Научная статья на тему 'Налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства'

Налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5438
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борох А.К.

В статье подчеркивается роль налогов как одного из факторов, влияющих на развитие страны в контексте глобализации. Определены основные направления государственного воздействия на инновационную сферу, указаны факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность. Отмечены первоочередные цели и задачи налоговой политики России на 2011-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства»

Удк 336.027

налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства

А. К. БОРОХ,

аспирант кафедры налогов и налогообложения Е-mail: allaboroh@yandex. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт, г. Москва

В статье подчеркивается роль налогов как одного из факторов, влияющих на развитие страны в контексте глобализации. Определены основные направления государственного воздействия на инновационную сферу, указаны факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность. Отмечены первоочередные цели и задачи налоговой политики России на 2011—2013 гг.

Ключевые слова: модернизация, налоговая политика, глобализация, инновации, инвестиции, налоговые инструменты, налоговые льготы.

В настоящее время под воздействием процессов глобализации происходит становление новой системы регулирования международных экономических отношений, неотъемлемым элементом которой является налоговое регулирование. На практике налоговое регулирование проявляется путем применения налоговых инструментов — совокупности норм налогового законодательства, обеспечивающих влияние государства на хозяйственное поведение налогоплательщика для достижения экономического, социального или иного результата.

Характерной чертой современности является глобализация. Поэтому любое экономическое явление должно рассматриваться в контексте этого процесса. Глобализация системы мирохозяйственных связей привела к изменениям как внешней, так и внутренней среды формирования национальных налоговых систем. В современном мире ни одна страна не в состоянии рационально формировать и осуществлять свою экономическую политику, не учитывая интересы и поведение других учас-

тников мирохозяйственной деятельности. Все это относится и к сфере налогообложения. Налоговые системы ведущих индустриальных стран сохраняют определенную национальную специфику, но отчетливо прослеживается процесс их сближения как по структуре налогообложения, так и по основным направлениям реформирования. Этому способствует развитие интеграционных контактов между производственными, банковскими, политическими структурами на государственном уровне. Процесс унификации и гармонизации налоговой политики наиболее ярко проявляется в странах — членах ЕС, но, безусловно, имеет место и в других государствах.

Можно выделить следующие глобальные экономические факторы, воздействующие на национальное налогообложение:

— глобализация мировой экономики, включая финансовую, информационную глобализацию, повышение прозрачности национальной налоговой системы, международную экономическую интеграцию;

— процессы демографии: снижение рождаемости, старение населения, что приводит к уменьшению общего числа работающих налогоплательщиков и росту пенсионных обязательств государства;

— экспансия «налоговых гаваней», заставляющая национальные налоговые системы противодействовать теневой экономике, уклонению от налогообложения; способствующая формированию налогового климата, привлекательного для инвесторов различной юрисдикции;

— факторы глобальной нестабильности, включающие глобальные экономические кризисы, международный терроризм, эпидемии опасных заболеваний, в том числе вызванные искусственным путем.

Глобализация — это не только мировое разделение труда, постоянная миграция капитала и трудовых ресурсов, стандартизация технологий, унификация законодательства. Она дает возможность реализоваться механизму перераспределения ресурсов государства. Именно поэтому любое государство стремится к повышению своей конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Лидируют в этом процессе страны, представляющие на международном рынке разделения труда высокотехнологичные товары. Государства, выступающие в международном разделении труда в качестве поставщиков сырьевых ресурсов, недополучают часть вновь созданной добавочной стоимости и по сути дела становятся придатком более технологически развитых соседей. Странам сырьевого сектора мировой экономики присущи нестабильность развития, зависимость от колебаний мировых цен на экспортируемое сырье. Они сталкиваются с нарастающими экологическими проблемами, высоким уровнем коррупции, прогрессирующим технологическим отставанием, оттоком капитала.

Экономика современной России является экономикой с сырьевой моделью развития. Об этом свидетельствует структура внешнеторгового оборота страны. Единственным способом выхода из сырьевой зависимости является переход к инновационной модели развития. Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев, Россия должна стать страной, где благополучие и качество жизни граждан обеспечиваются не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами. Формирование модели инновационной экономики в нашей стране декларируется Правительством РФ как стратегическое направление развития государства, позволяющее сохранить экономический и политический суверенитет, закрепить позиции влиятельного субъекта международных экономических и политических отношений. Более значительная интеграция российской экономики в глобальную — это один из безальтернативных сценариев. По мнению Президента РФ Д. А. Медведева, мы без открытой экономики «упадем и ударимся очень больно».

