Научная статья на тему 'Информционная система обеспечения кадрами сельского хозяйства как стратегия развития кадрового потенциала'

Информционная система обеспечения кадрами сельского хозяйства как стратегия развития кадрового потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информционная система обеспечения кадрами сельского хозяйства как стратегия развития кадрового потенциала»

Таким образом, наличие возможности использовать льготный налоговый режим позволяет говорить о существовании налоговых условий для развития сельскохозяйственной кооперации в стране, как одного из механизмов повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Создание и расширение сферы деятельности таких кооперативов кроме прочих задач может решить известную проблему НДС при применении ЕСХН, заключающуюся в увеличении себестоимости продукции при включении в нее НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, а также потери контрагентов-покупателей, являющихся налогоплательщиками НДС. В случае если сельхозтоваропроизводитель, а также перерабатывающий и сбытовой кооперативы применяют ЕСХН, то есть не являются налогоплательщиками НДС, то в цепочке продвижения продукции к конечному потребителю сумма НДС не включается в расчеты между поставщиком и покупателем и не прибавляется к цене продукции. Это может являться дополнительным фактором повышения ее конкурентоспособности.

Однако в налогообложении сельскохозяйственных потребительских кооперативов есть проблема, связанная с распределением прибыли кооператива, оставшейся после налогообложения: выплаты членам кооператива не признаются дивидендами, и Минфином отвергается возможность применения пониженной ставки 9% в отношении таких доходов. Необходимо внесение в налоговое законодательство соответствующих изменений, так как, по сути, в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации» речь идет о распределении чистой прибыли. Поэтому и по налогу на прибыль, и по налогу на доходы физических лиц в этом случае должна быть ставка 9%.

Ряд других преимуществ в налогообложении у сельскохозяйственных потребительских кооперативов связан с возможностью получения от своих членов целевых средств, например, членских взносов в соответствии с уставом кооператива. Здесь проявляются особенности их налогообложения как некоммерческих организаций. В случае целевого использования таких средств они не учитываются в качестве дохода при налогообложении прибыли .

Следует обратить внимание на некоторые резервы повышения действенности налоговой политики

в развитии кооперации в сельском хозяйстве, в частности, в развитии кредитных кооперативов.

Дестимулирующей является норма, введенная в Налоговый кодекс в 2010 г. Доходы членов кредитного потребительского кооператива в виде процентов за использование кооперативом денежных средств, привлекаемых в форме займов от членов этого кооператива - физических лиц, рассматриваются Налоговым кодексом в качестве материальной выгоды в части превышения суммы процентов, выплачиваемых этим лицам, над суммой процентов, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов. Такая материальная выгода облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 35%.

Налицо нарушение принципа справедливости налогообложения. Не столь значительные доходы членов кредитных потребительских кооперативов, обеспечивающих деятельность этих кооперативов, облагаются по повышенной ставке НДФЛ, в то время как огромные доходы олигархов в виде дивидендов от участия в крупных прибыльных компаниях облагаются по ставке 9%. Таким образом, значительно менее обеспеченные слои населения - сельское население, имеющее существенно меньшие доходы и вкладывающее их в кредитование сельскохозяйственного производства, должно уплачивать налог по более высокой ставке 35%. Неужели государству следует увеличивать свои налоговые доходы за счет малообеспеченного сельского населения, к тому же подрывая экономические стимулы развития кооперации на селе, снижая конкурентоспособность российской сельхозпродукции? К тому же, даже доходы банков от предоставления кредитов по высоким ставкам (выше ставки рефинансирования плюс пять процентных пунктов) не облагаются налогом по столь высокой ставке (ставка налога на прибыль составляет 20%).

В заключении можно сказать, что анализ налоговых аспектов регулирования государством деятельности субъектов агропродовольственного сектора экономики позволяет сделать выводы об имеющихся налоговых резервах стимулирования этой сферы в целях повышения конкурентоспособности российского сельскохозяйственного товаропроизводителя.

ИНФОРМЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРАМИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

М.В. Носкова, к.с.-х. н., доц. Алтайского государственного аграрного университета

Для эффективного развития аграрной экономики России необходимо обеспечить новые условия функционирования сельскохозяйственного производства, возможные для оперативной реализации в случае создания единой информационной системы агропромышленного комплекса, которая поможет осуществить стратегическое обеспечение отрасли конкурентоспособными кадрами. Одно из стратегических направлений развития кадрового потенциала в системе обеспечения сельскохозяйственными кадрами, связано с разработкой и внедрением сетевых технологий на основе создания информационных систем (ИС).

В настоящее время наблюдаются процессы создания Агроакадемсети объединяющей НИУ РАСХН с

интернет представительствами профильных НИИ РАН и отраслевых академий, НИИ Минсельхоза РФ, сельскохозяйственных вузов, предполагающие в дальнейшем преобразование в единую систему информационного интернет пространства знаний агронауки, но существующие проблемы информатизации АПК препятствуют развитию информационных систем [1].

Одну из главных проблем неэффективной отечественной информатизации В.И. Медников видит в громадном отставании технологий создания информационных систем (ИС), связанном с вымыванием ІТ-профессионалов из всех уровней структур управления АПК и заменой их на некомпетентных менеджеров. Но в большей мере на проблему влияет хаотичное, не-

управляемое развитие интернет технологии со стороны государства и органов управления, делая процесс их внедрения более длительным, что приводит к значительному перерасходу выделяемых без того незначительных ресурсов, хотя федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)»

предусмотрено создание ИС как территориальных, так и для министерств и ведомств [2].

Принимая во внимание сложившееся положение, автором была предпринята попытка разработать информационную систему для обеспечения кадрами сельского хозяйства, проект которой представлен на рис. 1.

- коммуникационная система;

- система управления развитием;

- высшим

- средний [уровни развития потенциала

’ - низкий I

Рисунок - Проект модели информационной системы обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами

Целью создания предлагаемой информационной системы обеспечения сельскохозяйственными кадрами является агрегирование обособлено существующих ныне информационных ресурсов (сельских общеобразовательных школ, отраслевых учреждений профессионального образования, профильных научных учреждений, аппаратов управления АПК, сельскохозяйственных предприятий и других субъектов бизнес-сообщества, занимающихся кадровым обеспечением), в целостную систему, чтобы её научный и инновационный потенциал был достоянием каждого участника единого информационно-коммуникационного пространства. Для принятия эффективных решений в сфере аграрной кадровой политики и иных вопросов управления агропродовольственным комплексом, органам управления и исполнительной власти так же необходим доступ к информационным ресурсам, которые могут формироваться в едином информационном про-

странстве с помощью интернет-технологий, значимость внедрения которых не вызывает сомнений.

Согласно данным Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, указанным в докладе «О концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации», на начало 2001 г. 2,5 млн россиян регулярно пользовались Интернетом, освоив интернет-технологии. По оценке экспертов Правительства Российской Федерации в 2007 г. их было уже 6 млн, а в 2010 г. - 26 млн 100 тыс. пользователей.

В настоящее время, по данным ряда авторов, сельское интернет-сообщество составляет 13-23% от всех отечественных интернет-пользователей, подтверждая тенденцию медленного расширения интернет-пространства сельских муниципальных образований, по причине ограниченного уровня доходов и региональных технических возможностей [3].

Выявленное обстоятельство является серьёзным препятствием для формирования ресурсной базы развития кадрового потенциала будущего специалиста сельскохозяйственного производства, который закладывается с раннего детства. Поэтому стратегия развития кадрового потенциала, влияющая на формирование конкурентоспособности кадров агропромышленной сферы, должна учитывать ресурсную базу его развития с дошкольного периода, планируя перспективную кадровую потребность не только количественно (традиционно практикуемое), но и по конъюнктурному качеству, что будет возможно по данным ИС сельских учреждений дошкольного образования (1).

Прогнозирование потребности в аграрных кадрах, с учётом срока подготовки, требуемого уровня компетенций и особенностей механизма их ротации, можно осуществлять при помощи мониторинга информационных потоков ИС, отражающих профессиональную подготовку и развитие кадрового потенциала не только для всей отрасли (2-10), но и для сельскохозяйственных предприятий и кандидатов в аппарат управления занятых в сельском хозяйстве (11-13,15).

