Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ВВП / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович, Данилова Анна Алексеевна

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоги являются важной составляющей доходов бюджетов различных уровней. С помощью налогов обеспечиваются деятельность государства, функционирование бюджетной сферы, финансовая стабильность государства. Российская Федерация, являясь федеративным государством, имеет трехуровневый бюджет: федеральный, бюджет регионов и местные бюджеты. Налоги, являясь одним из источников формирования доходов бюджетов, также поделены налоговым законодательством РФ на три уровня: федеральные, региональные и местные. Бюджетным законодательством введен принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, определены бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Цель исследования заключается в исследовании роли и значения закрепленных за определенными бюджетами бюджетной системы налогов в формировании их доходной части. Научной новизной является установление влияния внешних условий на финансы бюджетов различных уровней, в этих целях исследованы бюджеты в допандемийный, пандемийный и постпандемийный периоды. Исследование проведено с применением общетеоретических методов: дедукции, обобщения, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, сопоставления, табличного и др. Исследованием установлено, что закрепленные за региональными и местными бюджетами налоги не выполняют регулирующую, стимулирующую функции, не обеспечивают финансовую самостоятельность региональных и местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REVENUES OF BUDGETS IN CONDITIONS OF CURRENT TAX LEGISLATION

The relevance of the research topic is due to the fact that taxes are an important component of budget revenues at various levels. With the help of taxes, the activities of the state, the functioning of the budgetary sphere, and the financial stability of the state are ensured. The Russian Federation, being a federal state, has a three-level budget: federal, regional and local budgets. Taxes, being one of the sources of budget revenue generation, are also divided by the tax legislation of the Russian Federation into three levels: federal, regional and local. Budget legislation introduced the principle of differentiating the income, expenses and sources of financing budget deficits between the budgets of the budgetary system of the Russian Federation, defined the budgetary powers of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation and municipalities. The study purpose is to examine the role and significance of taxes assigned to certain budgets of the budgetary system in forming their revenue part. The scientific novelty is determining the influence of external conditions on the finances of budgets at various levels, for this purpose, budgets in the pre-pandemic, pandemic and post-pandemic periods were studied. The study was conducted using general theoretical methods: deduction, generalization, analysis, synthesis, comparison, contrast, the tabular method, etc. The study found that taxes assigned to regional and local budgets do not perform regulatory, stimulating functions, do not provide financial independence of regional and local budgets.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.47026/2499-9636-2022-4-35-44

УДК 336.22:330.534.4(470) ББК У261.4(2Рос)

Н.З. ЗОТИКОВ, А.А. ДАНИЛОВА

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: налоги, косвенное налогообложение, финансовая самостоятельность, ВВП, консолидированный бюджет РФ, региональный бюджет, местный бюджет.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоги являются важной составляющей доходов бюджетов различных уровней. С помощью налогов обеспечиваются деятельность государства, функционирование бюджетной сферы, финансовая стабильность государства.

Российская Федерация, являясь федеративным государством, имеет трехуровневый бюджет: федеральный, бюджет регионов и местные бюджеты. Налоги, являясь одним из источников формирования доходов бюджетов, также поделены налоговым законодательством РФ на три уровня: федеральные, региональные и местные. Бюджетным законодательством введен принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, определены бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Цель исследования заключается в исследовании роли и значения закрепленных за определенными бюджетами бюджетной системы налогов в формировании их доходной части.

Научной новизной является установление влияния внешних условий на финансы бюджетов различных уровней, в этих целях исследованы бюджеты в допандемийный, пандемийный и постпандемийный периоды.

Исследование проведено с применением общетеоретических методов: дедукции, обобщения, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, сопоставления, табличного и др. Исследованием установлено, что закрепленные за региональными и местными бюджетами налоги не выполняют регулирующую, стимулирующую функции, не обеспечивают финансовую самостоятельность региональных и местных бюджетов.

Введение. До введения в 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)1 в законодательстве РФ не были установлены различия между налогами, сборами, пошлинами. Под ними понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, которые определялись законодательными актами. Поэтому трудно было различать налог от сбора. С введением НК РФ эти понятия четко разграничены. Выражаются они в следующем.

Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения. Уплата налога, устанавливаемого и вводимого законом, является обязательной, безвозмездной, не имеет целевую направленность. Налог закреплен за определенным бюджетом. В отличие от налога сбор является возмездным: его уплата становится обязательной за конкретно совершенное действие.

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671.

С введением НК РФ перечень налогов, взимаемых на территории РФ, является исчерпывающим, перечень федеральных налогов дан в ст. 13, региональных - в ст. 14 и местных - в ст. 15 НК РФ.

Исследование. Исследованием охвачены годы: 2018 г. - допандемийный, 2019-2020 гг. - пандемийные, 2021 г. - постпандемийный.

В табл. 1 приведем поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней, введя следующие сокращения: КБ РФ - консолидированный бюджет РФ; ФБ - федеральный бюджет; КБС РФ - консолидированные бюджеты субъектов РФ; МБ - местные бюджеты.

Как следует из данных табл. 1, в 2021 г. по сравнению с 2018 г.: - налоговые доходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 33,0%, федерального бюджета - на 31,8%, консолидированных бюджетов субъектов РФ - на 34,6%, местных бюджетов - на 27,6%; при этом в федеральный бюджет поступило 55,5% налогов в 2018 г. и 55,0% в 2021 г., в местные бюджеты - 12,7% и 12,0% от суммы налогов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов РФ;

Таблица 1

Поступление налоговых доходов, администрируемых ФНС России, в бюджеты, млрд руб.

Доходы 2018 г. 2019 г

КБ РФ ФБ КБС РФ МБ КБ РФ ФБ КБС РФ МБ

Налоговые доходы 21 142 11 742,6 9 399,4 1 193,0 22 503,4 12 380,2 10 123,2 1 296,2

налог на прибыль 4 099,9 995,5 3 104,4 8,4 4 543,1 1 185,0 3 358,1 11,6

то же, % 19,4 8,5 33,0 0,7 20,2 9,6 33,2 0,9

НДФЛ 3 653,0 - 3 653,0 780,8 3 955,2 - 3 955,2 850,4

то же, % 17,3 - 38,9 65,4 17,6 - 39,1 65,6

Косвенные 5 255,5 4 623,1 632,4 - 5 760,7 5 005,4 755,3 2,9

то же, % 24,8 39,4 6,7 - 25,6 40,4 7,5 0,2

НДС внутр. 3 574,6 3 574,6 - - 4 257,8 4 257,8 - -

акциз внутр. 1 493,1 860,7 632,4 - 1 277,5 522,2 755,3 2,9

НДС (при ввозе) 186,6 186,6 - - 224,0 224,0 - -

Региональные 1 148,4 - 1 148,4 11,4 1 095,7 - 1 095,7 11,6

Местные 256,1 - 256,1 209,0 263,0 - 263,0 212,4

Доля региональных и местных, % 6,6 - 14,9 18,5 6,0 - 13,4 17,3

Плата за природные ресурсы 6 178,5 6 106,9 71,6 2,1 6 258,9 6 173,0 85,9 2,5

в том числе НДПИ 6 127,3 6 060,3 67,0 2,1 6 106,4 6 024,9 81,5 2,5

из них на нефть 5 232,3 5 232,3 - - 5 175,5 5 175,5 - -

Госпошлина 37,4 17,0 20,4 17,7 37,6 16,0 21,6 18,7

СНР 512,7 - 512,7 163,0 587,5 - 587,5 186,0

в том числе УСН 422,2 - 422,2 78,2 492,9 - 492,9 97,6

доля СНР, % 2,4 - 5,5 13,7 2,6 - 5,8 14,3

Налоговые доходы 20 737 10 704 10 033 1 362,6 28 124,2 15 474,4 12 649,8 1 522,6

налог на прибыль 4 018,1 1 091,4 2 926,7 16,2 6 081,6 1 552,4 4 529,2 27,9

то же, % 19,4 10,2 29,2 1,2 21,6 10,0 35,8 1,8

НДФЛ 4 251,9 - 4 251,9 907,3 4 882,6 90,7 4 791,9 988,9

то же, % 20,5 - 42,4 66,6 17,4 0,6 37,9 64,9

Окончание табл. 1

Доходы 2018 г. 2019 г.

КБ РФ ФБ КБС РФ МБ КБ РФ ФБ КБС РФ МБ

Косвенные 6337,8 5 539,9 797,9 2,9 6 467,6 5 517,5 950,1 3,1

то же, % 30,6 39,9 7,9 0,2 23,0 35,6 7,5 0,2

НДС внутр. 4 268,6 4 268,6 - - 5 479,2 5 479,2 - -

акциз внутр. 1 833,1 1 035,2 797,9 2,9 675,2 -274,9 950,1 3,1

НДС (при ввозе) 232,0 232,0 - - 313.2 313,2 - -

Региональные 1 098,7 - 1 098,7 20,0 1 163,3 - 1 163,3 24,0

Местные 266,5 - 266,5 214,1 281,1 - 281,1 223,6

доля региональных и местных, % 6,6 - 13,6 17,2 5,1 - 11,4 16,3

Плата за природные ресурсы 4 142,0 4 057,5 84,5 2,8 8 400,0 8 297,7 102,3 3,4

в том числе НДПИ 3 953,6 3 872,8 80,8 2,8 7 338,1 7 240,3 97,8 3,4

из них на нефть 3 198,3 3198,3 - - 6 295,7 6 295,7 - -

Госпошлина 37,1 14,4 22,7 19,6 37,3 14,4 22,9 19,8

СНР 582,7 - 582,7 179,5 786,7 - 786,7 231,4

в том числе УСН 502,1 - 502,1 104,6 715,9 - 715,9 168,9

доля СНР, % 2,8 - 5,8 13,2 2,8 - 6,2 15,2

Примечание. Таблица составлена по сведениям из форм статистической налоговой отчетности ФНС России 1-НМ [7].

- в налоговых доходах федерального бюджета значительна доля платы за природные ресурсы (52,0% в 2018 г., 53,6% в 2021 г.), косвенных налогов (39,4% и 35,6%, соответственно), налога на прибыль организаций (8,5% и 10,0%); в структуре косвенных налогов преобладает доля НДС (77,3% и 84,7%); в составе платы за природные ресурсы преобладает доля НДПИ нефти (более 80,0%);

- в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ значительна доля НДФЛ (38,9 и 37,9%), налога на прибыль организаций (33,0% и 35,8%), незначительна доля региональных и местных налогов (14,9 и 11,4%), специальных налоговых режимов (5,5 и 6,2%);

- налоговые доходы местных бюджетов на 2/3 формируются за счет федерального налога НДФЛ, незначительна доля региональных и местных налогов (18,5 и 16,3%), специальных налоговых режимов (13,7 и 15,2%).

Как справедливо отмечают В.С. Веретенникова и Е.С. Макевнина, «существующая на сегодняшний день модель разграничения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы подразумевает под собой то, что основные налоги направляются сначала в федеральный бюджет, а потом - в региональные бюджеты и лишь после этого - в местные» [2].

В 2021 г. по сравнению с 2018 г. налоговые доходы, зачисляемые в консолидированный бюджет РФ, увеличились на 1/3, в том числе: налог на прибыль организаций - на 48,3%, НДФЛ - 33,7%, НДС внутренний - на 53,3%, региональные налоги - на 1,3%, местные - на 9,8%, плата за природные ресурсы -на 35,9%, специальные налоговые режимы - на 53,4%.

При этом в 2020 г. в сравнении с 2018 г. налоговые доходы консолидированного бюджета РФ уменьшились с 21 142,0 млрд руб. до 20 737,0 млрд руб., или на 1,9%, снижение допущено по налогу на прибыль, региональным налогам, плате за природные ресурсы, в том числе по НДПИ нефти на 38,9%.

Уменьшение платы за природные ресурсы в 2020 г. до 4142,0 млрд руб. (против 6178,5 млрд руб. в 2018 г. и 6258,9 млрд руб. в 2019 г.) связано с резким снижением НДПИ по нефти.

Доля налога на прибыль организаций в налоговых доходах федерального бюджета в 2018 г. составила 8,5%, в 2019 г. - 9,6%, в 2020 г. - 10,2%, в 2021 г. -10,0%.

Как отмечают В.В. Воробьева и М.А. Купянская, «федеральный бюджет играет ключевую роль в бюджетной системе РФ, потому что именно от его полноты зависит реализация важных государственных программ, влияющих на развитие экономики страны в целом» [3].

В числе основных проблемных вопросов налогообложения М.Д. Талаты-нова и Е.А. Боброва называют большую долю косвенного налогообложения, регрессивный характер подоходной системы налогообложения [10].

Доля налогов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов РФ, в 2018 г. составила 44,5%, в 2021 г. - 45,0%.

«Изменения в налогово-бюджетном законодательстве последних лет привели к значительному сокращению источников доходов бюджетов субъектов РФ», - отмечает А. А. Сорокина [9]. Необходимо повышать заинтересованность органов власти регионов и на местном уровне в увеличении своего налогового потенциала.

Когда государство распределяет дотации, направленные в целях выравнивания развития территорий, оно учитывает величину имеющегося в регионе налогового потенциала: регион с наибольшей величиной налогового потенциала получает меньше финансовой помощи.

По мнению А.О. Деревянко, «законодательно установленная методика оценки налогового потенциала не имеет стимулирующей направленности и не позволяет регионам проявлять заинтересованность в наращивании налогового потенциала путем роста экономической базы территории, что способствовало бы росту собственных доходов региона» [5].

Финансовую самостоятельность и состоятельность региональных бюджетов, их доходную базу, отмечает Е.Е. Афанасьева, характеризуют следующие показатели: «доля собственных доходов региональных бюджетов в общем объеме доходов, доля налоговых доходов в общих доходах бюджета, доля межбюджетных трансфертов, субсидий, дотаций в общем объеме доходов, показатель сбалансированности бюджета субъекта РФ» [1].

За анализируемый период менее всего подвержены изменениям поступления налогов в доходы местных бюджетов (налоговая база по налогу на имуще -ство физических лиц, земельному налогу не зависят от объемов производства). Доля местных налогов в налоговых доходах местных бюджетов незначительна

(14-17%). Доходная часть местных бюджетов на 2/3 формируется за счет федерального налога НДФЛ.

Из общей величины налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ выделяется местным бюджетам незначительная часть средств (в пределах 12,0%).

Вклад малого бизнеса, уплачивающего единый налог в связи с применением специальных налоговых режимов, в налоговые доходы местных бюджетов оценивается в 13-16%, при этом преобладает доля налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН).

Местные бюджеты в настоящее время испытывают «недостаток собственных доходов при выполнении расходных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1», - отмечают Е.А. Чудаева и А.Г. Глухова [11].

Здесь следует отметить, что до вступления в силу части второй НК РФ налог на прибыль, НДС зачислялись в региональные и местные бюджеты (табл. 2).

Таблица 2

Налог на прибыль, НДС и нормативы зачисления в бюджеты различных уровней

Вид налога Общая ставка, % В том числе по бюджетам Основание (Федеральный Закон / Закон РФ)

федеральный бюджет субъектов РФ местный

Налог на прибыль организаций 24 7,5 14,5 2 № 110-ФЗ от 06.08.2001 г.2

24 6 16 2 № 57-ФЗ от 29.05.2002 г.3

24 5 17 2 № 117-ФЗ от 07.07.2003 г.4

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Фед. закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571.

2 О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32849.

3 О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_36907.

4 О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации от 07.07.2003 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43165.

Окончание табл. 2

Вид налога Общая ставка, % В том числе по бюджетам Основание (Федеральный Закон / Закон РФ)

федеральный бюджет субъектов РФ местный

Налог на добавленную стоимость 28 (1992 г.) 100 - - № 1992-1 от 06.12.1991 г.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 (1993-2003 гг.) 100 - - № 3317-1 от 16.07.1992 г. 2

20 (1998 г.) 75 25 № 42-ФЗ от 26.03.1998 г.3

20 75% (1-й квартал 1999 г.) 25 № 36-ФЗ от 22.02.1999 г.4

20 85% (с 1 апреля 1999 г.) 15 № 36-ФЗ от 22.02.1999 г.

20 85% (на 2000 г.) 15 № 227-ФЗ от 31.12.1999 г.5

Как свидетельствуют данные табл. 2, когда ставка налога на прибыль составляла 24%, 2% из этой ставки зачислялись в доходы местных бюджетов по 2004 г. включительно.

Ставка НДС в размере 28% просуществовала в течение 1992 г., после чего снижена до 20% и просуществовала до 2003 г. В период с 2004 по 2018 г. действовала ставка налога в размере 18%, с 2019 г. вновь повышена до 20%. При этом льготная ставка налога в размере 10% (по продовольственным товарам и товарам для детей) оставалась неизменной. На 1998 г. и 1-й квартал 1999 г. налог в размере 75% от установленной ставки зачислялся в федеральный бюджет, 25% - в бюджеты регионов, по решению региональных органов власти часть налога оставалась за местными бюджетами. С 1 апреля 1999 г. по 2000 г. включительно за федеральным бюджетом закреплена часть налога в размере 85%, 15% передавалась регионам. С 1 января 2001 г. НДС вновь стал закрепленным за федеральным бюджетом в полном объеме.

В целях увеличения доходов местных бюджетов А. В. Панкова предлагает «введение прогрессивной шкалы НДФЛ и его взимание (зачисление) по месту жительства; перераспределение доходов от налогов на прибыль и имущество организаций, налога на УСН с приоритетом местного бюджета» [8].

1 О налоге на добавленную стоимость от 06.12.1991 г. № 1992-1-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159.

2 О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России от 16.07.1992 г. № 3317-1-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_744.

3 О федеральном бюджете на 1998 год: Фед. закон от 26.03.1998 г. № 42-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_18282.

4 О федеральном бюджете на 1999 год: Фед. закон от 22.02.1999 г. № Зб-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22109.

5 О федеральном бюджете на 2000 год: Фед. закон от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25636.

Далее рассмотрим роль налоговых доходов в формировании доходов бюджетов различных уровней за период с 2011 по 2020 г. (табл. 3).

Таблица 3

Поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней

Годы Консолидированный бюджет РФ, млрд руб. В том числе

федеральный бюджет консолидированный бюджет субъектов РФ ВВП, млрд руб.

абс. % абс. % в том числе местные бюджеты

абс. %

2011 11 258,1 5 985,1 53,2 5 273,0 46,8 879,0 16,7 60 114,0

2012 12 653,5 6 853,2 54,2 5 800,3 45,8 935,8 16,1 68 103,4

2013 13 030,4 7 063,8 54,2 5 966,6 45,8 1 042,7 17,5 72 985,7

2014 14 413,7 7 921,2 54,9 6 492,5 45,1 969,3 14,9 79 030,0

2015 15 515,6 8 590,5 55,4 6 925,1 44,6 999,3 14,4 83 087,4

2016 16 308,1 8 734,2 53,6 7 573,9 46,4 1 053,6 13,9 85 616,1

2017 19 276,8 11 071,3 57,4 8 205,5 42,6 1 122,9 13,7 91 843,2

2018 23 601,3 14 172,7 60,0 9 428,6 40,0 1 239,4 13,1 103 861,7

2019 28 337,9 18 185,6 64,2 10 152,3 35,8 1 340,8 13,2 109 608,3

2020 25 567,3 15 511,3 60,7 10 056,0 39,3 1 404,5 14,0 10 7315,3

Всего 179 962,7 104 088,9 57,8 75 873,8 42,2 10 987,3 - -

2020 г. к 2011 г., % 227,1 259,2 108,6 190,7 90,2 159,8 83,8 178,5

Среднегодовой темп роста, % 12,7 15,9 - 9,07 - 5,98 - 7,85

Примечание. Табл. 3 составлена авторами на основе данных Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов [6], а также ВВР России за 1991-2021 гг. [4].

Из данных табл. 3 можно сделать следующие выводы.

В 2020 г. по сравнению с 2011 г.:

- налоговые доходы консолидированного бюджета РФ увеличились в 2,27 раза, налоговые доходы федерального бюджета - в 2,59 раза, налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ - на 90,7%, в том числе доходы, выделяемые местным бюджетам, - лишь на 59,8%; доля налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, увеличилась с 53,2% до 60,7%, или на 14,1%;

- доля налоговых доходов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов РФ, наоборот, уменьшилась с 46,8% до 39,3%, или на 16,0%;

- доля налоговых доходов, поступающих в местные бюджеты, уменьшилась с 16,7 до 14,0%, или на 16,2%;

- среднегодовые темпы роста налоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет РФ, составили 12,7%; в федеральный бюджет - 15,9%; в консолидированный бюджет субъектов РФ - 9,07 %; в том числе зачисляемых в местные бюджеты - 5,98%.

Величина ВВП за указанный период увеличилась на 78,5%, среднегодовой темп роста составил 7,85%.

Выводы. Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что закрепленных за региональными и местными бюджетами налогов явно недостаточно для формирования доходов указанных бюджетов. Действующая налоговая система свою фискальную функцию направляет, прежде всего, на формирование доходов федерального бюджета, используя для этого долю косвенного налогообложения, в частности, за счет повышения ставки НДС с 18% до 20%, систематического пересмотра ставок акцизов в сторону повышения.

В более тяжелом финансовом положении оказываются местные бюджеты из-за закрепления за ними незначительных налогов, не нацеленных на повышение их налогового потенциала.

По нашему мнению, следует закрепить за региональными и местными бюджетами эффективные налоги, которые сформировали бы указанные бюджеты в достаточном объеме, в таком случае необходимость перераспределения доходов с помощью механизма межбюджетных трансфертов вообще отпадет.

Литература

1. Афанасьева Е.Е. Финансовая самостоятельность бюджетов субъектов Центрального федерального округа: состояние и перспективы достижения // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12, № 2. С. 26-32.

2. ВеретенниковаВ.С., МакевнинаЕ.С. Проблемы и приоритеты формирования налоговых доходов бюджетов в контексте обеспечения их финансовой устойчивости // Казанский экономический вестник. 2019. № 4(42). С. 101-106.

3. Воробьева В.В., Купянская М.А. Место налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. № 17(17). С. 36-41.

4. ВВП России по годам: 1991-2022 [Электронный ресурс]. URL: http://global-fi-nances.ru/vvp-rossii-po-godam.

5. Деревянко А.Ю. Налоговый потенциал региона как инструмент увеличения доходов региональных бюджетов // Вектор экономики. 2019. № 1(31). С. 71-83.

6. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс] // Федеральное казначейство: сайт. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov.

7. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn21/related_activities/statis-tics_and_analytics/forms.

8. Панкова А.В. Направления роста налоговых доходов местных бюджетов // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 43-4. С. 58-61.

9. Сорокина А.А. Проблемы формирования налоговых доходов бюджета региона на примере Алтайского края // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2019. № 17(17). С. 98-100.

10. ТалатыноваМ.Д., Боброва Е.А. Роль налоговой системы в формировании доходов федерального бюджета России и пути ее совершенствования // Научные записки ОрелГУЭТ. 2021. № 4(40). С. 40-45.

11. Чудаева Е.А., Глухова А.Г. Проблемы формирования налоговых доходов местных бюджетов в РФ // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2019. № 1-1. С. 100-105.

ЗОТИКОВ НИКОЛАИ ЗОТИКОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (Zotikovcontrol@yandex.ru; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123).

ДАНИЛОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант направления «Финансы и кредит», экономический факультет, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (annaalekceevna10@mail.ru).

Nikolay Z. ZOTIKOV, Anna A. DANILOVA

TAX REVENUES OF BUDGETS IN CONDITIONS OF CURRENT TAX LEGISLATION

Key words: taxes, indirect taxation, financial independence, GDP, consolidated budget of the Russian Federation, regional budget, local budget.

The relevance of the research topic is due to the fact that taxes are an important component of budget revenues at various levels. With the help of taxes, the activities of the state, the functioning of the budgetary sphere, and the financial stability of the state are ensured. The Russian Federation, being a federal state, has a three-level budget: federal, regional and local budgets. Taxes, being one of the sources of budget revenue generation, are also divided by the tax legislation of the Russian Federation into three levels: federal, regional and local.

Budget legislation introduced the principle of differentiating the income, expenses and sources of financing budget deficits between the budgets of the budgetary system of the Russian Federation, defined the budgetary powers of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation and municipalities.

The study purpose is to examine the role and significance of taxes assigned to certain budgets of the budgetary system in forming their revenue part.

The scientific novelty is determining the influence of external conditions on the finances of budgets at various levels, for this purpose, budgets in the pre-pandemic, pandemic and post-pandemic periods were studied.