Поэтому снижаются барьеры для иностранных инвестиций, и активизируется процесс вступления России в ВТО и Организацию экономического

сотрудничества. Модернизация экономики РФ является настоятельной необходимостью для преодоления сырьевой направленности экономики, создания перерабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью. Модернизация — не просто поступательное развитие, закрепление тех успехов, которые достигнуты, — это качественное изменение ситуации.

Процесс инновационного развития России предполагает выделение роли государства в решении поставленных задач. Лауреат Нобелевской премии в области неоклассического синтеза П. Самуэльсон в учебнике «Экономика» отмечал, что неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения. Основными направлениями государственного воздействия на инновационную сферу являются:

— формирование экономических и правовых условий функционирования в инновационной сфере;

— формирование инфраструктуры инновационной сферы;

— формирование благоприятной среды для функционирования науки и системы образования;

— содействие становлению рыночно-конкурен-тных отношений;

— корректировка распределения ресурсов с целью влияния на структуру национального продукта.

Процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. Поэтому исследование природы налога финансовая наука проводит в сфере учения о государстве. П. Прудон справедливо отмечал, что вопросы о налогах являются вопросами о государстве. Природа налога — это одновременно экономическое, юридическое и политическое явление. С одной стороны, налог — один из элементов распределения и перераспределения, с другой — внедрение, взимание и использование налогов является одной из функций государства. Г. Б. Поляк подчеркивал, что налоги объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. Налог является одним из основных средств политического управления и экономического регулирования различных процессов в современном обществе. Изучением налоговой системы современной России занимаются ведущие специа-

листы в этой области: Д. Г. Черник, В. Г. Пансков, О. В. Врублевская, М. В. Романовский, И. А. Майбу-ров, Л. П. Павлова. Налоговая система служит инструментом проведения экономической политики. С ее помощью можно решать следующие задачи:

— развитие производства через уменьшение общего количества налогов, снижение налогового бремени, дифференциацию налоговых ставок;

— рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогообложения наукоемких технологий;

— рост доходов населения через выведение из-под налогообложения прожиточного минимума.

Значительную роль в реформировании российской экономики играет государство. Прежде всего — в переводе экономики на интенсивный путь развития, стимулировании инновационной деятельности, создании налоговых преференций для стратегически важных направлений развития страны. Ведущее место в реализации этой задачи занимает налоговая политика, поскольку налогообложение выступает одним из основных ее инструментов. В современной экономике налоги проявили себя также как значимый инструмент реализации промышленной, аграрной, внешнеэкономической государственной политики. Это наглядно демонстрируют мероприятия по реорганизации налоговых систем в 1950—1960-х и 1980—1990-х гг. в странах ЕС, США, Канаде, Японии и др. В основе этих реформ лежали исследования крупнейших экономистов-теоретиков ХХ в.: А. Маршалла, К. Макконелла, М. Фридмена, А. Лаффера.

Динамика трансформации национальных налоговых систем в докризисный период позволяет сделать вывод, что в странах с развитой экономикой оптимальной признавалась налоговая система, способная обеспечить финансовые интересы государства, стимулировать инновационную предпринимательскую активность, создавать благоприятную социальную среду в обществе. Количественные показатели оптимальной налоговой нагрузки меняются в соответствии с конкретными условиями и уровнем развития данной национальной экономики.

Оптимальная налоговая нагрузка предполагает наличие следующих критериев:

— достаточность налоговых поступлений для обеспечения потребностей и нужд государства;

— возможность стимулировать с помощью налоговой системы инвестиционную и предпринимательскую активность;

— приемлемость уровня фискального давления для налогоплательщиков.

Налоговое регулирование, как считает И. А. Май-буров, представляет собой систему мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста. Система налогового регулирования — это комплекс мероприятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурсами в рамках налоговой системы. Увеличивая долю налоговых изъятий, диверсифицируя налоговые ставки и льготы, государство может способствовать или ограничивать развитие регионов и отраслей.

Налоговое регулирование является одним из основных инструментов косвенного стимулирования инноваций. Уменьшение совокупной налоговой нагрузки дает возможность предприятию увеличить свободные денежные потоки. Мотивирующее налоговое регулирование формирует заинтересованность организации в направлении увеличенных финансовых ресурсов на инновационные разработки. Рациональное использование налогов определяет финансовую основу практического реформирования экономики, успешного преодоления кризисных явлений, повышения уровня социальной защиты населения.

