5. Карасева, И. М. Финансовый менеджмент : учебное пособие / И. М. Карасева. - М. : Омега -Л, 2013. - 335 с.
6. Кривда, С. В. Состав и структура капитала в бухгалтерском балансе / С. В. Кривда // Финансовый вестник : финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2015. - № 1. - С. 6 - 13.
7. Крюкова, Н. М. Краткосрочная финансовая политика - учебное пособие / Н.М. Крюкова. - Оренбург. - 2014. - 167 с.
Ваничкина Т.А. магистрант ЗВФ Бенько Е.В.
научный руководитель, ст. преподаватель кафедра «Финансы и Кредит» ФГБОУВПО УлГТУ Россия, г. Ульяновск НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация: Структура малого бизнеса РФ, в количественных измерениях говорит о наличии ее недостатков. Она слабо направлена на производство добавленной стоимости, поскольку большая часть малых предприятий действует в таких видах деятельности, в которых она не создается или только перераспределяется.
Ключевые слова: налог, налоговые методы, налогоплательщики, налоговое законодательство.
Abstract: The structure of the Russian small business, quantitative measurements indicates the presence of its shortcomings. It aims to produce little added value, since the majority of small businesses operating in such activities, in which it is created or just redistributed.
Keywords: tax, tax practices, the taxpayers, the tax legislation.
Структура малого бизнеса говорит о наличии ее недостатков, она слабо направлена на производство добавленной стоимости, поскольку большая часть малых предприятий действует в таких видах деятельности, в которых она не создается или только перераспределяется.
В производстве и приращении новой стоимости, являющейся в своей основе налоговой базой прямых и частично косвенных налогов. Значительную роль играют предприятия материального производства и сферы услуг, среди них - организации, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность и выполняющие опытно-конструкторские работы. К малому бизнесу, относится характеристика, которую обосновывает академик РАН С.Ю. Глазьев, утверждает, что кризис «подтвердил патологическое состояние российской экономики. В отличие от развитых и успешно развивающихся стран, которые, проходя через кризис, стимулируют подъем инновационной и инвестиционной активности, повышая эффективность и конкурентоспособность экономики, в России
кризис больнее всего ударил по высокотехнологичным отраслям, столкнув экономику в новый виток деградации» [2, с. 46]. Это сказывается на количественном и качественном уровнях развития малых предприятий. В Российской Федерации доля малого бизнеса в создании валовой добавленной стоимости и в ВВП не превышает 0,5%, а в налоговых доходах - 2% [4].
Больший уровень налоговой нагрузки препятствует развитию малого бизнеса и, что ведет к сокращению доходной части всех уровней бюджетов и возможному росту теневой экономики, поскольку в большинстве малых предприятий не ведется официальная финансовая отчетность.
Необходимо сосредоточить усилия на качественном преобразовании существующих систем налогообложения, упрощении порядка исчисления налога, достижении простоты и четкости формулировок налогового законодательства, устранении противоречий и пробелов в нем.
С 2015 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, выбравшие упрощенную систему налогообложения либо патент в первые два года работы освобождаются от уплаты налогов. Т.е. для данной категории субъектов экономики предоставляются двухлетние «налоговые каникулы». Такое освобождение от уплаты налогов действует в 2015-2020 годах. Также льготы получат производства, начинающиеся с «нуля». Их наличие в том или ином регионе будет зависеть от его властей.
Налоговые преференции вводятся и для представителей малого бизнеса, которые работают в научной, производственной или социальной сфере и отвечают следующим критериям:
- налогоплательщики, которые на протяжении двух лет с момента регистрации перешли на упрощенную или патентную систему налогообложения;
- индивидуальные предприниматели (самозанятые лица), которые не пользуются услугами наемных работников.
