Итак, мы исследовали механизмы трех видов маржинальных сделок: собственно маржинальной сделки, маржинального вывода денежных средств и сделки РЕПО. На основании проведенного исследования правомерно, на наш взгляд, предложить следующую классификацию маржинальных сделок (таблица).
Классификация маржинальных сделок
Критерий классификации Виды маржинальных сделок
Фиксация сроков займа 1. Сделки с фиксированным сроком займа. 2. Сделки без фиксированного срока займа
Возможность вывода денежных средств с брокерского счета 1. Сделки с выводом денежных средств с брокерского счета. 2. Сделки без вывода денежных средств с брокерского счета
Ликвидность закладываемых ценных бумаг 1. Сделки под ликвидные (маржинальные) ценные бумаги. 2. Сделки под немаржинальные ценные бумаги
Целевое назначение сделок 1. Сделки с целевой (спекулятивной) направленностью. 2. Сделки с нецелевой направленностью (удовлетворение любых потребностей клиента)
Вид заемных активов 1 .Сделки с заемными активами -денежными средствами. 2. Сделки с заемными активами - ценными бумагами
Первый критерий - фиксация сроков займа. В соответствии с данным критерием можно выделить сделки, по которым сроки займа жестко зафиксированы (сделки РЕПО), и сделки без зафиксированного срока займа (собственно маржинальные сделки и маржинальный вывод денежных средств).
Второй критерий - это возможность вывода денежных средств с брокерского счета. В соответствии с данным критерием можно выделить сделки, в которых встроена возможность осуществить вывод денежных средств с брокерского счета (сделка «маржинальный вывод» и сделка РЕПО), и сделки без возможности вывода денежных средств (собственно маржинальные сделки).
Третий критерий классификации - это ликвидность закладываемых ценных бумаг. В качестве залога броке-
рами могут быть приняты ликвидные (маржинальные) ценные бумаги (собственно маржинальные сделки и маржинальный вывод) и ценные бумаги, которые не входят в маржинальный список (сделки РЕПО).
В соответствии с четвертым критерием (целевое назначение сделок) можно выделить сделки, имеющие целевую (спекулятивную) направленность (собственно маржинальные сделки), и сделки нецелевой направленности (удовлетворение любых потребностей клиента) - маржинальный вывод и сделки РЕПО.
Пятый критерий - вид заемных активов. В соответствии с данным критерием можно выделить сделки с заемными активами - денежными средствами (собственно маржинальные сделки в части длинных маржинальных позиций, маржинальный вывод и сделки РЕПО) и сделки с заемными активами - ценными бумагами (собственно маржинальные сделки в части коротких маржинальных позиций).
Предложенная классификация маржинальных сделок учитывает специфические особенности механизмов осуществления данных сделок, отражает существующие между ними взаимосвязи. По нашему мнению, авторская классификация маржинальных сделок может быть использована брокерами, осуществляющими или планирующими осуществление маржинальных сделок, клиентами брокеров при планировании инвестиционных стратегий на рынке ценных бумаг, а также Банком России как мегарегулятором российского финансового рынка при регулировании деятельности брокеров, осуществляющих маржинальные сделки.
1. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон РФ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (в редакции от 21.07.2014 г.). Ст. 3.
2. Попова Т.А. Оценка рисков брокера при осуществлении маржинального кредитования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2011.
3. Чернышкин Д.Г. Функционирование и регулирование маржинальных сделок на российском рынке ценных бумаг: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2011.
