Научная статья на тему 'Совершенствование налоговой системы России'

Совершенствование налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / СТАВКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / СОБИРАЕМОСТЬ / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанова Индиана Гаджиевна, Гулиева Рашидат Юсуповна

Авторы анализируют действующую в России налоговую систему, и приходят к выводу, что реализация курса на переход к инновационной модели развития экономики требует её совершенствования. Предлагается повысить роль регулирующей функции налогов. Подчеркивается острая необходимость в формировании долгосрочной российской налоговой политики с учетом требований международного законодательства в сфере налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налоговой системы России»

-\-

ББК 65.261.4

Р.Ю. Гулиева, И.Г. Рамазанова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Авторы анализируют действующую в России налоговую систему, и приходят к выводу, что реализация курса на переход к инновационной модели развития экономики требует её совершенствования. Предлагается повысить роль регулирующей функции налогов. Подчеркивается острая необходимость в формировании долгосрочной российской налоговой политики с учетом требований международного законодательства в сфере налогообложения.

Ключевые слова: налоговая политика, ставки налогообложения, прямые и косвенные налоги, налоговые органы, налоговая нагрузка, собираемость, преференциальный, налоговое администрирование.

Рыночные изменения экономических отношений в России определили необходимость коренных преобразований налоговой системы и налоговой политики России как совокупности мер, направленных на достижение эффективности налоговой системы.

В последнее время российская налоговая система становится все более рациональной, сокращается число налогов, снижаются налоговые ставки. В то же время она пока не в полной мере подстроена под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности, имеются существенные претензии к качеству принимаемых налоговых законов, частота налоговых новаций не способствует стабилизации экономики. Продолжение работы по совершенствованию налоговой системы остается одной из приоритетных задач бюджетной политики, а, следовательно, и налоговой политики как важнейшего составного элемента политики государства в области доходов.

Вопросы, посвященные сущности налогов и принципам налогообложения, требуют нового глубокого теоретического осмысления. Налоговая система всегда играла ведущую роль в экономической политике государства, выступала в качестве важнейшего инструмента стимулирования инвестиционной деятельности и развития производства.

В настоящее время наиболее важной проблемой является формирование действенной системы налогообложения, которая позволяла бы не только эффективно осуществлять фискальную функцию, но и являлась бы инструментом макроэкономического регулирования, обеспечивающего стимулирование активности инвесторов и переход к инновационному типу экономического роста.

Государство, реализуя свою налоговую политику, должно опираться на точном расчете результатов введения новых налогов или отмены действующих, а также на расчете эффективных ставок налогообложения (или налоговых льгот) и последствий от их введения. Снижение уровня налоговой нагрузки усиливает мотивацию бизнеса и дает положительные эффекты: рост производства, увеличение занятости и производительности труда.

Действующая в России налоговая система сложилась в результате реформирования совокупности налогов и сборов, установленной в 1990-е годы методом проб и ошибок, и введения кодифицированного налогового законодательства взамен разрозненных федеральных законов в сфере налогообложения.

Вместе с тем даже сформированная система налогообложения не представляет собой органическую целостность, в которой были бы сбалансированы должным образом фискально-распределительная и регулирующая функции налогов, ибо действующая система налогообложения не стала результатом реализации налоговой доктрины государства (ее и не было вообще), а сформировалась как некий итог компромиссов между исполнительной и законодательной ветвями государственной власти в процессе принятия отдельных глав Налогового кодекса Российской Федерации [6].

-\-

Тем не менее, благодаря реформированию налоговой системы в течение последних 9 лет было обеспечено заметное снижение налогового давления на экономику, особенно в части обрабатывающих производств, строительства, транспорта и сферы услуг.

Важную роль имеет поддержание оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. В наиболее развитых странах более значима роль прямых налогов. В доходах российского бюджета основное место занимают косвенные налоги. В структуре доходов федерального бюджета доля прямых налогов (на труд, капитал, ресурсы, прибыль) в 2008 г. составила всего 28,4%; а порядка 70% пришлось на косвенные налоги и платежи (например, НДС, вывозные таможенные пошлины на энергоносители). Постепенное снижение доли косвенных налогов, особенно НДС, будет способствовать реальному экономическому росту.

