Научная статья на тему 'Возможности налоговой политики государства по стимулированию инновационного развития экономики'

Возможности налоговой политики государства по стимулированию инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Н. П., Пинская M. Р.

В статье анализируются проблемы налогового стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, дается оценка проводимой государством налоговой политики, предлагаются меры, направленные на совершенствование налогового регулирования инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности налоговой политики государства по стимулированию инновационного развития экономики»

Налоговая стратегия

ВОЗМОЖНОСТИ НАЛОГОВОЙ политики

государства по стимулированию инновационного развития экономики

н. п. Мельникова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения

E-mail: [email protected]

М. Р. ПИНСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

В статье анализируются проблемы налогового стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, дается оценка проводимой государством налоговой политики, предлагаются меры, направленные на совершенствование налогового регулирования инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: налог на прибыль организаций, налоговая политика, налоговое стимулирование инвестиций, налоговое регулирование экономики.

развитие экономики в начале нынешнего столетия подтвердило теоретическое положение о необходимости активного присутствия государства на рынке. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам практической реализации потенциальных возможностей налоговой политики государства, в том числе системе инструментов налогового регулирования социально-экономического развития общества. В период преодоления последствий глобального экономического кризиса 2008 г. на государство возлагается повышенная ответственность за выбор оптимальной модели налоговой политики, которая позволит населению и бизнесу быстрее справиться с негативными последствиями кризисного и посткризисного развития.

развитие теоретических взглядов Д. Кейнса относительно роли государства в решении проблемы корректировки действия «невидимой руки рынка» позволило экономистам выделить два типа налоговой политики: автоматическая налоговая политика и дискреционная налоговая политика. Автоматическая налоговая политика, в основу которой положено действие налогов как встроенного стабилизатора экономики, в большей мере ориентирована на сглаживание циклических колебаний экономического развития, а не на решение проблемы вывода экономики из кризиса. Посредством дискретной налоговой политики государство стремится создать стимулы к предпринимательской активности, росту сбережений населения, что должно привести к увеличению объемов инвестиций и обеспечить стабильность экономического роста. Дискреционная, или активная, налоговая политика ориентирована на разработку специальных мер налогового характера, которые государство принимает для решения определенных социально-экономических вопросов, возникающих на каждом конкретном этапе развития. Задачам посткризисного развития экономики в большей мере соответствует именно дискреционный тип налоговой политики. Данный тип налоговой политики успешно используется

промышленно развитыми странами начиная со второй половины XX в. [2].

Российская экономика в настоящее время может характеризоваться как «добывающая» и экспортно ориентированная. В этих условиях возникает необходимость «замораживания» денежной массы в условиях постоянного притока значительных сумм валюты. Для ужесточения модели валютного режима «валютная палата» (currency board) в 2004 г. Правительство РФ образовало в составе федерального бюджета Стабилизационный фонд, формируемый за счет налоговых доходов от добычи нефти и газа, централизуемых на федеральном уровне. Впоследствии этот фонд был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

При высокой исходной норме сбережений объективно необходимы мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций, которые представляют собой важнейший основной механизм формирования воспроизводственных пропорций в экономике. Государству необходимо определить приоритетные направления инвестиционных потоков. В настоящее время Президентом и Правительством РФ провозглашена задача через модернизацию российской экономики повысить ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Одним из исходных положений решения задачи модернизации российской экономики является стимулирование инноваций. И здесь важная роль принадлежит комплексу мер налогового характера. Анализ динамики российского налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что за последнее десятилетие наблюдается расширение налоговых льгот, стимулирующих инновационное развитие. Данное положение касается в основном двух налогов: налога на прибыль организаций и НДС.

Рассмотрим мероприятия, проводимые государством в области налоговой поддержки создания инновационных идей и продуктов. Необходимым звеном инновационного развития экономики является научная деятельность, результатом которой и становятся инновации.

С первых лет существования российской налоговой системы были освобождены от НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В 1992 г. от обложения НДС освобождаются НИОКР, выполняемые за счет средств государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования. С 1993 г. от НДС освобождены

НИОКР, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития. Также от НДС освобождены НИОКР, выполняемые научными организациями на основе хозяйственных договоров. В 1992 г. не облагались НДС выдача, получение и уступка патентов, авторских прав, лицензий. В период с 1993 по 2000 г. от НДС освобождались патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав. Начиная с 2001 г. от НДС освобождены все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов. С 2008 г. от НДС освобождена реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. С этого же года не облагается НДС выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новой продукции и технологий, к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Налоговым законодательством предусмотрен ряд мер в области налогообложения прибыли, которые направлены на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Причем данные меры имеют позитивную направленность в динамике налогового законодательства. В 1996—2002 гг. из налогооблагаемой прибыли исключались средства, направленные на проведение НИОКР. Однако данная льгота имела ограничение по своему объему (не более 10 % от налогооблагаемой прибыли). С 2003 г. данное ограничение было снято. В 2003—2005 г. расходы на НИОКР, приведшие к положительным результатам, полностью включались в состав расходов равными долями в течение трех лет. В 2006 г. срок списания был снижен до двух лет. Начиная с 2007 г. расходы на НИОКР, давшие положительные результаты, относятся на расходы налогоплательщика равными долями в течение одного года. Научные исследования далеко не всегда сопровождаются получением положительного результата. Таковы закономерности развития науки. Однако российское налоговое законодательство в течение ряда лет проводило дифференцированный подход к затратам на НИОКР, давшим положительный и отрицательный результат. В 2003—2005 гг. расходы

