Научная статья на тему 'Налоговые условия стимулирования развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов'

Налоговые условия стимулирования развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые условия стимулирования развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

практической работой по проекту. Отсюда концептуальные непонимание и недоработки. Отрицательным моментом явилось отсутствие результатов отечественных экспериментальных (пилотных) проектов, за исключением проектов с иностранным участием (ТАСИС, Транс-формер и др.).

Необходимо отметить, что средств проекта недостаточно для того чтобы достичь перелома в тенденциях развития отечественного сельского хозяйства, так как дефицит финансирования поддержки многократно выше выделенных средств и неэквивалентный обмен между сельским хозяйством и другими сферами аграрно-промышленного комплекса сохраняется. Финансовый механизм реализации

опирается на коммерческие подходы, что может существенно затруднить сбалансированное по социальным слоям распределение выделенных средств, и преимущество получат не самые нуждающиеся в государственной поддержке сельскохозяйственные производители.

В то же время надо отметить, что практический процесс создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов и научная разработка необходимых методических материалов идут параллельно и опыт вновь создаваемых кооперативов ляжет в основу более широкого и массового развития кооперации в отечественном многоукладном сельском хозяйстве.

НАЛОГОВЫЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

Г.Н. Карпова, к.э.н., доц., проф., зам. зав. кафедрой Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

Одним из приоритетных направлений реализации национального проекта «Развитие АПК» являются поддержка и развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Речь идет о крестьянских (фермерских) хозяйствах (К(Ф)Х), личных подсобных хозяйствах граждан (ЛПХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативах (СХПК).

Особая роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов связана с необходимостью помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в сбыте их продукции, ее переработке, транспортном, ремонтном и других видах обслуживания, в осуществлении снабженческих функций. Деятельность таких кооперативов призвана способствовать повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, борьбе с монополистами в сфере переработки и сбыта их продукции, а также увеличению занятости сельского населения производительным трудом. Кроме того, для обеспечения инвестиций в развитие сельскохозяйственного производства служат создаваемые кредитные кооперативы. Востребованными также являются страховые кооперативы. Таким образом, многофункциональность СХПК способна обеспечить диверсификацию агропромышленного производства, повысить его устойчивость. В качестве членов СХПК могут выступать как малые субъекты агробизнеса (К(Ф)Х, ЛПХ), так и более крупные: организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность.

Хотя сельскохозяйственные потребительские кооперативы не производят собственную сельскохозяйственную продукцию, од-

нако, в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации», их деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей их членов, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Налогообложение СХПК в общем случае не содержит особых льгот. Хотя они относятся к некоммерческим организациям, это обстоятельство не освобождает их от уплаты действующих в России налогов. Можно говорить лишь об отдельных случаях невключения в налоговую базу для расчета налога на прибыль организаций отдельных видов целевых поступлений, например, членских взносов при условии их использования на цели уставной деятельности. Более того, до 2007 г. налоговые условия их деятельности были более жесткими по сравнению с сельскохозяйственными орга-низациями-товаропроизводителями. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы не имели права применять специальную систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), так как по определенному в Налоговом кодексе критерию (ст. 346.2 НК РФ) они не относились к сельскохозяйственным товаропроизводителям, поскольку не производили собственную сельскохозяйственную продукцию. Производителями сельскохозяйственной продукции являются в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации», сельскохозяйственные производственные кооперативы - коммерческие организации.

Однако последовательно проводимая в стране налоговая политика имела своим результатом благоприятные для СХПК изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным

законом от 3 ноября 2006 г. № 177-ФЗ, вступившие в силу с 2007 г. Теперь такие виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей налогообложения, если доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ или услуг для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%. Это означает, что такие организации могут по своему выбору перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) как на более льготный режим налогообложения или применять общую систему налогообложения.

По специальному налоговому режиму вместо четырех основных налогов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплачивается единый сельскохозяйственный налог. Его размер определяется из величины доходов организации за вычетом произведенных расходов по ставке 6%. Остальные налоги, кроме перечисленных выше четырех, уплачиваются в общем порядке. Следует заметить, что целесообразность перехода на этот специальный налоговый режим (при условии соблюдения критерия его применения) каждая организация определяет для себя самостоятельно, проведя предварительные расчеты налоговой экономии. В отдельных случаях переход на единый сельскохозяйственный налог может привести к увеличению налоговых платежей организации, т.е. к росту налоговой нагрузки. Внимательного отношения требует также то обстоятельство, что организация при этом не является плательщиком НДС.

Тем не менее возможность применения сельскохозяйственными потребительскими

кооперативами единого сельскохозяйственного налога, безусловно, является стимулирующим налоговым фактором, способствующим развитию этой формы аграрных предприятий.

В случае, если СХПК не перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога, а применяет общую систему налогообложения, то уплачиваются установленные в России налоги с учетом возможных льгот на региональном или местном уровне.