Налогоплательщиков, которые воспользуются каникулами, обяжут предоставлять, помимо налоговой декларации, дополнительную отчетность о соблюдении ограничений. Превышение установленных норм за налоговый период будет основанием для лишения права на нулевую налоговую ставку, также перехода на обычный специальный налоговый режим в части превышения установленного субъектом РФ ограничения для применения налоговых каникул. Предусмотрены изменения при получении и оплате патента, а также сдвинуты сроки его оплаты. Если документ выдан на срок до 6 месяцев, он будет оплачиваться в конце его срока действия. Патенты самозанятых оплачиваются по окончанию его действия. Стоимость за другие патенты вносится двумя равными частями: первая - в течение 3 месяцев с момента действия документа, а вторая - не окончания срока патента [5].
Президентом страны предложено ввести трехлетние надзорные каникулы для добросовестных предприятий малого бизнеса. Такое заявление он сделал, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию.
«Что касается малого бизнеса, то предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы. Если предприятие приобрело репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить», -сказал Владимир Путин. Он уточнил, что речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза жизни и здоровью людей. Также президент отметил, что необходимо реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени. Он обратил внимание на необходимость максимально снять ограничения с бизнеса и сделать каждую проверку публичной. Для этого запускается специальный реестр - с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены [6].
В 2015 году произошло ужесточение налогового законодательства для всех предприятий. Налоговые органы могут приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговую инспекцию. Будут дополнительно проиндексированы ставки акциза на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов.
Почти 20% от общей численности представителей малого бизнеса работают в сфере деятельности, связанной с операциями с недвижимым имуществом. На их долю приходится около 10% от общего объема выручки от субъектов малого предпринимательства.
Увеличение налоговой нагрузки на мелкий и средний бизнес в более чем два раза - серьезный шаг, на который пошло Правительство страны. Смысл новых изменений сводит к нулю сам принцип упрощенного налогообложения, ведь именно от налогов на имущество был освобожден мелкий и средний бизнес[5]. Негативно могут сказаться на развитии малого бизнеса и законодательные изменения, находящиеся в настоящее время в стадии обсуждения и принятия. Почти 40% малых предприятий РФ заняты в торговой деятельности и ремонтных работах. Больше половины совокупных оборотов приходится именно на данные сферы хозяйствования [4].
Разработка оптимальной системы налогообложения для малого бизнеса выступает гарантией, с одной стороны, стимулирования деловой активности предпринимателей, а с другой - наличия достаточно простого и эффективного механизма взимания налогов. Однако грядущие изменения в налоговом законодательстве вряд ли способны сказаться положительным образом на основных показателях деятельности малых предприятий. В совокупности с новыми изменениями ситуация может стать критичной -представители малого предпринимательства утратят весомую часть своей прибыли, а значит - будут искать возможности избежать необходимости уплачивать высокие налоги.
Использованные источники:
1. Арсеньева В.А., Буханова Е.А. Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 12.
2. Глазьев С.Ю.Уроки очередной Российской революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». М.: Издательский дом «Экономическая газета. 2015
3. Кондратьев А.А. Россия в цифрах. 2015. Статистический сборник М.: Росстат, 2015.
4. Министерства финансов Российской Федерации http://minfin.ru/ru (дата обращения: 04.06.2016 г.)
5. Петербургский правовой портал http://ppt.ru (дата обращения 24.05.2016г.).
6. Федеральная налоговая служба http://www.naiog.ru (дата обращения 07.06.2016).
Ваничкина Т.А. магистрант ЗВФ Ширяева Н.В., к.э.н. научный руководитель, доцент, зав. кафедры «Финансы и Кредит» ФГБОУВПО УлГТУ Россия, г. Ульяновск МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: Управление финансовыми ресурсами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его производственного развития.
Ключевые слова: финансовые ресурсы, собственный капитал, заемный капитал, трендовый анализ, вертикальный анализ.
Abstract: Management of financial resources is a part of the overall financial strategy of the company is to ensure the necessary level of financing its production development.
Key words: financial resources, equity, borrowed capital, trend analysis, vertical analysis.
Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения.
Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми