Научная статья на тему 'Налоговые методы и ресурсы аграрной политики России'

Налоговые методы и ресурсы аграрной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые методы и ресурсы аграрной политики России»

НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ И РЕСУРСЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Г.Н. Карпова, к.э.н., проф. Финансового унив

При исследовании методов осуществления аграрной политики России нельзя не учитывать налоговые механизмы, которые являются весьма действенными в стимулировании и дестимулировании сельскохозяйственного производства, обеспечении конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей в процессе глобализации агропродовольствен-ного рынка в современной экономике.

Рассмотрим налоговые аспекты деятельности различных категорий субъектов агропродовольствен-ного сектора экономики России, имея в виду формы осуществления предпринимательской деятельности.

Самая многочисленная группа - личные подсобные хозяйства (ЛПХ), численность которых в России составляет около 23 млн. В то время как они имеют меньшие возможности получения прямой финансовой поддержки от государства, это отчасти компенсируется тем, что они несут наименьшую налоговую нагрузку по сравнению с другими категориями субъектов АПС. Производство и продажа физическими лицами продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, не облагается ни налогом на добавленную стоимость (НДС), ни налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). С точки зрения законодательства такая деятельность не признается предпринимательской и не требует регистрации физических лиц, осуществляющих ее, в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, самая многочисленная группа самых мелких производителей сельскохозяйственной продукции освобождена от налогообложения. Следует признать, что государство тем самым оказывает им существенную поддержку. Их конкурентоспособность на агропродовольственном рынке не высока, но освобождение от налогообложения позволяет получать некоторые доходы от сельскохозяйственного производства в своем подсобном хозяйстве, тем самым в некоторой степени решать проблему преодоления бедности на селе.

Следующая категория - крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Это отдельная организационно-правовая форма деятельности, особенности взаимоотношений членов КФХ регулируются Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако для целей налогообложения особый статус членов КФХ не вполне учитывается. В соответствии со статьей 11 НК РФ главы КФХ приравниваются к индивидуальным предпринимателям. В этом качестве глава КФХ может применять общую систему налогообложения или перейти на специальный налоговый режим: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). При этом он исполняет обязанности налогоплательщика в соответствии с выбранным режимом и несет налоговую ответственность в отношении деятельности КФХ в целом. Другие члены КФХ Налоговым кодексом рассматриваются как работники хозяйства, что, по сути, не соответствует их статусу по закону о КФХ и по Гражданскому кодексу. Доходы членов КФХ, полученные в хозяйстве, как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. Несмотря на то, что глава КФХ не является работодателем по

а при Правительстве Российской Федерации

отношению к другим членам КФХ, он производит выплаты им и должен исполнять обязанности налогового агента по удержанию из их дохода и перечислению в бюджет сумм НДФЛ. Таким образом, в этом случае Налоговым кодексом определяются свои условия для целей налогообложения без привязки к гражданскому законодательству. Кроме того, глава КФХ исполняет обязанности по уплате взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию не только в отношении себя, но и за других членов КФХ.

В отношении доходов членов КФХ имеется льгота по НДФЛ: в соответствии с п. 14 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от реализации продукции переработки произведенной ими сельскохозяйственной продукции, - в течение первых пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. Эта льгота применяется к доходам тех членов КФХ, в отношении которых она ранее не применялась.

Кроме того, доходы, полученные работниками в натуральной форме от КФХ в виде сельскохозяйственной продукции их собственного производства или работ, выполненных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в интересах работника, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц, если их размер не превышает 4 300 руб. в месяц и не превышает величину заработной платы за этот месяц, которая может быть выплачена в не денежной форме в соответствии с трудовым законодательством. При этом доход от реализации товаров (работ, услуг) крестьянских (фермерских) хозяйств за предыдущий календарный год не должен превышать 100 млн руб. (п. 43 ст. 217 НК РФ).

Не облагаются НДФЛ также доходы в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ (п. 44 ст. 217 НК РФ).

Что касается предприятий, зарегистрированных в качестве юридических лиц, то их можно подразделить на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации не различаются для налогообложения в зависимости от организационно-правовых форм: будь то общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, товарищества или другие. Они имеют право применять как общую систему налогообложения, так и специальные налоговые режимы при соблюдении соответствующих условий.

Особенности налогообложения предусмотрены для таких некоммерческих организаций, как сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а именно, снабженческие, сбытовые, перерабатывающие, созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями). С 2007 г. такие потребительские кооперативы могут применять ЕСХН, если у них доходы от деятельности в пользу своих членов, а также от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооперативов, составляют в общем объеме выручки не менее 70%.

Таким образом, наличие возможности использовать льготный налоговый режим позволяет говорить о существовании налоговых условий для развития сельскохозяйственной кооперации в стране, как одного из механизмов повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Создание и расширение сферы деятельности таких кооперативов кроме прочих задач может решить известную проблему НДС при применении ЕСХН, заключающуюся в увеличении себестоимости продукции при включении в нее НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, а также потери контрагентов-покупателей, являющихся налогоплательщиками НДС. В случае если сельхозтоваропроизводитель, а также перерабатывающий и сбытовой кооперативы применяют ЕСХН, то есть не являются налогоплательщиками НДС, то в цепочке продвижения продукции к конечному потребителю сумма НДС не включается в расчеты между поставщиком и покупателем и не прибавляется к цене продукции. Это может являться дополнительным фактором повышения ее конкурентоспособности.

Однако в налогообложении сельскохозяйственных потребительских кооперативов есть проблема, связанная с распределением прибыли кооператива, оставшейся после налогообложения: выплаты членам кооператива не признаются дивидендами, и Минфином отвергается возможность применения пониженной ставки 9% в отношении таких доходов. Необходимо внесение в налоговое законодательство соответствующих изменений, так как, по сути, в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации» речь идет о распределении чистой прибыли. Поэтому и по налогу на прибыль, и по налогу на доходы физических лиц в этом случае должна быть ставка 9%.

Ряд других преимуществ в налогообложении у сельскохозяйственных потребительских кооперативов связан с возможностью получения от своих членов целевых средств, например, членских взносов в соответствии с уставом кооператива. Здесь проявляются особенности их налогообложения как некоммерческих организаций. В случае целевого использования таких средств они не учитываются в качестве дохода при налогообложении прибыли .

Следует обратить внимание на некоторые резервы повышения действенности налоговой политики

в развитии кооперации в сельском хозяйстве, в частности, в развитии кредитных кооперативов.

Дестимулирующей является норма, введенная в Налоговый кодекс в 2010 г. Доходы членов кредитного потребительского кооператива в виде процентов за использование кооперативом денежных средств, привлекаемых в форме займов от членов этого кооператива - физических лиц, рассматриваются Налоговым кодексом в качестве материальной выгоды в части превышения суммы процентов, выплачиваемых этим лицам, над суммой процентов, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов. Такая материальная выгода облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 35%.

Налицо нарушение принципа справедливости налогообложения. Не столь значительные доходы членов кредитных потребительских кооперативов, обеспечивающих деятельность этих кооперативов, облагаются по повышенной ставке НДФЛ, в то время как огромные доходы олигархов в виде дивидендов от участия в крупных прибыльных компаниях облагаются по ставке 9%. Таким образом, значительно менее обеспеченные слои населения - сельское население, имеющее существенно меньшие доходы и вкладывающее их в кредитование сельскохозяйственного производства, должно уплачивать налог по более высокой ставке 35%. Неужели государству следует увеличивать свои налоговые доходы за счет малообеспеченного сельского населения, к тому же подрывая экономические стимулы развития кооперации на селе, снижая конкурентоспособность российской сельхозпродукции? К тому же, даже доходы банков от предоставления кредитов по высоким ставкам (выше ставки рефинансирования плюс пять процентных пунктов) не облагаются налогом по столь высокой ставке (ставка налога на прибыль составляет 20%).

В заключении можно сказать, что анализ налоговых аспектов регулирования государством деятельности субъектов агропродовольственного сектора экономики позволяет сделать выводы об имеющихся налоговых резервах стимулирования этой сферы в целях повышения конкурентоспособности российского сельскохозяйственного товаропроизводителя.

ИНФОРМЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРАМИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

М.В. Носкова, к.с.-х. н., доц. Алтайского государственного аграрного университета

Для эффективного развития аграрной экономики России необходимо обеспечить новые условия функционирования сельскохозяйственного производства, возможные для оперативной реализации в случае создания единой информационной системы агропромышленного комплекса, которая поможет осуществить стратегическое обеспечение отрасли конкурентоспособными кадрами. Одно из стратегических направлений развития кадрового потенциала в системе обеспечения сельскохозяйственными кадрами, связано с разработкой и внедрением сетевых технологий на основе создания информационных систем (ИС).

В настоящее время наблюдаются процессы создания Агроакадемсети объединяющей НИУ РАСХН с

интернет представительствами профильных НИИ РАН и отраслевых академий, НИИ Минсельхоза РФ, сельскохозяйственных вузов, предполагающие в дальнейшем преобразование в единую систему информационного интернет пространства знаний агронауки, но существующие проблемы информатизации АПК препятствуют развитию информационных систем [1].

Одну из главных проблем неэффективной отечественной информатизации В.И. Медников видит в громадном отставании технологий создания информационных систем (ИС), связанном с вымыванием 1Т-профессионалов из всех уровней структур управления АПК и заменой их на некомпетентных менеджеров. Но в большей мере на проблему влияет хаотичное, не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.