В современных условиях на базе новых технологий, ИКТ возникают новые виды производства товаров и услуг, новые виды ведения бизнеса (инновационное предпринимательство, электронный бизнес, электронные операции), т.е. меняется структура хозяйства, возникает новый сектор экономики и трансформируется традиционный сектор. Это все оказывает большое влияние на цели и методы государственного регулирования экономики, включая и бюджетно-налоговую политику. Формируются новые элементы национального и международного налогообложения, возникающие в условиях глобализации, которые касаются стимулирования инновационного предпринимательства, налогообложения электронной коммерции.

Новые формы затрагивают сферу взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Сейчас в России создана и функционирует система электронного заполнения налоговых деклараций, возможности получения электронных консультаций по вопросам налогообложения. Электронная подача налоговых деклараций гражданами и юридическими лицами, уведомление о результатах проверки деклараций, правила заполнения налоговых форм отчетности осуществляются в электронном виде. Информация предоставляется в виде инструкций, форм и программ для электронного заполнения деклараций, а также проведения электронных консультаций.

Федеральная налоговая служба и Минфин в 2009 году разработали новый проект административного регламента по информированию налогоплательщиков. В соответствие с новым регламентом у налогоплательщиков расширяются возможности сдачи отчетности и сверке ее через Интернет. В частности, впервые закреплена обязанность налоговиков принимать справки и прочие документы в электронном виде, подписанные электронно-цифровой подписью.

На современном этапе глобализации системы мирохозяйственных отношений межгосударственное сотрудничество в налоговой сфере во все большей степени влияет на формирование национальной налоговой политики отдельных стран. Только в результате тесного взаимодействия и координации усилий всех государственных служб различных стран возникает возможность решить проблемы классификации электронных видов деятельности и доходов от них, гармонизации налогового законодательства, разработки средств учета виртуальных налогоплательщиков и внедрения универсальных принципов налогообложения электронного бизнеса.

Национальная налоговая политика должна учитывать требования международного законодательства, касающегося регулирования сферы электронного бизнеса, предотвращения незаконных схем налоговой минимизации с помощью электронных технологий.

Для достижения устойчивого экономического роста в России важное значение имеет государственная поддержка и финансирование инновационного сектора. Особую роль в этом играет использование новых инвестиционных инструментов (банка развития, инвестиционного фонда, российской венчурной компании, технопарков, особых экономических зон) и применение разнообразных налоговых льгот.

В последнее время в этом направлении сделаны важные шаги. Создана Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию

-4-

законодательства в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при администрации Президента РФ. Рабочей группой разработан и внесен на рассмотрение в Правительство пакет из 14 законопроектов, направленных на налоговое и финансовое стимулирование НИР и инновационной деятельности. Важнейшим из них является законопроект «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О науке и научно-технической политике». Законопроекты включает также поправки в Налоговый Кодекс. С точки зрения стимулирования инновационной деятельности в представленных законопроектах предусмотрено: предоставление льгот по уплате земельного налога организациям высшего образования, государственным научным центрам, научным организациям в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, и используемых в научно-исследовательских целях; предоставление льгот по уплате налога на имущество; предоставление налоговых каникул по налогу на прибыль в течение пяти лет созданным научным организациям и инновационным предприятиям.

С января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». В соответствии с этим законом инвесторы, финансирующие инновации, получают дополнительные льготы по налогам на добавленную стоимость, на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения. Освобождаются от НДС операции по передаче исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, модели, программы и базы данных, определяется перечень НИОКР, освобождаемых от этого налога. Налогоплательщики смогут относить к расходам затраты на патентование и НИОКР.

Следует отметить существенные успехи налоговой реформы 2000—2008 гг. по сравнению с периодом 1990-х годов.

Улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков, налоговые долги реструктурируются, реформирование налогов на доходы физических лиц, прибыль организаций и на добавленную стоимость существенно упростили налоговую систему, уменьшили их ставки.

