ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО
КОНТРОЛЯ РФ
12 3
Пронина А.Ю. , Светлова А.В. , Черноусова К.С.
1Пронина Анастасия Юрьевна - студент;
2Светлова Анастасия Викторовна - студент, кафедра мировой экономики;
3Черноусова Ксения Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и налогообложения, Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: в статье анализируется налоговая система РФ. Уплата налогов является неотъемлемой обязанностью каждого гражданина Российской Федерации. Налоги являются основным источником пополнения бюджета РФ, обеспечивающим его расходные статьи, поэтому для каждого государства очень важно правильно определить подходящую ему систему налогообложения. Современное налогообложение РФ предполагает две формы налогового контроля: камеральные и выездные проверки. Данная статья посвящена рассмотрению и изучению особенностей одной из форм - выездных проверок РФ. Целью исследования является анализ выездных проверок на территории РФ.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая проверка, выездная проверка, налоговая декларация, акт налоговой проверки.
Налоговый кодекс РФ определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом [1].
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы проводят следующие виды проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные проверки;
2) выездные проверки.
Их главная цель - это контроль за исполнением налогового законодательства объектами налогообложения.
В данной статье речь пойдет о таком виде налоговых проверок, как выездные налоговые проверки.
Выездные проверки считаются наиболее эффективными, поскольку позволяют [2, 173]:
— контролировать соблюдение налоговое законодательство;
— выявлять, пресекать и предупреждать нарушения законодательства о налогах;
— привлекать налогоплательщиков к ответственности.
Проведение выездной проверки осуществляется на основе решения руководителя налогового органа. В отношении одного налогоплательщика, выездная проверка проводится по одному или нескольким видам налогов. Длительность выездных проверок ограничена и составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях
налоговый орган может увеличить срок проведения выездных проверок до трех месяцев. В случае, если выездная проверка осуществляется при проверке организаций, имеющих филиалы и представительства, срок ее проведения увеличивается на один месяц на проверку каждого филиала и представительства.
В рамках выездной проверки может быть проверен период сроком не более, чем в три календарных года, которые предшествуют году, в котором вынесено окончательное решение о проведении проверки. В некоторых случаях может быть назначена повторная выездная проверка.
Выездная проверка предприятия осуществляется согласно годовым планам работы инспекции и квартальными графиками проверок, которые составлялись по определенному участку работы [3, 75].
Планирование выездных проверок - это начальный этап проведения выездных проверок. На данном этапе определяются налогоплательщики, сроки проведения проверки, виды налогов, подлежащие проверки, и период проверки.
Таблица 1. Этапы выездных проверок
Этап Сущность этапа
1 Формирование информации о налогоплательщике
2 Анализ результатов камеральной поверки
3 Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности
4 Анализ финансовых показателей деятельности налогоплательщика по отраслевому принципу
5 Выбор объекта проверки
6 Определение видов налогов, периода их проверки и подготовка списка вопросов для проверки
7 Расчет предполагаемых затрат времени на проведение проверок и количества специалистов, осуществляющих проверку
8 Утверждение плана проверок
На первом этапе налоговые органы собирают информацию о налогоплательщике в соответствии со сведениями ФНС, а также Министерства финансов РФ, Федеральной таможенной, пограничной служб России, Центробанка, Пенсионного фонда, ГИБДД России и др. Данная информация может поступать систематически - на основании законодательства и периодически - на основании отдельных запросов налоговых органов.
На втором этапе используется информация, полученная в результате камеральной проверки.
На третьем этапе анализ налоговой и бухгалтерской отчетности проводится на основе системы контрольных соотношений, подтверждающих уровень достоверности предоставленной налогоплательщиком налоговой отчетности. Например, если выручка предприятия от реализации продукции растет, то с соблюдением ряда условий должна увеличиваться и налоговая база по налогу на прибыль организаций и НДС.
На четвертом этапе при анализе финансово-экономических показателей собирается информация о физических объемах потребленных видов ресурсов (энергетических, материальных и др.) и ее соответствие данным о потребленных ресурсов, отраженных в бухгалтерской отчетности. На данном этапе используются косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика и его хозяйственных операциях и сделках.
На пятом этапе при выборе налогоплательщика налоговыми органами учитывается Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. [4, 148] В соответствии с данной концепцией осуществляется отбор налогоплательщиков согласно перечню определенных критериев, среди которых налоговая нагрузка налогоплательщика, выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в данном субъекте РФ и др.
На шестом этапе осуществляется выбор видов налогов, подлежащих проверке, а также период их проверки, перечень вопросов для проведения проверки.
На седьмом этапе формируются предположения касательно возможных затрат времени на проведение проверки, количества экспертов, осуществляющих проверку.
На восьмом этапе формируются планы варианты налоговых выездных проверок. Они утверждаются руководителем налогового органа за 15 дней до начала квартала и составляются ежеквартально. Информация, закрепленная в данном плане, считается конфиденциальной и не подлежит разглашению.
Перед направлением специалистов на выездную проверку руководителем налогового органа выносится решение, которое включает наименование налогового органа, номер решения и дату его вынесения, наименование налогоплательщика или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ИНН налогоплательщика, период, предмет проверки, Ф.И.О. и должности лиц, входящих в состав специалистов, а также подпись лица, вынесшего решение, с указанием его должности и Ф.И.О.
Выездная проверка проводится сроком в два месяца - с начала вынесения решения о проверки до дня составления справки о проведении проверки. Однако данный срок может быть продлен и составлять четыре, а иногда даже и шесть месяцев.
Выездная проверка начинается с предъявления руководителю организации, подлежащей проверке, специалистами вынесенного решения о проведении проверки [5, 5] и их служебных удостоверений. Факт ознакомления с данными документами удостоверяется подписями.
Прежде чем учетная документация налогоплательщика будет подвержена проверки, проводятся собеседования экспертов с руководителем организации, ИП, главным бухгалтером или другими должностными лицами, ответственными за исчисление и уплату налогов. Руководителю организации или ИП предъявляется требование о предоставлении документации, чтобы получить перечень информации, необходимый для проверки. Если же данная документации не была предоставлена в десятидневный срок после предъявления требования, налогоплательщик будет привлечен к ответственности согласно ст. 126 НК РФ.
В ходе проверки объектами проверки являются учредительные документы организации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, договоры, лицензии, приказы по учетной политике, банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета фактуры и учетные регистры. Существуют несколько методов проверки (сплошной и выборочный), они определяются, исходя из особенностей бухгалтерского учета и его состояния.
В результате проверки документов определяются:
- полнота устранения нарушений;
- соответствие показателей в налоговых декларациях данным бухгалтерской отчетности; соответствие налоговой и бухгалтерской отчетности главной книги и данным регистров аналитического и синтетического учета;
- полнота и правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- правильность применения цен на товары, а также разумность применения налоговых ставок, льгот и сумм налогов, исчисленных к уплате.
Окончанием проверки считается составление справки о проведении проверки, предмете и сроках ее проведения. Акт налоговой проверки составляется уполномоченным лицом налоговым органов не позднее двух месяцев, прошедших после составления справки. Данный акт содержит вводную, описательную и вводную части и должен соответствовать принципам обоснованности и объективности, полноты и комплексности отражения в акте всех существенных обстоятельств, четкости, лаконичности, доступности и системности изложения.
Акт проверяется в налоговом органе в специальном журнале, после чего подписанный проверяющим акт выездной проверки вручается руководителю.
Результатом выездной налоговой проверки считается два варианта решений: либо привлечение налогоплательщика к ответственности за выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства, либо отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности за отсутствие состава нарушений налогового законодательства.
Соответственно, каждая проверка представляет для организации сильные неудобства как в плане обеспечения комиссии всей необходимой документацией, так и моральном плане в связи с риском возможного привлечения к ответственности по итогам проверки. Ведь за последние 4 года наблюдается подозрительная стабильность в возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям.
За последние годы налоговая служба сделала акцент на самостоятельном контроле налогоплательщиков за своевременным уточнением своих задолженностей по уплате наиболее рисковых налоговых платежей. Это повлекло снижение выездных налоговых проверок за 2017г. на 22,6% [6] по сравнению с прошлым периодом.