4. URL: http://www.aton.ru.
5. URL: http://www.bcs.ru.
6. URL: http://www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?theme= &word_id=25848.
7. URL: http://kredit-otziv.ru/finambank/.
8. URL: http://www.onlinebroker.ru/services/stock/margins.
9. URL: http://www.open.ru/.../edited2/report-ifrs-2q2014.pdf.
10. URL: http://www.finam.ru.
Ольга Святославовна Кириллова,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения, социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
НАЛОГОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена исследованию налоговых приоритетов развития современной экономики. Названы основные доминирующие направления развития налогообложения, адаптированные к современным экономическим и политическим реалиям и направленные на обеспечение устойчивости национальной налоговой системы: стимулирование малого бизнеса, информатизацию налоговых процессов, деофшоризацию экономики, налоговый
Саратовский
УДК 336.22
комплаенс. Отмечается сложность и комплементарность происходящих налоговых преобразований. Итогом исследования является вывод о необходимости создания благоприятной налоговой среды для точек роста национальной экономики.
Ключевые слова: налоги, экономика, регион, налоговое стимулирование, налоговая система, налоговый комплаенс.
O.S. Kirillova
TAX DETERMINANTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN MODERN ECONOMY
The paper deals with fiscal priorities of the development of modern economy. The author identifies major trends in the development of taxation system adapted to the current economic and political realities and aimed at ensuring the sustain-ability of the national tax system: supporting small businesses, computerization of tax processes, de-offshorization of economy, and tax compliance. The complexity and complementarity of current tax changes are noted. The study concludes that it is necessary to create favourable tax environment for developing growth points of the national economy. Keywords: taxes, economy, region, tax incentives, tax system, tax compliance.
Одним из главных приоритетов современной налоговой политики является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. В первую очередь речь идет о соответствии современных налоговых трансформаций глобальным экономическим и политическим вызовам, их адаптации возможным изменениям в международном структурировании бизнеса при сохранении паритета задач по обеспечению бюджетной устойчивости, мобилизации необходимого объема доходов бюджетной системы, по поддержке и стимулированию предпринимательской и инвестиционной активности, формированию налоговой конкурентоспособности России в мировой экономике.
К наиболее значимым приоритетам эволюции национальной экономики в ближайшей перспективе можно отнести оптимизацию налоговой нагрузки, создание особых условий ведения предпринимательской деятельности, стимулирование инвестиций и инновационного развития, малого предпринимательства, курс на деоф-шоризацию российской экономики, оптимизацию налоговых льгот, дальнейшее внедрение автоматизированного риск-ориентированного подхода в процессе процедур налогового контроля, совершенствование налогового администрирования и некоторые другие.
Эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», проведя исследование налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов России, выяснили, что налоговое бремя распределено в РФ по отраслям достаточно неравномерно и его показатели, как правило, выше соответствующих показателей развитых стран Европы и США. Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах - членах ОЭСР в 2012 г. составил 34,91% к ВВП, что на 0,8 процентных пункта ниже значения в России - 34,99% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2012 г. составил 23,8% к ВВП, что ниже среднего значения по ОЭСР [2]. К тому же наибольшая доля налоговых поступлений в бюджет в совокупном обороте отрасли отмечена в нефтегазодобывающем секторе (35,6%), тогда как средний уровень нагрузки организаций, занимающихся изготовлением пищевых продуктов, в том числе напитков, составил лишь 8,7%. Налоговая нагрузка других отраслей гораздо ниже, при этом разница между показателями первой и последней отрасли рей-
тинга (нефтегазодобывающей промышленностью и воздушным транспортом) составляет более 70 раз.
Наличие множества подходов к определению налоговой нагрузки обусловлено дискуссиями по вопросам необходимости и обоснованности включения в расчет налога на доходы физических лиц, ряда косвенных налогов, корректности соотношения общей суммы налогов предприятия и его прибыли, добавленной стоимости и выручки. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) в 2012 -2013 гг. Россия стала лишь 67-й из 144 ранжированных стран, а ее позиции по налоговым составляющим были: 105-е место - по умеренности налога на прибыль организаций (совокупная ставка по данным ВЭФ - 46,9%) и 121-е место - по общей эффективности налогообложения. В другом авторитетном рейтинге конкурентоспособности стран, составленном Лозаннской бизнес-школой 1МО, Россия в 2012 г. была 48-й из 59 включенных в анализ государств. При этом по эффективности правительственного регулирования экономики, включая налоговую составляющую, у России вновь были невысокие показатели.
