recording and corporation-, industry- and complex-taxation]. Moscow, 2012. Pp. 5—8.

3. Egorova E.N., Savin D.A. Sovershenstvovanie provedeniia predproverochnogo analiza v tseliakh uvelicheniia rezul'tativnosti vyezdnykh nalogovykh proverok [Inhancing the pre-check analysis procedures with a view to improving performance of field tax inspection] Finansovaia analitika: problem i resheniia [Financial analytics: problems and solutions], 2013, № 26 (164). Pp. 39-44.

4. Kromleva L.I. Planirovanie, podgotovka i provedenie vyezdnykh nalogovykh proverok [Planning, arranging and conducting field tax inspections]. Uchebno-metodicheskoe posobie [Study guide]. Nizhny Novgorod, 2012 — p. 98

5. Egorova E.N., Savin D.A. Osnovnye formy organizatsii nalogovogo kontrolia v Rossii [Major forms of tax inspection arrangement in Russia]. Servis a Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], № 1, 2012. Pp. 9-14.

6. Sadchikov M.N. Kameral'nye i vyezdnye nalogovye proverki kak formy nalogovogo kontrolia [Off-site and field tax inspections as forms of tax control]. Dissertatsiia [Thesis]. Saratov, 2009.

7. Shuvalova E.B., Shuvalov A.E., Soliarik M.A., Fedorov P.Iu. Organizatsiia i metodika provedeniia nalogovykh proverok [Arrangement and procedure of tax checks]. Uchebnoe posobie [Study guide]. Moscow, 2011. P. 299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.