Практически завершена кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги.

Снижены ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль отменены, а порядок взимания НДС приближен к принятому в мировой практике.

Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что создает более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах.

Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины.

Приняты решения о применении преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и при осуществлении деятельности в сфере информационных технологий, а также в рамках Российского международного реестра судов.

Проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка их взимания.

Существенное внимание было уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем исправления имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков.

В результате принятых мер по совершенствованию налоговой системы сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты

-\-

всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.

Благодаря реформированию налоговой системы было обеспечено заметное снижение налогового бремени на экономику, особенно в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и в сфере услуг. Нынешний уровень налогового бремени экономики в России (35%) существенно ниже среднего показателя в странах Европейского союза (по ЕС - более 40%).

Вместе с тем формирование налоговой системы страны еще не закончено. Можно говорить лишь о создании основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. В системе налоговых отношений накопилось огромное количество проблем, многие из которых не решаются годами. Налоговая система России весьма далека от стабильности, а в определенной мере и от предсказуемости.

В частности, практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования.

Другой проблемной сферой по-прежнему является налогообложение фонда оплаты труда для видов экономической деятельности с высокой долей оплаты труда в структуре затрат, прежде всего в инновационных секторах экономики.

Следует отметить, что налоговое законодательство России, практически полностью воспроизведя внешние атрибуты и формы обеспечения налоговых изъятий, свойственные налоговым системам стран с развитой рыночной экономикой, оказалось не в состоянии обеспечить реализацию наиболее прогрессивной для современной налоговой практики концепции многофункциональности налоговой политики, а именно — решения с помощью налогов социальных, экологических, инвестиционных проблем общества.

Налоговый кодекс Российской Федерации, сложившийся в своем нынешнем виде в целом, как и российская налоговая практика, нацелен прежде всего на реализацию фискальной функции налогообложения.

В практике налогового стимулирования российских налогоплательщиков не прослеживается четко определенной системы. Налицо разрозненные мероприятия, которые не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии российской экономики. Не выработана стратегия налогообложения малого бизнеса.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что назрела острая необходимость в формировании долгосрочной российской налоговой политики до 2020 г. Именно она обеспечит высокие темпы экономического роста и качества жизни, вхождение страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе. В качестве приоритетов налоговой политики России до 2020 г. целесообразно обозначить следующие:

■ содействие структурной перестройке экономики России, переходу ее на инновационный путь развития;

■ стимулирование устойчивого развития экономики страны, приоритетных отраслей и видов деятельности;

■ снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, повышение качества нормативно-правовой базы по налогообложению и налогового администрирования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности страны, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

-4-

Имеется в виду, что решение концептуальной задачи по обеспечению перехода к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития требует поддержания макроэкономической стабильности путем осуществления мер по ряду приоритетных направлений, одно из которых состоит в усилении «стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции» [5].

Предполагается, что реализация указанного направления должна осуществляться путем совершенствования налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:

— создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;

— обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;

— проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения их результатов.

В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности российских регионов и создания стимулов для органов власти субъектов Российской Федерации в развитии экономики регионов целесообразно:

увеличить доли поступлений налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в бюджеты субъектов Российской Федерации;

установить на федеральном уровне порядок зачисления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту проживания налогоплательщиков, а не по месту их трудовой деятельности.

По нашему мнению, следует рассмотреть и вопрос о возможности введения следующих мер налогового стимулирования развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности:

освобождение до 50% прибыли компаний от налога на прибыль при направлении соответствующих средств на инвестиции в НИОКР и перерабатывающие производства, а также в инвестиции на мероприятия по повышению эффективности использования сырья и энергии, усилению экологичности продукции и на финансирование природоохранных мероприятий;

установление налоговых каникул на срок от 3 до 5 лет для вновь создаваемых научно-исследовательских и технико-внедренческих компаний.

Крайне необходимо пересмотреть и величины социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, а также изменить порядок предоставления социальных и имущественных вычетов — следует перейти от вычетов по декларации к вычетам у источника выплат.