Почему же ВЭФ и 1МО так низко оценивают налоговую конкурентоспособность России для бизнеса? Во-первых, как нам представляется, проблема связана не столько с высоким уровнем налогов на прибыль и на ее распределение для компаний-резидентов, сколько с избыточным характером социальных платежей с работодателей. Несмотря на привлекательность налогового климата России для предпринимательской деятельности, выражающуюся в умеренных ставках налога на прибыль и НДС, следует признать, что налоговый фактор в определении общей конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с точки зрения роли правительства в экономике не является доминирующим. При оценке привлекательности страны для создания и ведения бизнеса налоги, как правило, рассматриваются только в совокупности с прочей положительной комбинацией условий.
В связи с этим одним из направлений налоговой политики на ближайшие три года является формирование налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в России. По результатам оценки ведения бизнеса в конкретной стране и сравнения с другими странами, проводимой Всемирным банком и Междуна-
родной финансовой корпорацией на основе показателей Doing Business (в том числе по направлению «Налогообложение»), Российская Федерация по итогам 2012 г. поднялась за год с 112-й на 92-ю позицию. По агрегированному значению индикатора «Налогообложение» в 2012 г. Россия заняла 56-е место в рейтинге и опередила среднее значение по странам БРИКС (124-е место), странам «Большой двадцатки» (84-е место), странам ОЭСР (в среднем - 59-е место).
В числе стран G20 только у семи государств более высокий индивидуальный рейтинг по индикатору «Налогообложение», из них пять являются членами ОЭСР: Австралия, Великобритания, Канада, Франция, Южная Корея, а также Саудовская Аравия и ЮАР. Их преимущество перед Россией по этому показателю базируется в основном на более низкой налоговой нагрузке на компании: это касается налогов на фонд оплаты труда и прочих налоговых платежей.
Одним из направлений создания налоговой среды для бизнеса является развитие малого и среднего предпринимательства. В числе инструментов налогового стимулирования развития малого и среднего бизнеса ведущая роль сегодня отводится созданию особых налоговых условий для ведения предпринимательской деятельности. В частности, подобные условия созданы на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, Республике Хакасия и Красноярском крае. Кроме того, законодательно предусмотрены так называемые налоговые каникулы, в рамках которых предполагается применение нулевой налоговой ставки для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную системы налогообложения и ведущих деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Следует отметить, что отношение экспертов к подобного рода преференции далеко не однозначно: существует риск возникновения различных схем уклонения от налогообложения путем создания на месте существующих компаний целого ряда вновь зарегистрированных субъектов малого бизнеса с целью заявить право на данную налоговую льготу. Следует четко приписать достаточно жесткие условия, позволяющие воспользоваться налоговыми каникулами индивидуальным предпринимателям, реально впервые начинающим свою деятельность в указанных сферах.
Еще одним детерминантным направлением развития налоговых отношений является оптимизация существующих налоговых льгот. В условиях оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов особую остроту приобрел вопрос о необходимости оценки эффективности налоговых расходов бюджетов, в качестве которых и выступают налоговые льготы. Консолидированный бюджет РФ в 2012 г. недополучил из-за налоговых преференций 1,8 трлн руб., или 2,9% ВВП [3], в том числе наиболее «дорогостоящими» оказались льготы по налогу на добычу полезных ископаемых для уже выработанных (0,25% ВВП) и новых (0,14% ВВП) месторождений, по налогу на прибыль в форме амортизационной премии (0,22% ВВП), налогового стимулирования НИОКР и уменьшения прибыли на убытки текущего и прошлых периодов (0,21%) и нулевой ставки по дивидендам российских компаний (0,13%). По мнению Министерства
финансов РФ, наибольший удельный все приходится на налоговые расходы в форме прямых налоговых льгот социального характера (71,7% всех налоговых расходов). В целом на льготы по четырем налогам: на добычу полезных ископаемых, на имущество организаций, на прибыль и на добавленную стоимость - приходится около 95% выпадающих доходов бюджета.
