Научная статья на тему 'Налоговые аспекты государственной поддержки развития интеграции и кооперации в сельском хозяйстве'

Налоговые аспекты государственной поддержки развития интеграции и кооперации в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые аспекты государственной поддержки развития интеграции и кооперации в сельском хозяйстве»

НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ И

КООПЕРАЦИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Г.Н. Карпова, к.э.н., проф. Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, обеспечивая поступление, распределение и перераспределение финансовых средств государства для решения конкретных задач. В отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей существенную значимость имеет регулирующая функция налогов. Реализация этой функции в налоговой системе России осуществляется посредством использования льгот и специальных режимов налогообложения сельскохозяйственными предприятиями, что способствует снижению их налоговой нагрузки. Государство тем самым влияет на темпы развития воспроизводственных процессов в агропродовольственном секторе (АПС) и, следовательно, на темпы развития отрасли.

В последние годы увеличивается размер прямой поддержки предприятиям отрасли в виде субсидий и компенсаций из бюджетов всех уровней. Наряду с этим, использование налоговых инструментов стимулирования сельскохозяйственной деятельности можно рассматривать в качестве мер косвенной поддержки, реализуемой посредством налоговой политики государства.

Снижение налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций может способствовать включению их в процесс интеграции. Анализ объемов начисленных налогов, проведенный на основе отчетов Минсельхоза РФ за 2003-2008 гг., показал, что в целом прослеживается тенденция существенного роста общей суммы налогов и обязательных платежей. За 2008 г. сумма начисленных налогов составила 112,0 млрд руб., что почти вдвое превышает уровень 2005 г. - 56,7 млрд руб. Все это при сохранении размеров налоговых ставок и в некоторых случаях их снижения свидетельствует о росте налоговой базы по основным налогам. Это позволяет косвенным образом сделать вывод о росте сельскохозяйственного производства в России.

Представляет интерес исследование относительных показателей налоговой нагрузки в динамике ее изменений за указанные годы (рис. 1). Рост начисленных налогов происходил в связи с ростом общего объема выручки организаций (887,8 млрд руб. в 2008 г. против 362,0 млрд руб. - в 2003 г.). Притом темпы роста выручки превышали темпы роста начисленных налогов, что приводило к снижению налоговой нагрузки, определяемой как отношение начисленных налогов к выручке.

12,2 12,5

7,8 72 0,0

\8,1 ,

0 • . . 0,45 _°лі5 0,68 ЖІ 89

2003 2004 2005 2006 2007 2000 год

♦ Налоговая нагрузка к выручке, % —Д—К-т эффективности господдержки

Рисунок 1. Динамика изменения налоговой нагрузки и эффективности господдержки по организациям Минсельхоза РФ за 2003-2008 гг.

Объем финансовой помощи из бюджета в виде субсидий сельскохозяйственным организациям

вырос в 2008 г. по сравнению с 2003 г. почти в 6 раз. Для характеристики уровня господдержки сельскохозяйственных организаций представляет интерес анализ коэффициента господдержки, определяемого как отношение величины поступивших субсидий из бюджетов к сумме начисленных налогов и сборов. Этот коэффициент показывает, какую долю начисленных налогов в бюджет покрывают поступившие суммы господдержки. За 2008 г. суммы господдержки сельскохозяйственным организациям составляли 89% от суммы начисленных налогов, сборов и обязательных платежей в целом по организациям Минсельхоза РФ.

Таким образом, можно сделать вывод об усилившейся государственной поддержке сельскохозяйственных организаций как в виде прямой помощи из бюджетов, так и посредством реализации налоговой политики государства в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая политика позволила при сохранении на достаточно низком уровне налоговой нагрузки обеспечивать рост налоговых платежей за счет устойчивого роста налоговой базы, т.е. за счет развития сельскохозяйственного производства.

Наши исследования неоднократно подтверждали тот факт, что налоговая нагрузка у сельскохозяйственных организаций существенно ниже, чем в промышленности, и может составлять в отдельных организациях даже доли процента. Имеются случаи, когда организации получают так называемый «налоговый доход», когда сумма возмещения из бюджета по НДС (характерная особенность сельскохозяйственных организаций) превышает сумму всех начисленных налогов.

Низкая налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций делает их привлекательными для включения в состав интегрированных формирований с целью снижения налоговой нагрузки в целом по холдингу.

Анализ показателей сельскохозяйственных организаций Орловской области выявил, что у самостоятельных организаций, применяющих единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), налоговая нагрузка в среднем составляет 5,7%, а у участников интегрированных формирований - 14%. Это говорит о том, что взаимосвязи и отношения в холдинге строятся таким образом, что снижается налоговая нагрузка не сельскохозяйственных организаций, а других участников формирований посредством применения трансфертных цен.

При этом показатели рентабельности у самостоятельных сельскохозяйственных организаций, применяющих ЕСХН, в среднем по Орловской области в 2007 г. составили 15,2%, а у участников интегрированных формирований - 9,6%, т.е. более чем в 1,5 раза ниже. Это свидетельствует о том, что в интегрированных формированиях происходило перераспределение части прибыли сельскохозяйственных организаций в пользу других участников формирований.

