Научная статья на тему 'Государственная поддержка овощеводства в России'

Государственная поддержка овощеводства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка овощеводства в России»

Выявленное обстоятельство является серьёзным препятствием для формирования ресурсной базы развития кадрового потенциала будущего специалиста сельскохозяйственного производства, который закладывается с раннего детства. Поэтому стратегия развития кадрового потенциала, влияющая на формирование конкурентоспособности кадров агропромышленной сферы, должна учитывать ресурсную базу его развития с дошкольного периода, планируя перспективную кадровую потребность не только количественно (традиционно практикуемое), но и по конъюнктурному качеству, что будет возможно по данным ИС сельских учреждений дошкольного образования (1).

Прогнозирование потребности в аграрных кадрах, с учётом срока подготовки, требуемого уровня компетенций и особенностей механизма их ротации, можно осуществлять при помощи мониторинга информационных потоков ИС, отражающих профессиональную подготовку и развитие кадрового потенциала не только для всей отрасли (2-10), но и для сельскохозяйственных предприятий и кандидатов в аппарат управления занятых в сельском хозяйстве (11-13,15).

Механизм управляющего воздействия в предложенной модели обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами, осуществляется ИС управления развитием и обеспечением (14), вектор которого на схеме изображён сплошной линией. Например, контроль реализации и корректировка государственного задания по подготовке специалистов всех уровней профессионального образования, обеспечение специалистами предприятий, организаций и учреждений по их заказам можно осуществлять, анализируя информационные системы ИС соответствующих образовательных учреждений, которые должны взаимодействовать с информационными системами ИС аппарата управления сельским хозяйством.

Создание и развитие инфраструктурных информационных систем по трудоустройству специалистов через некоторое время даст полное представление о количественном и качественном (уровне развития: высоком, среднем и низком (16)), кадровом потенциале сельскохозяйственной отрасли, обосновывая научное стратегическое обеспечение планирования и прогнозирования аграрных кадров.

Таким образом, мониторинг кадрового обеспечения с помощью предложенной модели информационной системы, позволит формировать открытые базы данных, свидетельствующих о ходе реализации стратегического развития кадрового потенциала сельского хозяйства на различных уровнях: федеральном, субъектов федерации, муниципальных районов, формируя показатели, демонстрирующие результаты осуществления целенаправленной аграрной кадровой политики, обеспечивая при этом максимально разумную экономию средств. Таким образом, мониторинг кадрового обеспечения с помощью предложенной модели информационной системы, позволит формировать открытые базы данных, свидетельствующих о ходе реализации стратегического развития кадрового потенциала сельского хозяйства на различных уровнях: федеральном, субъектов федерации, муниципальных районов, формируя показатели, демонстрирующие результаты осуществления целенаправленной аграрной кадровой политики, обеспечивая при этом максимально разумную экономию средств. Из чего следует, что целевой функцией информационной системы обеспечения кадрами сельского хозяйства является стратегическое развитие кадрового потенциала конкурентоспособных профессионалов для социально-экономического, научно-технического и культурного развития сельскохозяйственного производства и АПК в целом, поскольку максимальный эффект, а также оптимальная экономия средств могут быть достигнуты при обеспечении требуемой занятости подготовленных специалистов.

Источники

1. Муратова Л.Г. Интеграция сайтов РАН в единое интернет-пространство агрознаний. Рыночная интеграция в агропро-довольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование. - М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2010. - С. 39-41.

2. Медников В.И. ВЕБ - интеграционные технологии развития информатизации сельского хозяйства. Рыночная интеграция в агропродовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование. - М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2010. - С. 25-28.

Носкова М.В. Развитие кадрового потенциала сельского хозяйства: теория, методология, практика: монография / М.В. Носкова, Барнаул: Изд-во АгАу, 2010, 349 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОВОЩЕВОДСТВА В РОССИИ

Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 11-02-00047а

А.С. Строков, асп., науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Цель статьи - дать характеристику аграрной политике России на рынке картофеля и овощей в период 2000-2010 гг. и предложить некоторые направления развития господдержки картофелеовощеводческого сектора на перспективу до 2020 г., с учетом возможного вступления России в ВТО. Будут проанализированы основные методы поддержки производителей картофеля и овощей и их эффективность, а также указаны некоторые особенности региональных программ по развитию картофелеводства.