Особое внимание в последнее время уделяется федеральным льготам в отношении региональных и местных налогов: выпадающие доходы по ним составили 0,73% ВВП; от многих из них регионы готовы отказаться, так как большая часть региональных бюджетов перегружена социальными обязательствами, не обеспеченными финансовыми источниками их покрытия. Предполагаемое повышение инвестиционной привлекательности территорий за счет существующего льготного налогообложения далеко не всегда сопоставимо с величиной бюджетных потерь. Тем более что экономический эффект от 117 из 128 налоговых преференций не оценивается [4]. Снижение инвестиционной привлекательности отраслей и отдельных территорий за счет отмены ряда льгот должно сопровождаться компенсационным механизмом для инвесторов, зависящим от конкретного результата их деятельности. Вместе с тем следует достаточно осмотрительно подходить к процессу оптимизации налоговых льгот: эффект от их применения может быть не прямым, а отложенным во времени. Например, денежное выражение налоговых льгот может быть распределено в виде дивидендов акционерам и впоследствии реинвестировано в производство.
В качестве еще одного современного тренда развития налогового механизма можно назвать новации в налогообложении недвижимого имущества физических лиц и доходов от его продажи, в частности поэтапный переход на исчисление налога, исходя из кадастровой оценки объектов налогообложения, освобождение от налога на доходы физических лиц доходов от продажи отдельных категорий недвижимости вне зависимости от срока владения и др.
Особое место среди приоритетов современного налогообложения занимает налоговый комплаенс (tax compliance). Механизм налогового комплаенса предназначен для того, чтобы в соответствии с нормами налогового законодательства превентивно выявить налоговые риски, а также предотвратить возникновение ситуаций, с которыми они связаны, либо оценить уже реализованные налоговые риски. Чаще всего налоговый комплаенс реализуется в области корпоративного налогообложения.
Одной из актуальных зон рискового налогообложения, по мнению многих специалистов, признаются начавшиеся процессы деофшоризации российской экономики, предполагающие возвращение капиталов из теневого бизнеса и иностранных юрисдикций в прозрачную российскую экономику, функционирующую по установленным нормам и правилам.
Принятый закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК) внес многочисленные поправки, которые призваны в корне изменить правила игры в этой области. В соответствии с ними до 15 июня 2015 г. российские налогоплательщики будут обязаны проинформировать государственные органы о компаниях, которые они контролируют за рубежом, раскрыть информацию о
бенефициарных владельцах. Вместе с тем эффективность введения данного закона подкреплена мероприятиями по формированию системы глобального обмена налоговой информацией с иностранными юрисдикциями. Так, с 1 июля 2015 г. вступит в силу ратифицированная Россией Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, которую признали все государства ОЭСР. В соответствии с ее нормами у налоговых органов впервые появятся юридические основания для получения информации из офшоров (в том числе Британских Виргинских островов, Джерси, Гибралтара и многих других). Конвенция не только расширит существующие возможности информационного обмена на основании запросов, но и станет нормативной базой для автоматического обмена информацией, который будет реализован в 2017 - 2018 гг.