Кроме того, может применяться упрощенная система налогообложения, если деятельность сельскохозяйственного потребительского кооператива соответствует критерию ее применения. При этом общий объем доходов без учета НДС за год не должен превышать

20 млн р. (с учетом индексации на коэффициент-дефлятор), средняя численность работников - 100 человек, притом доля непосредственного участия в них других организаций должна составлять не более 25%, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов - не более 100 млн р. Таким образом, чтобы кооперативу применять упрощенную систему налогообложения, среди его членов должны преобладать физические лица - граждане, ведущие ЛПХ и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Этот режим не столь выгоден, как ЕСХН. Ставка налога, применяемая к доходам, уменьшенным на величину расходов, составляет 15% (а по ЕСХН - 6%). Ставка 6% при упрощенной системе применяется, если объект обложения - доходы. Тем не менее, если сельскохозяйственный потребительский кооператив не соблюдает критерия применения единого сельскохозяйственного налога, но масштаб его деятельности небольшой и упрощенная система налогообложения может быть использована, она может быть выгоднее, чем общая система.

Если у СХПК есть виды деятельности, например, розничная торговля, которые в соответствии с нормативными актами представительных органов муниципальных образований на территории образования подпадают под обязательное применение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), то в отношении этих видов деятельности уплачивается ЕНВД, ведется отдельный учет, а в отношении иных видов деятельности применяется на выбор одна из рассмотренных выше систем налогообложения: общая, упрощенная или ЕСХН. Необходимо отметить, что и здесь для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, в настоящее время предусматривается некоторое упрощение. В отношении реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции через свои магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни ЕНВД не применяется, что безусловно является серьезным облегчением учетной работы и снижает налоговые платежи.

Наряду с положительными моментами следует указать на недостатки налогообложения в отношении к СХПК. Так, в СХПК может быть до 20% членов, не являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями. Тем не менее доход от выполнения работ (услуг) для таких членов будет учитываться при расчете критерия применения ЕСХН. Таким образом, очевидно необоснованное снижение налоговых платежей кооперативом, обслуживающим несельскохозяйственные организации, это может использоваться как уход от налогообложения.

Другой недостаток связан с двойным налогообложением кооперативных выплат членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, производимых из прибыли кооператива, остающейся после налогообложения. Эти суммы облагаются сначала у кооператива - налогом на прибыль организаций (при общей системе налогообложения) или единым сельскохозяйственным налогом (при применении кооперативом ЕСХН). второй раз - у членов кооператива в качестве доходов от участия в других организациях. Следовало бы предпринять дальнейшие шаги в последовательном осуществлении налоговой поли-

тики в отношении сельскохозяйственных потребительских кооперативов по ослаблению их налогового бремени и совершенствованию норм налогового законодательства.

Резюмируя вышесказанное, можно определить налоговые новации, касающиеся сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как форму их финансовой поддержки государством, выражающуюся в снижении их налоговых платежей. Важно эффективно использовать предоставленные возможности в целях развития этой перспективной формы хозяйствования в аграрной сфере.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ РИСКАМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.А. Шепелева, к.э.н., ст. науч. сотр. Северо-Западного НИ экономики сельского хозяйства

В настоящее время в Ленинградской области реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который предусматривает широкое распространение сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, по переработке сельхозпродукции, заготовительных, кредитных). На 2006 г. в области существовало 2 сельскохозяйственных потребительских кооператива, оба в Лодейнопольском районе: «Аг-ро-Лайн» и «Агро-Нева». К 2010 г. планируется создать еще 14 кооперативов. До 1 января 2006 г. в области действовало 3 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива: в Волховском районе - «Созидание», в Гатчинском районе - «Содействие», в Лужском районе - «Взаимный кредит». В 2006 г. было создано 6 кооперативов, к 2010 г. планируется создание еще 7 кредитных кооперативов.

В процессе функционирования кооперативы, как и любые предприятия коммерческого и некоммерческого характера, подвергаются риску.

Под управлением рисками потребительских кооперативов нами понимается проведение мероприятий как организационноэкономического, так и финансового характера, направленных на выявление, оценку, предупреждение и контроль событий, чаще всего, случайных и непредсказуемых, проявляющихся в процессе создания и функционирования потребительского кооператива.

Для создания эффективной системы потребительских кооперативов в Ленинградской области необходимо выявлять такие риски; анализировать и оценивать их; разрабатывать мероприятия по уменьшению влияния выявленных факторов рисков на развитие потребительских кооперативов.

В процессе исследовательской работы с использованием методов анкетирования и интервьюирования сельского населения Ленинградской области нами были выявлены две основные группы рисков потребительских кооперативов (кредитные кооперативы ввиду их специфичности в данной статье не рассматриваются), возникающих на стадиях их создания и функционирования: финансового и организационного характера.

На рис. 1 они представлены в виде дерева рисков. В корне дерева представлены риски, возникающие при создании кооператива. Это недостаток денежных средств (риск финансового характера), когда собственных средств недостаточно, а возможности получения кредита нет, а также риски организационного характера.

1. Нехватка информации отчасти объясняется недостаточной информационной поддержкой со стороны государственных и муниципальных служащих.

2. Недостаток лидеров, что во многом вызвано оттоком молодежи из сельской местности, в результате чего происходит сокращение активной части населения, способной организовать эффективную деятельность кооперативов.

3. Недоверие населения к возможности получения положительных результатов деятельности кооперативов приводит к отсутствию у людей желания вступать в потребительские кооперативы.

Ствол дерева содержит риски, которые могут нанести неожиданные большие потери и даже привести к полной ликвидации кооператива. Это рыночный риск и риск форсмажорных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.