Применяемые на практике налоговые инструменты существенно различаются по сфере применения, целям, механизму действия и другим признакам.

Для эффективной реализации налоговой политики важной представляется классификация инструментов налогового регулирования (см. рисунок).

Важным инструментом налоговой политики государства является налоговая ставка. Изменение налоговой ставки дает возможность правительству быстро и эффективно осуществлять смену приоритетов в финансовой политике государства. Благодаря данному налоговому инструменту централизованная налоговая система является достаточно гибкой и оперативной.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Они могут быть установлены, когда государство заинтересовано в развитии определенной отрасли, региона, вида предпринимательской деятельности. Формами налоговых льгот являются:

— полное или частичное освобождение прибыли, дохода, или другого объекта от налогообложения;

Инструменты регулирования налоговой политики

x

Налоговые ставки Налоговые льготы Налоговые санкции Формирование

налоговой базы

— отнесение убытков на доходы будущих периодов;

— применение уменьшенной налоговой ставки;

— освобождение от налога на определенный вид деятельности или дохода от такой деятельности;

— освобождение от налога отдельных социальных групп;

— отсрочка платежа.

Налоговые санкции нацелены на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств.

Формирование налоговой базы — важный инструмент налоговой политики страны, приводящий к увеличению или уменьшению налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. На практике используют различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями.

По направлению воздействия инструменты налогового регулирования подразделяются на:

— стимулирующие;

— компенсационные;

— дестимулирующие.

Классификация по данному признаку является в некотором смысле условной, потому что один и тот же инструмент может сдерживать налогоплательщика от одних действий и заинтересовывать в других. Использование этих инструментов заинтересовывает налогоплательщиков в действиях, приоритетных с точки зрения общественных интересов, и позволяет снизить налоговую нагрузку на соответствующие субъекты налогообложения. Назначение инструментов компенсационного характера — устранение последствий, связанных с изъянами рыночного распределения ресурсов, компенсация отрицательного влияния внешних факторов на налогоплательщиков. Примером такого инструмента может быть применяемый в налоговых системах большинства стран механизм перенесения отрицательного значения налоговой базы по налогу на прибыль на уменьшение налоговой базы следующих налоговых периодов. Использование инструментов дестимулирующего характера уве-

личивает налоговую нагрузку налогоплательщика.

По сфере воздействия налоговые инструменты могут быть экономическими, социальными, экологическими.

По целям экономического развития инструменты налогового регулирования бывают стратегическими и тактическими. Если инструменты налогового регулирования применяются для достижения основополагающих целей социально-экономического развития государства, то они должны быть отнесены к стратегическим инструментам. Налоговые инструменты оперативного характера направлены на создание условий для достижения стратегических целей.

По механизму воздействия налоговые инструменты классифицируются на:

— системные;

— комплексные;

— локальные.

Системные инструменты налогового регулирования встроены в налоговую систему и влияют на общий уровень налогообложения, структуру налоговой системы. Снижение уровня налоговой нагрузки способствует оживлению экономических процессов, но сопровождается временным сокращением доходной части бюджета. Р. Нижегородцев подчеркивает, что в экономике, чрезмерно отягощенной налогами, в которой даже малое увеличение налоговых ставок уменьшает объем поступлений в бюджет, дальнейшее усиление налогового пресса не является эффективным. Изменение структуры налоговой системы возможно с введением или отменой применяемых налогов и сборов или при изменении соотношения эффективных налоговых ставок по разным группам налогов путем использования локальных инструментов налогового регулирования.

Комплексный характер имеют инструменты налогового регулирования, которые одновременно затрагивают несколько основных налогов и сборов, создавая специальный режим налогообложения. К ним могут быть отнесены специальные налоговые режимы, вводимые по территориальному или отраслевому признаку. Речь идет о многообразии свободных экономических зон. Всего в мировом экономическом пространстве существует около 2 000 специальных экономических зон.

Использование таких инструментов направлено также на решение приоритетных задач экономического развития территорий, имеющих определенный

потенциал в соответствующей сфере. Например, инновационный центр «Сколково», где используется разнообразная система налоговых льгот для компаний:

— десятилетние каникулы по налогу на прибыль, по земельному и имущественному налогу;

— льготная ставка по обязательным страховым взносам (14 вместо 34 %);

— право выбора в отношении уплаты НДС для компаний, ведущих на территории инновационную деятельность;

— таможенные льготы.