В последние 10 лет в России поддержка сельхозпроизводителей всех направлений и общие меры поддержки увеличились в 25 и 6 раз соответственно в абсолютном выражении (табл. 1). Особенно значительные

суммы выделялись сельхозпроизводителям в 2008 г. и 2009 г. - около 12 млрд долл. ежегодно так называемой «прямой» поддержки (т.е. субсидии, идущие напрямую сельхозпроизводителям). За отчетный период увеличился и относительный показатель «прямой» поддержки сельхозпроизводителей к стоимости продукции сельского хозяйства: с 2 до 16%. Общие меры поддержки («косвенная» поддержка) увеличивались не так значительно как «прямая» поддержка, однако, в период 2006-2009 гг. достигли 4-5% или 2-4 млрд долл. ежегодно. К «косвенной» поддержке относятся затраты государства на научные и прикладные исследования, сельскохозяйственное образование, госинспекцию, инфраструктуру, маркетинг и продвижение товара и прочее.

Таблица 1 - Господдержка всего сельского хозяйства в РФ

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Стоимость продукции сельского хозяйства, млн долл. 23 401 27 260 27 765 30 978 38 505 39 890 48 420 64 468 84 567 72 659

Поддержка сельхозпроизводителей, млн долл. 484 3 159 3 549 4 234 6 152 4 396 5 686 6 710 12 439 11 873

Общие меры поддержки, млн долл. 547 765 740 1 063 1 422 1 383 2 331 2 821 4 118 3 372

Отношение поддержки сельхозпроизводителей к стоимости продукции, % 2 12 13 14 16 11 12 10 15 16

Отношение общих мер поддержки к стоимости продукции, % 2 3 3 3 4 3 5 4 5 5

Источник: ВИАПИ им. А.А. Никонова

Картофелеводство и овощеводство не являются приоритетными направлениями развития аграрной политики РФ. Об этом можно судить по показателю доли субсидий, выделяемых сельскохозяйственным организациям на выращивание картофеля и овощей открытого грунта (рис. 1). За период 2000-2008 гг. этот показатель снизился с 1,4 до 0,05%.

Рисунок 1 - Доля субсидий на картофель и овощи в поддержке сельхозпроизводителей (%)

Источник: Росстат.

Оценить эффект от субсидий на картофель и овощи, выделяемых государством сельскохозяйственным организациям, можно с помощью традиционных статистических методов. Сделана попытка оценить влияние субсидий на картофель на производство этого вида продукции с помощью коэффициента корреляции по регионам России. Были отобраны 57 регионов РФ, где производят картофель в СХО и где выдавались государством субсидии на выращивание именно этой сельскохозяйственной культуры в период 2006-2008 гг. Рассчитывалось 2 коэффициента корреляции: между количеством выданных субсидий и разностью между производством картофеля в СХО в

2008 г и 2006 г. (0,28); между количеством выданных субсидий и производством картофеля в СХО в 2008 г. (0,74). Коэффициент 0,28 говорит о том, что влияние субсидий на рост производства картофеля среди данных регионов весьма мал. Коэффициент 0,74 можно интерпретировать следующим образом: субсидии выдаются тем регионам, где производство картофеля в СХО и так довольно значительно.

Аналогичная процедура была проделана и по оценке эффективности от субсидий на овощи открытого грунта. Только здесь было выбрано 62 региона. Коэффициенты корреляции здесь получились незначительными в обоих случаях. Между субсидиями и производством в 2008 г коэффициент корреляции равен 0,29, а между субсидиями и разностью производ-

ства овощей открытого грунта в СХО между 2008 г. и 2006 г. равен 0.

