• невключение плательщика в план выездных налоговых проверок в период, предусмотренный договором (от предоставления налоговой декларации это не освободит).
Существуют и другие сферы применения налогового комплаенса на основе системного и постоянного подхода к его организации и функционированию. В реализации регуляторной функции комплаенса в сфере налоговых отношений испытывает взаимный интерес и государство, и налогоплательщик: один - получает инструмент оперативной и достоверной предварительной оценки предполагаемых новых бизнес-процессов налогоплательщика, корректирующих воздействий на него; другой - минимизирует собственные налоговые и иные связанные с ними риски. В результате комплаенс способствует налоговой безопасности национальной экономики и обеспечивает ее дальнейшее развитие.
Таким образом, концептуальной особенностью современного этапа развития налоговой системы России можно назвать нацеленность на создание благоприятной среды для бизнеса. Все изменения возможны только в связи с требованиями современной экономики, новыми
приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования. Цели налоговой политики в России заключаются в поддержке инвестиций, развитии человеческого капитала и повышении предпринимательской активности.
1. Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_170540.
2. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_126727.
3. Минфин оценил потери бюджета из-за налоговых льгот в 1,8 трлн рублей // Forbes. 2013. 19 ноября. URL: http://www. forbes.ru/news/247582-minfin-otsenil-poteri-byudzheta-iz-za-nal-ogovykh-lgot-v-18-trln-rublei.
4. Титов С. Бюджет теряет на льготах // Ведомости. 2014. 17 октября. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/arti-cles/2014/01/17/byudzhet-teryaet-na-lgotah.
фзйр ivonoiral'flgmail.com Никита Александрович Ларионов,
аспирант кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.64 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ В КРАУДФАНДИНГОВОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
В условиях формирования мировыми державами инновационной экономики стал актуальным поиск дополнительных финансовых ресурсов на развитие высокотехнологичных сфер деятельности и инновационных проектов. В современном информационном мире новой моделью финансирования инноваций становится краудфандинг, в первую очередь один из его видов - акционерный краудфандинг. Цель статьи - выявление особенностей финансового поведения инвесторов в модели финансирования инноваций, основанной на акционерном краудфандинге. Выявлены тенденции развития института краудфандинга как финансового инструмента поддержки инновационных проектов. Сформулировано авторское определение акционерного краудфандинга. Использованы два подхода к исследованию финансового поведения инвесторов акционерного краудфандинга: поведенческих предубеждений и мотивирующих факторов. Систематизированы мотивирующие и отталкивающие факторы для инвесторов акционерного краудфандинга. По результатам проведенного исследования выявлены особенности финансового поведения краудинвесторов.
Ключевые слова: инновации, инвесторы, краудфандинг, поведенческие финансы.
N.A. Larionov
FINANCIAL INVESTOR BEHAVIOR IN A CROWD-FUNDING MODEL OF INNOVATION FUNDING
The paper states that in the context of the development of innovation economy in leading countries the challenge of finding additional financial resources for the development of high-tech areas and innovation projects has become more urgent. In information economy crowd-funding, especially equity crowd-funding, has become a new model of financing innovation. The paper aims to identify features of financial investor behaviour in the innovation financing model based on equity crowd-funding. The author discusses major trends in crowd-funding institution development as a financial instrument to support innovative projects, presents an original approach to the definition of equity crowd-funding, reveals two approaches to the study of the behaviour of financial investors in equity crowd-funding: behavioural biases and motivating factors. Factors of incentivization and disincentivization for investors in equity crowd-funding are systematized. Conclusions are made about particular features of financial behaviour of crowd-funding investors.
Keywords: innovation, investors, crowd-funding, behavioural finance.
Современная мировая экономика базируется на инновационном пути развития, следовательно, формируются и теории экономики инноваций, экономики знаний, новой экономики. В этой связи изменениям подвержены источники, инструменты и модели финансирования инноваций. По различным оценкам, существующие источники финансирования, включая инструменты финансовой поддержки со стороны государства, покрывают инвестиционные потребности инновационных компаний не более чем на 10 - 15%. На финансирование посевной стадии в России приходится меньше 5% доступных на рынке денег. В результате в России, как и во всем мире, назрела проблема альтернативных инструментов финансирования бизнеса на ранних стадиях развития.
Новая модель финансирования инновационных проектов, особенно на ранних (высокорисковых) стадиях, должна быть способна:
- вовлекать и обеспечивать эффективное участие в инновационной деятельности неограниченного числа людей по всему миру;
- не зависеть от местоположения и социального статуса любого участника системы;
- обеспечивать возможность рассмотрения, экспертизы и развития неограниченного числа инновационных проектов, включая защиту интеллектуальной собственности и отношения с инвесторами;
- мобилизовывать неограниченное количество капитала от разных источников - краудинвесторов, бизнес-ангелов, венчурных капиталистов, институциональных инвесторов и правительственных структур;
- обеспечивать трансграничность финансовых потоков и интеллектуальной собственности;
- обеспечивать интеграцию независимых предпринимателей, специалистов с существующей корпоративной и государственной НИОКР (R&D) структурой;
- обеспечивать баланс интересов всех участников и действовать в глобальных интересах;
- быть прозрачной и безопасной;
- быть доступной в режиме 24/7 из любой точки, где есть широкополосный доступ в Интернет с любым типом подключения;
- обеспечивать масштабируемость, гибкость, надежность;
- быть эффективной в развертывании и недорогой в обслуживании.
Новым финансовым инструментом становится крауд-фандинг, или народное финансирование (от англ. crowd -толпа, funding - финансирование), как коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Изначально краудфандинг использовался в некоммерческих (чаще благотворительных) проектах как сбор средств немногих сетевых персонажей, пытавшихся накопить деньги на лечение или учебу. В настоящее время краудфандинг зарекомендовал себя как полноценный финансовый инструмент - источник инвестиций на посевной стадии. Впервые крауд-фандинговая модель финансирования была использована создателями программного обеспечения: успешными проектами являются популярный браузер Mozilla
Firefox и текстовый процессор Abi Word. Такая модель оправдана и успешна на начальной стадии финансовой поддержки новой идеи, в дальнейшем же, когда проект выходит на высокую норму прибыли и риски существенно ниже, к финансированию подключаются крупные инвесторы. Краудфандинг способен поменять правила игры в области финансирования инноваций и тем самым в конкурентной борьбе, идущей в каждой из отраслей и среди развитых стран мира.
Краудфандинг представляет собой институт привнесения определенной демократии в мир финансовых операций. Впервые термин «краудфандинг» был использован Майклом Салливаном в 2006 г. [7]. В данной статье акцент сделан на акционерный краудфандинг по двум причинам: во-первых, именно данный вид крауд-фандинга является эффективным инструментом финансирования инноваций, особенно на ранних стадиях; во-вторых, это одна из наиболее обсуждаемых научных дисциплин на протяжении последних нескольких лет.
Акционерный краудфандинг (краудинвестинг), будучи одним из видов денежной модели краудфандинга, представляет собой инструмент коллективного (народного) финансирования на интернет-платформах венчурных бизнес-проектов (коммерческих, производственно-технологических, научных) на ранних стадиях (в отдельных случаях и для проектов более поздних стадий и потребительских секторов), позволяющий инвесторам получать часть прибыли или долю в бизнесе.
В ходе исследования автором выделены тенденции и факторы развития краудфандинга, в том числе как инструмента финансирования инноваций [2]:
- технологические достижения и социальные средства массовой информации. Современный уровень развития технологий позволяет пользователям Интернета вступать в онлайн-сообщества по интересам, чтобы обмениваться идеями и решать насущные проблемы;
- отказ от посредничества. Обеспечивается прямая связь покупателей с продавцами, создателей с инвесторами и проектов с сообществами. Традиционные бизнес-модели слишком сложны и требуют больших временных и финансовых затрат;
- малый бизнес испытывает трудности с привлечением начального капитала. Стартапы сталкиваются с большими трудностями, пытаясь привлечь небольшие суммы для начального финансирования (до 1 млн долл.);
- краудфандинговый эффект «парадигма сдвига». Предприниматели начинают осваивать краудфандинго-вый способ финансирования, благодаря которому они получают не только необходимый стартовый капитал, но и дополнительную рекламу через социальные сети и бесценные отзывы от потребителей. Многие инвесторы осознают, что они могут участвовать в реализации проектов от начала до конца, отслеживая процесс их развития и помогая по мере сил;
- внедрение акционерного краудфандинга, в том числе за счет его легализации в 2013 г.
Одним из ограничений существующей академической теории является слабое освещение поведенческих аспектов краудинвестинга. Поведенческие финансы -направление финансового менеджмента, учитывающее иррациональную природу поведения инвесторов и финансистов на рынке в условиях неопределенности и
риска при принятии решений финансово-инвестиционного характера. В то же время большая часть подобных инвестиций связана с высоким уровнем риска. Само существование краудфандинга противоречит отмечаемой повсеместно низкой толерантности к риску домохо-зяйств. Как правило, люди, спонсирующие проекты в классическом и благотворительном краудфандинге, имеют альтруистические мотивы [5], подвержены стадному чувству [9] или рассчитывают получить продукт раньше других [8]. Исследователи пришли к выводу, что ими движут схожие с другими группами неформальных инвесторов мотивирующие факторы. Их часто сравнивают с членами семьи или друзьями [3]. По оценке исследователей, единственным субъективным риском, связанным с этим типом краудфандинга, является риск мошенничества, который почти полностью нивелирован на большинстве платформ [4]. Однако для инвесторов акционерного краудфандинга исследователи описывают мотивацию противоположного толка, а именно направленную на получение прибыли [5]. Этот факт сближает инвесторов краудинвестинга и традиционных инвесторов, так как и теми, и другими движут эгоистические мотивы [11].
Новаторство настоящего исследования заключается в рассмотрении финансового поведения инвесторов акционерного краудфандинга (краудинвесторов) с использованием двух подходов: поведенческих предубеждений и мотивирующих факторов.
Исследуя факторы, влияющие на финансовое поведение краудинвесторов, мы систематизировали мотивирующие и отталкивающие факторы. При этом были выделены три группы мотивирующих факторов, проверенные эмпирическим путем:
- альтруистические (возможность сыграть активную роль в предпринимательском процессе; моральные соображения: возможность принести пользу обществу; желание поддержать рост местного бизнеса; желание поддержать друзей и членов семьи, которые создали проект; желание поддержать известную предпринимательскую команду, которая создала проект);
- внутренние (популярность бизнеса среди инвесторов; мнения других инвесторов о проекте и их ожидания; высокие ожидания от предпринимательской идеи);
- эгоистические (личная заинтересованность в конечном продукте проекта; диверсификация инвестиционного портфеля; будущая прибыль; налоговые преимущества [1]).
Среди факторов, которые отталкивают краудинвесторов от принятия решения о финансировании того или иного инновационного проекта, выделены:
- высокая неопределенность;
- недостаточный объем информации о проекте;
- риск мошенничества;
- слабый уровень презентации проекта;
- новая предпринимательская команда, не обладающая необходимым опытом;
- низкая уверенность в предпринимательской идее;
- отсутствие личной заинтересованности в конечном продукте проекта;
- риск не успеть собрать необходимые средства;
- негативное мнение других инвесторов;
- малое количество поддержавших проект инвесторов.
Второй подход раскрытия финансового поведения краудинвесторов связан с поведенческими предубеждениями, которые влияют на процесс принятия решений. Среди них отмечаются:
- эвристика привязки и корректировки;
- предубеждение подтверждения;
- консерватизм;
- стадное чувство;
- избежание потерь;
- самоуверенность.
Для выявления особенностей финансового поведения краудинвесторов на основе обозначенных двух подходов использована авторская методика, включающая определенную последовательность действий:
1) проведено общее описание полученных в ходе опроса данных и представлен ряд описательных статистик;
2) оценена процентная доля ответивших и количество незаполненных полей;
3) протестированы основные допущения, а именно: надежность, нормальность, линейность, выпадающие показатели;
4) проведен анализ отношений между переменными и группами переменных, а именно: корреляция и комбинационная группировка по нескольким признакам.
Исследование показало, что большинство инвесторов (>50%) подвержены влиянию следующих четырех предубеждений:
- подтверждению (59,7%);
- консерватизму (57,5%);
- эвристике привязки и корректировки (54,8%);
- самоуверенности (50,0%).
Наибольшим мотивирующим факторов для инвесторов являются будущие финансовые прибыли (в среднем 4,18), а наименьшим - моральные соображения (в среднем 2,72). При этом все отталкивающие факторы, с точки зрения инвесторов, имеют весьма важное значение, наиболее важным из которых является отсутствие уверенности в бизнес-идее (с оценкой в 4,53).
По результатам проведенного исследования выявлены следующие особенности финансового поведения краудинвесторов.
1. Наибольший эффект на поведение инвесторов акционерного краудфандинга оказывают эгоистические факторы. Вместе с тем воздействие факторов других групп также является очень важным показателем в процессе принятия инвестиционных решений.
2. Краудинвесторы подвержены влиянию следующих предубеждений: предубеждение подтверждения, консерватизм, эвристика привязки и корректировки, самоуверенность. Единственное предубеждение, которое оказывает существенное влияние на поведение инвесторов акционерного краудфандинга, - это самоуверенность (воздействует на половину опрошенных инвесторов). Подверженность этому предубеждению в соответствии с результатами исследования снижает количество инвестиций [10]. Поведение подверженных предубеждениям инвесторов обычно отличается от поведения тех, кто действует рационально. Этот вывод может быть также оценен двояко. С одной стороны, подчеркивается важность применения поведенческих финансов в области акционерного краудфандинга, так как описанные
предубеждения могут оказать самый драматический эффект на будущее исследуемой платформы. С другой стороны, подтверждается теория « мудрости толпы». Тем не менее необходимо дополнительное исследование с использованием исторических данных, которое бы подтвердило один из предложенных выше подходов.