на НИОКР, не давшие положительного результата, могли быть списаны налогоплательщиком на расходы равномерно в течение трех лет, но не более 70 % от фактических затрат на проведение НИОКР. С 2006 г. Налоговый кодекс РФ предусматривает одинаковый подход к НИОКР, приведшим как к положительному, так и к отрицательному результату.

С 2004 г. от налога на прибыль организаций освобождаются целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР. При этом организации предоставлено право признавать отчисления в эти фонды расходами в пределах 0,5 % от валовой выручки (с 2008 г. — в пределах 1,5 %). Представляется, что перечень лиц-доноров, утверждаемый Правительством РФ, следует расширить. С 2007 г. предоставлена возможность организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, признавать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники материальными расходами налогоплательщика и др. С 2008 г. в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не более 3.

Длительная неспособность решения проблем амортизационной политики также свидетельствует о наличии системной ошибки, которую необходимо выявить и устранить. Возможно, что барьером на пути обновления основных средств является не только сама амортизационная политика, а исторически сложившийся менталитет советского хозяйственника (впоследствии — российского предпринимателя) [1].

Модернизация российской экономики на основе инновационного развития невозможна без осуществления крупных инвестиций в реальный сектор экономики. Следует отметить имеющиеся пробелы в области российского налогового законодательства в части стимулирования инвестиционной деятельности налогоплательщиков. Большинство российских экономистов единодушны в мнении относительно ошибочности меры, когда с принятием гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» был отменен порядок исключения из налогооблагаемой прибыли средств, направляемых предприятием на финансирование капитальных вложений. Следует согласиться с

профессором В. Г. Пансковым, который считает, что «в отличие от стимулирования путем снижения ставок или освобождения от уплаты налога предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически 100 %-ное использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели, которые оно преследует, предоставляя ту или иную льготу» [6].

С 2009 г. основная ставка налога на прибыль была снижена до 20 %, что значительно ниже ставки налогов на прибыль корпораций в других странах. Тем не менее зарубежные специалисты отмечают, что, несмотря на сравнительно более низкую ставку российского налога на прибыль организаций, налоговое бремя не так уж и мало, и это обусловлено особенностями исчисления налогооблагаемой прибыли [9].

Представляется, что приоритет должен отдаваться сокращению налоговой базы, а снижение номинальной ставки налога на прибыль организаций в условиях глубокого кризиса вряд ли является действенным стимулом к росту предпринимательской активности [7]. В условиях отсутствия прибыли или ее незначительных объемов размер налоговой ставки перестает играть существенную роль. Кроме того, снижение налоговой ставки для всех налогоплательщиков не стимулирует межотраслевого или межрегионального перелива капитала, не обеспечивая тем самым структурной перестройки экономики. Необходимо уделить особое внимание налоговому стимулированию качества роста, государственному регулированию инвестиционной активности хозяйствующих субъектов через предоставление целевых налоговых льгот инвестиционного характера.

Проблема стимулирования инвестиций, особенно в условиях кризиса, из-за большой вероятности «проедания» средств встает особенно остро. Даже с учетом того, что согласно п. 9 ст. 258 НК РФ «налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 %... расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств», это никак нельзя приравнивать к целевым налоговым льготам.

С 01.01.2009 величина амортизационной премии увеличена с 10 до 30 %, но не для всех видов основных средств. Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ, амортизационную премию в размере не более 30 % можно применить к основным средствам,

относящимся к третьей — седьмой амортизационным группам. Однако новый порядок увязан с выполнением дополнительного условия. Применив премию, организация не сможет продать основное средство, пока не заплатит налог (если с момента ввода его в эксплуатацию и включения в расходы амортизационной премии прошло менее пяти лет, то сумму премии нужно включить в налогооблагаемые доходы). Это относится и к тем основным средствам, по которым была применена эта премия и которые были введены в эксплуатацию начиная с 01.01.20081.

Для того чтобы способствовать выходу российской экономики на конкурентоспособные позиции в межстрановом соревновании в сфере инновационной деятельности, государственные деньги должны вкладываться не в поддержание старых, а в создание качественно новых производств. Несмотря на то, что поддержка инновационной деятельности является высокозатратным мероприятием, а в условиях международного финансового кризиса такую «роскошь» могут позволить себе не все, в момент выхода из кризиса в наиболее выигрышном положении окажутся те страны и компании, которые осуществят крупные вложения в инновации. Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10 — 15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, однако именно здесь накопились основные барьеры для роста и провалы в эффективности. «Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии, является важнейшим условием успеха инновационного социально ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции» 2.