С точки зрения налогообложения привлекательным также является поглощение убыточных предприятий прибыльными: после реорганизации новая организация имеет право учесть убытки прошлых лет реорганизованной организации для снижения величины налога на прибыль.

В налоговом законодательстве есть нормы, касающиеся организаций с долей участия в уставном капитале дочерних организаций более 50%. В этом случае безвозмездная передача долгосрочно используемого имущества, а также денежных средств, между головной и дочерней организациями не учитывается в качестве дохода для целей налогообложения прибыли. Это позволяет передавать основные средства, а также перераспределять прибыль между участниками интегрированных формирований, не увеличивая налог на прибыль.

Кроме того, для применения единого сельскохозяйственного налога нет ограничения по доле участия в уставном капитале организации других юридических лиц, которое должно соблюдаться при упрощенной системе налогообложения (УСН) и едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Речь идет о следующем условии: доля других организаций в уставном капитале организации, применяющей УСН или ЕНВД, не должна превышать 25%. Для применяющих ЕСХН никакого подобного ограничения нет, что также следует рассматривать как меру, не препятствующую включению организаций, применяющих ЕСХН, в состав интегрированных формирований.

С точки зрения стимулирования развития агрофирм, как одной из разновидностей интегральных структур в АПС, следует рассматривать как весьма позитивное, следующее изменение, внесенное в Налоговый кодекс РФ: с 2009 г. единый сельскохозяйственный налог могут применять организации, имеющие филиалы и представительства. Теперь их наличие не является препятствием для применения ЕСХН.

Подобные положения можно рассматривать как стимулирующие для развития интеграционных процессов. Таким образом, для интеграции в сельском хозяйстве есть определенные предпосылки с точки зрения налогообложения.

Что касается сельскохозяйственной кооперации, то можно также говорить о наличии налоговых условий для ее развития. С 2007 г. сельскохозяйственные потребительские кооперативы (снабженческие, сбытовые,

перерабатывающие) могут применять ЕСХН, если у них в общем объеме выручки доходы от деятельности в пользу своих членов, а также от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооперативов, составляет не менее 70%.

Создание и расширение сферы деятельности таких кооперативов кроме прочих задач может решить известную проблему НДС при применении ЕСХН. В случае, если сельхозтоваропроизводитель, перерабатывающий и сбытовой кооперативы применяют ЕСХН, то в цепочке продвижения продукции к конечному потребителю сумма НДС не включается в расчет и не прибавляется к цене продукции. Это способствует повышению ее конкурентоспособности.

Однако в налогообложении сельскохозяйственных потребительских кооперативов есть проблема, связанная с распределением прибыли кооператива, оставшейся после налогообложения: выплаты членам кооператива не признаются дивидендами, и Минфином отвергается возможность применения пониженной ставки 9% в отношении таких доходов. Необходимо внесение в налоговое законодательство соответствующих изменений, так как, по сути, в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации» речь идет о распределении чистой прибыли. Поэтому и по налогу на прибыль, и по налогу на доходы физических лиц в этом случае должна быть ставка 9%.

Ряд других преимуществ в налогообложении у сельскохозяйственных потребительских кооперативов связан с возможностью получения от своих членов целевых средств, например, членских взносов в соответствии с уставом кооператива. Здесь проявляются особенности их налогообложения как некоммерческих организаций. В случае целевого использования таких средств они не учитываются в качестве дохода при налогообложении прибыли.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии в налогообложении отдельных стимулирующих условий для развития интеграции и кооперации в сельском хозяйстве.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В СВЕКЛОСАХАРНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

О.В. Новичкова, к.э.н., ст. преп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Эффективность функционирования агропромышленного сектора во многом определяется характером системных отношений и отлаженностью устойчивых связей между субъектами аграрного рынка, что объективно выражается в установлении и динамичном развитии экономических связей и отношений на основе кооперации и интеграции.

В свою очередь эффективность работы свеклосахарного подкомплекса зависит от эффективности производства в отдельно взятых отраслях - свекловодства и сахарной промышленности, но это не означает, что она определяется как сумма результатов производства двух главных отраслей. Система показателей, выражающих результативность производства в целом по подкомплексу, учитывает эффект, полученный не в свекловодстве и сахарной промышленности отдельно, а эффект производства конечного продукта подкомплекса - сахара. И здесь неизбежно встает вопрос о необходимости формирования интегрированных структур как одной из основных возможностей повышения эффективности работы подкомплекса в целом. В усло-

виях спада агропромышленного производства на фоне общего экономического кризиса интеграция не может развиваться быстрыми темпами, но она становится одним из мощных факторов его подъема.

Методологической основой эффективности интегрированного производства является теория синергического эффекта, согласно которой увеличение выпуска продукции, экономии текущих затрат и улучшение качества продукции при неизменных совместных действиях независимых элементов системы обеспечивает увеличение их общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов тех же элементов, действующих независимо.

Рост эффективности производства сопровождается снижением себестоимости единицы произведенного продукта, что в конечном итоге способствует повышению его конкурентоспособности и продвижению на потребительском рынке. Это особенно актуально для отечественного производства товаров в АПС, так как его продукция часто не выдерживает конкуренции с аналогичным зарубежным товаром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.