Целью может являться и выравнивание регионального развития за счет повышения инвестиционной привлекательности регионов.

Такие специальные отраслевые режимы налогообложения, как комплексный регулятор представляют собой совокупность льгот, применяемых одновременно по нескольким разным налогам и сборам, и касаются субъектов хозяйствования одной отрасли или налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Отдельные отрасли не в состоянии существовать без государственной поддержки (например, угольная промышленность, сельское хозяйство). Мировой опыт свидетельствует, что отрасли экономики, поддерживаемые государством, в большинстве случаев являются неэффективными.

Локальный характер имеют инструменты налогового регулирования, связанные с реализацией регулирующего потенциала каждого отдельного налога.

Налоговые инструменты, воздействуя на экономическое развитие государства, имеют косвенный характер, но являются значимым фактором, влияющим на принятие коммерческих, и в том числе инновационных решений. Роль налогового стимулирования в инновационном развитии российской экономики подчеркивается во всех документах, принимаемых законодательными и исполнительными органами власти, например, в Основных направлениях налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. В данном документе подчеркивается, что важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской

Федерации будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

Роль налоговой системы в оказании поддержки инновационной активности заключается в формировании условий для увеличения спроса на инновационную продукцию, модернизации экономики, притока инвестиций в новые технологии. Для стимулирования экономического роста в России необходим согласованный механизм налогообложения, способный придать импульс развитию реального сектора экономики, усилив роль налоговой системы в перераспределении созданного национального богатства.

Сложной является задача формирования эффективного механизма обеспечения инновационной сферы необходимыми финансовыми ресурсами. Большое значение имеет финансирование, получаемое экономическими субъектами в результате стимулирующего и регулирующего воздействия государства:

— снижения совокупной налоговой нагрузки;

— введения мотивирующего налогового регулирования.

Среди собственных ресурсов финансирования инновационной деятельности выделяются амортизационные отчисления. Налогоплательщикам предоставлена возможность ускоренной амортизации основных средств при помощи «амортизационной премии» — немедленного списания на расходы до 10 % (30 % — для 3—7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств. Также предоставлена возможность применения нелинейного метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50 % первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования.

Проблема изношенности основного капитала в России также является достаточно серьезной. На предприятиях используется морально и физически устаревшее оборудование, для замены которого требуются миллионы долларов инвестиций. Средний возраст производственного оборудования в промышленности в 2010 г. составляет 26,2 года. Износ основных фондов в строительстве за 2009 г. достиг 42,1 %. Структура инвестиций также не соответствует современным требованиям. Постоянно снижается доля собственных средств в источниках финансирования: в 2001 г. она составляла 49,4 %, в 2007 г. — 40,4 %; в 2008 г. — 39,5 %, в 2009 г. — 37,1 %. Инвестиции, направленные на внедрение

новых производственных технологий, уменьшились с 46 % в 2005 г. до 33 % в 2009 г. Инвестиции, направленные на снижение себестоимости продукции в 2005 г. составили 49 %, а в 2009 г. — уменьшились до 39 %. Инвестиции, направленные на автоматизацию производственного процесса, уменьшились с 53 % в 2004 г. до 45 % в 2009 г. Инвестиции, направленные на экономию энергоресурсов, упали с 49 % в 2005 г. до 35 % в 2009 г.

К факторам, ограничивавшим инвестиционную деятельность в 2009 г., по данным Росстата, относят:

— недостаток собственных финансовых средств — 66 %;

— неопределенность экономической ситуации в стране — 48 %;

— высокий процент коммерческого кредита — 36 %;

— недостаточный спрос на продукцию — 29 %;

— инвестиционные риски — 23 %;

— несовершенную нормативно-правовую базу — 10 %.

Инновационный путь развития государства подразумевает устойчивые темпы роста национальной экономики за счет повышения инновационной активности. Иного выбора у России нет. Только на основе инновационного развития страна может обеспечить экономический рост, конкурентоспособность, безопасность, достойное качество жизни населения, стать одним из мировых лидеров.

Поэтому объектом налогового стимулирования должна стать инвестиционная активность бизнеса. Совершенствование налогового законодательства целесообразно направить на создание благоприятных налоговых условий для повышения этой активности. Налоговые преференции должны получать организации инновационного типа. Эти предприятия обеспечат инновационную активность бизнеса, создадут основу для успешного формирования инновационной экономики в России. Вместе с тем не исключена возможность предоставления налоговых льгот всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность.