Переломить ситуацию могут лишь радикальные налоговые новации. Это важно и с той точки зрения, что выход из кризиса, как показывает история, связан с научно-техническими прорывами.

1 Пункт 10 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

2 Раздел V распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4].

Для реализации структурной политики необходим выбор приоритетов развития, необходима концентрация ресурсов на выбранных направлениях путем формирования «точек роста», необходимо создание стимулов и каналов перераспределения ресурсов в пользу инновационных направлений и т. д.

К примеру, при участии Торгово-промышленной палаты РФ разработан законопроект «Глава 26.5 НК РФ «Система налогообложения для организаций области информационных технологий» [5]. Целью данного законопроекта является обеспечение структурной перестройки экономики за счет создания экономических стимулов, обеспечивающих переход от экономики, основанной на эксплуатации природных ресурсов, к экономике высоких технологий, прежде всего информационных.

Для реализации поставленной цели предлагается для организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, создать привлекательные условия налогообложения путем установления единого налога, уплачиваемого вместо налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога (законопроект был внесен на рассмотрение ГД ФС РФ еще до отмены ЕСН), а также налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Одновременно к организациям, изъявившим желание перейти на новую систему налогообложения, предъявляется набор жестких ограничений. В частности, для разработчиков программ для ЭВМ устанавливаются ограничения по доле дохода от покупателей — иностранных лиц (70 %), минимальной численности работников (100 чел.), наличию аккредитации в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. При нарушении в течение налогового или отчетного периода хотя бы одного из ограничений налогоплательщик обязан вернуться к общему режиму налогообложения.

Предлагаемый налоговый режим похож на упрощенную систему налогообложения: ограничения по численности работников, объект налогообложения (доходы), налоговая ставка в размере 6 %, перечень не подлежащих уплате налогов — совпадают. Поэтому представляется, что предлагаемый специальный налоговый режим можно встроить в упрощенную систему налогообложения, дополнив соответствующие статьи гл. 26.2 НК РФ.

Анализ действующего налогового законодательства РФ показал, что в настоящее время применение инструментов налогового стимулирования

направлено на поддержку создания инновационных продуктов. В настоящее время недостаточно только создать инновационный продукт. Его необходимо внедрить в производство. Успешное решение поставленной задачи модернизации экономики возможно при создании условий для развития реального сектора экономики на основе применения инновационных идей и инновационных продуктов [8]. Государственная поддержка инновационного развития экономики должна основываться на разработке и обеспечении качественного государственного мониторинга состояния ключевых сегментов современного рынка, своевременной идентификации назревающих диспропорций и негативных явлений и разработке на этой основе необходимых эффективных мер государственного регулирования.

Таким образом, позитивное воздействие налогов на социально-экономические процессы в развитии современного общества возможно лишь при проведении государством активной, т. е. дискреционной, налоговой политики.

Список литературы

1. Мельникова Н. П. О некоторых направлениях налоговой политики в Российской Федерации. Опубл. Опыт реформирования финансовых и банковских систем России и Китая: сборник научных статей. Ч. 2. М.: Финакадемия, 2009. С. 119-121.

2. Мельникова Н. П. Теоретические основы построения налоговой политики РФ в посткризисный период развития. Опубл. Управление развитием: сборник научных работ. Харьков: Изд. ХГЭУ. 2010. № 4(80). С. 30-32.

3. О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты

Российской Федерации: Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.). Доступ из справ. -правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант-Плюс».

5. О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект Федерального закона № 282588-4 (гл. 26.5 «Система налогообложения для организаций области информационных технологий»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Пансков В. Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности // Финансы, 2009. № 2. C. 38.

Пинская М. Р. Перенос деятельности и налоговые стимулы для инвесторов в России в условиях налоговой конкуренции: материалы Конференции о налогообложении российских и германских инвесторов (Funktionsverlagerungen und steuerliche Anreize fer Investoren in Russland im Steuerwettbewerb: Konferenz zur Besteuerung russisch-deutscher Wirtschaftsbeziehungen, Moskau, April 2009). Herausgegeben von Prof. Dr. Klaus Dittmar Haase. Nordestedt: Herstellung und Verlag: Books on Denmand GmbH, S. 145-159.

8. Сухарев О. С. Национальное богатство и структурная политика // Экономист, 2006. № 2.

9. Хаазе К. Д. Налогообложение российских инвестиций за рубежом на примере Болгарии и Эстонии // Налоги и налогообложение, 2010. Февраль.

6.

7.

Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences

при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

7 декабря 2010 года проводит

круглый стол «ИТ-аудит: возможности и результаты»

По вопросам участия, а также за дополнительной информацией обращаться по телефону +7 (495) 363-11-57 либо e-mail: [email protected] http://www.cnews.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.