Механизм управляющего воздействия в предложенной модели обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами, осуществляется ИС управления развитием и обеспечением (14), вектор которого на схеме изображён сплошной линией. Например, контроль реализации и корректировка государственного задания по подготовке специалистов всех уровней профессионального образования, обеспечение специалистами предприятий, организаций и учреждений по их заказам можно осуществлять, анализируя информационные системы ИС соответствующих образовательных учреждений, которые должны взаимодействовать с информационными системами ИС аппарата управления сельским хозяйством.

Создание и развитие инфраструктурных информационных систем по трудоустройству специалистов через некоторое время даст полное представление о количественном и качественном (уровне развития: высоком, среднем и низком (16)), кадровом потенциале сельскохозяйственной отрасли, обосновывая научное стратегическое обеспечение планирования и прогнозирования аграрных кадров.

Таким образом, мониторинг кадрового обеспечения с помощью предложенной модели информационной системы, позволит формировать открытые базы данных, свидетельствующих о ходе реализации стратегического развития кадрового потенциала сельского хозяйства на различных уровнях: федеральном, субъектов федерации, муниципальных районов, формируя показатели, демонстрирующие результаты осуществления целенаправленной аграрной кадровой политики, обеспечивая при этом максимально разумную экономию средств. Таким образом, мониторинг кадрового обеспечения с помощью предложенной модели информационной системы, позволит формировать открытые базы данных, свидетельствующих о ходе реализации стратегического развития кадрового потенциала сельского хозяйства на различных уровнях: федеральном, субъектов федерации, муниципальных районов, формируя показатели, демонстрирующие результаты осуществления целенаправленной аграрной кадровой политики, обеспечивая при этом максимально разумную экономию средств. Из чего следует, что целевой функцией информационной системы обеспечения кадрами сельского хозяйства является стратегическое развитие кадрового потенциала конкурентоспособных профессионалов для социально-экономического, научно-технического и культурного развития сельскохозяйственного производства и АПК в целом, поскольку максимальный эффект, а также оптимальная экономия средств могут быть достигнуты при обеспечении требуемой занятости подготовленных специалистов.

Источники

1. Муратова Л.Г. Интеграция сайтов РАН в единое интернет-пространство агрознаний. Рыночная интеграция в агропро-довольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование. - М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2010. - С. 39-41.

2. Медников В.И. ВЕБ - интеграционные технологии развития информатизации сельского хозяйства. Рыночная интеграция в агропродовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование. - М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2010. - С. 25-28.

Носкова М.В. Развитие кадрового потенциала сельского хозяйства: теория, методология, практика: монография / М.В. Носкова, Барнаул: Изд-во АгАу, 2010, 349 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОВОЩЕВОДСТВА В РОССИИ

Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 11-02-00047а

А.С. Строков, асп., науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Цель статьи - дать характеристику аграрной политике России на рынке картофеля и овощей в период 2000-2010 гг. и предложить некоторые направления развития господдержки картофелеовощеводческого сектора на перспективу до 2020 г., с учетом возможного вступления России в ВТО. Будут проанализированы основные методы поддержки производителей картофеля и овощей и их эффективность, а также указаны некоторые особенности региональных программ по развитию картофелеводства.

В последние 10 лет в России поддержка сельхозпроизводителей всех направлений и общие меры поддержки увеличились в 25 и 6 раз соответственно в абсолютном выражении (табл. 1). Особенно значительные

суммы выделялись сельхозпроизводителям в 2008 г. и 2009 г. - около 12 млрд долл. ежегодно так называемой «прямой» поддержки (т.е. субсидии, идущие напрямую сельхозпроизводителям). За отчетный период увеличился и относительный показатель «прямой» поддержки сельхозпроизводителей к стоимости продукции сельского хозяйства: с 2 до 16%. Общие меры поддержки («косвенная» поддержка) увеличивались не так значительно как «прямая» поддержка, однако, в период 2006-2009 гг. достигли 4-5% или 2-4 млрд долл. ежегодно. К «косвенной» поддержке относятся затраты государства на научные и прикладные исследования, сельскохозяйственное образование, госинспекцию, инфраструктуру, маркетинг и продвижение товара и прочее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.