Введение понятия налогового резиденства организаций связано с необходимостью ограничения возможности уклонения от налогообложения прибыли с использованием офшорных компаний: налоговыми резидентами РФ кроме юридических лиц, образованных в соответствии с российским законодательством, признаются организации, местом фактического управления которых является Россия. Однако значимая часть экспертного сообщества с сомнением относится к подобной новации, поскольку современные коммуникативные технологии создают возможности виртуального присутствия топ-менеджеров корпораций при их фактической территориальной разобщенности. Например, используя средства аудио- и видеоконференций, члены управленческого органа компании могут находиться на отдаленных друг от друга территориях, в том числе и в безналоговых юрисдикциях, преднамеренно избегая проведения заседаний в странах, в которых в качестве одного из признаков налогового резиденства используется место управления организацией, с целью избежания налогообложения доходов таких организаций в стране их фактического резидентства. Таким образом, возникает необходимость уточнения вопроса, насколько правила установления налогового резидентства, основанные на той или иной форме физического присутствия лиц, принимающих решения, соотносятся с современными технологическими реалиями.
Помимо этого, налоговой службой РФ заканчивается работа по подготовке к реализации механизма добровольного декларирования физическими лицами банковских счетов за рубежом, имущества (включая недвижимость, ценные бумаги), а также предоставления сведений о контролируемых иностранных компаниях. Это позволит налогоплательщикам - физическим лицам обеспечить правовые гарантии сохранности их капитала и имущества, защиту их имущественных интересов (в том числе за пределами Российской Федерации), создать стимулы для добросовестного исполнения обязанностей, установленных налоговым законодательством. Данная информация будет иметь статус налоговой тайны и предоставляться только по специальному запросу самому декларанту. Официальный сайт Федеральной налоговой службы адаптирован к этим нововведениям и предоставляет налогоплательщикам всю необходимую информацию.
Таким образом, приведение норм и практики в сегменте международного налогообложения в соответствие с существующим законодательством является одним из
значимых направлений развития современного налогообложения.
Другой сферой налогового комплаенса являются правила трансфертного ценообразования и организация налогового контроля этих процессов. Применение правил трансфертного ценообразования, действующих на территории России более трех лет, сопряжено с определенными проблемами, провоцирующими возникновение налоговых рисков: неясности в отношении формулировок некоторых законодательных норм, трудоемкость по заполнению формы налогового уведомления, нечеткость в отношении подходов к контролю рыночных цен внутригрупповых финансовых сделок и сделок с нематериальными активами. Тем не менее процессы налогового контроля трансфертного ценообразования набирают обороты, но по итогам 2014 г. еще ни одна проверка не завершена. Это связано во многом с наличием в законодательстве переходных положений, в соответствии с которыми установлены пониженные пороговые значения показателей для признания сделок контролируемыми, для возникновения у налогоплательщиков обязанности по предоставлению уведомлений и документаций, сроков предоставления уведомлений и иной документации, а также сроков инициирования проверки контролирующим органом. Данный переходный период будет действовать в отношении разных элементов механизма контроля трансфертного ценообразования в период до 2017 г. В связи с этим развитию системы налогового комплаенса в этом сегменте налогообложения следует уделять особое внимание.
Одним из инструментов расширения сферы применения налогового комплаенса является введение института налогового мониторинга [1]. Между налогоплательщиками и налоговыми органами предполагается заключать соглашения о расширенном информационном взаимодействии, при этом компании-налогоплательщики должны отвечать определенным критериальным требованиям: оборот должен составлять от 3 млрд руб. в год, активы - от 3 млрд руб. и налоговая нагрузка в части НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ - не менее 300 млн руб. в год. Цель данного проекта - соблюдение норм налогового законодательства и снижение налоговых рисков для налогоплательщиков. Налогоплательщик имеет право выбора формы информационного обмена с налоговыми органами: самому регулярно подавать налоговикам в электронной форме документы и информацию, служащие основанием для начисления налогов, или же предоставить налоговому органу доступ к своим информационным системам.