Рис. 1. Результаты межведомственного взаимодействия ФНС России и Следственного
комитета РФ
Источник: Итоги деятельности ФНС России за 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/
Данная мера дала свои положительные результаты:
- увеличилось количество поступлений и за счет контрольно-аналитической работы службы. Таким образом, по результатам контрольной и аналитической работы дополнительно поступило в бюджет 279,2 млрд руб., что на 16,2% больше, чем в 2016 году (из которых на 8,8% по результатам выездных проверок по состоянию на 2017 г.).
- уменьшилась нагрузка на одного сотрудника, исполняющего контрольно-надзорные функции (на 15,3% по состоянию на 2016 г.)
- увеличилась эффективность выездных проверок за счет уменьшения количества проверяемых субъектов (на 14,8% по сравнению с 2016г. и на 66,1% по сравнению с 2015 г.) [7].
- увеличение количества экспертов в выездных проверках (на 20% на 2016г. по сравнению с 2015 г.)
- снижение доли малоэффективных проверок, доначисления по которым не выше 2 млн руб. (на 18,6% по сравнению с 2016 г.)
За период 2014 - 2017 гг. было назначено 34 проверки. Основной акцент в период 2014-2015 г. был сделан на выборочных проверках наиболее рисковых сделок в важных для бюджета отраслях экономики с целью формирования риск-профилей конкретных предприятий и методики выявления групп налогоплательщиков высокой степени риска с учетом отраслевой специфики. Под контроль попали внешнеэкономические сделки с иностранными взаимозависимыми лицами и/или резидентами офшорных зон по реализации нефти, нефтепродуктов, цветных металлов, минеральных удобрений и т.д.
Что же касается итогов проверок на начало 2018 г.:
- вынесено 26 решений с общей суммой доначислений налога на прибыль организаций (включая пени) 3,4 млрд рублей.
- уменьшены убытки на сумму 2,8 млрд рублей, что привело к увеличению суммы налога на прибыль к уплате в бюджет на 0,56 млрд рублей в налоговых периодах использования убытков в уменьшение налоговой базы;
Необходимо также отметить то, что Федеральная налоговая служба на 01.01.2018 самостоятельно скорректировала налогооблагаемую базу на сумму более 120 млрд рублей, из них самостоятельные корректировки по налогу на прибыль организаций -118,6 млрд рублей. Из этого можно вывести дополнительные поступления в бюджет. По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено 371,0 млрд рублей, что на 80,8 млрд рублей (или на 17,9%) больше, чем в 2016 году. В бюджет дополнительно поступило 16,8 млрд рублей, из них налога на прибыль организаций - 16,6 млрд рублей, в том числе 2,5 млрд рублей самостоятельные корректировки налога на прибыль последующих периодов, произведенные по результатам проверок.
Рис. 2. Дополнительные поступления в бюджет за счет проверок ФНС РФ
Источник: Итоги деятельности ФНС России за 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 10.04.2018).
Таким образом, можно отметить такую тенденцию, которая проявляется в описанных выше итогах, что выездные проверки являются более эффективными при их небольшом количестве, а так же умеренной частоте проведения. Предоставление большей свободы налогоплательщикам в их самостоятельном контроле над уплатой налогов во время и в корректном размере стало гораздо более эффективной мерой в современной реформации налоговой системы РФ. В перспективе можно предположить, что последует снижение процента уклонения от уплаты налогов, а как следствие и пополнение федерального бюджета страны, как из-за увеличения качества выездных проверок, так и из-за увеличения самостоятельности граждан в уточнении своих налоговых обязательств.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 02.04.2018).
2. Ефимова Е.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие [Текст] / Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова. М.: МИИР, 2014. 235 с.
3. Куликов Н.И. Налоги и налогообложение [Текст] / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. 388 с.
4. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение [Текст] / И.А. Майбуров. 4-е изд. М., 2011. 588 с.
5. Подоляко М.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля / М.Н. Подоляко // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. № 4 (28). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru/ (дата обращения: 02.04.2018).
6. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn63/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/#t31/ (дата обращения: 03.04.2018).
7. Итоги деятельности ФНС России за 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 01.04.2018).