3. Поведение инвесторов акционерного краудфан-динга должно рассматриваться отдельно от остальных типов краудфандинга и других инвестиционных активностей, так как содержит несколько уникальных в сравнении с другими видами инвестирования характеристик. Во-первых, мотивация инвесторов акционерного краудфандинга недостаточно описана, даже учитывая результаты текущего исследования. Во-вторых, на деятельность инвесторов почти не влияют поведенческие предубеждения, которым они подвержены. В соответствии с описанными отличиями сложно сказать, мудрее ли толпа отдельных инвесторов, но однозначно понятно, что поведение инвесторов акционерного краудфандинга сильно отличается от поведения любой другой группы инвесторов.
Исследование финансового поведения краудинве-сторов доказало, что акционерный краудфандинг может быть назван отдельной формой инвестирования, а поведение участвующих в нем инвесторов демонстрирует множество необычных характеристик. Несмотря на подверженность большому количеству поведенческих предубеждений, толпа может быть оценена как более мудрый инвестор по сравнению с индивидуальными (пусть даже и профессиональными) инвесторами. Вместе с тем отмечено, что благодаря схожей мотивации поведение
инвесторов акционерного краудфандинга похоже на поведение инвесторов неформального рынка.
1. Ермакова Е.А. Теория и методология государственного налогового менеджмента. Саратов: СГСЭУ, 2007.
2. Ларионов Н.А. Развитие новых моделей венчурного финансирования // Вестник СГСЭУ. 2013. № 5 (49). С. 129 - 133.
3. Adebayo O.O. and Osmond I.C. A Search for an Acceptable Margin of Valuation Error: A Case Study of Valuers and Their Clients in Nigeria // Sri Lankan Journal of Estate. 2010. Vol. 4. P. 54 - 73.
4. Belleflamme P., Lamber T. and SchwienbacherA. Crowdfund-ing: Tapping the Right Crowd. URL: http://www.cesifo-group.de/link/ am12_Belleflamme.pdf.
5. Bradford C. The New Federal Crowdfunding Exemption: Promise Unfulfilled // Securities Regulation Law Journal. 2012. Vol. 40 (3). URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm? abstract_ id=2066088.
6. Bradford C.S. Crowdfunding and the Legal Securities Laws // COLUMBIA BUSINESS LAW REVIEW. 2012. Vol. 1(1). Р. 1- 150.
7. Castrataro D. A social history of crowdfunding. Social Media Week. 2011. URL: http://socialmediaweek.org/blog/2011/12/a-social-history-of-crowdfunding/#.UiRidBbGL_k [Accessed September 2, 2013].
8. De Buysere K. etal. A Framework for European Crowdfunding. [online]. URL: http://www.europecrowdfunding.org/Resources/ Documents/ FRAMEWORK_EU_CROWDFUNDING.pdf.
9. Lehner O.M. Crowdfunding Social Ventures: A Model and Research Agenda // Routledge Venture Capital Journal. 2013. Vol. 15(3). URL: http://ssrn.com/abstract=2102525.
10. Pompian M. Behavioural Finance and Wealth Management: How to Build OptimalPortfolios That Account for Investor Biases. 2nd ed. Wiley, 2012.
11. Vass T.E. Adding A Metro Geographical Component To An Equity Crowd Funding Project. The Private Capital Market, Inc. URL: http://ssrn.com/ abstract=2233130.
Марина Владимировна Плотникова,
аспирантка кафедры денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
[email protected] Лариса Владимировна Ильина,
доктор экономических наук, профессор кафедры денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.7 ФГБОУ ВПО ««РЭУ им. Г.В. Плеханова»
КАЧЕСТВО БАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ УСЛУГ: ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Необходимость соблюдения баланса интересов различных заинтересованных сторон при управлении качеством кредитных услуг требует от банков использования соответствующих подходов и инструментария. Цель статьи состоит в анализе и систематизации инструментов банковского управления качеством кредитных услуг и выявлении особенностей их применения в зависимости от различных факторов. Методологической основой исследования стали диалектический метод и системный подход. В результате проведенного исследования выявлены особенности применения методов и инструментов менеджмента качества с учетом специфики банковской кредитной деятельности. Дана интерпретация нормативно-правовых методов управления качеством применительно к каждому из выделенных уровней регулирования качества банковских кредитных услуг. Показана роль специфических инструментов банковского управления, в частности общебанковских инструментов, средств кредитного риск-менеджмента и банковского маркетинга, в процессе управления качеством кредитных услуг. Предложены соответствующие методические подходы по использованию представленного инструментария при управлении качеством кредитных услуг в банках. Определены приоритеты при применении инструментов управления качеством кредитных