Преимуществами участия в налоговом мониторинге для налогоплательщика являются:
• освобождение от пеней и исключение вины налогоплательщика в случае, если он последовал мотивированному мнению налогового органа, данному в ходе налогового мониторинга;
• получение мотивированного мнения налоговых органов в случае обнаружения налогового правонарушения или по запросу компании-плательщика в отношении неоднозначных вопросов налогообложения;
• возможность воспользоваться взаимосогласительной процедурой в случае разногласий во мнениях налогоплательщика и налоговых органов по определенному вопросу;
• невключение плательщика в план выездных налоговых проверок в период, предусмотренный договором (от предоставления налоговой декларации это не освободит).
Существуют и другие сферы применения налогового комплаенса на основе системного и постоянного подхода к его организации и функционированию. В реализации регуляторной функции комплаенса в сфере налоговых отношений испытывает взаимный интерес и государство, и налогоплательщик: один - получает инструмент оперативной и достоверной предварительной оценки предполагаемых новых бизнес-процессов налогоплательщика, корректирующих воздействий на него; другой - минимизирует собственные налоговые и иные связанные с ними риски. В результате комплаенс способствует налоговой безопасности национальной экономики и обеспечивает ее дальнейшее развитие.
Таким образом, концептуальной особенностью современного этапа развития налоговой системы России можно назвать нацеленность на создание благоприятной среды для бизнеса. Все изменения возможны только в связи с требованиями современной экономики, новыми
приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования. Цели налоговой политики в России заключаются в поддержке инвестиций, развитии человеческого капитала и повышении предпринимательской активности.
1. Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_170540.
2. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_126727.
3. Минфин оценил потери бюджета из-за налоговых льгот в 1,8 трлн рублей // Forbes. 2013. 19 ноября. URL: http://www. forbes.ru/news/247582-minfin-otsenil-poteri-byudzheta-iz-za-nal-ogovykh-lgot-v-18-trln-rublei.
4. Титов С. Бюджет теряет на льготах // Ведомости. 2014. 17 октября. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/arti-cles/2014/01/17/byudzhet-teryaet-na-lgotah.
фзйр ivonoiral'flgmail.com Никита Александрович Ларионов,
аспирант кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.64 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ В КРАУДФАНДИНГОВОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
В условиях формирования мировыми державами инновационной экономики стал актуальным поиск дополнительных финансовых ресурсов на развитие высокотехнологичных сфер деятельности и инновационных проектов. В современном информационном мире новой моделью финансирования инноваций становится краудфандинг, в первую очередь один из его видов - акционерный краудфандинг. Цель статьи - выявление особенностей финансового поведения инвесторов в модели финансирования инноваций, основанной на акционерном краудфандинге. Выявлены тенденции развития института краудфандинга как финансового инструмента поддержки инновационных проектов. Сформулировано авторское определение акционерного краудфандинга. Использованы два подхода к исследованию финансового поведения инвесторов акционерного краудфандинга: поведенческих предубеждений и мотивирующих факторов. Систематизированы мотивирующие и отталкивающие факторы для инвесторов акционерного краудфандинга. По результатам проведенного исследования выявлены особенности финансового поведения краудинвесторов.
Ключевые слова: инновации, инвесторы, краудфандинг, поведенческие финансы.
N.A. Larionov
FINANCIAL INVESTOR BEHAVIOR IN A CROWD-FUNDING MODEL OF INNOVATION FUNDING
The paper states that in the context of the development of innovation economy in leading countries the challenge of finding additional financial resources for the development of high-tech areas and innovation projects has become more urgent. In information economy crowd-funding, especially equity crowd-funding, has become a new model of financing innovation. The paper aims to identify features of financial investor behaviour in the innovation financing model based on equity crowd-funding. The author discusses major trends in crowd-funding institution development as a financial instrument to support innovative projects, presents an original approach to the definition of equity crowd-funding, reveals two approaches to the study of the behaviour of financial investors in equity crowd-funding: behavioural biases and motivating factors. Factors of incentivization and disincentivization for investors in equity crowd-funding are systematized. Conclusions are made about particular features of financial behaviour of crowd-funding investors.
Keywords: innovation, investors, crowd-funding, behavioural finance.