В начале 2011 г. Россия стала близка к вступлению в ВТО1, что вынудит страну принять ряд обязательств, которые могут отразиться на сельском хозяйстве и овощеводстве в частности. Для развитых стран, вступивших в ВТО, «прямая» поддержка сельского хозяйства не должна превышать 5% от стоимости продукции, для развивающихся стран - не должна превышать 10% от стоимости продукции. «Россия предлагает сохранить для себя возможность поддерживать этот сектор в объеме 9 млрд. долларов ежегодно до 2012 г. с последующим снижением до 4-4,5 млрд долл. в течение 5-7 лет»2. Из табл. 1 было видно, что только в 2008 и 2009 гг. «прямая» поддержка превышала 9 млрд долл., а в другие года была меньше. Таким образом, Россия отстаивает для себя приемлемые условия для господдержки сельского хозяйства в условиях ВТО.

При вступлении в ВТО России придется отказаться от импортных квот и тарифов. В период 20002009 гг. в России действовали 5-10% импортные пошлины на некоторые виды овощей, например, капусту и картофель. Чтобы стимулировать импорт, от пошлин пришлось отказаться в период 2010-2011 гг., так как нехватка этих видов овощей из-за засухи привела к росту потребительских цен. При хорошем урожае 2011 г. на рынок поступит дешевая качественная отечественная продукция, которая заменит импортные овощи. В перспективе до 2020 г. Россия вряд ли откажется от импорта, поскольку в России увеличивается городское население, а торговым сетям в городах удобнее работать с крупными импортными поставками, а не ездить по деревням, собирая мелкие партии овощей в хозяйствах населения. Продолжится и импорт семян, особенно картофеля, ввиду нехватки отечественных сортов.

По правилам ВТО страна может сохранять «косвенные» меры поддержки, не ограниченные никакими значениями в абсолютных или относительных единицах3. Для овощеводства это может выражаться в поддержке научных исследований по внедрению

1 «Россия может завершить переговоры по вступлению в ВТО в апреле», 18 янв. 2011 г. - http://www.vedomosti.ru/ politics/news/1190641/rf тогЬ^ гауегеЬ^ регеаоуогу ро увШ р!еглуи V уЬ V арге1е.

2 Там же.

3

См. сайт ВТО http://www.wto.orа/enаlish/thewto е/Мпа^ е/Ш е/аагт3 e.htm.

инноваций, в частности улучшению состояния семеноводства, строительстве картофелеовощехранилищ. Последнее является актуальным, поскольку есть исторические примеры, например, в Индии в период после 1995 г.1, когда страна не могла наращивать экспорт картофеля из-за нехватки площадей складских помещений и хранилищ в деревнях и портах, что препятствовало передвижению товара по стране и за рубеж2. Кроме того, при вступлении в ВТО правительство России имеет право расходовать средства на контроль за болезнями растений и животных и мер по предотвращению их распространения, продовольственную безопасность, а также помогать фермерам реструктуризировать сельхоздеятельность в пользу других видов занятости, стимулировать сохранение природного ландшафта и сельских территорий.

В некоторых регионах России уже действуют программы по развитию картофелеводства, где наряду с «прямыми» методами активно используются «косвенные» меры господдержки. Проанализируем некоторые из них, которые могут служить примером для других субъектов Федерации. Продолжает функционировать областная целевая программа «Возрождение и развитие картофелеводства в Брянской области в 2008-2012 гг.», нацеленная на увеличение производства товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйств. Задачи программы: сохранение системы первичного семеноводства картофеля, обеспечение сельхозтоваропроизводителей области высококачественным посадочным материалом, расширение производства элитного семенного и товарного картофеля. В перечень основных мероприятий входят: закупка исходных оздоровленных микрорастений, выполнение работ по фитопатологическому грунтовому контролю образцов суперэлиты, закупка торфогрунта, закупка лабораторного оборудования, закупка минеральных удобрений, закупка средств защиты растений; субсидии сельхозтоваропроизводителям, приобретающим элитные семена картофеля; субсидии сельхозтоваропроизводителям, реализовавшим картофель юридическим лицам Брянской области.