The study was conducted using general theoretical methods: deduction, generalization, analysis, synthesis, comparison, contrast, the tabular method, etc.

The study found that taxes assigned to regional and local budgets do not perform regulatory, stimulating functions, do not provide financial independence of regional and local budgets.

References

1. Afanas'eva E.E. Finansovaya samostoyatel'nost' byudzhetov sub"ektov Tsentral'nogo fede-ral'nogo okruga: sostoyanie iperspektivy dostizheniya [Financial independence of budgets of subjects of the Central Federal District: state and prospects of achievement]. Vestnik Evraziiskoi nauki, 2020, vol. 12, no. 2, pp. 26-32.

2. Veretennikova V.S., Makevnina E.S. Problemy iprioritety formirovaniya nalogovykh dokho-dov byudzhetov v kontekste obespecheniya ikh finansovoi utoichivosti [Problems and priorities of formation of tax revenues of budgets in the context of ensuring their financial sustainability]. Kazanskii ekonomicheskii vestnik, 2019, no. 4(42), pp. 101-106.

3. Vorob"eva V.V., Kupyanskaya M.A. Mesto nalogovykh dokhodov v strukture dokhodov fede-ral'nogo byudzheta Rossiiskoi Federatsii [The place of tax revenues in the structure of federal budget revenues of the Russian Federation]. Uchenye zapiski Altaiskogo filiala Rossiiskoi aeademii narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhbypri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, 2020, no. 17(17), pp. 36-41.

4. VVP Rossii po godam 1991-2022 [Russian GDP by years: 1991-2022]. Available at: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam.

5. Derevyanko A.Yu. Nalogovyipotentsial regiona kak instrument uvelicheniya dokhodov regio-nal'nykh byudzhetov [The tax potential of the region as a tool for increasing the revenues of regional budgets]. Vektor ekonomiki, 2019, no. 1(31), pp. 71-83.

6. Konsolidirovannye byudzhety sub"ektov Rossiiskoi Federatsii i byudzhetov territorial'nykh gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov [Consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation and budgets of territorial state off-budget funds]. Available at: https://roskazna.gov.ru/-ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov.

7. Otchet o nachislenii ipostuplenii nalogov, sborov, strakhovykh vznosov i inykh obyazatel'nykh platezhei v byudzhetnuyu sistemu Rossiiskoi Federatsii [Report on the accrual and receipt of taxes, fees, insurance premiums and other obligatory payments to the budget system of the Russian Federation] Available at: https://www.nalog.gov.ru/rn21/related_activities/statistics_and_analytics/forms.

8. Pankova A.V. Napravleniya rosta nalogovykh dokhodov mestnykh byudzhetov [Directions of growth of tax revenues of local budgets]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2018, no. 43-4, pp. 58-61.

9. Sorokina A.A. Problemy formirovaniya nalogovykh dokhodov byudzheta regiona na primere Altaiskogo kraya [Problems of formation of tax revenues of the regional budget on the example of the Altai Territory]. Altaiskii vestnikgosudarstvennoi i munitsipal'noi sluzhby, 2019, no. 17(17), pp. 98-100.

10. Talatynova M.D., Bobrova E.A. Rol' nalogovoi sistemy v formirovanii dokhodov federal'nogo byudzheta Rossii i puti ee sovershenstvovaniya [The role of the tax system in the formation of federal budget revenues in Russia and ways to improve it]. Nauchnye zapiski OrelGUET, 2021, no. 4(40), pp. 40-45.

11. Chudaeva E.A., Glukhova A.G. Problemy formirovaniya nalogovykh dokhodov mestnykh byudzhetov v RF [Problems of formation of tax revenues of local budgets in the Russian Federation]. Problemy razvitiyapredpriyatii: teoriya ipraktika, 2019, no. 1-1, pp. 100-105.

NIKOLAY Z. ZOTIKOV - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Economic Security, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (Zotikovcontrol@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123).

ANNA A. DANILOVA - Master's Program Student, Economics Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (annaalekceevna10@mail.ru).

Формат цитирования: Зотиков Н.З., Данилова А.А. Налоговые доходы бюджетов в условиях действующего налогового законодательства [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. -2022. - №> 4. - С. 35-44. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2022/4/5. DOI: 10.47026/2499-96362022-4-35-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.