Решение задачи по переходу экономики на инновационный путь развития может осуществляться по следующим направлениям:

— трансформация сложившегося хозяйс -твенного порядка, основанного на устойчивых во временном разрезе правилах взаимодействия экономических субъектов;

— государственное стимулирование инструментами налоговой, таможенной политики выхода отечественных компаний на внешние товарные и финансовые рынки.

Накопленный опыт свидетельствует, что участие в международной торговле дает положительный инновационный эффект. Как отмечает Ю. Городниченко, меры, способствующие прямым иностранным инвестициям и международной торговле, повышают отечественное благосостояние посредством большой инновационной активности отечественных фирм. Выполнение требований зарубежных регуляторов биржевой торговли повышает транспарентность отечественных компаний, заставляет их избавляться от непрофильных активов, улучшать структуру владения капиталом, осваивать новые модели корпоративного управления.

Желание хозяйствующих субъектов выстоять в условиях глобализации способствует переходу на инновационный путь развития. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении с помощью экономических стимулов, прежде всего таких, как налоги. Например, с помощью перераспределения налоговой нагрузки с мобильных факторов производства на ресурсные и экологические платежи. Государство должно получать гарантированный экономический эффект и при снижении ставок по налогам, и при других формах налоговых преференций. Предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели, которые являются для него приоритетными. Большое значение может иметь создание инновационных кластеров — инновационных фирм, предприятий, научно-исследовательских организаций.

Законодательство о налогах и сборах в настоящее время содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая стимулирование активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Краткий перечень мер поддержки инноваций, предпринятых в последние годы, включает следующие шаги:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

— отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата;

— увеличен до 1,5 % от выручки норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов;

— введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено. При этом утвержден перечень из более чем 120 направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом;

— действуют льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам для резидентов особых экономических зон;

— существует возможность применения инвестиционного налогового кредита, в том числе при проведении НИОКР, технического перевооружения, осуществлении внедренческой или инновационной деятельности;

— расширены условия для принятия в расходы затрат на профессиональную подготовку и переподготовку работников;

— освобождена от НДС передача исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау;

— освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Дальнейшее развитие налоговой системы должно соответствовать Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Решение задач по переходу к инновационному типу экономического развития потребует поддержания макроэкономической стабильности путем осуществления мер по ряду приоритетных направлений. Одно из этих направлений — усиление влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальных функций.

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ Д. А. Медведев подчеркнул, что налоговая система современной России создавалась с нуля, но в настоящий момент в стране одна из самых низких ставок корпоративного и подоходного налогов. В целях стимулирования долгосрочных инвестиций освобождены от налогообложения доходы от прироста капитала.

Принятые меры позволят РФ достойно участвовать в международной налоговой конкуренции, создать национальный налоговый имидж, эффективную налоговую систему. Страны, не учитывающие воздействия внешних факторов на свои национальные налоговые системы, оказываются в худшем положении с точки зрения конкурентоспособности, привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов. Участие России в деятельности «Большой Двадцатки» и работе Комитета по фискальным вопросам ОЭСР позволяет совершенствовать национальное налоговое законодательство с учетом изменений в глобальном экономическом окружении.

Список литературы

1. Алексеенко М. М. Взгляд на развитие учения о налоге. Харьков. 1870.

2. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Эконо-мистъ. 2006.

3. Выступление Президента РФ Д. А. Медведева на Петербургском экономическом международном форуме 17.06.2011. URL: http://www. intelros.

4. Городниченко Ю. Глобализация и инновация на мировом рынке. 2009.

5. Долгопятова Т. Г. Корпоративное управление в российских компаниях: роль глобализации и кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 6.

6. МайбуровИ. А. Налоговые реформы. М.: Юни-ти-Дана. 2010.

7. Нижегородцев Р. М., Стрелецкий А. С. Мировой финансовый кризис: причины, механизмы, последствия. М.: ЛИБРОКОМ. 2008.

8. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система РФ. М.: Финансы и статистика. 2008.

9. Поляк Г. Б. Финансы. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.

10. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М: Финансы и статистика. 2005.

11. Российский статистический ежегодник. Рос-стат. М. 2010.

12. Самуэльсон П. Экономика. М. : Прогресс. 1964.

13. Тарасов И.Т., Исаев А. А. Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. Статут. 2004.

14. Черник Д. Г., Павлова Л. П., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. М. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.