На выполнение мероприятий программы в 2008-2012 гг. требуется 179 млн руб. из бюджета Брянской области. В конечном счете, авторы программы ожидают следующие результаты: увеличение производства товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях с 95 до 174 тыс. т; расширение элитных посевов картофеля с 400 до 620 га; повышение урожайности товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях с 200 до 236 ц/га; увеличение объемов производства семенного картофеля с 9 до 15 тыс. т. Отметим, что в Брянской области еще до реализации указанных мероприятий активно развивался крупнотоварное производство картофеля. Доля СХО в валовых сборах этой культуры в регионе выросла с 7 до 24%.

Начинает реализовываться областная долгосрочная целевая программа «Развитие картофеле-

1 1995 г. - Год вступления Индии в ВТО.

2

Kumar N.R., Singh B.P., Khurana S.MP., Pandey N.K. Impact of WTO on Potato Export from India // Agricultural Economics Research Review Volume 18, Number 2 - 2005. - July-December. -С. 291-304. http://ageconsearch.umn.edu/ handle/58478.

водства в Новгородской области на 2011-2015 годы». Программа принята для увеличения использования пашни и развития сельских территорий за счет развития производства картофеля. Задачи стоят следующие: создание условий для увеличения производства картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями области; увеличение доли сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства картофеля; расширение сортового ассортимента и качества семенного картофеля на территории области; создание условий для реализации картофеля внутри области и в другие регионы Российской Федерации; увеличение посевных площадей картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее неиспользуемой пашни.

На реализацию программы в Новгородской области выделяется 270 млн руб. из областного бюджета и 1 млрд руб. из внебюджетных источников. Средства выделяются на реализацию следующих основных мероприятий:

- техническая и технологическая модернизация отрасли картофелеводства, строительство современных типовых картофелехранилищ, завода по переработке и хранению картофеля;

- субсидирование сельскохозяйственным товаропроизводителям области (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части затрат на приобретение семян картофеля и сельскохозяйственной техники и оборудования для производства картофеля;

- приобретение элитных семян картофеля;

- проведение научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование технологий первичного семеноводства картофеля;

- организация участия сельскохозяйственных товаропроизводителей

- области в сельскохозяйственных ярмарках;

- содействие в организации проведения для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, централизованного закупа картофеля;

- организация работы по проведению конференций, семинаров, «круглых столов, стажировок, в том числе зарубежных, в целях приобретения опыта работы по вопросам внедрения инноваций, современных технологий производства и реализации картофеля.

Ожидается, что к концу действия программы будут следующие результаты: увеличение производства картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями области с 215 тыс. т в 2010 г. до 500 тыс. т в 2015 г.; увеличение доли сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве картофеля до 55% в 2015 г.; увеличение посевных площадей картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее неиспользуемой пашни до 30% в 2015 г.

Таким образом, поддержка производителей картофеля и овощей носит «выборочный» характер и занимает второстепенное значение в аграрной политике России, несмотря на то, что картофель и овощи составляют 25-30% от всей потребляемой нашими гражданами пищи. Однако, в некоторых регионах проводятся программы по развитию крупнотоварного производства высококачественной продукции. На примере Брянской и Новгородской областей продемонстрированы эффективные меры «прямой» и «кос-

венной» поддержки производителей картофеля, технику и приобретение элитных семян, поддержка

включающие строительство хранилищ, перерабаты- научных исследований в области семеноводства и

вающих мощностей, субсидирование затрат на новую районирования.

5.2. Особенности аграрных политик в регионах России: достижения, ошибки, перспективы