Необходимо выработать программу мер налогового стимулирования инновационной деятельности. Причем налоговая политика государства в части регулирования и стимулирования инновационных процессов в российской экономике, на наш взгляд, должна быть коренным образом изменена. Она должна носить более активный характер — не просто способствовать созданию общих экономических условий и возможностей для осуществления налогоплательщиками инновационной деятельности, но и целенаправленно побуждать их проводить модернизацию и обновление производства.

Серьезного внимания заслуживает задача укрепления налоговой базы региональных и местных бюджетов. В этих целях следовало бы, на наш взгляд, расширить перечень региональных и местных налогов. Укреплению финансовой базы региональных органов способствовала бы и передача в их ведение единых налогов, уплачиваемых предприятиями в рамках специальных налоговых режимов (кроме соглашений о разделе продукции).

-А-

Таким образом, налоговая система должна выступать рычагом государственного воздействия на экономику России, способствовать выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам, определять инвестиционный потенциал и развитие экономики в целом и обусловлена: налоговым законодательством, степенью налогового потенциала страны, необходимостью разработки и опытной отработки методик прогнозирования и планирования налоговых поступлений.

Кризисная ситуация в экономике России требует принятия решительных и неординарных мер по налоговому стимулированию, поддержке отечественного производства, наполнению бюджета. Между тем введенные в действие и намеченные к принятию в ближайшее время меры в области налогообложения нацелены скорее на будущее, чем на решение задач сегодняшнего дня. Для выхода из кризиса нужны именно антикризисные меры оперативного реагирования, а не очередные эволюционные шаги по оптимизации налоговой системы страны [7] .

Совершенствование российской налоговой системы в среднесрочном и долгосрочном периодах требует разработки и формирования эффективной национальной концепции налогообложения. Последняя должна стать основой для проведения эффективной государственной налоговой политики.

Выводы

1. Рыночные изменения экономических отношений в России определили необходимость коренных преобразований налоговой системы и налоговой политики России.

2. Налоговая система России пока не в полной мере подстроена под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности.

3. Необходимо сформировать действенную систему налогообложения, обеспечивающую стимулирование активности инвесторов и переход к инновационному типу экономического роста в России.

Библиографический список

1. Материалы официального отчета, опубликованного на сайте Федеральной налоговой службы http: // www.nalog.ru.

2. Данные сайта Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru

3. Основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрены на заседании Президиума Правительства РФ 25.05.2009г.)

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 г. // Российская газета. 2009. Федеральный выпуск №5038(214).13 нояб.

5. Дадашев А.З. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития // Финансы. 2009. №6. С. 36.

6. Пансков В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности // Финансы. 2009. №2. С. 38.

7. Пансков В.Г. Налоговая политика в условиях финансового кризиса- средство оперативного реагирования // Налоговая политика и практика. 2009. № 6(78). С.4.

8. // Финансы. 2009. №8. С. 27.

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 17, 2010.

-\-

I.G. Ramazanova, R. Y. Guliyeva

Improved fiscal system in RUSSIA

The authors analyze the current tax system in Russia, and come to the conclusion that the implementation rate for the transition to innovation model of economic development requires improvement. It is proposed to increase the role of the regulatory function of taxes. Highlights the urgent need to develop a long-term Russian tax policy with the requirements of international law in the field of taxation.

Keywords: tax policy, tax rates, direct and indirect taxes, tax authorities, tax burden, collection, preferential, tax administration.

Рамазанова Индиана Гаджиевна (р. 1964) доцент кафедры государственного и муниципального управления Дагестанского государственного технического университета, кандидат экономических наук (2000), окончила Дагестанский политехнический институт (1987).

Область научных интересов - государственное управление налогообложением, Автор 56 научных публикаций.

Гулиева Рашидат Юсуповна (р. 1970) старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Дагестанского государственного технического университета, кандидат экономических наук (1998), окончила Дагестанский государственный университет (1992)

Область научных интересов - государственные и муниципальные финансы; региональная

бюджетная политика,

Автор 42 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.