ОСОБЕННОСТИ АГРАРНЫХ ПОЛИТИК В РЕГИОНАХ РОССИИ

Е.А. Гатаулина, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и

информатики им. А.А. Никонова

Для выполнения целей государственной аграрной политики утверждена и реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., где определены мероприятия поддержки федерального уровня, подавляющее большинство из которых требует регионального софинансирования. Таким образом, уровень и структура поддержки на федеральном уровне ежегодно задаются объемом финансирования мер Гос-программы, хотя и не исчерпываются этим: достаточно большие объемы поддержки направляются дополнительно по условиям конкретного года (например, при резком подъеме цен на комбикорма или ликвидацию последствий засухи). Все же на основе Госпрограммы мы можем утверждать, что в стране обозначены единые для всей страны направления поддержки, определены критерии распределения средств по субъектам РФ. Но что происходит на региональном уровне? На что тратят свои бюджеты субъекты РФ, притом, что находящиеся в одних и тех же федеральных округах, часто в сходных природно-климатических условиях регионы получают одни и те же сигналы от федерального центра? Можем ли мы, имея это в виду, утверждать, что в стране проводится единая аграрная политика или мы имеем «парад региональных политик», лишь до определенной степени скоординированных общефедеральными мерами? Для ответа на этот вопрос проанализируем объем и структуру расходов субъектов РФ из региональных бюдже-тов1 на поддержку сельского хозяйства по основным направлениям на примере двух субъектов РФ из каждого федерального округа2. Отбор субъектов проводился, принимая во внимание объемы производства продукции сельского хозяйства и выраженности аграрной региональной политики.

В качестве первичной информации использовались формы ведомственной отчетности Минсельхо-за РФ 10-АПК-регион «Отчет о средствах целевого финансирования» за 2006-2009 гг. Направления поддержки даны в форме с большой степенью детализации. Для целей этой работы они были укрупнены.

В табл. 1 приводится структура региональных расходов на поддержку сельского хозяйства по направлениям поддержки по выбранным субъектам РФ в среднем за 2006-2009 гг.

1 Т.е. без средств федерального бюджета.

2

Расчеты сделаны для 2006-2009 гг. В то время СевероКавказский округ еще не был выделен, поэтому сравнение проведено по 7 имевшимся федеральным округам.

По Центральному федеральному округу

сравнивались Белгородская и Костромская области. Белгородская область находится в ЦентральноЧерноземном районе, граничит с Украиной, имеет благоприятные природно-климатические условия для сельского хозяйства. Область занимает второе место в РФ по стоимости реализованной продукции сельского хозяйства в среднем за 2006-2009 гг., причем ее объемы за этот период росли очень высокими темпами, - рост в 2007 г. - 1,4 раз, в 2008 г. - в 2 раза и в 2009 г. 2,7 раз (по отношению к 2006 г.). В 2009 г. общая стоимость реализованной продукции сельского хозяйства области составила 76,7 млрд руб. В то же время суммы государственной поддержки из регионального бюджета (по отношению к 2006 г.) росли еще быстрее: в 3,4; 5,0 и 4,1 раз соответственно за 20072009 г., составив в 2009 г. почти 1 млрд руб. Область занимает одно из ведущих мест в России по производству свинины и птицы, развито производство зерна, сахарной свеклы. В структуре своих региональных расходов Белгородская область отдает предпочтение субсидированию процентной ставки по инвестиционным кредитам, - почти 50% всей поддержки, чисто региональных субсидий на продукцию животноводства область не выделяет, - только в 2009 г. в рамках развития отраслевых программ было потрачено 4,8% всех расходов бюджета на поддержку молочного скотоводства, прямых субсидий на растениеводство в среднем за 2006-2009 гг. выделялось менее 1%. За счет субсидированных кредитов область построила новые свинокомплексы и птицефабрики, увеличив только за 2009 г. производство птицы на 25%, а свиней на 40% (по сельхозорганизациям).

Если Белгородская область пошла по пути развития сельского хозяйства промышленного типа, -индустриальные животноводческие комплексы, то Костромская область в основном тратила деньги своего бюджета на прямые субсидии на поддержку животноводства (52%) в структуре в среднем за 2006-

2009 гг. Суммы, направляемые из регионального бюджета на развитие сельского хозяйства, - почти в 4 раза меньше расходов Белгородской области (249 млн руб. в среднем за 2006-2009 гг.), соответственно и результаты по объемам реализованной продукции намного ниже, - 4,6 млрд руб. Поддержка, выросла по отношению к уровню 2006 г. соответственно в 2007 г. в 1,36 раз, в 2008 г. - 1,54, в 2009 г. - в 1,36 раз, т.е. сохранялась в 2009 г. на уровне 2007 г. Стоимость товарной продукции за тот же период возросла в 1,2; 1,4 и 1,5 раз соответственно. Региональная поддержка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.